Моделирование рынка ценных бумаг
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Дальневосточный государственный университет путей сообщения»
СахИЖТ – филиал ФГБОУ ВПО ДВГУПС в г.Южно-Сахалинске
полное наименование института/факультета
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по УМР СахИЖТ подпись Ф.И.О.
«__» ______ 20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины Моделирование рынка ценных бумагполное наименование дисциплины
для направления подготовки (специальности) _____38.03.01 «Экономика»_________
код и наименование направления подготовки (специальности)
Составитель (и) старший преподаватель Агаширинова В.Ю.
учёная степень, должность, Ф.И.О.
Одобрена на заседании методической комиссии филиала
СахИЖТ – филиала ДВГУПС в г. Южно-Сахалинске
полное наименование института/факультета
«__» ____________ 20____ г., протокол № ___
Обсуждена на заседании кафедры (ПЦК)__________________________________
полное наименование кафедры (ПЦК)
«____» _____________20___ г., протокол № ___
Заведующий кафедрой (председатель ПЦК)________________________
подпись, Ф.И.О.
Одобрена на заседании Методической по родственным направлениям и специальностям
полное наименование института/факультета
«__» _____________20___ г., протокол № ___
Председатель ________________________
подпись, Ф.И.О
2016 г.
Содержание Наименование дисциплины 3
Аннотация дисциплины 3
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы 3
Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы 3
Межпредметные связи 4
Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 4
Образовательные технологии (описание), используемые при реализации различных видов учебной работы, с указанием удельного веса лекций, а также занятий, проводимых в активной и интерактивной формах 5
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов и видов учебных занятий 8
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) с учетом наглядных и других пособий 11
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) с учетом всех форм проведения промежуточной аттестации 11
10.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы 11
10.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания 12
10.3 Типовые контрольные задания или иные материалы (в т.ч. тесты), необходимые для оценки знаний, умений, владений 14
10.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности 17
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю) 18
12. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля), имеющейся в наличии в библиотеке СахИЖТ – филиале ДВГУПС в г. Южно-Сахалинске и обеспечивающей выполнение лицензионных показателей 18
13. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля) 19
14. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля), т.е. рекомендации для студентов по эффективной реализации целей обучения 19
15. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости) 19
16. Приложение:1 20
Наименование дисциплины (модуля).
Моделирование рынка ценных бумаг
Аннотация к дисциплине
Понятие моделирования рынка ценных бумаг. Планирование принятия решений при создании моделей рынка ценных бумаг. Виды моделирования. Фундаментальный технический анализ при создании моделей. Методы моделирования и прогнозирования, используемые на рынке ценных бумаг.
Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
Перечень планируемых результатов обучения Перечень планируемых результатов освоения
В результате изучения «Моделирование рынка ценных бумаг» студент должен:
знать
особенности построения моделей, используемых на финансовых рынках, условия их применения, допущения и ограничения каждой модели;
методики расчета параметров моделей;
уметь
интерпретировать результаты моделирования;
свободно ориентироваться в информации, необходимой для построения моделей для анализа российского и зарубежных финансовых рынков;
владеть
широким спектром программных средств для реализации компьютерного моделирования.
современными концепциями и классификацией моделей, описывающих взаимосвязи на финансовых рынках;
профессиональные компетенции:
ПК-6 - способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты
Место дисциплины в структуре образовательной программы.
Б3.В.ОД.3 «Моделирование рынка ценных бумаг» является дисциплиной вариативной части профессионального цикла.
Перечень межпредметных связей.
Б.3.П1.В.03 Моделирование рынка ценных бумаг Б3.В.ОД.10 Финансово-экономические расчеты
Б3.В.ОД.7 Рынок ценных бумаг
Б3.В.ОД.1 Оценка стоимости имущества
Объем дисциплины и её распределение по видам работ.
Изучение дисциплины «Моделирование рынка ценных бумаг» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика (профиль «Финансы и кредит»), при очной форме обучения, предусмотрено в 8 семестре. Дисциплина включает в себя аудиторные занятия:
- лекционные;
- практические.
Самостоятельные занятия включают в себя:
- выполнение РГР;
- работу с литературой;
- выполнение домашних заданий, самостоятельное решение задач;
- подготовку к текущему контролю (контрольным работам);
- подготовку к экзамену.
