Рабочая программа по информатике 10 класс. уч. Угринович Информатика и ИКТ
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования «СТИСП»
учебно-производственный центр «Ковернино»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ
190631.01 «АВТОМЕХАНИК»
Ковернино
2016
Аннотация программы
Рабочая программа учебной дисциплины Информатика и ИКТ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям начального профессионального образования (далее – НПО)
«Автомеханик»
Организация-разработчик: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «СТИСП» учебно-производственный центр «Ковернино»
Разработчик: Иванова Юлия Александровна, преподаватель Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «СТИСП» учебно-производственный центр «Ковернино»
Рассмотрена цикловой методической комиссией
общих естественнонаучных и математических дисциплин
Председатель _____________
Протокол № _____ от «____» _____________ 20___г.
СОДЕРЖАНИЕ
Страницы
Пояснительная записка и паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации учебной дисциплины
13
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
17
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» предназначена для изучения информатики и информационно-компьютерных технологий в образовательном учреждении, реализующем образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) информатика и ИКТ изучается в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
· Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
· Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
· Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
· Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
· Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Содержание программы представлено 13-ю темами:
Информационная деятельность человека.
Компьютер и программное обеспечение
Информация. Двоичное кодирование информации.
Основы логики и логические основы компьютера
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования
Моделирование и формализация
Информатизация общества
Технология обработки графической информации
Компьютерные презентации
Технология обработки текстовой информации
Технология обработки числовых данных
Технология хранения, поиска и сортировки информации
Основы языка гипертекстовой разметки документов
Содержание каждой темы включает практико-ориентированный материал, реализуемый в форме лабораторно-практических работ с использованием средств ИКТ, а также задания для внеаудиторной самостоятельной работы.
При освоении программы у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.
Выполнение практикумов обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами представления и обработки информации, а также изучить возможности использования ИКТ для профессионального роста.
В программе учтены особенности содержания обучения по профессиям и специальностям технического профиля в учреждениях НПО.
В варианте тематического планирования предусмотрен резерв учебного времени, предоставляющий возможность преподавателю обобщить изученные темы, разделы, включить в содержание обучения дополнительный профессионально значимый материал.
Программа содержит примерную тематику учебных проектов для организации самостоятельной деятельности обучающихся в процессе изучения информатики и информационно-компьютерных технологий.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК) в рамках федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего полного общего образования в пределах ОПОП СПО по техническому профилю:
ОК 1. понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2. организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3. принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 4. осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 5. использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
ОК 6. работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 7. брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;
ПК формируемые у студентов по дисциплине Информатика и ИКТ, обучающихся по специальности ТО и ремонт автомобильного транспорта
ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении,эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств.
ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.
ПК 2.1. Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
ПК 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ.
ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.
Структура компонентов профессиональной компетентности специалистов по дисциплине Информатика и ИКТ
Сформированные ПК
Компоненты
Операциональный
Когнитивный
Мотивационно-личностный
Технологический
ПК 1.1.
ПК 2.2.
1.1. Умеет ориентироваться в системе информации и актуализовать необходимую информацию в ходе образовательного процесса.
2.1. Понимает значимость информации для большей ориентации в информационной среде своей профессиональной деятельности.
3.1. Стремится к овладению необходимой информацией в профессиональной деятельности. Способен к длительному напряженному труду для поиска нужной информации.
4.1. умеет подключаться к сети Интернет и работать с программой InternetExplorer, электронной почтой, каталогами
ПК 1.2.
ПК 1.3.
ПК 2.1.
1.2. Владеет способами организации и обработки информации.
2.2. осознает, что система знаний по обработке информации позволяет систематизироватьи интегрировать исследуемые процессы окружающей действительности.
3.2. Стремится самостоятельно определить цели обработки информации. Проявляет волю и упорство в достижении этих целей.
4.2. Владеет технологическими навыками работы с пакетом прикладных программ MicrosoftOffice.
ПК 1.1.
ПК 2.3
1.3. Умеет работать с новыми информационными технологиями и средствами – их носителями.
2.3. Понимает большие возможности новых информационных технологий в овладении профессиональными навыками в сфере профессиональной деятельности.
