Рабочая программа по военно-патриотическому воспитанию в общеобразовательной организации : По ступеням воспитания патриота


-

Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания, его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся–в свете современных требований.

Проблемы военно-патриотического воспитания

Кризис в духовной жизни нашей страны отразился на сознании молодежи – снизился статус высших человеческих ценностей. Это существенно повлияло на российское образование. Выявлен ряд проблем в военно – патриотическом воспитании молодежи:
→значительное снижение поддержки и подрыв доверия к существующей практике подготовки будущих защитников Отечества на уровне общеобразовательных учреждений (хотя требования к этой подготовке неуклонно растут);
→вопреки стараниям энтузиастов повсеместно испытывается хроническая нехватка специальной литературы, адаптированной к современным условиям;
→отрицательное отношение большинства граждан к армии к защите Родины к исполнению воинского и гражданского долга;
→в ряде регионов утрачена координирующая деятельность государственных структур с ветеранскими и другими общественными организациями, а также до сих пор не налажена связь с религиозными конфессиями;
→отсутствие государственной финансовой поддержки системы военно-патриотического воспитания на фоне усиления требований к формированию морально–психологических качеств защитника Отечества.
Отсюда–широкий спектр проблем в военно–патриотическом воспитании. Военно–патриотическое воспитание-это многоплановая и скоординированная деятельность государственных органов, общественных организаций и объединений по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению воинского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов своей Родины.
Реализация военно-патриотического воспитания.

Рассматривая систему военно–патриотического воспитания учащейся молодежи, можно констатировать, что она реализуется в комплексе форм. Условно эти формы объединяются в три самостоятельные группы.
Первая группа включает в себя формы патриотического характера. Они применимы в процессе преподавания различных учебных дисциплин, особенно по военно-профильным программам. Эти формы включают: беседы, утренники, вечера вопросов и ответов, уроки мужества, встречи с ветеранами, « круглые столы».
Вторая группа форм менее разнообразна и характеризуется большей военно – прикладной направленностью. Эти формы включают в себя : экскурсии в воинские части с целью ознакомления подростков с жизнью и бытом войск, Дни открытых дверей, дни призывника, дни воинской славы России.
Формы третьей группы являются наиболее эффективными для подготовки к военной службе. К ним относятся: оборонно-спортивные оздоровительные лагеря, патриотические клубы и объединения военно-профильной направленности;
Эти формы предполагают целый комплекс учебно–воспитательных мероприятий, которые проводятся целенаправленно в соответствии с научно обоснованными подходами. Тем самым существенно уменьшается разрыв между теоретическими и практико-прикладными компонентами военно- патриотического воспитания.

Профессионализм педагогов.

Успех военно-патриотической и оборонно-массовой работы во многом зависит от личности, организующей эту работу, от его организаторских способностей и педагогического мастерства. Труд педагога, занимающегося военно-патриотическим воспитанием, очень сложен и многогранен. В нем, как показывает практика, недостаточно одного энтузиазма, нужны серьезные знания - как общетеоретические, так и сугубо прикладные.
Какова компетентность специалистов разного уровня в этих вопросах? Проводимые проверки на территории Астраханской области, а так же деловые встречи со специалистами в данной сфере показывают: сегодня встречаются высокопоставленные чиновники, не имеющие должного представления даже о сути военно–патриотического воспитания. Наличие положительных эмоций считается ими ведущим критерием военно – патриотического воспитания молодежи.
Исследования свидетельствуют, что большинство специалистов по различным причинам не обращается к специальной методической литературе и даже не вникает в передовой опыт педагогов–новаторов. Это значит, что профессиональное самообразование не является у них осознанной потребностью. Проблема профессиональности кадров сегодня актуальна как никогда. И решать ее необходимо немедленно.
В свое время русский ученый–педагог Н.И.Пирогов сказал: «к сожалению, наше воспитание не достигает предполагаемой цели потому, что талантливые, проницательные и добросовестные воспитанники так же редки, как и проницательные врачи, талантливые художники, и даровитые законодатели. Число их не соответствует массе людей требующих воспитания…».