Согласно учебному плану по дисциплине «Моделирование рынка ценных бумаг» при заочной форме обучения, по окончании 8-го семестра предусмотрен экзамен.
Объем дисциплины и ее распределение по видам работ для очной формы обучения представлены в табл. 1.
Таблица 1
Объем дисциплины и ее распределение по видам работ при очной форме обучения для направления 38.03.01 «Экономика» (профиль «Финансы и кредит»)
Вид учебной работы Всего Семестры
5
З.Е. Часы З.Е. Часы
Общая трудоемкость дисциплины 4 144 4 144
1. Контактная работа 56 56
1.1. Лекции 16 16
1.2. Практические занятия (ПЗ) 32 32
1.3. Контроль самостоятельной работы 8 8
2. Самостоятельная работа 52 52
2.1. Изучение литературы теоретического курса 12 12
2.2. Подготовка к практическим занятиям, самостоятельное решение задач 10 10
2.3. Подготовка к текущему контролю (контрольным работам) 10 10
2.4. Выполнение РГР 22 22
2.6. Подготовка к экзамену, экзамен 36 36
7. Образовательные технологии (описание), используемые при реализации различных видов учебной работы
При обучении дисциплине используются следующие образовательные технологии:
Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения – предполагает осуществление познавательной деятельности студентов с учётом их индивидуальных способностей, возможностей и интересов, поощряя их реализовывать свой творческий потенциал. Создание и использование диагностических тестов является неотъемлемой частью данной технологии.
Технология модульного обучения – предусматривает деление содержания дисциплины на достаточно автономные разделы (модули), интегрированные в общий курс.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - расширяют рамки образовательного процесса, повышая его практическую направленность, способствуют интенсификации самостоятельной работы учащихся и повышению познавательной активности. В рамках ИКТ выделяются 2 вида технологий:
- Интернет-технологии – предоставляют широкие возможности для поиска информации, разработки международных научных проектов, ведения научных исследований.
Технология тестирования – используется для контроля уровня усвоения знаний в рамках модуля на определённом этапе обучения. Кроме того, данная технология позволяет преподавателю выявить и систематизировать аспекты, требующие дополнительной проработки.
Проектная технология – ориентирована на моделирование социального взаимодействия учащихся с целью решения задачи, которая определяется в рамках профессиональной подготовки студентов, выделяя ту или иную предметную область. Использование проектной технологии способствует реализации междисциплинарного характера компетенций, формирующихся в процессе обучения.
Реализация компетентностного и личностно-деятельностного подхода с использованием перечисленных технологий предусматривает активные и интерактивные формы обучения, такие как деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, коллективная мыслительная деятельность, дискуссии, работа над проектами научно-исследовательского характера и т. д. При этом занятия с использованием интерактивных форм составляют не менее 70% всех аудиторных занятий.
Комплексное использование в учебном процессе всех вышеназванных технологий стимулируют личностную, интеллектуальную активность, развивают познавательные процессы, способствуют формированию компетенций, которыми должен обладать будущий специалист.
При реализации ООП по дисциплине используются следующие формы внутриаудиторной работы: лекции, которые составляют 50% аудиторного времени, практические занятия, составляющие также 50% аудиторного времени. Количество часов занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет не менее 30% от общего числа часов аудиторных занятий.
На лекциях рассматриваются принципиальные вопросы, формулируются и доказываются основополагающие положения, рассматриваются типовые задачи, даются алгоритмы их решения. В ходе лекций используются по мере необходимости наглядные и демонстрационные пособия.
Рассмотрение наиболее сложных тем курса, детализация тех или иных вопросов производится на практических занятиях. В ходе практических работ закрепляются наиболее сложные темы лекционного курса, а также темы занятий, по которым студентам выдаются домашние задания. Цель практических занятий - привить студентам навыки экспериментальной работы, показать им методы и средства экономического исследования, развить навыки решения конкретных практических задач.
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов и видов учебных занятий.
Дисциплина изучается студентами очной формы обучения в 8 семестре.
