Методическая разработка на тему : «Как самостоятельно изучать политическую книгу»


Горбунова Л.Д.
Преподаватель социальных дисциплин КГКП «Риддерский аграрно- технический колледж», Восточно-Казахстанская область
Тема «Как самостоятельно изучать политическую книгу»
Аннотация
Методическая разработка написана на основе работы над повышением политически активной личности в условиях современной глобализации международных отношений. В работе последовательно раскрываются методы работы с политической книгой, культура чтения, основные рабочие моменты анализа и записей прочитанного материала: плана выписок, тезисов, конспекта, резюме. Особое внимание уделено правилам написания реферата, помогающие глубже усвоить вопросы современной политологии: политики, власти, политической системы, политической элиты, политической модернизации и т.д. Материал может быть полезен студентам, преподавателям, а также всем, кто интересуется современной политологией.
.План:
Самостоятельная работа с книгой – основной метод овладения политическими знаниями.
О культуре чтения.
Как вести записи прочитанного материала.
Реферат.
Самостоятельная работа с книгой – основной метод овладения политическими знаниями.
Президент Республики Казахстан – Лидер нации Н.А. Назарбаев в послании народу Казахстана «Стратегия Казахстан – 2050: новый политический курс состоявшегося государства» сказал, что наша страна признана мировым сообществом. В мировой политике Казахстан – ответственный и надежный партнер, играющий важную роль в укреплении глобальной безопасности. Поэтому главным является патриотическое воспитание молодежи, которой предстоит быть активным строителем будущего. Без политического образования это задача не будет претворена в жизнь.
В начале 20 века В.И.Ленин говорил: « …Государство сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно»
Строить новый мир – это значит заботиться о формировании человека нового мира, о его идейно-нравственном росте. Сегодня изучение теории и политики государства приобрело особое значение. Политическое образование осуществляется путем различных форм и методов: лекций, конференций, консультаций и т.д. Они обогащают учебный процесс, способствуют более глубокому усвоению изученного материала.
Наиболее эффективным методом учебы была и остается самостоятельная работа с книгой, которая имеет длительную историю. Еще в древней летописи Киевской Руси 1776 года была специальная глава «О книжном почитании», т. е о чтении книг. В ней говорится, что каждый, приступающий к чтению должен подготовиться, а когда читаешь книгу, то не следует спешить переходить к другой главе, а лучше трижды повторить прочитанное.
Большой вклад в развитие метода самообразования внесла педагогическая наука через труды Яна Амоса Коменского, К.Д.Ушинского и др. В частности, К.Д.Ушинский рекомендовал учителям строить работу с учащимися так, чтобы последние трудились самостоятельно, а преподаватель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал.
Самостоятельная работа с книгой имеет огромное познавательное значение. Книга – наиболее совершенный и всеобъемлющий источник знаний, в ней аккумулированы высшие достижения общественной мысли всех поколений. Из книги мы узнаем о социальных теориях, их возникновении и развитии, о борьбе идей, сложном и многотрудном пути, познания людьми законов общественного развития. Поэтому приобщение к сокровищам книжного мира, духовно обогащает человека, способствует росту его сознательности, образованности, внутренней культуры.
Индивидуальная работа с литературой имеет большое мировоззренческое, воспитательное значение, она важна для формирования взглядов человека, его убеждений.
В период политической учебы развивается и усовершенствуется память каждого учащегося знанием основных фактов, которые не только должны усвоиться, но и усвоиться критически, должны сопоставиться с жизненными факторами.
Самостоятельная работа с первоисточниками способствует познанию теории в ее творческом развитии, более глубокому пониманию и усвоению ее основных положений и выводов.
Самообразование имеет большое методическое значение. Разумеется, не следует противопоставлять работу с книгой методу устного изложения материала. Каждый работает с книгой в соответствии со своими способностями и навыками, делает остановки, снова перечитывает текст, обращается к разным источникам, привлекает дополнительную литературу, справочники, словари. Благодаря этому, учащиеся лучше, прочнее запоминают учебный материал.
Таким образом, политическое самообразование, являясь важным условием формирования политической зрелости обучающихся, способствуют повышению их общественной активности, выработки потребности постоянного духовного роста, самосовершенствования, движения вперед по пути познания.
