Планирование «Рабочая программа курса «Вокруг меня мир» (система экскурсий) 2013-2014 учебный год 2-4 класс»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 135
с углубленным изучением предметов образовательной области
«Технология»
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
Протокол №1 от
от ______________2013г.
СОГЛАСОВАНО:
Зам.директора по УВР
Деменева И.А.
___________________
________________ 2013г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ
«СОШ № 135» г Перми
___________А.С. Куляпин
__________________2013г.
Рабочая программа
курса «Вокруг меня мир»
(система экскурсий)
2013-2014 учебный год
2-4 класс
Возраст обучающихся – 9-11 лет
Срок реализации – 3 года
Автор: педагог начальной школы
первой квалификационной категории
Гюнтер Алёна Владимировна
Пермь - 2013
Пояснительная записка.
Данная программа относится к технологическому (научно-познавательному) направлению внеучебной деятельности. После ряда лет, когда в нашей стране ослабло внимание к воспитанию подрастающего поколения, вновь встал вопрос о молодежной политике государства, важной частью которой является дополнительное образование. Если школьное образование дети получают в одинаковом объеме, согласно стандартам, то дополнительное образование многообразно, вариативно и разнонаправленно. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом - ценность дополнительного образования: оно способствует реализации знаний, полученных детьми в школе, помогает раннему самоопределению, дает возможность полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально - значимые задачи. Важным звеном дополнительного образования является экскурсионная деятельность, одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно полезной деятельности. Экскурсия сопровождает нас всю жизнь. Она прекрасный учитель, соблюдающий незыблемое познавательное правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Экскурсионная деятельность способствует более интенсивному процессу социальной адаптации личности ребенка, выработке норм социального общения, навыков коммуникации и ориентации в информационном пространстве, помогает формировать навыки принятия ребенком самостоятельных решений. Цель: с помощью экскурсионной деятельности, в рамках данной программы, создать условия для становления всесторонне развитой и социально - мобильной личности, стремящейся к освоению нравственных, исторических и культурных ценностей своего народа. Для достижения этой цели ставятся задачи: Посредством различных экскурсий сформировать у учащихся такие нравственные гуманистические ценности, как любовь и уважение к Родине, народу, семье, коллективу. Развить у учащихся историческое сознание, включая в это понятие такие позиции, как осознание себя продолжателем дела предков, хранителем исторической памяти своего народа, понимание быта и менталитета разных эпох, ощущение сегодняшнего дня как части истории. Воспитание экскурсионной культуры и бережного отношения к историческим памятникам как части общей культуры человека. Помочь учащимся в выработке адекватной самооценки при сопоставлении себя с предыдущими поколениями. Совершенствование коммуникативности, культуры учащихся; при этом целесообразно пользоваться вербальными и невербальными способами передачи информации и воздействия на аудиторию путем организации системы подготовки юных экскурсоводов. Приобщение учащихся к плодотворным способам и формам проведения свободного времени, через вовлечение их в культуро - сообразную, досуговую деятельность.
Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты.
Целями экскурсии могут быть:
- воспитание патриотизма,
- интернациональное воспитание
- трудовое воспитание
- эстетическое воспитание
- экологическое воспитание
- показ достижений города в экономике страны
- показ исторической роли города
- знакомство с творчеством выдающегося архитектора
- знакомство с особенностями природы края
- воспитание любви и уважения к родине,
- расширение кругозора
- получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры.
Программа и тематический план предполагают проведение как теоретических, так и практических занятий в течение 1 года в объеме 34 часов. Программа рассчитана на проведение занятий с учащимися 2-4 классов.Реализация программы предполагается по следующим направлениям:
краеведческая деятельность
экологическая деятельность
патриотическая деятельность
литературная деятельность
спортивно-оздоровительная деятельность
досуговая деятельность
эстетическая деятельность
профорентационная деятельность
творческая деятельность
В конце каждой деятельности проводится итоговое занятие, а также в конце учебного года подводятся итоги работы за определенный период. Ребята оформляют в альбомах результаты наиболее понравившихся им экскурсий. Это могут быть как индивидуальные так и групповые работы.
Результатом экскурсионной деятельности могут стать :
Личностные УУД
проявлять понимание и уважение к культурным ценностям своего города, края.
проявлять интерес к культуре и истории своего года, края
выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
воспитание у учащихся чувства уважения к истории города и края, основанного на знании и понимании истории;
достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания.
Регулятивные УУД
удерживать цель деятельности до получения ее результата;
анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека;
умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах.