Модульное построение
дисциплины «Моделирование рынка ценных бумаг»
Модуль - Моделирование рынка ценных бумаг
– 4 зач. единиц
1 Элемент модуля
Основы моделирования 2 Элемент модуля
Моделирование на финансовых рынках
Тематическое содержание курса лекций по дисциплине
Номер
занятия Содержание занятия Кол-во часов
1 Элемент модуля
Основы моделирования
Лекция 1 Классификация подходов, используемых в моделировании на финансовых рынках
Статистическое моделирование. Корреляционные и регрессионные модели. Оптимизационные модели. Равновесные модели. Факторные модели. Сценарное моделирование. Стресс - сценарии. Симуляционные модели. 2
Лекция 2 Корреляционно-регрессионные модели на финансовых рынках
Корреляционный анализ взаимосвязей объектов на рынках ценных бумаг, срочных и товарных рынках (модели связи динамики курсов, доходностей, товарных цен, торговой активности и т.п.). Основные допущения модели и виды корреляционной связи. Регрессионные модели (трендовые модели, факторные модели, устанавливающие зависимость конъюнктуры финансового рынка от фундаментальных факторов). Модели многофакторной корреляции для оценки кредитного риска и риска ликвидности в зависимости от динамики определяющих их фундаментальных факторов.
Авторегрессионные модели оценки рыночного риска. 2
Лекция 3 Оптимизационные модели
Использование вероятностного подхода для оценки рискованности вложений в акции. Доходность акции как случайная величина. Понятие доходности за период и риска за период. Логнормальное распределение цены акции. Среднее квадратическое (стандартное) отклонение доходности как мера риска финансового инструмента. Коэффициент вариации. Взаимосвязь между доходностями акций: ковариация доходности, коэффициент корреляции, положительная и отрицательная корреляции. Использование исторических данных для определения доходности, риска, ковариации. Концепция эффективного рынка. 2
2 Элемент модуля
Моделирование на финансовых рынках
Лекция 4 Основы портфельных теорий.
Теоретические основы портфельной теории. Подход Марковича к формированию оптимального портфеля и принятые им допущения. Функция полезности инвестора, инвестиционное решение как максимизация полезности. Кривые безразличия. Склонность к риску, коэффициент допустимости риска. Доходность и рискованность портфеля, веса активов, входящих в портфель. Эффективное множество портфелей. Процедура выбора оптимального портфеля. Оптимизация портфеля, состоящего из двух рискованных активов, с учетом корреляции между ними (включая портфели, содержащие короткие позиции). Оптимизация портфеля, состоящего из рискованного и безрискового активов. Равновесные модели
Модель оценки капитальных активов CAPM (Capital Assets Pricing Model), исходные допущения, линия рынка капитала CML (Capital Market Line). Графическая интерпретация CML. Теорема разделения. Рыночный портфель как оптимальный. Коэффициент бета актива. Зависимость ожидаемой доходности от коэффициента бета, линия рынка ценной бумаги SML (Security Market Line). Графическая интерпретация SML. 2
Лекция 5 Факторные модели (модель Шарпа)
Рыночная (индексная) модель управления портфелем (модель Шарпа). Исходные допущения. Показатели бета и альфа акции. Использование исторических данных для определения коэффициентов бета и альфа акции. Графическая интерпретация рыночной модели. Систематический и несистематический (специфический) риски, коэффициент детерминации. Однофакторные модели. Чувствительность модели к фактору. Многофакторные модели. 2
Лекция 6 Факторные модели (арбитражная модель ценообразования)
Арбитражная модель ценообразования (APT). Исходные допущения. Арбитражные портфели. Поведение инвесторов: максимизация доходности портфеля при сохранении уровня рискованности и чувствительности к факторам. Реакция рынка: механизм ценообразования для финансового актива в модели APT. Уравнение ценообразования. Графическая интерпретация модели APT. 2
Лекция 7 Модель определения "стоимости под риском" (VaR-модель)
"Стоимость под риском" (Value-at-Risk): понятие, цели применения модели, исходные допущения. Горизонт VaR. Методы расчета VaR: параметрический, историческое моделирование, статистическое моделирование Монте-Карло. Алгоритм расчета и интерпретация результатов расчета VaR. Использование VaR-модели для оценки рыночного риска (один финансовый актив, портфель финансовых активов). Возможности использования для оценки других видов рисков. Развитие VaR-модели для оценки устойчивости к экстремальным событиям (стресс-тестирование). Метод оценки рисков "Shortfall". 2
Лекция 8 Модели оценки волатильности актива
Авторегрессионные модели: авторегрессионная условная гетероскедастичность ARCH (Autoregressive Conditional Heteroscedastic), обобщенная авторегрессионная условная гетероскедастичность (GARCH (Generalized Autoregressive Conditional Heteroscedastic). Модель, использующая экспоненциально взвешенную скользящую среднюю (EWMA (Exponentially Weighted Moving Average).2
Тематическое содержание курса практических занятий
3 курс – 5 – 6 семестр
Содержание практического курса
Номер
занятия Содержание занятия Кол-во часов
1 Элемент модуля
Основы моделирования
Практическое занятие 1 Классификация подходов, используемых в моделировании на финансовых рынках
1. Принципы классификации моделей. Статистическое моделирование.
