ПРОЕКТ на тему «Применение активных форм и методов обучения в процессе преподавания русского языка»


Қарағанды қаласының білім бөлімі
Отдел образования города Караганды
№ 121 «Айналайын» бөбек-бақшасы ҚМҚК
КГКП ясли-сад №121 «Айналайын»
ПРОЕКТ
«Применение активных форм и методов обучения в процессе преподавания русского языка»
Преподаватель русского языка
Тусупбекова Г.Т., КГКП я-с №121 «Айналайын»
Караганда 2015 г
Содержание
Введение
1.1 Краткое обоснование проекта
1.2 Цели и задачи проекта
Основное содержание проекта
Теоретическое обоснование проблемы
Описание продукта проектирования
Планирование деятельности по созданию продукта
Указание ожидаемых результатов дальнейшеговнедрения продукта
Возможные трудности, препятствующие внедрению продукта
Оценка результатов дальнейшеговнедрения продукта
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Изменения, происходящие в современном обществе, в мире активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на современные требования общества, ставят его перед необходимостью пересмотра традиционных целей и ориентиров. Основной задачей образования становится создание условий развития ребенка, которые обеспечат в будущем его готовность жить и успешно действовать в обществе. Это означает, что основным результатом образования должна быть не только сумма знаний выпускника, но и овладение способностями – «критическим» мышлением, умением действовать в реальных условиях, строить собственную жизненную траекторию, иметь опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Обучению русскому языку принадлежит особое место в образовании, поскольку оно, являясь областью и науки, и коммуникативной деятельности, имеет возможности для решения данных педагогических задач, позволяет не только приобрести новые знания, но и развить особые способности, связанные с развитием мышления и речи, практические навыки общения в социальной сфере.
 На современном этапе развития образования одной из наиболее актуальных проблем, требующих новых путей решения, является необходимость качественного улучшения знания иностранных языков при малом количестве часов учебной нагрузки, отведенной на изучение данного предмета программой. Успешное овладение дошкольниками русским языком сегодня - это необходимая предпосылка для дальнейшего успешного обучения в школе, в общении со сверстниками, укрепления дружбы с представителями различных нации, для дальнейшего продолжения обучения в международных высших учебных заведениях и профессионального роста в избранной области специализации.
Однако, к сожалению, ГОСО РКпредусматривает 1 занятие раз в две недели в средней группе, 1-2 урока русского языка в неделю в старшей группе ДОУ. Этого далеко недостаточно для обеспечения должного уровня знания языка при использовании традиционных методов и форм работы на уроке. Необходимо разрабатывать и использовать новые подходы и технологии, нацеленные на повышение мотивации учебной деятельности дошкольников, а соответственно и уровня владения языком. Внедрение новых методик, обеспечивающих активное участие детей в образовательном процессе,являетсяважным условием приобретения знаний, развития коммуникативных умений и навыков. И активные методы обучения отвечают этим требованиям, так как суть их заключается в том, чтобы заинтересовать детей, сделать их активными участниками образовательного процесса.
Сегодня основные методические инновации, по существу, связаны с применением активных (интерактивных) методик или диалоговых методов обучения. Суть их состоит в том, что учебный процесс организуется таким образом, что учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы (в частности, правовые) на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения.
Гражданственность и патриотизм современного человека во многом характеризуется степенью его уважения к законам страны, обществу и государству. Полноценная подготовка ребенка определяет не только реальное качество образования, но и эффективность любой деятельности в сфере гражданского и патриотического воспитания. Именно поэтому большое значение уделяется тому, как достигаются цели и задачи обучения языку, т.е. способам взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых, направленным на достижение цели образования, воспитания и развития детей, а именно методам обучения языку и как составной части метода методическому приему. Как говорил известный педагог М.Н. Скаткин: "метод - это путь, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных сил". Методы призваны заинтересовать ученика предметом, достигнуть высокого уровня образования. Причем русский язык как учебная дисциплина имеет свои своеобразные методы, методические средства и приемы, которые постоянно совершенствуются. Это не удивительно, ведь качество образования зачастую зависит именно от методов и приемов преподавания русского языка. Прием - это составная часть метода. Занятие по русскому языку ограничено определенным временем, которое не позволяет часто использовать весь метод, но применение его части, т.е. методического приема позволяет работать над каким-либо отдельным вопросом. Это и предопределило выбор темы работы, структуру и содержание раскрываемых в ней вопросов.
Объектомпроекта «Применение активных форм и методов обучения в процессе преподавания русского языка» является процесс обучения русскому как иностранному языку в дошкольных учреждениях.
Предметом исследования являются игровые методы на уроках русского языка.
Цель:
Теоретически обосновать значимость применения активных игровых методов обучения русскому языку.
Теоретически обосновать возможности применения игровых методов обучения русскому языку.
Задачи:
Определить роль активных методов обучения русскому языку
Рассмотреть виды игровых методов при обучении русскому языку и их применение
Возможность применения игровых методов на уроке при обучении русскому языку.
Основное содержание проекта
Теоретические аспекты применения активных методов обучения иностранному языку
Наше время характеризуется поиском новых форм, методов и приемов обучения. Современное образование нуждается в методах обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личности. Современное обучение ставит перед собой цель: готовить детей не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен.
Под целями обучения понимаются планируемые результаты изучения русского языка воспитанниками ДОУ.
Можно смело сказать, что именно цели обучения являются самой важной методической категорией. Отвечая на вопрос "Зачем учить?", они определяют весь последующий выбор. Все перекосы в обучении начинаются с неверно сформулированной или неверно понятой цели.
