Программа Воспитание гражданина-патриота в урочной и внеурочной деятельности Капитоновой Л.У., учителя русского языка и литературы МАОУ Средняя школа №6 города Когалыма
Авторская программа дополнительного образования
для обучающихся и родителей МБОУ «Средняя школа №6»
«ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА-ПАТРИОТА
В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Разработчик программы:
заместитель директора по УВР,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя школа №6»
города Когалыма
Капитонова Лилия Уразбаевна
Когалым, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………........... 3
Глава 1. Воспитание гражданина-патриота - стратегическая цель школы……... 4
1.1.Из истории становления системы гражданско-патриотического воспитания
российской школы ………………………………………………………………….
6
1.2. Семь подходов к пониманию слова «Родина»……………………………….. 7
1.3. Особенности современной системы нравственного и гражданско-
патриотического воспитания……………………………………………………….
9
1.4. Цели и задачи современной системы патриотического воспитания граждан ……………………………………………………………………………... 11
Глава П. Воспитание гражданина-патриота в урочной и внеурочной деятельности ………………………………………………………………………..
12
2.1. Основные признаки гражданственности …………………………………….. 13
2.2. Использование педагогических технологий в вопросах нравственно-
патриотического и гражданского воспитания учащихся. Цели, формы и методы
воспитания …………………………………………………………………………..
15
2.3. Принципы и приемы обучения и воспитания ……………………………….. 16
2.4. Система работы учителя-словесника по формированию гражданско-патриотических качеств обучающихся ……………………………………………
19
2.5. План реализации Программы …………………………………………………. 20
Введение
Истинный показатель цивилизации –
Не уровень богатства и образования,
Не величина городов и обилие урожаев,
А облик человека, воспитанного страной.
Р.Эмирсон
Полная смена политического строя и вследствие этого ломка социально-нравственных ориентиров в обществе оказали сильное влияние на самооценку нашей нации. Резкое ее снижение и внимание ко всему иностранному с практически полным отрицанием ценности России отразились на большинстве граждан. Одновременное появление на телеэкранах фильмов, пропагандирующих культ секса, насилия, крови, неспособности к подлинному чувству, ощущение бесцельности жизни, в которой смысл заменен экстравагантностью поведения, немотивированной сменой настроений, способствовало постепенному растлению души и сознания молодого поколении россиян.
Сегодня, в условиях коренных изменений в политической жизни нашей страны, модернизации системы государственной власти, наличия сложных социально-экономических проблем, новых геополитических реальностей, разгула терроризма, вандализма и проституции становится архиважным обеспечение формирования нового социально зрелого поколения граждан. В связи с этим для России, испытывающей кризис нравственных и гражданских ориентиров и, вместе с тем, начавшей постепенный, но необратимый процесс интеграции в мировое сообщество, особенно актуальна потребность в образовании и воспитании поколения с новым типом мышления, новым отношением к жизни, к стране, к миру, поколения, способного самоопределиться в условиях быстро меняющегося мира.
В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию ясно и однозначно определена система национальных ценностей - жизненных ориентиров и современного мировоззрения российских граждан. На первое место этих ценностей поставлен патриотизм. Не решив проблему гражданско-патриотического и нравственного воспитания, Россия перестанет существовать как нация, как страна.
Именно поэтому наипервейшая задача учителя, а словесника в частности, - воспитание гражданина-патриота. Без сбережения и развития чувства патриотизма, без любви к своей земле, своему государству, имеющему тысячелетнюю историю, без формирования у подрастающего поколения гордости за свое Отечество, без нравственной системы ценностей, выработанной обществом, без умения жить в мире со всеми народами, знать и чтить свои корни надежных защитников Родины нам не воспитать. Это фундаментальное положение лежит в основе моей работы как учителя-словесника по нравственно-патриотическому воспитанию школьников, оно же лежит в основе данной программы «Воспитание гражданина-патриота в урочной и внеурочной деятельности».
Цель: создание оптимальных условий для формирования гражданско-патриотических качеств личности обучающихся.
Задачи:
формирование гражданской позиции и нравственных ориентиров подростков на уроках и внеурочной деятельности;
популяризация культурного наследия российской классической литературы, способствующей формированию гражданственности и нравственности;
развитие интереса к истории своей страны;
освоение новых педагогических технологий в вопросах гражданско-патриотического и нравственного воспитания молодежи.
Новизна работы состоит в том, что проблемы нравственного, гражданско-патриотического воспитания в урочной и внеурочной деятельности рассматриваются через освоение и применение новых педагогических технологий, позволяющих выстроить систему работу.
Актуальность:
Сегодня, в условиях рыночной экономики, когда в обществе происходит nереоценка ценностей, когда старые идеалы оказались разрушенными, а новые еще не сформировались, особенно важно удержать молодое поколение - наше настоящее и будущее - на нравственных и гражданских позициях; задуматься над нависшей угрозой вырождения нации и падением интереса к национальной культуре.
