Урок Правовые нормы информационной деятельности
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Чебоксарский механико-технологический техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
План - конспект урока «Правовые нормы информационной деятельности»
Автор: Николаева Светлана Ивановна
2015 г.
Пояснительная записка
План- конспект «Правовые нормы информационной деятельности» составлен для проведения урока по дисциплине «Информатика и ИКТ» со студентами 1 курса специальности 42.02.01 Реклама согласно разработанной рабочей программе дисциплины «Информатика и ИКТ» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.
Урок «Правовые нормы информационной деятельности» проводится в виде практической работы с применением инновационного метода фишбоун для актуализации базовых знаний, необходимых для выполнения практического задания.
Практическая работа проводится с подгруппой в количестве 12 человек. Количество занятий по плану: в год- 95 ч., в неделю-3 ч.
На уроке «Правовые нормы информационной деятельности» была проведена классификация правовых документов, регламентирующих информационную деятельность, с помощью Интернета были найдены подтверждения – ситуации для применения того или иного закона защиты информации.
Данная тема является актуальной, так как, когда люди занимаются информационной деятельностью, а их основным средством работы является компьютер, соблюдение этических и правовых норм становится чрезвычайно важным. Каждый, кто работает с компьютерной информацией, должен отчетливо осознавать свою ответственность за сохранение ее конфиденциальности.
При выполнении практической работы студентам предложено систематизировать информацию с помощью метода фишбоун.
Для выполнения задания студенты разделены на минигруппы по 2 человека. Время – 45 минут (1 урок).
Цели и задачи проводимого урока:
Развивающие:
развивать познавательный интерес к предмету посредством использования ИКТ в учебном процессе;
развивать у студентов критическое мышление; умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно;
стимулировать студентов на совместное творчество через работу в парах, воспитывать ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержку и умение выступать перед аудиторией;
Познавательные:
сформировать у студентов представление о правовых нормах защиты информации;
исследовать применение правовых законодательных актов к конкретной ситуации;
обучать студентов самостоятельному приобретению новых знаний, с использованием метода фишбоун;
побуждать студентов к исследовательской деятельности с использованием различных информационных ресурсов;
Вид занятия – урок
Тип занятия – практическая работа
Оборудование и средства: проектор, компьютеры, Интернет, Power Point, интерактивная доска, раздаточный материал, презентация, бортовой журнал студента, схема фишбоун.
Урок «Правовые нормы информационной деятельности» состоит из 3 этапов:
1 этап. Организация целевого пространства
2 этап. Организация деятельностного пространства
3 этап. Организация рефлексивного пространства
На 1 этапе объявляется тема урока, ставится индивидуальная цель, которую озвучивает каждый студент и записывает в свой бортовой журнал. На основании всех индивидуальных целей формулируется общая цель:
Изучить правовые документы информационной сферы и привести конкретные примеры - ситуации, в которых соблюдается или не соблюдается тот или иной правовой закон, оформить их в виде мини- проектов.
На 2 этапе – Организация деятельностного пространства определяются базовые знания, которые необходимо иметь для выполнении практической работы, проводится мозговой штурм, в результате которого заполняется верхняя часть фишбоун.
Перед созданием мини – проектов в виде презентаций проводится совместно со студентами инструктаж по технике безопасности.
Пользуясь разнообразными средствами: раздаточным материалом, Интернетом, учебниками, студенты заполняют нижнюю часть фиш- боун.
В качестве творческого задания для систематизации знаний и умений предлагается найти жизненные примеры - ситуации выполнения или невыполнения того или иного закона (она мини- группа- один Закон).
После защиты своих мини- проектов, студенты формулируют выводы, которые заносятся в фишбоун (хвост).
На 3 этапе - Организация рефлексивного пространства студенты заполняют листы самоанализа, возвращаются к индивидуальным целям каждого и выясняют, реализована ли индивидуальная цель.
В качестве домашнего задания предлагается сделать памятку для пользователя ресурсов Интернета «Ответственность за нарушение авторских прав на компьютерные программы и базы данных» в виде буклета.
Использование метода фишбоун при изучении данной темы повысило качественную успеваемость студентов 1 курса на 25 %.
С помощью фишбоун, студенты приобретают такие метапредметные компетенции как:
критическое мышление;
взаимодействие в группах;
планирование и осуществление исследовательской деятельности;
истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста;
осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации.