Итак, в методике обучениярусскому языку выделяются четыре аспекта цели обучения:
1) учебный практический аспект,
2) воспитательный аспект обучения,
3) образовательный аспект,
4) развивающий аспект.
       Учебный практический аспект. Учащиеся овладевают русским языком как средством общения и должны уметь им пользоваться в устной и письменной формах. Речь идет об овладении четырьмя видами речевой деятельности: рецептивными - аудированием и чтением, продуктивными - говорением и письмом, а также связанными с ними тремя аспектами языка - лексикой, фонетикой, грамматикой. В ДОУ детям достаточно овладеть навыками аудирования и говорения.
       Конкретными целями в каждом виде речевой деятельности являются:
в говорении: умение сообщить, объявить, информировать, рассказать; объяснить, охарактеризовать, уточнить, показать; похвалить, поблагодарить;
в аудировании: умение понимать аутентичную речь в нормальном темпе при живом общении и общий смысл радиопередач, фонозаписей;
Чрезвычайно важным в учебном аспекте следует считать приобретение навыков самостоятельной работы.
Воспитательный аспект обучения предполагает формирование у детей мировоззрения, идейной убежденности, патриотизма, нравственности, ответственности за себя и происходящее вокруг, а также эстетическое и духовное развитие личности.
Воспитание нельзя делить на этическое, эстетическое, трудовое, экологическое, интернациональное и т.д. Всякое воспитание есть воспитание в человеке нравственности. Для реализации данного аспекта надо использовать все возможности: и содержательные (наличие всевозможных проблем), и организационные (обсуждение этих проблем и их трактовку). Возможности здесь беспредельны, важно лишь не ограничиваться благими намерениями, а выявить конкретные пути их реализации, как во время уроков, так и во внеурочной деятельности.
Образовательный аспект предполагает приобретение знаний о культуре страны или стран изучаемого языка, включая литературу, музыку, живопись, историю и т.д., а также элементарные знания о грамматическом строе языка на слух; удовлетворение личных познавательных интересов в любой из сфер своей деятельности.
Развивающий аспект обеспечивает осознание средств выражения мыслей, того, как люди произносят, какие слова употребляют для номинации предметов, развитие чувства языка, языковой догадки, памяти во всех ее видах, логики (анализа, синтеза, сравнения, умозаключения), развитие сенсорного восприятия, мотивационной сферы, умения общаться, таких черт характера, как трудолюбие, воля, целеустремленность, активность, умение учиться.
На занятияхрусского как иностранного языка особое место занимают формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ребенка, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать иностранный язык.
Эти задачи можно решить с помощью игровых методов обучения. В игре способности любого человека, а особенно ребенка проявляются в полной мере.
Под активными методами обучения в большинстве случаев подразумеваются методы, основанные на коммуникациях, объективно возникающих как между детьми, так и между воспитанником и педагогом.Суть метода заключается в изменении субъектно-объектных отношений: ребенок из ведомого превращается в управляющего процессом познания, при этом активно задействуется природная любознательность детей, то есть использование активных методов становится элементом положительной мотивации ребенка.
Все эти методы обучения можно разделить на три группы: индивидуальные, групповые и фронтальные.
Индивидуальные методы обученияявляются активными по характеру действий, выполняемых учеником: он самостоятельно управляет процессом присвоения знаний, извлекает из имеющихся источников нужную информацию, разделяет ее на обособленные блоки, распределяет в определенной последовательности, продвигаясь при этом в удобном ему режиме (использование компьютера).
Групповые методы обучения- работа учащихся в группах, анализ конкретных ситуаций, дискуссия, мозговой штурм, выполнение проектов и мини-проектов в наибольшей степени соответствуют понятию «интерактивности», так как состоят из обмена сообщениями, в результате которых продуцируется новая учебная информация. Эта информация может быть как объективно новой, то есть созданной впервые, так и субъективно новой, то есть неизвестной ранее учащимся, но известной учителю.
Фронтальные активные методы обучения, то есть такие, которые направлены на работу со всей группой, требуют синхронизации действий педагога и детей для достижения конкретной учебной цели. 
Одним из активных форм и методов обучения в процессе преподавания любого языка является знакомство с художественной литературой. Практически все педагоги и методисты, работающие с детьми на разных этапах обучения отводят большое место поэтическим текстам и песенкам при изучении языка. Некоторые учебные пособия целиком базируются на использовании поэтических текстов: или аутентичных, или специально сочиненных. Важность этой работы трудно переоценить.
Каждый педогог стремиться сделать свои уроки творческими и занимательными, чтобы желание и интерес дошкольников, которые только приступили к занятиям русским языком, не угасли в последующие годы. Задача учителя - добиться того, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым. А там, где интерес, там и успех.
Работа с русскими песнями, стихами и рифмовками выполняет не только учебные, но и воспитательные и развивающие задачи, обогащает духовный мир ребенка, расширяет его словарный запас, помогает лучше усвоить лексический и грамматический материал, прививает любовь к поэзии страны изучаемого языка, учит видеть красоту природы и человеческих чувств. Поэзия дает импульс творческому воображению детей и обладает огромным потенциалом эмоционального воздействия.