Без любви к своей культуре, традициям, национальным корням не может быть нации вообще. Вот почему вся урочная и внеурочная деятельность учителя общеобразовательной школы должна быть направлена на формирование нравственных ценностей и гражданской культуры подрастающего поколения, способного к выполнению своего гражданского долга и успешной социализации в современных условиях.
Вера, Отечество, честь, долг, любовь, толерантность, достоинство, целомудрие, милосердие, семья, дети, традиции - эти понятия должны стать нравственным ориентиром для каждого школьника, что позволит остановить деградацию нации и откроет путь к ее возрождению.
ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА-ПАТРИОТА – СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ШКОЛЫ
Человек живет в обществе, и он не может не зависеть от него. В целях удовлетворения своих повседневных потребностей каждый человек пользуется благами, созданными для него старшими поколениями, родителями, обществом. В свою очередь общество предъявляет к человеку определенные требования. Оно обязывает человека жить и действовать в соответствии с нормами и правилами, установленными обществом. Часть из них возведена в ранг закона, другие являются принятыми в обществе нормами морали и нравственности. Правовые и моральные нормы теснейшим образом взаимосвязаны. Это становится ясным при рассмотрении понятий долг и честь. Долг - это концентрированное выражение определенных обязанностей человека. Человек имеет обязанности перед семьей, друзьями, коллективом, народом. Высшим выражением долга выступает гражданский, патриотический долг перед Родиной, Отечеством. «Осознание каждым человеком своего долга перед народом, страной, его выполнение является важным условием существования любого государства. Качество практического выполнения гражданского или воинского долга лежит в основе нравственных характеристик личности. Тогда как честь - это высшая мера нравственности гражданина».
Соблюдать честь - значит ценить дружбу, доверять людям, ставить интересы общества, коллектива выше личных. Честь неотделима от благородства и скромности, бескорыстного стремления нести людям добро. Она проявляется в поступках, делах, принципиальности, верности данному слову. Долг и честь определяют целую систему жизнедеятельности граждан правового государства. Каждое общество стремится упорядочить эту систему, сделать ее действенной и значимой. А основным общественным институтом, выполняющим функции по осуществлению нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, является, прежде всего, образовательные учреждения. Эта система имеет богатую и достаточно своеобразную историю развития, уходящую корнями в глубь веков.
Уже у Платона имеются рассуждения о том, что Родина дороже отца и матери. Гражданственность, нравственность и патриотизм в отечественной науке рассматриваются как основные, ведущие ценности, являющиеся «стержнем, обеспечивающим единство и стабильность развития общества». В последнее время всё большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на эти нравственные категории как на важную ценность, интегрирующую не только в социальный, но и духовный, культурный исторический и другие компоненты. Эти категории можно рассматривать как возвышенное, особенно в духовном и социальном смысле, многообразное в своих проявлениях чувство любви к Родине, Отечеству, как проявление «человеческого чувства национальной гордости за Державу, как духовно-творческий акт возвышения личности, обладающей важнейшими нравственными качествами до осознания ею нераздельности с Отечеством, необходимости служения своему народу». Эти значимые качества личности должны формироваться уже на первом этапе обучения.
Однако в условиях социальной нестабильности и отсутствия действенных идеологических установок оказалось весьма сложным разработать концепцию, которая бы позволила педагогам определить, какого гражданина следует воспитывать, какие личностные качества необходимо у него формировать. В результате распространение получили воззрения националистического, шовинистского и даже фашистского толкования понятий «Отечество», «гражданство», «патриотизм», «интернационализм», «национализм», «шовинизм», «фашизм», «сионизм», «антисемитизм» и т.д.
В столь опасной ситуации происходит отход граждан России от прежнего советского и постепенное формирование нового - российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума в обозримом будущем. А для того, чтобы понять, насколько эти изменения существенны, обратимся к истории становления системы гражданского и патриотического воспитания в российской школе.
1.1.Из истории становления системы гражданско-патриотического воспитания российской школы
Проблемы воспитания гражданина-патриота достаточно остро решалась на протяжении многих веков. Подходы к ее решению были различными и неожиданными, но оправданными с точки зрения истории и политики. Проблема человека, его свободы и обязанностей как гражданина и патриота вызывала интерес не только теоретический, но и практический. Постепенно сложилась система гражданского образования российской школы, функцией которой являлось воспитание и обучение членов государства и общества, любящих Родину и ориентированных на овладение личностно значимыми, мировоззренческими, культурными ментальными ценностями, обладающих способностью и готовностью реализовать на практике права и обязанности членов демократического общества. Анализ изученной по данной проблеме литературы позволил мне выявить ряд особенностей гражданского образования российской школы, которое складывалось с учетом конкретных социокультурных условий российского общества.
