Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8-9 класса по УМК Н.Д. Угриновича (ФГОС)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
по предмету информатика и ИКТ 8-9 класс
Количество часов – 105 ч.
8 класс – 35 ч.
9 класс – 70 ч.
Уровень подготовки - базовый
Автор: Трошин Денис Михайлович – учитель информатики и ИКТ
г. Тула 2017
Планируемы результаты освоения курса информатики и ИКТ
Личностные и метапредметные результаты освоения информатики
С введением ФГОС реализуется смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на «системно-деятельностную», т. е. акцент переносится с изучения основ наук на обеспечение развития УУД (ранее — «общеучебных умений») на материале основ наук.
Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями по предметам, становятся универсальные (метапредметные) умения (и стоящие за ними компетенции).
В основной школе предусматривается развитие описанных умений в учебной деятельности на материале предмета. В учебниках рассматривается развитие этих умений на содержательном учебном материале информатики. Для информатики характерно сочетание в пропорциональном соотношении основ теории с практическими умениями. Практические работы от небольших упражнений до комплексных заданий рассматриваются в основной школе через призму освоения средств информационных технологий как мощного инструмента познания окружающей действительности. При этом приоритет отдается освоению наиболее востребованных средств ИКТ и ПО во взаимосвязи с проблемным содержанием типичного класса задач, актуальным в какой-либо профессиональной отрасли. Поскольку концентрический принцип обучения остается актуальным в основной школе, то развитие личностных и метапредметных результатов идет непрерывно на всем содержательном и деятельностном материале.
Личностные результаты освоения информатики:
1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира, как и любая другая учебная дисциплина, формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Она формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. Формирование информационной картины мира происходит через:
понимание и умение объяснять закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность и особенности;
умение описывать, используя понятия информатики, информационные процессы функционирования, развития, управления в природных, социальных и технических системах;
анализ исторических этапов развития средств ИКТ в контексте развития общества.
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Указанный возраст характеризуется стремлением к общению и совместной полезной деятельности со сверстниками. Возможности информатики легко интегрируются с возможностями других предметов, на основе этого возможна организация:
целенаправленного поиска и использования информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств ИКТ;
анализа информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах;
оперирования с информационными объектами, их преобразования на основе формальных правил;
применения средств ИКТ для решения учебных и практических задач из областей, изучаемых в различных школьных предметах, охватывающих наиболее массовые применения ИКТ в современном обществе.
3. Приобретение опыта выполнения с использованием информационных технологий индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д. Результаты совместной работы легко использовать для создания информационных объектов (текстов, рисунков, программ, результатов расчетов, баз данных и т. п.), в том числе с помощью компьютерных программных средств. Именно они станут основой проектной исследовательской деятельности учащихся.
4. Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества. 5. Формирование представлений об основных на- правлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями. В контексте рассмотрения вопросов социальной информатики изучаются характеристики информационного общества, формируется представление о возможностях и опасностях глобализации информационной сферы. Учащиеся научатся соблюдать нормы информационной культуры, этики и права, с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
6. Формирование на основе собственного опыта информационной деятельности представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами. Освоение основных понятий информатики (информационный процесс, информационная модель, информационный объект, информационная технология, информационные основы управления, алгоритм, автоматизированная информационная система, информационная цивилизация и др.) позволяет учащимся:
получить представление о таких методах современного научного познания, как системно-информационный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент;
использовать необходимый математический аппарат при решении учебных и практических задач информатики;
освоить основные способы алгоритмизации и формализованного представления данных.
Метапредметные результаты освоения информатики представляют собой:
развитие ИКТ-компетентности, т. е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов (текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко распространенных компьютерных инструментальных средств; осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и т. п., анализа и оценки свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи;
целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники;
умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика» межпредметный характер.
Предметные результаты освоения информатики
Среди предметных результатов ключевую роль играют:
понимание роли информационных процессов в современном мире;
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах;
развитие алгоритмического и системного мышления, необходимых для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; формирование умений формализации и структурирования информации, выбора способа представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Большое значение в курсе имеет тема «Коммуникационные технологии», в которой учащиеся не только знакомятся с основными сервисами Интернета, но и учатся применять их на практике.
Информация и способы ее представления
Ученик научится:
использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
использовать основные способы графического представления числовой информации.
Ученик получит возможность:
познакомиться с примерами использования формальных (математических) моделей, понять разницу между математической (формальной) моделью объекта и его натурной («вещественной») моделью, между математической (формальной) моделью объекта/явления и его словесным (литературным) описанием; узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1;
познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
познакомиться с двоичной системой счисления;
познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами.
Основы алгоритмической культуры
Ученик научится:
понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд исполнителя»; понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;
строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;
понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);
составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
использовать логические значения, операции и выражения с ними;
понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;
создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.
Ученик получит возможность:
познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами;
создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне ее.
Использование программных систем и сервисов
Ученик научится:
базовым навыкам работы с компьютером;
использованию базового набора понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);
знаниям, умениям и навыкам, достаточным для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии.
