МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА»
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯМОСКОВСКОЙОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕБЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙЛИЦЕЙ№13
МОСКОВСКОЙОБЛАСТИ
Р
ассмотреноназаседании
«УТВЕРЖДАЮ»
МетодическойкомиссииИ.о.директораГБОУНПОПЛ№13МО
Протокол№_от______________/МельченкоВ.А./
«__»_______2014г.«____
__»_______________2014г.
П
редседательметодобъединения
____________
ПавельеваЗ.П.
МЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕН
ДАЦИИ
ПО
ПРИМЕНЕНИЮ
ИНТЕРАКТИВНЫХТЕХНОЛ
ОГИЙ
НА
УЧЕБНО
Й
ДИСЦИПЛИНЕ
«ЛИТЕРАТУРА
»
дляпрофессий:190631
.01«
Автомеханик
»
,
260807.01«Повар,кондитер»,
080110.02«Контролерсберегательногобанка»
,
26
01
03.01«Пекарь
»,
150709.02«Сварщик»(электросварочныеигазосварочныеработы)
.
г.Раменское
2014г.
Методическиерекомендации
учебнойдисциплины
Литература
разработаны
наосновеФедеральногогосударственногообразовательного
станд
арта(далее
ФГОС)иосновнойпрофессиональнойобразовательной
программы(далее
ОПОП)дляпрофессий
начальногопрофе
с
си
онального
образования(далееНПО)
190631
.01«
Автомеханик
»
,
260807.01«Повар,
кондитер»
, 26
01
03.01«Пекарь
»,080110.02«Контролерсберегательного
банка
»
,
150709.02«Сварщик»(электросварочныеигазосварочныеработы)
.
Организация
-
разработчик:
Г
осударственноебюджетноеобразовательноеучреждениеначального
профессиональногообразованияпрофессиональныйлицей№13Московской
области.
Разработчик:
КапинА.В
.,п
реподавательобщеобразовательныхдисциплин
Государственногобюджетногообразоват
ельногоучрежденияначального
профессиональногообразованияпрофессиональноголицея№13Московской
области.
РассмотреноназаседанииМетодическойкомиссииГосударственного
бюджетногообразовательногоучрежденияначальногопрофессиональ
ного
образованияпрофессиональноголицея№13Московскойобласти
.
«___»____________20_______
Эксперт(ы)отработодателя
_____________________________________________________
_____________
__
______________________________________________________
____________
__
«____»____________201______
Введение
ВНациональнойдоктринеразвитияобразованиястановитсязадание
постоянногообновлениясодержанияобразованияиучебно
-
воспитательного
процесса.Определенарольгуманитарныхдисциплинвдуховномросте
ш
кольниковицельлитературногообразования,котораязаключаетсяво
введенииучениковвмирпрекрасного,приобщениикнациональномуи
мировомуискусствуслова,воспитаниипотребностивчтении,интересак
художественномуслову,формированиивысокихэстетичес
кихвкусов,
способноститворческивосприниматьпрочитанное,способствовать
воспитаниюдуховнобогатого,самоотверженногогражданина.
Посколькуобществусегоднянеобходимагармоничноразвитая
личность,передвсейшколойстоитзадачаеёвоспитать.Миссияшко
лы
заключаетсявтом,чтобыпомочькаждомуребенкуосознатьсмыслсвоей
жизни,определитьориентирысобственногобудущего.Поэтомунауроках
учительдолжендаватьнепростосуммузнаний,асформироватьжизненную
компетентностькакспособностьличностикоп
тимальнымдействиям,
которыебазируютсяназнаниях,опыте,ценностях,полученныхблагодаря
знаниям.
Ориентациянатакиеособенностисовременногоучебно
-
воспитательногопроцессаобусловливаетвыборучителеминтерактивных
технологийобучения,использованиек
оторыхдаствозможностьподготовить
молодогочеловекаксоциальнойактивностивобществе.
Цельданнойработысостоитвтом,чтобыпоказать,какиспользование
интерактивныхтехнологийнаурокахлитературыспособствуетактивизации
внутреннихрезервовученико
в,реализацииихприродныхособенностей,
стимулируетсамостоятельноемышление.Интерактивныеуроки
способствуютформированиюуучениковосновныхпознавательныхумений
инавыков,даютпримерымоделейповедениявразныхжизненных
обстоятельствах.
Здесьпредс
тавленыпримерыиспользованияразличныхинтерактивных
упражненийнаурокахлитературы,упражнения
этоспособсоздания
творческойатмосферынауроке,онидаютвозможностьполнеереализовать
личностноориентированноеобучение.Вработепоследовательно
дока
зывается,чтоиспользованиеинтерактивныхтехнологийспособствует
повышениючитательскойиречевойкультуры,формированиюумений
самостоятельногоанализаучебногоматериалаисобственнойучебной
деятельности,учительимеетвозможностьрациональнораспредел
итьсвое
времянаурокеиподготовитьпомощниковдляреализациизаданийна
уроках.
Задачаданнойработы
рассмотретьсовременныеметоды
интерактивныхтехнологийпреподаваниялитературы.
Вработетакжеиспользованыматериалыизнаучно
-
методического
пособия
«Образовательныетехнологии»подредакциейдоктора
педагогическихнаукПехотыЕ.Н.Авторыдаюткороткуюхарактеристику
образовательныхтехнологий.Раскрываютдидактическиевозможностии
особенностиихорганизации,рассматриваютотечественныйизарубежный
опытиспользованияобразовательныхтехнологий.Одинизразделовпособия
посвящентехнологииорганизациигрупповойучебнойдеятельности
школьников.
Такимобразом,вработепредставленасутьинтерактивнойтехнологии
иметодыиспользованияэтойтехнологиина
урокахлитературы.
Использованиетехнологийинтерактивногообучения
этореальная
возможностьвыполнитьсовременныетребованиякобновлениюсодержания
иформобучения.
Раздел1.Интерактивноеобучение,основныепонятия
1.1Чтотакоеинтерактивноеобучен
ие
Всовременнойшколесуществуюттриосновныхмоделиобучения:
пассивная,активнаяиинтерактивная.Интерактивноеобучениеявляется
разновидностьюактивногоиимеетсвоизакономерностииособенности.
Слово«интерактив»пришлокнамизанглийскогоязыкао
т«interact»,
где«inter»
-
взаимныйи«act»
-
действовать.Такимобразом,интерактивный
способныйквзаимодействию,диалогу.Интерактивноеобучениеэто
специальнаяформаорганизациипознавательнойдеятельности,которая
имеетконкретнуюцель
создатько
мфортныеусловияобучения,при
которыхкаждыйученикчувствуетсвоюуспешность,интеллектуальные
возможности.Сутьэтойтехнологиивтом,чтоучебныйпроцесс
осуществляетсяприусловиипостоянного,активноговзаимодействиявсех
учеников.Этовзаимообучение
гдеиученик,иучительявляются
равноправнымисубъектамиобучения.Организацияинтерактивного
обученияпредусматриваетмоделированиежизненныхситуаций,
использованиеролевыхигр,общеерешениепроблемынаосновеанализа
обстоятельствисоответствующейс
итуации.Оноэффективноспособствует
формированиюнавыковиумений,созданиюатмосферысотрудничества,
взаимодействия.Даетвозможностьпедагогустатьлидеромдетского
коллектива[10,8]Интерактивноевзаимодействиевключаеткак
доминированиеодногоучастни
каучебногопроцессанаддругими,таки
одноймыслинаддругой.Вовремяинтерактивногообучениядетиучатся
бытьдемократичными,общатьсясдругимилюдьми,критическимыслить,
приниматьпродуманныерешения.Крометого,интерактивноеобучение
позволяетрез
коувеличитьпроцентусвоенияматериала,принимать
продуманныерешения.Крометого,интерактивноеобучениепозволяетрезко
увеличитьпроцентусвоенияматериала,потомучтовлияетнетолькона
сознаниеученика,аинаегочувстваидействия.Помнениюрусск
их
психологов,наименьшихучебныхдостиженийможнодобитьсяприусловии
пассивногообучения(лекция
5%.Чтение
10%),анаибольших
интерактивного(дискуссионныегруппы
50%,практикачерездействие
75%.Обучениедругих
90%).Старшийшкольникспос
обенчитаяглазами,
запомнить10%информации,слушая
26%,рассматривая
30%,слушаяи
рассматривая
50%,обговаривая
70%,личныйопыт
80%,общая
деятельностьсобсуждением
90%[7,76].Такимобразом,еслиобучение
пассивное,мозгнесохраняетто,
чтобылопредставлено[10,11].
Более2400летназадКонфуцийсказал:
То,чтоячувствую,язабываю.
То,чтоявижу,япомню.
То,чтояделаю,японимаю.
Этитрипростыхутвержденияобъясняютнеобходимость
использованияактивныхметодовобучения.
Интерактив
ноевзаимодействие,конечно,требуетопределённых
измененийжизникласса.Увеличиваетсяколичествовремени,необходимого
дляподготовки,какученикам,такипедагогу.
