Урок по повести М.Горького Детство Яркое, здоровое, творческое в русской жизни.

М.Горький. Повесть «Детство».
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни».
Вера в творческие силы народа.
(К 140-летию со дня рождения писателя).



Оформление: слайды «Нижний Алеши Пешкова», слайды с кадрами из фильма «Детство», книжная выставка, детские рисунки к повести «Детство».

Ход урока:

1. Слово учителя.
Содержанием сегодняшнего урока будет работа над автобиографической повестью М.Горького «Детство». Давайте повторим понятие «повесть» в сопоставлении с понятиями «рассказ» и «роман».
Дети напоминают, что повесть – это повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе, и обычно меньше по объему. В отличие от рассказа сюжет повести состоит из нескольких цепей событий. ( Словарь русского языка. В 4 томах. Т. 3., М., Русский язык, 1983г.)
Особенности этой повести в том, что она автобиографическая. Что это значит?
Дети: Писатель рассказывает о своих детских воспоминаниях, о людях, окружавших его, передает свое восприятие событий. Повесть написана от первого лица, авторское «я» - это Алеша Пешков, он и автор, и повествователь.
Все события, о которых идет речь в повести «Детство», происходят в Нижнем Новгороде.
Имя Максима Горького – особое для Нижнего Новгорода. Это имя город носил с 1932 по 1990 год.
Сегодня мы совершим заочное путешествие по памятным горьковским местам города Нижнего Новгорода, а гидами станут сами учащиеся. Более подробную экскурсию они проведут по музею детства А. М.Горького – «Домику Каширина».

2. Выступление экскурсоводов. (и/задания).
1-ый экскурсовод:
Есть понятие «Грибоедовская Москва», «Пушкинский Петербург».
И есть понятие «Нижний Новгород Максима Горького», которое объединяет и «Домик Кашурина», и места Горьковских елок, и «Народный дом» ( ныне оперный театр), созданный усилиями Федора Шаляпина и Максима Горького, дома Порхунова, Киршбаума (ныне музей-квартиру А.М. Горького ул.Семашко), связанные с отдельными периодами жизни и творчества писателя.
И, наконец, впечатляющий памятник «Буревестнику», созданный знаменитым скульптором Верой Мухиной на площади, ныне носящей имя писателя.

2-ой экскурсовод:
В самой древней части Нижнего Новгорода, на высоком берегу, над Волгой, стоит под тесовой крышей одноэтажный домик Каширина – музей детства А.М.Горького.
Летом 1971 года в Астрахани Алексей тяжело заболел холерой. Ухаживая за сыном, заразился, заболел и умер Максим Савватьевич.
Оставшись без мужа, мать Алеши, Варвара Васильевна, решила вернуться в Нижний, в отчий дом.
В Нижнем Новгороде приехавших встречала вся семья Кашириных.
«Дошли до конца съезда, - вспоминает Горький в повести. – На самом верху его, прислоняясь к правому откосу и начиная собою улицу, стоял приземистый одноэтажный дом, окрашенный грязнорозовой краской, с нахлобученной низкой крышей и выпученными окнами.
С улицы он показался мне большим, но внутри его, в маленьких, полутемных комнатах, было тесно Двор был тоже неприятный: весь завешен огромными тряпками, заставлен чанами с густой разноцветной водой
Перед домом, на столбе, - старинный уличный фонарь. На воротах вывеска: «Дом Каширина, 3-й Рождественской части, 2-ого квартала. Свободен от постоя».
Здесь, в районе Ильинских «пяти углов» и Успенского съезда, поселился с матерью трехлетний Алеша Пешков и прожил в этом приземистом домике до 1973 года.
В биографии будущего великого писателя М.Горького открывалась новая страница детства.
«Началась и потекла – пишет Алексей Максимович, - со страшной быстротой густая, пестрая, и невыразимо странная жизнь. Она вспоминаетсякак суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, но мучительно правдивым гением Дом был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми»

3-ий экскурсовод:

Во дворе дома, справа у ворот, приклоняясь к забору, стоит на боку огромный дубовый крест.
Этот крест дядя Яков приготовил, чтобы поставить на могиле своей жены, умершей от его побоев и издевательств. Братья Каширины, Яков и Михаил, заставили Цыганка нести с ними крест на кладбище. Цыганка они поставили под самую тяжелую часть креста, под комель, а сами взялись за крылья. Дело было осенью, по снежку. Цыганок поскользнулся, а братья сразу же бросили крест. Комель придавил Цыганку грудь. Похоронили Цыганка «незаметно, непамятно». И стоит этот крест теперь у забора, как своеобразный памятник Цыганку.
Во дворе, - прямо против ворот – красильная мастерская с печью с вмазанными в нее котлами. Тут же находятся предметы красильного производства.
Рядом с красильней – каретник. В нем стоял Шарап – единственная лошадь Кашириных, любимец бабушки. Когда случился пожар в красильне, бабушка спасла Шарапа.
Против каретника входная дверь в сени. В сенях висит деревянный фонарь со свечкой. На полке вдоль стены банные веники, корыта, тазы, деревянные ведра – все самые необходимые предметы для хозяйства. А по стенам висят: заплечная «бурлацкая» сумка, веревка, пучки лекарственных трав.