Подходы к работе над стихами зависят от возраста детей, от их творческих способностей и от того, какие задачи ставит учитель. Многие задачи, такие как обучение фонетике, грамматике, лексике и переводу, решаются в комплексе. Изучение стихотворения или песни чаще всего происходит на нескольких уроках. Это зависит от объема, наличия незнакомых слов и грамматических структур. На уроке можно использовать песни и стихи на фонетической зарядке, для закрепления, лексического и грамматического материала, как своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда дети устали и им нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность. Очень хорошо воспринимаются детьми песни знакомые им на русском языке. Если есть время на уроке, то песню, стих можно инсценировать, стих прочитать по ролям.
Одним из наиболее эффективных методов воздействия на чувства и эмоции дошкольников при изучении языка является использованиемузыки, музыкальных произведении (песенки, частушки, колыбельные). Музыка представляет собой “сильнейший психологический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания“. Поэтому в старших группах стимулом для бесед и дискуссий могут стать современные, популярные среди молодежи песни. Это один из видов речевого общения, средство более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т.к. включает новые слова и выражения. Уже знакомая лексика здесь встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации. Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Известно, что музыкальный слух, слуховое внимание, слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Можно предложить родителям дома слушать аудиозаписи на иностранных языках, в частности на русском языке,чтобы дети в ОУД могли принести с собой новые знания и использовать их на занятиях в записи. Желательно, чтобы они были интересны по содержанию и стимулировали детей к последующему обсуждению, высказываний своего отношения к песне, ее содержанию и исполнению.
Использовать песни и стихи на занятиях по русскому языкуможно инужно. Их  легко подбирать для всех возрастных групп ДОУ. Это не является неразрешимой задачей.
Таким образом, работа со стихами, рифмовками и песнями служит эффективным средством усвоения языкового материала, развития памяти, внимания и творческой активности учащихся, воспитывает чувства толерантности и уважения к творческому наследию стран изучаемого языка.     
В настоящее время внедрение персонального компьютера, технологии мультимедиа и глобальной информационной компьютерной сети Интернет влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения иностранным языкам. Перед современным педагогом встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В педагогической деятельности каждыйпедагог должен прийти к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на занятиях по русскому языку.
Компьютер позволяет изменить контроль за качеством знании и деятельности детей, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Роль преподавателя здесь не менее важна. Он подбирает компьютерные программы к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает учащимся в процессе работы, оценивает их знание и развитие. Применение компьютерной техники делает и позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения. Специфика предмета иностранного языка обуславливает активное и уместное применение компьютера на уроках. При использовании компьютера в ДОУ важно не научить детей пользоваться ПК, а всестороннеее развитие развитие детей, в нашем случае изучение русского языка. Ведущим компонентом содержания обучения иностранного языка является обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму.
Существует множество компьютерных программ, помогающих учителю русского языка и учащимся при овладении русским языком. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Обучающая компьютерная программа является тренажером, который организует самостоятельную работу обучаемого, управляет ею и создает условия, при которых учащиеся самостоятельно формируют свои знания, что и особо ценно, ибо знания, полученные в готовом виде, очень часто мимо их сознания и не остаются в памяти. Использование компьютеров на уроках русского языка - потребность времени. В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий. Это не только современные технические средства, но и новые формы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. Изучение языка с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у детей. Существующие сегодня диски позволяют выводить на экран компьютера информацию в виде наглядности, дидактических игр, звука, видеоизображения, физминуток и игр.
Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельную работу каждого ученика. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Подбор обучающих программ зависит, прежде всего, от текущего учебного материала, уровня подготовки обучаемых и их способностей.
Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или проблема в знаниях. Именно этот аспект и предусмотрен авторами многих компьютерных обучающих программ.
В практике применения компьютера в учебном процессе особо подчеркивается его обучающая функция, а также, компьютер является инструментом, который организует самостоятельную работу обучаемых и управляет ею, особенно в процессе тренировочной работы с языком и речевым материалом.
Сфера применения компьютера в обучении языкам необычно широка. Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым языковым материалом, новыми образцами высказываний, а также с деятельностью общения на иностранном языке. На этапе тренировки и на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений компьютер может быть использован в самых разнообразных коммуникативных заданиях и ситуациях с учетом личностных особенностей обучаемых. Он может создавать оптимальные условия для успешного освоения программного материала: при этом обеспечивается гибкая, достаточная и посильная нагрузка упражнениями всех учеников в классе. Кроме того трудно переоценить роль компьютера как средства осуществления контроля над деятельностью детей со стороны учителя, а также как средства формирования и совершенствования самоконтроля.
Компьютер обладает большими возможностями для построения цветных изображений, поддающихся необходимым преобразованиям в заданных пределах. Отмеченные возможности компьютера делают его прекрасным техническим средством для различного рода пояснений и обобщений явлений языка, речи, речевой деятельности.
Сейчас во всех ДОУ идет раннее обучение детей иностранным языкам. Часто на уроках русского языка процесс вовлечения детей в устную речь по различным темам бывает неинтересным. При работе с использованием компьютеров это исключено, так как необходимые на уроках наглядность и ситуации на мониторах вполне реальны – “изображения” движутся, разговаривают по-русский, задают вопросы и т.д. Некоторые учителя могут спросить: а не превратится ли урок при этом из творческой работы в нечто развлекательное? Нет, так как, чтобы получить при работе с компьютером хорошую оценку, ученику приходится творчески работать. Он делает все с радостью, а учителю приходится приобретать необходимые электронные учебники и делать подборку по ним нужных ситуаций, а также распечатку дополнительных вопросов и текстов и перенос их на все компьютеры, чтобы в определенный момент на уроке дети могли сесть за определенные компьютеры и выполнить, например, тест по аудированию или чтению. Это большой труд, но себя оправдывает. Радость познания – вот что дает использование компьютеров на уроках. А это, в свою очередь, вместе с развитием мышления ведет к развитию инициативной речи. У каждого ребенка есть внутренний мотив, направленный на познавательную деятельность. Задача учителя - всячески способствовать развитию этого мотива, не дать ему угаснуть.
