Рабочая программа по географии 11 класс к учебнику В. П Максаковского

Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта: Душина И.В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2009 г.
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы , воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов разных территорий.
Содержание курса «Экономическая и социальная география» дает возможность подготовить учащихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и его будущей работы.
В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей профессии
Используемый УМК:
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира.10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений - М: Просвещение, 2006.
Географический атлас.10 класс.- М: Дрофа, 2011-12..
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет «Экономическая и социальная география мира» входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах (1 час в неделю).
Содержание курса призвано сформировать у учащихся представлений о современном мире. О месте России в этом мире, а так же развить познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих задач:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях,географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразия его объектов и процессов;
-овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных , социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
-воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
-использование в практической деятельности и в повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний, умений, а также географической информации;
- нахождение и применение географической информации .включая карты, статистический материал, геоинформационные системы и Интернет, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и общеобразовательных программ, телекоммуникаций, простого общения.

Содержание курса
(34 часа: 1 час в неделю)
Часть 2. Региональная характеристика мира. (Продолжение курса, начатого в 10 классе)
 Тема 6: Зарубежная Европа. (7 часов) Общая характеристика Зарубежной Европы. Население и хозяйство. Субрегионы и страны Зарубежной Европы. Великобритания, Италия, Франция, Германия- ведущие страны мира.  Практическая работа № 1 «Составление комплексной географической характеристики стран зарубежной Европы (по выбору учащихся)». Тема 7: Зарубежная Азия. Австралия. (10 часов) Общая характеристика Зарубежной Азии. Население и хозяйство. Китай, Япония, Индия. Австралийский Союз.  Практическая работа № 2, 3, 4, 5 «Составление комплексной географической характеристики Китая». «Составление комплексной географической характеристики Японии». «Составление комплексной географической характеристики Индии».
«Составление комплексной географической характеристики Австралии» Тема 8: Африка. (4 часа) Общая характеристика региона «Африка». Население и хозяйство стран Африканского региона. Субрегионы Северной и Тропической Африки. Практическая работа № 6 «Составление комплексной географической характеристики ЮАР». Тема 9: Северная Америка. (6 часов) Общая характеристика США. Макрорегионы США. Население и хозяйство США. Канада.  Практическая работа № 7 «Составление комплексной географической характеристики Канады». Тема 10: Латинская Америка. (4 часа) Общая характеристика региона «Латинская Америка». Население и хозяйство Латинской Америки. Бразилия.  Практическая работа № 8 «Составление комплексной географической характеристики Бразилии».
Часть 3. Глобальные проблемы человечества (обобщение знаний) Тема 11: Глобальные проблемы человечества. (2 часа) Понятие о глобальных проблемах. Классификация глобальных проблем. Экологическая проблема. Демографическая проблема. Проблема мира и разоружения. Продовольственная проблема. Энергетическая и сырьевая проблемы. Проблема здоровья людей. Проблема использования Мирового океана. Освоение космоса. Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты. Заключение. (1 час) Мир в XXI веке.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать
-основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения; динамику и численность населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику ; различия в уровне и качестве жизни населения, основные напрвления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
-особенности современного геополитического геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
Уметь
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологических объектив, процессов и явлений;
-оценивать и объяснятьресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
-применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
-составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы , картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
-сопоставлять географические карты различной тематики;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
-нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформиционные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально- экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
-понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремлению развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов общения.









Учебно-тематический план

Раздел, тема урока
Количество часов
Практическая работа
Контроль

6
Зарубежная Европа
7
1
1

7
Зарубежная Азия. Австралия
10
4
1

8
Африка
4
1
1

9
Северная Америка
6
1
1

10
Латинская Америка
4
1
1

11
Глобальные проблемы человечества
2




Мир в XXI веке
1

1


Всего
34
8
6


















Рабочая программа

Тема урока
Вид урока
Формируемые понятия
Домашнее задание
Формы контроля

1.
Зарубежная Европа. «Визитная карточка» региона
лекция + практикум, презентация.
Совет Европы (СЕ) (ОБСЕ) – организация по безопасности и сотрудничеству
тема 6 § 1 стр.161-162 зад. № 1 и 2 стр.193; к/к
фронтальный опрос у карты

2.
Природные условия и ресурсы, большие внутренние различия
практикум с использованием учебника и карт атласа
гидроэнергетические ресурсы хозяйств
тема 6 § 1 стр.162-163 к/к
фронтальный опрос; тестирование

3.
Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства
практикум с использованием учебника и карт атласа, презентация.
внешняя миграция; трудовая миграция; субурбанизация
тема 6 § 1 стр.163-167 зад. № 4,5, 6 стр.194; 
фронтальный опрос 

4.
Хозяйство. Главные отрасли промышленности и их география.
лекция + практикум, презентация.
 ГЕОТЭС; ГАЭС
тема 6 § 1 стр.167-173; зад. №7 стр.194; к/к
фронтальный опрос 

5.
Основные типы сельского хозяйства.
практикум с использованием учебника и карт атласа
землевладение; землеиспользование полимагистраль 
тема 6 § 1 стр.173-174 зад. № 8 стр.194
тестирование

6.
Отрасли непроизводственной сферы.
Практическая работа № 1 «Составление комплексной географической характеристики стран зарубежной Европы (по выбору учащихся)»
технопарк; технополис; банковские центры
тема 6 § 1 стр.175-177 зад. № 10 стр.194
 Практическая работа

7.
Европейские страны.
обобщающий урок

тема 6 § 2; § 3
семинар

8.
 Зарубежная Азия. «Визитная карточка» региона Природные условия и ресурсы
лекция + практикум с использованием форзаца учебника и карт атласа.
АТР – Азиатско-Тихоокеанский регион
тема 7 § 1 стр.201-203 зад. № 1,2,3 на стр.236-237; к/к
географический диктант опрос у карты

