Планирование. Групповой детский творческий проект «Обычаи и традиции адыгов».
Групповой детский творческий проект
«Обычаи и традиции адыгов».
Проект разработала: воспитатель Чуц Ф.Ч.
Вид проекта: творческий, детский с участием воспитателей, воспитанников детского сада, родителей воспитанников, музыкальных руководителей.
Тема проекта: «Обычаи и традиции адыгов". Актуальность темы:
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством народной педагогики, эмоциональной отзывчивости.
"Что покажешь ребёнку-то его дорога"- так издавна говорят адыги. И действительно, мудрость народная не требует комментариев. Прекрасно, когда ребёнок воспитывается в первую очередь, в духе своих национальных традиций, обычаев. Ибо без знания своей истории, языка, искусства невозможно в полной мере понять и изучить культуру другого народа.
Наш педагогический коллектив работает по воспитанию и обучению детей на традициях всех народов проживающих на территории республики Адыгея, приобщая дошкольников к народному творчеству, национальной культуре, обычаям, традициям.
Одним из перспективных методов, способствующих приобщению дошкольников к народной педагогике, является метод проектирования, позволяющий растить детей общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграции, творческая организация (креативность), вариативность использования материала - вот те ключи к успеху в воспитании и обучении детей.
Дидактический смысл творческой деятельности заключается в том, что она помогает связывать обучение с жизнью, формирует творческие навыки, развивает познавательную активность, самостоятельность.
Цель проекта:
Приобщение детей к культурному наследию, духовным ценностям народов.
Задачи проекта:
Формировать у подрастающего поколения чувстванациональной гордости за родной язык и культуру.
Углублять знаний об истории, традициях и культуре народов.
Развивать у детей творческую познавательную активность,любознательность, стремление к самостоятельному познаниюи размышлению.
Знакомство с адыгейскими народными играми.
Приобщение детей другой национальности к адыгскойкультуре, традициям.
Интеграция образовательных областей: Познание. Художественное творчество. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Музыка. Социализация.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети старших и подготовительных групп, воспитатели, родители.
План реализации проекта:
Создание ситуации для мотивации начала проекта.
Проведение консультации для родителей по организации,подготовке и проведению проекта.
•Проведение беседы с детьми по предстоящей работе.Ожидаемый результат:
1.Создание единого инновационного пространства, объединяющего педагогический коллектив дошкольного учреждения.
2.Расширение знаний детей об истории, традициях и культуре народов.
3.Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
Продукты проекта:
-фотоматериалы,
-видеоматериалы,
-сценарий проведения праздника «Обычаи и традиции адыгов»,
-проектная папка,
- выставка детских работ,
-создание мини-музея предметов быта и музыкальных инструментов,
-сюжет на телевидении.
Сценарий
Праздника посвященного обычаям и традициям адыгского народа.
Задачи: знакомство с адыгейскими народными играми, песнями, танцами, с поэзией адыгских писателей и поэтов.
(Звучит музыка, ведущий в танце заходит в зал)
Ведущий: О куп!!! Непэ тизэхахьэ къек1ол1агъэхэм зэк1эми салам фабэ шъосэхы. Тизэхахьэ зыфэгъэхьыгъэр адыгэ шэн-хабзэхэм язэхэтык1э сабыйхэр нэ1уасэ фэтш1ынэу ары.
Добрый день друзья! Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем празднике весны! Ребята, вы знаете, что наша республика многонациональная и в ней проживает много разных народов.
Ведущий: Скажите, а вы знаете как называется наша республика?
Дети: Да, Республика Адыгея.
Ведущий: Правильно. А вы знаете, какие народы проживают в нашей республике?
Дети: Адыги, русские, армяне, греки.
Ведущий: Молодцы, ребята. Каждый из этих народов чтит свой язык, традиции, свою историю. Так вот сегодня, мы хотим пригласить вас в мир адыгской культуры и показать вам всю красоту, величие и традиции адыгского народа.