Изначально тема воспитания приобрела политическое значение. Правительство Петра 1 видело назначение школьного учения не в удовлетворении нравственной потребности общества, а в натуральной повинности молодежи, подготовке к обязательной службе. Заслугой Петра 1 являлось осознание потребности распространения политического образования в России. Он собственноручно повелел Синоду перевести сочинение «О доблестях человека и гражданина», изучение которого в общеобразовательных учебных заведениях можно считать началом гражданского образования в России
1817 года Министерство духовных дел и народного просвещения учредило Ученый комитет, в обязанность которого вменялся контроль за тем, внушается ли юношеству преданность престолу, повиновение властям, укрепляется ли любовь к Родине и всему отечественному. Представитель официальной педагогики видел обязанности гражданина в послушании и подчинении индивидуальности воле правительства и отечественных законов: «Послушание, требуемое воспитателем от питомца, будет основою и гражданского послушания».
Идея образцового послушания являлась краеугольным камнем самодержавной педагогики. Она опровергалась прогрессивными педагогами, доказывавшими, что нравственность несовместима с отречением от своей воли и ума как неотъемлемых качеств гражданина.
«Поступать так, как велит гражданская совесть, - это и составляет основной мотив поведения «новых людей». Высокоразвитое чувство гражданского долга в единстве с передовыми взглядами и убеждениями, единство слова и дела - вот что характеризует в первую очередь человека - гражданина и патриота».
Важной заслугой педагогов минувших веков является разработка условий демократизации школьной жизни, определивших «дух» школы, которым следует дорожить и который нужно беречь:
Личный пример воспитателей, имеющий основополагающее значение;
Общественное мнение как орудие добра, действующее «могущественно» во всех направлениях;
Особый интерес к произведениям отечественной культуры, воспитывающей уважение к Отечеству;
Система урочной и внеклассной работы, нацеленная на формирование гражданской позиции воспитанников.
Эти основополагающие моменты и были положены в современную систему нравственного и гражданско-патриотического воспитания XX века.
Однако изменения, произошедшие в последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием подрастающего поколения, обусловили переосмысление сущности гражданско-патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Сегодня особенно остро встают вопросы: Как воспитывать молодежь? Чем руководствоваться? Какие социально значимые нравственные и гражданские качества формировать? И если патриотизм в современных социальных реалиях потерял свой прежний статус, что теперь понимать под этим словом? Мне думается, прежде чем воспитывать патриотизм у подростков, хорошо бы нам, взрослым, самим с этим понятием разобраться. Сегодня не может быть единого взгляда на патриотизм, и воспитывать его можно на сравнении разных подходов к этому понятию и выработке школьниками собственной позиции.
1.2. Семь подходов к пониманию слова «РОДИНА»
Обратившись к словарю, читаем, что «патриотизм – это любовь к Родине». Это понятно и взрослым, и детям. Но что считать Родиной? В современной науке имеются как минимум семь подходов к пониманию слова «Родина», высказанных разными учеными, философами, психологами. Попытаюсь коротко сформулировать эти подходы.
Социальный патриотизм считает, что «Родина - это государство», то есть правительство, власть. (Вспомним патриотизм самодержавной России);
Территориальный патриотизм говорит, что «Родина - это то, что находится в пределах нашей границы». От придерживающихся этой позиции людей слышны призывы сохранить территорию любой ценой, даже расшириться до границ бывшего СССР;
Национальный патриотизм утверждает: «Родина - это русская нация». Его предельным выражением является национализм;
Религиозный патриотизм считает, что «Родина - это русское православие». За этим тезисом стоят и воскресные церковные школы, и «черносотенцы»;
Культурный патриотизм: «Родина – это наша культура» Позиция проявляется, когда, например, потомок русских эмигрантов, - ныне гражданин США - покупает, а затем дарит музеям России картины великих художников;
Производственный патриотизм. Его девизы: «делай хорошо своё дело для блага и процветания России» и «поддержи отечественного производителя»;
Патриотизм – это глубокая связь с местом проживания рода, с «могилами отцов», городом, друзьями, школой и т.д.
Учитывая различные толкования этого понятия, можно легко определить причины разногласий, доходящих до конфликтных ситуаций. Однако как сориентироваться современному учителю в таком многообразии подходов. Разумеется, нет ничего плохого в том, если мы поддержим отечественного производителя или пополним наши музеи картинами великих мастеров кисти
В целях изучения данной проблемы я провела социальный опрос своих учеников, которым были предложены следующие вопросы:
- Как ты понимаешь слово Родина?
- Какие ассоциации у тебя возникают при этом слове?
- Считаешь ли ты себя патриотом?
На эти вопросы я получила различные ответы, были и весьма неожиданные:
Юлия. Я считаю, что в мирное время понятие патриотизма немного отходит на задний план. А по-настоящему понять, что такое патриотизм, можно только во время войны, когда Родине грозит реальная опасность.
