Рабочая программа по дисциплине Эффективное поведение на рынке труда
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
3
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11
4
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
13
5
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ДОПОЛНЕНИЙ К ПРОГРАММЕ 15
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Эффективное поведение на рынке труда
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью вариативной составляющей основной образовательной программы в соответствии с Концепцией вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет ( по отраслям), входящим в состав укрупненной группы профессий 380200 «Экономика и управление».
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Реализуется в рамках общего гуманитарного и социально- экономического цикла ОПОП СПО (вариативная часть).
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Обучающийся владеет общими универсальными технологиями деятельности, позволяющими осуществлять эффективное трудоустройство и планировать профессиональную карьеру.
Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
В результате освоения программы дисциплины обучающийся должен уметь:
давать аргументированную оценку степени востребованности специальности на рынке труда;
аргументировать целесообразность использования элементов инфраструктуры для поиска работы;
составлять структуру заметок для фиксации взаимодействия с потенциальными работодателями;
составлять резюме с учетом специфики работодателя;
применять основные правила ведения диалога с работодателем в модельных условиях;
оперировать понятиями «горизонтальная карьера», «вертик5альная карьера»;
корректно отвечать на «неудобные вопросы» потенциального работодателя;
задавать критерии для сравнительного анализа информации для принятия решения о поступлении на работу;
обсуждать причины, побуждающие работника к построению карьеры;
анализировать, формулировать запрос на внутренние ресурсы для профессионального роста в заданном, определенном направлении;
давать оценку в соответствии с трудовым законодательством законности действий работодателя в произвольно заданной ситуации, пользуясь Трудовым кодексом РФ и нормативными правовыми актами.
В результате освоения программы дисциплины обучающийся должен знать:
источники информации и их особенности;
обобщенный алгоритм решения различных проблем;
способы представления практических результатов;
выбор оптимальных способов презентаций полученных результатов;
возможные ошибки при сборе информации и способы их минимизации;
выбор оптимальных способов решения проблем, имеющих различные варианты разрешения.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 75 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 50 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 25 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 75
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 50
в том числе: лабораторные занятия -
практические занятия 38
контрольные работы -
курсовая работа (проект) -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 25
в том числе: подготовка сообщений 19
подготовка презентаций . 7
Итоговая аттестация в форме зачета 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
« Эффективное поведение на рынке труда»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем
часов Уровень освоения
1 2 3 4
Тема 1.
Спрос и предложение на рынке труда. Планирование профессиональной карьеры. Содержание учебного материала 18 1 Занятость населения как показатель баланса спроса и предложения рабочей силы. Высвобождение рабочей силы, его причины в регионе. Развитие рынка труда в разрезе профессий и специальностей.
Индивидуальные особенности личности и выбор типа и вида профессиональной карьеры. План реализации карьеры.
Основа профессиональной карьеры - сформировать себя как специалиста с правильным учетом потребностей рынка и собственных склонностей и способностей.
Обучение и повышение квалификации на протяжении всей жизни как необходимое условие профессионального роста. 2 2
Лабораторные занятия - Практические занятия
Составление перечня своих умений.
Определение перечня потенциальных работодателей.
Аргументированная оценка степени востребованности специальности на рынке труда.
Обсуждение причин, побуждающих работника к построению карьеры.
Анализ/формулировка запроса на внутренние ресурсы для профессионального роста в заданном /определенном направлении. 10 Контрольная работа - Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка сообщений по темам:
Развитие рынка труда в разрезе профессий и специальностей.
Индивидуальные особенности личности и выбор типа и вида профессиональной карьеры.
Определение причин, побуждающих работника к построению карьеры. 6
Тема 2.
Профессиональная квалификация. Поиск работы. Содержание учебного материала 20 1 Документы, необходимые в ситуации трудоустройства. Конфликтные ситуации при трудоустройстве. Пути их преодоления и разрешения.
Проектирование индивидуальных моделей в затруднительных ситуациях взаимодействия. Адаптация на рабочем месте. Умение произвести хорошее впечатление на работодателя и в коллективе в первые дни работы.