Необходимоначинатьспостепенноговключенияэлементовэтой
модели,чтобыученикипривык
ликним.Можнодажесоставитьплан
постепенноговнедренияинтерактивногообучения.Безусловно,лучше
старательноподготовитьнесколькоинтерактивныхзанятийвучебномгоду,
нежеличастопроводитьнаспехподготовленные«игры».Необходимо
провестисученика
миорганизационноезанятиеисоздатьвместесними
правилаработывклассе.Дляначалацелесообразноиспользоватьпростые
интерактивныетехнологии
работувпарах,малыхгруппах,мозговой
штурм.Современемуучениковпоявитсяопыттакойработы,ипериод
подготовкикзанятиямсведетсядоминимума.
Дляэффективногоиспользованияинтерактивногообученияучитель
долженстарательнопланировать,преждевсего,своюдеятельность:дать
заданиеученикамдляпредварительнойподготовки(прочитатьтекст,
продуматьотв
етынавопросы,выполнитьзадания),глубоковыучитьи
продуматьматериал,определитьхронометражзанятия,заданиядлягрупп,
ролиучастников,подготовитьвопросыивозможныеответы,разработать
критерииоценкиэффективностиурока.
Такимобразом,процессоб
учениянеавтоматическоевкладывание
учебногоматериалавголовуученика.Онтребуетнапряженнойумственной
деятельностиребенкаиактивногоучастиявэтомпроцессе.Объяснениеи
демонстрацияникогданедадутустойчивыхзнаний.Этогоможнодостичь
толькос
помощьюинтерактивногообучения.Сдругойстороны,после
несколькихстарательноподготовленныхуроковпреподавательсможет
ощутить,какизменилоськнемуотношениеучеников,атакжесама
атмосферавклассе.Этопослужитдополнительнымстимуломкработес
интерактивнымитехнологиями.
1.2Интерактивноеобучениекаксовокупностьтехнологий
Технологияобученияотражаетпутьосвоенияконкретногоучебного
материалаврамкахпедагогическойтехнологии.Некоторыеисследователи
называютееещеидид
актическойтехнологией[8,9].
Интерактивнаятехнологияобучения
этотакаяорганизацияучебного
процесса,прикоторойневозможнонеучастиешкольникавколлективном
взаимодополняющем,основанномнавзаимодействиивсехегоучастников
процессеучебногопозна
ния:иликаждыйученикимеетконкретноезадание,
закотороеондолженпубличноотчитаться,илиотегодеятельностизависит
качествовыполненияпоставленногопередгруппойипередвсемклассом
задания.Интерактивныетехнологииобучениявключаютвсебячётко
спланированныйожидаемыйрезультат,отдельныеинтерактивныеметодыи
приемы,стимулирующиепроцесспознания,иумственныеиучебные
условияипроцедуры,спомощьюкоторыхможнодостичьзапланированных
результатов[4,24].
1.3Групповаяикооп
еративнаяформыдеятельностинауроке
Насовременномурокеможноиспользоватьгрупповуюи
кооперативнуюформыорганизацииучебнойдеятельности.Каждыйученик
испытываетпотребностьпостоянноуглублятьсвоизнанияипотребность
находитьсяприэтомвпсихол
огическойбезопасности.Одинизспособов
достижениябезопасности
объединениевгруппы.Чувствогрупповой
независимостидаетученикамвозможностьпреодолетьтрудности.Когда
детиучатсявместесдругими,оничувствуютсущественнуюэмоциональную
поддержку,
котораядаетимвозможностьвыйтидалекозарамкинынешнего
уровнязнанийиумений.
Основнымипризнакамикооперативнойгрупповойработыявляется:
а)разделениеклассанагруппыдлядостиженияконкретного
результата;
б)постояннаясменасоставагруппы;
в)
каждаягруппарешаетконкретнуюпроблему,поставленнуюв
задании;
г)заданиевгруппевыполняетсятакимобразом,чтобыможнобыло
оценитьиучестьиндивидуальныйвкладкаждогочленагруппыигруппыв
целом.
Количествоучениковвгруппеможетзависетьотих
числавклассе,
характераиобъемазнаний,наличиянеобходимыхматериалов,времени,
отведенногодлявыполнениязадания.Оптимальнойсчитаютгруппуиз3
6
человек,таккакприменьшемколичествеученикамтрудноразносторонне
рассматриватьпроблему,апри
большем
трудноопределитьуровень
выполненияработыкаждымучеником.Объединениевгруппыможет
осуществлятьсяучителем(восновномнадобровольнойоснове,по
результатамжеребьевки)илисамимиученикамипособственномувыбору.
Существуетмножествоспос
обовобъединенияучениковвгруппы.Можно
предварительносоставитьсписокивывеситьеговклассе.Вэтомслучае
учительконтролируетсоставгруппы.Можнопопроситьучеников
рассчитатьсяна«первый,второй…»,объединитьихповременамгода,
названиюцветов
.Вместономеровможноиспользоватьразноцветные
карточки,разнообразныепредметы.Вотдельныхслучаяхможнодаже
сохранитьгруппу,котораяуженачалаработатьнадпроблемой.Нанесколько
уроковвпостоянномсоставеиливыделитьнаопределенноевремя
дейст
вующуюгруппуэкспертовилинаблюдателей.Следуетобязательно
помнить,чтодемократичностьинтерактивногообучениятребует
обязательногопривлеченияучениковкорганизацииихучебной
деятельности,тоестьобсужденияснимивозможногосоставагруппы,
процед
ургрупповойдеятельности,еёожидаемыхрезультатов.Группымогут
бытьоднородными,объединятьучениковпоопределеннымпризнакам,
например,поуровнюзнаний.Желательнообъединитьводнугруппу
сильных,среднихислабыхучеников.Вразнородныхгруппахсти
мулируется
творческоемышлениеиинтенсивныйобменидеями.
Такимобразом,использованиегрупповыхформорганизации
деятельностиучениковврамкахклассно
урочнойсистемыобучениядает
возможностьизбавитьсянекоторыхеёнедостатковиявлятьсяоднимиз
ус
ловийиспользованияинтерактивногообучения.
Раздел2.Интерактивныйуроклитературы
особыйтипурока
2.1Преимуществаинтерактивногоурокалитературы
Внациональнойдоктринеразвитияобразованияставитсязадание
постоянногообновлениясодержанияобра
зованияиучебно
-
воспитательного
процесса.Вчастности,определенарольгуманитарныхдисциплинв
духовномростешкольниковицельлитературногообразования,которая
заключаетсявовведенииучениковвмирпрекрасного,приобщениик
национальномуискусствусл
ова,воспитаниипотребностикчтению,интереса
кхудожественномуслову,формированииэстетическоговкуса,способности
творческивосприниматьпрочитанное,способствоватьвоспитанию
духовногобогатого,искреннего,верногогражданина.
Означениилитературного
образованиявУкраинепрекрасносказал
МинистробразованияинаукиС.Н.Николаенковинтервьюскорреспонденту
журнала«ВсемирнаялитературавсреднихучебныхзаведенияхУкраины»:
«Литературакакучебнаядисциплинавведенавшкольноерасписаниенедля
разв
лечения,адлятого,чтобыдатьмолодежи…литературноеобразование.
Именноблагодарялитературномуобразованиюможнопривитьмолодому
человекухудожественныйвкус,сформироватьчитательскиенавыки,научить
оцениватьхудожественноепроизведениепоэстетическ
имкритериям».
Украинауникальнавтомсмысле,чтонигдевмиренеизучаетсястолько
литературы,нетолькородной,ноимировой.Иэтоможносчитатьнашим
большимдостижением,потомучто,какписалН.В.Гогольв«Выбранных
местахизперепискисдрузьями»,«
благоухающимиустамипоэзии
навеиваетсявдушито,чегоневнесешьвнеёникакимизаконами».Но,к
сожалению,впоследнеевремя«навеивается»всёменьшеименьше,потому
чтоуровеньлитературногообразованиявУкраиненеуклоннопадает.
Учителяиродителиж
алуются,чтошкольникималочитают.Носегодня
ситуациякатастрофическая:детиперестаютчитатьвообще.Ситуациюв
корнепомогутизменитьновыеподходыкорганизацииипроведениюуроков
литературы.Традиционныйурокнеобходимопревратитьвинтерактивный,
и
меющийцелыйрядпреимуществ.
Использованиеинтерактивныхтехнологийспособствуетактивизации
внутреннихразрезовучеников,реализацииихприродныхспособностей,
стимулируетсамостоятельноемышлениевместоперевариванияготовой
информации,оторваннойизж
изнииобщественногоопыта.
Интерактивныеурокилитературыспособствуютформированиюу
учениковосновныхпознавательныхуменийинавыков,даютобразцы
моделейповедениявразныхжитейскихобстоятельствах.
Использованиеинтерактивныхтехнологийнауроках
литературы
способствуетразвитиюкритическогомышленияучеников,повышению
читательскойиязыковойкультуры,формированиюумений
самостоятельногоанализаучебногоматериалаиличнойучебной
деятельности,воспитаниюуважительногоотношениякмнениюдругих,
развитиюкультурыполемикиисамопрезентации.
Существенноменяетсяирольучителянатакомурокелитературы.
