Рабочая программа учебной дисциплины Эффективное поведение на рынке труда
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Эффективное поведение на рынке труда
2013г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее НПО) 190631.01 Автомеханик, Сварщик
Разработчик: Быкова Наталья Львовна, зам. директора по ОД ГОАУ НПО ЯО ПЛ-33п. Семибратово
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации учебной дисциплины
8
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
8
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Эффективное поведение на рынке труда
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее – НПО) 190631.01 Автомеханик, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №555 от 20.05.2010, входящей в состав укрупненной группы профессий 190000 Транспортные средства 190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов:
190631.01 Автомеханик
190631.02 Слесарь по ремонту автомобилей
190631.03 Контролер технического состояния автомототранспортных средств
190631.04 Оператор заправочных станций
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
поиска работы и трудоустройства
уметь:
применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;
анализировать рынок образовательных услуг и рынок труда;
планировать возможное продвижение, профессиональный рост на рынке труда, используя методы решения творческих задач в проектировании профессиональной деятельности;
составлять и оформлять собственное резюме и портфолио;
успешно проходить собеседования;
предотвращать и разрешать возможные конфликтные ситуации при трудоустройстве;
адаптироваться на рабочем месте для закрепления на работе.
знать:
способы и методы эффективного поведения на рынке труда Ярославской области;
сущность профессиональной карьеры как системы профессионального продвижения с учетом самореализации личности;
этику взаимоотношений в трудовом коллективе, в общении с потребителями;
понятие, структуру, составление резюме и портфолио;
технологию приема на работу;
понятие, виды, формы и способы адаптации;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
в том числе:
практические занятия
24
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16
в том числе:
Создание мультимедийной презентации «Моя профессиональная карьера»
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 1
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Эффективное поведение на рынке труда.
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Цели и задачи изучения дисциплины.
1
2
Раздел 1.
Рынок труда Ярославской области
3
2
Тема 1.1 Сущность, типология, структура рынка труда. Рынок труда Ярославской области
Содержание учебного материала:
1
Сущность, типология, структура рынка труда. Трудовые ресурсы и их классификация. Особенности современного рынка труда. Характеристика рынка труда Ярославской области и конкретного населенного пункта. Особенности регулирования рынка труда Ярославского региона государством. Государственная политика в сфере занятости. Активные формы получения занятости.
Тема 1.2. Понятие вакансии и возможности трудоустройства
Понятие вакансии и возможности трудоустройства. Конкурентоспособное поведение. Источники информации о вакансиях на рынке труда. Трудоустройство с учетом разных форм собственности. Возможные варианты трудоустройства. Освоение алгоритма принятия решения в ситуации предстоящего трудоустройства.
Практическая работа:
№1 Дискуссия «Кто является успешным на рынке труда?»
2
Самостоятельная работа:
- поиск в Интернете (в т.ч. в программе АИСТ), СМИ, банке вакансий Государственной службы занятости, возможных вакансий по своей будущей профессии
-творческий проект «Знакомьтесь - это я!»
- посещение Центра занятости для получения индивидуальных консультаций со специалистами Государственной службы занятости
2
Раздел 2.
Профессиональные компетенции и профессиональная карьера
7
3
Тема 2.1. -2.2 Сущность и структура деятельности.
Профессиональные компетенции
Профессиональная карьера
Содержание учебного материала
1
Сущность и структура деятельности. Потребности и возможности деятельности. Технологии основных форм деятельности человека. Понятие и сущность профессиональной деятельности: типы профессий, характеристика профессии, профессия, специальность, должность, квалификация, профессиональный проект. Технология профессиональной деятельности. Сферы профессиональной деятельности.
Понятие о профессиональных компетенциях как важной составляющей профессиональной деятельности. Компетенции, выделенные Советом Европы.
Понятие о профессиональной карьере. Компоненты профессиональной карьеры. Сущность профессиональной карьеры как системы профессионального продвижения с учетом самореализации личности. Система профессионального непрерывного образования как условие профессионального роста. Критерии успешной профессиональной деятельности.
1
Практическая работа:
№2 Деловая игра «Анализ профессиональных компетенций автомеханика»
1
№3 Деловая игра «Как построить свою профессиональную карьеру»
2
№4 Урок- семинар «Формирование позитивного профессионального “образа-Я” современного сварщика»
1
№5 «Способы формирования позитивного самовосприятия и самопрезентации»
1
№6 «Взаимопрезентация»
Самостоятельная работа обучающихся:
- Анализ построения карьеры по своей профессии
- Составление краткого плана своего собственного карьерного роста
- Выполнение коллажа «Позитивный профессиональный имидж автомеханика»
2
Раздел 3.
