МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА»


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯМОСКОВСКОЙОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕБЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙЛИЦЕЙ№13 МОСКОВСКОЙОБЛАСТИ Р ассмотреноназаседании «УТВЕРЖДАЮ» МетодическойкомиссииИ.о.директораГБОУНПОПЛ№13МО Протокол№_от______________/МельченкоВ.А./ «__»_______2014г.«____ __»_______________2014г. П редседательметодобъединения ____________ ПавельеваЗ.П. МЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕН ДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХТЕХНОЛ ОГИЙ НА УЧЕБНО Й ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА » дляпрофессий:190631 .01« Автомеханик » , 260807.01«Повар,кондитер», 080110.02«Контролерсберегательногобанка» , 26 01 03.01«Пекарь », 150709.02«Сварщик»(электросварочныеигазосварочныеработы) . г.Раменское 2014г. Методическиерекомендации учебнойдисциплины Литература разработаны наосновеФедеральногогосударственногообразовательного станд арта(далее ‬ ФГОС)иосновнойпрофессиональнойобразовательной программы(далее ‬ ОПОП)дляпрофессий начальногопрофе с си онального образования(далееНПО) 190631 .01« Автомеханик » , 260807.01«Повар, кондитер» , 26 01 03.01«Пекарь »,080110.02«Контролерсберегательного банка » , 150709.02«Сварщик»(электросварочныеигазосварочныеработы) . Организация - разработчик: Г осударственноебюджетноеобразовательноеучреждениеначального профессиональногообразованияпрофессиональныйлицей№13Московской области. Разработчик: КапинА.В .,п реподавательобщеобразовательныхдисциплин Государственногобюджетногообразоват ельногоучрежденияначального профессиональногообразованияпрофессиональноголицея№13Московской области. РассмотреноназаседанииМетодическойкомиссииГосударственного бюджетногообразовательногоучрежденияначальногопрофессиональ ного образованияпрофессиональноголицея№13Московскойобласти . «___»____________20_______ Эксперт(ы)отработодателя _____________________________________________________ _____________ __ ______________________________________________________ ____________ __ «____»____________201______ Введение ВНациональнойдоктринеразвитияобразованиястановитсязадание постоянногообновлениясодержанияобразованияиучебно - воспитательного процесса.Определенарольгуманитарныхдисциплинвдуховномросте ш кольниковицельлитературногообразования,котораязаключаетсяво введенииучениковвмирпрекрасного,приобщениикнациональномуи мировомуискусствуслова,воспитаниипотребностивчтении,интересак художественномуслову,формированиивысокихэстетичес кихвкусов, способноститворческивосприниматьпрочитанное,способствовать воспитаниюдуховнобогатого,самоотверженногогражданина. Посколькуобществусегоднянеобходимагармоничноразвитая личность,передвсейшколойстоитзадачаеёвоспитать.Миссияшко лы заключаетсявтом,чтобыпомочькаждомуребенкуосознатьсмыслсвоей жизни,определитьориентирысобственногобудущего.Поэтомунауроках учительдолжендаватьнепростосуммузнаний,асформироватьжизненную компетентностькакспособностьличностикоп тимальнымдействиям, которыебазируютсяназнаниях,опыте,ценностях,полученныхблагодаря знаниям. Ориентациянатакиеособенностисовременногоучебно - воспитательногопроцессаобусловливаетвыборучителеминтерактивных технологийобучения,использованиек оторыхдаствозможностьподготовить молодогочеловекаксоциальнойактивностивобществе. Цельданнойработысостоитвтом,чтобыпоказать,какиспользование интерактивныхтехнологийнаурокахлитературыспособствуетактивизации внутреннихрезервовученико в,реализацииихприродныхособенностей, стимулируетсамостоятельноемышление.Интерактивныеуроки способствуютформированиюуучениковосновныхпознавательныхумений инавыков,даютпримерымоделейповедениявразныхжизненных обстоятельствах. Здесьпредс тавленыпримерыиспользованияразличныхинтерактивных упражненийнаурокахлитературы,упражнения ‬ этоспособсоздания творческойатмосферынауроке,онидаютвозможностьполнеереализовать личностноориентированноеобучение.Вработепоследовательно дока зывается,чтоиспользованиеинтерактивныхтехнологийспособствует повышениючитательскойиречевойкультуры,формированиюумений самостоятельногоанализаучебногоматериалаисобственнойучебной деятельности,учительимеетвозможностьрациональнораспредел итьсвое времянаурокеиподготовитьпомощниковдляреализациизаданийна уроках. Задачаданнойработы ‬ рассмотретьсовременныеметоды интерактивныхтехнологийпреподаваниялитературы. Вработетакжеиспользованыматериалыизнаучно - методического пособия «Образовательныетехнологии»подредакциейдоктора педагогическихнаукПехотыЕ.Н.Авторыдаюткороткуюхарактеристику образовательныхтехнологий.Раскрываютдидактическиевозможностии особенностиихорганизации,рассматриваютотечественныйизарубежный опытиспользованияобразовательныхтехнологий.Одинизразделовпособия посвящентехнологииорганизациигрупповойучебнойдеятельности школьников. Такимобразом,вработепредставленасутьинтерактивнойтехнологии иметодыиспользованияэтойтехнологиина урокахлитературы. Использованиетехнологийинтерактивногообучения ‬ этореальная возможностьвыполнитьсовременныетребованиякобновлениюсодержания иформобучения. Раздел1.Интерактивноеобучение,основныепонятия 1.1Чтотакоеинтерактивноеобучен ие Всовременнойшколесуществуюттриосновныхмоделиобучения: пассивная,активнаяиинтерактивная.Интерактивноеобучениеявляется разновидностьюактивногоиимеетсвоизакономерностииособенности. Слово«интерактив»пришлокнамизанглийскогоязыкао т«interact», где«inter» - взаимныйи«act» - действовать.Такимобразом,интерактивный ‬ способныйквзаимодействию,диалогу.Интерактивноеобучениеэто специальнаяформаорганизациипознавательнойдеятельности,которая имеетконкретнуюцель ‬ создатько мфортныеусловияобучения,при которыхкаждыйученикчувствуетсвоюуспешность,интеллектуальные возможности.Сутьэтойтехнологиивтом,чтоучебныйпроцесс осуществляетсяприусловиипостоянного,активноговзаимодействиявсех учеников.Этовзаимообучение гдеиученик,иучительявляются равноправнымисубъектамиобучения.Организацияинтерактивного обученияпредусматриваетмоделированиежизненныхситуаций, использованиеролевыхигр,общеерешениепроблемынаосновеанализа обстоятельствисоответствующейс итуации.Оноэффективноспособствует формированиюнавыковиумений,созданиюатмосферысотрудничества, взаимодействия.Даетвозможностьпедагогустатьлидеромдетского коллектива[10,8]Интерактивноевзаимодействиевключаеткак доминированиеодногоучастни каучебногопроцессанаддругими,таки одноймыслинаддругой.Вовремяинтерактивногообучениядетиучатся бытьдемократичными,общатьсясдругимилюдьми,критическимыслить, приниматьпродуманныерешения.Крометого,интерактивноеобучение позволяетрез коувеличитьпроцентусвоенияматериала,принимать продуманныерешения.Крометого,интерактивноеобучениепозволяетрезко увеличитьпроцентусвоенияматериала,потомучтовлияетнетолькона сознаниеученика,аинаегочувстваидействия.Помнениюрусск их психологов,наименьшихучебныхдостиженийможнодобитьсяприусловии пассивногообучения(лекция ‬ 5%.Чтение ‬ 10%),анаибольших ‬ интерактивного(дискуссионныегруппы ‬ 50%,практикачерездействие ‬ 75%.Обучениедругих ‬ 90%).Старшийшкольникспос обенчитаяглазами, запомнить10%информации,слушая ‬ 26%,рассматривая ‬ 30%,слушаяи рассматривая ‬ 50%,обговаривая ‬ 70%,личныйопыт ‬ 80%,общая деятельностьсобсуждением ‬ 90%[7,76].