2. Корреляционные и регрессионные модели.
3.Оптимизационные модели. Равновесные модели.
4. Факторные модели.
5. Сценарное моделирование. Стресс-сценарии. Симуляционные модели.
4 ч.
Практическое занятие 2 Корреляционно-регрессионные модели на финансовых рынках
1. Корреляционные модели связи динамики курсов, доходностей, товарных цен, показателей торговой активности рынков.
2. Регрессионные модели (трендовые модели, факторные модели, устанавливающие зависимость конъюнктуры финансовых рынков от фундаментальных факторов).
3. Модели многофакторной корреляции для оценки кредитного риска и риска ликвидности в зависимости от динамики определяющих их фундаментальных факторов.
4. Авторегрессионные модели оценки рыночного риска.
4 ч.
Практическое занятие 3 Оптимизационные модели
1. Расчет показателей, характеризующих рискованность финансового инструмента: среднеквадратического (стандартное) отклонения, коэффициента вариации.
2. Расчет показателей, характеризующих взаимосвязь между доходностями акций: ковариация доходности, коэффициент корреляции, положительная и отрицательная корреляции. Использование исторических данных для определения доходности, риска, ковариации.
3. Логнормальное распределение цены акции. 4 ч.
2 Элемент модуля
Моделирование на финансовых рынках
Практическое занятие 4 Основы портфельных теорий.
Концепция эффективного рынка. Подход Марковица к формированию оптимального портфеля и принятые им допущения.
Функция полезности инвестора, инвестиционное решение как максимизация полезности. Кривые безразличия. Склонность к риску, коэффициент допустимости риска. Доходность и рискованность портфеля, веса активов, входящих в портфель.
Эффективное множество портфелей. Процедура выбора оптимального портфеля.
Оптимизация портфеля, состоящего из двух рискованных активов, с учётом корреляции между ними (включая портфели, содержащие короткие позиции).
Оптимизация портфеля, состоящего из рискованного и безрискового активов.4
Практическое занятие 5 Равновесные модели
1. Модель оценки капитальных активов CAPM (Capital Assets Pricing Model), исходные допущения, линия рынка капитала CML (Capital Market Line). Графическая интерпретация CML.
2. Теорема разделения. Рыночный портфель как оптимальный.
3. Коэффициент бета актива. Зависимость ожидаемой доходности от коэффициента бета, линия рынка ценной бумаги SML (Security Market Line). Графическая интерпретация SML.
4
Практическое занятие 6 Факторные модели (модель Шарпа)
1. Рыночная (индексная) модель управления портфелем (модель Шарпа). Исходные допущения. Показатели бета и альфа акции.
2. Определение коэффициентов бета и альфа акции на основе ретроспективных данных.
3. Графическая интерпретация рыночной модели. Систематический и несистематический (специфический) риски, коэффициент детерминации.
4. Однофакторные модели. Чувствительность модели к фактору.
5. Многофакторные модели.
4 ч.
Практическое занятие 7 Факторные модели (арбитражная модель ценообразования)
1. Рыночная (индексная) модель управления портфелем (модель Шарпа). Исходные допущения. Показатели бета и альфа акции.
2. Определение коэффициентов бета и альфа акции на основе ретроспективных данных.
3. Графическая интерпретация рыночной модели. Систематический и несистематический (специфический) риски, коэффициент детерминации.
4. Однофакторные модели. Чувствительность модели к фактору.
5. Многофакторные модели.
4 ч.
