ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ИЛИ КАК СООТВЕТСТВОВАТЬ ПОЧЕТНОМУ СТАТУСУ РОДИТЕЛЬ ВЫПУСКНИКА


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ
Данный психологический практикум, предназначен
для родителей выпускников, с целью формирования родительской компетенции, в вопросах оказания реальной практической помощи и поддержки собственной детям, в выработке грамотной поведенческой стратегии в период подготовки к итоговым выпускным испытаниям, в вопросах профессионального выбора, с учетом индивидуальных личностных, психологических, энергетических ресурсов собственного ребенка.
ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ИЛИ
КАК СООТВЕТСТВОВАТЬ ПОЧЕТНОМУ СТАТУСУ «РОДИТЕЛЬ ВЫПУСКНИКА»
Здравствуйте уважаемые родители.
Ну вот, наконец, и вы достигли определенного почетного статуса - «родитель выпускника».
Согласитесь, время прошло незаметно…только вчера, ваши дети переступили порог школы, а уже сегодня, буквально стоят на ее пороге…
И только лишь отзвучит заветный, долгожданный и вместе с тем прощальный звонок…как ваших детей ожидают достаточно серьезные, но вместе с тем, ооочень необходимые испытания, к которым они уже, я даже не сомневаюсь, готовятся ооооочень и очень ответственно ...
Советы родителям выпускников
О том, что экзамен – особый и очень сложный период в жизни любого человека, каждый из нас знает не по наслышке, наверняка, у многих, до сих пор живы яркие впечатления об этом непростом испытании…
Мы, как родители, загодя готовимся к этому событию, не говоря уже о самих виновниках данного «торжества»…
- Какие вопросы становятся приоритетными для каждого родителя, находящегося на этом этапе? (комментарии…)
ОТВЕТЫ:
- как поддержать ребенка во время выпускных и вступительных экзаменов?
- как помочь ему пережить этот далеко не простой период?
- как пройти его достойно и с меньшими потерями?
- Конкретная помощь родителей, на что она может быть направлена? (рассуждения…)
Никто не знает собственных детей лучше, чем мы сами - их родители.
А потому, именно мы, в идеале, должны, по крайней мере, интуитивно понимать то, в какой помощи нуждается наш ребёнок и исходя из этого, реально оценивать возможности, как его, так и свои собственные …
Ну, а если на интуицию надеяться не приходится, то можно, на прямую спросить его о том:
- «Как и чем я могу быть тебе полезен?»
Зачастую, находясь в таком волнительном положении, считая, что не успеют выучить все необходимое, дети неосознанно начинают пренебрегают элементарными правилами, необходимыми для полноценной жизни деятельности, в которой на сегодняшний день, они особо нуждаются.
А потому, очень важно оказаться рядом в нужный момент… и протянуть руку помощи собственному чаду, если конечно, он в ней нуждается….
Помощь в организации режима дня…
- Какую роль играет режим дня в период подготовки? (комментарии…)
Режим дня, является неотъемлемой частью жизни и залогом здоровья любого человека, тем более в этот непростой и ответственный период.
- Каким, на ваш взгляд, должен быть режим в период подготовки к итоговым испытаниям? (комментарии…)
Ответ:
Важно, чтобы ребенок имел возможность все условия для занятий, равно, как и возможность, как следует отдохнуть, сменить деятельности.
- Что необходимо для поддержания высокой работоспособности в период подготовки к экзаменам? (комментарии…)
Ответ:
Для сохранения высокой работоспособности, в период подготовки к экзаменам, необходимо делать короткие перерывы каждые 45-60 минут.
Можно выпить чаю в приятой беседе, отвлечься, поговорить по телефону, затем вновь вернуться к занятиям.
- Какими могут быть формы досуга в период подготовки? (рассуждения….)
Ответы:
Важно (ненавязчиво) помочь ребенку найти такую форму досуга, которая не переутомляла бы его…
- Приведите примеры..
Ответы:
К примеру, прогулки, приятное общение с друзьями.
Важно понимать, что зачастую, шумный и чрезмерно активный отдых может стать дополнительной нагрузкой для ребенка…
- Как относиться к продолжительным компьютерным играм? (комментарии…)
Ответ:
Компьютерные игры только увеличивают усталость (из-за концентрации внимания на игре)
Иногда дети, в погоне за объемом выученной информации, торопятся, пренебрегают сном, занимаются по ночам…
- Признайтесь, кого касается подобная ситуация?