Антонина. Разумеется, я люблю Россию. Это красивая страна с героической, хотя и трагической историей. И мне обидно за неё, она - мощная держава, но не умеет навести порядок в своем доме.
Радик. Я не считаю себя патриотом. Чтобы им быть, нужно чем-то жертвовать во имя Родины. Я этого не делаю.
Евгений. Я люблю свою Родину, но хочу, чтобы она стала лучше и богаче, чтобы люди nолучали достойную плату за свой труд.
Марат. Любить Родину - это естественно для человека. Люди, которые ругают свою страну, рубят сук, на котором сидят. Как можно не любить свой дом. Родина для меня - дом.
Кристина. Я не могу сказать, что очень ее люблю. Пока нет. За что ее любить? Пьянство, нищета, проблемы в армии, политиканы портфели делят, а народ страдает. Я хочу жить за границей. В этом нет ничего nлохого. Любить свою страну можно и там.
Меня обрадовало то, что ребята отвечали честно на заданные вопросы, что они задумались над этим очень важным для каждого из нас понятием. Думаю, что такая рефлексия поможет моим ребятам определить свою гражданскую позицию и сделать правильный выбор.
1.3. Особенности современной системы нравственного и гражданско-патриотического воспитания
В современной науке нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию молодежи уделяется особое внимание. Этому способствует ряд причин: российское общество переживает очень сложный период в своей истории, который ученые уже назвали цивилизованным сдвигом. Сегодня мы наблюдаем «падение рождаемости, снижение трудоспособности населения, ухудшение здоровья практически всех возрастных групп, преждевременное старение, рост смертности, в том числе насильственной, депрессивные процессы, начиная с генетических отклонений и кончая иммунологическими проблемами». В обществе всё больше осознается пагубность нравственной деградации для будущего России - от уничтожения национальных устоев до девиантного поведения (наркомания, алкоголизм, табакокурение).
Сложившаяся в стране сложная ситуация вызвала озабоченность учреждений образования и культуры, ученых, государственных, общественных, религиозных деятелей. По их мнению, патриотическое воспитание является важным средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности Российской Федерации. Важным этапом усиления внимания руководства страны к проблемам нравственного и гражданско-патриотического воспитания стала разработка государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
В реализации этой программы огромное значение имеет раскрытие сущности цели, задач и принципов воспитания граждан в духе патриотизма и дружбы народов. Попытаюсь рассмотреть основные, ключевые понятия.
Российский патриотизм - это отношение граждан к своей Родине - Российской Федерации, выражающееся в готовности служить ей и защищать её. Это отношение к необъятным просторам страны, её природным богатствам, героическому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям
Дружба народов Российской Федерации - это «взаимопонимания наций, народностей, основанные на идеях гуманизма, демократии и добрососедства. Она представляет собой процессы воплощения этих идей в сфере межнациональных отношений, находящих свое практическое выражение в формах совместных согласованных действий».
Дружба народов России и российский патриотизм взаимосвязаны и взаимо дополняют друг друга. Это объясняется тем, что в многонациональном государстве национальное (присущее отдельным народам) и гражданско-патриотическое (присущее всей Федерации) считаются как общее и особенное. Патриотизм в этих условиях не разъединяет и не обособляет нации страны, а сближает их, объединяет.
«Российский патриотизм не противопоставляет народы страны, а сплачивает их в рамках единой федерации, укрепляет их связи с народами СНГ и других зарубежных стран. В российском патриотизме общероссийское чувство гражданина сочетается с его чувством малой родины, родной республики, области или национального округа».
Цели образования и воспитания в многонациональном государстве «формируются в соответствии с интересами этноконфессионального состава населения, характером взаимоотношений народов и национально-территориальных образований, входящих в федерацию». Эти цели, естественно, отражают уровень развития общества, При этом важно заметить, что «свободное от диктата общество способно выдвигать реально достижимые цели, если оно пришло к пониманию того, что только хорошо осознанные перспективы намеченного дают педагогам верное направление, помогают им добиться успехов в воспитании граждан».
Сегодня четко обозначена задача российской образовательной политики - обеспечения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
Приоритет в образовании отдается воспитанию. В Концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания:
- формирование у школьников гражданской ответственности,
- правового самосознания,
- духовности,
- культуры,
- толерантности,
- инициативности,
- самостоятельности,
- способности к успешной социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда.
«Необходимость мер, направленных на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса в школе обусловлена как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. Все это повышает социальный запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность. С другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, социальная незащищенность граждан, криминализация общества, пропаганда насилия в СМИ. Как следствие этих процессов - рост подростковой преступности, снижение общей культуры молодежи, усиление националистических, сектантских влияний на детей и молодежь».
Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное и гражданско-патриотическое становление подрастающего поколения, от привития ему любви к своей малой Родине до формирования планетарного сознания, чувства ответственности за будущее страны, человечества, Земли.
1.4. Цели и задачи современной системы патриотического воспитания граждан
Для России, одной из крупнейших многонациональных, многоконфессиональных стран мира, важнейшая цель воспитания и образования - это формирование у своих граждан российского патриотизма, чувства дружбы народов и веротерпимости. Определенная государством общая цель - воспитание культуры межнационального общения - дифференцируется в системе реально выполнимых (семьей, учебными заведениями, учреждениями культуры, СМИ, общественными организациями) конкретных задач.
Задачи воспитания вытекают не только из общей цели, определяемой сущностью общественного строя многонационального государства, его идеологии и политики, но и из характера отношений народов, населяющих государство.
Руководствуясь этим положением, основываясь на анализе взаимоотношений народов России, учитывая их стремление к совместной жизни и укреплению общего федеративного Отечества, правительство Российской Федерации, Министерство образования и науки определили следующую систему задач патриотического воспитания граждан, а именно воспитания у них:
любви к Отечеству - Российской Федерации, и её многонациональному народу;
российского патриотизма, в котором общероссийское чувство гражданина (готовность служить Родине, защищать её) сочетается с его любовью к малой родине;
уважительное отношение ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, языкам, культуре, национальной чести и достоинству;
дружественного отношения к народам СНГ, формирование чувства принадлежности к Содружеству Независимых Государств;
уважения к международным нормам прав человека и народов, что предполагает формирование правового сознания и правовой культуры;
глубокого уважения к Конституции и другим законам Российской Федерации;
уважение к правам и свободам человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии;
глубокого уважения к общечеловеческим ценностям, общечеловеческой цивилизации; непримиримого отношения ко всем формам проявления национализма, шовинизма, расизма;
любви к русскому языку как важнейшему средству межнационального общения и взаимосближения народов России и СНГ;
уважительного отношения к русскому народу и понимания его роли в становлении и развитии российской государственности.
Анализируя эти вопросы гражданско-патриотического воспитания, я могу сделать вывод о том, какие нравственные ценности должен сформировать учитель-словесник у своих учеников - будущих граждан России, на какие качества характера сделать серьезный акцент, чтобы добиться их соответствия качествам модели выпускника, которая была определена на педагогическом совете школы. Модель выпускника МБОУ «Средняя школа №6» - человек, физически, психологически и нравственно здоровый, в основе поступков которого превалируют гуманистические идеи и цели:
осознает свои права и признает права других людей с их убеждениями, вероисповеданиями;
знает, уважает и чтит обычаи, традиции предков;
патриот своей Родины, способный защищать ее, хранить и умножать ее материальные и духовные богатства, беречь и охранять природу:
сохраняет интерес к познанию мира на протяжении всей жизни, постоянно занимается самообразованием;
ясно представляет потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути;
умеет сотрудничать и работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты;
социально грамотная и социально лабильная личность;
ориентируется на здоровый образ жизни, испытывает постоянную потребность в саморегуляции и физическом самосовершенствовании.
ГЛАВА II. ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА-ПАТРИОТА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выстраивая модель выпускника, каждый учитель работает на выполнение одного из важнейших условий развития общества - воспитание граждан правового, демократического государства,
способных к социализации;
уважающих права и свободы личности;
обладающих высокой нравственностью;
проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
Новое время требует от учителя знания содержания, форм и методов гражданского воспитания, созвучных современным социально-педагогическим реалиям. У каждого учителя своя система работы в этом направлении. Хотя, надо сказать, имеются определенные трудности в силу того, что цели, задачи, содержание, основные направления воспитания, разрабатываемые в научнометодическом аспекте, слабо внедряются в практику. Поэтому многие учителя затрудняются в выборе приоритетных направлений в учебно-воспитательном процессе, в выборе средств и способов формирования у школьников гражданской позиции и нравственных ориентиров.
Сегодня каждый учитель хорошо осознает свою роль в создании единой воспитывающей среды, которая поможет сориентировать учащихся на общечеловеческие ценности и поможет им самоопределиться в условиях быстроменяющегося мира. Сегодня сама жизнь ставит перед учителем проблемы воспитания поколения с новым типом мышления, новым отношением к жизни. Каким оно будет: жестоким и потребительским или гуманным и разумным? Эта проблема особенно актуальна для нашего общества. Поэтому работа учителя должна быть направлена и на развитие глобального мышления учащихся, и на выработку у них позиции самостоятельного и ответственного принятия собственного решения. Это предполагает:
установку на гуманистические решения и способы действий;
гибкость и критичность мышления;
умение видеть альтернативные пути решения;
открытость по отношению к новому;
преодоление сложившихся стереотипов;
рефлексивное осмысление своего опыта по отношению к своей культуре и культуре общечеловеческой.
