Технологическая карта урока по математике на тему Обобщение и систематизация знаний по теме «Понятие дроби. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей» (5 класс)
Технологическая карта урока
Бастрюкова В.Е.
учитель математики
ГБОУ СОШ №23 им. Б.А. Кучера
Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Понятие дроби. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей»
Класс: 5
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Цели: а) Систематизировать знания учащихся по теме: «Обыкновенные дроби»
б) Закрепить умения применять изученные правила при вычислении, сравнении чтении дробей.
в) развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;
г) развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели, аргументировать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: знать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми и разными знаменателями, уметь применять их при решении примеров, уравнений, знать правила сравнения дробей.
Метапредметные результаты: уметь воспроизводить сложение и вычитание дробей; уметь сравнивать дроби, уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности; уметь приводить свои примеры.
Личностные результаты: умение работать в коллективе, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения.
Метод обучения: частично-поисковый метод
Технология обучения: технология сотрудничества
Оборудование: доска, проектор
Материалы: учебник «Математика 5» Никольский С. М. и др., 2012 «Просвещение», план-конспект урока, презентация, раздаточный материал
Этапы урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы обучения Результативность
1. Организационный момент Создать благоприятный психологический настрой на работу - Здравствуйте ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, желаю вам успешной работы на уроке! Садитесь.
На протяжении нескольких уроков мы с вами говорили о необходимости появления обыкновенных дробей и умении работать с ними.
Сегодня на уроке мы ещё раз вспомним все правила действий с обыкновенными дробями и каждый из вас проверит свои умения и навыки приобретённые при изучении последних тем.
Ребята, что мы уже успели изучить с вами? Включаются в деловой ритм урока.
Ответы учеников:
Мы с вами изучали правильные и неправильные дроби, сокращение дробей, сравнение дробей, сложение и вычитание дробей
Фронтальный опрос
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели урока.
Обеспечение мотивации учения детьми. - Молодцы. А теперь давайте определим цель нашего урока (чем мы будем заниматься на уроке)?
Эпиграфом к нашему уроку я бы предложила слова великого русского писателя Л.Н. Толстого:
Человек подобен дроби: в знаменателе — то, что он о себе думает, в числителе — то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. - обобщить и систематизировать знания об обыкновенных дробях
- формировать навыки сравнения обыкновенных дробей, нахождения части от целого и целого по его части, сложения и вычитания дробей, решение уравнений Частично-поисковая работа учащихся
Слайд 1
Слайд 2 Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; 4. Обобщение и систематизация знаний Обеспечение восприятия, осмысления и запоминания детьми изученной темы. Наш урок проведём в форме игры «Путешествие в страну дробей»
Условия игры: участвуют все учащиеся. За правильный ответ учащийся получает желтый жетон, за неполный ответ - голубой. В конце игры подсчитываются жетоны, от их количества и цвета зависит оценка учащегося.
1.Проверка домашнего задания
Сейчас мы с вами проверим д/з. Поменяйтесь пожалуйста тетрадками, если все правильно, то ставим «+», если нет – «-».
2.Устные упражнения
ЦЕПОЧКА
- Прежде чем начать это упражнение, вспомним правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
НАЙДИ ОШИБКУ
- Ответы на вопросы:
Что означает черта дроби?
Как называется число, стоящее под чертой дроби? Что оно показывает?
Как называется число, стоящее над чертой дроби? Что оно показывает?
3. Домик умников
РЕШИТЬ УРАВНЕНИЕ
- Ответы на вопросы:
Компоненты сложения?
Как найти неизвестное слагаемое?
Компоненты вычитания?
Как найти уменьшаемое?
Как найти вычитаемое?
Правило сложения дробей с разными знаменателями
Правило вычитания дробей с разными знаменателями
ВЫЧИСЛИТЬ
СРАВНИТЕ ДРОБИ
Отвечают на вопросы:
Какие дроби называются правильными?
Какие дроби называются неправильными?
Правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями?
Правило сравнения дробей с одинаковыми числителями?
Правило сравнения правильной и неправильной дроби?
НАХОЖДЕНИЕ ЦЕЛОЕ ПО ЕГО ЧАСТИ И ЧАСТИ ОТ ЦЕЛОГО
Отвечают на вопросы:
Как найти часть от целого?
Как найти целое по его части
СОКРАТИТЬ ДРОБЬ
Задания повышенного уровня
Учащиеся включаются в работу.
Проверяют д/з
Рассказывают правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями
Ответы учеников:
Деление
Знаменатель. Показывает на сколько равных частей (долей) разделили единицу
Числитель. Показывает сколько таких равных частей (долей) взяли
Отвечают на вопросы учителя, получают жетоны.
Решают уравнения у доски по 2 человека
Отвечают на вопросы, получают жетоны.
Решают у доски Слайд 3
Индивидуальная работа, самопроверка, работа в группах, самостоятельная работа
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.
Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
5. Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых Что мы сегодня повторяли на уроке?
Какие у вас были затруднения на этом уроке?
Нашли ли вы выход из затруднения?
Остались ли у вас затруднения после урока?
Над чем необходимо продолжить работу?
Оценить отдельных учащихся Повторяют цель урока, правила. Подведение итога урока через фронтальный опрос Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль
8. Информация о домашнем задании Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. п.4.1 – 4.8 №770 (а,б,в), №801 (а,б,в), №838 Инструктаж домашнего задания