Одним из важных активных формы и методовявляется использованиеигровых методов обучения языку.
Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности любого человека, а ребенка в особенности.
По определению М. Ф. Стронина, «игра – это вид деятельности в условиях ситуации, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением». Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции и самореализации.
Эффективность овладения иностранным языком зависит не только от стратегии обучаемого, но и от стратегии обучения. Максимальный эффект может быть достигнут в гармонии этих стратегий. Важным фактором, помогающим достичь эту цель, является повышение эффективности педагогического воздействия учителя на обучаемых, их общения на занятии в условиях полной социально - психологической совместимости. Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес дошкольников, их творческая мыслительная активность.
Часто дети спрашивают: "А зачем нам учить язык?" Вопрос для них совершенно естественный и простой, но очень трудный для того, кому его задают. Ответ на него должен давать урок. Не видя цели своих действий на занятиях, учащиеся воспринимают иностранный язык как некую вещь в себе, до тех пор, пока для каждого речевого или языкового действия, для выполнения упражнения или задания у них не появится мотив.
Как сделать свой урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали языковой материал? Проанализировав большое разнообразие приемов организации учебной деятельности, можно применять ролевую игру, игру вообще, особенно на начальном этапе обучения, применять некоторые нетрадиционные методы уроков, а также стихи, загадки, песни, шарады, ребусы, кроссворды.
Игра – средство активизации лексического и грамматического  материала, развития навыков и умений всех видов деятельности. С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи. В игре развиваются творческие, мыслительные способности ребенка. В ней предполагается принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть. Обучающие игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и увлекательным. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность ребятам преодолеть стеснительность, скованность, снять языковой барьер, усталость. В любой вид деятельности на уроке можно внести элемент игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму. Именно игра является одним из сильных мотивов при обучении иностранному языку.
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В структуру игры как деятельности личности входят этапы:
целеполагания;
планирования;
реализации цели;
анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
роли, взятые на себя играющими;
игровые действия как средства реализации этих ролей;
игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми, условными;
реальные отношения между играющими;
сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Большинство игр отличают следующие черты:
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
творческий, в значительной мере импровизированный активный характер этой деятельности («поле творчества»);
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Определить основную функцию игры достаточно сложно. По мнению большинства исследователей, игры выполняют тренировочную функцию в онтогенезе (точно так же, как и безопасный способ освоения какого-либо действия посредством игры среди животных).
Исследователи детства – М. Мид, де Моз отмечают, что игры детей примитивных культур, как правило, – имитация профессиональных действий взрослых.
А. Н. Леонтьев также придерживается этого мнения. Он отмечает, что в ходе деятельности ребенка возникает противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих это действие операций – с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, грести на лодке, но не может осуществить этого действия потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия, и это противоречие может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности – в игре.
Л. С. Выгодский еще в двадцатых годах прошлого столетия обратил внимание на изменение содержания и динамики детской игры. Он подчеркнул, что игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчинённая известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Таким образом, при всей объективной разнице, существующей между игрой и трудом, которая позволяла даже считать их полярно-противоположными друг другу, психологическая природа их совершенно совпадает. Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни. Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений.
Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра – характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.
Игра настолько многофункциональна, оригинальна, уникальна, ее границы настолько обширны и прозрачны, что дать ей какое-либо четкое, лаконичное определение, наверное, просто невозможно. Многие объяснения игры, которыми располагает наука, неточные, неполные, а иногда и просто неверные
Игра как функция культуры наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека. Г. К. Селевко определяет игру как «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».
Здесь приведены только некоторые мнения ученых по данной проблеме. Все точки зрения разнообразны и противоречивы. Однако большинство исследователей сходятся во мнении, что в жизни людей игра выполняет следующие важнейшие функции, классификацию которых дал А. С. Шмаков:
функция социализации;
функция межнациональной коммуникации;
функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики»;
коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра – деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций;
диагностическая;
терапевтическая;
функция коррекции;
развлекательная.
Игра по своей природе очень близка к реальным жизненным ситуациям, а иногда и неотделима от них. Благодаря дихотомии – вымышленной проблеме и реальным усилиям по ее разрешению – игра позволяет моделировать социокультурный контекст, проигрывать различные варианты поведения, корректировать и затем снова проигрывать. То, что в жизни трудно или совсем невозможно исправить (межкультурный конфликт или межкультурный шок), в игре можно проигрывать снова и снова, вырабатывая стратегии, необходимые для избегания данного конфликта.
Игра ориентирована на групповую активность, что вполне отвечает запросам современной методики. Она также легко трансформируется в различные формы индивидуальной активности, давая возможность каждому учащемуся попробовать себя в той или иной роли и проявить индивидуальные способности.
Благодаря знаковой природе игра предоставляет практически неограниченную возможность для создания вымышленных ситуаций, проблем, казусов, конфликтов - всего, что требует вербальной и невербальной активности и что совершенно необходимо для развития навыков межкультурной коммуникации.
