Народные праздники и традиции. Русские именинны


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Конспект внеклассного мероприятия на тему:
Праздники и традиции народов мира. Русские именины.
Выполнила: учитель начальных классов
Чубарева Татьяна Сергеевна
Абакан 2014
Номинация: внеклассное мероприятие.
База проведения: МБОУ «СОШ № 3» 1 «Б» класс.
Дидактические цели:
1. познавательный аспект:
а) уточнить знания детей о традициях русских народных праздниках;
б) создать условия для применения детьми знаний и навыков в самостоятельной творческой деятельности;
в) дать представления о традициях праздника "Именины".
2. развивающий аспект:
а) ввести в словарь детей новое слово "традиция";
б) учить детей объяснять понятия о вещах, предметах, действиях, используемых в народных праздниках;
в) формировать коммуникативные навыки в инсценировании;
г) учить выделять различия в традициях народных праздников.
3. воспитательный аспект:
а) формировать у детей ответственность, учитывать мнение товарищей; умение работать в группах;
б) учить проявлять инициативность, дисциплинированность в коллективной деятельности;
в) воспитывать любовь к народной культуре.
Формы организации познавательной деятельности - фронтальная, групповая.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг. момент
- Дорогих гостей встречаемПышным круглым караваем.Он на блюдце расписномС белоснежным рушником!
Каравай мы вам подносим,Поклонясь, отведать просим!
По русскому обычаю гостеприимства встречают дорогих гостей хлебом-солью. Гость отламывает маленький кусочек хлеба, макает его в соль и кушает.
- Сегодня мы поговорим о русских народных праздниках. Скажите, ребята, как называется страна в которой мы живём?"
-Россия- богатая и красивая страна. В ней живет много разных народов. У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция?
- Традиция- слово не русское, оно переводиться, как слово "передача", т.е. это-то, что передается от одного поколения к другому (от старших к младшим). Есть традиции семейные, традиции приготовления различных блюд, традиции изготовления одежды, посуды, роспись, вышивки. Сегодня мы с вами вспомним и поговорим о традициях проведения известных вам праздников.
-В сенокос горька, а в мороз сладка.Что за ягодка?
А как называется праздник, посвященный этой ягоде?
А давайте вспомним, когда и как на Руси отмечали этот праздник?
Хоть осень грязна, да она сытна. Много овощей созрело на огороде. Вот отгадайте загадку об одном из них:
- Семьдесят одёжекИ все без застёжек.
-Осенью на Руси отмечали праздник, посвященный этому овощу, как назывался этот праздник?
- Чем занимались люди в этот праздник?
- А сейчас я предлагаю Вам показать один момент из традиций каждого праздника. Давайте разделимся на две группы. (Дети делятся на две группы, даю задание каждой группе: первая группа показывает элемент праздника " Капустница", вторая - "Рябинник"- "Ребята, сегодня Вы вспомнили, показали и посмотрели игру, хоровод. Как можно это назвать одним словом?
- Сегодня я познакомлю Вас с традицией ещё одного праздника - Именин. Когда рождается ребёнок ему дают имя. Раньше на Руси выбору имени придавали большое значение т.к. думали, что от этого зависит судьба человека. Существовала такая традиция, когда рождался ребёнок один из родителей выходил за ворота и спрашивал первого встречного как его имя и это имя давали ребёнку. Если ребёнок рождался в день рождение какого - нибудь святого ему давали имя этого святого. А ещё была традиция садить именинника в круг и разламывать над его головой пирог с кашей. Считалось, чем больше высыплется ему на голову каши, тем счастливее будет его жизнь. Мы с вами тоже знаем одну традицию из этого праздника - на именины водят хоровод. " Как он называется?"
- Давайте все вместе исполним его. ( Проводится игра - "Каравай")
Как на …  именины
Испекли мы Каравай.
Вот такой вышины!
Вот такой нижины!
Вот такой ширины!
Вот такой ужины!
Каравай, каравай, кого любишь выбирай!
Именинник говорит: Я люблю, конечно всех,
Но вот … больше всех!
Теперь именинник становится в хоровод, а выбранный им ребенок становится «именинником».
- Молодцы, а теперь садитесь на свои места.
-Ну и какой же русский праздник обходится без частушек.
- Что новое вы услышали и узнали на занятии?
Рефлексия
- Ребята, а вы заметили, что у нашего солнышка чего-то не хватает?
- А, давайте поможем солнышку засветиться ярче, подарим ему лучики.
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов.
- Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось мероприятие, получили много интересной информации; голубого цвета – мероприятие не интересное, не было никакой полезной информации.
Дети по очереди отламывают хлеб и едят его.
- Россия
Ответы детей.
- Рябина
- Рябинник
- Рябина – символ счастья и мира в семье. Празднуется праздник 23 сентября, так как после первых заморозков, именно с этого дня рябина становится более вкусной, сладкой и с этого дня её начинали собирать для еды, то есть начинали сбор урожая.
- Капуста
- Капустник
- Готовясь к зиме, засаливали капусту. При этом пели частушки, играли и пели.
Инсценировка. Дети работают в группах.
Ответы детей.
- Каравай
Называют имя ребенка-именинника.
руки поднимают как можно выше Присаживаются на корточки, руки практически кладут на пол.
Расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как можно большего диаметра.
Хоровод сходится, сжимается, подходит вплотную к имениннику.
Хоровод приходит к своему «нормальному» размеру и останавливается. Называет имя выбранного ребенка, берет его за руку и ведет в центр хоровод.
Дети поют частушки
- слова "Традиция", "праздник", "именины"
- Лучиков.
Приложение
Эй, девчонки хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
1. Именины! Именины!
У Максима, Саши, Яны –
У мальчишек и девчонок
Всем приятно отмечать.
2. Все мы любим день рожденья,
И хоть полон он забот,
Как приятно в день рожденья
Старше стать на целый год.
3. День рожденья – день чудесный,
Радостный, веселый,
Мы желаем на "отлично"
Вам учиться в школе.
4. А еще мы вам желаем
Маме дома помогать,
И, конечно, никогда
Малышей не обижать
Все вместе:
Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали! У-Ух!