Практическое занятие 8 Модель определения "стоимости под риском" (VaR-модель)
1. Расчет показателя «стоимости под риском» на базе параметрического метода.
2. Определение показателя «стоимости под риском» на основе исторического моделирования.
3. Использование статистического моделирования и метода Монте-Карло для определения «стоимости под риском».
4. Использование VaR-модели для оценки рыночного риска (один финансовый актив, портфель финансовых активов).
5. Развитие VaR-модели для оценки устойчивости к экстремальным событиям (стресс-тестирование). Метод оценки рисков "Shortfall".
2 ч.
Практическое занятие 9 Модели оценки волатильности актива
1. Авторегрессионные модели. Основные допущения модели. Авторегрессионная условная гетероскедастичность ARCH (Autoregressive Conditional Heteroscedastic).
2. Обобщенная авторегрессионная условная гетероскедастичность GARCH (Generalized Autoregressive Conditional Heteroscedastic).
3. Модель, использующая экспоненциально взвешенную скользящую среднюю (EWMA (Exponentially Weighted Moving Average).2 ч.
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Моделирование рынка ценных бумаг».
Виды самостоятельной работы студентов:
- изучение теоретического материала по лекциям, учебной и учебно-методической литературе;
- отработка навыков решения задач по темам лекций, и практических занятий;
- выполнение и подготовка к защите расчетно-графических работ;
- подготовка к контрольному самостоятельному решению задач в аудитории;
- подготовка к экзамену (в 6 семестре).
Формы текущего контроля знаний
Текущий контроль навыков и умений на этом этапе проводится в течение семестров путем:
- текущего опроса;
- выполнения различных практических, контрольных работ и тестов;
- написания тематических диктантов, составления кроссвордов на активный словарь;
- сдачей мини-зачета по уроку;
- участия в активных групповых занятиях, ролевых и деловых играх;
- подготовки индивидуальных интерактивных проектов.
написание и защита РГР.
Итоговой формой контроля является экзамен в 8 семестре.
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Моделирование рынка ценных бумаг»
В данный перечень включаются следующие источники:
- конспекты лекций;
- учебная литература, в том числе на электронном носителе;
- дополнительная литература, в том числе на электронном носителе;
- интернет-ресурсы;
- информационно-справочные системы.
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Финансовый анализ»
10.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе образовательной программы.
Код компетенции Формулировка компетенции
ПК-6 - способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты
Описание показателей и критериев оценивания компетенций, описание шкал оценивания
Дескриптор компетенции Показатель оценивания Шкала оценивания Критерии оценивания
Традиционная Баллы Знает особенности построения моделей, используемых на финансовых рынках, условия их применения, допущения и ограничения каждой модели;
методики расчета параметров моделей; (ПК-6).
Отлично
Зачтено
90-100 теоретическое содержание дисциплины освоено полностью, без пробелов; необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные рабочей программой дисциплины задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальномуУмеет интерпретировать результаты моделирования;
свободно ориентироваться в информации, необходимой для построения моделей для анализа российского и зарубежных финансовых рынков. (ПК-6). Владеет широким спектром программных средств для реализации компьютерного моделирования.
современными концепциями и классификацией моделей, описывающих взаимосвязи на финансовых рынках; (ПК-6).
Знает особенности построения моделей, используемых на финансовых рынках, условия их применения, допущения и ограничения каждой модели;
методики расчета параметров моделей; (ПК-6). Хорошо
Зачтено
75-89 теоретическое содержание дисциплины освоено полностью, без пробелов; некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные рабочей программой дисциплины задания выполнены, качество выполнения ни одного из них е оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками
Умеет интерпретировать результаты моделирования;
свободно ориентироваться в информации, необходимой для построения моделей для анализа российского и зарубежных финансовых рынков. (ПК-6). Владеет широким спектром программных средств для реализации компьютерного моделирования.
современными концепциями и классификацией моделей, описывающих взаимосвязи на финансовых рынках; (ПК-6).
Знает особенности построения моделей, используемых на финансовых рынках, условия их применения, допущения и ограничения каждой модели;
методики расчета параметров моделей; (ПК-6).