Используяинтерактивныеметодыобучения,педагогактивизируетучебную
деятельностьучеников,становитсяорганизаторомученическогоколлектива,
конс
ультантомвовремяпроведенияинтерактивныхзанятий.Ученикам
предоставляетсявозможностьприобретатькоммуникативныеуменияи
навыкиобщения.
Организацияинтерактивногообученияпредусматривает
моделированиежизненныхситуаций,использованиеролевыхигр,
создание
условийдляобщегорешенияпроблемвходеаналитическойдеятельности.
Вовремятакогообученияшкольникиучатсяобщатьсясдругимилюдьми,
критическимыслить,приниматьпродуманныевзвешенныерешения.
Использованиеинтерактивныхметодов
этоспос
обсозданиятакой
атмосферынаурокелитературы,котораяболеевсегоспособствует
сотрудничеству,даетвозможностьполнеереализоватьличностно
ориентированноеобучение.Учительимеетвозможностьрационально
распределитьсвоевремянаурокеиподготовитьп
омощниковдляреализации
целейурока[7,12].
2.2Структураинтерактивногоурокалитературы
интерактивныйобучениеуроклитература
Интерактивныйурокимеетсвоюструктуруипроводитсявнесколько
этапов.
Первыйэтап.
Мотивация
.
Це
льэтогоэтапа
сфокусироватьвниманиеучениковнапроблемеи
вызватьинтерескобговариваемойтеме.Приемомобученияможетбыть
беседа,обсуждениецитаты,короткойистории,выполнениенебольшого
задания,умственнаяразминка,демонстрированиенаглядности.
Наэтом
этапеобычноиспользуютсянесложныеинтерактивныетехнологии
(«мозговойштурм»,«микрофон»,«ледокол»).Этотэлементдолжензанимать
неболее5%урока.
Рассмотримпроведениеэтойчастизанятиянапримере.
Уроклитературы.
Темаурока
:ОмарХайям.Р
убан.
Мотивацияучебнойдеятельностиспомощьюбеседы.
Используяплакатысвысказываниями,ученикиотвечаютнавопросы.
-
Вчемвеличиечеловека,чтообъединяетлюдей,изучающихразные
науки?(Чтожеисоставляетвеличиечеловека,какнемысль!»
-
говорил
А.С.Пушкин.)
-
Как,спомощьючеговыражаетсямысльвматематике,литературе?
(Гумилевутверждал:«Всеоттенкисмыслаумноечислопередает»,«Слово
этоБог»)
-
Чемпривлекаетпроцессмышлениявнаукеивискусстве?(Блок
писал:«Мылюбимвсе:ижархолод
ныхчисел,идарбожественных
видений»)
-
Надоличеловекуучитьсямыслитьизачем?(Алмазунужна
шлифовка,человеку
образование»,
-
гласитперсидскаяпословица)
Учитель.Сегоднянаурокемыпоговоримободномизвеличайших
мыслителейХIвека
ОмареХай
яме.
Второйэтап
.Объявлениетемы,сообщениеожидаемыхучебных
результатов.
Цельэтогоэтапаурока
обеспечитьпониманиеучениками
содержанияихучебнойдеятельности,тоестьтого,какимидолжныбытьих
учебныедостижения,чегождетотнихучитель.Иногда
бываетуместно
привлекатькопределениюожидаемыхрезультатоввсехучастниковзанятия.
Этотэлементурокадолжензаниматьнеболее5%времени.
Рассмотримпроведениеэтогоэтапанапримере.
Уроклитературы.
Тема:
В.Шекспир«РомеоиДжульетта».
Утверждение
величияикрасотынастоящейлюбвивмиреразвратаи
вражды.
Учительможетпредложитьученикамсамостоятельносформулировать
цельзанятияизаписатьввидеплананадоске.
Сегодняшнийурокнаучитнас:
1)
характеризоватьперсонажейиопределятьсвоеотношени
екним;
2)
объяснить,почемубольшаялюбовьбылаобреченанагибель;
3)
раскрыватьглавнуютемутрагедии;
4)
определятьхарактерныечертыренесанскогопроизведения.
Третийэтап
.Предоставлениенеобходимойинформации.
Цельэтогоэтапа
датьученикамдост
аточноинформации,длятого
чтобынаееосновевыполнятьпрактическиезадания.Этоможетбытьмини
-
лекция,ознакомлениесраздаточнымматериалом,презентациядомашнего
задания.Дляэкономиивременинаурокеможноподаватьинформациюв
письменнойформедля
самостоятельногопредварительного(домашнего)
изучения(вслучаенеобходимостиспояснительнымикомментариями).
Продолжительностьэтогоэтапа
10%учебноговремени.
Рассмотримпроведениеэтойчастиуроканапримере.
Уроклитературы.
Тема:
А.Т.Твардовский
«ВасилийТеркин»ученикизаранееполучили
опережающеезадание:объединитьсяпожеланиювгруппыиподготовить
сообщения.Группымогутиметьтакиеназвания:«биографы»,
«литературоведы»,«историки»,«литературныекритики».
Четвертыйэтап
урокалитературы.И
нтерактивноеупражнение
(центральнаячастьзанятия).
Цель
практическоеосваиваниематериала.Последовательность
проведениятакова:
а)инструктирование
учительрассказываетучастникамоцели
упражненияопорядкевыполненияисрокевыполнениязаданий;
б)
объединениевгруппы(илираспределениеролей);
в)выполнениезадания(учительявляетсяорганизатором,ведущим,
консультантом);
г)презентациярезультатовработы;
д)рефлексиярезультатовучениками:осознаниеполученных
результатов,достигаемоепутемихс
пециальногоколлективногообсуждения
илиспомощьюдругихприемов.
Интерактивноеупражнениеможетзаниматьоколо50
60%временина
уроке.
Обязательнонужнопомнитьнаэтомэтапеурока,чторефлексия
являетсяважнейшимкомпонентоминтерактивногоупражнени
я.Ведьона
даетвозможностьученикуиучителюпонять,чемуонинаучились,
вспомнитьдеталисвоегоопытаиполучитьреальныежизненные
представленияотом,чтоонидумалиичувствовали,когдавпервые
столкнулисьстойилидругойучебнойтехнологией.Этопо
могаетчетче
планироватьдальнейшуюдеятельность.Рефлексиядаетвозможность
оценитьличныйуровеньпониманияиусвоенияучебногоматериалаи
спланироватьреальныешагиегодальнейшейобработки,сравнитьсвое
восприятиесмыслями,взглядами,чувствами.Для
учителяэтовозможность
увидетьреакциюучениковнаобучениеивнестинеобходимыекоррективы.
Рефлексиянаурокелитературыможетосуществлятьсявразных
формах:ввидеиндивидуальнойработы,работывпарах,группах,дискуссии,
вписьменнойиустнойформе
.Онадолжнавмещатьнесколькоэлементов:
фиксациятого,чтопроизошло,определениеразмышленийиощущений,
касаемыхполученногоопыта,планынабудущееразвитие.[10,96.]
Например,устноеобсуждениеможетпроводитьсяпотакимвопросам:
-
Длячегомывыполня
лиэтоупражнение?
-
Какиемыслионовызвалоувас?
-
Какиечувства?
-
Чемунаучилисьличновы?
-
Чемубыхотелинаучитьсявдальнейшем?
Можнопредложитьученикамлистоцениванияуменийвысказываться,
которыйоформитьввидетаблицысколонками«Моидостижения
»и
«Баллы».
Рефлексияиподведениеитоговинтерактивногоупражнениямогут
занимать5
15мин.Рассмотримпроведениеэтойчастиуроканапримере.
Уроклитературы.
Тема:
Н.В.Гоголь«ТарасБульба»Сравнительнаяхарактеристика
ОстапаиАндрия.
Групповаярабо
та.
ПерваягруппанаходитобщеевОстапеиАндрие.
Втораягруппанаходитразличиевхарактерахбратьев.
Третьейгруппепредлагаетсяпроанализироватьпоступкигероев.
Устныеответыспикеровгруппсистематизируетизаписывает
творческаягруппаввидеплана.
Посоставленномупланупредставителигруппрассказываюто
сыновьяхБульбы.Учительпомогаетученикамделатьпереходотодного
пунктапланакдругому.
Взаключениипредлагаетсяинтерактивноеупражнение«Пласт».
Вопрос:Существуетлипроблемадолгасегодня?
Насколькоона
актуальна?
Ученикиотвечаютнапоставленныйвопросподанномуначалу:
1.
Ядумаю…
2.
Потомучто…
3.
Например…
4.
Следовательно…
Пятыйэтап
.Подведениеитогов,оцениваниерезультатовурока.
Цель
рефлексия
самоанализ,самооцениваниеобъема,
выполненного
науроке.Следуетвозвратитьсякожидаемымрезультатам,объявленнымв
началеурока.Дляподведенияитоговможнопоставитьученикамтакие
вопросы:
-
чтовыузналиновогонауроке?
-
Какиеприобрелинавыки?
-
Можетлиэтобытьполезнымвжизни?
-
Чтопонравиласьнауроке?
Наэтотэтапследуетотвестидо20%урока.