Такимобразом,еслиобучение пассивное,мозгнесохраняетто, чтобылопредставлено[10,11]. Более2400летназадКонфуцийсказал: То,чтоячувствую,язабываю. То,чтоявижу,япомню. То,чтояделаю,японимаю. Этитрипростыхутвержденияобъясняютнеобходимость использованияактивныхметодовобучения. Интерактив ноевзаимодействие,конечно,требуетопределённых измененийжизникласса.Увеличиваетсяколичествовремени,необходимого дляподготовки,какученикам,такипедагогу. Необходимоначинатьспостепенноговключенияэлементовэтой модели,чтобыученикипривык ликним.Можнодажесоставитьплан постепенноговнедренияинтерактивногообучения.Безусловно,лучше старательноподготовитьнесколькоинтерактивныхзанятийвучебномгоду, нежеличастопроводитьнаспехподготовленные«игры».Необходимо провестисученика миорганизационноезанятиеисоздатьвместесними правилаработывклассе.Дляначалацелесообразноиспользоватьпростые интерактивныетехнологии ‬ работувпарах,малыхгруппах,мозговой штурм.Современемуучениковпоявитсяопыттакойработы,ипериод подготовкикзанятиямсведетсядоминимума. Дляэффективногоиспользованияинтерактивногообученияучитель долженстарательнопланировать,преждевсего,своюдеятельность:дать заданиеученикамдляпредварительнойподготовки(прочитатьтекст, продуматьотв етынавопросы,выполнитьзадания),глубоковыучитьи продуматьматериал,определитьхронометражзанятия,заданиядлягрупп, ролиучастников,подготовитьвопросыивозможныеответы,разработать критерииоценкиэффективностиурока. Такимобразом,процессоб учениянеавтоматическоевкладывание учебногоматериалавголовуученика.Онтребуетнапряженнойумственной деятельностиребенкаиактивногоучастиявэтомпроцессе.Объяснениеи демонстрацияникогданедадутустойчивыхзнаний.Этогоможнодостичь толькос помощьюинтерактивногообучения.Сдругойстороны,после несколькихстарательноподготовленныхуроковпреподавательсможет ощутить,какизменилоськнемуотношениеучеников,атакжесама атмосферавклассе.Этопослужитдополнительнымстимуломкработес интерактивнымитехнологиями. 1.2Интерактивноеобучениекаксовокупностьтехнологий Технологияобученияотражаетпутьосвоенияконкретногоучебного материалаврамкахпедагогическойтехнологии.Некоторыеисследователи называютееещеидид актическойтехнологией[8,9]. Интерактивнаятехнологияобучения ‬ этотакаяорганизацияучебного процесса,прикоторойневозможнонеучастиешкольникавколлективном взаимодополняющем,основанномнавзаимодействиивсехегоучастников процессеучебногопозна ния:иликаждыйученикимеетконкретноезадание, закотороеондолженпубличноотчитаться,илиотегодеятельностизависит качествовыполненияпоставленногопередгруппойипередвсемклассом задания.Интерактивныетехнологииобучениявключаютвсебячётко спланированныйожидаемыйрезультат,отдельныеинтерактивныеметодыи приемы,стимулирующиепроцесспознания,иумственныеиучебные условияипроцедуры,спомощьюкоторыхможнодостичьзапланированных результатов[4,24]. 1.3Групповаяикооп еративнаяформыдеятельностинауроке Насовременномурокеможноиспользоватьгрупповуюи кооперативнуюформыорганизацииучебнойдеятельности.Каждыйученик испытываетпотребностьпостоянноуглублятьсвоизнанияипотребность находитьсяприэтомвпсихол огическойбезопасности.Одинизспособов достижениябезопасности ‬ объединениевгруппы.Чувствогрупповой независимостидаетученикамвозможностьпреодолетьтрудности.Когда детиучатсявместесдругими,оничувствуютсущественнуюэмоциональную поддержку, котораядаетимвозможностьвыйтидалекозарамкинынешнего уровнязнанийиумений. Основнымипризнакамикооперативнойгрупповойработыявляется: а)разделениеклассанагруппыдлядостиженияконкретного результата; б)постояннаясменасоставагруппы; в) каждаягруппарешаетконкретнуюпроблему,поставленнуюв задании; г)заданиевгруппевыполняетсятакимобразом,чтобыможнобыло оценитьиучестьиндивидуальныйвкладкаждогочленагруппыигруппыв целом. Количествоучениковвгруппеможетзависетьотих числавклассе, характераиобъемазнаний,наличиянеобходимыхматериалов,времени, отведенногодлявыполнениязадания.Оптимальнойсчитаютгруппуиз3 ‬ 6 человек,таккакприменьшемколичествеученикамтрудноразносторонне рассматриватьпроблему,апри большем ‬ трудноопределитьуровень выполненияработыкаждымучеником.Объединениевгруппыможет осуществлятьсяучителем(восновномнадобровольнойоснове,по результатамжеребьевки)илисамимиученикамипособственномувыбору. Существуетмножествоспос обовобъединенияучениковвгруппы.Можно предварительносоставитьсписокивывеситьеговклассе.Вэтомслучае учительконтролируетсоставгруппы.Можнопопроситьучеников рассчитатьсяна«первый,второй…»,объединитьихповременамгода, названиюцветов .Вместономеровможноиспользоватьразноцветные карточки,разнообразныепредметы.Вотдельныхслучаяхможнодаже сохранитьгруппу,котораяуженачалаработатьнадпроблемой.Нанесколько уроковвпостоянномсоставеиливыделитьнаопределенноевремя дейст вующуюгруппуэкспертовилинаблюдателей.Следуетобязательно помнить,чтодемократичностьинтерактивногообучениятребует обязательногопривлеченияучениковкорганизацииихучебной деятельности,тоестьобсужденияснимивозможногосоставагруппы, процед ургрупповойдеятельности,еёожидаемыхрезультатов.Группымогут бытьоднородными,объединятьучениковпоопределеннымпризнакам, например,поуровнюзнаний.Желательнообъединитьводнугруппу сильных,среднихислабыхучеников.Вразнородныхгруппахсти мулируется творческоемышлениеиинтенсивныйобменидеями. Такимобразом,использованиегрупповыхформорганизации деятельностиучениковврамкахклассно ‬ урочнойсистемыобучениядает возможностьизбавитьсянекоторыхеёнедостатковиявлятьсяоднимиз ус ловийиспользованияинтерактивногообучения. Раздел2.Интерактивныйуроклитературы ‬ особыйтипурока 2.1Преимуществаинтерактивногоурокалитературы Внациональнойдоктринеразвитияобразованияставитсязадание постоянногообновлениясодержанияобра зованияиучебно - воспитательного процесса.Вчастности,определенарольгуманитарныхдисциплинв духовномростешкольниковицельлитературногообразования,которая заключаетсявовведенииучениковвмирпрекрасного,приобщениик национальномуискусствусл ова,воспитаниипотребностикчтению,интереса кхудожественномуслову,формированииэстетическоговкуса,способности творческивосприниматьпрочитанное,способствоватьвоспитанию духовногобогатого,искреннего,верногогражданина. Означениилитературного образованиявУкраинепрекрасносказал МинистробразованияинаукиС.Н.Николаенковинтервьюскорреспонденту журнала«ВсемирнаялитературавсреднихучебныхзаведенияхУкраины»: «Литературакакучебнаядисциплинавведенавшкольноерасписаниенедля разв лечения,адлятого,чтобыдатьмолодежи…литературноеобразование. Именноблагодарялитературномуобразованиюможнопривитьмолодому человекухудожественныйвкус,сформироватьчитательскиенавыки,научить оцениватьхудожественноепроизведениепоэстетическ имкритериям». Украинауникальнавтомсмысле,чтонигдевмиренеизучаетсястолько литературы,нетолькородной,ноимировой.Иэтоможносчитатьнашим большимдостижением,потомучто,какписалН.В.Гогольв«Выбранных местахизперепискисдрузьями»,« благоухающимиустамипоэзии навеиваетсявдушито,чегоневнесешьвнеёникакимизаконами».Но,к сожалению,впоследнеевремя«навеивается»всёменьшеименьше,потому чтоуровеньлитературногообразованиявУкраиненеуклоннопадает. Учителяиродителиж алуются,чтошкольникималочитают.Носегодня ситуациякатастрофическая:детиперестаютчитатьвообще.Ситуациюв корнепомогутизменитьновыеподходыкорганизацииипроведениюуроков литературы.