Удовлетворительно
Зачтено
50-74 теоретическое содержание дисциплины освоено частично, но пробелы не носят существенного характера; необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основномсформированы, большинство предусмотренных рабочей программой дисциплины учебных задания выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибкиУмеет интерпретировать результаты моделирования;
свободно ориентироваться в информации, необходимой для построения моделей для анализа российского и зарубежных финансовых рынков. (ПК-6). Владеет широким спектром программных средств для реализации компьютерного моделирования.
современными концепциями и классификацией моделей, описывающих взаимосвязи на финансовых рынках; (ПК-6). Знает особенности построения моделей, используемых на финансовых рынках, условия их применения, допущения и ограничения каждой модели;
методики расчета параметров моделей; (ПК-6). Неудовлетворительно
Не зачтено
0-49 теоретическое содержание дисциплины не освоено полностью; необходимые практические навыки работы не сформированы, все предусмотренные рабочей программой дисциплины задания выполнены с грубыми ошибками либо совсем не выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к минимальномуУмеет интерпретировать результаты моделирования;
свободно ориентироваться в информации, необходимой для построения моделей для анализа российского и зарубежных финансовых рынков. (ПК-6). Владеет широким спектром программных средств для реализации компьютерного моделирования.
современными концепциями и классификацией моделей, описывающих взаимосвязи на финансовых рынках; (ПК-6). Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, владений
Перечень форм промежуточной аттестации
Согласно УП по направлению 38.03.01 «Экономика (профиль «Финансы и кредит»)» по дисциплине «Моделирование рынка ценных бумаг» предусмотрены следующие формы промежуточной аттестации:
- в 8 семестре - экзамен.
На экзамене определяется уровень усвоения бакалаврами основного учебного материала по дисциплине (согласно разделам и модулям), качество сформированных у них профессиональных знаний, умений и навыков в объеме требований программы. Результаты экзамена проставляются в приложении к диплому.
Экзамен может быть проведен по одной из форм (на усмотрение преподавателя, ведущего дисциплину):
1) в письменной форме по билетам, составленным из вопросов, входящих в перечень вопросов к экзамену;
2) в форме тестирования (в системе АСТ). Тесты разработаны и утверждены в соответствии с установленным порядком и требованиями.
Контроль усвоения теоретического курса производится на консультациях, практических и лабораторных занятиях в форме устного опроса.
Текущий контроль состоит в контроле посещаемости лекций, практических занятий, осуществляется по отдельным темам в виде письменных ответов по индивидуальному заданию.
Итоговый контроль знаний предусматривает сдачу экзамена в форме устного опроса и решения задач.
Задания по выполнению РГР – в Приложении1.
Вопросы по выходному контролю (экзамен)
по дисциплине «Моделирование рынка ценных бумаг»
Системный подход при построении моделей финансовых рынков.
Классификация подходов, используемых в моделировании на финансовых рынках.
Факторы ценообразования на фондовом рынке.
Корреляционные и регрессионные модели на финансовых рынках
Корреляционный анализ взаимосвязей объектов на рынках ценных бумаг, срочных и товарных рынках (модели связи динамики курсов, доходностей, товарных цен, торговой активности и т.п.).
Основные допущения корреляционной модели и виды корреляционной связи.
Среднеквадратическое (стандартное) отклонение доходности как мера риска финансового инструмента. Коэффициент вариации.
Взаимосвязь между доходностями акций: ковариация доходности, коэффициент корреляции, положительная и отрицательная корреляции.
Подход Марковица к формированию оптимального портфеля и принятые им допущения.
Доходность и рискованность портфеля, веса активов, входящих в портфель.
Оптимизация портфеля, состоящего из двух рискованных активов, с учетом корреляции между ними (включая портфели, содержащие короткие позиции).
Исходные допущения модели оценки капитальных активов (САРМ).
Теорема разделения. Рыночный портфель как оптимальный. Коэффициент бета актива.
Исходные допущения рыночная (индексная) модель управления портфелем (модель Шарпа).
Систематический и несистематический (специфический) риски, коэффициент детерминации.
Однофакторные модели. Чувствительность модели к фактору.
Многофакторные модели. Чувствительность модели к факторам.
Арбитражная модель ценообразования. Понятие арбитражного портфеля.
Портфельная теория. Этапы управления финансовым портфелем.
Стратегии в управлении портфелем.
Пассивные стратегии управления портфелем
.Определение дюрации Маколея и модифицированной дюрации облигаций.