Ученик получит возможность:
познакомиться с программными средствами для работы с аудио- и визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.;
познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в современных научно-технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.).
Работа в информационном пространстве
Ученик научится:
базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач;
организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
основам соблюдения норм информационной этики и права.
Ученик получит возможность:
познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;
познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;
получить представление о тенденциях развития ИКТ.

Содержание курса информатики и ИКТ
Содержание курса информатики ИКТ 8 класс (35 ч. 1 ч. в неделю)
Раздел 1. Информация и информационные процессы (7 ч.)
Информация в природе, обществе и технике; кодирование информации с помощью знаковых систем; количество информации.
Раздел 2. Кодирование текстовой и графической информации (4 ч.)
Кодирование текстовой информации; кодирование графической информации.
Раздел 3. Кодирование и обработка звука, цифровых фото и видео (4 ч.)
Кодирование и обработка звуковой информации; цифровое фото и видео.
Раздел 4. Кодирование и обработка числовой информации (8 ч.)
Кодирование числовой информации; электронные таблицы; построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.
Раздел 5. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных
(2 ч.)
Базы данных в электронных таблицах; сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Раздел 6. Коммуникационные технологии и разработка web-сайтов (8 ч.)
Передача информации; локальные компьютерные сети; глобальная компьютерная сеть Интернет; разработка Web-сайтов с использованием языка разметки текста HTML.
Повторение (1 ч.)

Календарно-тематическое планирование
по информатике и ИКТ для 8 класса
(1 ч. в неделю)
№ урока Тема урока Количество часов Домашнее задание
1. Вводный урок. Техника безопасности в кабинете информатики. Повторение. 1 Раздел 1. Информация и информационные процессы (7 ч.)
2. Информация и информационные процессы в неживой и живой природе. Практическая работа 1.1. «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера». 1 п.1.1.1, п.1.1.2
3. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике.
Практическая работа 1.1. «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера». 1 п.1.1.3, п.1.1.4
4. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. 1 п.1.2.1, п.1.2.2
5. Кодирование информации. 1 п.1.2.3
6. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания.
Практическая работа 1.1. «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера». 1 п.1.3.1
7. Определение количества информации. Алфавитный подход к измерению информации. Практическая работа 1.2. «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора». 1 п.1.3.2, п.1.3.3
8. Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы» 1 Раздел 2. Кодирование текстовой и графической информации (4 ч.)
Кодирование текстовой информации. Практическая работа 2.1. «Кодирование текстовой информации». 1 п. 2.1
Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. 1 п. 2.1.1, п. 2.2.2
Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB. Практическая работа 2.2. «Кодирование графической информации». 1 п. 2.2.3
Контрольная работа по теме «Кодирование тестовой и графической информации». 1 Раздел 3. Кодирование и обработка звука, цифровых фото и видео (4 ч.)
1. Кодирование и обработка звуковой информации. 1 п. 3.1.
2. Цифровое фото и видео. Практическая работа 3.2. «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу». 1 п. 3.2.
3. Практическая работа 3.1. «Кодирование и обработка звуковой информации». 1 4. Практическая работа 3.3. «Редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа». 1 Раздел 4. Кодирование и обработка числовой информации (8 ч.)
Двоичное кодирование чисел в компьютере. Представление числовой информации с помощью систем счисления. 1 п. 4.1.3, п. 4.1.1
Практическая работа 4.1. «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора». 1 Арифметические операции в позиционных системах счисления. 1 п. 4.1.2
Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки 1 п. 4.2.1, п. 4.2.2
Практическая работа 4.2. «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах». 1 п. 4.2.3
Встроенные функции. Практическая работа 4.3. «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах». 1 п. 4.2.4
Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Практическая работа 4.4. «Построение диаграмм различных типов». 1 п. 4.3
Контрольная работа по теме «Кодирование и обработка числовой информации» 1 Раздел 5. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных
(2 ч.)
Базы данных в электронных таблицах. 1 п. 5.1
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Практическая работа 5.1. «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах». 1 п. 5.2
Раздел 6. Коммуникационные технологии и разработка web-сайтов (8 ч.)
Передача информации. Локальные компьютерные сети. 1 п. 6.1, п. 6.2
Состав интернета. Адресация в интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. 1 п. 6.3.1-6.3.3
Web-страницы и web-сайты. Структура web-страницы.
Практическая работа 6.1. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML» 1 п. 6.4.1-6.4.2
Форматирование текста на web-странице. Списки на web-страницах.
Практическая работа 6.1. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML» 1 п. 6.4.3, п. 6.4.6
Вставка изображений в web-страницы. Гиперссылки на web-страницах. Практическая работа 6.1. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML» 1 п. 6.4.4, п. 6.4.5
Интерактивные формы на web-страницах.
Практическая работа 6.1. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML» 1 п. 6.4.7
Практическая работа 6.1. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML» 1 Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии и разработка web-сайтов». Защита творческого проекта. 1 Повторение (1 ч.)

