Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом№1897 Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г., на основе авторской программы по изобразител
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании ШМО на заседании Методического Совета директор МБОУ «СОШ № 24»
_________ руководитель МО зам. директора по УВР Чулина Г.В. Иванова М.В.
Протокол № _______ Протокол № _______ Приказ № ______
«_____»____________20___г. «_____»____________20___г. «_____»____________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
На 2015-2016 год
по учебной дисциплине «Изобразительное искусство»
для 5 класса
учитель Бычкова.Е.А
· категория первая
г. Братск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом№1897 Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г., на основе авторской программы по изобразительному искусству авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы» (2010 год издания): Изобразительное искусство: декоративно- прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5 класса общеобразовательного учреждения/ Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского- М: Просвещение, 2008
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Целью обучения изобразительного искусства в общеобразовательной школе является развитие личности учащегося средствами предмета, а именно развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
В соответствии с этой целью решаются задачи:
Формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства.
Обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы.
Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах.
Развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости.
Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека.
Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
Овладение средствами художественного изображения для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.
Овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами в бытовой и профессиональной деятельности, в эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс «Изобразительное искусство» относится к предметам учебной деятельности обязательной части учебного плана, образовательной области «Искусство»
Основными задачами реализации содержания образовательной области «Искусство» учебного плана являются освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
рабочая программа «Изобразительное искусство и художественный труд Декоративно прикладное искусство в жизни человека» для учащихся 5класса рассчитана на 34часов (1 часа в неделю) в соответствии с БУП. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены планируемые результаты. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету Для реализации программного обеспечения используются литература: Изобразительное искусство «Декоративно- прикладное искусство в жизни человека», учебник для 5 класса общеобразовательного учреждения/ Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского- М: Просвещение, 2008. В связи с введением в учебный процесс образовательного модуля (ООП ООО МБОУ «СОШ№24» утверждена приказом №235 от 05.06.2015г.) рабочая программа корректируется. В октябре вводится образовательный модуль «Источник знаний», на который планируется 1 час предмета, в апреле вводится образовательный модуль «В мире ориентиров», на который планируется 1 час предмета. Итого: 33часов. Корректировка программы произошла за счёт сокращения итоговых уроков с трёх до одного (1часа).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Изобразительное искусство и художественный труд»
Приоритетная цель художественного образования в школе духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз витии каждого ребенка главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни. Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные задачи
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные задачи
Ре гулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе.
Предметные задачи/результаты
Учащиеся должны знать:
- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;
- знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;
- роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.
Учащиеся должны уметь:
- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
- выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;
- пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании на темы и с натуры;
- передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Древние корни народного искусства» - 8ч
Декор русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.
Народный праздничный костюм народов Севера.
Народные праздничные обряды коренных жителей Ямала.
«Связь времен в народном искусстве» - 8ч Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.
Искусство керамики. Истоки и современное развитие промысла.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.10ч
Введение в проблематику: «Зачем людям украшения».
«Декор – человек, общество, время» Декор и положение человека в обществе.
Одежда говорит о человеке.
Костюмы древних цивилизаций.
Коллективная работа «Бал в интерьере дворца».
О чем рассказывают гербы и эмблемы.
О чём рассказывают гербы .
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Современное выставочное искусство.8ч
«Декоративное искусство в современном мире»
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства.
Создание декоративной работы в материале (выполнение вазы, игрушки, витража, мозаики.
Народные художники нашего края.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
К КОНЦУ _2016 ГОДА ОБУЧЕНИЯ(ПРЕДМЕТНЫЕ)
Учащиеся научатся: Личностные результаты изучения учебного предмета
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- умение сотрудничать с товарищами в природе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
Метапредметные результаты изучения учебного предмета
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные результаты изучения учебного предмета
Ученик научится:
- языку декоративно-прикладного искусства;
- различать особенности уникального крестьянского искусства; (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
- связывать времена в народном искусстве;
- особенностям народного (крестьянского) искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало);
- представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.
Ученик получит возможность научиться:
- отображать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);
- создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов);
- создавать проекты разных предметов среды, объединенных единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определенной эпохи);
- объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале;
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма.
·
Критериями оценивания результативности обучения в 5 классе являются следующие:
Критерии оценивания знаний и умений
Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.
Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены
Рекомендуемыми способами оценивания результативности обучения являются: логический характер применения методов обучения: индуктивный; дедуктивный; гностический; репродуктивный; поисковый; репродуктивно-поисковый Формы организации учебного процесса:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№
Содержание
Кол-во часов
Основные виды учебной деятельности
1
Древние корни народного искусства
8
индивидуальная, групповая, коллективная, дифференцированная
2
Связь времен в народном искусстве
11
3
Декор, человек, общество, время
8
4
Современное декоративное искусство
7
Всего
34
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Технические средства обучения (ТСО )
1
Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением
2
Мультимедиа проектор
3
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций
4
Экран (на штативе или навесной)
5
Фотоаппарат
Экранно-звуковые пособия
1
Аудиозаписи
Видеофильмы:
- по памятникам архитектуры
- по художественным музеям
- по видам изобразительного искусства
- по творчеству отдельных художников
- по народным промыслам
- по декоративно-прикладному искусству
- по художественным технологиям
3.Оборудование класса:
Наглядные пособия.1. Портреты русских и зарубежных художников.2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.3. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.4. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.5. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.6. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.7. Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте.
Учебно-практическое оборудование.