3.3. Обладает определенным стилем мышления, соответствующим алгоритмам и логике. Способен к длительному волевому напряжению в работе со средствами – носителями новых информационных технологий.
4.3. Использует периферийные устройства компьютера (принтер, сканер, модем).
Операциональный компонент определяет уровень сформированных профессионально важных навыков и умений для решения учебных и профессиональных задач.
Когнитивный компонент характеризует «базу знаний» специалиста - совокупность профессионально важных знаний и представлений об особенностях и условиях профессиональной деятельности, проявляющихся в их полноте, глубине и системности.
Мотивационно-личностпый компонент обеспечивается проявлением необходимых индивидуально личностных качеств, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия для качественной реализации профессиональной деятельности.
Технологический компонент характеризует владение технологическими навыками работы с пакетом прикладных программ MicrosoftOffice, использование базовых и расширенных возможностей информационного поиска в сети Интернет.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
У1. Выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;
У2. Использовать сеть Интернет и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;
У3. Использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
У4. Обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;
У5. Получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;
У6. Применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;
У7. Применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
З1. Базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
З2. Основные положения и принципы построения системы обработки и передачи информации;
З3. Устройство компьютерных сетей и сетевых технологий обработки и передачи информации;
З4. Методы и приемы обеспечения информационной безопасности;
З5. Методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
З6. Общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;
З7. Основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий, их эффективность.
Количество часов на освоение примерной рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 162 час,
в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов;
самостоятельной работы обучающегося 54 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
162
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего), в том числе:
108
практические занятия
108
Самостоятельная работа обучающегося (всего), в том числе:
54
- выполнение домашнего задания по учебнику и (или) конспекту;
- самостоятельная работа с учебником с целью составления конспекта;
- работа с конспектом и другими источниками информации с целью подготовки к практическим занятиям;
- самостоятельная работа с учебником и конспектом для составления кроссворда
- самостоятельный поиск информации в Интернете для подготовки сообщений, докладов и рефератов.
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Информатика и ИКТ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Внеаудиторная самостоятельная нагрузка
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
108
Введение
Тема 1-
Информационная деятельность человека.
Содержание учебного материала
8
Практическое задание
1
1
1
1
ЛПР.№1 Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы.
ЛПР№2 Правовые нормы информационной деятельности человека
ЛПР№3 Информационные ресурсы и рынок информационных услуг
ЛПР№4 Основные этапы развития информационного общества
Самостоятельная работа
4
ВСР.1
Подготовка реферативных сообщений:
«Развитие вычислительной техники».
«Виды профессиональной информационной деятельности человека».
,
Тема 2-Информаця. Двоичное кодирование информации.
Содержание учебного материала
16
Практическое задание
ЛПР.№5 Перевод чисел в позиционных системах счисления
ЛПР.№6Арифметические операции в позиционных системах счисления
ЛПР №7 Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации
4
4
4
Самостоятельная работа
ВСР.2
Творческая работа
Составление кроссворда на тему «Алгебра логики».
Написание домашней работы «Кодирование своих персональных данных (ФИО, дата рождения) и перевод их в другие системы счисления».
4
Тема 3-Компьютер и программное обеспечение.
Содержание учебного материала
20
Практическое задание
ЛПР №8 Архитектура ЭВМ. Файлы и файловая система.
2
ЛПР №9Изучение панели управления. Выполнение операций с каталогами и файлами.
2
ЛПР№10 Операционная система. Графический интерфейс
2
ЛПР №11 Логическая структура дисков
2
ЛПР №12Вирусы и антивирусные программы
2
ЛПР №13 Системное программное обеспечение. Операционные системы. Работа в среде WINDOWS
4
ЛПР №14«Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка»
2
Самостоятельная работа
ВСР.3
Проработка учебного лекционного материала по теме, составление опорного конспекта.
Творческое задание-Составление кроссворда на тему «Устройство компьютера»
Составление ребуса по теме «Основные и дополнительные устройства компьютера»
4
Тема 4.Основы логики и логические основы компьютера
Содержание учебного материала
8
ЛПР.№ 15 «Логические операции. Построение таблиц истинности логических функций»
ЛПР.№16 «Преобразование логических выражений»
ЛПР № 17 «Построение функциональных схем»
.