Содержание курса информатики ИКТ 9 класс (70 ч. 2 ч. в неделю)
Раздел 1. Основы алгоритмизации и программирования (24 ч)
Алгоритм и его формальное исполнение; кодирование основных типов алгоритмических структур; переменные; арифметические, строковые и логические выражения; функции.
Раздел 2. Моделирование и формализация (20 ч.)
Окружающий мир как иерархическая система; моделирование, формализация и визуализация; основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере; построение и исследование физических моделей; приближенное решение уравнений; компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения; экспертные системы распознавания химических веществ.
Раздел 3. Логика и логические основы компьютера (10 ч.)
Алгебра логики; логические основы устройства компьютера; таблицы истинности логических функций.
Раздел 4. Информационное общество и информационная безопасность
(8 ч.)
Информационное общество; информационная культура; правовая охрана программ и данных; защита информации.
Повторение (8 ч.)

Календарно-тематическое планирование
по информатике и ИКТ для 9 класса
(2 ч. в неделю)
№ урока Тема урока Количество часов Домашнее задание
1. Вводный урок. Техника безопасности в кабинете информатики. Повторение. 1 Раздел 1. Основы алгоритмизации и программирования (24 ч)
2 Алгоритм и его формальное исполнение 1 п.1.1.1 стр. 9-12
3-4 История развития языков программирования 2 п.1.1.2, Презентация по языку программирования на выбор, стр.12-15
5-6 Линейный алгоритм 2 записи в тетради
7-8 Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор» 2 стр. 20-23, записи в тетради
9-10 Алгоритмическая структура «цикл» 2 стр. 23-25
11 Переменные: тип, имя, значение 1 стр. 25-27
12-13 Арифметические, строковые и логические выражения 2 записи в тетради
14 Знакомство с языком программирования Паскаль. 1 записи в тетради
15-16 Линейные алгоритмы. Решение задач на языке программирования Паскаль 2 записи в тетради
17-18 Алгоритмическая структура ветвление». Решение задач на языке программирования Паскаль 2 записи в тетради
19-20 Алгоритмическая структура «выбор». Решение задач на языке программирования Паскаль 2 записи в тетради
21-25 Алгоритмическая структура «цикл». Решение задач на языке программирования Паскаль 5 записи в тетради
26 Контрольная работа по теме «Алгоритмизация и программирование» 1 Раздел 2. Моделирование и формализация (20 ч.)
1 Окружающий мир как иерархическая система 1 стр. 74-78
2-3 Моделирование как метод познания 2 стр. 78-80
4-5 Материальные и информационные модели 2 стр. 80-84, задание 2.2 в тетради
6-7 Формализация и визуализация информационных моделей 2 стр. 84-87
8 Этапы разработки и исследования моделей на компьютере 1 стр. 87-89
9 Построение и исследование физических моделей.
Практическая работа 2.1 «Бросание мячика в площадку» 1 стр. 89-91
10 Приближенное решение уравнений
Практическая работа 2.2 «Графическое решение уравнения» 1 стр. 91-92
11-12 Системы компьютерного черчения
Практическая работа 2.3. «Выполнение геометрических построений в САПРе Компас» 2 стр. 92-93
13 Практическая работа 2.3. «Выполнение геометрических построений в САПРе Компас» 1 14 Практическая работа 2.3. «Выполнение геометрических построений в САПРе Компас» 1 15 Практическая работа 2.3. «Выполнение геометрических построений в САПРе Компас» 1 16 Экспертные системы распознавания химических веществ 1 стр. 93-96
17 Информационные модели управления объектами 1 стр. 96-98
18-19 Итоговое повторение по теме «Формализация и моделирование» 2 20 Контрольная работа по теме «Формализация и моделирование» 1 Раздел 3. Логика и логические основы компьютера (10 ч.)
1-4 Алгебра логики 4 стр. 125-129
5-6 Базовые логические элементы 2 стр.129-132
7-8 Сумматор двоичных чисел 2 Стр. 132-134
9 Практическая работа 3.1. «Таблицы истинности логических функций» 1 10 Контрольная работа по теме «Логика и логические основы компьютера» 1 Раздел 4. Информационное общество и информационная безопасность
(8 ч.)
1-2 Информационное общество. Информационная культура 2 стр. 140-146
3-4 Правовая охрана информации 2 стр. 146-147
5-6 Защита информации 2 стр. 149-151
7-8 Лицензионные, условно-бесплатные и свободно распространяемые программы 2 стр. 147-149
Повторение (8 ч.)
1 Повторение по теме «Основы алгоритмизации и программирования». 1 Повторить раздел 1
2 Тестирование по теме «Основы алгоритмизации и программирования». 1 3 Повторение по теме «Моделирование и формализация». 1 Повторить раздел 2
4 Тестирование по теме «Моделирование и формализация». 1 5 Повторение по теме «Логика и логические основы компьютера». 1 Повторить раздел 3
6 Тестирование по теме «Логика и логические основы компьютера». 1 7 Повторение по теме «Информационное общество и информационная безопасность» 1 Повторить раздел 4
8 Тестирование по теме «Информационное общество и информационная безопасность» 1