- Предположите последствия такой подготовки? (комментарии…)
Ориентировочные ответы:
Накапливается усталость, растет раздражительность и беспокойство.
Умственная работоспособность снижается, тянет в сон…
- Вывод..
Эффективной подготовке способствует только занятия на «свежую» голову….
Для нормального самочувствия и хорошей работоспособности ребенок должен как следует, высыпаться.
Также, мы можем помочь своим детям в составлении четкого плана по подготовке к экзаменам (в распределении учебного материала по дням, в определении ежедневной учебной нагрузки)
- Какие преимущества дает наличие такого плана?

Ориентировочные ответы:
Помогает справиться с тревогой (ребенок понимает, что успеть выучить весь необходимый материал вполне реально, поскольку у него все просчитано в деталях)
Зачастую, дети могут сделать это самостоятельно…если же нет… то…наша помощь может оказаться, как нельзя кстати.
Домашние заботы в период подготовки.
«За» или «Против»
- Интересно ваше мнение….
- Нужно ли на время подготовки к экзаменам освобождать ребенка от домашней работы?
Ориентировочные ответы:
Вопрос непростой…
- Почему? (рассуждения…)
Потому, что и ответ на него индивидуален…
Зачастую, дети начинают манипулировать взрослыми в этом отношении, эксплуатируя тему собственной занятости в своих интересах:
«Я и так много занимаюсь, а меня еще заставляют мыть посуду, полы…».
- Вспомните собственную ситуацию…? (комментарии…)
Безусловно…
Можно понять и даже пожалеть ребенка, но…
- Предположите, а могут ли быть «плюсы» подобной деятельности в этот период? (комментируем…)
Ориентировочные ответы:
Легкая физическая нагрузка может, в свою очередь, служить отличной разгрузкой, позволяющей сменить деятельность, переключиться и отдохнуть интеллектуально… однако, может и усилить общее утомление…
А потому…..
- Вывод…

Ориентировочные ответы:
Вопрос о помощи по дому решается индивидуально, с учетом индивидуальных личностных, психологических, энергетических и других особенностей ребенка, о которых вы, может ранее и не задумывались, но, обязательно подумаете…
Эмоциональный настрой родителя и его значение.
- Почему необходимо вспомнить и об этом? (рассуждения…)
- Влияет ли, наше внутреннее психологическое состояние на нашего выпускника? (рассуждения….)
Ориентировочные ответы:
Наше внутреннее состояние, наша тревога – на подсознательном уровне передается и нашим детям.
Особенно это характерно для высокотревожных детей, склонных переживать по самому незначительному поводу.
Психологический микроклимат в семье…
Семьи бывают разными…
Полными, неполными, благополучными и неблагополучными, находящимися в процессе конфликта, развода и т.д. и т.п…
- Какой совет пришелся бы кстати в связи с этим? (рассуждения…)
Ответ:
- Какими бы они ни были взаимоотношения, какой бы период они не переживали, важно помнить, что на период подготовки к экзаменам, мы должны набраться терпения и мудрости и постараться создать максимально спокойную, эмоционально гармоничную атмосферу в семье…
«Экзамен, как нечто фатальное, непоправимое…»
Зачастую тревоги и страхи детей связаны с тем, что вступительные экзамены они воспринимают, как нечто «фатальное, непоправимое»….
Наиболее впечатлительные из них, боятся даже представить себе, что случится, если вдруг они не поступят, что само по себе усиливает тревогу, буквально, в разы…
- В связи с чем, наверняка, стоит задуматься о том, а от куда взялись подобные установки у наших детей?
- Какова природа происхождения их тревоги на этот счет? (комментарии…)
А потому…
Здесь важно подумать над установками, которые мы даем нашим детям…
- Всегда ли они оправданы и полезны?
- И какие установки могут быть эффективны для них сегодня?
УСТАНОВКИ РОДИТЕЛЕЙ ДЛЯ РЕБЕНКА
- Какими они могут быть? (рассуждения…)
Ответы:
Важно создать для ребенка ситуацию успеха…
- Если это фразы-обращения, то какими они могут быть? (комментарии…)
Ориентировочные ответы:
Чаще, напоминать ему о том, что мы в него верим в него, надеемся на успех.
- Всегда ли однозначно «с плюсом» срабатывает подобная установка?
- Для всех ли детей она подходит?
Ориентировочные ответы:
- Все зависит от самооценки ребенка…
- Важно не перегнуть палку…
- Оцените, были ли вы объективны в своих похвалах в процессе его воспитания?