Коммуникативные УУД
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации- постановка актуальных вопросов;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, умение провести заочную экскурсию;
Познавательные УУД
Поиск необходимой информации, сопоставление и отбор этой информации , полученной из разных источников (словарей, энциклопедий, электронных дисков, сети Интернет);
приобретение учащимися глубоких знаний по истории родного города и края, связывать эти факты с историей России в целом. военное военное про стать
Чтобы экскурсия действительно стала полноценным внеурочным мероприятием, она должна быть надлежащим образом организована.
Согласно п. 2.1. Инструкции "администрация учреждения, проводящего путешествие, обязана оказать содействие руководителям групп в организации и проведении путешествия и выдать соответствующие документы, заверенные печатью проводящего путешествие учреждения". Как правило, руководителями таких экскурсий назначаются работники школы, имеющие непосредственное отношение к внеурочной д.) . Возглавитьработе с детьми (классные руководители, педагоги-организаторы и экскурсию может педагогический работник, давший на это свое согласие и отвечающий требованиям, предусмотренным Инструкцией.
Из п. 2.1. Инструкции следует, что "финансирование путешествий осуществляется в соответствии с нормативными документами Министерства образования Российской Федерации и других организаций, проводящих эти мероприятия в соответствии с сегодняшний день указанные нормативные документыутвержденными планами". На Минобразования России отсутствуют, поэтому школы могут организовать и провести экскурсии за счет:
собственных средств (имеются в виду средства учредителя и иные предусмотренные законом и уставом школы источники их получения);
средств родителей (законных представителей) обучающихся – участников экскурсии. Поскольку экскурсия не входит в учебный план ОУ, т. е. она не является обязательным мероприятием для школы, привлечение на ее проведение родительских средств, при условии соблюдения требований действующего законодательства, не может рассматриваться как противоправное действие со стороны администрации ОУ;
средств какой-либо организации, занимающейся проведением экскурсий. При этом школа может принять долевое участие в финансировании экскурсии, по договоренности с данной организацией, с использованием указанных выше средств.
Законодательство не запрещает ОУ использовать при организации экскурсий любые средства, полученные законным путем и не имеющие иного целевого назначения.
№
Направления
1
Краеведческая деятельность
2
Экологическая деятельность
3
Патриотическая деятельность
4
Спортивно-оздоровительная деятельность
5
Литературная деятельность
6
Досуговая деятельность
7
Эстетическая деятельность
8
Профорентационная деятельность
9
Творческая деятельность
Содержание изучаемого курса. 2 класс
Краеведческая деятельность. Экскурсия в Краеведческий музей.
1занятие: Дать понятие «Краеведческий музей».Познакомить с правилами поведения в музее. Нацелить детей : подготовить рисунок экспоната, почему запомнил именно его. 2 занятие(2часа): посещение музея. 3 занятие: итоговое «Наш краеведческий музей» презентация детских рисунков.
Экологическая деятельность . Экскурсия в Ботанический сад.
1занятие: всё о комнатных растениях. 2занятие(2 часа) посещение сада.3 занятие: посадка луковичных растений.
Патриотическая деятельность . Экскурсия по городу. Памятники ВОвойны.
1 занятие: Встреча с ветераном. 2 занятие:(2 часа)экскурсия по городу. 3 занятие: Конкурс стихов о ВОвойне.
Литературная деятельность. Экскурсия в школьную библиотеку.
1занятие: презентация РР «История книги». 2 занятие(2часа) посещение библиотеки (тема занятия по усмотрению учителя) 3 занятие: Книжкина больница.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Экскурсия во Дворец спорта.
1занятие: Здоровый образ жизни- это(коллективное составление диафильма).2 занятие: (2 часа)Экскурсия в ДС. 3 занятие: Весёлые старты.
Досуговая деятельность .Экскурсия за кулисы Кукольного театра.
1 занятие: История театра. 2 занятие: (2 часа) Экскурсия в театр. 3 занятие: Составление словаря театральных терминов.
Эстетическая деятельность . Экскурсия в Художественную галерею.
1 занятие: Встреча с художником. 2 занятие(2 часа): Экскурсия в галерею. 3 занятие: Сочинение по картине(выбор детей).
Профорентационная деятельность. Экскурсия в пожарную часть.
1 занятие: Просмотр фильма по данной теме. 2 занятие(2 часа) экскурсия. 3 занятие: Коллективная работа «рекламный щит» (коллаж)
Творческая деятельность .Подготовка и проведение конкурса «Юный экскурсовод»
Содержание изучаемого курса. 3 класс
Краеведческая деятельность. Экскурсия в музей «Строгановская столицы» .
