Учебный курс по информатике Введение в информатику для 5 класса (ФГОС)
Рабочая программа учителя
Словина Александра Николаевича
I квалификационной категории
по учебному курсу «Введение в информатику» для учащихся 5 класса
Данная программа разработана в соответствии с программой по информатике и ИКТ для общеобразовательных школ. Информатика и ИКТ (составитель: Л.Л.Босова (Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 год)
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Введение в информатику» составлена на основе:
Федерального государственного стандарта общего образования, приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Примерной программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторы Данилюк А.Я., Кондаков А. М., Тишков В.А., Москва «Просвещение» 2009.
Фундаментального ядро содержания общего образования / Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова, изд., М. : Просвещение, 2011. — 79 с.
Изучение учебного курса «Введение в информатику» в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики в 5 классе необходимо решить следующие задачи:
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
Место предмета в базисном учебном планеУчебный курс «Введение в информатику» проводится в 5 классах за счет компонента образовательного учреждения. Учебный курс рассчитан на 35 учебных часов (1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета
Учебник и другие элементы УМК по информатике в 5 классе реализуют общеобразовательную, развивающую и воспитательную цели, предполагающие комплексное решение практической задачи, заключающейся в овладении базовой системой понятий информатики на доступном уровне. Практическая задача является ведущей в данном курсе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатикиЛичностные образовательные результаты
В результате освоения учебного курса в 5 классе учащиеся получат:
широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предметные образовательные результаты
В результате освоения учебного курса «Введение в информатику» в 5 классе учащиеся получат представление:
о понятии «информация» — одном из основных обобщающих понятий современной науки, о понятии «данные», о базовых понятиях, связанных с хранением, обработкой и передачей данных;
о компьютерах — универсальных устройствах обработки информации, связанных в локальные и глобальные сети;
о мировых сетях распространения и обмена информацией,
о направлениях развития компьютерной техники (суперкомпьютеры, мобильные вычислительные устройства и др.),
Планируемые результаты изучения информатикиПланируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.
У пятиклассников будут сформированы:
основы алгоритмической культуры;
навыки коммуникации с использованием современных средств ИКТ, включая непосредственное выступление перед аудиторией и дистанционное общение (с опорой на предшествующее использование в различных предметах),
представления о необходимости учёта юридических аспектов использования ИКТ, о нормах информационной этики.
Ученик научится :
• понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
• различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
•приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
• приводить примеры информационных носителей;
•иметь представление о способах кодирования информации;
•уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
•определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
•различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
•запускать программы из меню Пуск;
•уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
•вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
Ученик получит возможность :
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Учебно-тематический план№ Название раздела Количество часов
общее теория практика
1 Информация вокруг нас 18 15,5 2,5
2 Компьютер как универсальное устройство обработки информации 3 1,5 1,5
3 Подготовка текстов на компьютере 5 3 2
4 Компьютерная графика 3 1,5 1,5
5 Создание мультимедийных объектов 4 2 2
9 Резерв 2 0 2
Итого: 35 23,5 11,5
Содержание учебного курса
Раздел 1. Информация вокруг нас
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.
Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.
Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.
Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.
Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись.
Учащийся научится:
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры древних и современных информационных носителей;
кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
Учащийся получит возможность:
сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
сформировать представление о способах кодирования информации;
преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.
Раздел 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Учащийся научится:
определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
создавать и форматировать списки;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
создавать круговые и столбиковые диаграммы;
научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
Учащийся получит возможность:
расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;
Раздел 3. Подготовка текстов на компьютере.
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Учащийся научится:
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
Учащийся получит возможность:
овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
Раздел 4. Компьютерная графика.
Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.
Учащийся научится:
применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
использовать простейший (растровый и/или векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений;
создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.
Учащийся получит возможность:
видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
Раздел 5. Создание мультимедийных объектов.
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Учащийся научится:
использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
Учащийся получит возможность:
научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельностиПримерные темы, раскрывающие основное содержание программы, и число часов, отводимых на каждую тему Основное содержание по темам Характеристика деятельности ученика
1. Информация вокруг нас (18 часов) Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.
Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.
Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.
Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.
Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления. Аналитическая деятельность:
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры информационных носителей;
классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
Практическая деятельность:
кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;
систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
вычислять значения арифметических выражений с помощью программы Калькулятор;
преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
решать задачи на переливания, переправы и пр. в соответствующих программных средах.
2. Компьютер (3 часа) Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Аналитическая деятельность:
выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;
анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;
определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Практическая деятельность:
выбирать и запускать нужную программу;
работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;
создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
3. Подготовка текстов на компьютере (5 часов) Текстовый редактор.
Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац.
Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов.
Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).
Создание и форматирование списков.
Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. Аналитическая деятельность:
соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;
определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.