2
2
2
Самостоятельная работа
2
ВСР.4
решение задач по вариантам (Ответы должны быть полные с полным решением задач)
Тема 5: Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования
Содержание учебного материала
12
ЛПР №18 Создание линейных алгоритмов и программ.
2
ЛПР №19 Создание разветвляющихся алгоритмов и программ.
2
ЛПР №20 Создание циклических алгоритмов и программ.
2
ЛПР№21 Вычисление суммы и произведения элементов таблицы.
2
Самостоятельная работа
ВСР.5
Написание доклада на тему: «История развития термина алгоритм»
4
Тема 6: Моделирование и формализация
Содержание учебного материала
8
.
ЛПР №22 Табличные информационные модели
ЛПР №23Иерархические информационные модели
2
2
Самостоятельная работа
ВСР 6.
Создание материальной или информационной модели на основе реального объекта (процесса) (индивидуальное задание).
4
Тема 7: Информатизация общества
Содержание учебного материала
6
ЛПР№ 24 Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты.
2
Самостоятельная работа
ВСР 7.
Подготовка реферативных сообщений:
Информационная культура,
Правовая охрана информации
4
Тема 8: Технология обработки графической информации
Содержание учебного материала
12
ЛПР №25. Работа с графическими объектами в текстовом редакторе
2
ЛПР №26 Создание и редактирование векторных графических объектов в MS Word
2
ЛПР№27 Создание рисунка в приложении Paint.
2
ЛПР №28 Одновременная работа с несколькими приложениями.
2
Самостоятельная работа
ВСР 8.
Проработка учебного лекционного материала по теме, составление опорного конспекта.
Выполнение индивидуального практического задания
4
Тема 9: Компьютерные презентации
Содержание учебного материала
14
ЛПР №29 Разработка презентации в MS POWER POINT
4
ЛПР №30 Использование анимации в презентации
2
ЛПР№31 Использование видеороликов в презентации
2
ЛПР №32 Использование рисунков и графических примитивов на слайдах
2
Самостоятельная работа
ВСР 9-
Творческая работа- Составление конспекта (работа с учебником):&13.1-13.6 стр.467-486 учебник Информатика и информационные технологии 10-11 класс автор Н. Угринович
Создание презентации на любую тему.
4
Тема 10. Технология обработки текстовой информации
Содержание учебного материала
18
ЛПР №33 Текстовый процессор MS Word.
Ввод, форматирование и редактирование текста.
4
ЛПР №34 Текстовый процессор MS Word.
Шрифты, размер символов, начертания.
2
ЛПР №35 Вставка, редактирование рисунка, таблицы, диаграммы».
2
ЛПР №36 Создание и форматирование таблиц в текстовом редакторе
2
ЛПР №37 Использование систем проверки орфографии и грамматики
2
ЛПР №38 Гипертекст
2
Самостоятельная работа
ВСР 10-
Проработка теоретического материала по теме. Составление опорного конспекта.
Выполнение индивидуальных практических заданий
4
Тема 11 Технология обработки числовых данных
Содержание учебного материала
ЛПР №39 Назначение и интерфейс MS EXCEL. Ввод и копирование формул.
4
ЛПР №40 Ввод и копирование формулы, форматирование ячеек, объединение
2
ЛПР №41 Работа с диаграммами
2
ЛПР №42 Абсолютная адресация при копировании.
2
Самостоятельная работа
ВСР 11-
Проработка теоретического материала по теме. Составление тезисов на тему «Возможности электронных таблиц»
Выполнение индивидуальных практических заданий
4
Содержание учебного материала
10
Тема 12 Технология хранения, поиска и сортировки информации
ЛПР№ 43 Создание и настройка таблиц базы данных в MS Access
2
ЛПР №44 Создание запросов в MS Ассess
2
ЛПР №45 Создание отчётов в MS Access
2
Самостоятельная работа
ВСР 12-
Проработка теоретического материала по теме. Составление опорного конспекта.
Выполнение индивидуальных практических заданий.
4
Тема 13 Коммуникационные технологии
Содержание учебного материала
8