Подидактическомупринципуобучениеосуществляетсяпутем
интеграциизнанийизразныхпредметов.Придерживаясьэтихтребований,
учительлитературынаурокеподаетлитературоведческиезн
анияв
историческомиобщекультурномконтексте.Накаждомурокенеобходимо
создаватьусловиядляощущенияпростора,свободноговременидля
раздумий,пробужденияэмоций,побуждатьквыборуопределеннойпозиции,
обязательновсеэтоправильнооформлятьврече
войситуации.Этому
существуетдиалогическоеобучение,котороеосуществляетсячерезакт
коммуникации:читателястекстом;учителясучеником;одноклассников
междусобой.
Рассмотримстадииитоговогоэтапанапримере.
Тема:
Красотанастоящаяимнимаявсказк
еЕ.
-
А.Гофмана
«Щелкунчик».
Итоговаябеседа:
-
ЧтоявляетсясчастьемдляЭлизы?
-
Чтоявляетсясчастьемдлялюдейвообще?
Вывод:Счастье,когдалюдямхорошостобой,когдатыкому
-
нибудь
нужен.
-
ЧтоподдерживалоЭлизувстремленииосуществитьсвоюмечту?
(Детизаписываютнадоскевариантыответанаэтотвопрос:духовная
чистота.Любовькбратьям,клюдям,мужество,силадуха,единствос
природой).
-
Вчемзаключаетсяработадуши,трудсердца?
-
КакиесоветыАндерсенамыможемвзятьдлясебя?
(Учащиесязапи
сываютвтетрадьсоветысказочника).
Учительсообщаетодостиженияхучащихсянаурокеидаетдомашнее
задание.
Спецификойинтерактивныхуроковявляетсяобязательная
предварительнаяработаученика,естественно,надранееоглашенной
учителемпроблемнойтемой
.Поэтомуипроходяттакиеурокиинтересно.
Планподготовкиученикомматериаламожетбытьтаким:
1)
определениетемыинаправленийеёраскрытия;
2)
цельисследованияматериала;
3)
аргументацияактуальноститемы;
4)
первоначальноевосприятиехудожественного
текста;
5)
наблюдение,анализматериалаивыдвижениесобственной
гипотезы;
6)
поискиобработкабиблиографическихисточников,научной
информациинаэлектронныхносителях(библиотека,Интернет);
7)
фиксацияпрочитанного(выписки,цитаты,тезисы);
8)
обрабо
ткаполученногоматериала,систематизациянаблюдений,
установлениеопределенныхзакономерностей;
9)
составлениепримерногопланаответаоппоненту;
10)
ссылканаиспользованныелитературныеисточники.
Притакойобстоятельнойподготовкедомашнегозадания
инт
ерактивныйурокбудетинтереснымиплодотворным.
2.3Оцениваниедеятельностиучениковнаинтерактивномуроке
Проведениеинтерактивныхуроковтребуетиновогоподходаксистеме
оцениваниядостиженийучеников.Длятогочтобыпонят
ьнеобходимость
использованияальтернативныхметодовоцениваниявсвоейпрактике.
Желательноознакомитьсясужеразработаннымипримерамитакойработы.
Оцениваниенаурокелитературыможетосуществлятьсявсегда,втомчисле
вовремяизученияновогоматериал
аивыполненияинтерактивных
упражнений.Можновыбратьупражнения,которыедаютвозможность
широкогоиспользованиязнанийиумений,напримеробщественные
слушания,дискуссии,дебаты.Какправило,дляоцениванияотводится
определенноевремянаурокеилицел
ыйурок.Этоможетбытьопрос,
контрольнаяработаилиспециальноедомашнеезадание,подлежащее
оцениванию(написаниесочинения,цитатнойхарактеристикигероя,
составлениеплана).Какпримерыприёмовоцениванияможноназватьтакие:
Тест.Заданиетестамож
етзаключатьсявтом,чтоученикидолжны
выбратьправильныйответизнесколькихпредложенных.
Экспресс
опрос.Этомогутбытьсжатыеустныеили
письменныеответы,заданиятипа«продолжипредложение»,заполнение
таблицы,составлениесхемы.
Расширенный
опрос.Можнопредложитьученикамдатьполный
развернутыйответнапоставленныйвопрос(устноилиписьменно).
Контрольноеупражнениеилитворческоезадание.Контрольным
можетбытьобъявленолюбоеупражнение.Например,этоможетбыть
выступлениевсудеили
взащитугерояизученногопроизведения,написание
сочинения,выполнениязаданиявгруппеит.д.
Наблюдение.Этоодинизглавныхметодовоцениванияпри
интерактивныхметодахпреподавания;педагогвыбираетдлясебя
показатели,которыеонбудетотслеживать
напротяжениизанятия,атакже
учеников,знаниякоторыхнеобходимооценить.
Самооценка.Оценкасамимиученикамисвоейработы(личной
илисвоихколлег).Этотметодпомогаетмногоузнатьосебеиучениках,про
качествоучебногопроцесса.Длясамооценкиуч
еникамисвоейработыможет
использоватьсяметодвопросов
-
ответов;можнопопроситьучеников
поставитьодноклассникамоценкиимотивироватьих.
Игровыеметодыоценивания.Оценкучастоможнопревратитьв
игру,установивзаранеешкалуоценивания.[3,62]
Эти
примерыоцениваниямогутбытьприспособленыдляработыс
конкретнымиинтерактивнымитехнологиями.Конечно,использование
альтернативныхподходовнеотрицаеттрадиционнойоценки.Скорее
альтернативноеоцениваниерасширяетоценочноеполе,включаетвнего
ана
лизновыхумений,навыковиценностей,формирующихсяуучеников.
Раздел3.Технологииинтерактивногообученияиихиспользование
наурокахлитературы
3.1Кооперативноеобучение
Всовременнойнаучнойлитературеотсутствуеткакая
-
нибудь
классификацияинте
рактивныхтехнологийобучения.Условноихможно
классифицироватьпоформамобучения(моделям),вкоторыхреализуются
интерактивныетехнологии:
а)кооперативноеобучение;
б)коллективно
-
групповоеобучение;
в)ситуативноемоделирование;
г)отработкадискусси
онныхвопросов.
Формойкооперативногообученияявляетсяпарнаяигрупповаяработа
учеников.
Работувпарахможноорганизоватьсразличнымицелями:усвоение
материала,закреплениеего.Проверказнаний.Этотвидработыдаетвремя
подумать,обменятьсяидеями
спартнеромитолькопотомозвучитьихперед
всемклассом.
Тема
:ОбразДикаСенда
пятнадцатилетнегокапитана.
1.Словоучителя.
-
Посмотритенавысказывание.Записанноенадоске(втораячасть
закрыта).Каквыдумаете,чегонезнаетчеловек?Узнатьобэт
омвысможете,
еслиправильноразложитетаблицысословами,которыележатнапартах.
Прочтитеполностьюэтовысказывание.Можнолиотнестиегокглавному
героюроманаЖ.ВернаДикуСенду.
2.Ученикиобъединяютсявпары,определяют,ктоизнихбудет
высказыв
атьсяпервым.Определяетсявремянавыполнениезадания.
3.Поокончаниивременинаобговариваниепарыпредставляют
результатработыиотвечаютнапоставленныевопросы,аргументируяответ.
4.Учительоткрываетвторуючастьвысказывания,идетивидят
правиль
ныйответ.(Человекнезнаеттолькограницысвоейсилы).
Этоупражнениеможетпредварятьдальнейшуюхарактеристику
литературногогероя.
Еслинаурокенеобходиморешитьсложнуюпроблему,требующую
коллективногоразума,можнопровестиработувмалыхгруппах.
Тема
:«Рамаяна»
Учительпредлагаетучащимсяразделитьсянагруппыиответитьна
вопрос:какаячертахарактераобъединяетположительныхгероевэпического
произведения.Каждаягруппаработаетнадопределеннымотрывкомиз
текста.
Заданиедлякаждойгруппы:
-
Определитеизачитайтесловавсвоемотрывке,которыемотивируют,
объясняютпоступкитогоилииногогероя.(Ученикизачитываютключевые
предложения)
-
КакаяжечертахарактераобъединяетпоступкиДамаратхи,Рамы,
Лакшмана,Ситы?(Верностьдолгу).
Вкаждо
йгруппеученикираспределяютролимеждусобойи
выполняютсвоюработу.Спикерзачитываеттекст,предлагаетучастникам
высказатьсяпоочереди,подводититоги,определяетдокладчика.Секретарь
ведетзаписирезультатовработыгруппы.Посредникследитзаврем
енем.
Докладчикоглашаетрезультатыгрупповойработы.
Взависимостиотцелиисодержанияобучениявозможныразличные
вариантыорганизацииработывгруппах.
1.«Диалог».Сутьегосостоитвобщемпоискегруппами
согласованногорешения.
2.«Синтезидей».Этотварианточеньпохожнапредыдущий,нопосле
выполнениязаданияученикипередаютсвойвариантответадругимгруппам
длядополнения.Обработанныетакимобразомответныелистыпередаются
группеэкспертов,которыесоставляютсобственный
отчет.
3.«Совместныйпроект».Приэтомвариантегрупповойработызадание
должнопоказыватьпроблемусразныхсторон.Каждаягруппазаписывает
результатысвоегоисследованиянадоске.Врезультатесоздаетсясовместный
проект.