Традиционныйурокнеобходимопревратитьвинтерактивный, и меющийцелыйрядпреимуществ. Использованиеинтерактивныхтехнологийспособствуетактивизации внутреннихразрезовучеников,реализацииихприродныхспособностей, стимулируетсамостоятельноемышлениевместоперевариванияготовой информации,оторваннойизж изнииобщественногоопыта. Интерактивныеурокилитературыспособствуютформированиюу учениковосновныхпознавательныхуменийинавыков,даютобразцы моделейповедениявразныхжитейскихобстоятельствах. Использованиеинтерактивныхтехнологийнауроках литературы способствуетразвитиюкритическогомышленияучеников,повышению читательскойиязыковойкультуры,формированиюумений самостоятельногоанализаучебногоматериалаиличнойучебной деятельности,воспитаниюуважительногоотношениякмнениюдругих, развитиюкультурыполемикиисамопрезентации. Существенноменяетсяирольучителянатакомурокелитературы. Используяинтерактивныеметодыобучения,педагогактивизируетучебную деятельностьучеников,становитсяорганизаторомученическогоколлектива, конс ультантомвовремяпроведенияинтерактивныхзанятий.Ученикам предоставляетсявозможностьприобретатькоммуникативныеуменияи навыкиобщения. Организацияинтерактивногообученияпредусматривает моделированиежизненныхситуаций,использованиеролевыхигр, создание условийдляобщегорешенияпроблемвходеаналитическойдеятельности. Вовремятакогообученияшкольникиучатсяобщатьсясдругимилюдьми, критическимыслить,приниматьпродуманныевзвешенныерешения. Использованиеинтерактивныхметодов ‬ этоспос обсозданиятакой атмосферынаурокелитературы,котораяболеевсегоспособствует сотрудничеству,даетвозможностьполнеереализоватьличностно ориентированноеобучение.Учительимеетвозможностьрационально распределитьсвоевремянаурокеиподготовитьп омощниковдляреализации целейурока[7,12]. 2.2Структураинтерактивногоурокалитературы интерактивныйобучениеуроклитература Интерактивныйурокимеетсвоюструктуруипроводитсявнесколько этапов. Первыйэтап. Мотивация . Це льэтогоэтапа ‬ сфокусироватьвниманиеучениковнапроблемеи вызватьинтерескобговариваемойтеме.Приемомобученияможетбыть беседа,обсуждениецитаты,короткойистории,выполнениенебольшого задания,умственнаяразминка,демонстрированиенаглядности. Наэтом этапеобычноиспользуютсянесложныеинтерактивныетехнологии («мозговойштурм»,«микрофон»,«ледокол»).Этотэлементдолжензанимать неболее5%урока. Рассмотримпроведениеэтойчастизанятиянапримере. Уроклитературы. Темаурока :ОмарХайям.Р убан. Мотивацияучебнойдеятельностиспомощьюбеседы. Используяплакатысвысказываниями,ученикиотвечаютнавопросы. - Вчемвеличиечеловека,чтообъединяетлюдей,изучающихразные науки?(Чтожеисоставляетвеличиечеловека,какнемысль!» - говорил А.С.Пушкин.) - Как,спомощьючеговыражаетсямысльвматематике,литературе? (Гумилевутверждал:«Всеоттенкисмыслаумноечислопередает»,«Слово ‬ этоБог») - Чемпривлекаетпроцессмышлениявнаукеивискусстве?(Блок писал:«Мылюбимвсе:ижархолод ныхчисел,идарбожественных видений») - Надоличеловекуучитьсямыслитьизачем?(Алмазунужна шлифовка,человеку ‬ образование», - гласитперсидскаяпословица) Учитель.Сегоднянаурокемыпоговоримободномизвеличайших мыслителейХIвека ‬ ОмареХай яме. Второйэтап .Объявлениетемы,сообщениеожидаемыхучебных результатов. Цельэтогоэтапаурока ‬ обеспечитьпониманиеучениками содержанияихучебнойдеятельности,тоестьтого,какимидолжныбытьих учебныедостижения,чегождетотнихучитель.Иногда бываетуместно привлекатькопределениюожидаемыхрезультатоввсехучастниковзанятия. Этотэлементурокадолжензаниматьнеболее5%времени. Рассмотримпроведениеэтогоэтапанапримере. Уроклитературы. Тема: В.Шекспир«РомеоиДжульетта». Утверждение величияикрасотынастоящейлюбвивмиреразвратаи вражды. Учительможетпредложитьученикамсамостоятельносформулировать цельзанятияизаписатьввидеплананадоске. Сегодняшнийурокнаучитнас: 1) характеризоватьперсонажейиопределятьсвоеотношени екним; 2) объяснить,почемубольшаялюбовьбылаобреченанагибель; 3) раскрыватьглавнуютемутрагедии; 4) определятьхарактерныечертыренесанскогопроизведения. Третийэтап .Предоставлениенеобходимойинформации. Цельэтогоэтапа ‬ датьученикамдост аточноинформации,длятого чтобынаееосновевыполнятьпрактическиезадания.Этоможетбытьмини - лекция,ознакомлениесраздаточнымматериалом,презентациядомашнего задания.Дляэкономиивременинаурокеможноподаватьинформациюв письменнойформедля самостоятельногопредварительного(домашнего) изучения(вслучаенеобходимостиспояснительнымикомментариями). Продолжительностьэтогоэтапа ‬ 10%учебноговремени. Рассмотримпроведениеэтойчастиуроканапримере. Уроклитературы. Тема: А.Т.Твардовский «ВасилийТеркин»ученикизаранееполучили опережающеезадание:объединитьсяпожеланиювгруппыиподготовить сообщения.Группымогутиметьтакиеназвания:«биографы», «литературоведы»,«историки»,«литературныекритики». Четвертыйэтап урокалитературы.И нтерактивноеупражнение (центральнаячастьзанятия). Цель ‬ практическоеосваиваниематериала.Последовательность проведениятакова: а)инструктирование ‬ учительрассказываетучастникамоцели упражненияопорядкевыполненияисрокевыполнениязаданий; б) объединениевгруппы(илираспределениеролей); в)выполнениезадания(учительявляетсяорганизатором,ведущим, консультантом); г)презентациярезультатовработы; д)рефлексиярезультатовучениками:осознаниеполученных результатов,достигаемоепутемихс пециальногоколлективногообсуждения илиспомощьюдругихприемов. Интерактивноеупражнениеможетзаниматьоколо50 ‬ 60%временина уроке. Обязательнонужнопомнитьнаэтомэтапеурока,чторефлексия являетсяважнейшимкомпонентоминтерактивногоупражнени я.Ведьона даетвозможностьученикуиучителюпонять,чемуонинаучились, вспомнитьдеталисвоегоопытаиполучитьреальныежизненные представленияотом,чтоонидумалиичувствовали,когдавпервые столкнулисьстойилидругойучебнойтехнологией.Этопо могаетчетче планироватьдальнейшуюдеятельность.Рефлексиядаетвозможность оценитьличныйуровеньпониманияиусвоенияучебногоматериалаи спланироватьреальныешагиегодальнейшейобработки,сравнитьсвое восприятиесмыслями,взглядами,чувствами.Для учителяэтовозможность увидетьреакциюучениковнаобучениеивнестинеобходимыекоррективы. Рефлексиянаурокелитературыможетосуществлятьсявразных формах:ввидеиндивидуальнойработы,работывпарах,группах,дискуссии, вписьменнойиустнойформе .Онадолжнавмещатьнесколькоэлементов: фиксациятого,чтопроизошло,определениеразмышленийиощущений, касаемыхполученногоопыта,планынабудущееразвитие.[10,96.] Например,устноеобсуждениеможетпроводитьсяпотакимвопросам: - Длячегомывыполня лиэтоупражнение? - Какиемыслионовызвалоувас? - Какиечувства? - Чемунаучилисьличновы? - Чемубыхотелинаучитьсявдальнейшем? Можнопредложитьученикамлистоцениванияуменийвысказываться, которыйоформитьввидетаблицысколонками«Моидостижения »и «Баллы». Рефлексияиподведениеитоговинтерактивногоупражнениямогут занимать5 ‬ 15мин.Рассмотримпроведениеэтойчастиуроканапримере. Уроклитературы. Тема: Н.В.Гоголь«ТарасБульба»Сравнительнаяхарактеристика ОстапаиАндрия. Групповаярабо та. ПерваягруппанаходитобщеевОстапеиАндрие. Втораягруппанаходитразличиевхарактерахбратьев. Третьейгруппепредлагаетсяпроанализироватьпоступкигероев. Устныеответыспикеровгруппсистематизируетизаписывает творческаягруппаввидеплана. Посоставленномупланупредставителигруппрассказываюто сыновьяхБульбы.