Практическая деятельность:
создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
создавать и форматировать списки;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы.
4. Компьютерная графика (3 часа) Компьютерная графика.
Простейший графический редактор.
Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.
Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов.
Устройства ввода графической информации. Аналитическая деятельность:
выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);
планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;
определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;
Практическая деятельность:
использовать простейший (растровый и/или векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений;
создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.
5. Создание мультимедийных объектов (4 часа)
Мультимедийная презентация.
Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Аналитическая деятельность:
планировать последовательность событий на заданную тему;
подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.
Практическая деятельность:
использовать редактор презентаций или иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету;
создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения.
Резерв учебного времени в 5 классе: 2 часа
Календарно-тематическое планирование по учебному курсу «Введение в информатику» 6 класс
№
уро
ка Дата проведения Тема урока Тип урока Планируемые результаты Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы Д/з
Предметные Метапредметные Личностные 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Техника безопасности и
организация рабочего места. Информация вокруг нас изучение нового материала общие представления о целях изучения курса информатики; общие представления об информации и информационных процессах умение работать с учебником; умение работать с
электронным приложением к учебнику навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в
компьютерном классе. презентация «Информация вокруг нас»;
презентация «Зрительные иллюзии»;
презентация «Техника безопасности». §1,
РТ:
№1,4,7,10
2 Компьютер – универсальная машина для работы с информацией изучение нового материала, обобщение знание основных устройств компьютера и их функций основы ИКТ-компетентности представление о роли компьютеров в жизни современного
человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа
жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и
технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) презентация «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией »; презентация «Компьютер на службе у человека»; презентация «Техника безопасности»;
игра «Пары». §2, РТ: №12-14,23
3 Ввод информации в память компьютера. Практическая работа №1 «Вспоминаем
клавиатуру» изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков, практикум представление об основных устройствах ввода информации в
память компьютера основы ИКТ-компетентности; умение ввода информации
с клавиатуры понимание важности для современного человека владения
навыком слепой десятипальцевой печати презентация «Ввод информации в память компьютера» §3; РТ: №25,26,28,33
4 Управление компьютером. Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером» изучение нового материала, практикум общие представления о пользовательском интерфейсе;
представление о приѐмах управления компьютером основы ИКТ-компетентности; навыки управления
компьютером понимание важности для современного человека владения
навыками работы на компьютере презентация «Управление компьютером» §4; РТ: №38,39,42,53
5 Хранение информации Практическая работа №3 «Создаем и сохраняем файлы» изучение нового материала, практикум общие представления о хранении информации как
информационном процессе; представления о многообразии носителей
информации понимание единой сущню Практическая работа ости процесса хранения
информации человеком и технической системой; основы ИКТ-
компетентности; умения работы с файлами; умения упорядочивания
информации в личном информационном пространстве понимание значения хранения информации для жизни
человека и человечества; интерес к изучению информатики презентация «Хранение информации»;
презентация «Носители информации»;
презентация «Хранение информации: история и современность» §5; РТ: №55,59,63,64,67
6 Схема передачи информации. изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков общие представления о передаче информации как
информационном процессе; представления об источниках информации,
информационных каналах, приѐмниках информации понимание единой сущности процесса передачи
информации понимание значения коммуникации для жизни человека и
человечества; интерес к изучению информатики презентация «Передача информации»;
презентация «Средства передачи информации» §6; РТ: №70,72,74
7 Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой» изучение нового материала, практикум, обобщение общие представления об электронной почте, об электронном
адресе и электронном письме основы ИКТ-компетентности; умение отправлять и
получать электронные письма понимание значения коммуникации для жизни человека и
человечества; интерес к изучению информатики презентация «Передача информации» §6 (3); РТ: №76,77.
8 В мире кодов. Способы кодирования информации комбинированный урок общие представления о кодах и кодировании; умения
кодировать и декодировать информацию при известных правилах
кодирования умение перекодировать информацию из одной
пространственно-графической или знаково-символической формы в другую понимание значения различных кодов в жизни человека;
интерес к изучению информатики §7 (1,2)
9 Метод координат изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков общие представления о кодах и кодировании; умения
кодировать и декодировать информацию при известных правилах
кодирования; представление о методе координат умение перекодировать информацию из одной
пространственно-графической или знаково-символической формы в другую; понимание необходимости выбора той или иной формы
представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи понимание значения различных кодов в жизни человека;
интерес к изучению информатики
презентация «Кодирование информации» §7(3), РТ: №79,88,92
10 Текст как форма представления информации.