4.«Поискинформации».Длягру
ппразрабатываютсявопросы,ответы
накоторыеможнонайтивразныхисточникахинформации.Вконцеурока
заслушиваютсясообщенияоткаждойгруппы.
5.«Кругидей».Когдамалыегруппызавершаютвыполнятьсвои
заданияиготовыпреподнестиинформацию,каждаяиз
нихозвучиваетлишь
одинаспектпроблемы.Продолжаяпокругу,учительспрашиваетвсегруппы
поочереди,поканеисчерпаютсяидеи.Этодаствозможностькаждойгруппе
рассказатьорезультатахсвоейработы,избегаяситуации,когда
выступающаяперваягруппап
реподноситвсюинформацию.
Вотещеодинпримергрупповойработынаурокелитературы
.
Тема
:ОбразыКвазимодоКлодаФролловроманеГюго«Собор
ПарижскойБогоматери».
Учительможетпредложитьучащимсярассказатьофактахизжизни
КлодаФроллоотлицаэтогоп
ерсонажа.Учащиесядолжныподуматьнадтем,
какиесобытияповлиялинастановленииеголичности.
Учащиесяделятсянапятьгрупп,ираспределяютроли.
1
-
ягруппаисследуетотношениеКлодаФроллокнауке.
2
-
ягруппа
отношениеКлодаФроллокСобору.
3
-
ягруп
па
отношениеКлодаФроллокбратуЖеану.
4
-
ягруппа
отношениеКлодаФроллокКвазимодо.
5
-
ягруппаисследуетотношенияКлодаФроллокженщинам.
Послевыполнениязаданиягруппами,выступаютспикерывроли
Фролло.Вданномслучаеможнотакжеорганизовать
группуэкспертов,
котораяобобщитсобраннуюинформациюкхарактеристикеобразагероя.
Использованиеподобныхинтерактивныхупражненийпозволяет
привлечькучебнойдеятельностивсехучениковкласса,сделатьурок
интереснымипродуктивным.
3.2Технологияколлективно
-
групповогообучения
Кэтойгруппеможноотнеститехнологии,которыепредусматривают
одновременнуюобщую(фронтальную)работувсегокласса[п.п.,43].
Разновидностьюобщегрупповогообсужденияявляетсятехнология
«Микрофо
н»,котораядаетвозможностькаждомусказатьчто
-
тобыстро,по
очереди,отвечаянавопросиливысказываясвоемнениеилипозицию.Для
организацииэтогоупражнениянеобходимопоставитьвопросвсемуклассу,
предложитькакой
-
нибудьпредметвкачествеимпровиз
ированного
микрофона.
Ученикибудутпередаватьегоизруквруки,высказываясьпоочереди.
Словоможнодаватьтолькотому,ктодержит«микрофон».Нужно
предложитьговоритьученикамлаконичноибыстро.Данныеответыне
комментируютсяинеоцениваются.
Рассм
отримэтоупражнениенапримере.
Темаурока
:Г.Ибсен
основательевропейскойновойлитературы.
Наэтапеактуализацииопорныхзнанийпроводитсяупражнение
«Микрофон».
Ученики,получаяимпровизированныймикрофон,отвечаютна
вопросы:
-
Назовитеродылитерат
уры.
-
Назовитежанрыдрамы.
-
Чтотакоедрама?
-
Ктоявилсяосновоположникомперестройкидрамы?
-
Назовитеизвестныхдраматурговиихпроизведения.
-
КаковыосновныеособенностидраматургииБ.Шоу,А.Чехова.
М.Метерлинка?
Послеэтогоупражнениясообщается
темаицельурока.
Можнопривыполненииинтерактивногоупражнения«Микрофон»
предложитьответитьучащимсянаодинпоставленныйвопрос.Например,
чтообъединяетсодержаниепрочитанныхвамипроизведенийН.В.Гоголя?
Каждыйучениксможетпредложитьсвойвариан
тответа,высказатьсвое
мнениекраткоибыстро.
Ещеоднаизвестнаяинтерактивнаятехнология,которуюможно
использоватьнаурокахлитературыдляколлективногообговаривания
вопросаивыработкинесколькихрешений,
-
мозговойштурм.Он
стимулируетучеников
проявлятьвниманиеитворчество,даетвозможность
имсвободновыражатьсвоимысли.Мозговойштурм
этоактивнаяформа
работы,хорошеедополнениеипротивовесрепродуктивнымформамучебы.
Учащиесятренируютумениекраткоичетковыражатьсвоимысли,слушат
ь
ислышатьдругдруга,чемуособенноспособствуетучитель,поощряятех,кто
стремитсякразвитиюпредложенийсвоихтоварищей.Учителюлегко
поддерживатьитрудногоученика,обративвниманиенаегоидею.А
наработанныерешениячастодаютновыеподходыкиз
учениютемы.
Учебныймозговойштурмвызываетобычнобольшойинтересучеников,на
егоосновелегкоорганизоватьделовуюигру[2;5].
Обычноштурмпроводитсявгруппахчисленностью7
9учащихся.До
штурмагруппуинструктируют.Основноеправило
никакойкри
тики!В
каждойгруппевыбираетсяилиназначаетсяучителемведущий.Онследитза
выполнениемправилштурма,подсказываетнаправленияпоискаидей.
Ведущийможетакцентироватьвниманиенатойилиинойинтереснойидее,
чтобыгруппанеупустилаеёизвиду,пора
боталанадеёразвитием.Группа
выбираетсекретаря,чтобыфиксироватьвозникающиеидеиключевыми
словами,рисунком,знаком.Затемпроводитсяпервичноеобсуждениеи
уточнениеусловиязадачи.Учительопределяетвремянапервыйэтап.Время,
обычнодо20минут
,желательнозафиксироватьнадоске.Первымэтапом
являетсясозданиебанкаидей.Главнаяцель
набратькакможнобольше
возможныхрешений.Втомчислетех,которыенапервыйвзглядкажутся
«дикими».Иногдаимеетсмыслпрерватьэтапраньше,еслиидеиявно
иссяклииведущийнеможетисправитьположение.Теперьнебольшой
перерыв,вкоторомможнообсудитьштурмсрефлексивнойпозиции:какие
былисбои,допускалисьилнарушенияправилипочему.Вторымэтапом
являетсяанализидей.Всевысказанныеидеигруппарасс
матривает
критически.Приэтомпридерживаетсяосновногоправила:вкаждойидее
желательнонайтичто
-
тополезное,рациональноезерно,возможность
усовершенствоватьэтуидеюилихотябыприменитьвдругихусловиях.
Третийэтапдолженбытьпосвященобработке
результатов.Группаотбирает
от2до5самыхинтересныхрешенийивыбираетспикера,который
рассказываетонихклассуиучителю.Внекоторыхслучаяхцельюгруппы
являетсянайтикакможнобольшерешений,итогдаспикерможетогласить
всеидеи.
Мозговойштур
мпройдетгарантированноинтересно,еслизадачаимеет
большоечисловозможныхрешений.
Например,можнопредложитьидеюоригинальногопамятникаТарасу
Бульбе,обсуждениеидейпозволитещеразвспомнитьипроанализировать
характергероя,событияегожизни.
В
отещёодинпример.ПриизучениироманаГете«СоборПарижской
Богоматери»можнопредложитьответитьнавопрос,ктовиноватвсмерти
Эсмеральды.Продумываявозможныевариантыответа,учащиесяещераз
коснутсяпроблем,поставленныхвромане.
Ктехнологиямко
ллективно
-
групповогообученияотноситсяи
«Ажурнаяпилка».Онаиспользуетсядлясозданиянаурокеситуации,
котораядаствозможностьученикамработатьвместедляусвоениябольшого
объемаинформациизакороткийпромежутоквремени.Этоочень
эффективнаятехн
ология,котораяможетзаменитьлекциивтехслучаях,
когданачальнаяинформациядолжнабытьдонесенаученикамперед
проведениемосновного(базисного)урокаилидополняеттакойурок.
«Ажурнаяпилка»привлекаетучениковкпомощидругдругу.
Рассмотримэтоуп
ражнениенапримере.
Темаурока
:«Сочинение
рассуждениепоромуДж.Свифта
«ПутешествиеЛемюэляГулливера».Чтовоплощаетвсебеобраз
Гулливера?»
Ученикипогруппамполучаютзаданиенакарточках.Группы,которые
заранеевыполнялизаданиевклассе,делятс
яинформацией.Ученики
объединяютсявтриэкспертныегруппы(почисловымобозначениямна
карточках)
обмениваютсяинформацией.Затемсновавозвращаютсявсвои
«домашние»группыианализируютматериалвцелом.
Заданиедляпервойгруппыможетбытьзаполнени
етаблицы«План
характеристикиобразаГулливера».
Втораягруппаможетразработатьсложныйпланкхарактеристике.
Третьягруппаподаннойсхемеопределяетотношениямеждугероями
романаиглавнымгероем,показываянаправлениестрелками.
Четвёртаягруппадо
казывает,чтоГулливераллегорическийобраз.
Пятаягруппадоказывает,чтособытиявроманепроисходятв
европейскихстранах.