Однако в стремлении воспитать у подрастающего поколения чуткость к глобальным проблемам человечества, радостям, бедам, достижениям жителей других стран и континентов не следует забывать о воспитании в них участливого отношения к делам и заботам близких людей, пробуждать гордость за успехи своих земляков и соотечественников, дать знания об истории и культуре своего народа, края, города, о своей школе и семье. Только так мы можем способствовать формированию гражданской позиции молодого человека, определению его нравственных ориентиров.
Я как учитель-словесник выработала свою систему работы с учащимися по нравственно-патриотическому и гражданскому воспитанию. Система направлена на учащихся среднего и старшего подросткового возраста, так как это пора самоутверждения, активного формирования социальных интересов и жизненных идеалов, всё большей ориентации на внутреннее регулирование поведения, самооценку. Именно в этом возрасте учащиеся способны адекватно оценить такую систему работы и принять активное участие в её реализации.
2.1. Основные признаки гражданственности
у школьников подросткового возраста нередко отсутствуют чувства ответственности и гражданского долга перед обществом, что находит свое выражение в неправильном отношении к законам, труду, дисциплине. Поэтому при выборе собственных жизненных ориентиров подросткам нужна помощь взрослого человека-учителя прежде всего в том, чтобы помочь ребенку обозначить гражданские позиции, основными элементами которых являются:
гармонически сочетающиеся патриотические и интернациональные чувства;
нравственная и правовая культура;
чувство собственного достоинства;
внутренняя дисциплинированность;
уважение и доверие к другим гражданам и государству.
Отмечу, что качеств, сформированность которых определяет степень приближения личности к идеалу гражданина, достаточно много. Я остановлюсь лишь на тех, на формирование которых в силу своей компетентности и возможности могу повлиять. Предлагаю классификацию этих качеств в соответствии с тремя основными признаками:
Основные признаки гражданственности
Социально-политический аспект
Нравственный аспект
Правовой аспект
Патриотизм и интернационализм
Гражданская активность
Гражданское достоинство
Личная свобода
Правовая культура
Соблюдение законов государства
Гражданское самосознание
Гражданский долг
Гражданское самосознание
Особое внимание я уделяю первому и третьему аспектам, так как второй - компетенция учителя обществознания. Во главу угла ставлю нравственность и патриотизм.
Формирование этих качеств личности - процесс долгий, но необходимый, он обязательно даст свои положительные результаты. На это направлена система моей урочной и внеурочной деятельности по нравственно-патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся, в основе которой лежат различные педагогические технологии.
2.2. Использование педагогических технологий в вопросах нравственнопатриотического и гражданского воспитания учашихся. Цели, формы и методы воспитания
Глубокие преобразования общественной жизни, происходящие в настоящее время, требуют поиска и обоснования новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. Основополагающим принципом современной образовательной системы является гомоцентрический характер. Это обозначает, что развивающаяся личность ребенка является центральным звеном единого процесса обучения и воспитания. Приоритетные направления такой системы определяют следующие цели:
воспитание стремления к знаниям, широкому образованию, общей культуре;
привитие высоких нравственных принципов (патриотизма, гуманизма, демократизма, честности, порядочности, доброты, презрения, к жестокости, обману, воровству);
приобщение учащихся к системе культурных ценностей, формирование потребности в непрерывном духовном обогащении;
привитие любви к Родине, уважение к законам, нормам коллективной жизни, развитие чувства гражданства и общечеловеческого долга как высшей черты личности.
Эффективные формы и методы обучения
«Воспитание сегодня является стержневым элементом формирования нравственной культуры личности». Поэтому особую актуальность в процессе модернизации образования приобретает поиск эффективных приемов, форм и методов воспитательной работы учителя, направленных на формирование нравственных качеств учащихся. В своей работе я использую следующие формы и методы обучения:
Формы работы
Методы обучения
Активные
Интерактивные
фронтальная
групповая
парная
индивидуальная
аналитический
творческий
эвристический
диалог
дискуссия
дебаты
объяснительно-иллюстративный
частично-поисковый
исследовательский
2.3. Принципы и приемы обучения и воспитания на уроках русского языка и литературы
Хорошо действуют вышеназванные формы и методы в сочетании с пятью основными принципами:
принцип свободы, предполагающий не только выбор задания или формы работы (устной или письменной), но и ответственность за ее выполнение (сообщение по биографии писателя, доклад, форма творческой работы, групповое домашнее задание);
принцип открытости, позволяющий учителю не только дать ребенку знания, но и показать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемой темы, курса, использовать в работе выполнение нетрадиционных творческих заданий (рисунок, опорная схема, этюд);
принцип деятельности, способствующий более прочному усвоению знаний через практику использования штампов, формул;
принцип обратной связи, позволяющий контролировать процесс обучения, корректировать его, учитывая настроение учеников, степень их заинтересованности материалом урока, уровень его понимания и усвоения;
принцип высокого КПД - максимальное использование возможностей, знаний и интересов самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования (коллективные творческие работы).
Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше коэффициент обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников, то они сами будут стремиться узнать: «А что же дальше?» Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников, и тогда они почувствуют свою успешность и сами захотят ее подкрепить. Если учитель грамотно вовлечет своих учеников в управление группой, они сами будут обучать друг друга.
Эти принципы позволили мне создать сеть приемов, нацеленных на поддержание интереса учащихся к предмету, стремления расширить читательский кругозор, желания углубить знания через изучение элективного курса «Современный литературный процесс», через систему внеклассных занятий.
Эти приемы предполагают ответственность учителя за выбор учебной деятельности:
Лекция с элементами беседы;
Урок-мастерская;
Урок-экскурсия;
Урок-знакомство;
Читательская конференция;
Урок-анализ;
Урок-композиция;
Урок-игра;
Урок-исследование;
Урок-размышление;
Практикум;
Семинар;
Урок-диспут.
Эффективные приемы обучения и воспитания
«Повторяем с контролем»
«Свои примеры»
«Своя опора
«Опрос-итог»
«Повторяем с расширением»
В Программе представлены различные формы уроков по виду деятельности учителя и учащихся, в основу которых легко ложатся новые технологии, построенные на педагогике сотрудничества:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Уровневая дифференциация
Учебный мозговой штурм
Игровые технологии
Проектная деятельность
Все эти технологии мною адаптированы к условиям работы в классах гуманитарного, физико-математического, химико-биологического профиля и общеобразовательных классах.
Технология уровневой дифференциации осуществляется, прежде всего, в творческих мастерских и творческих лабораториях. Игровые технологии чаще всего используются как на уроках обобщения, так и на итоговых (контрольных) уроках, где такая технология позволяет:
разнообразить виды контроля;
сформировать интерес к предмету;
повысить мотивацию к обучению;
добиться более высоких результатов.
Технология учебного мозгового штурма способствует развитию творческого стиля мышления и имеет свои дидактические ценности:
использование активных и интерактивных методов;
отработка умения кратко и четко выражать свои мысли;
выработка умения слушать и слышать друг друга;
формирование интереса к познанию.
Обычно я использую эту технологию в групповой форме работы. Технология УМШ предполагает три этапа:
Создание банка идей;
Анализ идей;
Отработка результатов и комментирование.
Проектная деятельность позволяет мне
сплотить коллектив учащихся;
активизировать их деятельность;
способствовать формированию творческого отношения к делу;
вызвать интерес учащихся к собственным исследованиям, которые являются заключительным этапом, т.е. результатом проекта.
ЭТАПЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЕКТА
Литературная гостиная
Литературная композиция
Конкурсное сочинение
Доклад на уроке по теме проекта
Научно-исследовательская работа
Защита проекта на итоговой аттестации по литературе
Как осуществляется подготовка проекта? Обсуждается направление работы группы, создаются проекты и сценарии литературных гостиных камерного характера, которые вырастают впоследствии до уровня литературно-музыкальной композиции на параллель классов. После этого каждый участник проекта выбирает себе тему исследования, над которой работает поэтапно:
1 этап - сочинение (4 стр.);
2 этап - сообщение, доклад (7 стр.);
3 этап - исследование на НИК (10-15 стр.).
Заключительным этапом проекта является защита работы на итоговой аттестации по литературе.
Основным принципом используемых мною технологий является принцип воспитывающего обучения. Обучение и воспитание - единый процесс. Основные задачи воспитания решаются на уроке, в процессе обучения. Внеурочная воспитательная работа дополняет этот процесс, обеспечивая своими специфическими способами гармоническое развитие школьников.
2.4. Система работы учителя-словесника по формированию гражданско-патриотических качеств обучающихся
Элективные курсы
Внеурочная деятельность
Уроки
Конкурсы сочинений
Интеллектуальные конкурсы,
смотры знаний,
марафоны
Научно-исследовательская
деятельность
Театральная
деятельность
Литературные гостиные
НИК
«Шаг в будущее»
Выставки, экскурсии
Всероссийская олимпиада школьников
Система творческих работ
Для меня важно, чтобы учащиеся не оказались ни на уроке, ни после, во внеклассной деятельности, пассивными созерцателями работы учителя. Необходимо из ведомых перевести их в роль со-искателя, со-трудника, со-инициатора, со-автора, чтобы работа учителя и ученика на уроке превратилась в со-творчество. Только тогда будут положительные результаты.
