Рабочая программа по экономике 11 класс. К учебнику Экономика. Основы экономической теории. Учебник для 11 кл. Профильный уровень образования/ Под ред. С.И.Иванова. Книга2.- М.:ВИТА-ПРЕСС,2015
Пояснительная записка
Нормативная база преподавания предмета:
- Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089);
- примерной авторской программы С.И. Иванова, В.В. Шереметовой под редакцией С.И. Иванова «Экономика. 10-11 кл. (профильный уровень). М.: Вита-пресс, 2012
- Учебный план МБОУ СОШ № 3 ___ на 2016 - 2017 учебный год.
Изучение экономики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Задачи:
воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
II. Достижения учащимися планируемых результатов
В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
смысл основных теоретических положений экономической науки;
основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;
Уметь
приводить примеры: взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов; взаимовыгодной международной торговли;
описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;
сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;
применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исполнения типичных экономических ролей;
решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
III. Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Экономика» реализуется за счет инвариантной части учебного плана МБОУ СОШ № __ в объеме 2 часа в неделю. Примерная программа по экономике рассчитана на 68 часов, рабочая программа реализуется за 66 часов в соответствии с производственным календарем на 2016 и 2017 год (праздничные дни 9.05.2017 г.) и календарным учебным графиком МБОУ СОШ № __ на 2016-2017 учебный год.
Глава 14. Деньги и банковская система рассчитана на 7 часов, реализуется за 6 часов, уплотнена тема: Ликвидность денег
IV. Содержание учебного предмета
№
Раздел программы
Основное содержание раздела, темы
Формы организации учебных занятий
Виды деятельности ученика
1
Глава 10. Изменение результатов экономической деятельности. Основные макроэкономические показатели
Почему необходимо измерять результаты деятельности национальной экономики
Изучение нового материала
Понимать что такое национальная экономика, национальный продукт. Определять количество материальных и духовных благ (НП), производимого в стране. Определять понятие ВВП, различий между конечным и промежуточным продуктом. Различать конечный и промежуточный продукт. Исчислять ВВП страны, способы исчисления ВВП. Знать о способах исчисления НД, совокупном и личном располагаемом доходе
Выделять источники формирования располагаемого личного дохода.
Отличия номинального и реального ВВП.
2
Что такое валовой внутренний продукт
Изучение нового материала
3
Как исчисляется валовой внутренний продукт
Изучение нового материала
4
Национальный доход
Изучение нового материала
5
Располагаемый личный доход
Изучение нового материала
6
Номинальный и реальный ВВП.
Изучение нового материала, самостоятельная работа
7
Отражает ли ВВП качество жизни?
Изучение нового материала
8
Глава 11. Экономический рост и экономическое равновесие
Содержание экономического роста
Изучение нового материала
Знать определение экономического роста, его значение. Определять сущность, цели и задачи предпринимательства; факторы реализации предпринимательских идей. Знать, чем отличаются экстенсивные и интенсивные факторы роста
9
Факторы экономического роста
Изучение нового материала, самостоятельная работа
10
Экстенсивные и интенсивные факторы роста
Изучение нового материала
11
Глава 12. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие
Совокупный спрос и совокупное предложение
Изучение нового материала
Знать, что такое доход, потребление, сбережение, источники формирования доходов, сбережений, автономное потребление
Выделять свойства и функции потребления. Зависимость роста потребления и сбережений от роста дохода. Знать источники формирования сбережений и инвестиций, особенности инвестиционной деятельности, Виды инвестиций. Знать, в чем состоит эффект мультипликатора; определять коэффициент мультипликации
12
Доход, потребление и сбережения.
Изучение нового материала
13
Функция потребления
Изучение нового материала, самостоятельная работа
14
Сбережения и инвестиции.
Государственные расходы и макроэкономическое равновесие
Изучение нового материала
15
Изучение нового материала
16
Мультипликатор
Изучение нового материала
17
Глава 13. Экономический цикл. Экономические кризисы. Занятость и безработица
Экономический цикл
Изучение нового материала
Анализировать поведение экономики в различные фазах цикла. Анализировать общую картину экономического цикла. Давать определения понятию длинные циклы экономической динамики; повышательной и понижательной волны длинного цикла. Понимать суть кредитно-денежной политики государств во время кризиса. Знать виды безработицы и её основные формы. Нормы безработицы. Различать понятия «безработные» и «незанятые». Приводить примеры различных видов безработицы, виды безработицы и её основные формы. Норма безработицы
Иметь представление о государственной политике в сфере занятости. Знать о социально-экономических последствиях безработицы.