Учительпомогаетученикамделатьпереходотодного пунктапланакдругому. Взаключениипредлагаетсяинтерактивноеупражнение«Пласт». Вопрос:Существуетлипроблемадолгасегодня? Насколькоона актуальна? Ученикиотвечаютнапоставленныйвопросподанномуначалу: 1. Ядумаю… 2. Потомучто… 3. Например… 4. Следовательно… Пятыйэтап .Подведениеитогов,оцениваниерезультатовурока. Цель ‬ рефлексия ‬ самоанализ,самооцениваниеобъема, выполненного науроке.Следуетвозвратитьсякожидаемымрезультатам,объявленнымв началеурока.Дляподведенияитоговможнопоставитьученикамтакие вопросы: - чтовыузналиновогонауроке? - Какиеприобрелинавыки? - Можетлиэтобытьполезнымвжизни? - Чтопонравиласьнауроке? Наэтотэтапследуетотвестидо20%урока. Подидактическомупринципуобучениеосуществляетсяпутем интеграциизнанийизразныхпредметов.Придерживаясьэтихтребований, учительлитературынаурокеподаетлитературоведческиезн анияв историческомиобщекультурномконтексте.Накаждомурокенеобходимо создаватьусловиядляощущенияпростора,свободноговременидля раздумий,пробужденияэмоций,побуждатьквыборуопределеннойпозиции, обязательновсеэтоправильнооформлятьврече войситуации.Этому существуетдиалогическоеобучение,котороеосуществляетсячерезакт коммуникации:читателястекстом;учителясучеником;одноклассников междусобой. Рассмотримстадииитоговогоэтапанапримере. Тема: Красотанастоящаяимнимаявсказк еЕ. - А.Гофмана «Щелкунчик». Итоговаябеседа: - ЧтоявляетсясчастьемдляЭлизы? - Чтоявляетсясчастьемдлялюдейвообще? Вывод:Счастье,когдалюдямхорошостобой,когдатыкому - нибудь нужен. - ЧтоподдерживалоЭлизувстремленииосуществитьсвоюмечту? (Детизаписываютнадоскевариантыответанаэтотвопрос:духовная чистота.Любовькбратьям,клюдям,мужество,силадуха,единствос природой). - Вчемзаключаетсяработадуши,трудсердца? - КакиесоветыАндерсенамыможемвзятьдлясебя? (Учащиесязапи сываютвтетрадьсоветысказочника). Учительсообщаетодостиженияхучащихсянаурокеидаетдомашнее задание. Спецификойинтерактивныхуроковявляетсяобязательная предварительнаяработаученика,естественно,надранееоглашенной учителемпроблемнойтемой .Поэтомуипроходяттакиеурокиинтересно. Планподготовкиученикомматериаламожетбытьтаким: 1) определениетемыинаправленийеёраскрытия; 2) цельисследованияматериала; 3) аргументацияактуальноститемы; 4) первоначальноевосприятиехудожественного текста; 5) наблюдение,анализматериалаивыдвижениесобственной гипотезы; 6) поискиобработкабиблиографическихисточников,научной информациинаэлектронныхносителях(библиотека,Интернет); 7) фиксацияпрочитанного(выписки,цитаты,тезисы); 8) обрабо ткаполученногоматериала,систематизациянаблюдений, установлениеопределенныхзакономерностей; 9) составлениепримерногопланаответаоппоненту; 10) ссылканаиспользованныелитературныеисточники. Притакойобстоятельнойподготовкедомашнегозадания инт ерактивныйурокбудетинтереснымиплодотворным. 2.3Оцениваниедеятельностиучениковнаинтерактивномуроке Проведениеинтерактивныхуроковтребуетиновогоподходаксистеме оцениваниядостиженийучеников.Длятогочтобыпонят ьнеобходимость использованияальтернативныхметодовоцениваниявсвоейпрактике. Желательноознакомитьсясужеразработаннымипримерамитакойработы. Оцениваниенаурокелитературыможетосуществлятьсявсегда,втомчисле вовремяизученияновогоматериал аивыполненияинтерактивных упражнений.Можновыбратьупражнения,которыедаютвозможность широкогоиспользованиязнанийиумений,напримеробщественные слушания,дискуссии,дебаты.Какправило,дляоцениванияотводится определенноевремянаурокеилицел ыйурок.Этоможетбытьопрос, контрольнаяработаилиспециальноедомашнеезадание,подлежащее оцениванию(написаниесочинения,цитатнойхарактеристикигероя, составлениеплана).Какпримерыприёмовоцениванияможноназватьтакие:   Тест.Заданиетестамож етзаключатьсявтом,чтоученикидолжны выбратьправильныйответизнесколькихпредложенных.   Экспресс ‬ опрос.Этомогутбытьсжатыеустныеили письменныеответы,заданиятипа«продолжипредложение»,заполнение таблицы,составлениесхемы.   Расширенный опрос.Можнопредложитьученикамдатьполный развернутыйответнапоставленныйвопрос(устноилиписьменно).   Контрольноеупражнениеилитворческоезадание.Контрольным можетбытьобъявленолюбоеупражнение.Например,этоможетбыть выступлениевсудеили взащитугерояизученногопроизведения,написание сочинения,выполнениязаданиявгруппеит.д.   Наблюдение.Этоодинизглавныхметодовоцениванияпри интерактивныхметодахпреподавания;педагогвыбираетдлясебя показатели,которыеонбудетотслеживать напротяжениизанятия,атакже учеников,знаниякоторыхнеобходимооценить.   Самооценка.Оценкасамимиученикамисвоейработы(личной илисвоихколлег).Этотметодпомогаетмногоузнатьосебеиучениках,про качествоучебногопроцесса.Длясамооценкиуч еникамисвоейработыможет использоватьсяметодвопросов - ответов;можнопопроситьучеников поставитьодноклассникамоценкиимотивироватьих.   Игровыеметодыоценивания.Оценкучастоможнопревратитьв игру,установивзаранеешкалуоценивания.[3,62] Эти примерыоцениваниямогутбытьприспособленыдляработыс конкретнымиинтерактивнымитехнологиями.Конечно,использование альтернативныхподходовнеотрицаеттрадиционнойоценки.Скорее альтернативноеоцениваниерасширяетоценочноеполе,включаетвнего ана лизновыхумений,навыковиценностей,формирующихсяуучеников. Раздел3.Технологииинтерактивногообученияиихиспользование наурокахлитературы 3.1Кооперативноеобучение Всовременнойнаучнойлитературеотсутствуеткакая - нибудь классификацияинте рактивныхтехнологийобучения.Условноихможно классифицироватьпоформамобучения(моделям),вкоторыхреализуются интерактивныетехнологии: а)кооперативноеобучение; б)коллективно - групповоеобучение; в)ситуативноемоделирование; г)отработкадискусси онныхвопросов. Формойкооперативногообученияявляетсяпарнаяигрупповаяработа учеников. Работувпарахможноорганизоватьсразличнымицелями:усвоение материала,закреплениеего.Проверказнаний.Этотвидработыдаетвремя подумать,обменятьсяидеями спартнеромитолькопотомозвучитьихперед всемклассом. Тема :ОбразДикаСенда ‬ пятнадцатилетнегокапитана. 1.Словоучителя. - Посмотритенавысказывание.Записанноенадоске(втораячасть закрыта).Каквыдумаете,чегонезнаетчеловек?Узнатьобэт омвысможете, еслиправильноразложитетаблицысословами,которыележатнапартах. Прочтитеполностьюэтовысказывание.Можнолиотнестиегокглавному героюроманаЖ.ВернаДикуСенду. 2.Ученикиобъединяютсявпары,определяют,ктоизнихбудет высказыв атьсяпервым.Определяетсявремянавыполнениезадания. 3.Поокончаниивременинаобговариваниепарыпредставляют результатработыиотвечаютнапоставленныевопросы,аргументируяответ. 4.Учительоткрываетвторуючастьвысказывания,идетивидят правиль ныйответ.(Человекнезнаеттолькограницысвоейсилы). Этоупражнениеможетпредварятьдальнейшуюхарактеристику литературногогероя. Еслинаурокенеобходиморешитьсложнуюпроблему,требующую коллективногоразума,можнопровестиработувмалыхгруппах. Тема :«Рамаяна» Учительпредлагаетучащимсяразделитьсянагруппыиответитьна вопрос:какаячертахарактераобъединяетположительныхгероевэпического произведения.Каждаягруппаработаетнадопределеннымотрывкомиз текста. Заданиедлякаждойгруппы: - Определитеизачитайтесловавсвоемотрывке,которыемотивируют, объясняютпоступкитогоилииногогероя.(Ученикизачитываютключевые предложения) - КакаяжечертахарактераобъединяетпоступкиДамаратхи,Рамы, Лакшмана,Ситы?(Верностьдолгу). Вкаждо йгруппеученикираспределяютролимеждусобойи выполняютсвоюработу.Спикерзачитываеттекст,предлагаетучастникам высказатьсяпоочереди,подводититоги,определяетдокладчика.Секретарь ведетзаписирезультатовработыгруппы.