Изменение стереотипов и уклада жизни в связи с трудоустройством. Новые жизненные и профессиональные задачи, связанные с началом работы.
Анализ собственных резервов и ограничений по результатам первых месяцев работы. Корректировка профессионального поведения и деятельности.
Самообразование и повышение квалификации как необходимое условие профессионального роста. 4 2
Лабораторные занятия - Практические занятия
Систематизация информации об источниках информации о работе.
Предварительная оценка степени добросовестности работодателя.
Определение порядка взаимодействия с центром занятости.
Определение целесообразности использования элементов инфраструктуры в поиске работы.
Составление структуры заметок для взаимодействия с потенциальным работодателем. 10 Контрольная работа - Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка сообщений по темам:
Конфликтные ситуации при трудоустройстве. Пути их преодоления и разрешения.
Изменение стереотипов и уклада жизни в связи с трудоустройством.
Новые жизненные и профессиональные задачи, связанные с началом работы. 6 Тема 3.
Коммуникация с потенциальным работодателем.
Содержание учебного материала 20 1 Межличностное взаимодействие в ситуации трудоустройства. Списки контактов.
Продуктивные приемы и способы эффективной коммуникации в процессе трудоустройства.
Техника ведения телефонных переговоров. Собеседование в ситуации трудоустройства. Подготовка к интервью с работодателем. Внешний вид соискателя вакансии.
Психологические особенности построения диалога с работодателем (работником кадровой службы организации). Манера поведения и речи - основные факторы первого впечатления о человеке. 4 2
Лабораторные занятия - Практические занятия
Составление резюме по заданной форме.
Составление резюме с учетом специфики работодателя.
Составление объявления о поиске работы.
Определение содержания телефонного разговора с работодателем.
Проведение диалога с работодателем в модельных условиях.
Определение «неудобных вопросов» и подготовка ответов на них. 12 Контрольная работа - Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка презентаций:
Подготовка к интервью с работодателем.
Внешний вид соискателя вакансии.
Составление резюме по заданной форме в соответствии с запасной стратегией. 6 Тема 4.
Трудоустройство: правовые нормы и практические задачи. Содержание учебного материала 15 1 Активность на рынке труда. Варианты трудоустройства по профессии (специальности), осваиваемой в образовательном учреждении. Профессиональные цели и ценности будущих специалистов. Алгоритм принятия решения в ситуации предстоящего трудоустройства. Непосредственное обращение к работодателю. Использование посреднических фирм и организаций ( государственные службы занятости, агенства по трудоустройству и др.). Объявления о наборе по радио и телевидению, в профессиональных и коммерческих изданиях, в местной печати.
Сравнительная характеристика различных методов поиска работы. 2 2
Лабораторные занятия - Практические занятия
Определение перечня требований соискателя к работе.
Определение общих прав и обязанностей работодателя и работника в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
Определение законности действий работодателя и работника при приеме на работу и при увольнении. 6 Контрольная работа - Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка сообщений по темам:
Профессиональные цели и ценности будущих специалистов.
Использование посреднических фирм и организаций ( государственные службы занятости, агенства по трудоустройству и др.).
Сравнительная характеристика различных методов поиска работы. 7 Примерная тематика курсовой работы (проекта) - Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой ( проектом) - ВСЕГО: 75 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
–ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
–репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
–продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально- техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда» требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- доска классная.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор;
- доступ к локальной и глобальной сети.
Учебно- наглядные пособия:
- комплект наглядных пособий по разделам дисциплины;
- библиотечный фонд.
Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет- ресурсов, дополнительной литературы
Правовые источники
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
Основные источники
Перелыгина Е.А. Эффективное поведение на рынке труда: Учебные материалы.- Самара: ЦПО, 2011.- 48с.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие компетенции профессионала. Эффективное поведение на рынке труда. Основы предпринимательства: Гиды для преподавателей. - Самара: ЦПО, 2011.- 345с.