Такоеупражнениепозволитзадействоватьвсехучащихсявподготовке
ксочинениюиобработатьбольшоеколичествонеобходимогоматериа
ла.
Какварианттехнологиирешенияпроблемможноиспользовать«дерево
решений»,котороепомогаетдетямпроанализироватьилучшепонять
механизмпринятиясложныхрешений.Необходимовыбратьпроблему,
котораянеимеетоднозначногорешения,предложитьученика
мдля
домашнегочтениянеобходимуюинформацию,подготовитьнадоскеили
раздатькаждомуученикуобразец«дереварешений».Затемнужно
сформулироватьпроблемудлярешения,определитьсутьэтойпроблемыи
записатьнадоске,заполняясхему.
Можнообъединитьу
чениковвмалыегруппыипредложитьзаполнить
схему.Группадолжнаприйтикодномувариантурешения.Затем
необходимопровестиголосованиедлявыбораодноговариантавсемклассом.
Например,изучаяроманА.С.Пушкина«ЕвгенийОнегин»,можно
предложитьучащим
сяподуматьнадтем,каксложиласьсудьбаглавного
герояпослефинальнойвстречисТатьяной.
3.3Технологияситуативногомоделирования
Модельобучениявигре
этопостроениеучебногопроцессапри
помощивключенияученикавигру
[10,55].Игроваямодельобучения
призванареализоватькомплексцелей:обеспечениеконтролявыведения
эмоций,предоставлениеребенкувозможностисамоопределения,помощьв
развитиитворческоговоображения,предоставлениевозможностивысказать
своюмысль.Иг
роваямодель,какправило,реализуетсяв4этапа:
1)
ориентация;
2)
подготовкакпроведениюигры;
3)
основнаячасть
проведениеигры;
4)
обсуждение.
Примеромролевойигрыможетпослужитьпресс
конференцияна
урокелитературы.
Темаурока
:ОбразКатерины
вдрамеА.Н.Островского«Гроза».Возле
доскистоитпоставитьнесколькопарт,закоторыесядутучастникипресс
-
конференции.Запервымипартамиможноразместитьжурналистовс
фотоаппаратами,видеокамерой.Одинизжурналистовможетпредставить
участниковпре
сс
-
конференции.Сильныеученикиклассамогутсыгратьроли
И.А.Гончарова,А.А.Плетнёва,А.Д.Галахова,Н.А.Добролюбова,
Д.И.Писарева,М.А.Антоневича.Учащиеся
журналистызадаютвопросы
критикам:
-
ЧтоВыможетесказатьоглавнойгероинепьесы«Гроза»?
-
Ка
койпредставляетсяВамдушаглавнойгероини?
-
КакВысчитаете,наскольковерноизображенадействительностьв
драме?
-
ЧтовыможетесказатьохарактеристикеКатерины?
-
РешительностьхарактераКатерины
этоеёпротестпротив
кабановскихпонятий?
-
Вчем
цельностьигармонияхарактераКатерины?
Группаэкспертовподруководствомпедагогадолжнаподвестиитоги
пресс
-
конференции.Такаяролеваяигратребует,конечно,хорошей
предварительнойподготовки.Естьодинважныймомент
распределение
ролевойигрыповр
емени.Наобъяснениеусловийигрыможноотвести10
15%времени,наработувмалыхгруппах
15
25%,напрезентациюи
обсуждение
40
50%,наподведениеитогов
до15%.
Распространеннойтехнологиейсимуляционнойигрыявляется
упрощенноесудебноеслуш
ание,котороедаетвозможностьученикам
разыгратьсудебныйпроцесспоконкретномуделу,сминимальным
количествомучастников.Этопроцесссучастиемтрёх
четырёхособ:судьи,
которыйвыслушиваетобестороны,обвинителя,адвокатаиобвиняемого.
Технология
упрощенногосудадаствозможностьученикамполучить
представлениеопроцедурепринятиясудебногорешения,принятьучастиев
упражнении,связанномсанализом,критическиммышлением,принятием
решений.Например,приизученииповестиБальзака«Гобсек»можно
устроитьимпровизированныйсуднадглавнымгероем.Этопоможет
разностороннепроанализироватьобразГобсека.Участникитакогоучебного
процессапобываютвусловиях,отличныхоттрадиционногообучения.
Ученикампредоставляетсямаксимальнаясвободаинтеллект
уальной
деятельности,ограниченнойлишьусловиямиигры.Аучительвыступаетв
роливедущегоилиинструктора.
Приизучениидревнегреческихмифовможнопровестиролевуюигру
«Запутанныйрассказ».Классупредлагаетсятрирассказа,подготовленные
ученикамииз
творческойгруппы.Слушателямнужноустановитьошибкии
неточностивсообщениях.
РассказпервыйможетбытьожизниГеракла,рассказвторой
о
Прометее,рассказтретий
оДедале.Послекаждогорассказаучащиеся
называютнеточностииошибки.Группаэксперт
овподводититоги
упражнения.
Приорганизацииролевыхигрнужнообязательнопомнить,чторечь
идетнеодемонстрацииучащимисяактёрскихспособностей,аобумелом
отображениивыбранногопроцесса.Дляначаланеобходимовыбратьтему
длясимуляциииосновной
вопрос,которыйбудутрешатьученики,затем
спланироватьсценарий,продуматьраспределениеролей,датьучащимся
достаточноеколичествоинформации,чтобыонимоглиубедительно
выполнятьсвоиролииодновременноучиться.
3.4Отработка
дискуссионныхвопросов
Дискуссииявляютсяважнымспособомпознавательнойдеятельности
учениковвпроцессеобучения.Дискуссия
этоширокоепубличное
обсуждениекакого
-
нибудьспорноговопроса.Онавзначительнойстепени
способствуетразвитиюкритического
мышления,даетвозможность
определитьсобственнуюпозицию,формируетнавыкиотстаиваниясвоей
точкизрения,углубляетзнанияпообсуждаемойпроблеме[10,64].Это
полностьюотвечаетзадачамсовременнойшколы.Вдидактикенекоторые
специалистыотносятдискус
сиюкаккметодамобучения,такикформам
организацииобучения.Некоторыеисследователисчитаютдискуссию
разновидностьюигровыхформзанятий.Дискуссияможетвыступатькак
методусвоениязнаний.Закрепленияихивыработкиуменийинавыков,как
методразв
итияпсихическихфункций,творческихспособностейи
личностныхкачествучеников,атакжеметодстимулированияимотивации
учёбы.
Современнаядидактикапризнаетогромнуюобщеобразовательнуюи
воспитательнуюценностьдискуссий.Ониучатглубокомупониманию
п
роблемы,самостоятельнойпозиции,оперированиюаргументами,
критическомумышлению,уважениюкмнениямоппонентов,лучшему
пониманиюдругихлюдей,способствуютформированиюсобственного
взгляданамир[10,64].
Проведенийдискуссийнаурокелитературынеобхо
димоначинатьс
постановкиконкретногодискуссионноговопроса,неимеющего
однозначногоответаидопускающегоразныевариантырешения,втомчисле
ипротивоположные.Всевысказыванияучастниковдолжныбытьврусле
обговариваемойтемы.Учительдолженисправ
лятьошибкиинеточности,
допущенныеучениками.Всеутвержденияучениковдолжныбыть
аргументированными,дляэтогоучительможетпоставитьтакиевопросы:
«Какиефактысвидетельствуютвпользутвоеймысли?»,«Кактыразмышлял,
чтобыприйтиктакомувыводу?»
.Дискуссияможетзаканчиватьсякак
консенсусом,такисохранениемсуществующихразногласиймежду
участниками.
Припланированиидискуссиинужноучитыватьнескольковажных
моментов:время,необходимоедляпроведения,егосогласованностьс
другимивидамираб
отынауроке;место,котороедолжнодаватьвозможность
совершатьвсенеобходимыепередвиженияучениковисоздавать
оптимальныеусловиядляобсужденияпроблемы;материалы,необходимые
дляработыинаглядногоотражениярезультатов;письменныеинструкциио
сп
особевыполнениязадания,умениеработатьвгруппе.Втечениевсей
работыгруппучительдержитвполезрениятриосновныхмомента:цель,от
которойнельзяотклоняться;время,которогонужнопридерживаться;итоги,
которыенужноподвести,чтобынепотерялся
смыслсамойдискуссии.
Начинатьработупообучениюучениковведениюдискуссииможнос
технологии«Пресс».Этатехнологияиспользуетсяприобсуждении
дискуссионныхвопросовиприпроведенииупражнений,вкоторыхнужно
занятьичёткоаргументироватьопределе
ннуюпозициюпообсуждаемой
проблеме.Методучитшкольниковвырабатыватьиформулировать
аргументы,высказыватьмнениепоспорнымвопросамвыразительнои
сжато,убеждаядругих.
Например,приизучениитрагедииГете«Фауст»можнопредложить
дляобсужденията
койвопрос:«Ктожеправосущностичеловека
Господь
илиМефистофель?»
Преждечемзадатьвопросученикам,необходимораздатькарточки,в
которыхобозначенычетыреэтапаметода«Пресс».
1.
Сообщите,вчёмсостоитвашаточказрения(начинаясослов…я
счит
аю,что…).