9.
Население. Сложность этнического состава.
практикум с использованием учебника и карт атласа
сепаратизм
тема 7 § 1 стр.203-207 зад. № 4;5 на стр.237
фронтальный опрос; тестирование

10.
Хозяйство: уровни развития и международная специализация.
практикум по заданиям из учебника, презентация.
АСЕАН; НИС; ТНК
тема 7 § 1 стр.207-209 зад. № 6 на стр.237; к/к
фронтальный опрос

11.
Основные типы сельского хозяйства.
практикум по анализу таблиц и схем из учебника
«золотой треугольник»; субтропическое земледелие
тема 7 § 1 стр.209-210 к/к
фронтальный опрос; тестирование

12.
Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды.
практикум с использованием дополнительной литературы
«грязное» производство
тема 7 § 1 стр.210; записи в тетрадях
фронтальный опрос; тестирование

13.
Китай.
Практическая работа № 2 «Составление комплексной географической характеристики Китая».
провинция
тема 7 § 2; к/к зад № 8,9,10, 11,12 на стр. 237
Практическая работа 

14.
Япония.
Практическая работа № 3 «Составление комплексной географической характеристики Японии».
страна-архипелаг; икебана; мегаполис
тема 7 § 3; к/к зад № 13, 14, 15; 16 на стр. 237
 Практическая работа

15.
Индия.
Практическая работа № 4 «Составление комплексной географической характеристики Индии».
«полюс - роста»
тема 7 § 4; к/к зад № 17; 18 на стр. 237
 Практическая работа

16.
Австралия
Практическая работа № 5
«Составление комплексной географической характеристики Австралии»
Австралийский Союз
Тема 7 §5
Практическая работа

17.
Азиатские страны.
обобщающий урок
доминион
тема 7 § 5 (последний абзац)
зачёт по индивидуальным карточкам

18.
Африка. «Визитная карточка» региона.
лекция + практикум с использованием форзаца учебника
организация африканского единства (ОАЕ)
тема 8 § 1 стр.243-245 зад. № 1; 2; 3 на стр.256-257; к/к
географический диктант опрос у карты - устно

19.
Население. Хозяйство.
лекция + практикум с использованием текста учебника и карт атласа
геноцид; монокультуры
тема 8 § 1 стр.245-250; к/к; зад. № 4; 5; 6 на стр.257
фронтальный опрос

20.
Субрегионы Африки. Северная Африка.
практикум – работа с картами атласа, схемами в учебнике
арабский тип города
тема 8 § 2 стр.250 зад. № 7; 8 на стр.257; к/к
опрос по индивидуальным карточкам

21.
Тропическая Африка. ЮАР.
Практическая работа № 6 «Составление комплексной географической характеристики ЮАР».
сахельская «трагедия»; апартеид 
тема 8 § 2 стр.251-254; к/к;
 Практическая работа

22.
Северная Америка.«Визитная карточка» региона
лекция + практикум с использованием форзаца учебника
федеративная республика; штат
записи в тетрадях; учебник стр. 261; к/к
опрос у карты

23.
США: территория, границы; государственный строй. Население.
лекция + практикум с использованием карт атласа
сегрегация; иммиграция
тема 9 § 1 стр. 261-266; к/к зад № 1; 2 на стр. 286
фронтальный опрос

24.
Хозяйство США: ведущее место в мировой экономике.
лекция + практикум с использованием схем в учебнике и карт атласа
ВВП; ВНП – валовой национальный продукт
тема 9 § 1 стр. 267; к/к зад № 5; 6; 7; 8 на стр. 287
опрос с использованием индивидуальных карточек с заданиями

25.
Агропромышленный комплекс США.
практикум с использованием схем в учебнике и карт атласа
сельскохозяйственный пояс; торговый оборот
тема 9 § 1 стр. 273-275; зад № 9; на стр. 288; к/к
тестирование

26.
Макрорегионы США
семинар - практикум
американский тип города
тема 9 § 2; к/к зад № 11; на стр. 288
опрос у карты

27.
Канада.
Практическая работа № 7 «Составление комплексной географической характеристики Канады».
очаговый тип освоения территории
тема 9 § 3; к/к зад № 12; на стр. 288
 Практическая работа

28.
Латинская Америка.«Визитная карточка» региона Природные условия и ресурсы
лекция + практикум с использованием форзаца учебника; текста учебника и карт атласа
Латинская Америка
тема 10 § 1 стр. 293-298; к/к; зад № 1; 2; 3; на стр. 306-307
опрос у карты

29.
Население.
практикум с использованием текста учебника и карт атласа
«ложная урбанизация»
тема 10 § 1 стр. 298-300; к/к; зад № 6; 7; на стр. 307
фронтальный опрос

30.
Хозяйство.
практикум с использованием карт атласа
латифундия
тема 10 § 1 стр. 300-302; к/к; зад № 9; 10 на стр.307-308
тестирование

31.
Бразилия – тропический гигант.
Практическая работа № 8 «Составление комплексной географической характеристики Бразилии».

тема 10 § 2 к/к; зад № 11; на стр.308
Практическая работа

32.
Понятия о глобальных проблемах человечества. Геоглобалистика.
Семинар, презентация.
глобальные проблемы; глобалистика; Геоглобалистика
тема 10 § 1; 2 дополнительный материал
заслушивание сообщений

33.
Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты.
урок-диалог
устойчивое развитие; Международный географический Союз
тема 11 § 3 дополнительный материал
заслушивание сообщений

34
 Региональная характеристика мира.
обобщающее повторение


итоговое тестирование


15