Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников

Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где обучались нормальные дети. Дети с ограничениями в здоровье всегда страдают от дискриминации и отчуждения в т.ч. и в образовании. Значительное число их обучается в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации. В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Существует такое понятие – инклюзия, которое означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты жизни дошкольного учреждения, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети. Это требует реальной адаптации пространства дошкольного учреждения к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех детей без исключения, ценить и уважать различия. Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.
Внедрением в практику идей интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад №23» г. Чебоксары занимается с 1997 года, т.е. со дня основания. За это время у нас выпустилось более 300 детей из них более 60% детей поступили в общеобразовательные школы и в школу 7 вида, около 30% обучается в 1ой коррекционной школе, и 10% переведены на домашнее обучение.
Все дети с ОВЗ нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками, но каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для его развития модель интегрированного обучения, сохранив во всех случаях необходимую специализированную психолого-педагогическую помощь. Для того чтобы решить эту задачу на практике Николай Николаевич Малофеев, Наталья Дмитриевна Шматко разработали набор базовых моделей совместного обучения, среди которых: постоянная полная, постоянная неполная, постоянная частичная, временная частичная, эпизодическая [4; 71]
В своей работе мы часто применяем постоянную частичную и эпизиодическую модели интеграции. Примером использования данных моделей инклюзии является организация нашими педагогами экскурсий по микрорайону, к достопримечательностям города, объектам социального значения: банк, магазины, библиотеки, к ближайшим памятникам и скверам с целью, расширения представлений о городе. Сотрудники ГИБДД на территории детского сада проводят практические беседы и занятия, с детьми, закрепляя правила дорожного движения. Мы на протяжении ряда лет дружим с детской музыкальной школой им. Максимова, которая помогает расширять представления наших воспитанников о классической музыке, через концерты в исполнении учеников школы.
К нам часто приходят в гости ученики из СОШ №27, №10, и воспитанники из детских садов нашего микрорайона, такие как: № 46, 9, 41, 50 с театрально-музыкальными представлениями.
Для наших сверстников такие встречи, безусловно, полезны. Но все же на мой взгляд важно учитывать социальные последствия, выражающиеся в ограничении жизнедеятельности и социальной недостаточности. Под ограничением жизнедеятельности имеются в виду снижение следующих способностей:
адекватно вести себя;
эффективно общаться с окружающими.
Под социальной недостаточностью понимается нарушение способности выполнять так называемые “социальные роли”. Однако, ограничения жизнедеятельности и социальная недостаточность однозначно не взаимосвязаны с нарушениями, а в не меньшей степени определяются социальными условиями, общественными нормами, отношением к детям с ограниченными возможностями здоровья в обществе и адаптированностью самого ребенка. [3;50
До сих пор инициатива в интегрированном обучении шла от специальной школы, от специальных педагогов. Между тем, совместное обучение дает многое как здоровым школьникам, так и детям с нарушениями в развитии. Интеграция способствует формированию у здоровых детей терпимости к физическим и психическим недостаткам одноклассников, чувство взаимопомощи и стремления к сотрудничеству. У детей с ограниченными возможностями в развитии совместное обучение ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития и обучения. [3;56]
Но зачастую отсутствие учебной успешности и адаптации при обучении в массовой школе ставит под сомнение целесообразность интеграции. Успешность интеграции детей с нарушением развития зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений и от эффективности учитывающих эти нарушения учебных программ и обучающих технологий, но и от системы отношений к таким детям со стороны социального окружения и, прежде всего, в той образовательной среде, в которую ребенок интегрируется.
Таким образом, проблема интегрированного образования сложна, дискуссионна, но главное, она является действительно социальной проблемой, так как в ходе её решения затрагиваются интересы колоссального количества людей, представителей различных социальных групп и главное - подрастающего поколения - будущего нации. Общество должно предоставить любому человеку право выбора вида образования в зависимости от его интересов, потребностей, возможностей.
Всегда следует, помнить: все люди разные, не каждый рожден умным или атлетом. Все люди разные, но смеются и плачут они одинаково. Все люди рождаются с особым даром индивидуальности. Каждый ребенок, быстро он учиться или медленно, - он особенный. Именно этим мы руководствуемся при установлении партнерства между детским садом, семьей и социумом.
Список литературы.

1. Ж. Управление ДОУ статья К. Белая, И. Павленко и др. «Интеграция – как инструмент создания новой модели ДОУ» - М., № 4-2003 год.
2. Жигорева М.В., Ситдикова Н.Д., Дроздова Л. Ю. «Опыт реализации интегрированного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями развития», ИДО+. №6(24) - 2007г.
3. Библиотека воспитателя «Ребенок в интегрированной группе» статья Танцюра С.Ю. «История интегрированного и инклюзивного образования», М., «Сфера»- 2012г.
4. Малофеев Н.Н.,. Шматко Н.Д Базовые модели интегрированного обучения/ Н.Н Малофеев., Н.Д Шматко// Дефектология. – 2008. - № 1 – с.71-78.
5. Малофеев Н.Н.,. Шматко Н.Д Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость пермен/ Н.Н Малофеев., Н.Д Шматко// Дефектология. – 2008. - № 2 – с.86-94.