Коммуникативная природа игры также предоставляет возможности для развития коммуникативных навыков. Необходимость комментировать свои и чужие действия, взаимодействовать в пределах группы, возражать, соглашаться, высказывать свое мнение служит базой для развития речевых умений и стратегий общения, что необходимо для инициации и поддержания межкультурного диалога.
Применение игры способствует коммуникативно-деятельному характеру обучения, психологической направленности уроков на развитие речемыслительной деятельности учащихся средствами изучаемого языка, оптимизации интеллектуальной активности учащихся в учебном процессе, комплексности обучения, интенсификации его и развитию групповых форм работы. Очевидно, что формирование речевых навыков и умений должно идти в условиях, максимально приближенных к тем, какие могут встретиться при естественной коммуникации, а сам процесс обучения должен строиться на решении системы коммуникативных задач посредством языкового материала. Средством педагогического управления учебной деятельностью являются коммуникативные задания, при помощи которых преподаватель приглашает и вовлекает учащихся в творческую деятельность.
Превосходство игры над другими средствами обучения обнаруживается в том, что она способна обеспечить не только индивидуальную, но и парную, групповую и коллективную форму работы на занятии, что позволяет каждому обучаемому максимально эффективно использовать учебное время.
Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых методов обучения нацелена на то, чтобы научить детей осознавать мотивы своего учения, своего поведения в мире и в жизни, то есть формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:
1) Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии общеучебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком.
2) Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества, как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся фразы-клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.
3) Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и в сказочный мир.
4) Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.
5) Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.
6) Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объёмов информации.
7) Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.
Для ребёнка игра - интересное, увлекательное взаимодействие с педагогом и сверстниками, в котором высказывания определённого типа диктуются внутренними потребностями игры.
Разумеется, не всякая игра годится для этой цели. Можно сформулировать следующие требования к игре как к приему обучения:
1. Обязательное осознание детьми игрового результата. Таким результатом может быть создание при помощи слов необычных комических или фантастических образов: летающие предметы, говорящие звери и т.п.
2. Осознание детьми правил, соблюдение которых поможет достичь данного результата.
3. Возможность выбора конкретного действия в игре каждым ребёнком, что обеспечивает индивидуальную активность при коллективной форме игры.
Безусловно, не нужно забывать, что игра на занятиях по иностранному языку - это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определённых задач обучения на данном этапе - от самых мелких речевых навыков до умения вести самостоятельный разговор.
Требования к игре как способу достижения задач обучения:
1) необходимо точно знать, какой именно навык, умение тренируются в данной игре, что ребёнок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры. Если в игре ребенок повторяет песни и стихотворения, воспроизводит заученные диалоги, то новых умений и навыков в игре он не приобретает. Если же он научился изменять слова, подбирать нужное по смыслу слово, строить самостоятельно словосочетание или текст или только фразу, тогда ребёнок приобретает новые навыки;
2) игра должна поставить ребёнка перед необходимостью мысленного усилия, хотя бы даже крошечного. Не обязательно давать детям правила игры в строгих формулировках, можно использовать любую схему или рисунок.
Если говорить о формах игры, то они чрезвычайно разнообразные.
По виду деятельности игры делятся на:
- физические (двигательные);
- интеллектуальные (умственные);
- трудовые;
- социальные;
- психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
1) обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
2) познавательные, воспитательные, развивающие;
3) репродуктивные, продуктивные, творческие;
4)коммуникативные, диагностические, профориентационные.
По характеру игровой методики игры можно разделить на:
- предметные;
- сюжетные;
- ролевые;
- деловые;
- имитационные;
- игры-драматизации.
Игры могут быть и специфически лингвистическими: грамматическими лексическими, фонетическими и орфографическими. Это так называемые «подготовительные игры», способствующие формированию речевых навыков. Подобные игры могут сделать скучную работу, требующую многократного повторения одних и тех же структур, более интересной и увлекательной. С помощью игр можно развивать наблюдательность при описании предметов и явлений, активизировать внимание, развивать навыки воспроизведения услышанного и многое другое.
Большое количество разнообразных игр отнесены в разряд «Игры на совместную речевую деятельность и коммуникативное взаимодействие. Ролевые игры».
Ситуация ролевого общения является стимулом к развитию спонтанной речи, если она является динамичной, связанной с решением определённых проблем и коммуникативных задач. Участники игры должны быть поставлены в такие условия, при которых необходимо выяснить социальные, эмоциональные и познавательные стороны межличностных отношений.
Основными параметрами, определяющими характер ролевой ситуации, являются наличие единого сюжета, соответствующего избранной коммуникативной ситуации, и ролевых отношений между участниками общения, которые нередко носят конфликтный характер. Когда обучающиеся принимают роль, они играют самих себя или какого-либо персонажа в специфической ситуации. Поэтому в ролевой игре нет зрителей, нет опасения, что общение не состоится, что поведение участников будет понято неправильно.
Определены правила проведения ролевых игр:
- обучающемуся предлагается поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть вне аудитории, в реальной жизни. Это может быть всё, что угодно: от встречи знакомого на улице до гораздо более сложной ситуации, например деловых переговоров, конференций и т. п.;
- обучающемуся необходимо адаптироваться к определённой роли в подобной ситуации. В одних случаях он может играть самого себя, в других ему придётся взять на себя воображаемую роль;
- участникам ролевой игры необходимо вести себя так, как если бы всё происходило в реальной жизни; их поведение должно соответствовать и исполняемой ими роли;
- участники игры должны концентрировать своё внимание на коммуникативном использовании единиц языка, а не на обычной практике закрепления их в речи.
