Ход урока.быт и традиции терских казаков


1 класс
Тема: Войдем в музей. Быт и традиции терских казаков.
Цели:
1.Познакомить с предметами быта и традиций терских казаков. Расширить и уточнить знания учащихся о народных промыслах и ремёслах.
2. Развивать любознательность, расширять кругозор, творчество, трудовые навыки и умения.
3. Воспитывать уважение к труду народных умельцев. Воспитывать уважение к культурным и национальным традициям. Прививать учащимся любовь к родному краю.
Наглядность и оборудование: презентация, иллюстрации, предметы быта (вышитые полотенца, гончарные изделия, плетеные изделия), аудиокассеты,
мультимедиа система.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Александровна.
- Я рада, что мне выпала честь провести у вас урок окружающего мира. Я думаю, что вы будете активны, и урок пройдет плодотворно.
II. Подготовка к усвоению нового материала.
Прочитайте слова, подумайте, чем они похожи? (Вигвам, чум, изба, иглу, юрта).Эти слова обозначают жилища людей разных народов.
А мы сегодня побываем в жилище казака. Тема урока: «Быт и традиции терских казаков»
III. Всесторонняя проверка знаний
- А как же называлось основное жилище казаков? (ХАТА)
- Наряду со словом хата, в этом же значении употребляется слово КУРЕНЬ. Это традиционное название жилого дома на Дону, Кубани и у запорожских и терских казаков.
-Из чего казаки строили себе жильё?
1. Проверка знаний на карточках:
Карточка №1:
Строить дом в степи -
Тяжкий крест нести….
То камыш коси,
То саман меси.
Леса нет вокруг
Всё поля да луг.
В дело шла солома и глина,
И сухой камыш
Для шатровых крыш,
И для мазки навоз лошадиный.
В доброй хате той
Всей семье покой.
Круглый год благодать в ней витает.
В стужу здесь тепло,
В ясный день светло,
А уж летом прохлада, какая!
Запиши, какой материал используется для постройки хаты?
Карточка №2:
На карточке изображение этапов строительства турлучного дома.
(Определи последовательность этапов строительства турлучного дома).
IV. Усвоение новых знаний.
1. Рассказ учителя с презентацией.
Интерьер жилища в основном был одинаков.
В доме было две комнаты – великая (вылыка) и малая хаты. В малой хате находились печь, длинные лавки, стол (сырно).
В великой хате стояла изготовленная мебель на заказ: шкаф для посуды (горка), комод для белья, сундуки.
Центральным местом был «красный угол»
Жилища украшали рушниками. На стенах висели семейные фотографии.
2. На слайде изображение малой хаты (пустой).
-Что должно находиться в малой хате?
-Подберите предметы быта (печь, лавки, стол).
3. Отгадайте загадки, и вы узнаете, какие предметы можно было увидеть в малой хате казака.
Из далёкой старины эти вещи к нам пришли.
Если в руки их возьмёшь
И рассмотришь, то поймёшь,
Для чего они нужны, чем полезны и важны
Человеку раньше были,
Что за службу сослужил?
Не бык, а бодает, не ест, а хватает,
Что схватит, отдаёт, а сам в угол идёт (ухват)
Чёрен молодец, в красно золото залез.
До смеху хохочет, выскочить хочет (чугунок)
Сверху дыра, снизу дыра,
А в середине - огонь, да вода (самовар).
Горбатый кот бабе плечи трёт (коромысло).
На улице – бряк, загрохочут-звяк,
А обратно пойдут - слёзы потекут (вёдра).
4.Импровизация « Сходить за водой».
III. Физминутка. Народная игра «Подкова» Старинное терское поверье:
« Кто подкову найдет, тому она счастье принесет» У кого подкова останется в руках – жди счастья./
- Передавая подкову, вы от души желаете друг другу добра и счастья.
5. А теперь вспомните, что называли красным углом в большой хате?.......... С особой любовью и старанием работали над рушниками для красного угла.
Искусство вышивания всегда ценилось у терских казаков. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой.
История вышивки начиналась в глубокой древности. Вышивка на одежде выполняла охранные функции поэтому располагалась на груди, у ворота, на подоле. Оберег по поверью охранял человека от дурного глаза, удара молний и других несчастий.
Каждая линия, каждый знак были полны смысла.
Каждая линия каждый знак были полны смыслом.
Прямой линией обозначали поверхность земли. Волнистой горизонтальной – воду. Волнистой вертикальной – дождь. Скрещивающимися линиями - огонь и молнию.
Круг, квадрат, ромб - Солнце и Луну. Женская фигура символизировала образ матери-земли.
Олень, конь приносили счастье, веселье, благополучие. Птица – символ счастья, богатства и радости.
Даже цвета вышивки – чёрный и красный рассматривались как символ смерти и жизни.
V. Закрепление знаний.
1.Практическое задание.
Выполните рисунок будущей вышивки на основании всего услышанного. Используйте символические изображения, постарайтесь вложить в рисунок больше смысла.
VI. Обобщение.
- А теперь сюрприз!
/Звучит музыка, появляется «Черный ящик»/
- В этом ящике 3 предмета.
1. А в этой посуде хранят молоко и сметану /кувшин – глэчик /
2. Попьет казак молоко, а чем он усы утрет? /полотенцем – рушником/
VI. Итог урока.
- И заканчивая наше знакомство с бытом казаков, мне бы хотелось прочитать вам замечательные слова.
Мало гордится искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным приемником лучших традиций. Я думаю, что многие из вас захотят стать приемниками народных традиций, и может быть в будущем, прославят свое имя и свой край.
Спасибо за урок!