Компьютер – основной инструмент подготовки текстов
изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков общее представление о тексте как форме представления
информации; умение создавать несложные текстовые документы на родном
языке; сформировать у школьников представление о компьютере как
инструменте обработки текстовой информации основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить
речевое высказывание в письменной форме чувство личной ответственности за качество окружающей
информационной среды презентация «Текстовая информация»;
презентация «Цепочки слов» §8 (1, 3); РТ: №102, 104 (построить одну из цепочек по выбору учащегося),105
11 Текстового документы. Ввод текста.
Практическая работа №5 «Вводим текст»
изучение нового материала, практикум понятие о документе, об основных объектах текстового
документа; знание основных правил ввода текста; умение создавать
несложные текстовые документы на родном языке основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить
речевое высказывание в письменной форме чувство личной ответственности за качество окружающей
информационной среды презентация «Текстовая информация» §8 (2, 4); РТ: №111, 103
12 Редактирование текста. Практическая работа №6 «Редактируем текст»
изучение нового материала, практикум представление о редактировании как этапе создания
текстового документа; умение редактировать несложные т екстовые
документы на родном языке основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить
речевое высказывание в письменной форме чувство личной ответственности за качество окружающей
информационной среды презентация «Текстовая информация» §8 (5); РТ: №110, 112
13 Редактирование текста. Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста» изучение нового материала, практикум умение работать с фрагментами в процессе редактирования
текстовых документов основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить
речевое высказывание в письменной форме; умение выполнять основные
операции по редактированию текстовых документов чувство личной ответственности за качество окружающей
информационной среды презентация «Текстовая информация» §8 (5); РТ: №113, 114,115
14 Форматирование текста. Практическая работа №8 «Форматируем текст»
изучение нового материала, практикум представление о форматировании как этапе создания
текстового документа; умение форматировать несложные текстовые
документы основы ИКТ-компетентности; умение оформлять текст в
соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и
цвету, к выравниванию текста чувство личной ответственности за качество окружающей
информационной среды презентация «Текстовая информация» §8 (6); РТ: №118
15 Структура таблицы.
Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» изучение нового материала, практикум представление о структуре таблицы; умение создавать
простые таблицы основы ИКТ-компетентности; умение применять
таблицы для представления разного рода однотипной информации чувство личной ответственности за качество окружающей
информационной среды презентация «Представление информации в форме таблиц » §9 (1); РТ: №121, 123,124
16 Табличное решение логических задач изучение нового материала умение представлять информацию в табличной форме основы ИКТ-компетентности; умение использовать
таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами
двух множеств чувство личной ответственности за качество окружающей
информационной среды презентация «Табличный способ решения логических задач » §9 (2); РТ: №126, 127
17 Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме. изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков умение представлять информацию в наглядной форме умение выбирать форму представления информации,
соответствующую решаемой задаче чувство личной ответственности за качество окружающей
информационной среды презентация «Наглядные формы представления информации»;
презентация «Поезда»;
презентация «Теплоходы» §10 (1); №5,6 на стр. 73 учебника; РТ: №132
18 Диаграммы.
Практическая работа №10 «Строим диаграммы»
комбинированный урок, практикум умение строить столбиковые и круговые диаграммы умение выбирать форму представления информации,
соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые
данные чувство личной ответственности за качество окружающей
информационной среды презентация «Наглядные формы представления информации» §10 (2); РТ: №134-136
19 Компьютерная графика. Графический редактор.
Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора». изучение нового материала, практикум умение создавать несложные изображения с помощью
графического редактора; развитие представлений о компьютере как
универсальном устройстве работы с информацией развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму
представления информации, соответствующую решаемой задаче чувство личной ответственности за качество окружающей
информационной среды презентация «Компьютерная графика» § 11; РТ: №138, 139
20 Графический редактор. Практическая работа №12 «Работаем с графическими объектами» изучение нового материала, практикум умение создавать и редактировать изображения, используя
операции с фрагментами; представления об устройстве ввода графической
информации развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму
представления информации, соответствующую решаемой задаче чувство личной ответственности за качество окружающей
информационной среды презентация «Компьютерная графика» § 11; РТ: №142-144
21 Графический редактор. Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе» изучение нового материала, практикум умение создавать сложные изображения, состоящие из
графических примитивов умение выделять в сложных графических объектах
простые; умение планировать работу по конструированию сложных объектов
из простых; развитие ИКТ-компетентности чувство личной ответственности за качество окружающей
информационной среды презентация «Компьютерная графика»;
презентация «Планируем работу в графическом редакторе § 11; РТ: №145
22 Разнообразие задач обработки информации. Систематизация
информации изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков представление об информационных задачах и их
разнообразии; представление о двух типах обработки информации умение выделять общее; представления о подходах к
упорядочению (систематизации) информации чувство личной ответственности за качество окружающей
информационной среды
презентация «Обработка информации» § 12 (1, 2); РТ: №148-150
23 Списки – способ упорядочивания информации. Практическая работа №14 «Создаём списки» изучение нового материала, практикум представление о списках как способе упорядочивания
информации; умение создавать нумерованные и маркированные списки представления о подходах к сортировке информации;
понимание ситуаций, в которых целесообразно использовать нумерован ные
или маркированные списки; ИКТ-компетентность чувство личной ответственности за качество окружающей
информационной среды презентация «Обработка информации» § 12 (2); РТ: №151, 152.