Помощь педагогу - задача государства.
Перед педагогами, желающими освоить передовой опыт военно – патриотической работы встает много трудностей, ключевая из которых – отсутствие финансирования. Из-за этого ряд военно–патриотических коллективов вынужден проводить мероприятия коммерческого характера, которые противоречат принципам патриотического воспитания.
К подобным мероприятиям относится работа общественных молодёжных организаций в период предвыборных кампаний, члены которых вовлекаются в предвыборную агитацию тех кандидатов, которые предоставляют большее вознаграждение.
Мы позволим себе поставить под сомнение результативность подобного патриотического воспитания. О каком патриотизме может идти речь, если еще морально не окрепшие подростки видят в вахтах памяти коммерческую выгоду.
Следующая трудность–нехватка литературы по действенной реализации военно-патриотического воспитания. Тиражи такой литературы незначительны, и большинство педагогов не имеет к ней доступа. Поскольку на коммерческие организации в этом вопросе рассчитывать не приходится, здесь необходима целевая государственная поддержка.
Решить данную проблему позволяет методическое пособие, в котором приводится основная нормативная база и рекомендации, необходимые в деятельности вышеназванных структур. Такие издания необходимы и потому, что в образовательных учреждениях будущие учителя не получают должной подготовки военно-патриотического направления. Вот почему ряд сегодняшних специалистов не понимает специфики военно-патриотического воспитания.
Цель военно–патриотического воспитания.

В настоящее время вышесказанное особенно важно иметь в виду так как ряд педагогов либо вообще не выделяют цель военно-патриотического воспитания, либо пытаются ее подменить одной из ведущих задач воспитания. Под военно-патриотическим воспитанием иногда понимается все, что как-то влияет на воспитание любви к Родине. Это–привязанность к месту своего проживания, формирование патриотических чувств. Нетрудно заметить, что при такой трактовке военно-патриотическое воспитание утрачивает свою специфику, становится аморфным.
В патриотическом воспитании спектр средств по формированию любви к Отечеству шире и разнообразнее, чем в военно-патриотическом. Воспитание любви к родине своему народу в целом конкретизируется в формировании чувства гордости за службу в Вооруженных Силах, а также готовности отдать жизнь за свободу независимость и конституционный строй России.
Как видим, задача подготовки защитников Родины стоящая перед всеми педагогами весьма сложна и ответственна. Но основным институтом, гарантирующим жизнеспособность системы военно–патриотического воспитания было и остается государство. Именно от государственной политики в этой области зависит ее состояние и эффективность.
На обсуждение коллег мною предлагается один из вариантов рабочей программы по военно-патриотическому воспитанию в школе.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ г. АСТРАХАНИ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 51»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(в помощь заместителю директора по воспитательной работе)
Астрахань , 2015
По ступеням воспитания патриота
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – ОРГАНИЗАТОР ОБЖ МБОУ г. АСТРАХАНИ « СОШ №51» ДЕГТЯРЁВ А.И., УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ, ВЕТЕРАН ТРУДА РФ.
Многочисленные социологические исследования, проведенные в последнее время, позволяют дать достаточно полную характеристику молодого человека в возрасте 16-18 лет.
Основные социально-культурные ценности со временного молодого человека, как правило, слабо сформированы. Среди ценностей, приносящих большое удовлетворение, выделяются семейное благополучие, материальный достаток, свобода, самостоятельность и независимость.
У нашей молодежи плохо выражены высшие социально-нравственные чувства, в том числе выполнение гражданского и патриотического долга. Существенно недооценивается, принижается роль и значение патриотизмав жизни общества. Нет опыта участия в социально значимой деятельности, слабо развиты навыки и умения выполнения ответственных задач в коллективе. Невысокой степенью развития характеризуются взаимоотношения со сверстниками, готовность подчинить свое «Я», личные интересы целям совместной деятельности.