4-ый экскурсовод:
Внутри дома в трех «маленьких и полутемных» комнатах воссоздана вся бытовая обстановка семьи Кашириных («кухня», «комната бабушки», «комната деда»).
Воссозданная бытовая обстановка производит большое впечатление на посетителей: кухня, где сосредоточивалась жизнь большой каширинской семьи в рабочие будни и в праздники, где жестоко расправлялся по субботам с ребятишками дед Каширин, засекая провинившегося до потери сознания, где умирал веселый Цыганок; и маленькая комната бабушки с большими часами, с праздничными платьями и платками, с пяльцами, с коклюшками для плетения кружев, с комодом, туалетом (на нем салфетка, на которой вышиты слова «Выпей чайку – позабудешь тоску», зеркальце на подставке, старинные шкатулки, курица-несушка с блюдом в лапках), с кроватью, где отлеживался после порки Алеша; и парадная – главная в доме комната – комната деда, почти запретная для остальных обитателей дома. Старик был жаден, скуп, недоверчив. «Все, - говорил он, - свои и чужие, все воры».
«Домик Каширина» - один из наиболее известных в городе музеев. Старый домик, синеющая вдали Волга, шум деревьев заставляют вспомнить судьбу Алеши Пешкова, его веру в то, что в жизни « все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе – человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрожденье наше к жизни светлой, человеческой».

3. А теперь давайте обратимся к содержанию повести «Детство».
Бабушка везет свою овдовевшую дочь и внука домой, в Нижний Новгород, они плывут по Волге на пароходе, и эта традиционная для русской литературы тема дороги поворачивается еще одной гранью.
- Что эта дорога значит для Алешиной матери?
(Путь назад, в тяжелое прошлое, к постылой семье. Она отчуждена от всех, погружена в свое горе).
- Что эта дорога для бабушки?
(Для бабушки – возможность хоть на какое-то время забыть о том, что ждет ее дома. Пусть хоть на короткое время, но она счастлива.
- Ты гляди, как хорошо-то! – ежеминутно говорит бабушка, переходя от борта к борту, и вся сияет, а глаза у нее радостно расширены).
- А что этот путь на Волге для Алеши?
(Для Алеши этот путь по Волге – прекрасное мгновение жизни. «Каждый час все вокруг ново, все меняется. Серовато-синяя вода, зеленые горы – как пышные складки на богатой одежде земли золотой осенний лист плывет по воде». Для Алеши эта дорога – путь к какой-то иной, новой незнакомой жизни, к будущему, дорога надежды).
- Оправдались ли эти надежды?
Какой увидел семью Кашириных Алеша? Какое чувство вызвала у него многочисленная семья Кашириных?
(«И взрослые, и дети – все не понравились мне, я чувствовал себя чужим среди них
Особенно же не понравился мне дед; я сразу почуял в нем врага, и у меня явилось особенное внимание к нему: опасливое любопытство»)
- Почему бабушка называет свою семью «неумным племенем»?
(В семье «все со всеми враждуют»)
- Что говорит мастер Григорий о Кашириных? (гл. III). И справедливы ли его слова?
(«Каширины, брат, хорошего не любят, они ему завидуют, а принять не могут – истребляют!»)
- Так что (какое чувство) лежит в основе вражды «всех со всеми» в доме Кашириных?
(В основе вражды в доме Кашириных лежит именно зависть)
- Докажите это, приведите примеры из текста.
1) Братья Яков и Михаил завидуют сестре Варваре, т.к. ей положено получить приданое.
2) Завидуют богатству отца, ловкости и лихости Цыганка.
3) Провоцируют детей на шалости и низкие поступки.
4) Мучают и истязают своих жен, зная, что женщины лучше их.