1занятие: История Строгановых 2 занятие: экскурсия в Ильинский краеведческий музей 3занятие:Конкурс рисунков «Лиственная аллея»
Экологическая деятельность . Экскурсия на ферму «Красавинский уголок».
1занятие: Красная книга Пермского края. 2занятие(2 часа) посещение фермы.3 занятие: Составление фотоальбома.
Патриотическая деятельность . Экскурсия «Люди крылатой профессии».
1 занятие: Фильм «История воздухоплавания. 2 занятие:(2 часа)экскурсия нааэродром Сокол». 3 занятие: Встреча с лётчиком.
Литературная деятельность. Экскурсия в районную библиотеку.
1занятие: Правила поведения в библиотеке. 2 занятие(2часа) посещение библиотеки (тема занятия по усмотрению учителя). 3 занятие: Отчёт «Что я прочитал , пользуясь библиотекой..
Спортивно-оздоровительная деятельность. Велопоход.
1занятие: Правила велосепидиста.2 занятие: 2 часа Велопоход по выбранному маршруту. 3 занятие: Значение здорового образа жизни «Мой помощник-велосипед».
Досуговая деятельность .Экскурсия за кулисы ТЮЗа.
1 занятие: История театра. 2 занятие: (2 часа) Экскурсия в театр. Знакомство с профессией гримёра 3 занятие: Творческий конкурс « Я гримёр»(придумываем ирисуем образы любимых театральных героев).
Эстетическая деятельность . Экскурсия в Музей современного искусства.
1 занятие: Беседа «Особенности современного искуства. 2 занятие(2 часа): Экскурсия в музей. 3 занятие: эссе «Необходимо ли нам такое искусство».
Профорентационная деятельность. Экскурсия в кузнечную мастерскую.
1 занятие: Просмотр фильма по данной теме. 2 занятие(2 часа) экскурсия «Огненное диво». 3 занятие: Сочинение «Зачем нужны необычные профессии»
Творческая деятельность .Подготовка и проведение конкурса «Юный экскурсовод Перми»
Содержание изучаемого курса. 4 класс
Краеведческая деятельность. Экскурсия в архитектурно-этнографический музей под открытым небом «Хохловка».
1занятие. Дать понятие «архитектурно-этнографический музей под открытым небом». Познакомить с правилами поведения в музее.2занятие: Посещение музея.
3 занятие: фоторепортаж.
Экологическая деятельность . Экскурсия в музей нефти.
1занятие: всё о истории нефтяной промышленности. 2занятие(2 часа) посещение сада.3 занятие: разработка системы экологических мер безопасности при добыче нефти.
Патриотическая деятельность . Экскурсия в музей-диорама в Мотовилихе.
1занятие: Беседа «Революционные события 1905 года .Познакомить с правилами поведения в музее. Нацелить детей : подготовить рассказ «Моя оценка событий 1905 года в Мотовилихе» 2 занятие(2часа): посещение музея. 3 занятие: итоговое «Анализируем историческое событие.
Литературная деятельность. Экскурсия в Пермскую краевую детскую библиотеку им. Л. И.Кузьмина.
1занятие: презентация РР «Детские Пермские писатели». 2 занятие(2часа) посещение библиотеки (тема занятия по усмотрению учителя) 3 занятие: внеклассное чтение кник детских Пермских писателей.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Экскурсия во Дворец спорта «Орлёнок» .( Показательные выступление пермских фигуристов.)
1занятие: История фигурного катания.2 занятие: (2 часа)Экскурсия в ДС, катание на коньках. 3 занятие: викторина «Зимние виды спорта».
Досуговая деятельность .Экскурсия за кулисы оперного театра.
1 занятие: История театра имени Чайковского. 2 занятие: (2 часа) Экскурсия в театр. 3 занятие: Составление словаря театральных терминов.
Эстетическая деятельность .Экскурсия в «Музей ложки».
1 занятие: Встреча с мастером резьбы по дереву. 2 занятие(2 часа): Экскурсия в музей . 3 занятие: Мастер-класс.
Профилактическая деятельность. Экскурсия в музей милиции.
1 занятие: Просмотр фильма по данной теме. 2 занятие(2 часа) экскурсия. 3 занятие: «Ваша служба и опасна и трудна»(Разбор жизненных ситуаций
Творческая деятельность . ПЗ «Мои любимые места Пермского края» Создание буклета.
Литература.
Александров Ю. Н. Подготовка и проведение экскурсий: Метод, рекомендации - М., Турист
Содержание программы разработано на основе программ туристических фирм «Праздник –тур» (pt.perm.ru) и «Радомир-Праздник»(www.radomir-p.ru)
Заголовок 1Заголовок 315