Наш праздник открывают ребята старшей группы, которые подготовили для вас очень красивый и необычный танец.
(Танец детей "Зэфак")
Ведущий: Наш праздник продолжается, и сейчас мы послушаем стихи наших адыгских поэтов.
(Чтение стихов детьми)
"Адыгский стол" написал Руслан Нехай, читает Качура Степан
"Моя Адыгея" написал Джафар Чуяко, читают Лунин Матвей и Руденко Арина
"Адагабзэр сян" написал Исхак Машбаш, читают Кушу Амина, Бижева Самира и Хапачева Расита.
Ведущий: Ребята на нашем празднике присутствуют бабушки, а чем они занимаются, мы сейчас узнаем, давайте послушаем, о чём они тут говорят.
1-я бабушка: Сегодня праздник, весна на улице, настроение у всех хорошее, в гости приехали наши внуки, вот как их много, мэшэллахь! А мы тут сидим и грустим, давайте я вам шалям пожарю, а пока щалям жарится, давайте споём нашим детям красивую песню.
( Бабушки исполняют адыгейскую народную песню "Адэ сыда джы къэхъугъэр ей").
Ведущий: Очень красивую песню спели нам наши бабушки. Вам понравилась песня, ребята?
Дети: Да, понравилась.
Ведущий: Пока бабушки пели, одна из них связала необычную игрушку и хочет с вами поиграть.
2-я бабушка: Игра называется "Хэт нахь псынкГ?"("Кто быстрее?") В этой игре будут участвовать девочки.
(Проводится игра с девочками.)
2-я бабушка: А следующая игра для наших мальчиков. Узнаем кто самый сильный и ловкий из них. Игра называется "Хэт нахь лъэш?"("Кто сильнее?")
(Проводится игра с мальчиками.)
Ведущий: Вот какие интересные игры знают наши бабушки, понравилось вам?
Дети: Даааа, понравилось.
(Пока дети играют в народные игры, в зал заносится детская колыбелька (кушъэ)).
Ведущий: Дети, послушайте... по-моему, я слышу плач младенца.
Д-я бабушка: (Заходит в центр зала с младенцем на руках) Ребята, посмотрите, у нас родился малыш. Сегодня мы будем проводить обряд первого купания ребёнка.
(Проводится обряд купания ребёнка, который сопровождается словами ведущего.)
Ведущий: После рождения ребёнка, обряд первого купания проводила "мамыку", что в переводе означает: "добрая женщина". Как же это проводилось в старину: брали медный таз, наливали туда холодную воду, добавляли золу и бросали в эту воду золотые украшения. Что же означали эти атрибуты?
В холодной воде с золой закалялся ребёнок. Золото предвещало долгую и счастливую жизнь, этому ребёнку.
Обряд купания сопровождался такими нареканиями: Ручки растите, Ножки ходите, Своё тело носите, Язык говори, свою голову корми!
Затем ребёнка заворачивали в мягкую пелёнку, тщательно вытирали, следом надевали на него " мышиное платье" - "цыгъо джан", которое не подшивалось, чтобы жизнь у ребёнка не стала короткой. А воду, в которой искупали ребёнка, выливали в малодоступное чистое место. На этом заканчивался обряд купания малыша.
Ведущий: Приблизительно через 2 недели после рождения ребёнка проводился обряд укладывания ребёнка в колыбель.
(3-я бабушка совершает обряд укладывания, сопровождающийся словами ведущего.)
Ведущий: Этот обряд совершался приблизительно через 2 недели после рождения. Здесь важно отметить из чего делали колыбель. Её изготовляли из боярышника. Поскольку боярышник считался самым крепким и счастливым деревом.
В начале, в колыбельку сажали кошку, чтобы ребёнку сладко спалось. Клали туда яйцо, что предвещало младенцу долгую жизнь.