2.
Объяснитепричинувозникновениятакойточкизрения(начинать
словами…потому,что…).
3.
Приведитепримеры,дополнительныеаргументывпользувашей
позиции,назовитефакты,которыедемонстрируютвашидоказательства
(…например…).
4.
Обобщитесв
оюмысль(сделайтевывод,начинаясловами:итак,
такимобразом…).
Послеобъяснениямеханизмаработыметоданужноответитьна
возможныевопросыучеников,привестипримерыккаждомуэтапу.
Необходимопредложитьжелающимприменитьэтотметодклюбой
проблеме
поихвыбору.Лишьтогда,когдаформулабудетпонятнавсем
ученикам,можнопредложитьданныйвопрос.
Ещёодинметод,полезныйдляработысдискуссионнымивопросами,
называется«Займипозицию».Егоможноиспользоватьвначалеурокадля
демонстрацииразнообр
азиявзглядовнаизучаемуюпроблемуилипосле
овладенияученикамиопределенногообъемаинформацииисознания
возможностипротивоположныхточекзрения.
Рассматриваяпротивоположныемнения,ученикизнакомятсяс
альтернативнымимнениями,прогнозируют,какиеп
оследствиямогутиметь
ихрешениядлядругихлюдейиобществавцелом,напрактикеотработают
умениезащищатьсобственнуюпозицию,научатсяслушатьдругихиполучат
дополнительныезнанияпотеме.
Рассмотримиспользованиеэтогометоданапримереурокалитер
атуры
в9классеприизучениитрагедии«Фауст»Гете.
Учительможетпредложитьученикамследующийдискуссионный
вопрос:
-
МожетлиМефистофельпраздноватьпобедувконцепервойчасти
произведения,ведьонпогубилМаргаритуивзялссобойФауста?
Впротивопо
ложныхуглахклассанеобходиморазместитьплакатыс
такимсодержанием:
Нужнопопроситьучениковстатьвозлеплаката,отображающегоих
точкузрения.Группам,образовавшимсяприэтом,можнопредложить
выработатьобщиеаргументы.Послетого,какпредставители
каждойгруппы
выступят,ученикампредлагаетсяперейтивдругуюгруппуи
аргументироватьпричинысвоегоперехода.Затемучащиесяназываютсамые
убедительныеаргументысвоейипротивоположнойстороны.
Болеедуховнойформойобщения,котораяхарактеризуетсяв
ысокой
динамикойиэмоциональностью,являютсядиспуты.Главнаяцельдиспута
решениесложныхморальнофилософскихвопросов,воспитаниякультуры
общения.Переддиспутомможнообратитьсякшкольномупсихологу,с
просьбойпровестипрактическиеконсультациим
орально
-
этического
характера,чтобыпознакомитьдетейсправиламиведениядискуссий.
Необходимооформитьэтиправилаввидепамяткидлякаждогоученика.С
цельюдостиженияатмосферысотрудничества,открытости,взаимоуважения,
объявляется,чтокаждыйученик
имеетправовысказатьсвоёмнение,даже
еслиононесовпадаетсмнениемдругих.Втакихурокахпознанияистины
принимаютучастиевсеученики.
Основадиспута
диалогическоевысказываниесаргументированной
защитойсобственнойидеи.Темадискуссиисообщает
сязаранее,чтобы
учащиесяимеливозможностьтщательноподготовиться:прочесть
дополнительнуюлитературу,ещёразобратитьсяктекстухудожественного
произведения,определитьсвоюточкузренияиподобратьнеобходимые
аргументы.Вопросыдлядискуссиимогут
бытьтакими:
1.
ТриумфилитрагедияТарасаБульбы(поодноименнойповести
Н.В.Гоголя)?
2.
ДонКихотЛаманческий
сумасшедшийчеловекили
благородныйрыцарь(поодноименномуромануМ.деСервантеса)?
3.
Тайнажизнинепостижима,номынеможетотказатьсяо
т
попыткипознатьеёипонять(потрагедииГете«Фауст»).
4.
«Бытьилинебыть
вотвчёмвопрос…»(потрагедии
В.Шекспира«Гамлет»).
5.
Печорин
геройилижертвасвоеговремени(пороману
М.Ю.Лермонтова«Геройнашеговремени»)?
6.
КогоубилРаскольнико
в(поромануФ.М.Достоевского
«преступлениеинаказание)?
7.
Ктоправитмиром(поромануМ.Булгакова«Мастери
Маргарита»)?
Диспутыпроводятсяпотому,чтоневсегдаученикиимеютчетко
сформулированныевзглядыиубеждения,навыкиуправленияобщением,
обобщ
ения,хотявподготовительнойаудиторииведущимможетстатьодин
изспособныхучеников.Каклучшеначатьдиспут?Началоразговорадолжно
бытьобязательноэмоциональным,настроеннымнанеравнодушное
обсуждениевопроса,зажечьогонекполемики.Вовступительн
омслове
сообщаетсятема,цельдиспута,подчёркиваетсяактуальностьвопроса.Во
времяурокаучительвнимательновыслушиваетдетей,незаметнозаостряяих
вниманиенаключевыхмоментах,анализируя,обобщая.Взаключительном
словеобращаетвниманиенатакиеа
спекты:
а)вселижелающиевыступили;
б)былилиотступленияоттемы;
в)чемонивызваны;
г)пришлилиучастникидиспутакединомумнению;
д)вкакихвопросахосталисьразногласия.
Последиспутаможнопредложитьнебольшуютворческуюработув
качестведомаш
негозадания.Например,вовремяпроведениядиспутав10
классепотеме№3ученикампредлагаютсядляобсужденияследующие
вопросы:
-
Какиепроблемыподнимаютсявпроизведении?
-
Какизображенычеловекиобществовтрагедии?
-
Какимпредстаетмирв«Фаусте
»?
-
Чтоявляетсявмиредвижущейсилой?
Вовремяполемикимогутвозникнутьновыевопросы:
-
Кемжеявляетсячеловекназемле
«божественнымсозданием»или
«животнымизживотных»?
-
ПочемудляГететакваженбылвопрососущностичеловека?
«Фауст»
-
сложн
оефилософскоепроизведение,вкоторомподнимаются
проблемыжизниисмерти,добраизла,сущностибытия,назначения
человекавмире.Поэтомунатакомурокеученикинетолькополучаютновые
знания,ноиучатсямыслить,пониматьбезграничностьпроцессапозна
ния,
понимаютнеобходимостьдуховногосамосовершенствования.Вконцеурока
вырисовываетсяобщаякартинапониманияученикамитемыдискуссии:
«Человек
существопротиворечивое.Онпостоянноищетсмыслжизни,
хочетпознатьвсюглубинутайнприродыиимеетна
этоморальноеправо,но
раскрытьтайнуэтогобезграничногоиразнообразногомиравовсехего
проявленияхневозможно,таккакмирпостоянноменяется».
Чтобынеоборватьнитьполемикинауроке,можнопредложить
ученикамнаписатьсочинениенатему«Чтоесть
человекназемле?».Это
прекраснаявозможностьдлякаждогоучастникадиспутаещёраз
поразмышлятьнадбессмертнымистраницамивеликогогения.Невсегда
полемикаограничиваетсяшкольнымуроком,частодискуссияпродолжается
послезвонка.Именновэтомсилау
рока
диспута.Такиеминутыживого,
непосредственногообщениясдетьмиособенноинтересны.Ведьименнов
этотмоментоткрываетсяихбогатыйвнутренниймир,пробуждаетсясвоё
«я»,проявляетсяжеланиетворить.
Такимобразом,диспутактивизируетмышлениеуче
ников,
способствуетразвитиюустнойречи,формируетнавыкикультурного
общения,учитсоздавать,помогаетглубжеосознатьсодержание
художественногопроизведения,вкоторомподнимаютсявечныевопросы
человеческогобытия
социальные,философские,моральные,
вызывает
интерескискусствуслова.
Внекоторыхслучаяхможнопровестидискуссиювстиле
телевизионноготон
-
шоу.Этотехнологияструктурированнойдискуссии,в
которойпринимаютучастиевсеученикикласса.Позволяетконтролировать
ходдискуссии,оценивать
участиекаждогоученика.Еёцельюявляется
получениеучащимисянавыковпубличноговыступленияизащиты
собственнойпозиции,формированиеобщественнойактивности.
Натакомурокеучительявляетсяведущим.Онобъявляеттему
дискуссииипредлагаетученикамкор
откийрассказилипросмотр
видеофрагментапоисследуемойпроблеме.Затемпредлагаетвысказатьсяпо
теме«гостям»шоу,послечегодаетслово«зрителям»(неболее2мин).
«Гости»должныотвечатькороткоиконкретно.Ведущийтожеимеетправо
задаватьсвоивоп
росыипрерыватьвыступающегоиз
-
заограниченностиво
времени.
Наподготовительномэтапенеобходимозаранеесообщитьтемуток
шоу.Изчислаучениковклассавыбрать2
5экспертов,выступающихвроли
гостей.Попроситьучениковпродуматьвопросыиопредел
итьсясосвоей
точкойзрения,аэкспертам
обработатьдополнительнуюинформацию.