Учет особенностей этой социально-возрастной группы очень важен при решении задач патриотического воспитания, в определении его основных ориентиров.
Чтобы определить предмет нашего разговора, давайте сначала разберемся в понятиях.
Итак, что такое патриотизм? Это нравственный принцип, социальное чувство, содержание которого есть любовь к Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность защитить интересы Родины.
Базовый термин - патриотизм (на греческом языке означает «Отечество») имеет несколько составляющих:
национально-патриотическое воспитание - часть патриотического воспитания, основанного нанравственных понятиях культуры, традиций русского народа;
военно-патриотическое воспитание - составная часть патриотического воспитания и его высшая форма, ориентированная на служение Отечеству, его защиту, привитие гордости за героическую историю Родины;
гражданско-патриотическое воспитание - это вера в будущее России, гордость за свою страну;
героико-патриотическое воспитание - я бы это понятие растворила во всех составных частях, так как оно ориентировано на осознание своей
при частности к истории своего народа и страны.
Вот как об этом говорит поэт и педагог И.В. Камская:
Быть патриотом... Что же это значит?
А это значит Родину любить,
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,
Быть лучшей частью русского народа,
Которую не смог никто подмять.
И если это в сердце утвердится
Тех, кто за партой нынешней сидит,
Учитель школьный, можешь ты гордиться –
Твой век земной не зря тобой прожит!
Когда уроки патриотизма не заканчиваются ?
Практика внеурочной военно-патриотической работы с учащимися уже доказала, что уроки патриотизма и гражданственности продолжаются и после звонка.
Попробуем ответить на вопрос: где больше возможности готовить будущих защитников Отечества - на уроке или за его пределами?
Конечно, урок - важнейшее звено воспитательной работы с учащимися, но если потенциал урока не будет развит и приумножен во внеклассной работе с учащимися, то не может быть никакой речи о целостной системе военно-патриотического воспитания в школе.
В чем же преимущества внеурочной деятельности? В том, что она не ограничена временем и пространством (в сравнении с уроком). Содержание воспитательной работы не регламентировано жестко учебными планами, программами, поурочными планами. Внеклассная работа располагает большими возможностями для вовлечения школьников в активную деятельность, вне которой невозможно успешное формирование личностных качеств. Что же касается знаний, полученных на уроках, то будущий защитник Родины не сможет даже в минимальном объеме их применить, если мы не создадим условия для систематических упражнений в их применении на практике путем вовлечения учащихся в военно-патриотическую деятельность. А она чрезвычайно многогранна.
Каковы же формы патриотического воспитания во внеурочное время и как они изменяются в зависимости от возраста школьников?
Я предлагаю вашему вниманию примерную классификацию форм внеклассной работы, составленную на основе анализа практики школ города Астрахани по патриотическому воспитанию учащихся с учетом нормативных документов органов образования.
Для учащихся 1-4-х классов:
яркие рассказы и беседы о Родине, Российской армии;
утренники, посвященные Дню Победы, Дню защитника Отечества с
рассказами о героях-земляках;
экскурсии и уроки мужества в школьном музее;
разучивание и знакомство с историей военных песен;
экскурсия на Пост № 1 в Братском саду у ВЕЧНОГО ОГНЯ ;конкурсы рисунков, плакатов и поделок на военную тематику;
встречи с Дедом-краеведом (знакомство с улицами и памятниками города);
выставка и рассказ о прадеде или прабабушке - участниках Великой
Отечественной войны;
«Зарничка» - сюжетно-ролевая игра;
«Моя страна - мой верный друг» - путешествие по карте России.
Для учащихся 5-6-х классов:
♦проведение линеек, бесед, литературно-музыкальных композиций на
тему «Наши прадеды - участники Великой Отечественной войны»;
операция «Имена земляков-героев на мемориальной доске»;
заочные экскурсии по городам-героям и местам боевой славы;
слет мальчишек «Мы - наследники Великой Победы»;
конкурс сочинений на тему «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»;
участие в военно-спортивных объединениях;
игры на местности «Граница», «Рубеж». Сюжетно-ролевая игра «Путь к генералу» и т.д.