Иметь представление о государственной политике в сфере занятости. Гарантии материальной и социальной поддержки.
18
Механизм экономического цикла
Изучение нового материала
19
Принцип акселерации
Изучение нового материала
20
Длинные циклы экономической динамики
Изучение нового материала
21
Мировой кризис 2007-2009 гг.
Изучение нового материала
22
Занятые и безработные
Изучение нового материала, самостоятельная работа
23
Причины и формы безработицы
Изучение нового материала
24
Последствия безработицы и государственное регулирование занятости
Изучение нового материала
25
Регулирование уровня и продолжительности безработицы
Изучение нового материала
26
Глава 14. Деньги и банковская система
Роль денег в рыночной экономике
Изучение нового материала
Определять функции денег в рыночной экономике; преимущества рыночной системы по сравнению с бартерной; проводить экономический анализ общественных явлений и событий; различать товарные и кредитные, наличные и безналичные деньги; Работать с источниками экономической информации; определять посредническую роль коммерческих банков, активные и пассивные операции банков; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное. Определять функции Центрального банка.
27
Виды денег и их свойства
Изучение нового материала, самостоятельная работа
28
Наличные и безналичные деньги. Ликвидность денег
Изучение нового материала
29
Коммерческие банки
Изучение нового материала
30
Потребительский кредит
Изучение нового материала
31
Центральный банк
Изучение нового материала, самостоятельная работа
32
Глава 15. Инфляция
Определение инфляции и ее измерение.
Изучение нового материала
Анализировать изменения инфляции в связи с влиянием на ВВП. Знать понятие инфляции, дефляции ее виды и причины. Анализировать причины стойкой инфляции, ее связь с номинальной ставкой процента. Знать отличительные признаки различных видов инфляции. Уметь давать определения видам инфляции, приводить примеры. Знать о социально- экономических последствиях инфляции.
33
Причины инфляции
Изучение нового материала
34
Рост издержек
Изучение нового материала
35
Формы инфляции.
Изучение нового материала
36
Социальные последствия инфляции.
Изучение нового материала
37
Глава 16. Государственное регулирование экономики
Бюджетно-финансовая политика
Изучение нового материала
Уметь анализировать из чего складывается консолидированный бюджет. Знать причины роста государственного долга. Уметь приводить аргументы об опасности государственного долга. Определять зависимость между налоговыми ставками и доходами бюджета. Оптимальные условия экономического роста.
Знать: - из чего складываются финансовые средства предприятия; - разные виды акций; - определения понятий: фондовый рынок, первичный и вторичный рынок ЦБ;
Ориентироваться в событиях и фактах. Выполнение работы по заданиям учебника.
38
Государственный долг
Изучение нового материала
39
Экономика предложения. Кривая Лаффера.
Изучение нового материала
40
Кредитно – денежная политика
Изучение нового материала
41
Операции на открытом рынке
Изучение нового материала
42
Политика «дешевых» и «дорогих» денег
Изучение нового материала
43
Глава 17. Международная торговля и валютный рынок
Мировое хозяйство
Изучение нового материала
Знать положение страны в мировом хозяйстве. Уметь давать определения терминам
Определять основные экономические принципы функционирования рынка и государства; как определяют цены в международной торговле; как воздействуют тарифы на конкретные тарифные рынки.
Знать как страны используют комплекс мер для стимулирования экспорта и защиты национальных рынков. Приводить доводы о преимуществе стран – членов ВТО в международной торговле
Иметь представление об особенностях функционирования валютного рынка. Знать виды валютных операций, причины изменения курса валют.
Понимать и давать характеристику валютной политики государства, валютным интервенциям, девальвации и ревальвации валюты
44
Современная структура мирового хозяйства
Изучение нового материала
45
Международная торговля
Изучение нового материала
46
Принцип сравнительного преимущества
Изучение нового материала
47
Внешняя торговля России
Изучение нового материала
48
Внешнеторговая политика
Изучение нового материала
49
Международная торговая политика
Изучение нового материала
50
Валютный рынок.
Изучение нового материала
51
Котировка валют
Изучение нового материала
52
Валютная политика государства
Изучение нового материала
53
Мировая валютная система
Изучение нового материала
54
Тема 18. Международное движение капиталов. Платежный баланс. Международная экономическая интеграция
Международное движение капиталов
Изучение нового материала
Знать: - определение спроса и предложения на рынке валют.
Уметь сопоставлять названия международных финансовых организаций и их деятельность.
Знать, что Россия предоставляет торговые и финансовые кредиты развивающимся странам и странам СНГ.