Посредникследитзаврем енем. Докладчикоглашаетрезультатыгрупповойработы. Взависимостиотцелиисодержанияобучениявозможныразличные вариантыорганизацииработывгруппах. 1.«Диалог».Сутьегосостоитвобщемпоискегруппами согласованногорешения. 2.«Синтезидей».Этотварианточеньпохожнапредыдущий,нопосле выполнениязаданияученикипередаютсвойвариантответадругимгруппам длядополнения.Обработанныетакимобразомответныелистыпередаются группеэкспертов,которыесоставляютсобственный отчет. 3.«Совместныйпроект».Приэтомвариантегрупповойработызадание должнопоказыватьпроблемусразныхсторон.Каждаягруппазаписывает результатысвоегоисследованиянадоске.Врезультатесоздаетсясовместный проект. 4.«Поискинформации».Длягру ппразрабатываютсявопросы,ответы накоторыеможнонайтивразныхисточникахинформации.Вконцеурока заслушиваютсясообщенияоткаждойгруппы. 5.«Кругидей».Когдамалыегруппызавершаютвыполнятьсвои заданияиготовыпреподнестиинформацию,каждаяиз нихозвучиваетлишь одинаспектпроблемы.Продолжаяпокругу,учительспрашиваетвсегруппы поочереди,поканеисчерпаютсяидеи.Этодаствозможностькаждойгруппе рассказатьорезультатахсвоейработы,избегаяситуации,когда выступающаяперваягруппап реподноситвсюинформацию. Вотещеодинпримергрупповойработынаурокелитературы . Тема :ОбразыКвазимодоКлодаФролловроманеГюго«Собор ПарижскойБогоматери». Учительможетпредложитьучащимсярассказатьофактахизжизни КлодаФроллоотлицаэтогоп ерсонажа.Учащиесядолжныподуматьнадтем, какиесобытияповлиялинастановленииеголичности. Учащиесяделятсянапятьгрупп,ираспределяютроли. 1 - ягруппаисследуетотношениеКлодаФроллокнауке. 2 - ягруппа ‬ отношениеКлодаФроллокСобору. 3 - ягруп па ‬ отношениеКлодаФроллокбратуЖеану. 4 - ягруппа ‬ отношениеКлодаФроллокКвазимодо. 5 - ягруппаисследуетотношенияКлодаФроллокженщинам. Послевыполнениязаданиягруппами,выступаютспикерывроли Фролло.Вданномслучаеможнотакжеорганизовать группуэкспертов, котораяобобщитсобраннуюинформациюкхарактеристикеобразагероя. Использованиеподобныхинтерактивныхупражненийпозволяет привлечькучебнойдеятельностивсехучениковкласса,сделатьурок интереснымипродуктивным. 3.2Технологияколлективно - групповогообучения Кэтойгруппеможноотнеститехнологии,которыепредусматривают одновременнуюобщую(фронтальную)работувсегокласса[п.п.,43]. Разновидностьюобщегрупповогообсужденияявляетсятехнология «Микрофо н»,котораядаетвозможностькаждомусказатьчто - тобыстро,по очереди,отвечаянавопросиливысказываясвоемнениеилипозицию.Для организацииэтогоупражнениянеобходимопоставитьвопросвсемуклассу, предложитькакой - нибудьпредметвкачествеимпровиз ированного микрофона. Ученикибудутпередаватьегоизруквруки,высказываясьпоочереди. Словоможнодаватьтолькотому,ктодержит«микрофон».Нужно предложитьговоритьученикамлаконичноибыстро.Данныеответыне комментируютсяинеоцениваются. Рассм отримэтоупражнениенапримере. Темаурока :Г.Ибсен ‬ основательевропейскойновойлитературы. Наэтапеактуализацииопорныхзнанийпроводитсяупражнение «Микрофон». Ученики,получаяимпровизированныймикрофон,отвечаютна вопросы: - Назовитеродылитерат уры. - Назовитежанрыдрамы. - Чтотакоедрама? - Ктоявилсяосновоположникомперестройкидрамы? - Назовитеизвестныхдраматурговиихпроизведения. - КаковыосновныеособенностидраматургииБ.Шоу,А.Чехова. М.Метерлинка? Послеэтогоупражнениясообщается темаицельурока. Можнопривыполненииинтерактивногоупражнения«Микрофон» предложитьответитьучащимсянаодинпоставленныйвопрос.Например, чтообъединяетсодержаниепрочитанныхвамипроизведенийН.В.Гоголя? Каждыйучениксможетпредложитьсвойвариан тответа,высказатьсвое мнениекраткоибыстро. Ещеоднаизвестнаяинтерактивнаятехнология,которуюможно использоватьнаурокахлитературыдляколлективногообговаривания вопросаивыработкинесколькихрешений, - мозговойштурм.Он стимулируетучеников проявлятьвниманиеитворчество,даетвозможность имсвободновыражатьсвоимысли.Мозговойштурм ‬ этоактивнаяформа работы,хорошеедополнениеипротивовесрепродуктивнымформамучебы. Учащиесятренируютумениекраткоичетковыражатьсвоимысли,слушат ь ислышатьдругдруга,чемуособенноспособствуетучитель,поощряятех,кто стремитсякразвитиюпредложенийсвоихтоварищей.Учителюлегко поддерживатьитрудногоученика,обративвниманиенаегоидею.А наработанныерешениячастодаютновыеподходыкиз учениютемы. Учебныймозговойштурмвызываетобычнобольшойинтересучеников,на егоосновелегкоорганизоватьделовуюигру[2;5]. Обычноштурмпроводитсявгруппахчисленностью7 ‬ 9учащихся.До штурмагруппуинструктируют.Основноеправило ‬ никакойкри тики!В каждойгруппевыбираетсяилиназначаетсяучителемведущий.Онследитза выполнениемправилштурма,подсказываетнаправленияпоискаидей. Ведущийможетакцентироватьвниманиенатойилиинойинтереснойидее, чтобыгруппанеупустилаеёизвиду,пора боталанадеёразвитием.Группа выбираетсекретаря,чтобыфиксироватьвозникающиеидеиключевыми словами,рисунком,знаком.Затемпроводитсяпервичноеобсуждениеи уточнениеусловиязадачи.Учительопределяетвремянапервыйэтап.Время, обычнодо20минут ,желательнозафиксироватьнадоске.Первымэтапом являетсясозданиебанкаидей.Главнаяцель ‬ набратькакможнобольше возможныхрешений.Втомчислетех,которыенапервыйвзглядкажутся «дикими».Иногдаимеетсмыслпрерватьэтапраньше,еслиидеиявно иссяклииведущийнеможетисправитьположение.Теперьнебольшой перерыв,вкоторомможнообсудитьштурмсрефлексивнойпозиции:какие былисбои,допускалисьилнарушенияправилипочему.Вторымэтапом являетсяанализидей.Всевысказанныеидеигруппарасс матривает критически.Приэтомпридерживаетсяосновногоправила:вкаждойидее желательнонайтичто - тополезное,рациональноезерно,возможность усовершенствоватьэтуидеюилихотябыприменитьвдругихусловиях. Третийэтапдолженбытьпосвященобработке результатов.Группаотбирает от2до5самыхинтересныхрешенийивыбираетспикера,который рассказываетонихклассуиучителю.Внекоторыхслучаяхцельюгруппы являетсянайтикакможнобольшерешений,итогдаспикерможетогласить всеидеи. Мозговойштур мпройдетгарантированноинтересно,еслизадачаимеет большоечисловозможныхрешений. Например,можнопредложитьидеюоригинальногопамятникаТарасу Бульбе,обсуждениеидейпозволитещеразвспомнитьипроанализировать характергероя,событияегожизни. В отещёодинпример.ПриизучениироманаГете«СоборПарижской Богоматери»можнопредложитьответитьнавопрос,ктовиноватвсмерти Эсмеральды.Продумываявозможныевариантыответа,учащиесяещераз коснутсяпроблем,поставленныхвромане. Ктехнологиямко ллективно - групповогообученияотноситсяи «Ажурнаяпилка».Онаиспользуетсядлясозданиянаурокеситуации, котораядаствозможностьученикамработатьвместедляусвоениябольшого объемаинформациизакороткийпромежутоквремени.Этоочень эффективнаятехн ология,котораяможетзаменитьлекциивтехслучаях, когданачальнаяинформациядолжнабытьдонесенаученикамперед проведениемосновного(базисного)урокаилидополняеттакойурок. «Ажурнаяпилка»привлекаетучениковкпомощидругдругу. Рассмотримэтоуп ражнениенапримере. Темаурока :«Сочинение ‬ рассуждениепоромуДж.Свифта «ПутешествиеЛемюэляГулливера».Чтовоплощаетвсебеобраз Гулливера?» Ученикипогруппамполучаютзаданиенакарточках.Группы,которые заранеевыполнялизаданиевклассе,делятс яинформацией.Ученики объединяютсявтриэкспертныегруппы(почисловымобозначениямна карточках) ‬ обмениваютсяинформацией.