Активные стратегии управления портфелем.
Понятие, цели применения, исходные допущения модели определения "Стоимости под риском" (VaR).
Методы расчета VaR: параметрическое, историческое моделирование, статистическое моделирование Монте-Карло.
Алгоритм расчета и интерпретация результатов расчета VAR.
Использование VAR-модели для оценки рыночного риска (один финансовый актив, портфель финансовых активов). Возможности использования для оценки других видов рисков.
Развитие VAR-модели для оценки устойчивости к экстремальным событиям (стресс-тестирование). Метод оценки рисков "Shortfall".
Фондовые биржи, фондовые индексы и Интернет- трейдинг.
Использование программы Excel для расчетов в финансовом моделировании.
ЭКЗАМЕН
Образец билета к экзамену по дисциплине «Моделирование рынка ценных бумаг»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Дальневосточный государственный университет путей сообщения»
Кафедра
«________________»
20 / 20 уч. год ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1
Дисциплина: «Моделирование рынка ценных бумаг»
преподаватель: __________________ Утверждаю:
Заместитель директора по УМР
«__» ______20 г.
1. Системный подход при построении моделей финансовых рынков.
2. Использование программы Excel для расчетов в финансовом моделировании.
3 Задача
Таблица
Показатели и критерии оценивания
Экзамен по дисциплине «Моделирование рынка ценных бумаг» оценивается по пятибалльной шкале отметками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Соответствие оценки критериям оценивания представлены в таблице. Оценка объявляется студенту после окончательного ответа по экзаменационному билету, в том числе и по дополнительным вопросам.
Таблица
Шкала оценивания знаний обучающихся по дисциплине.
Оценка Критерии оценки
Отлично Бакалавр:
обнаружил на экзамене всесторонние, систематические и глубокие знания учебно-программного материала;
умеет свободно выполнять задания, предусмотренные программой;
усвоил основную литературу, рекомендованную рабочей программой дисциплины;
ознакомился с дополнительной литературой;
усвоил взаимосвязь основных понятий дисциплин и их значение для приобретаемой профессии;
проявил творческие способности в понимании материала курса.
Хорошо Бакалавр:
обнаружил на экзамене полное знание учебно-программного материала;
успешно выполнил предусмотренные программой задания;
усвоил основную литературу, рекомендованную рабочей программой дисциплины;
показал систематический характер знаний по учебному предмету;
способен к самостоятельному пополнению знаний по учебному предмету и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.
Удовлетворительно Бакалавр:
обнаружил знания основного учебно-программного материала в объёме, необходимом для дальнейшей учебной и предстоящей профессиональной деятельности;
справляется с выполнением заданий, предусмотренных программой;
знаком с основной литературой, рекомендованной рабочей программой дисциплины;
допустил неточности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладает необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.
Неудовлетворительно Бакалавр:
обнаружил пробелы в знаниях основного учебно-программного материала;
допустил принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий;
не может продолжить обучение или приступать к профессиональной деятельности по окончании университета без дополнительных занятий по соответствующему учебному предмету.
Шкала оценивания
Оценивание студентов очной формы обучения производится по 100-балльной шкале, в том числе
- 60 баллов – работа в течение семестра, в т.ч. защита РГР (в соответствии с рейтинговыми баллами по неделям и видам работ);
- 40 баллов – экзамен, из них:
* при сдаче экзамена по билетам: 1 вопрос – 10 баллов; 2 вопрос – 10 баллов; задача –20 баллов.
* при сдаче экзамена в тестовой форме: оценка производится согласно шкале оценивания при тестировании по %-там правильных ответов (100-95% - «отлично», 94-75% - «хорошо», 74-50% - «удовлетворительно, менее 50% - «неудовлетворительно»).
10.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
Процедура оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций, включает в себя:
1. Текущий контроль:
в конце каждого практического занятия студентам выдаются задания для внеаудиторного выполнения по соответствующей теме;
срок выполнения задания устанавливается по расписанию занятий (к очередному практическому занятию);
студентам, пропускающим занятия, выдаются дополнительные задания;
подведение итогов контроля проводится по графику проведения текущего контроля;
результаты оценки успеваемости заносятся в рейтинговую ведомость и доводятся до сведения студента;
студентам, не получившим зачетное количество баллов по текущему контролю, выдаются дополнительные задания.