Для учащихся 7-8-х классов:

Мероприятия, проводимые с учащимися этого возраста, имеют более насыщенный и усложненный характер. Они включают:
участие в движении следопытов, выполнение конкретных заданий городского краеведческого музея по поиску материалов о героях войны и труда;
участие в волонтерской операции «Заботу и внимание ветерану»;
экскурсии в воинские части и товарищеские встречи с воинами;
марш-бросок «Экстремал»;
городской военно-патриотический слет «Сильные люди»;
туристические походы «Зона выживания»;
юнармейское четырехборье;
участие в городском параде в честь Дня По беды;
участие в караульной службе на Посту № 1 у Вечного огня;
вступление в школьную организацию ДОСААФ;
«Город, в котором мне хочется жить!» - защита проектов будущего
города.
Мероприятия, проводимые с учащимися 9-11-х классов, включают:
работу в клубе «Будущий воин»;
проведение лектория по правовым знаниям «Я - гражданин России»;
посещение пограничных застав, знакомство с бытом военнослужащих и
военной техникой;
занятия по отработке военно-спортивных навыков в каникулярное
время;
активное участие в работе школьной организации ДОСААФ;
конкурс на лучшие знания по ОБЖ;
занятия на полигоне воинской части в период проведения учебных сборов;
районные и городские соревнования « А ну-ка парни !» и юнармейские игры;
организацию мастер-классов для учащихся 6-7-х классов;
патрульно-караульную службу на Посту № 1 у Вечного огня;
участие в городских и областных олимпиадах по основам военной службы. ...
Подготовка ребенка к школе не должна ограничиваться приобретением школьной формы, ранца и учебников. Приобщение к родословной семьи, истории улицы, района, города, страны - первые уроки патриотизма. Знание истории своей малой родины будет способствовать утверждению в сознании ребят гордости за своих предков, уважения к старшим.
Путь, начатый задолго до Дня знаний, должен быть продлен буквально с первых минут школьной жизни. Задачи военно-патриотического воспитания старшеклассников более ответственны: юноши на пороге самостоятельной жизни, не за горами служба в армии. У школы есть последняя возможность исправить недочеты, пробелы в воспитании будущих защитников Отечества. Именно на этом этапе активно формируется личность. Психофизические особенности юношеского возраста таковы, что появляется реальная возможность придать военно-патриотическому воспитанию большую прикладную направленность, а это требование может быть реализовано только существенным расширением диапазона военно-спортивной деятельности учащихся. Открывается широкое поле для апробации военно-прикладных знаний, умений и навыков: как самые старшие в школе, они под руководством преподавателя-организатора ОБЖ осуществляют инструкторские функции в военно-патриотической работе младших школьников - проведении игр, конкурсов, викторин, игр «Зарничка», «Граница».
Дела разные, дела важные...
Одна из форм военно-патриотического воспитания, пережившая все реформы в воспитательном процессе, - это месячник героико-патриотической работы, посвященный Дню Защитника Отечества. Месячник является своеобразным смотром патриотической работы школы, важным стимулом активизации всех форм военно-патриотического воспитания и вовлечения в них школьников.

Как проходит месячник в общеобразовательных учреждениях Астрахани ? Вся внеклассная работа по военно-патриотическому направлению планируется до начала учебного года и организуется преподавателями-организаторами ОБЖ при активном участии всего педагогического коллектива. Содержание этой работы находит отражение в комплексном плане, который разрабатывается, обсуждается и утверждается на педсовете.
В конце января в школах проводится неделя готовности, в ходе которой планируется работа ответственных исполнителей по подготовке намеченных мероприятий, координируются планы по содержанию дел, время и место их проведения.
1 февраля в торжественной обстановке проходит старт месячника, посвященного Дню защитников Отечества.
