Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приёмов обучения
Развитие познавательных интересов на уроках математики.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению и носит поисковый характер. Под его влиянием у учащихся постоянно возникают вопросы, ответы на которые они ищут сами. При этом поисковая деятельность ученика совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.
Еще Ян Амос Каменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. И здесь на первое место выступает познавательный интерес.
В наши дни тема не перестала быть актуальной. Ведь именно познавательный интерес способствует снятию психологических нагрузок в учении, а значит, и сохранности здоровья у учащихся, способствует предупреждению отставании в учении.
Каждый учитель должен разработать для себя систему приемов и методов, направленную на развитие мыслительной деятельности каждого ученика. А это невозможно без развития познавательного интереса. Нельзя научить младшего школьника, если ему не интересно. Когда у ребенка глаза горят от познания нового – готова почва для его дальнейшего роста и прогресса. Считаю, что развитие познавательного интереса младших школьников – основа успешного обучения, учения с увлечением.
Развитие познавательных процессов младших школьников
на уроках математики.
Чтобы ребенок успешно освоил начальную программу математического образования, он должен логически мыслить. Поэтому развитию познавательных способностей детей я подчиняю не только содержание, но и методы учебной работы. Свои уроки стремлюсь строить так, чтобы дети могли расширить свой кругозор, развивать любознательность и пытливость, тренировать внимание, воображение, память, мышление. Все эти познавательные процессы под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Внимание.
Внимание служит основой развития других познавательных процессов. Так как, по словам К.Д Ушинского – это «дверь», через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира»… Нет ни одной умственной работы, которая не осуществлялась бы без волевого достаточного напряжения в виде произвольного внимания. В своей работе я придаю особое значение развитию произвольного внимания у своих учащихся. Для мобилизации внимания провожу устный счет с элементами игры.
С целью дальнейшего совершенствования и отработки устойчивости внимания, увеличения его объема и развития воображения, учащиеся выполняют задания на пересчет предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами, что затрудняет его выполнение и поэтому требует еще большей сосредоточенности. При выполнении заданий под общим названием « Лабиринт», выполнение которых требует не только сосредоточенности внимания, но и умения выполнять часть работы в уме, совершенствуется мыслительная деятельность. Степень сложности этих заданий постепенно повышается от класса к классу.
Восприятие.
Восприятие, более чем какой-либо другой познавательный процесс, связан с другими процессами, в частности, с воображением, памятью, мышлением, и поэтому большую часть заданий направляю на развитие этих понятий. Например на вычитание и прибавление учащихся предлагаю использовать цветные карандаши. «Раскрась цветок» - ученики 1-го класса решают выражения, и каждый ответ закрашивают соответствующим цветом. Затем находят эти ответы на рисунке и раскрашивают соответствующими цветами. Зрительное восприятие дополняется двигательным. Задания усложняются по мере взросления учащихся.
Воображение.
С восприятием тесно связан другой процесс – воображение учащихся.
К 1-му классу у детей появляются элементы произвольного воображения. В процессе создания мысленных образов ребенок опирается на имеющиеся у него представления. Создание же новых образов в сознании идет за счет расширения представлений, их преобразования и комбинирования.
Проводимый процесс поиска решения мысленный анализ выложенных вариантов способствует развитию воображения детей, формирует умение представлять возможные изменения в фигуре.
Память.
Большое место в системе задании отвожу также и задания на развитие памяти у учащихся. В курсе математики разработанная система содержательно-логических заданий, направлена на развитие зрительной, слуховой, наглядно-образной и словесно-логической памяти у детей. В задания на развитие произвольной памяти включаю такие игры, как « Запомни математические термины», «Реши математическую цепочку», «Задачи повышенной сложности».
Для развития зрительной и слуховой памяти использую диктанты. Приведу в качестве примера текст зрительного диктанта «Запомни фигуру».
Мышление.
Современное содержание математического образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности мышления. Наилучшее иллюстрирование заставляет ученика применить рассуждение, т.е. логические средства исследования, способствующие развитию мыслительных операций. Достаточная подготовленность к мыслительной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость.