СО
Учитель ____________ Ученик
Творчество
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ п/п Наименование мероприятия Сроки исполнения Участники
Уроки
1. Урок-анализ «Пусть же цветёт вечно русская земля» (по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба») 2013 5Д класс
2. Урок-портрет «Дыханьем Родины храним» (по жизни и творчеству М.В.Ломоносова) 2013 8С класс
3. Урок-практикум «О, Русская Земля! Ты уже за холмом…» (по материалам повести «Слово о полку Игореве») 2013 8С класс
4. Урок-исследование «Силу подлости и злобы одолеет дух добра» (по произведениям А.Платонова) 2013 5Д класс
5. Урок-знакомство «Рылеев – великий сын России» 2014 9С класс
6. Урок-концерт «Это всё о России» 2014 10А класс
7. Урок-исследование «В поисках человека с «солнцем» в крови» (по ранним романтическим произведениям М.Горького) 2015 11А класс
8. Урок-концерт «Образ Родины в лирике Сергея Есенина» 2015 11А класс
9. Урок-экскурсия «В мире русского слова» 2015 10Б класс
10. «Россия в лирике Марины Цветаевой» 2015 11Б класс
11. Урок – творческая лаборатория «Зори Родины великой» (Тема Родины в лирике А.А.Ахматовой) 2015 11А класс
12. Урок-экскурсия «Слово о малой Родине» (по рассказам Василия Шукшина) 2016 11Б класс
13. Урок-композиция «Пусть память верную хранят и наших внуков внуки» 2016 11А класс
14. «О великом и могучем русском языке» 2016 10Б класс
15. «Это мы, Господи» (по произведениям о войне) 2016 11А класс
Литературная гостиная из цикла «Разговор о главном»
16. «Верю в Родины тайную силу» 2013 8 классы
17. «Листая книгу памяти моей» (литература о Великой Отечественной войне) 2014 9-10 классы
18. «Горька судьба поэтов всех времен…» 2015 10-11 классы
19. «О моей России, о моей судьбе…» 2015 10-11 классы
20. «Память» 2015 10-11 классы
Литературно-музыкальные композиции из цикла «Я люблю тебя, Россия»
21. «Страницы мятежной жизни» (к 200-литию со дня рождения М.Ю.Лермонтова) 2014 10-11 классы
22. «Тебе, о Родина, сложил я песню ту…» (Тема Родины в лирике Сергея Есенина) 2015 10-11 классы
23. «Я тоже была – прохожий…» (по творчеству М.И.Цветаевой) 2015 11А класс
24. «О России с любовью» 2016 10-11 классы
25. «Припадаю, Россия, к твоей красоте» 2016 10-11 классы
Конкурсные сочинения из цикла «О России с любовью»
26. «Россия – Родина моя» 2013 9-11 классы
27. «Верю в тебя, Россия» 2014 28. «Когда народ един – он непобедим» 2015 29. «О культуре наших народов» 2015 30. «Это всё о России» 2016 Спектакли, театрализованные постановки
31. Спектакль-диспут «Я – человек!» 2014 8-11 классы
32. Спектакль масок «Если бы я был…» (по мотивам сказок для детей и взрослых Феликса Кривина) 2015 10-11 классы
33. «Всё в этом мире быстротечном…» 2016 10-11 классы
Диктанты, изложения
34. «В доме М.Ю.Лермонтова» (диктант) 2013 5Д класс
35. «Берендеева слобода» (изложение) 2013 8С класс
36. «Болдино» » (изложение) 2013 8С класс
37. «Лермонтовские Тарханы» (диктант) 2013 5Д класс
38. «Пушкин в Москве» (диктант) 2014 9С класс
39. «Усадьба» (диктант) 2014 10А класс
40. «О Волга!... Колыбель моя!» (диктант) 2014 10А класс
41. «Музей А.П.Чехова в Сумах» (изложение) 2014 10А класс
42. «Чеховский сад в Ялте» (диктант) 2014 10А класс
43. «Некрасов. Литейный проспект» (диктант) 2014 10А класс
44. «А.Н.Островский в Щелыково» (диктант) 2014 10А класс
45. «Пушкин в Подмосковье» (изложение) 2015 10Б класс
46. «Умом Россию не понять» (изложение) 2015 10Б класс
47. «Гражданином быть обязан…» (диктант) 2015 10Б класс
48. «Гамаюн – птица вещая» (диктант) 2015 11А класс
49. «Страна берёзового ситца» (изложение) 2016 11А класс
50. «Красной рябины гроздь» (диктант) 2016 11А класс
51. «Я не люблю» (диктант) 2016 10Б класс
Исследовательские работы, проекты
52. «Сергий Радонежский – основоположник строительства храмов на Руси» 2014 8С класс
53. По святым местам моей Родины» 2014 8С класс
54. «Трудные дети из трудного детства» 2014 8С класс
55. «Война глазами детей» 2015 9С класс
56. «Образ Когалыма в творчестве Натальи Баимовой» 2015 10А класс
57. «Воспитание Человека через сказки Кривина» 2015 10А класс