О культуре чтения.
Чтобы успешно овладевать политическими знаниями, необходимо обладать культурой чтения.
Культура чтения в широком смысле слова включает весь круг вопросов работы с книгой: умение найти нужную для изучения книгу, знание основ библиографии, владение навыками работы с указателями литературы, способности легко ориентироваться в библиотечных каталогах и картотеках, умения комплектовать личную библиотеку.
Под культурой чтения подразумевается, и умение глубоко понимать содержание книги, и извлекать и усваивать все ценное, что в ней есть, и пользоваться научно-справочным аппаратом книги, умело делать выписки, составлять планы о конспекты изучаемых произведений, писать рефераты.
В узком смысле слова культура чтения - это процесс ознакомления с текстом, его цели и способы, использование аннотаций, предисловия, указателей, которые дополняют и разъясняют авторский текст, помогают хорошо в нем разобраться.
Правильное эффективное чтение – не пассивное принятие к сведению содержания книги, а творческое критическое отношение к нему, внимательный анализ текста, продумывание, размышление над ним.
В общественно-политической литературе необходимо прилагать умственный труд, так как приходится разбираться в нелегком для понимания тексте, усваивать основные положения произведения. В тексте могут встретиться незнакомые научные понятия, политические термины, иностранные слова. Поэтому важно при чтении мобилизовать все свое внимание. Чтение предполагает активную работу памяти, так как разные люди обладают различными типами ее – зрительным, слуховым и моторным, то для усвоения книги одному человеку можно прочесть ее про себя, другому – вслух, а третий при чтении прибегает к пометкам в тексте и к выпискам.
Изучение общественно-политической литературы имеет цели:
Пополнение знаний в области общественных наук;
Выработка научного мировоззрения;
Помощь в понимании законов общественного развития, политики государства;
Способствует анализу событий внутренней и международной жизни.
Предварительный просмотр незнакомой книги включает ознакомление с титульным листом, аннотацией, предисловием, послесловием, оглавлением. Чтобы хорошо понять книгу, следует читать ее внимательно, вдумчиво, стараться запомнить существенное.
С целью глубокого понимания содержания книги необходимо:
Сосредоточиться на том, что читаешь;
«выжимать» самую сущность читаемого, отбрасывая мелочи;
«охватывать мысль» автора вполне ясно и отчетливо;
Мыслить последовательно;
Воображать ярко и отчетливо, как бы переживая то, что читаешь.
Понимание книги улучшается, если содержание уже прочитанных ее частей соотносить с теми, которые читаются, а также связывать новую информацию с старой. А также делать попытки представить себе, о чем будет сказано дальше. Это активизирует мысль читателя, помогает ему делать психологический анализ текста.
Научно-справочный аппарат книги – это вспомогательные материалы издания, которые можно разделить на три группы:
Информируют о книге, помогают читателю получить предварительное представление о ее содержании и особенностях;
Дополняют и разъясняют авторский текст, повышают информационную ценность издания;
Облегчают поиск нужной информации.
Отличительный элемент аппарата – сведения об авторе и заглавии книги, ее типе и жанре, ответственных редакторах, помогающие читателю составить предварительное мнение о книге, определить для себя возможность дальнейшей работы с ней.Успех работы с книгой во многом зависит от правильной организации труда, от обстановки, в которой приходится заниматься: освещенность помещения, тишина, нормальная температура воздуха, чередование чтения и отдыха, продуманная организация рабочего места.
Как вести записи прочитанного материала
Успех в усвоении прочитанного зависит от умственной работы человека, так как чтение – творческий труд. Важно не просто читать, а читая размышлять. Для лучшего запоминания и усвоения необходимо вести записи прочитанного. Значение этого метода в том, что читатель использует не только зрительную, но и слуховую память, а также главное, запись представляет собой творческий процесс, в сжатой форме передает мысли автора книги.
Основные формы записей – план, выписки, тезисы, аннотация, резюме, конспект.
