Урок по русскому языку в 5 классе Слово и его значения
Урок по русскому языку в 5 классе
Тема: Слово и его значения.
Цели: показать важность изучения лексики ; представить слово как единство лексического и грамматического значений ; развивать навыки работать с толковыми словарями; формировать аналитические навыки.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать лексическое и грамматическое значение слова; понимать слово как их единство; объяснять языковые явления.
Ход работы
I) Организационный момент.II) Работа по теме урока.
1) Послушайте веселое стихотворение , которое выучил ……. ( подготовленный ученик читает стихотворение И.Токмакова «Плим» )
«Плим»
Ложка — это ложка,Ложкой суп едят.Кошка — это кошка,У кошки семь котят.Тряпка — это тряпка,Тряпкой вытру пол.Шапка — это шапка,Оделся и пошел.А я придумал слово,Смешное слово — плим.Я повторяю снова:Плим, плим, плим!Все прыгает и скачет -Плим, плим, плим!И ничего не значит -Плим, плим, плим.
- Согласны вы с тем , что мальчик придумал слово?
( Варианты ответов учащихся )Уч-ся подвести к выводу: слово должно иметь смысл, т.е. обозначать предметы, их признаки, количество, действия. То , что обозначает слово, называется лексическим значением.
- Как мы сформируем тему урока?
- Лексическое значение слова.
- Но мы сегодня с вами будем говорить и о другом значении слова. Поэтому расширим границы темы и запишем: «Слово и его значение».
2) Разминка. Сколько слов можно прочесть , читая по часовой стрелке и против часовой стрелки. ( При этом уч-ся делают круговые движения руками ).12915902947035Е
0Е
8534411937385С
00С
24917403289935Л
00Л
31775402451735О
00О
29108401232535К
00К
15868651003935О
00О
17773652451735177736515944851472565151828517773651880235405765527685
По часовой стрелке: колесо , кол , лес , лесок , сок
Против часовой: осел , село , сел , око
[ око-глаз 4 кол-заостренная толстая палка ]- В каких поговорках встречаются слова око и кол ?- Хоть кол на голове ( когда невозможно втолковать, объяснить что-нибудь кому-нибудь ). Хоть видит око, да зуб неймет.
3) Самостоятельная работа по книге .( Чтение т.м. на стр. 217-218 )Что общего в этих текстах?
Вывод: в каждом из них подчеркивается мысль, что человек дал названия для всех предметов, свойств, явлений, действий, окружающего мира.
- Итак , что же такое слово?
( Уч-ся записывают в тетрадь )- Слово-это единица языка, которая называет понятия, предметы, лица, действия, состояния, признаки, оценки.- А раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка ( т.е. его лексику ), называется лексикологией.
- но мы с вами в начале урока сказали о том, что у слова есть не одно значение. Лексическое значение слова – это его первое значение.
Но у каждого слова есть и грамматические значения, которые определяют его принадлежность к определенной части речи.
Представьте, что перед нами две одинаковые чашки. В одной – чай, в другой – кофе. Форма чашек одинаковая, а содержание разное.
Содержание слова - это его лексическое значение, а форма – грамматическое значение.
Задание: сравнить слова «сосна» и «ваза»
Ваза – сосуд для фруктов, цветов…
Сосна – хвойное дерево с длинными иглами.
Вывод: 1) лексические значения совершенно разные4 2) грамматические значения этих слов одинаковые. Оба слова – имена сущ., 1-го склонения, жен. рода, ед. числа.
III) Закрепление.
Упр. №134
Загадки-шутки
1. Какое государство можно носить на голове? ( Панама )2. Какая европейская столица стоит на скошенной траве? ( Париж на сене )3. Какой город летает? ( Орел )4. Какую реку можно срезать ножом? ( Прут )5. Какая земля никогда не старится? ( Новая Земля )6. Какое крыло никогда не летает? ( Крыло автомобиля )IV) Домашнее задание: прочитать т.м. ( стр. 220 )и ответить на вопросы «О чем на уроке мы не успели сказать».Упр. № 315