В проведении ролевой игры выделяют 3 этапа:
l) подготовительный этап, включающий:
а) введение обучающихся в ролевую ситуацию, ознакомление их с вопросами для обсуждения или проблемой;
б) знакомство с лингвистическим наполнением игры;
в) предварительную тренировку лексических единиц и грамматических структур.
Кроме того, дома обучающиеся читают соответствующий текст, дополнительные материалы по поставленной проблеме и собирают информацию для каждой конкретной ситуации;
2) собственно ролевая игра. Успех игры во многом обусловлен наличием адекватных ролевых предписаний, реквизита и размещения участников игры (большим кругом, буквой «П» и т.д.). При этом ролевые карточки могут быть оформлены no-разному. Например, одна сторона карточки даёт информацию о ролевой ситуации и одинакова для всех участников игры. Оборотные стороны карточек для разных участников различны, так как они содержат информацию о данном действующем лице и указывают возможную линию поведения. Другой вариант карточек может включать на одной стороне ролевое предписание для конкретного персонажа, а на другой - языковую подсказку. Учитель во время игры, как правило, принимает роль ведущего или одну из «второстепенных» ролей с тем, чтобы иметь полное право, не разрушая создавшуюся коммуникативную ситуацию, вмешаться в процесс общения, стимулировать «пассивных» участников к беседе, направить действия обучающихся в нужное русло;
3) заключительный этап предполагает оценку преподавателем деятельности обучающихся и, возможно, дискуссию по данной или близкой проблеме.
Игру можно и нужно вводить в процесс обучения иностранному языку с первых занятии. Например, при обучении счёту можно использовать различные «считалки», не просто выучивая их наизусть, а используя для распределения ролей в последующей подвижной игре, применяемой в качестве физкультминутки, так необходимой маленьким детям для снятия усталости, накапливающейся в процессе урока. При работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста можно использовать игрушки, как при введении нового лексического материала и его закреплении, так и при введении и тренировке некоторых грамматических структур. В играх такого типа мы имеем дело с одним - двумя речевыми образцами, повторяющимися многократно. Поэтому с точки зрения организации словесного материала такая игра ни что иное, как словесное упражнение, но, превращая обычное словесное упражнение в игру, мы избегаем скуки и рассеивания внимания, неизбежного при рутинном заучивании, создаём эмоционально комфортную обстановку, повышаем интерес к изучению иностранного языка.
С другой стороны, любая игра представляет собой некоторую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. Ситуация игры - это отражение ситуации реальной жизни. Таким образом, мы создаём возможность повторения речевого образца (ситуативно-вариативное упражнение) в условиях, приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, целенаправленностью речевого воздействия.
Игра способствует выявлению творческих способностей, развитию личностного творческого потенциала, поднимает самооценку, развивает умение принимать самостоятельные решения. С помощью игры можно развивать память, внимание, восприятие, регулировать психофизическое состояние группы, снимать агрессию и психо-эмоциональное напряжение, осваивать новые умения, развивать навыки и просто отдохнуть и повеселиться.
Конечно же, при работе с детьми  младшего возраста игра используется намного чаще, чем при работе с детьми старших групп.
Но не следует исключать игру при обучении на старшем этапе. При работе со старшими детьми можно использовать сложные ролевые, ситуативные игры, тренирующие детей в умении использовать речевые навыки.
В заключение, важно заметить, что занятие не может состоять из одних игр. При всей привлекательности игры как формы обучения место и время её проведения на уроке зависят от многих факторов: подготовки учащихся, сложности изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и даже настроения каждой конкретной группы учеников на каждом конкретном уроке.
Разработка организованной учебной деятельности с использованием активных методов преподавания русского языка в группе с казахским языком обучения в ДОУ:
Ұйымдастырылған оқу әрекетінің технологиялық картасы
Технологическая карта ОУД
Білім беру салаcы/ образовательнаяобласть: коммуникация
Кіші сала/подобласть: русский язык
Тақырыбы/ Тема: Cнеговик
Мақсаты/Цель:
Білімділік/Образовательный аспект: Закреплять умение читать наизусть короткие
стихотворения. Закреплять названия частей тела, цвета, счет до 4.
Дамытушылық/Развивающий аспект: Развивать навыки разговорной речи, словарный запас.
Развивать умение понимать и отвечать на вопросы. Развивать мышление, внимание, память.
Тәрбиелік/ Воспитательный аспект:
Воспитывать интерес к обучению, изучению русского языка.
Қостілдік компонент/билингвальный компонент: названия основных цветов, частей тела
Қызметтің кезендері
Этапы деятельности Тәрбиешінің әрекеттері
Действия воспитателя Балалардың әрекеттері
Действия детей
Мотивациялық- түрткі болатын
Мотивационно- побудительный В гости приходит снеговик. Он ищет Проявляют интерес
себе друзей. Что мы можем сделать? Подружитьсяя сним, слепить
из снега еще снеговиков.
Ұйымдық-іздену
Организационно – поисковый
Круг радости
« Здравствуй!»
Мозговой штурм «Что делать?»