Дополнительные источники
Ефимова С.А. Ключевые профессиональные компетенции: спецификация модулей.- Самара: Изд-во ЦПО,2007. - 123с.
Зарянова М. Как найти работу за 14 дней: Практическое пособие для тех, кто ищет работу. – СПб.:Речь, 2009. - 56с.
Как успешно пройти собеседование// SuperJob [Электронный ресурс].- http://www. superjob.ru/rabota/interview.html.
Ключевые профессиональные компетенции. Модуль «Эффективное поведение на рынке труда»: учебные материалы/ автор-составитель: Морковских Л.А.- Самара: ЦПО,2007.-357 с.
Третий не лишний? Трудоустройство через кадровое агенство. Отзывы бывалых. И как отличить хорошее от плохого // Работа . RU [Электронный ресурс].- http://www. rabota.ru/rabota/vesti/career/tretij_ne_lishnij.html.
Филина Ф.Н. Справочник наемного работника.- М.: ГроссМедиа: РОСБУХ,2008.
Информационные и интернет ресурсы
СПС «Гарант»;
СПС «Консультант плюс»;
www.klerk.ruwww.consultant.ruwww. superjob.ru/rabota/interview.html.
www. rabota.ru/rabota/vesti/career/tretij_ne_lishnij.html.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнение обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Освоенные умения:
давать аргументированную оценку степени востребованности специальности на рынке труда;
аргументировать целесообразность использования элементов инфраструктуры для поиска работы;
составлять структуру заметок для фиксации взаимодействия с потенциальными работодателями;
составлять резюме с учетом специфики работодателя;
применять основные правила ведения диалога с работодателем в модельных условиях;
оперировать понятиями «горизонтальная карьера», «вертикальная карьера»;
корректно отвечать на «неудобные вопросы» потенциального работодателя;
задавать критерии для сравнительного анализа информации для принятия решения о поступлении на работу;
обсуждать причины, побуждающие работника к построению карьеры;
анализировать /формулировать запрос на внутренние ресурсы для профессионального роста в заданном / определенном направлении;
давать оценку в соответствии с трудовым законодательством законности действий работодателя в произвольно заданной ситуации, пользуясь Трудовым кодексом РФ и нормативными правовыми актами.
Входной контроль – тестирование,
анкетирование.
Текущий контроль – оценка практического занятия;
-оценка выполнения заданий для самостоятельной работы;
Тематический контроль – защита сообщений, презентаций, индивидуальных проектов.
Итоговая аттестация – зачет
Усвоенные знания:
источники информации и их особенности;
обобщенный алгоритм решения различных проблем;
способы представления практических результатов;
выбор оптимальных способов презентаций полученных результатов;
возможные ошибки при сборе информации и способы их минимизации;
выбор оптимальных способов решения проблем, имеющих различные варианты разрешения.
Входной контроль - тестирование.
Текущий контроль - оценка практического занятия;
-оценка выполнения заданий для самостоятельной работы;
Тематический контроль – защита сообщений, презентаций, тестирование, анкетирование.
Итоговая аттестация – зачет.
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Самостоятельно задает критерии для анализа информации при принятии решения о поступлении на работу. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Самостоятельно находит
информацию, пользуясь Трудовым кодексом и нормативно-правовыми актами, ее систематизация для оценки законности действий работодателя и работника при приеме на работу и увольнении с работы. ОК 6. Работать в коллективе и
команде, обеспечивать ее
сплочение, эффективно
общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
. Проводит диалог с работодателем в модельных условиях;
Создает стандартный продукт письменной коммуникации сложной структуры при написании рефератов, резюме, объявления. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
. Анализирует и формулирует запрос на внутренние ресурсы (знания, умения, навыки, способы деятельности, ценности, установки, свойства психики) для профессионального роста в заданном/ определенном направлении. ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ДОПОЛНЕНИЙ К ПРОГРАММЕ
Дата дополнения,
№ протокола Содержание дополнения ФИО,
должность Подпись