Аудиториюможноорганизоватьпотипустудии(ученикисадятся
полукругомвозлеэкспертов).
Ввидеток
шоу,кпримеру,можнопровестидискуссиюнатему
«ПротиворечияПечорина
иегодуховныепроблемы»,вначаледискуссии
целесообразнопоказатьотрывокизфильмапоромануЛермонтова.Вопросы
дляобсуждениямогутбытьтакими:
-
Печоринпишетосебе:«Однипочитаютменяхуже,другиелучше,
чемявсамомделе…Однискажут:онбылд
обрыймалый,другие
мерзавец.
Итоидругоебудетложно…»Тогдакакойжеон,геройЛермонтова?
-
СпособенлиПечориннавысокиечувства?
-
Печоринговоритотом,чтоонприноситнесчастьедругимисам
страдаетотэтого.Правдалиэто?
-
БыллиПечоринког
да
-
нибудьсчастлив?
-
Способенлионнадружескиевзаимоотношения?
-
ЧтотакоежизньисмертьдляПечорина?
-
Какоеместозанималиженщинывегожизни?Какимонбылвлюбви?
-
ПочемуПечоринанеустраиваюттихиерадостиипокойсемейной
жизни?
-
Чтостало
причинойразочарованиявжизниивлюдях?
-
ЧемПечоринотличаетсяотсвоегоокружения?
-
Зачтоонпрезираетлюдей?Какегоэтохарактеризует?Всехлион
презирает?
-
Каквыдумаете,случайнойлибыласмертьПечоринавроманеили
закономерной?
-
Какиепро
тиворечивыечертыхарактераобозначились,определились
вПечорине?
-
ПочемуПечорин
«лишний»герой?
-
Вызываетлионсочувствие?
Послепроведенияток
шоуможнотакжепредложитьнаписание
сочинениядлядомашнейработы.
Такимобразом,преподаваниелитера
турытребует,намойвзгляд,от
учителянетолькоглубокихзнанийпопредмету,аиискусстваихадаптации
вученическойаудитории.Чтобызнаниянепревратилисьвгрудукамней,
давящихличностьученика,передаватьихнужноприпомощиновых
методик,приобщая
кэтомупроцессуучеников.
Заключение
Учителю,сделавшемусвойвыборвпользуинтерактивныхтехнологий,
необходимопродуматьуместностьиспользованияданныхтехнологий.Из
личногоопыта,руководствоватьсятакимиметодамивыбораобучения,
которыепозволя
ютсоздатьновыемоделиинтерактивногообучения.
Посколькусущностьинтерактивныхтехнологийпредусматривает
взаимодействие,топроектированиеэтихтехнологийисозданиеихмоделей
должнобазироватьсянановыхпринципахотношениймеждуучителеми
учениками
:доверия,партнерства,взаимопонимания,сотрудничества,
помощииподдержки,терпения,уважительногоотношениякинтересами
возможностямучастниковвзаимодействия.Авторитаризмибестактность
помешаютсозданиюкомфортнойкоммуникативнойсредыимогут
спро
воцироватьнегативноеотношениеучениковкновымтехнологиямик
учителювпервуюочередь.
Необходимопридерживатьсяконкретныхправилпримоделировании
форминтерактивныхтехнологий.Во
-
первых,кработедолжныбыть
привлеченывсеученики.Нужноуделитьвн
иманиепсихологической
подготовкедетей.Ведьчастобываеттак,чтоневсеученикиготовык
непосредственномувключениювтеилииныеформыработы.Оченьполезны
вэтомслучаеразминки,поощрениязаактивноеучастиевуроке.Во
-
вторых,
вработенедолжнып
риниматьучастиеболее30учеников.Толькопритаком
условиивозможнаэффективнаяработавмалыхгруппах,ведьоченьважно,
чтобыкаждыйбылуслышан,каждаягруппамоглавыступить.Необходимо
внимательноотнестиськвыборупомещениядляработы.Классдолже
нбыть
приготовлентакимобразом,чтобыученикамбылоудобнопересаживаться,
передвигаться.В
-
третьих,надозаранееобговорить,чтовсеучастники
должнысуважениемипониманиемотноситьсякточкезрениядругдруга.
Необходимотакжедоговоритьсяорегламен
тевыполненияработы.Деление
участниковнагруппылучшепостроитьнадобровольнойоснове.
Сегодняневозможнодостичьцели,решитьзадачиобученияшкольника
безсозданияусловийдлясамостоятельногоосвоения,полученияи
осмысленияимизнаний.Задачасовре
менногоучителя
неподаватьзнания
школьникам,асоздатьмотивациюисформироватькомплексуменийобучать
себя.Конечно,никакоеумениенеприходиткученикубезпомощиучителя.
Сотрудничествоученикаиучителяпредусматриваетзнаниеиумение
педагогадо
зироватьинаправлятьсамостоятельность,которая
предоставляетсяученику.Этоприведеткличностномустановлению
школьникаиегоразвитию.
Содержаниеинтерактивноговзаимодействияучителяиученикав
условияхшколы
программныйучебныйматериал.Цельинте
рактивного
обучениядлясовременнойшколывусловияхеёмодернизации
общее
развитиешкольников,предоставлениекаждомуизнихоптимальных
возможностейвличностномстановлениииразвитии,врасширении
возможностейсамоопределенияисамореализации.Резуль
татомтакого
обученияявляетсясозданиедидактическихусловийдляпереживания
ученикамиситуацииуспехавпроцессеучебнойдеятельностии
взаимообогащенияихмотивационной,интеллектуальнойидругихсфер.
Предусматривается,чтосотрудничество,взаимодейств
ие,активность
учителяиучениковзаотносительнокороткийпромежутоквремени
обеспечиваетформированиеиразвитиеоперативныхумений,которые
определяютуспешностьтойилиинойдеятельностишкольника.Иначе
говоря,интерактивноеобучениеэффективнее,резу
льтативнееобученияв
этомнаправлениикаждогоотдельногошкольника.
Содержаниеучебногоматериалаполитературевключаетогромное
количестворазличныхвидовзнаний,чтовзначительноймереопределяет
сложностьинеоднозначностьегопониманияиусвоенияшк
ольникамина
разныхэтапахобучения.Ужепоэтойпричинеструктурнаяисодержательная
сложностьучетногоматериала
перспективнаяосновадлятворческого
использованияинтерактивныхметодовобучения,которыеопределяютуспех
ирезультативностьвразвитиии
формированииличностныхкачествученика.
Впроцессеобщенияуучениковформируютсязнания,собственное
мнениеотомилииномсобытии,активнаяжизненнаяпозиция,творческие
способности;развиваетсяречь,чувствоответственностизаколлективное
дело,систе
матизируются,анализируютсяикорректируютсяпредставления,
понятия;устанавливаютсялогическиесвязи,которыеспособствуют
пониманиюзакономерностииидеймировосприятия.Систематическое
использованиеучителеминтерактивныхметодовнаурокесоздает
благоп
риятныеуслов
иядляформированияуобучающихся
позитивной
мотивацииучебнойдеятельностииреализацииобщеобразовательных
умений.
Списокиспользованнойлитературы
1.
ГрегаТ.
Інтерактивніметодинауроках
//Завуч.
-
2004
-
№7(193).
2.
ГинА.А.Бескровнаяатак
а:Технологияпроведенияучебного
мозговогоштурма//Педагогика+ТРИЗВыпуск3:Сборникстатейдля
учителей,воспитателейименеджеровобразования.
Минск:ПКООО
«ПолиБиг»,1994.
3.
ГинА.А.Приемыпедагогическойтехники:Свободавыбора.
Открытость.Дея
тельность.Обратнаясвязь.Идеальность:Пособиедля
учителей.
2
-
еизд.,доп.,перераб.
Луганск:СПДРезниковВ.С.,2007.
4.
Інтерактивнітехнологіїнавчання:теорія,практика,досвід.
Метод.посіб./Укл.О.Пометун,Л.Пироженко.
К.:АПН,2002.
5.
Клар
и
нМ.В.Интерактивноеобучение
инструментосвоениянового
опыта//Педагогика.
2000.
-
№7.
6.
КострубО.П.
Сучасніметодинавчаннявосвіті.
К.,2000.
7.
КсензоваГ.Ю.Перспективныешкольныетехнологии:Учеб.
метод.
п
особ.
М.,2000.
8.
Освітнітехно
логії:Навч.
метод.посіб./зазаг.ред.О.М.Пєхоти.
К.,
2002.
9.
Педагогічнітехнології:Навчальнийпосібникдлявузів/зазаг.ред..
О.С.Падалки.
К.,1995.
10.
ПометунО.таін.Сучаснийурок.Інтерактивнітехнологіїнавчання.
Наук.
метод.посіб
.
К.:Вид
-
воА.С.К.,2004.
11.
ПометунО.,ПироженкоЛ.Інтерактивненавчанняяксукупність
технологій//СільськашколаУкраїни.
2004.
-
№16
17.
12.
ПометунО.Активнійінтерактивніметодинавчання:допитанняпро
диференціаціюпонять//Шляхосві
ти.
2004
-
№3.
13.
СувороваН.
Интерактивноеобучение:новыеподходы.
2000.
-
№1.