План – наиболее краткая форма записи прочитанного материала, он может быть простым и развернутым. План раскрывает логику автора, способствует лучшей ориентации в содержании произведения. План составляется по ходу чтения, либо после ознакомления с произведением. Выбор того или иного способа работы над планом зависит от характера изучаемого произведения. Трудность составления плана состоит в том, что надо выяснить для себя построение изучаемого текста, ход мыслей его автора, а затем изложить содержание работы предельно ясно, кратко, лаконично.
Выписки – это либо цитаты, либо краткое, близкое к дословному изложению текста. Выписки помогают глубже понять текст, дают возможность создать для себя задел полезный для повторения, освежения в памяти прочитанного, для быстрой мобилизации своих знаний. Выписки не отнимают у читателя время, а экономят его. Без них трудно обойтись при подготовке доклада, реферата, устного выступления. Они позволяют избежать ошибок и неточностей, воспроизводят оценки, теоретические обобщения, фактические сведения. Вот почему выписки – составная часть тезисов и конспектов.
Тезисы – сжатое изложение основных мыслей прочитанного произведения или подготовляемого выступления. Их особенность - утвердительный характер.
Аннотация – очень краткое изложение содержания, ею удобно пользоваться, когда необходимо сохранить лишь общее представление о книге, брошюре, статье и читатель намерен вернуться к изучаемому произведению. Чтобы составить аннотацию надо сначала полностью прочитать и глубоко продумать произведение. Аннотация может содержать отдельные фрагменты авторского текста, а не только оценку книги, статьи.
Резюме – краткая оценка прочитанного произведения, выводы, главные итоги книги.
Конспект – наиболее совершенная форма записи, означает обзор, изложение. В правильно составленном конспекте выделено самое главное в изучаемом произведении, сосредоточено внимание на наиболее существенном. Конспект может быть текстуальным и тематическим. Первый посвящен определенному произведению, второй - теме. В текстуальном конспекте сохраняется логика и структура изучаемого текста, запись идет в соответствии с расположением материала в книге. В основу тематического конспекта берется не план произведения, а содержание темы. Проблемы, изучаемые читателем. Когда то и другое совпадают, тогда текстуальный конспект будет и тематическим. При составлении конспекта следует указать фамилию автора произведения, полное название работы, место и год ее издания. Полезно также отмечать страницы изучаемого произведения, чтобы затем быстро отыскать в книге нужное место.
Конспект подразделяется на части в соответствии с планом. Писать конспект рекомендуется чернилами или шариковой ручкой четко и разборчиво, так как карандашная запись недолговечна, становится малопонятной. Существует правило: конспект, составленный для себя, дожжен быть написан так, чтобы его легко прочитал и кто-нибудь другой. Н.К.Крупская, говоря о конспектах, рекомендовала: «Надо записывать только самое необходимое. Записывать четко и наглядно…Чрезвычайно полезны тетрадки с сжатыми, четко написанными наглядными записями, позволяющими сразу же вспомнить прочитанное».
При конспектировании допускается сокращение слов, но нужно соблюдать здесь известную осторожность, меру. Не вызывают сомнений общепринятые сокращения, но в большинстве случаев составитель конспекта вырабатывает свои правила сокращения. Однако, если они не приведены в систему их лучше не применять. Случайные сокращения ведут к тому, что конспект становится непонятным. Недопустимы сокращения в наименованиях и фамилиях.
Таким образом, чтобы конспекты легко читались, сокращения должны быть закономерны, продуманы и понятны.
В конспекте нужно выделять отдельные места текста в зависимости от их значимости, используя подчеркивания, восклицательные и вопросительные знаки, реплики, краткие оценки.
В конспекте могут быть диаграммы, схемы. Различные таблицы, которые придают ему наглядность, способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.
Реферат
В системе политического образования подготовка реферата – один из наиболее сложных видов самостоятельной работы с книгой.
Реферат – это доклад или письменное исследование на определенную тему, включающее критический обзор литературных и других источников. Цель написания реферата – связь теории с жизнью, точность и выразительность формулировок, аргументированность оценок, страстность полемических высказываний.
Рефераты являются одной из форм углубленного изучения первоисточников, применения полученных знаний к анализу процессов и явлений общественной жизни, деятельности политических партий, трудовых коллективов.