2-7 февраля объявляется неделя под девизом «Боевую славу - в новое столетие». В ходе ее организуются встречи, тематические вечера, уроки мужества, экскурсии, беседы, конференции.
8-20 февраля проходит декада под девизом «Здравствуйте, мы - ваша смена!».
В эти дни проходят:
тематические, спортивные и творческие встречи с воинами срочной службы;
дни открытых дверей в воинских частях;
слет мальчишек «За будущее России»;
смотр-конкурс «Красив в строю - силен в бою !»;
соревнования по юнармейским специальностям;
марш-бросок «Сильные люди»;
военно-спортивная эстафета «В здоровом теле - здоровый дух»;
викторина «Ратные страницы истории Астраханского края»;
сюжетно-ролевая игра «Путь к генералу»;
соревнования «Викторина разведчиков», «Дуэльная стрельба»;
21-27 февраля - неделя под девизом «Наследники Победы». В эти дни школьники чествуют ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов ВС РФ, воинов запаса и срочной службы.
В течение всего месяца в школах работает «Полевая почта» - ребята готовят поздравления, пишут письма выпускникам школы, которые служат в армии, выпускают боевые листки, фоторепортажи к Дню Защитника Отечества.
24 февраля на торжественных линейках подводятся итоги месячника.
Программа месячника реализуется без нарушений учебного расписания, с минимальными материальными затратами.
Главная цель - активизировать военно-патриотическую работу в школе, сделать мероприятия интересными, познавательными, массовыми.
Для примера познакомлю вас с программами месячника
МБОУ г. Астрахани СОШ №51».

План
военно-патриотической работы во время месячника, посвященного Дню Защитника Отечества в МБОУ г. Астрахани « СОШ № 51»
(преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв Анатолий Иванович)
Первая неделя. 1-5 февраля - «Солдатский медальон»:
Торжественная линейка, посвященная открытию месячника (02.02.13г.);
Сбор информации о ветеранах ВОВ (историко-краеведческая работа по заданию краеведческого музея);
Акция «Ветеран моего двора» (встречи с ветеранами, тружениками тыла);
Конкурс рисунков и плакатов «У Вечного огня» (5-7-е кл.);
Выставка поискового материала «Мы помним!».
Вторая неделя. 7-12 февраля - «Отчизне - верные сыны ! » :
Экскурсии в городской музей «Боевой славы »;
Уроки воинской славы;
Третья и четвертая недели - «Растут патриоты России»:
Операция «Снайпер» (8-11-е кл.);
Праздник песни и строя (5-7-е кл.);
Школа выживания (марш-бросок) (7-8-e кл.);
Конкурс на лучшего знатока предмета ОБЖ ( 8-9-е кл.);
♦Спортивные встречи и турниры (спартакиада):Шахматы (5-11-е кл.);
Настольный теннис (7-е кл.);Дартс (5-10-е кл.);
Баскетбол (8-е кл.);
Волейбол (9-е кл.);
♦Участие в многожанровом конкурсе «Нам завещаны память и слава »;
24 февраля подведение итогов, награждение, коллективная анкета для участия в военно-спортивной работе в школе «Хочу, чтоб это было, хочу, чтоб было так».
План
военно-патриотической работы во время месячника, посвященного Дню Защитника Отечества в МБОУ г.Астрахани «СОШ №51»
(преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А. И. )Выступление преподавателя-организатора ОБЖ на педсовете школы с информацией по проведению месячника, посвященного Дню защитника Отечества.
Цели, задачи, проблемы военно-патриотического воспитания школьников - 20 декабря.
Разработка общешкольного плана мероприятий по проведению месячника (рабочая, инициативная группа педагогов и актив школьников) - до 10 января.
Конкурс литературных работ в любом жанре на тему «Великая Отечественная война в моей родословной» -до 1 февраля (детские работы пой дут в основу вечера-встречи «Не стареют душой ветераны»).
Торжественный старт месячника в школе -2 февраля.