В течение семестра знания студентов оцениваются с использованием рейтинговой системы. Максимальное число баллов за текущий контроль в течение семестра может быть равным 60.
2. Промежуточная аттестация:
зачет (экзамен) проводится по расписанию сессии;
количество вопросов в зачетном задании (экзаменационном билете) – 2;
максимальное количество баллов, полученное на экзамене может быть равным 40;
итоговая оценка определяется как сумма баллов, полученных при проведении текущего контроля и по результатам промежуточной аттестации;
проверка ответов и объявление результатов производится в день сдачи экзамена;
результаты промежуточной аттестации заносятся в экзаменационно-зачетную ведомость и зачетную книжку студента.
Студенты, не прошедшие промежуточную аттестацию по графику сессии, должны ликвидировать задолженность в установленном порядке.
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Учебно-лабораторная база:
Кафедральные учебные аудитории общего профиля ауд. 21, 25, 26, 29, оснащенные учебными досками, вместимостью от 20 до 50 студентов.
Кабинеты №№ 15, 18, 31 оснащены персональными компьютерами, с доступом к Интернет-ресурсам открытого пользования.
Переносное мультимедийное оборудование (ноутбуки, проекторы, экраны).
Административно-вспомогательные помещения:
Преподавательские кабинеты – ауд. 8, 28 – оснащены АРМ (автоматизированное рабочее место) преподавателя, включая персональные компьютеры, принтер, локальная сеть.
12.Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
а) нормативные правовые источники
1. Гражданский кодекс РФ.
б) основная литература
Задунайский, В.С. Акционерный капитал и акционерные общества / В.С. Задунайский. - М. : Лаборатория книги, 2010. - 67 с. - ISBN 978–5–905865–54–1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=96561 (07.12.2015).
Зайченко, В.В. Беспроцентные займы в натуральной форме / В.В. Зайченко. - М. : Лаборатория книги, 2010. - 45 с. - ISBN 978–5–905845–88–8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=96573 (07.12.2015).
в) дополнительная литература
Буренин А. Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов: Учебное пособие. — М.: Научно-техническое общество имени академика С. В. Вавилова, 2002. — 315 с.
Коттл С., Мюррей Р., Блок Ф. Анализ ценных бумаг. Грэмма и Додда / Пер. с англ — М.: Олимп-Бизнес, 2000. — 704 с.
Салин В. К, Добашина И. В. Биржевая статистика. — М.: Финансы и статистика, 2003.
Шарп У. Ф., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 1028 с.
Уотшем Терри. Дж., Паррамоу Кейт.. Количественные методы в финансах: Учеб. пособие для вузов по экон. спец. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. — 528 с.
Маршал Джон. Ф., Бансал Викул К. Финансовая инженерия: Полное руководство по финансовым нововведениям: Пер. с англ.: Учебник. — М.: ИНФА-М: НФПК, 1998.
Айвазян С. А., Мхитарян B. C. Прикладная статистика и основы эконометрики. Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 1998. — 1023 с.
Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов: Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. — 978 с.
Гитман Л. Дж., Джонк М. Д. Основы инвестирования: Учебник: Пер. с англ. — М.: Дело, 1999. — 992 с.
Салин В. К, Добашина И. В. Биржевая статистика. — М.: Финансы и статистика, 2003.
Малюгин В. И. Рынок ценных бумаг: Количественные методы анализа: Учеб. пособие. — М.: Дело, 2003.
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
www.micex.comwww.cbr.ruwww.rts.ru Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Целью контроля знаний является повышение эффективности изучения дисциплины, преподаваемой путем чтения лекций, проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов во внеаудиторное время. При преподавании курса используются инновационные образовательные технологии (чтение лекций с применением мультимедийных технологий, проведение лабораторных занятий с применением технологии тестирования).
Программа дисциплины предусматривает:
проверка ведения конспекта лекций;
проведение опроса по каждой теме курса;
тестовый опрос студентов на лекции по изученному материалу;
опрос в ходе практических занятий;
решение задач;
выполнение расчетно-графической работы;
зачет;
проведение итогового экзамена.
15. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем
1. Справочно-правовая система «Консультант плюс» - http://base.consultant.ru2. Бухгалтеру /Клерк.Ру - http://www.klerk.ru/buh/