Технологическая карта занятия по теме
«Правовые нормы информационной деятельности»
Группа_________ дата_______________
Цели :
Действия преподавателя
Действия студентов
Средства
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к предмету посредством использования ИКТ в учебном процессе;
- развивать у студентов критическое мышление; умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно;
Организация целевого пространства
- приветствует студентов;
- проверяет готовность группы к занятию;
- сообщает тему занятия;
- корректирует индивидуальные цели,
-формулирует общую цель;
- знакомит со средствами для реализации цели.
- приветствуют преподавателя;
- слушают, записывают;
- слушают;
-формулируют цели;
-знакомятся со средствами реализации цели;
Презентация
Бортовой журнал студента
Бортовой журнал студента, презентация, учебники
Организация поискового пространства
- стимулировать студентов на совместное творчество через работу в парах, воспитывать ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержку и умение выступать перед аудиторией;
Познавательные:
- сформировать у студентов представление о правовых нормах защиты информации;
- исследовать применение правовых законодательных актов к конкретной проблемной ситуации;
- обучать студентов самостоятельному приобретению новых знаний, с использованием
WEB-технологии;
-побуждать студентов к исследовательской деятельности с использованием различных информационных ресурсов;
- вводит понятие Информационное правонарушение
- систематизирует базовые знания с помощью метода «Фишбоун» (мозговой штурм)
- выдает задание: для каждого вида правонарушения записать Закон РФ, действующий в информационной сфере.
- проводит систематизацию знаний:
- выдает задание: для каждого Закона РФ в информационной сфере привести пример- жизненную ситуацию его выполнения или невыполнения.
- инструктирует по технике безопасности, задает вопросы по инструктажу;
- следит за выполнением практического задания;
- оценивает мини- проекты, дает рекомендации;
-задает вопросы, формирует умения анализировать, сравнивать, находить общее и отличное, делать выводы.
- слушают;
-заполняют верхнюю часть фишбоун, находят правильные ответы;
-выполняют практическое задание;
- заполняют нижнюю часть фишбоун
-слушают, задают вопросы;
- слушают, отвечают на вопросы по инструктажу;
- находят ситуации- примеры выполнения Законов РФ в информационной сфере;
- оформляют собранную информацию в виде мини- проектов;
- защита мини- проектов;
-анализируют и делают выводы, заполняют фишбоун (хвост- вывод)
раздаточный материал
учебник, раздаточный материал
Бортовой журнал
Компьютеры, интернет
Компьютеры, PowerPoint
Интерактивная доска, презентации;
Бортовой журнал
Организация рефлексивного пространства.
- проводит рефлексию
- выдает домашнее задание: сделать памятку для пользователя ресурсов Интернета «Ответственность за нарушение авторских прав на компьютерные программы и базы данных» в виде буклета;
- инструктирует по его выполнению.
- заполняют листы самоанализа;
- осознают результаты своей деятельности.
-слушают, задают вопросы.
Бортовой журнал
Приложение 1
Бортовой журнал
Фамилия, имя студента_____________________________________________
______2015 г.
Тема: Правовые нормы информационной деятельности
Индивидуальная цель:____________________________________________________________________________________
Информационное правонарушение - разновидность социального конфликта, и запрещенное нормами права взаимодействие субъектов информационной сферы, выражающее противоречия интересов его участников.
Что такое Фишбоун ?
Схемы (диаграммы) «Фишбоун» были придуманы профессором Кауро Ишикава, поэтому часто называются диаграммы Ишикава. Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинные (причинно-следственные) диаграммы (причинные карты)). Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.
ПРИЧИНЫ ПРОБЛЕМЫ
В
П Ы
Р В
О О
Б ПРАВОНАРУШЕНИЯ Д
Л
Е В ИНФОРМАЦИОННОЙ
М СФЕРЕ
А
ЗАКОНЫ, ФАКТЫ
Самоанализ деятельности на уроке
Достоинства, недостатки, перспективы
Домашнее задание:
Сделать памятку для пользователя ресурсов Интернета «Ответственность за нарушение авторских прав на компьютерные программы и базы данных» в виде буклета.Источники и литература
Е.В. Михеева, Информационные технологии в профессиоеальной деятельности.:учебник для студентов учреждений среднего профессионального образрвания.-М.: Академия, 2014.
И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Э. Шеина. Информатика.Базовый уровень. Учебник для 11 класса.- М.:Бином, 2014.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - метод Фишбоун
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – схема Фишбоун как метод визуализации информации.
15