Статья Краеведческий кружок как основа патриотического воспитания.


Краеведческий кружок как основа патриотического воспитания.
Довгань Елена Викторовна
учитель географии, крымоведения МБОУ «Октябрьская школа-гимназия»
с.Октябрьское Красногвардейкого района Рспублики Крым.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине .Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Одной из форм патриотического воспитания в школе является краеведческий кружок, который через любовь к Родному краю, к своей малой Родине, позволяет воспитать гармонично развитую личность.
В основе краеведческой работы лежит поиск, дерзание, глубокий интерес к прошлому. Краеведческая работа неразрывно связана с духовно-нравственным воспитанием учащихся. Ведь привитие любви к родному краю начинается с воспитания уважения к старшему поколению.
В тоже время современное краеведение помогает реализовывать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе РФ «Об образовании»:
- воспитание гражданственности и любви к Родине;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами;
- формирование у учащихся научной основы понимания мира, адекватной современному уровню знаний;
- защита самой системой образования национальных культур и региональных традиций в условиях многонационального государства.
Именно поэтому в современных условиях необходимо усилить внимание к краеведению как методу патриотического воспитания.
В тоже время краеведение - это комплексное средство всестороннего развития личности. Именно оно способствуют познанию социальной и природной среды и самопознанию школьников в окружающем их мире. То есть, активное познание родного края, его природных богатств, культуры и истории, обеспечивает комплексный подход в воспитании, положительно воздействует на все сферы личности: интеллектуальную, эмоциональную, физическую, волевую и нравственную, способствуя всестороннему и гармоничному развитию личности.
В работе кружка всё начинается с простейшего, сначала проводится  изучение местного материала на уроках, которое исходит из требований краеведческой тематики программ; далее прорабатывается краеведческая литература, в которой рассматривается история края, его география и т.д.; изучение архивных документов, памятников истории, культуры или природы во время экскурсий или посещения музеев; обработка, систематизация и оформление материалов, проведение выставок, создание проектов, внеклассных мероприятий; далее собранные материалы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе.
При работе с учащимися, я всегда стараюсь учитывать возрастные особенности ребят, поэтому формы и методы работы для них будут несколько отличаться.
Так, для ребят младшего среднего звена (5-7класс) будут интересны пешеходные экскурсии, встречи с интересными людьми, работа с ветеранами, краеведческие викторины, занятия в краеведческих кружках, выставки рисунков «Мой край родной» и т.д.;
Для ребят старшего среднего звена (8-9класс) — выпуск краеведческих стенгазет, подготовка бесед, классных часов о природных, культурных, этнографических особенностях Малой родины, создание тематических краеведческих выставок , заочных экскурсий, путешествий и т.д.;
Для ребят 10 -11 классов будут интересны «круглые столы», пресс-конференции, диспуты, различные встречи с земляками, историками, интеллектуальные краеведческие игры, экскурсии, путешествия, научно-исследовательская краеведческая работа, анкетирование младших школьников, создание творческих проектов, аналитических презентаций. Нужно отметить, что ребята старших классов охотно сами создают конкурсы, викторины, внеклассные мероприятия о родном крае для младших школьников. Тем самым помогая осознавать особенности природы, культуры родного края не только пополняя свой багаж знаний, но и помогая младшим ребятам осознать своё место в окружающем мире.
Особенно хорошо проявляется такое взаимодействие при проведении предметных недель в школе, так как в наше методическое объединение как раз входят предметы гуманитарно-естественного направления (история, география, биология, химия), которые являются основой изучения краеведения. Работая над тематикой будущей предметной недели, обязательно продумывается его краеведческая направленность. Выбираются мероприятия, конкурсы, викторины, выставки, которые отображают элементы познания Родного края. Так, проводя неделю «Широка страна моя родная!», ребятами кружка была организована выставка личных фотографий «Этот удивительный Крым», были подготовлены познавательные презентации, викторины. А к 170-летию РГО была подготовлена информация о Крымском отделении РГО, его истории, значении, современной работе. Ребята с удовольствием собирали информацию о выдающихся учёных - крымчанах, встречались с ними. Так, помимо патриотического воспитания, кружок позволяет проводить и профориентационную работу. И может быть не все ребята станут географами, краеведами, историками, но любить свою Родину, родной край будут всегда. И это самое главное в патриотическом воспитании – чувствовать себя осознанно частичкой большого государства.

Список литературы.Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения. М.: «Глобус», 2007.
Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М., 2007г.