- Не взрастили ли вы в нем необоснованные амбиции? …
- Может ли иметь место установка «Ты лучший!…»
Ориентировочные ответы:
Установка «Ты лучший!…» в принципе, не должна иметь места.
Иногда, подобный настрой, может дать совсем противоположный реультат…
Ребенок: (заставляют нас задуматься о многом…)
«Родители верят в меня!…»
«Они знают, что говорят!…»
«Зачем я стану «выпрыгивать из штанов»?
«Если, что, подстрахуют…
«Ни куда не денутся, выучат на платной основе…»
Оптимальный уровень тревоги
- Для чего он необходим?
Ориентировочные ответы:
Если ребенок не волнуется, снижается эффективность процесса подготовки….
И наоборот, если уровень волнения слишком высок, все силы уходят на борьбу с ним.
- А потому, какой позиции важно придерживаться в этом случае? (рассуждения…)
Ориентировочные ответы:
Важно, правильно оценивать, и не стараться переоценивать значимость процедуры экзамена, вводя его в ранг «запредельности»…т.е. придерживаясь оптимальной позиции…
ОБОБЩАЕМ:Если ребенок понимает, что даже в случае неудачи, мир не рухнет и жизнь продолжается, что он в любом случае будет понят и поддержан семьей, это поможет ему чувствовать себя более уверенно на экзамене.
Анализ и объективная оценка поражений
- В чем заключается ценность способности анализировать и объективно оценивать собственные неудачи и поражения? (рассуждения…)
Ориентировочные ответы:
Они учат извлекать из поражения пользу, помогает избегать подобных неприятностей впредь, повышает уверенность в себе, в собственные силы.
- Признайтесь…
- Практикуете ли вы, как родители этот метод в процессе воспитания своего ребенка? (комментарии…)
- Если нет, начинайте подобную практику…
- А практикуя, думайте о ее пользе.
Варианты подготовки к итоговым испытаниям
Для успешной сдачи итоговых испытаний, существует несколько вариантов подготовки, которые также необходимо уметь правильно выбрать….
- Какие варианты известны вам? (комментарии….)
ВАРИАНТ «Самостоятельной подготовки»
- Что вы думаете о нем? (комментарии…)
Ответы:
Его можно рассматривать, как основной, традиционный, классический, но отнюдь не единственный…
- Как вы считаете, всем ли учащимся подходит выбор самостоятельной подготовки? (рассуждения…)
Ориентировочные ответы:
Самостоятельная подготовка, хороша лишь для усидчивых учеников, способных самостоятельно мыслить и объективно анализировать собственные ресурсы, ликвидировать пробелы…
Совет:
С вашей стороны - необходимо обеспечить ребёнка пособиями, рекомендованными системой образования РК, а также доступом к он-лайн тренажёрам в Интернете.
Недостаток академических часов по подготовке к предмету (1 раз в неделю) необходимо компенсировать другими видами дополнительной подготовки)
- Какие еще виды Доп. Подготовки вам известны и эффективны на ваш взгляд? (комментарии…)
ВИД ПОДГОТОВКИ : «Факультативы, элективные курсы»
- В чем их преимущество? (комментарии…)
Ориентировочные ответы:
Их ведут заинтересованные в успехе вашего ребёнка учителя, ориентирующиеся в требованиях и методах подготовки к выполнению заданий.
- Какие виды дополнительной помощи еще можно рассматривать в качестве эффективной? (рассуждения…)
Ориентировочные ответы:
Репетитор
- В чем преимущества этого вида дополнительной помощи? (рассуждения…)
Ориентировочные ответы:
Это индивидуальный подход к вашему ребёнку.
- Могут ли иметь место «минусы» в данном виде дополнительной помощи?
Ответы:
- Высокая стоимость индивидуальных занятий
- Необходимость поиска «хорошего» репетитора
- Всегда ли индивидуальный подход является гарантией успеха качественной подготовки? (рассуждения…)
Как найти хорошего репетитора?
- На какие критерии важно ориентироваться в выборе хорошего репетитора? (комментарии…)
Ответы:
Важно ориентироваться на хорошего учителя-предметника.
- Играет ли роль статус репетитора (доктор наук, кандидат, магистр…)? (комментарии…)
Ответы:
Статус репетитора, не является гарантией хорошей подготовки.