Мышление базируется на знаниях ребенка. Умение делать обобщения формируется на логических заданиях, включающих по 2-3 изменяющихся признака. Считаю, что у ученика должна быть возможность творческой деятельности – это стимул учебного процесса, востребованный личностью обучающегося.
В своей работе при обучении учащихся, большое внимание уделяю нестандартным задачам на построение цепочки логических рассуждений. Решение таких задач учащиеся легко отыскивают с помощью составление таблицы или схемы. Задания вызывают у детей большой интерес. А ведь именно интерес должен лежать в основе обучения младшего школьника.
Пути развития познавательного интереса младших школьников
на уроках математики.
Познавательный интерес, как и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности и, прежде всего, в учении. Основные каналы, по которым идет формирование познавательных интересов: а) само содержание учебных предметов обладает этой возможностью; б) определенная организация познавательной деятельности учащихся.
Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Я глубоко продумываю отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, так как это является важнейшим звеном формирования и развития интереса к учению.
Новый неизвестный материал поражает воображение учащихся, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания. Первоклассники удивляются бесконечному многообразию чисел и фигур, их свойствам и взаимосвязям. Это удивление подкрепляется и позже. Когда ученики узнают, что числа не только что-то измеряют, сравнивают, вычисляют, но даже рисуют, проектируют, сочиняют, играют, делают умозаключения, выводы. Все время нельзя поддержать познавательный интерес только новыми яркими фактами. Чтобы возбудить желание учиться, я развиваю потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее подвожу школьников к осознанию привлекательных сторон этой деятельности, чтобы сам процесс обучения содержал в себе положительные заряды интереса. Через самостоятельную работу, организованную с особым интересом, прокладываю путь к познанию, к желанию достичь результата самому.
Самостоятельная работа – самый надежный показатель качества знаний, умений, и навыков ученика.
Для того чтобы научить ученика работать самостоятельно, в своей работе я систематизировала и использую подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продумала последовательность заданий, вариативность и наглядность. Для самостоятельной работы предлагаю учащимся три варианта заданий различной степени трудности: первый вариант- самый трудный, второй- менее сложный и третий – самый легкий.
Предлагая ученику вариант оптимального для него уровня сложности, осуществляю дифференциацию поисковой деятельности при решении. Я твердо убеждена, что работа по индивидуальным карточкам как нельзя лучше организует учеников на полную самостоятельность.
Проблемное обучение позволяет формировать познавательные интересы учащихся. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-тема. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе является учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Я считаю, что именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения. И наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития, служит движущей силой обучения.
Особенно развивает интерес творческие работы учащихся, которые связаны с работой воображения, углубленной мысли. С активным оперированием знаниями и умениями и использованием геометрического материала. Прочные знания учащихся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес.
Использование занимательного и игрового материала. Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. С.И. Ожегов толкует слово « занимательный» как « способный знать внимание, воображение». Еще К.Д.Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания более продуктивным. Я пришла к выводу, что в процессе игры на уроке математики дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете. Решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрыми, собранными, находчивыми и т.п. Ученик работает с интересом, если он выполняет посильное для него задание.
Сказки – верные спутники малышей. Они учат детей добру, учат общаться. Сопереживать и т.д. Я включаю сказки в уроки математики при повторении и закреплении изученной темы и использую на внеклассных занятиях. Наиболее интересно проходят уроки-сказки ( урок-путешествие, урок-соревнование и т.д.). Таким образом, разнообразные приемы помогают воспитать и развить интерес к урокам математики. Дети очень любознательны, и многие из них приходят в школу с большим желанием учиться. Но чтобы это желание быстро не угасло, нужно сделать все возможное. Чтобы они смогли проявить свои способности. А для этого необходимо умелое руководство со стороны учителя. Устойчивость интереса – залог положительного и активного отношения детей к обучению в школе, основа полноценного усвоения знаний. Я стремлюсь в своей работе к созданию условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.