Конкурс «Рисунок-поздравление» (1- 6-е кл.) - до 5 февраля.
Фотовыставка «Астрахань в солдатской шинели» - юные фотографы школы.
Урок мужества - встреча с воинами-афганцами (7-е кл.).
Устный журнал «Они ковали Победу в глубоком тылу» - встреча с женщинами-тружениками тыла (8-е кл.).
«Эхо из военного детства» - выставка поискового материала по операции «Идем искать ровесников следы» - итоги работы за год (поисковые группы школы).
11.Конкурс «Письмо ветерану, воину» (8- 9-е кл.).
12.«На привале» - совместный концерт с воинами подшефной части для ветеранов ВС РФ - агитбригада школьников.
13.«Зарничка» - «Я бы в армию пошел, пусть меня научат»
(учащиеся 9-х кл.).
14.Смотр-конкурс знаменных групп (ЗККК).
15.Слет-игра «Сильные люди» (команды от 8-10-х кл.}. 16.«Улица, что в имени твоем?» (экскурсия для 5-6-х кл.).
«Библиотека раскрывает двери...» - книжная выставка на тему:
«Армия, победившая фашизм».
18.Участие в караульной службе на Посту № 1 у Вечного огня в БРАТСКОМ САД (9-11-е кл.).
«Золотая стрелка» - соревнования по спортивному ориентированию (команды от 8- 10-хкл.).
24 февраля – подведение итогов месячника в торжественной обстановке.
Мозаика дел находится в постоянной динамике. Что-то становится традиционным - особо полюбившееся детям, но и эти традиции хороши лишь тогда, когда преобразуются во что-то непривычное, интересное, обновленное.
Итак, компас у нас в руках, ориентиры заданы !I этап. Пробное внедрение.
На данном этапе по осмыслению своего опыта по патриотическому воспитанию школьников вычленены противоречия, которые побудили меня рассмотреть свои взгляды на ведение патриотической и военно-патриотической работы в школе на современном этапе. Определены и сформулированы сущность и ведущая идея, выделены составные части, выстроенные в логической последовательности.
Сегодня уже очевидно, что эффективность работы государственных институтов с молодёжью недостаточна, развитие ситуации выходит из под контроля. Сложность самого понятия "патриотизм", обилие разнообразных факторов, негативно воздействующих на молодёжь, отсутствие соответствующей системы воспитания и утраченной идеологии вызывают растерянность и порождают известный вопрос "Что делать?" не только у учителей и школьников, но и у государственных структур.
На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма во многом ассоциируется в качестве важнейшего условия возрождения России как великой державы.
Истинный патриотизм - это триединство таких факторов, как вера в свой народ, соединенная с бесстрашием за предмет своей веры, любовь к своему народу, сопровождаемая действительным сочувствием и состраданием к его действиям, реальная практическая помощь своему народу.
Военно-патриотическое воспитание - составная часть патриотического воспитания и его высшая форма, ориентированная на служение Отечеству, его защиту, привитие гордости за героическую историю Родины.
Практика внеурочной военно-патриотической работы с учащимися школы уже доказала, что уроки патриотизма и гражданственности продолжаются и после звонка.
Попробую ответить на вопрос: «Где больше возможности готовить будущих защитников Отечества - на уроке или за его пределами?»
Конечно, урок - важнейшее звено воспитательной работы с учащимися, но если потенциал урока не будет развит и приумножен во внеклассной работе, то не может быть никакой речи о целостной системе военно-патриотического воспитания в школе. В чём же преимущества внеклассной деятельности? В том, что она не ограничена временем и пространством (в сравнении с уроком). Содержание патриотического воспитания не регламентировано жёстко учебными планами, программами, поурочными планами. Внеклассная работа располагает большими возможностями для вовлечения школьников в активную деятельность, вне которой невозможно формирование личностных качеств. Что же касается знаний, полученных на уроках, то будущий защитник Родины не сможет даже в минимальном объёме их применить, если мы не создадим условия для систематических упражнений в них применения на практике путём вовлечения учащихся в военно-патриотическую деятельность. А она чрезвычайно многогранна.