- На что лучше ориентироваться в поиске репетитора на объявления (рекламу в газете, на сайте) или рекомендации? (рассуждения…)
Ответы:
Ориентироваться на педагога-предметника, имеющего опыт подготовки выпускников, либо прошедшего специальную методическую подготовку, возможно эксперта предметной комиссии, знающего в тонкостях о типичных ошибках выпускников и то, как их избежать.
Советы:
Заранее обсудите с репетитором стоимость, время, интенсивность, продолжительность занятий, где они будут проходить.
Вашему ребёнку должно быть удобно добираться до места занятий.
Занятия должны быть исключительно индивидуальными. (даже, не из 2-х чел)
Если бы ваш ребёнок нуждался в групповой подготовке, вы бы выбрали подготовительные курсы.
И ПОМНИТЕ…
Репетитор – человек, нанятый на определенных условиях , для решения определенных конкретных проблем (качественной подготовки – не более…)
Репетитор - не психоаналитик.
Вы оплачиваете подготовку к экзаменам, а не разговоры о личной жизни.
А потому, каждая минута занятий должна быть оправдана….
 
Выбор профессии –
Вопрос, который и на сегодняшний день стоит перед многими учащимися.
С одной стороны, это характеризует учащихся, как личностей, ответственно относящихся к профессиональному выбору, с другой же, говорит о дефиците уверенности в себе…
- Какие основные критерии, на ваш взгляд, необходимо учитывать в проф. выборе?
Ответы:
- способности ребёнка,
- склонности и интересы,
- характер, темперамент, тип мышления, мотивы профессионального выбора
- планы относительно жизни, работы, карьеры,
- социальный запрос (возможность трудоустроиться, быть хорошо оплачиваемым специалистом).
Типичные ошибки родителей выпускников:
ОШИБКА № 1
Убеждённость в необходимости получать именно высшее образование
Окончание вуза на сегодняшний день не гарантирует успешного и стабильного будущего:
сегодня соотношение доли вакансий для рабочих и специалистов:
80/20.
Тенденция такова, что наиболее востребованными на рынке труда на сегодняшний день, становятся не белые, а именно «синие воротнички»

ОШИБКА № 2
Держать ориентир непременно на «денежные» профессии
Заработать на стабильную жизнь можно в любой профессии.
- Сможет ли стать профессионалом своего дела человек, не имеющий склонностей и способностей к нему?
Ответ:
Нет, а значит, не сможет не будет иметь желания повышать свою квалификацию, расти по карьерной лестнице, а значит и получать высокую зарплату, имея образование престижной и хорошо оплачиваемой профессии.
А потому, важно знать в тонкостях особенности, способности, интересы и желаниях своего ребёнка.
ОШИБКА № 3
Стремление реализовать через ребёнка свои несбывшиеся мечты
- Сознайтесь, посещают ли вас подобные идеи? (комментарии…)
- Предположите последствия данного сценария…
СОВЕТ:
Помните, что ваш ребёнок – другой человек: ваши способности и интересы не передались ему по наследству.
ОШИБКА № 4
Стремление навязать ребёнку своё мнение в выборе профессии
- Вам кажется, что ваш ребёнок ещё не готов к выбору профессии, и вы лучше знаете, что ему нужно?
- Хорошо…
- Уверены ли вы, что хорошо знаете своего выросшего ребёнка?
- Задумайтесь, а не сузили ли вы вашим желанием круг интересов вашего ребёнка?
Замечательно, что ВЫ не устраняетесь от проблемы профессионального выбора: советуйте и рекомендуйте, но не навязывайте своё мнение.
ОШИБКА № 5
«Ты пойдёшь по моим стопам» или «ты никогда не пойдёшь по моим стопам»
- Подымите руку, кто понимает, о чем идет речь? (комментарии…)
- Для кого характерно подобное положение вещей? (комментарии…)
- Если даже, это так….
- Как поступить, чтобы не превратить вашу идею в ошибку жизни? (рассуждения…)
Ответ:
Вы, как родители, знаете все тонкости деятельности в той или иной сфере изнутри…
Раскройте честно ребёнку все плюсы и минусы вашей профессии и предоставьте ему право сделать свой выбор.
- Что делать, если у ребёнка и на сегодняшний день нет профессионального плана? (рекомендации…)
Ответы:
обратитесь за консультацией к специалистам профориентологам…
Рекомендуемые адреса:
Омский центр профессиональной ориентации ул. Куйбышева 69 тел: (36 -15 97)
Profguide@mail.ruВопросы…
Благодарю за внимание!