Лепка первого друга
Рассматривание снеговика
Лепка второго друга
Рассматривание снеговика
Лепка третьего друга
Рассматривание снеговика
Д/упр «Дай имя снеговику »
Игра «Прятки»
П/игра «Снеговик»
Рисование «Снежинки» Приглашает вкруг. Читает слова приветствия: Повторяют слова,
Здравствуй, Солнце золотое! приветствуют окружающее
Здравствуй, Небо голубое! Здравствуй, матушка-Земля! Здравствуйте, мои друзья! Задает вопросы на размышление: Размышляют:
Что можно сделать? Кто может с Снеговик не может остаться в
ним подружиться? Почему он не саду. Он растает. Значит ему
может остаться снами в саду? нужны друзья, которые не
замерзнут. снеговики
Читает стихотворение «Лепим мы Повторяют слова, иммитируют
снеговика» лепку снеговика
Лепим мы снеговика: Шею, нос,глаза, бока. Вышел славный снеговик Он не низок, не велик. Что мы слепили? Кто его лепил?Какой Мы лепили снеговика
снеговик? Что одел снеговик? Какого Снеговик одел колпак.
цвета у него колпак? Сколько у нас Зеленый
теперь снеговиков? 2
Читает стихотворение «Лепим мы Повторяют слова, иммитируют
снеговика» лепку снеговика
Что мы слепили? Кто его лепил?Какой Мы лепили снеговика
снеговик? Что у снеговика на голове? У снеговика есть бант
Какого цвета бант? Сколько у нас желтый
теперь снеговиков? 3
Читает стихотворение «Лепим мы Повторяют слова, иммитируют
снеговика» лепку снеговика
Что мы слепили? Кто его лепил?Какой Мы лепили снеговика
снеговик? Что одел снеговик? Какого Снеговик одел колпак.
цвета у него колпак? Сколько у нас красный
теперь снеговиков? 4
Посмотрите какие у нас разные Придумывают имена
снеговики. Как и мы. И у всех нас разные имена. Давайте мы их назовем красивыми именами. Снеговики теперь подружились и хотят Закрывают глаза. Отгадывают,
поиграть. Кто хочет поиграть с ними в какой снеговик спрятался.
прятки? Проводит игру. По считалке выбирают Лепят снеговика, по сигналу
снеговика. убегают на свои места.
Дети, снеговики загрустили. Почему? Рисуют снежинки вокруг
Вы знаете? Мне кажется они боятся снеговиков
растаять. И очень хотят, чтобы пошел снег, тогда им станет лучше. Поможем им? Кто поможет? Рефлексивтік – түзету
Рефлексивно - корригирующий Подводит итог ОУД по схеме Снеговик за доброту дарит детям Вспоминают свои действия,
снежинку. называют.
Установа на добро: посмотрите какая снежинка чистая, белая. Если вы Будете такими же добрыми и отзывчивыми детьми, ваши мысли всегда будут такими же чистыми как эта снежинка. Күтілетін нәтиже / ожидаемый результат:
Нені біледі/знать:
Названия частей тела, основных цветов.
Считать до 4
Қандай түсініктерді игерді / Иметь:
Понятие о дружбе
Меңгірген дағдылары мен іскерліктері / Уметь:
Читать наизусть стихотворение «Снеговик». Называть части тела, цвета, считать до 4.
Понимать и отвечать на вопросы. Играть в игру «Снеговик».
В данной ОУД использовались следующие методы:
Знакомство с художественной литературой, заучивание стихотворения
Игры: подвижная игра, игра-иммитация, дидактическая игра
Внедрение активных методо по изучению языков во все организованные учебные деятельности приведет к успешному развитию воспитанников. Для этого педагогам преподавателям русского языка нужны пособия по его изучению, методические рекомендации, материалы и пособия адаптированные к изучению языков в ДОУ. Результатом дальнейшей работы по проекту проекта «Применение активных форм и методов обучения в процессе преподавания русского языка» должны быть методические пособия и рекомендации, которые будут разрабатывать педагоги и психологи ДОУ.
Заключение
 Активные методы являются одними из самых эффективных методов обучения иностранному языку, так как их психолого-педагогической основой является игровая деятельность, ознакомление с художественным словом, музыкойкоторые вносят большой вклад в психическое развитие личности. В игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация к изучению второго языка.Использование ИКТ на уроках русского языка в ДОУ соответствует познавательным потребностям современных детей.
 Обучение лексики иностранного языка – процесс,  который охватывает несколько этапов. На первом этапе  осуществляется введение нового слова. На следующем этапе учащиеся тренируются в создании лексических речевых связей в однотипных речевых ситуациях. Результатом обучения является умение детей создавать динамичные лексические речевые связи, то есть свободно использовать новые слова в общении.
 Игровые формы и приемы очень разнообразны и могут быть использованы на каждом этапе работы с лексикой. На первых этапах уместно использовать типичные игровые упражнения, которые сделают процесс запоминания слов интересным занятием. Игровые методы позволяют создавать вполне реальные ситуации общения между участниками игры. Поэтому игры особенно актуальны на заключительных этапах работы с новой лексикой, на которых происходит употребление слов в речи в конкретных игровых ситуациях.
Игровые методы обучения многообразны. В зависимости от педагогических целей, способов организации, уровня владения языком выделяют несколько групп игр. Сюжетно-ролевые и интеллектуальные, на пример, требуют высоких знаний лексики, так как предполагают спонтанные высказывания игроков. Игры могут быть представлены в виде игровых элементов, ситуаций, упражнений, и быть направленными на другие цели. Игровые методы различаются в зависимости от количества участников, времени проведения и так далее.
Игровые методы часто очень просты по своей организации и не требуют специального оборудования. Игровые методы могут быть использованы на каждом уроке иностранного языка, главное, чтобы они соответствовали целям и задачам обучения. В методической разработке приведены игровые упражнения, актуализирующие знания лексики по теме и игровые ситуации, с помощью которых на уроке были созданы ситуации общения. Данные игровые приемы были успешно проведены на практике.