Задачи военно-патриотического воспитания старшеклассников более естественны: юноши на пороге самостоятельной жизни, не за горами служба в армии. У школы есть последняя возможность исправить недочёты, проблемы в воспитании будущих защитников Отечества. Именно на этом этапе активно формируется личность.
Психофизические особенности юношеского возраста таковы, что появляется реальная возможность придать военно-патриотическому воспитанию большую прикладную направленность, а это требование может быть реализовано только существенным расширением диапазона военно-спортивной деятельности учащихся. Открывается широкое поле для апробации военно-прикладных знаний умений и навыков.
II этап. Расширенное внедрение патриотического воспитания учащихся через урочную и внеклассную работу.
В августе 2015 года на педсовете был заслушан мой доклад, который получил поддержку коллег. Общими усилиями мы приступили к реализации выдвинутой проблемы, включив ее в учебно- воспитательный процесс нового учебного 2015/2016 года.
Руководствуясь постановлением Правительства «О государственной программе патриотического воспитания граждан РФ на 2011-2015 г.г.», изучив и проанализировав опыт работы лучших военных руководителей ветеранов войны : Героя СССР Колейникова В.Н. (Астраханский кооперативный техникум),Мартынова И.А. (Астраханский строительный техникум), Старикова Н.Н. (Астраханский техникум), Миляева В.В. (Астраханское медицинское училище), Николавцева Н.Н. (средняя школа №36), Мартынюк И.Ф. (средняя школа №4), Азанова В.А. (средняя школа – интернат №6), и ряда других опытных методистов, военруков, средне – специальных учебных заведений, профтехучилищ и средних школ г. Астрахани, был сделан глубокий анализ по формированию у школьников основополагающих принципов патриотизма.
В этой связи, в качестве аргумента исследования, было выбрано обоснование системы патриотического воспитания за предыдущие годы с реальными результатами последующих двух, трёх лет. Главной целью исследований, конечно же, не является открытие и внедрение каких-то новых форм и методов этой работы, а возрождение ушедших из нашей педагогической практики советских времен, с учётом личностно-ориентированного подхода и изменившихся современных условий. Как говорят: «Всё новое – хорошо забытое старое!», - воспитание гражданственности и нравственности, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей:
– толерантности, уважения друг к другу;
- любви к Родине, своему народу, гордости за наши Вооруженные силы;
- на примерах мужества и героизма нашего народа в годы Великой Отечественной войны, войне в Афганистане и других горячих точках Кавказа.
III этап. Полное внедрение.
Использование нововведений всем педагогическим коллективом МБОУ г. Астрахани «СОШ №51» и диагностика результатов.
Для начала нужно было чётко уяснить: «Чего я хочу добиться? Как подготовить подрастающую смену и что для этого нужно? Исходя из главной цели и принципов, мы совместно с заместителем директора школы по воспитательной работе Хасяновой Э. В. и учителями физкультуры определили основные направления в военно-патриотическом воспитании у школьников через урочную и внеклассную деятельность.
Для достижения положительных результатов на заседаниях районного и городского методических объединении преподавателей ОБЖ после окончания каждой учебной четверти и в конце учебного года проводились диагностика и обмен опытом работы по организации и проведению военно–патриотического воспитания в школе с преподавателями – организаторами общеобразовательных учреждений г. Астрахани.
Заключение
Таким образом, патриотизм – одна из наиболее значимых непреходящих ценностей , присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, её характер , реализует высший уровень её развития и проявляется в её самореализации на благо общества. Исследования в ходе проведённого педагогического эксперимента и практической работы всего педагогического коллектива показали следующие результаты в 2015 / 2016 уч. году:
- успешно апробирована система патриотического воспитания школьников в урочное и внеурочное время, которая положительно повлияла на учебно-воспитательный процесс учащихся.