Мотивы и выгоды портфельных инвестиций
Знать: основные понятия темы; - определение пассивов и активов, составление отчета о прибыли и убытках; - принципы бухгалтерского учета,
Иметь представление о содержании и формах международной экономической интеграции. Создание ЕврАзЭС, Таможенного союза.
55
Международные финансовые организации
Изучение нового материала, самостоятельная работа
56
Портфельные инвестиции
Изучение нового материала
57
Россия как импортер и экспортер предпринимательского капитала
Изучение нового материала
58
Платежный баланс
Изучение нового материала
59
Правила учета внешнеэкономических операций в платежном балансе
Изучение нового материала
60
Платежный баланс России
Изучение нового материала
61
Международная экономическая интеграция
Изучение нового материала
62
Проблемы интеграции в СНГ
Изучение нового материала
63
Повторение: Изменение результатов экономической деятельности
Повторение изученного материала
Ориентироваться в событиях и фактах. Выполнение работы по заданиям учебника.
64
Повторение: Экономический рост и экономическое равновесие
Повторение изученного материала
65
Повторение: Деньги и банковская система
Повторение изученного материала
66
Повторение: Государственное регулирование экономики
Повторение изученного материала
V. Календарно - тематическое планирование по экономике в 11 «А» - классе (66 ч., 2 часа в неделю)
№
Раздел программы
Количество часов
Форма контроля
Дата проведения
По программе
Факт
Глава 10. Изменение результатов экономической деятельности. Основные макроэкономические показатели
7
1
Почему необходимо измерять результаты деятельности национальной экономики
1
Индивидуальный опрос
1.09
2
Что такое валовой внутренний продукт
1
Индивидуальный опрос
5.09
3
Как исчисляется валовой внутренний продукт
1
Индивидуальный опрос
8.09
4
Национальный доход
1
Индивидуальный опрос
12.09
5
Располагаемый личный доход
1
Индивидуальный опрос
15.09
6
Номинальный и реальный ВВП.
1
Индивидуальный опрос, самостоятельная работа
19.09
7
Отражает ли ВВП качество жизни?
1
Индивидуальный опрос
22.09
Глава 11. Экономический рост и экономическое равновесие
3
8
Содержание экономического роста
1
Индивидуальный опрос
26.09
9
Факторы экономического роста
1
Индивидуальный опрос
29.09
10
Экстенсивные и интенсивные факторы роста
1
Индивидуальный опрос
3.10
Глава 12. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие
6
11
Совокупный спрос и совокупное предложение
1
Индивидуальный опрос
6.10
12
Доход, потребление и сбережения.
1
Индивидуальный опрос
10.10
13
Функция потребления
1
Индивидуальный опрос, самостоятельная работа
13.10
14
Сбережения и инвестиции
1
Индивидуальный опрос
17.10
15
Государственные расходы и макроэкономическое равновесие
1
Индивидуальный опрос
20.10
16
Мультипликатор
1
Индивидуальный опрос
24.10
Глава 13. Экономический цикл. Экономические кризисы. Занятость и безработица
9
17
Экономический цикл
1
Индивидуальный опрос
27.10
18
Механизм экономического цикла
1
Индивидуальный опрос
10.11
19
Принцип акселерации
1
Индивидуальный опрос
14.11
20
Длинные циклы экономической динамики
1
Индивидуальный опрос
17.11
21
Мировой кризис 2007-2009 гг.
1
Индивидуальный опрос
21.11
22
Занятые и безработные
1
Индивидуальный опрос, самостоятельная работа
24.11
23
Причины и формы безработицы
1
Индивидуальный опрос
28.11
24
Последствия безработицы и государственное регулирование занятости
1
Индивидуальный опрос
1.12
25
Регулирование уровня и продолжительности безработицы
1
Индивидуальный опрос
5.12
Глава 14. Деньги и банковская система
6
26
Роль денег в рыночной экономике
1
Индивидуальный опрос
8.12
27
Виды денег и их свойства
1
Индивидуальный опрос, самостоятельная работа
12.12
28
Наличные и безналичные деньги. Ликвидность денег
1
Индивидуальный опрос
15.12
29
Коммерческие банки
1
Индивидуальный опрос
19.12
30
Потребительский кредит
1
Индивидуальный опрос
22.12
31
Центральный банк
1
Индивидуальный опрос, самостоятельная работа
26.12
Глава 15. Инфляция
5
32
Определение инфляции и ее измерение.
1
Индивидуальный опрос
29.12
33
Причины инфляции
1
Индивидуальный опрос
12.01
34
Рост издержек
1
Индивидуальный опрос
16.01
35
Формы инфляции.