Список  литературы
Абалуев, Р.Н. Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. Ч. 3. / Р.Н. Абалуев, Н.Г. Астафьева, Н.И. Баскакова, Е.Ю. Бойко, О.В. Вязавова, Н.А. Кулешова, Л.Н. Уметский, Г.А. Шешерина. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. – с.125
Аносова, Н.Э. Обучающие компьютерные программы - новые возможности преподавания иностранного языка/ Н.Э. Аносова // Вопросы филологии. - 1995. - №1. - с.102-103.
Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.- М.: изд-во РАО., 1994.- с.228
Бовтенко, М.А. Компьютерная лингводидактика \ М.А. Бовтенко, - М: Флинта: Наука. - 2005. - 94 с.
Бухаркина, М.Ю. Мультимедийные учебник: что это? / М.Ю. Бухаркина // ИЯШ. - 2001. - №4. - с.13-16.
Борисов Е. А. Влияние ролевой, коммуникативной игры на обучение английскому языку / Е. А. Борисов // ИЯШ. – 2002. – № 3. – С. 29 – 31.
Бурдина М. И. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения / М. И. Бурдина // ИЯШ. – 1996. – № 3. – С. 52 – 55.
Владимирова, Л.П. Интернет на уроках иностранного языка/ Л.П. Владимирова // ИЯШ. - 2002. - №3. - с.33-41.
Винникова И. В. Игры на развитие психических процессов / И. В. Винникова // Начальная школа. – 2002. – № 3. –С. 25 – 28.
Выготский Л. С. Педагогическая психология – [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – С. 31 – 42.
11.Громов Г.Р. Очерки информационной технологии.- М. Эксмо, 2003. – 157с.
12.Галишникова Е. М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения // Учитель. – 2007. - № 4. – с. 8-10
Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова. Н. И. Гез. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004. – 336 с.
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2000.- 165 с.
Гальскова Н.Д., З.Н. Никитенко Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа. Методическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 240с.
Ганина Н. С. Игровые технологии на начальном этапе обучения / Н. С. Ганина // Альманах школы № 139. – 2007. – С. 67 – 68.
Гладилина И. П. Некоторые приемы работы на уроках английского языка в начальной школе / И. П. Гладилина // ИЯШ. – 2003. – № 3. – С. 41 – 43.
Демушкин, А.С. Компьютерные обучающие программы/ А.С. Демушкин // Информатика и образование. - 1995. - №3. - с.18-21.
Донской, М.Ю. Интернет и пользовательский интерфейс/ М.Ю. Донской // Мир Internet. - 1999. - №9. - с.78-81.
Дмитриева Е.И. Дидактические возможности компьютерных телекоммуникационных сетей для обучения иностранным языкам //
Денисова Ж.А., Денисов М.К. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием, ИЯШ № 3 2008 с. 20
17.Ефременко В.А. Применение информационных технологий  на уроках иностранного языка, ИЯШ №8 2007 с.18
Зявгарова, Л. А. Игровые технологии на начальном этапе обучения / Л. А. Зявгарова // Альманах школы № 139. – 2007. – С. 70 – 73.
Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведеий. – М.: Издательский центр «Академия»,  2001. – 192 с.
Зайнуллина Г. М. Игровые технологии на начальном этапе обучения / Г. М. Зайнуллина // Альманах школы № 139. – 2007. – С. 68 – 69.
Кларин, М. В. Обучение как игра / М. В. Кларин // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 45 – 59.
Конышева, А. В. Игровой метод в обучении иностранным языкам – [Текст] / А. В. Конышев. - СПб.:Каро, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2008. – С. 55 – 89.
Курбатова, М. Ю. Игровые приемы обучения английскому языку на начальном этапе / М. Ю. Курбатова // ИЯШ. – 2006. – № 3. – С. 28 – 32.
Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры / А. Н. Леонтьев // Сов. педагогика. – 1944. – № 8 – 9. – С. 23.
Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению – [Текст] / Е. И. Пассов. – М.: Просвещение, 1991. – С. 67 – 85.
Петричук, И. И. Еще раз об игре / И. И. Петричук // ИЯШ. – 2005. – № 2. – С. 37 – 41.
Прутченков, А. С. Социально - психологический тренинг межличностного общения – [Текст] / А. С. Прутченков. – М.: Новая школа, 1991. – С. 45.
Пучкова, Ю. Я. Игры на уроках английского языка – [Текст] / Ю. Я. Пучкова. – М.: АСТ, 2003. – С. 48 – 56.
Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии – [Текст] / Г. К. Селевко. – М.: Просвещение, 1998. – С. 49 – 64.
Стронин, М. Ф. Обучающие игры на уроках английского языка – [Текст] / М. Ф. Стронин. – М.: Просвещение, 1984. – С. 62 – 78.
Фаттахова, Л. Т. Игровые технологии на начальном этапе обучения / Л. Т. Фаттахова // Альманах школы № 139. – 2007. – С. 73 – 75.
Фришман, И. Коммуникативные, ситуационно – ролевые игры, конкурсы // Воспитательная работа в школе. – 2005. – № 2. – С. 119 – 126.
Ханина, Е. Е., Солопова, А. В. Игровая форма обучения / Е. Е. Ханина, А. В. Солопова // Открытая школа. – 2004. – № 5. – С. 63 – 66.
Шмаков, С. А. Игры учащихся – [Текст] / С. А.