24 Поиск информации. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет» изучение нового материала, практикум, обобщение представление о поиске информации как информационной
задаче умения поиска и выделения необходимой информации;
ИКТ-компетентность: поиск и организация хранения информации первичные навыки анализа и критической оценки получаемой
информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и
этических аспектов еѐ использования презентация «Обработка информации» § 12 (3); РТ: №153-155
25 Кодирование как изменение формы представления информации. комбинированный урок представление о кодировании как изменении формы
представления информации умение преобразовывать информацию из чувственной
формы в пространственно-графическую или знаково-символическую; умение
перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение
выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей
задачи понимание роли информационных процессов в современном
мире презентация «Обработка информации» § 12 (4); РТ: №158, 159,162
26 Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор» изучение нового материала, практикум представление об обработке информации путѐм еѐ
преобразования по заданным правилам умение анализировать и делать выводы; ИКТ-
компетентность; умение использовать приложение Калькулятор для решения
вычислительных задач понимание роли информационных процессов в современном
мире презентация «Обработка информации» § 12 (5); РТ: №165, 166,174
27 Преобразование информации путем рассуждений изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков представление об обработке информации путѐм логических
рассуждений умение анализировать и делать выводы
понимание роли информационных процессов в современном
мире презентация «Обработка информации»;
презентация «Задача о напитках» § 12 (6), №15,16 ( учебник); РТ: №176, 178
28 Разработка плана действий и его запись. Задачи о переправах развитие и закрепление умений и навыков представление об обработке информации путѐм разработки
плана действий умение планировать пути достижения целей; соотносить
свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей
деятельности; определять способы действий в рамк ах предложенных
условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи понимание роли информационных процессов в современном
мире презентация «Обработка информации» 12 (7); №179, 180 (записать решение в тетрадь)
29 Табличная форма записи плана действий. Задачи о
переливаниях изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков представление об обработке информации путѐм разработки плана действий умение планировать пути достижения целей; соотносить
свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей
деятельности; определять способы действий в рамках предложенных
условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи понимание роли информационных процессов в современном
мире презентация «Обработка информации»; логическая игра «Переливашки» §12 (7), №20 в учебнике; №181, 184 в РТ.
30 Создание движущихся изображений. Практическая работа №17 «Создаём анимацию» изучение нового материала, практикум представление об анимации, как о последовательности
событий, разворачивающихся по определѐнному плану умение планировать пути достижения целей; соотносить
свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей
деятельности; определять способы действий в рамках предложенных
условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи понимание роли информационных процессов в современном
мире презентация «Обработка информации» § 12(8), №21 в учебнике.
31 Создание анимации по собственному замыслу. Практическая работа №17 «Создаём анимацию» изучение нового материала, практикум навыки работы с редактором презентаций умение планировать пути достижения целей; соотносить
свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей
деятельности; определять способы действий в рамках предложенных
условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной за дачи; ИКТ-
компетентность понимание роли информационных процессов в современном
мире Подумать, что нового узнали и чему научились за прошедший учебный год на
уроках информатики.
32-33 Создание итогового мини-проекта. Практическая работа №18 «Создаём слайд-шоу» практикум представления об основных понятиях, изученных на уроках
информатики в 5 классе умение структурировать знания; умения поиска и
выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность понимание роли информационных процессов в современном
мире Повторить основные понятия курса информатики (по ключевым словам в учебнике).
34-35 Резерв учебного времени практикум представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе умение структурировать знания; умения поиска и
выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность понимание роли информационных процессов в современном мире Повторить основные понятия курса информатики (по ключевым словам)
Формы организации учебного процесса
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 5 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
В 5 классе особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.
Используемые технологии, методы и формы работы:
При организации занятий школьников по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.
На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником, рабочей тетрадью);
наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);
проблемное обучение;
метод проектов;
ролевой метод.
Основные типы уроков:
урок изучения нового материала;
урок контроля знаний;
обобщающий урок;
комбинированный урок.
Перечень учебно-методического и программного обеспечения по информатике и ИКТ для 5 класса
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Оборудование и приборы
Операционная система Windows
Пакет офисных приложений Office или Open Office.
Л.Л. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
Перечень цифровых образовательных ресурсов
Зрительные иллюзии.
Техника безопасности.
Компьютер на службе у человека.
Хранение информации.
Носители информации.
Средства передачи информации.