Затемсновавозвращаютсявсвои «домашние»группыианализируютматериалвцелом. Заданиедляпервойгруппыможетбытьзаполнени етаблицы«План характеристикиобразаГулливера». Втораягруппаможетразработатьсложныйпланкхарактеристике. Третьягруппаподаннойсхемеопределяетотношениямеждугероями романаиглавнымгероем,показываянаправлениестрелками. Четвёртаягруппадо казывает,чтоГулливераллегорическийобраз. Пятаягруппадоказывает,чтособытиявроманепроисходятв европейскихстранах. Такоеупражнениепозволитзадействоватьвсехучащихсявподготовке ксочинениюиобработатьбольшоеколичествонеобходимогоматериа ла. Какварианттехнологиирешенияпроблемможноиспользовать«дерево решений»,котороепомогаетдетямпроанализироватьилучшепонять механизмпринятиясложныхрешений.Необходимовыбратьпроблему, котораянеимеетоднозначногорешения,предложитьученика мдля домашнегочтениянеобходимуюинформацию,подготовитьнадоскеили раздатькаждомуученикуобразец«дереварешений».Затемнужно сформулироватьпроблемудлярешения,определитьсутьэтойпроблемыи записатьнадоске,заполняясхему. Можнообъединитьу чениковвмалыегруппыипредложитьзаполнить схему.Группадолжнаприйтикодномувариантурешения.Затем необходимопровестиголосованиедлявыбораодноговариантавсемклассом. Например,изучаяроманА.С.Пушкина«ЕвгенийОнегин»,можно предложитьучащим сяподуматьнадтем,каксложиласьсудьбаглавного герояпослефинальнойвстречисТатьяной. 3.3Технологияситуативногомоделирования Модельобучениявигре ‬ этопостроениеучебногопроцессапри помощивключенияученикавигру [10,55].Игроваямодельобучения призванареализоватькомплексцелей:обеспечениеконтролявыведения эмоций,предоставлениеребенкувозможностисамоопределения,помощьв развитиитворческоговоображения,предоставлениевозможностивысказать своюмысль.Иг роваямодель,какправило,реализуетсяв4этапа: 1) ориентация; 2) подготовкакпроведениюигры; 3) основнаячасть ‬ проведениеигры; 4) обсуждение. Примеромролевойигрыможетпослужитьпресс ‬ конференцияна урокелитературы. Темаурока :ОбразКатерины вдрамеА.Н.Островского«Гроза».Возле доскистоитпоставитьнесколькопарт,закоторыесядутучастникипресс - конференции.Запервымипартамиможноразместитьжурналистовс фотоаппаратами,видеокамерой.Одинизжурналистовможетпредставить участниковпре сс - конференции.Сильныеученикиклассамогутсыгратьроли И.А.Гончарова,А.А.Плетнёва,А.Д.Галахова,Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева,М.А.Антоневича.Учащиеся ‬ журналистызадаютвопросы критикам: - ЧтоВыможетесказатьоглавнойгероинепьесы«Гроза»? - Ка койпредставляетсяВамдушаглавнойгероини? - КакВысчитаете,наскольковерноизображенадействительностьв драме? - ЧтовыможетесказатьохарактеристикеКатерины? - РешительностьхарактераКатерины ‬ этоеёпротестпротив кабановскихпонятий? - Вчем цельностьигармонияхарактераКатерины? Группаэкспертовподруководствомпедагогадолжнаподвестиитоги пресс - конференции.Такаяролеваяигратребует,конечно,хорошей предварительнойподготовки.Естьодинважныймомент ‬ распределение ролевойигрыповр емени.Наобъяснениеусловийигрыможноотвести10 ‬ 15%времени,наработувмалыхгруппах ‬ 15 ‬ 25%,напрезентациюи обсуждение ‬ 40 ‬ 50%,наподведениеитогов ‬ до15%. Распространеннойтехнологиейсимуляционнойигрыявляется упрощенноесудебноеслуш ание,котороедаетвозможностьученикам разыгратьсудебныйпроцесспоконкретномуделу,сминимальным количествомучастников.Этопроцесссучастиемтрёх ‬ четырёхособ:судьи, которыйвыслушиваетобестороны,обвинителя,адвокатаиобвиняемого. Технология упрощенногосудадаствозможностьученикамполучить представлениеопроцедурепринятиясудебногорешения,принятьучастиев упражнении,связанномсанализом,критическиммышлением,принятием решений.Например,приизученииповестиБальзака«Гобсек»можно устроитьимпровизированныйсуднадглавнымгероем.Этопоможет разностороннепроанализироватьобразГобсека.Участникитакогоучебного процессапобываютвусловиях,отличныхоттрадиционногообучения. Ученикампредоставляетсямаксимальнаясвободаинтеллект уальной деятельности,ограниченнойлишьусловиямиигры.Аучительвыступаетв роливедущегоилиинструктора. Приизучениидревнегреческихмифовможнопровестиролевуюигру «Запутанныйрассказ».Классупредлагаетсятрирассказа,подготовленные ученикамииз творческойгруппы.Слушателямнужноустановитьошибкии неточностивсообщениях. РассказпервыйможетбытьожизниГеракла,рассказвторой ‬ о Прометее,рассказтретий ‬ оДедале.Послекаждогорассказаучащиеся называютнеточностииошибки.Группаэксперт овподводититоги упражнения. Приорганизацииролевыхигрнужнообязательнопомнить,чторечь идетнеодемонстрацииучащимисяактёрскихспособностей,аобумелом отображениивыбранногопроцесса.Дляначаланеобходимовыбратьтему длясимуляциииосновной вопрос,которыйбудутрешатьученики,затем спланироватьсценарий,продуматьраспределениеролей,датьучащимся достаточноеколичествоинформации,чтобыонимоглиубедительно выполнятьсвоиролииодновременноучиться. 3.4Отработка дискуссионныхвопросов Дискуссииявляютсяважнымспособомпознавательнойдеятельности учениковвпроцессеобучения.Дискуссия ‬ этоширокоепубличное обсуждениекакого - нибудьспорноговопроса.Онавзначительнойстепени способствуетразвитиюкритического мышления,даетвозможность определитьсобственнуюпозицию,формируетнавыкиотстаиваниясвоей точкизрения,углубляетзнанияпообсуждаемойпроблеме[10,64].Это полностьюотвечаетзадачамсовременнойшколы.Вдидактикенекоторые специалистыотносятдискус сиюкаккметодамобучения,такикформам организацииобучения.Некоторыеисследователисчитаютдискуссию разновидностьюигровыхформзанятий.Дискуссияможетвыступатькак методусвоениязнаний.Закрепленияихивыработкиуменийинавыков,как методразв итияпсихическихфункций,творческихспособностейи личностныхкачествучеников,атакжеметодстимулированияимотивации учёбы. Современнаядидактикапризнаетогромнуюобщеобразовательнуюи воспитательнуюценностьдискуссий.Ониучатглубокомупониманию п роблемы,самостоятельнойпозиции,оперированиюаргументами, критическомумышлению,уважениюкмнениямоппонентов,лучшему пониманиюдругихлюдей,способствуютформированиюсобственного взгляданамир[10,64]. Проведенийдискуссийнаурокелитературынеобхо димоначинатьс постановкиконкретногодискуссионноговопроса,неимеющего однозначногоответаидопускающегоразныевариантырешения,втомчисле ипротивоположные.Всевысказыванияучастниковдолжныбытьврусле обговариваемойтемы.Учительдолженисправ лятьошибкиинеточности, допущенныеучениками.Всеутвержденияучениковдолжныбыть аргументированными,дляэтогоучительможетпоставитьтакиевопросы: «Какиефактысвидетельствуютвпользутвоеймысли?»,«Кактыразмышлял, чтобыприйтиктакомувыводу?» .Дискуссияможетзаканчиватьсякак консенсусом,такисохранениемсуществующихразногласиймежду участниками. Припланированиидискуссиинужноучитыватьнескольковажных моментов:время,необходимоедляпроведения,егосогласованностьс другимивидамираб отынауроке;место,котороедолжнодаватьвозможность совершатьвсенеобходимыепередвиженияучениковисоздавать оптимальныеусловиядляобсужденияпроблемы;материалы,необходимые дляработыинаглядногоотражениярезультатов;письменныеинструкциио сп особевыполнениязадания,умениеработатьвгруппе.Втечениевсей работыгруппучительдержитвполезрениятриосновныхмомента:цель,от которойнельзяотклоняться;время,которогонужнопридерживаться;итоги, которыенужноподвести,чтобынепотерялся смыслсамойдискуссии. Начинатьработупообучениюучениковведениюдискуссииможнос технологии«Пресс».Этатехнологияиспользуетсяприобсуждении дискуссионныхвопросовиприпроведенииупражнений,вкоторыхнужно занятьичёткоаргументироватьопределе ннуюпозициюпообсуждаемой проблеме.