Желая уберечь ребёнка от "дурного сглаза", адыги соблюдали ряд обычаев: Около колыбели ставили чашку с освящённой молитвой водой и туда клали яйцо, полагая, что при появлении злого духа, яйцо треснет. Поэтому каждый приходящий должен был помочить водой руку и протереть лобик ребёнку.
Как правило, обряд "кушъэхапхэ" сопровождался колыбельной песней или колыбельным напевом. Под лёгкое покачивание колыбели ребёнок постепенно засыпал.
Ведущий: Чтобы наш ребёнок крепко спал, давайте мы споём ему песню "Славься адыгский язык"
(Дети исполняют песню.)
Ведущий: Издавна адыги отмечали приход весны. В этот день украшали священное дерево. Повязывали разноцветные ленточки на дерево и загадывали желание, чтобы год был богатым, урожайным.
Ребята, давайте, и мы с вами повяжем ленточки на дерево и загадаем желание.
Дети украшают священное дерево. Звучит народная музыка "Удж"
Ведущий: Вот и загадали мы свои желания. А сейчас я приглашаю всех на танец дружбы "Удж хъурай"
Дети, воспитатели, гости танцуют. Заходит 1-я бабушка с подносом.
Ведущий: Издавна адыги отмечали приход весны. В этот день украшали священное дерево. Повязывали разноцветные ленточки на дерево и загадывали желание, чтобы год был богатым, урожайным.
Ребята, давайте, и мы с вами повяжем ленточки на дерево и загадаем желание.
Дети украшают священное дерево. Звучит народная музыка "Удж"
Ведущий: Вот и загадали мы свои желания. А сейчас я приглашаю всех на танец дружбы "Удж хъурай"
Дети, воспитатели, гости танцуют. Заходит 1-я бабушка с подносом.
1-я бабушка: Ребята пока вы танцевали и веселились готов и наш щалям. Угощайтесь. (Раздача угощения)
Ведущий: Наш праздник подошёл к концу. До свидания
Рецензия
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством народной педагогики, эмоциональной отзывчивости.
Творческий краткосрочный проект «Обычаи и традиции адыгов», руководителем, которого была старший воспитатель МБДОУ №16 Качура О.А., разрабатывался и осуществлялся с целью приобщение детей к культурному наследию, духовным ценностям народов.
В процессе работы над проектом решались следующе задачи:
Формировать у подрастающего поколения чувства национальнойгордости за родной язык и культуру.
Углублять знаний об истории, традициях и культуре народов.
Развивать у детей творческую познавательную активность,любознательность, стремление к самостоятельному познанию иразмышлению.
Знакомство с адыгейскими народными играми.
Приобщение детей другой национальности к адыгской культуре,традициям.
Одним из перспективных методов, способствующих приобщению дошкольников к народной педагогике, является метод проектирования, позволяющий растить детей общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграции, творческая организация (креативность), вариативность использования материала - вот те ключи к успеху в воспитании и обучении детей.
Использовался следующий план реализации проекта:
>Создание ситуации для мотивации начала проекта.
^ Проведение консультации для родителей по организации, подготовке и проведению проекта.
> Проведение беседы с детьми по предстоящей работе.
В ходе работы над проектом у детей расширились знания об истории, традициях и культуре народов. Они стали более активны, самостоятельны в творческой деятельности. Сформировались творческие навыки, расширилась познавательную активность.
Полученные знания отражены в продуктах проекта:
фотоматериалы,
видеоматериалы,
выставка детских работ,
>создание мини-музея предметов быта и музыкальных инструментов,^сюжет на телевидении.
Таким образом, проект «Обычаи и традиции адыгов» можно считать результативным:
>расширились знания детей;
>создалось единое инновационное пространство, объединяющеепедагогический коллектив дошкольного учреждения;
У активизировалась работа с родителями.
Данная работа имеет большую практическую значимость, может использоваться в работе с детьми в различных направлениях: социально-личностное развитие, познавательно-речевое, художественно-эстетическое.
Педагогическая ценность данного проекта состоит в том, что имеется возможность осуществления его силам каждого ребенка.