НОД по художественно-эстетическому воспитанию старших дошкольников Зимняя сказка
Конспект НОД по художественно-эстетическому воспитанию
«Зимняя сказка»
Подготовительная группа.
Выполнила:
Гаврилова Л.Н.
"Зимняя сказка"
Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию в подготовительной группе.
Цель: Закрепить у детей умение рисовать пейзажи используя различные художественные материалы.
Программное содержание:
Развивать у детей эстетическое восприятие цвета, его тональности.
Формировать умение устанавливать связь между настроением живописного произведения (рисунка) и его цветовым решением.
Формировать умение смешивать краски и получать новые оттенки с помощью белой и синей краски.
Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды.
Развивать интеллектуальные действия анализа, сравнения.
Развивать диалогическую и монологическую речь.
Закрепить знания о профессии художника – пейзажиста, поэта, композитора.
Предварительная работа:
рассматривание репродукций произведений художников по теме “Зимний пейзаж”, иллюстраций
дидактические игры с цветом;
наблюдения в природе, экскурсия в зимний парк;
чтение и заучивание стихов о зиме;
рисование различными художественными материалами.
Материал к занятию: бумага формата А4, гуашь, краски, палитры, кисти, ватные палочки, поролоновые шарики.
Демонстративный материал: репродукции, иллюстрации, фотографии; дидактическая игра «Волшебный клубочек», мяч.
Ход непосредственно – образовательной деятельности
(Дети встают полукругом.)
1.Организационный момент.
.Воспитатель:
Здравствуйте ребята !
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: А как еще можно поздороваться?
Дети: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
Воспитатель: Какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей.)
Дети:Хорошее!
Воспитатель:
И у меня тоже хорошее настроение. Тогда давайте поиграем в игру «Волшебный клубочек»
Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение. (Дети передают клубочек друг другу из рук в руки и говорят пожелания.).
А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Посмотрите, что стало с нашим клубочком? Мы передали ему наше хорошее настроение, и он стал большим.
3. В. Дети послушайте загадку:
Тройка, тройка прилетела,Скакуны в той тройке белы.А в санях сидит царица –Белокожа, белолица.Как махнула рукавом –Все покрылось серебром. (Зима)
В.- Молодцы, ребята, конечно, это зима.
Без зубов, а кусает. (Мороз)
Какой первый звук в слове «мороз»? <м>.
Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, верчу, знать ничего не хочу.
(Метель)
Какой первый звук в слове «метель»? <м’>.
Молодцы! Какой первый звук в слове «молодцы»? «М»
-Умницы!
Ну что ж, отправляемся в путешествие в зимний лес.
А чтобы в пути у нас не замерзли губы, давайте их разомнем.
Ма – ма – ма наступила зима. Ме – ме – ме рады мы зиме.
Ду – ду – ду в зимний лес иду. Та – та – та кругом красота.
Сы – сы – сы мерзнут носы.
В. – дети, давайте оденемся потеплее (дети выполняют движения, имитирующие одевание)
А теперь закройте глаза, представьте, что шагнули в лес.
4.Путешествие в лес.
Воспитатель.
– Раз… и мы в лесу, открывайте глаза, ребята. (Звучит спокойная музыка) Чтобы лес нам показал свою красоту, послушайте стихотворение:
А.С. Пушкин «Зимнее утро»
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…
(Дети рассматривают выставку картин)
В: - Зима не только очень веселое время года, но и удивительно красивое. Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, ее настроение, ее красоту и рассказывают об этом. Поэт – словами.
Композиторы рассказывают о зиме звуками. Мы сегодня послушаем музыку. (звучит аудиозапись П. Чайковского «Декабрь» или А.Вивальди «Зима» ч.1)
А художники красками.
В. Кто пишет стихи?- поэты
В. Кто пишет музыку?- композиторы
В: - А кто пишет картины? - Художники.
Воспитатель. А кто помнит как называются картины на которых изображена природа?
Ребёнок:
Если видишь на картине
Нарисована река, или ель и белый иней,
Или сад и облака, или снежная равнина,
Или поле и шалаш
Все дети: Обязательно картина называется «Пейзаж»!