Методучитшкольниковвырабатыватьиформулировать аргументы,высказыватьмнениепоспорнымвопросамвыразительнои сжато,убеждаядругих. Например,приизучениитрагедииГете«Фауст»можнопредложить дляобсужденията койвопрос:«Ктожеправосущностичеловека ‬ Господь илиМефистофель?» Преждечемзадатьвопросученикам,необходимораздатькарточки,в которыхобозначенычетыреэтапаметода«Пресс». 1. Сообщите,вчёмсостоитвашаточказрения(начинаясослов…я счит аю,что…). 2. Объяснитепричинувозникновениятакойточкизрения(начинать словами…потому,что…). 3. Приведитепримеры,дополнительныеаргументывпользувашей позиции,назовитефакты,которыедемонстрируютвашидоказательства (…например…). 4. Обобщитесв оюмысль(сделайтевывод,начинаясловами:итак, такимобразом…). Послеобъяснениямеханизмаработыметоданужноответитьна возможныевопросыучеников,привестипримерыккаждомуэтапу. Необходимопредложитьжелающимприменитьэтотметодклюбой проблеме поихвыбору.Лишьтогда,когдаформулабудетпонятнавсем ученикам,можнопредложитьданныйвопрос. Ещёодинметод,полезныйдляработысдискуссионнымивопросами, называется«Займипозицию».Егоможноиспользоватьвначалеурокадля демонстрацииразнообр азиявзглядовнаизучаемуюпроблемуилипосле овладенияученикамиопределенногообъемаинформацииисознания возможностипротивоположныхточекзрения. Рассматриваяпротивоположныемнения,ученикизнакомятсяс альтернативнымимнениями,прогнозируют,какиеп оследствиямогутиметь ихрешениядлядругихлюдейиобществавцелом,напрактикеотработают умениезащищатьсобственнуюпозицию,научатсяслушатьдругихиполучат дополнительныезнанияпотеме. Рассмотримиспользованиеэтогометоданапримереурокалитер атуры в9классеприизучениитрагедии«Фауст»Гете. Учительможетпредложитьученикамследующийдискуссионный вопрос: - МожетлиМефистофельпраздноватьпобедувконцепервойчасти произведения,ведьонпогубилМаргаритуивзялссобойФауста? Впротивопо ложныхуглахклассанеобходиморазместитьплакатыс такимсодержанием: Нужнопопроситьучениковстатьвозлеплаката,отображающегоих точкузрения.Группам,образовавшимсяприэтом,можнопредложить выработатьобщиеаргументы.Послетого,какпредставители каждойгруппы выступят,ученикампредлагаетсяперейтивдругуюгруппуи аргументироватьпричинысвоегоперехода.Затемучащиесяназываютсамые убедительныеаргументысвоейипротивоположнойстороны. Болеедуховнойформойобщения,котораяхарактеризуетсяв ысокой динамикойиэмоциональностью,являютсядиспуты.Главнаяцельдиспута ‬ решениесложныхморальнофилософскихвопросов,воспитаниякультуры общения.Переддиспутомможнообратитьсякшкольномупсихологу,с просьбойпровестипрактическиеконсультациим орально - этического характера,чтобыпознакомитьдетейсправиламиведениядискуссий. Необходимооформитьэтиправилаввидепамяткидлякаждогоученика.С цельюдостиженияатмосферысотрудничества,открытости,взаимоуважения, объявляется,чтокаждыйученик имеетправовысказатьсвоёмнение,даже еслиононесовпадаетсмнениемдругих.Втакихурокахпознанияистины принимаютучастиевсеученики. Основадиспута ‬ диалогическоевысказываниесаргументированной защитойсобственнойидеи.Темадискуссиисообщает сязаранее,чтобы учащиесяимеливозможностьтщательноподготовиться:прочесть дополнительнуюлитературу,ещёразобратитьсяктекстухудожественного произведения,определитьсвоюточкузренияиподобратьнеобходимые аргументы.Вопросыдлядискуссиимогут бытьтакими: 1. ТриумфилитрагедияТарасаБульбы(поодноименнойповести Н.В.Гоголя)? 2. ДонКихотЛаманческий ‬ сумасшедшийчеловекили благородныйрыцарь(поодноименномуромануМ.деСервантеса)? 3. Тайнажизнинепостижима,номынеможетотказатьсяо т попыткипознатьеёипонять(потрагедииГете«Фауст»). 4. «Бытьилинебыть ‬ вотвчёмвопрос…»(потрагедии В.Шекспира«Гамлет»). 5. Печорин ‬ геройилижертвасвоеговремени(пороману М.Ю.Лермонтова«Геройнашеговремени»)? 6. КогоубилРаскольнико в(поромануФ.М.Достоевского «преступлениеинаказание)? 7. Ктоправитмиром(поромануМ.Булгакова«Мастери Маргарита»)? Диспутыпроводятсяпотому,чтоневсегдаученикиимеютчетко сформулированныевзглядыиубеждения,навыкиуправленияобщением, обобщ ения,хотявподготовительнойаудиторииведущимможетстатьодин изспособныхучеников.Каклучшеначатьдиспут?Началоразговорадолжно бытьобязательноэмоциональным,настроеннымнанеравнодушное обсуждениевопроса,зажечьогонекполемики.Вовступительн омслове сообщаетсятема,цельдиспута,подчёркиваетсяактуальностьвопроса.Во времяурокаучительвнимательновыслушиваетдетей,незаметнозаостряяих вниманиенаключевыхмоментах,анализируя,обобщая.Взаключительном словеобращаетвниманиенатакиеа спекты: а)вселижелающиевыступили; б)былилиотступленияоттемы; в)чемонивызваны; г)пришлилиучастникидиспутакединомумнению; д)вкакихвопросахосталисьразногласия. Последиспутаможнопредложитьнебольшуютворческуюработув качестведомаш негозадания.Например,вовремяпроведениядиспутав10 классепотеме№3ученикампредлагаютсядляобсужденияследующие вопросы: - Какиепроблемыподнимаютсявпроизведении? - Какизображенычеловекиобществовтрагедии? - Какимпредстаетмирв«Фаусте »? - Чтоявляетсявмиредвижущейсилой? Вовремяполемикимогутвозникнутьновыевопросы: - Кемжеявляетсячеловекназемле ‬ «божественнымсозданием»или «животнымизживотных»? - ПочемудляГететакваженбылвопрососущностичеловека? «Фауст» - сложн оефилософскоепроизведение,вкоторомподнимаются проблемыжизниисмерти,добраизла,сущностибытия,назначения человекавмире.Поэтомунатакомурокеученикинетолькополучаютновые знания,ноиучатсямыслить,пониматьбезграничностьпроцессапозна ния, понимаютнеобходимостьдуховногосамосовершенствования.Вконцеурока вырисовываетсяобщаякартинапониманияученикамитемыдискуссии: «Человек ‬ существопротиворечивое.Онпостоянноищетсмыслжизни, хочетпознатьвсюглубинутайнприродыиимеетна этоморальноеправо,но раскрытьтайнуэтогобезграничногоиразнообразногомиравовсехего проявленияхневозможно,таккакмирпостоянноменяется». Чтобынеоборватьнитьполемикинауроке,можнопредложить ученикамнаписатьсочинениенатему«Чтоесть человекназемле?».Это прекраснаявозможностьдлякаждогоучастникадиспутаещёраз поразмышлятьнадбессмертнымистраницамивеликогогения.Невсегда полемикаограничиваетсяшкольнымуроком,частодискуссияпродолжается послезвонка.Именновэтомсилау рока ‬ диспута.Такиеминутыживого, непосредственногообщениясдетьмиособенноинтересны.Ведьименнов этотмоментоткрываетсяихбогатыйвнутренниймир,пробуждаетсясвоё «я»,проявляетсяжеланиетворить. Такимобразом,диспутактивизируетмышлениеуче ников, способствуетразвитиюустнойречи,формируетнавыкикультурного общения,учитсоздавать,помогаетглубжеосознатьсодержание художественногопроизведения,вкоторомподнимаютсявечныевопросы человеческогобытия ‬ социальные,философские,моральные, вызывает интерескискусствуслова. Внекоторыхслучаяхможнопровестидискуссиювстиле телевизионноготон - шоу.Этотехнологияструктурированнойдискуссии,в которойпринимаютучастиевсеученикикласса.Позволяетконтролировать ходдискуссии,оценивать участиекаждогоученика.Еёцельюявляется получениеучащимисянавыковпубличноговыступленияизащиты собственнойпозиции,формированиеобщественнойактивности. Натакомурокеучительявляетсяведущим.Онобъявляеттему дискуссииипредлагаетученикамкор откийрассказилипросмотр видеофрагментапоисследуемойпроблеме.Затемпредлагаетвысказатьсяпо теме«гостям»шоу,послечегодаетслово«зрителям»(неболее2мин). «Гости»должныотвечатькороткоиконкретно.Ведущийтожеимеетправо задаватьсвоивоп росыипрерыватьвыступающегоиз - заограниченностиво времени. Наподготовительномэтапенеобходимозаранеесообщитьтемуток ‬ шоу.