Стратегия и тактика поиска работы
5
3
Тема 3.1
Способы поиска работы. Технология приёма на работу
Содержание учебного материала
1
Способы поиска работы. Телефонные звонки по объявлению и поисковые. Техника ведения телефонных разговоров.
Технология приема на работу.
Практические занятия:
№7 «Ролевые игры, связанные с отработкой ходов поиска работы»
2
№8 «Ролевые игры, связанные с отработкой техники телефонных разговоров»
2
Самостоятельная работа обучающихся:
- составление собственного резюме
- оформление портфолио сварщика, автомеханика
-посещение Центра занятости для получения индивидуальных консультаций со специалистами Государственной службы занятости
3
Раздел 4.
Эффективное деловое общение
5
3
Тема 4.1
Деловое общение
Техника активного слушания
Понятие о конфликтах
Содержание учебного материала
Понятие о деловом общении. Психологический анализ ситуаций делового общения (на основе теории Э.Берна).
Взаимопонимание в разговоре. Техника активного слушания. Невербальное поведение и внешний вид. Понятие о рефлексии.
1
Понятие о конфликтах. Динамика конфликтов. Стили конфликтного поведения. Способы разрешения конфликтных ситуаций.
Практические занятия:
№9 «Тренинг навыков делового общения»
№10 «Упражнения на эффективное взаимодействие»
1
№11 «Отработка навыков эффективного взаимодействия в ситуации трудоустройства»
1
№12 «Конфликтные ситуации при трудоустройстве»
№13 «Конфликтные ситуации на рабочем месте: с работодателем, в коллективе, с клиентом»
№14 «Возможные стратегии поведения»
№15 « Упражнения на закрепление позитивного опыта с использованием ресурсных техник»
2
Самостоятельная работа обучающихся:
- оформление документов по трудовым правоотношениям (заявление на прием на работу, трудовой договор, должностные инструкции)
- разработка содержания рекомендательного письма
3
Раздел 5.
Собеседование с работодателем
4
3
Тема 5.1. Собеседование с работодателем
Содержание учебного материала
Структура собеседования. Порядок прохождения собеседования. Самопрезентация. Технология ответов на вопросы. Основные вопросы, задаваемые работодателем на собеседовании.
1
Практические занятия
№16 «Составление собственного списка ходов поиска работы каждым обучающимся»
1
№17 «Как обойти «подводные камни» при собеседовании»
№18 «Упражнения на закрепление позитивного опыта с использованием ресурсных техник»
2
Самостоятельная работа обучающихся:
- вербальные и невербальные способы саморегуляции
3
Раздел 6.
Адаптация на рабочем месте
6
3
Тема 6.1. Адаптация на рабочем месте
Содержание учебного материала
Понятие об адаптации на рабочем месте, ее формах и способах.
1
Практические занятия
№19 Дискуссия «Преимущества и проблемы, связанные с началом работы. Почему можно потерять работу?»
1
№20 Ролевая игра «Мой первый рабочий день».
1
№21 Дискуссия «Что нужно знать и как себя вести, чтобы произвести хорошее впечатление на работодателя и коллектив в первые дни работы».
1
№ 22 Тренинг «Постановка профессиональных и жизненных целей»
1
№23 Защита презентации «Моя профессиональная карьера» с учетом потребностей рынка труда Ярославской области и своего населенного пункта
1
Самостоятельная работа обучающихся:
- написание мини - сочинения
- составление модели своей будущей профессиональной карьеры
3
Итоговое занятие
Анкетирование по завершении курса. Дифференцированный зачет
1
Всего:
32+16
48
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия:
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место обучающегося;
- рабочее место преподавателя;
- профориентационная система «ПРОФИ-III» (психодиагностическая программа)
Технические средства обучения:
- компьютер и мультимедиапроектор, доступ обучающихся к сети Интернет
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Шеламова Г.М. Психология и этика профессиональной деятельности. – М.: ОИЦ «Академия», 2007.
Шеламова Г.М. Деловая культура взаимодействия. – М.: ОИЦ «Академия», 2007.
Шеламова Г.М. Этикет деловых отношений. – М.: ОИЦ «Академия», 2007.
Шеламова Г.М. Культура делового общения при турдоустройтсве. – М.: ОИЦ «Академия», 2007.
Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. – М.: ОИЦ «Академия», 2007.
Дополнительные источники:
Андреева Н. Детектор лжи, или Как обойти «подводные камни» на собеседовании. – М.: Вершина, 2009г.
Бельская Н.Н. программа тренинга для подростков «Мой характер и профессия»\\ Журнал практического психолога. – 1999.- №12.
Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М.: МГУ, 1995.
Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий.- Обнинск, 1993.
Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации под ред. А.Ф. Кудряшова. – Петрозаводск, 1992.
Прощицкая Е.Н. – Выбирайте профессию. – М.: Просвещение, 1991.
Пряжников Н.С. Проблемы активизации профессионального самоопределения. – М.: МГУ, 1995.
Прихожан А.М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. – М., 1997
Шевчук Д.А. Как устроиться на хорошую высокооплачиваемую работу и построить успешную карьеру. – М.: РОСБУХ, 2010г.
Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации\ под ред. Е.Г. Трошихиной. – СПб., 2001.
Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.: Питер, 2009.
Грецов А. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. - СПб.: Питер, 2009.
Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - СПб.: Питер, 2009.
Грецов А. Психологические тренинги с подростками. - СПб.: Питер, 2009.
Резак Д. при участии Томсон Д. и Холгрен-Резак Г. Связи решают все. Бизнес-сказка о Царевне-лягушке. Пер. с англ. А.В. Каменко. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010г.
Добротворский И.Л. Технологии успеха: все, что вам нужно знать о достижении успеха. М.: Академия, 1996.
Зиверт Х. Подготовка к тестированию. Как преодолеть тесты на профессиональную пригодность. М.: Просвещение, 1997.
Макшанов С.И. Психогимнастика в тренинге. Каталог. Часть 1. М.: Педагогика, 1993.
Мелибруда Е. Я - Ты - Мы: Психологические возможности улучшения общения. М.: Просвещение, 1986.
Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Технология портфолио в системе педагогической диагностики Методические рекомендации для учителя по работе с портфолио проектной деятельности учащихся. – Самара: Изд-во «Профи», 2006.
Грей К., Ларсон Э.. Эффективная презентация. Практическое руководство. – М.: «Дело и сервис», 2003
Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 415 с. – (Серия «Педагогическая школа. XXI век».)
Круглова О.С. Технология проектного обучения \\ Завуч. № 6, 1999. С 90-94.
Катлип С.М. Паблик рилейшнз: теория и практика. 8-е изд. М., СПб.: “Вильямс”, 2000.
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 368 с.
Савенков А.И. Творческий проект, или как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии, 1998, № 4.
Шметткамп М. Управление проектами: краткий курс. – М.: «Дело и сервис», 2005.
Электронные ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
уметь самостоятельно анализировать рынок образовательных услуг и рынок труда, находить информацию о путях получения профессионального образования и трудоустройства
устный опрос
уметь выстраивать план реализации карьеры
проект карьерного плана
уметь составлять и оформлять собственное резюме и портфолио
презентация оформленного резюме, портфолио
уметь составлять ответы на возможные вопросы работодателя
тренинг с элементами рефлексии
уметь предотвращать и разрешать возможные конфликтные ситуации при трудоустройстве
тренинг с элементами рефлексии
уметь организовывать диалог по телефону, владеть навыками телефонного общения
тренинг с элементами рефлексии
знать способы поиска работы и трудоустройства
устный опрос
уметь составлять проект собственной профессиональной карьеры
выполнение проекта «Моя профессиональная карьера»
уметь использовать методы решения творческих задач в проектировании профессиональной деятельности
выполнение проекта «Моя профессиональная карьера»
уметь планировать возможное продвижение, профессиональный рост на рынке труда
устный опрос
уметь уточнять и корректировать профессиональные намерения
устный опрос
уметь обосновывать выбор своего профессионального плана и использовать возможности для трудоустройства
устный опрос
знать проблемы труда в современных социально-экономических условиях Ярославской области
устный опрос
владеть информацией о возможностях социальной защиты населения на рынке труда региона
устный опрос
знать сущность понятия «деятельность», технологии основных форм деятельности человека: трудовой, познавательной, игровой, управленческой и технологии делового общения
тестирование
сущность понятия «профессиональная деятельность», сферы профессиональной деятельности
тестирование
знать понятие, типы и виды профессиональных карьер, основные компоненты профессиональной карьеры, критерии ее успешности, способы построения
тестирование
знать понятие «профессиональная компетенция»
тестирование
понимать сущность профессиональной карьеры как системы профессионального продвижения с учетом самореализации личности
тестирование
владеть информацией о системе профессионального непрерывного образования, роли постоянного повышения квалификации
устный опрос
владеть навыками самопрезентации
тренинг с элементами рефлексии
владеть технологией приема на работу
тренинг с элементами рефлексии
иметь представление о понятие, видах, формах и способах адаптации на рабочем месте
устный опрос
знать основные этапы проектирования профессиональной карьеры
выполнение проекта «Моя профессиональная карьера»
владеть технологией презентации проекта
презентация проекта «Моя профессиональная карьера»
Заголовок 115