- Почему в этой войне в семье Кашириных нет и не может быть победителей? К чему в итоге придет семья Кашириных?
(Эта война приведет семью к полному краху, разорению, нищете. Жизнь деда, его жадность, накопительство – все пошло прахом, сыновья готовы поднять руку на своих родителей).
- А нужно ли говорить об этих некрасивых людях, жестоких сценах, грубости?
Эти стороны жизни автор называет «свинцовыми мерзостями». И на поставленный вопрос отвечает так: «Об этом говорить стоит, ибо это – живучая, подлая правда, она не исдохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжелой и позорной».
- Уточним, как вы поняли значение слов «свинцовые мерзости».
Слово «свинцовый» имеет три основных значения:
Содержащий свинец.
Темно-серый, цвета свинца.
Причиняющий физические страдания; тяжелый, мрачный, гнетущий. (переносное значение)*1.
- В каком из трех значений употреблено писателем это слово?
(В третьем переносном смысле).
Слово «мерзости» - то, что вызывает омерзение, отвращение. Низкие, гадкие поступки, отвратительные слова*2.
- Давайте вспомним эти «свинцовые мерзости» семьи Кашириных.
(История с наперстком, порка детей и др.).

Слово учителя.
Жизнь в доме деда Каширина оставила в душе ребенка глубокий и тяжелый след:
«Все, что видел я в этом доме, тянулось сквозь меня, как зимний обоз на улице, и давило, и уничтожало»
Но, несмотря на все обиды и разочарования, у Алеши Пешкова росла любовь и вера в человека.
Обращаясь вновь к повести «Детство», постараемся ответить на вопрос: благодаря кому росла у Алеши любовь и вера в человека? Благодаря кому Горький стал писателем с мировым именем?
( Благодаря бабушке Акулине Ивановне Кашириной, балахнинской кружевнице)
- Какой же представляем мы бабушку Алеши? Какая главная черта определяет ее характер?
(Она добрая, хочет помочь, утешить)
- Какие особенности ее внешности показывает автор?
( «Круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом; она вся черная, мягкая и удивительно интересная»).
- Бабушка необыкновенно талантливый человек. Как автор пишет об этом?
а) Она талантливая сказительница
«Говорила она как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные Вся она – темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом» - Как бабушка рассказывает сказки? - « говорит, точно поет, и чем дальше, тем складней звучат слова».
б) Как раскрывается характер бабушки в ее танце? (гл.III.)
в) Бабушка – лучшая кружевница.
- Где находятся истоки ее мужества, жизнелюбия?

__________________________________________________________
1Словарь русского языка. В 4 томах.
2I, IV. М., Русский язык, 1983 г., с.50.
Там же. I. II, с.253.
(Это детские впечатления, история ее жизни.
Бабушка Алеши Акулина Ивановна – дочь нищего человека, сиротой росла, матушка ее была бобылкой (бездомной, одинокой), с ней Акулина по миру ходила, а с девяти лет дома училась кружево плести, за два года научилась делу. Бедная юная Акулина подходила в жены Василию Васильевичу Каширину. В 14 лет ее выдали замуж, а в 15 уж и родила. 18 детей родила Акулина Ивановна, но Господь брал и брал ее детей, по ее словам в ангелы, «и жалко ей было и радостно!». Все дети умирали еще в младенчестве, остались дочь и два сына да Цыганок, подброшенный и оставленный в доме.)

- Как ведет бабушка во время пожара? (гл.IV).
(Она ведет себя храбро, умно; умеет как некто другой противостоять беде, пожаре, бросаясь в ноги обезумевшему от огня коню, вынесла из огня бутыль с купоросом, чтобы не взорвалась, организовала соседей тушить пожар).
- Какие еще черты характера бабушки вы могли бы отметить?
(Умение стойко переносить несчастья, разорение, потерю, богатства, быть опорой для окружающих.
«До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела в свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом и дорогим человеком, - это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни», - писал Алексей Максимович.
« Не боясь ни людей, ни деда, ни чертей, ни всякой иной нечистой силы, она до ужаса боялась черных тараканов»
«Она всем улыбалась одинаково ласково, ко всем мягко внимательная, давала разные советы. Она служила повитухой, разбирала ссоры и споры, лечила детей, сказывала наизусть «Сон Богородицы», давала хозяйственные советы».
«Дождливыми вечерами, если дед уходил из дома, бабушка устраивала интереснейшие собрания, приглашая пить чай всех жителей дома. В кухне было тепло, уютно, все сидели близко друг к другу, все были особенно милы и тихи, а бабушка на редкость щедро рассказывала сказки, одна другой лучше».)

5. Инсценировка эпизодов из повести «Детство».
6В – « У Акулины Ивановны был свой Бог, свои отношения с религией, согретые той же заботой о людях».

В заключении нашего урока хочется еще раз напомнить уже звучавшие сегодня слова М.Горького: « Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе – человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрожденье наше к жизни светлой, человеческой».
Об этом – о другой жизни, других людях разговор будет продолжен.

6. Домашнее задание.

Пользуясь «Примерным планом характеристики героя литературного произведения» (учебник), письменно составить сочинение – характеристику одного из героев повести «Детство».

I в. Бабушка Акулина Ивановна.
II в. Цыганок.
III в. Хорошее Дело. (гл.VIII.)

15