Изчислаучениковклассавыбрать2 ‬ 5экспертов,выступающихвроли гостей.Попроситьучениковпродуматьвопросыиопредел итьсясосвоей точкойзрения,аэкспертам ‬ обработатьдополнительнуюинформацию. Аудиториюможноорганизоватьпотипустудии(ученикисадятся полукругомвозлеэкспертов). Ввидеток ‬ шоу,кпримеру,можнопровестидискуссиюнатему «ПротиворечияПечорина иегодуховныепроблемы»,вначаледискуссии целесообразнопоказатьотрывокизфильмапоромануЛермонтова.Вопросы дляобсуждениямогутбытьтакими: - Печоринпишетосебе:«Однипочитаютменяхуже,другиелучше, чемявсамомделе…Однискажут:онбылд обрыймалый,другие ‬ мерзавец. Итоидругоебудетложно…»Тогдакакойжеон,геройЛермонтова? - СпособенлиПечориннавысокиечувства? - Печоринговоритотом,чтоонприноситнесчастьедругимисам страдаетотэтого.Правдалиэто? - БыллиПечоринког да - нибудьсчастлив? - Способенлионнадружескиевзаимоотношения? - ЧтотакоежизньисмертьдляПечорина? - Какоеместозанималиженщинывегожизни?Какимонбылвлюбви? - ПочемуПечоринанеустраиваюттихиерадостиипокойсемейной жизни? - Чтостало причинойразочарованиявжизниивлюдях? - ЧемПечоринотличаетсяотсвоегоокружения? - Зачтоонпрезираетлюдей?Какегоэтохарактеризует?Всехлион презирает? - Каквыдумаете,случайнойлибыласмертьПечоринавроманеили закономерной? - Какиепро тиворечивыечертыхарактераобозначились,определились вПечорине? - ПочемуПечорин ‬ «лишний»герой? - Вызываетлионсочувствие? Послепроведенияток ‬ шоуможнотакжепредложитьнаписание сочинениядлядомашнейработы. Такимобразом,преподаваниелитера турытребует,намойвзгляд,от учителянетолькоглубокихзнанийпопредмету,аиискусстваихадаптации вученическойаудитории.Чтобызнаниянепревратилисьвгрудукамней, давящихличностьученика,передаватьихнужноприпомощиновых методик,приобщая кэтомупроцессуучеников. Заключение Учителю,сделавшемусвойвыборвпользуинтерактивныхтехнологий, необходимопродуматьуместностьиспользованияданныхтехнологий.Из личногоопыта,руководствоватьсятакимиметодамивыбораобучения, которыепозволя ютсоздатьновыемоделиинтерактивногообучения. Посколькусущностьинтерактивныхтехнологийпредусматривает взаимодействие,топроектированиеэтихтехнологийисозданиеихмоделей должнобазироватьсянановыхпринципахотношениймеждуучителеми учениками :доверия,партнерства,взаимопонимания,сотрудничества, помощииподдержки,терпения,уважительногоотношениякинтересами возможностямучастниковвзаимодействия.Авторитаризмибестактность помешаютсозданиюкомфортнойкоммуникативнойсредыимогут спро воцироватьнегативноеотношениеучениковкновымтехнологиямик учителювпервуюочередь. Необходимопридерживатьсяконкретныхправилпримоделировании форминтерактивныхтехнологий.Во - первых,кработедолжныбыть привлеченывсеученики.Нужноуделитьвн иманиепсихологической подготовкедетей.Ведьчастобываеттак,чтоневсеученикиготовык непосредственномувключениювтеилииныеформыработы.Оченьполезны вэтомслучаеразминки,поощрениязаактивноеучастиевуроке.Во - вторых, вработенедолжнып риниматьучастиеболее30учеников.Толькопритаком условиивозможнаэффективнаяработавмалыхгруппах,ведьоченьважно, чтобыкаждыйбылуслышан,каждаягруппамоглавыступить.Необходимо внимательноотнестиськвыборупомещениядляработы.Классдолже нбыть приготовлентакимобразом,чтобыученикамбылоудобнопересаживаться, передвигаться.В - третьих,надозаранееобговорить,чтовсеучастники должнысуважениемипониманиемотноситьсякточкезрениядругдруга. Необходимотакжедоговоритьсяорегламен тевыполненияработы.Деление участниковнагруппылучшепостроитьнадобровольнойоснове. Сегодняневозможнодостичьцели,решитьзадачиобученияшкольника безсозданияусловийдлясамостоятельногоосвоения,полученияи осмысленияимизнаний.Задачасовре менногоучителя ‬ неподаватьзнания школьникам,асоздатьмотивациюисформироватькомплексуменийобучать себя.Конечно,никакоеумениенеприходиткученикубезпомощиучителя. Сотрудничествоученикаиучителяпредусматриваетзнаниеиумение педагогадо зироватьинаправлятьсамостоятельность,которая предоставляетсяученику.Этоприведеткличностномустановлению школьникаиегоразвитию. Содержаниеинтерактивноговзаимодействияучителяиученикав условияхшколы ‬ программныйучебныйматериал.Цельинте рактивного обучениядлясовременнойшколывусловияхеёмодернизации ‬ общее развитиешкольников,предоставлениекаждомуизнихоптимальных возможностейвличностномстановлениииразвитии,врасширении возможностейсамоопределенияисамореализации.Резуль татомтакого обученияявляетсясозданиедидактическихусловийдляпереживания ученикамиситуацииуспехавпроцессеучебнойдеятельностии взаимообогащенияихмотивационной,интеллектуальнойидругихсфер. Предусматривается,чтосотрудничество,взаимодейств ие,активность учителяиучениковзаотносительнокороткийпромежутоквремени обеспечиваетформированиеиразвитиеоперативныхумений,которые определяютуспешностьтойилиинойдеятельностишкольника.Иначе говоря,интерактивноеобучениеэффективнее,резу льтативнееобученияв этомнаправлениикаждогоотдельногошкольника. Содержаниеучебногоматериалаполитературевключаетогромное количестворазличныхвидовзнаний,чтовзначительноймереопределяет сложностьинеоднозначностьегопониманияиусвоенияшк ольникамина разныхэтапахобучения.Ужепоэтойпричинеструктурнаяисодержательная сложностьучетногоматериала ‬ перспективнаяосновадлятворческого использованияинтерактивныхметодовобучения,которыеопределяютуспех ирезультативностьвразвитиии формированииличностныхкачествученика. Впроцессеобщенияуучениковформируютсязнания,собственное мнениеотомилииномсобытии,активнаяжизненнаяпозиция,творческие способности;развиваетсяречь,чувствоответственностизаколлективное дело,систе матизируются,анализируютсяикорректируютсяпредставления, понятия;устанавливаютсялогическиесвязи,которыеспособствуют пониманиюзакономерностииидеймировосприятия.Систематическое использованиеучителеминтерактивныхметодовнаурокесоздает благоп риятныеуслов иядляформированияуобучающихся позитивной мотивацииучебнойдеятельностииреализацииобщеобразовательных умений. Списокиспользованнойлитературы 1. ГрегаТ. Інтерактивніметодинауроках //Завуч. - 2004 - №7(193). 2. ГинА.А.Бескровнаяатак а:Технологияпроведенияучебного мозговогоштурма//Педагогика+ТРИЗВыпуск3:Сборникстатейдля учителей,воспитателейименеджеровобразования. ‬ Минск:ПКООО «ПолиБиг»,1994. 3. ГинА.А.Приемыпедагогическойтехники:Свободавыбора. Открытость.Дея тельность.Обратнаясвязь.Идеальность:Пособиедля учителей. ‬ 2 - еизд.,доп.,перераб. ‬ Луганск:СПДРезниковВ.С.,2007. 4. Інтерактивнітехнологіїнавчання:теорія,практика,досвід. Метод.посіб./Укл.О.Пометун,Л.Пироженко. ‬ К.:АПН,2002. 5. Клар и нМ.В.Интерактивноеобучение ‬ инструментосвоениянового опыта//Педагогика. ‬ 2000. - №7. 6. КострубО.П. Сучасніметодинавчаннявосвіті. ‬ К.,2000. 7. КсензоваГ.Ю.Перспективныешкольныетехнологии:Учеб. ‬ метод. п особ. ‬ М.,2000. 8. Освітнітехно логії:Навч. ‬ метод.посіб./зазаг.ред.О.М.Пєхоти. ‬ К., 2002. 9. Педагогічнітехнології:Навчальнийпосібникдлявузів/зазаг.ред.. О.С.Падалки. ‬ К.,1995. 10. ПометунО.таін.Сучаснийурок.Інтерактивнітехнологіїнавчання. Наук. ‬ метод.посіб . ‬ К.:Вид - воА.С.К.,2004. 11. ПометунО.,ПироженкоЛ.Інтерактивненавчанняяксукупність технологій//СільськашколаУкраїни. ‬ 2004. - №16 ‬ 17. 12. ПометунО.Активнійінтерактивніметодинавчання:допитанняпро диференціаціюпонять//Шляхосві ти. ‬ 2004 - №3. 13. СувороваН. Интерактивноеобучение:новыеподходы. ‬ 2000. - №1.