Воспитатель. Дети, а как художник рассказывает о красоте зимы? Какие основные средства выразительности он использует? – Краски, цвет.
Воспитатель. Какие основные цвета использовал художник? – Белый, голубой .
Воспитатель. Как можно еще назвать цвета, которыми пользуется художник? – Холодные.
Воспитатель. Что за прелесть, эти пейзажи! Что вы чувствуете, когда глядите на них? Какое настроение у вас возникает? – Печальное, радостное, тихое, спокойное.
Воспитатель. А может кто-то из вас знает стихотворение о зимушке-зиме?
Дети рассказывают стихи.
И,Суриков «Первый снег»
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, кружится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной.
И заснул под нею
Крепко непробудно.
Божьи дни коротки.
Солнце светит мало
Вот пришли морозы.
И зима настала.
Воспитатель. Замечательные стихотворения о зиме! Правда, ребята?
Дети: Да!
Перед вами несколько пейзажей.
-Посмотрите как художники нарисовали зимний пейзаж. Все они разные. Как вы думаете от чего это зависит?
Ответы детей:
2. Постановка задачи.
В: - А вы хотите нарисовать зимний пейзаж?
Ответ детей.
3. Руководство выполнением задания
В: - Мы уже знаем, что рисование любого пейзажа начинается с линии горизонта: вверху – небо, внизу – земля. Какой краской лучше нарисовать небо? Почему?
Д: - Акварелью, потому что небо легкое, прозрачное.
В: - А какой краской будем рисовать землю, укрытую снегом? Почему?
Д: -Гуашью, потому что снег плотный, лежит на земле как пуховое одеяло.
В: - Какого цвета небо?
Ответы детей
В: - Давайте посмотрим, как художники изображают небо в своих картинах.
В: - Небо, освещенное лучами восходящего солнца, может приобрести желтоватый оттенок, в ясные морозные дни бывает ярко-голубым, а иногда даже изумрудно-зеленым. В хмурый денек становится серым, а когда падает снег, небо бывает светлым, почти белым. Сильные морозы и заходящее солнце окрашивают небо в розовато-сиреневые оттенки . А ночью? Ночью небо темное, черное, темно-синее. Зимой на небе можно увидеть необычное явление – это северное сияние осветило небосвод своими огнями. Цвет неба постоянно меняется. Небо прямо-таки разноцветное! (воспитатель сопровождает свой рассказ демонстрацией репродукций картин или фотографий или слайдами)
В: - Небо бывает разного цвета. Давайте подумаем, отчего это зависит.
Д: - От погоды, от времени суток…
В: - Подумайте, каким будет зимнее небо на вашем рисунке: ясное, пасмурное с тяжелыми тучами или освещенное солнечными лучами. Подумайте, какие краски заиграют на нем.
Посмотрите, как красивы деревья зимой!Особенно красива березка зимой – это символ России . поэты воспевали березку в своих стихах. Давайте вспомним стихотворение С. Есенина «Береза»
Чтение детьми стихотворения «Берёза» Представьте, что мы осторожно приподняли еловые веточки, какую лесную картину можно там увидеть? Посмотрите внимательно, но пока не говорите, что увидели, держите в секрете, запомните. А когда мы вернемся из леса, каждый нарисует то, что увидел! Пора прощаться с лесом.
Лес волшебный, до свидания!Ты расти на радость людям!Мы дружить с тобою будем,Добрый лес, могучий лес,Полный сказок и чудес!
А нам, ребята, пора возвращаться.
Закроем глаза и шагнем обратно.
Раз... Все на месте?.. Тогда раздеваемся,
отряхиваем снег, погреем руки и за дело!
4.Физминутка «Солнышко»
5. Самостоятельная работа детей
6. Итог занятия
В: - Ребята у вас получились чудесные зимние пейзажи. Глядя на ваши работы, мне сразу вспомнилось стихотворение, которое очень точно отражает то, то вы нарисовали:
Чародейкою-Зимою
Околдован лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой,
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.
Самоанализ –
В: выберите солнышко с улыбкой, если вы считаете, что справились с работой.