Работа над рефератом начинается с выбора темы, которая определяется программой учебного курса. Однако может быть избрана и оригинальная тема, связанная с повседневной деятельностью. Преподаватель помогает учащемуся подобрать литературу. Но, тем не менее, без самостоятельного библиографического поиска серьезная работа над рефератом невозможна.
При подготовке реферата можно использовать три группы источников:
Труды политических мыслителей, партийные и государственные документы;
Монографии, сборники, справочные издания, в которых освещена история вопроса, анализируются различные точки зрения на данную проблему, приводится фактический материал и т.д.
Журнальные и газетные статьи, необходимые для раскрытия темы реферата.
Следующая задача – изучение подобранной литературы, которое начинается с внимательного просмотра книг. Полезнее всего изучать источники под углом зрения уже намеченной проблематики. Это экономит время, будит мысль читателя, позволяет составлять реферат в ходе работы с литературой.
В процессе чтения литературы возникают собственные мысли, соображения, приходят на память примеры из жизни; их желательно сразу же записать, так как позже они могут быть забыты.
Важно, чтобы каждый пункт плана реферата раскрывал одну из сторон избранной темы, а все пункты в совокупности охватывали ее целиком.
Важными композиционными разделами работы являются вступление и заключение. Во вступлении обучающийся обосновывает актуальность темы, обозначает круг составляющих ее проблем и четко лаконично определяет задачу своей работы. В заключении делаются краткие выводы, подводятся итоги исследования.
Составление реферата - сложный и ответственный процесс, который требует от учащегося большой творческой активности, самостоятельности в обобщении изученной литературы, умения логически стройно изложить материал, оценить различные точки зрения на исследуемую проблему, высказать о ней собственное мнение.
В реферате обязательно имеются определения тех или иных понятий. Они должны быть раскрыты лаконично и точно.
Нужно избегать отрицательных формулировок в определениях, следить за тем, чтобы определение не содержало так называемого «порочного круга».
Особенно важно в реферате теоретические положения связать с жизнью, высказывать практические предложения по ее улучшению, устранению недостатков. Поэтому параллельно с изучением литературы, полезно подбирать факты из жизни своего города, учреждения и т.д., обобщать местный материал.
Таким образом, реферат - самостоятельное произведение. Оно должно свидетельствовать о знании опубликованной литературы по данной теме, ее основной проблематике, отражать точку зрения автора реферата на эту проблематику, его умение осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний и делать практические выводы для своей работы.
В конце работы обязательно должен быть приложен список литературы.
Значение реферата как активной творческой формы освоения политической теории высоко. Очень полезно если два–три обучающихся заранее подготовятся в качестве оппонентов по работе товарища. Однако не менее важно вовлечь в обсуждение реферата и других участников занятия, чтобы коллективными усилиями наиболее полно и всесторонне рассмотреть проблему и на основе изучаемых теоретических положений проанализировать реальные ситуации политической и общественной жизни. В Послании народу Казахстана Президент отметил, что в условиях угрозы новой мировой дестабилизации необходимо развивать новый политический курс, где молодое поколение должно стать его двигателем. Обращаясь к молодежи, он сказал: «Сейчас разрабатывается новая концепция молодежной государственной политики. Вам будут созданы все условия. Государство делает все для того, чтобы открыть перед вами новые возможности. Такие возможности, о которых ваши родители даже и помыслить не могли. Помните: ваш личный успех – это успех ваших родителей, успех ваших родных и близких, успех ваших семей, успех всех ваших соотечественников, успех нашей Родины».
Литература.
Назарбаев Н.А Президент Республики Казахстан – Лидер нации Послание народу Казахстана «Стратегия Казахстан – 2050: новый политический курс состоявшегося государства», 17 января 2014года.
Гецов Г.Г. «Учиться работать с политической литературой», Москва 1979
Гречихин А.А. «Поиск и использование литературы при подготовке к лекции», Москва 1982
Поварнин С.И. «Как читать книги», Москва 1998
Примаковский А.П. «О культуре чтения», Москва 1999
Рубакин Н.А., «Как заниматься самообразованием», Москва 2002