1
Индивидуальный опрос
19.01
36
Социальные последствия инфляции.
1
Индивидуальный опрос
23.01
Глава 16. Государственное регулирование экономики
6
37
Бюджетно-финансовая политика
1
Индивидуальный опрос
26.01
38
Государственный долг
1
Индивидуальный опрос
30.01
39
Экономика предложения. Кривая Лаффера.
1
Индивидуальный опрос
2.02
40
Кредитно – денежная политика
1
Индивидуальный опрос
6.02
41
Операции на открытом рынке
1
Индивидуальный опрос
9.02
42
Политика «дешевых» и «дорогих» денег
1
Индивидуальный опрос
13.02
Глава 17. Международная торговля и валютный рынок
11
43
Мировое хозяйство
1
Индивидуальный опрос
16.02
44
Современная структура мирового хозяйства
1
Индивидуальный опрос
20.02
45
Международная торговля
1
Индивидуальный опрос
27.02
46
Принцип сравнительного преимущества
1
Индивидуальный опрос
2.03
47
Внешняя торговля России
1
Индивидуальный опрос
6.03
48
Внешнеторговая политика
1
Индивидуальный опрос
9.03
49
Международная торговая политика
1
Индивидуальный опрос
13.03
50
Валютный рынок.
1
Индивидуальный опрос
16.03
51
Котировка валют
1
Индивидуальный опрос
20.03
52
Валютная политика государства
1
Индивидуальный опрос
23.03
53
Мировая валютная система
1
Индивидуальный опрос
3.04
Тема 18. Международное движение капиталов. Платежный баланс. Международная экономическая интеграция
9
54
Международное движение капиталов
1
Индивидуальный опрос
6.04
55
Международные финансовые организации
1
Индивидуальный опрос, самостоятельная работа
10.04
56
Портфельные инвестиции
1
Индивидуальный опрос
13.04
57
Россия как импортер и экспортер предпринимательского капитала
1
Индивидуальный опрос
17.04
58
Платежный баланс
1
Индивидуальный опрос
20.04
59
Правила учета внешнеэкономических операций в платежном балансе
1
Индивидуальный опрос
24.04
60
Платежный баланс России
1
Индивидуальный опрос
27.04
61
Международная экономическая интеграция
1
Индивидуальный опрос
4.05
62
Проблемы интеграции в СНГ
1
Индивидуальный опрос
11.05
63
Повторение: Изменение результатов экономической деятельности
1
Индивидуальный опрос
15.05
64
Повторение: Экономический рост и экономическое равновесие
1
Индивидуальный опрос
18.05
65
Повторение: Деньги и банковская система
1
Индивидуальный опрос
22.05
66
Повторение: Государственное регулирование экономики
1
Индивидуальный опрос
25.05
Итого по программе: 66 часов
VI. Перечень используемых учебников и учебных пособий
Экономика. Основы экономической теории. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений Профильный уровень образования/ Под ред. С.И.Иванова.- 13-изд. –В 2-хкнигах. Книга1.- М.:ВИТА-ПРЕСС,2015
Практикум по основам экономической теории. 10-11 класс. Профильный уровень образования Под ред. С.И.Иванова.М.:ВИТА-ПРЕСС,2009
Преподавание курса «Экономика. Основы экономической теории».: Пособие для учителя для 10-11 кл. общеобразоват.учрежд. Профильный уровень образования/ Под ред. С.И.Иванова.- 5-изд.- М.:ВИТА-ПРЕСС,2009
Список литературы
Единый государственный экзамен 2006-2010. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2006-2010;
Методическое пособие. Савицкая С. А. М., часть 1-2, 2001г.
Райсберг, Б.А. Словарь современных экономических терминов/ Б.А. Райсберг, Л.Ш. Лозовский. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.
Тесты. Обществознание. 10-11класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006;
Экономика и право: Методические рекомендации по использованию учебников на базовом и профильном уровнях обучения./Ю.В. Автономов, И.В. Липсиц, А.Я. Линьков и др. – М.: ., Вита-Пресс, 2004.
VII. Результаты учебной деятельности
Устный ответ.
Отметка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью. Также оценка «5» ставится за краткий ответ на сложный вопрос олимпиадного уровня.
Отметка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
Отметка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.
Отметка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений.
Отметка «1» - ставится за невыполненную работу или отказ отвечать.
Оценка качества выполнения самостоятельных работ
Отметка «5»
Самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка «4»
Самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3»
Самостоятельная работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка «2»
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Заголовок 1Заголовок 215