1. Мольберты.2. Краски акварельные, гуашевые.3. Тушь.4. Ручки с перьями.5. Бумага А3, А4
6. Бумага цветная.7. Фломастеры.8. Восковые мелки.9. Пастель.10. Уголь.11. Кисти беличьи (№ 5, 10, 20).12. Кисти из щетины (№ 3, 10, 13).13. Емкости для воды.14. Стеки (набор).15. Пластилин / глина.16. Клей.17. Ножницы.18. Рамы для оформления работ.19. Подставки для натуры.
Модели и натурный фонд.
1. Муляжи фруктов и овощей (комплект).2. Гербарии.3. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.4. Гипсовые геометрические тела.5. Гипсовые орнаменты.6. Керамические изделия (вазы, кринки и др.).12. Драпировки.13. Предметы быта (кофейники, бидоны, блюда, самовары, подносы и др.).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс
№ п/п
Дата
Раздел программы
Тема урока
Кол- во часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню
подготовки
обучающихся
Планируемые результаты
Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
1
1 четверть. Тема: Древние корни народного искусства (8 ч)
Декоративно-прикладное искусство и человек.
1
вводный
Познакомить учащихся с ДПИ и его местом в жизни человека и общества, со славянской орнаментальной символикой и её историей
Знать символический характер народного декоративного искусства. Уметь «прочитать» орнамент.
Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту.
Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок.
Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.
Уметь прогнозировать результат творческой деятельности
2
Древние образы в народном искусстве
1
комбинированный
Создаватьвыразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов.
Знать элементы декоративного убранства избы (причелина, полотенце и другие).
Уметь выстраивать орнаментальную композицию.
3
Убранство русской избы
1
комбинированный
Создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (причелина, полотенце, лобовая доска, наличник "и т. д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, выстраивание их в орнаментальную композицию.
Знать элементы декоративного убранства избы (причелина, полотенце и другие).
Уметь выстраивать орнаментальную композицию.
.
4
Внутренний мир русской избы
2
комбинированный
Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.
Знать жизненно важные участки крестьянского дома.
Уметь использовать выразительные средства декоративно-прикладного искусства.
5
Конструкция и декор предметов народного быта
1
вводный
Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее.
Знать названия предметов народного быта и труда.
Уметь
– почувствовать особый склад мышления наших предков;
- создавать объекты предметной среды
Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.
.
.
6
Русская народная вышивка
1
комбинированный
Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вы-шивки с опорой на народную традицию.
Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов.
Знать символику формы и цвета в орнаменте народной вышивки.
Уметь работать в смешанной технике (бумага, мелки, акварель).
.
7
Народный праздничный костюм
1
вводный
Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере северорусского или южнорусского костюмов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия.
Знать крестьянский костюм – образная модель мироздания.
Уметь сравнивать украшения костюма и фронтона избы.
8
Народные праздничные обряды (обобщение темы)
1
комбинированный
Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах.
Знать роль и значение декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа.
Уметь работать с различными материалами
9-10
2 четверть. Тема: Связь времен в народном искусстве (11 ч)
Древние образы в современных
народных игрушках
2
вводный
Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.
Знать дымковскую, филимоновскую, каргопольскую игрушки.
Уметь передавать единство формы и декора в игрушке.
Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.
Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.
Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов.
Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки.
Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.
11-12
Искусство Гжели
2
комбинированный
Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.
Знать:
Особенности росписи, цветового строя, главные элементы орнамента.
Уметь
- передавать единство формы и декора;
- выполнять приёмы письма в манере мастеров Гжели.
.
13-14
Городецкая роспись
2
комбинированный
Создавать композицию росписи в традиции Городца.
Знать
основные приёмы городецкой росписи. Уметь передавать единство формы и декора.
.
.
15-16
Хохлома
2
комбинированный
Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.
Знать
основные приёмы городецкой росписи. Уметь передавать единство формы и декора.
.
.
17
Жостово. Роспись по металлу
1
вводный
Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.
Знать основные приёмы жостовской росписи.
Уметь выполнять орнаментальную композицию определённого типа.
18
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте
1
комбинированный
Создавать композицию росписи или ее фрагмент в традиции мезенской росписи.
Создавать композицию росписи в традиции мезенской росписи.
.
.
19
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)
1
комбинированный
Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и система-тизацией художественно-познавательного материала.
Участвовать в презентации выставочных работ.
Знать несколько традиционных промыслов России (Жостово, Городец, Гжель, Хохлома, Полхов-Майдан, Филимоново).
Уметь анализировать произведения народных мастеров.
.
.
20
3 четверть. Тема: Декор человек, общество, время (8 ч
Зачем людям украшения
1
вводный
Рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; объяснение особенностей декора костюма людей разного статуса и разных стран.
Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора.
Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку.
Выявлять и объяснять, в чемзаключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь
Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).
21-22
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
2
комбинированный
Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.
Понимать смысл слов: образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция)определяется ролью его хозяина.
Уметь работать с выбранным материалом.
.
23-24
Одежда «говорит» о человеке
2
комбинированный
Передавать втворческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.
Уметь
творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.
25-26
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы
2
вводный
Создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения.
Знать сущность герба как отличительного знака человека.
Уметь
составлять герб, учитывая традиционные формы и изобретая свои
27
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)
1
комбинированный
Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно- прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.
Уметь
творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.
.
.
28--30
4 четверть. Тема: Декоративное искусство в современном мире (7 ч)
Современное выставочное искусство.
3
комбинированный
Познакомить учащихся с современным декоративным искусством, показать тенденции современного декоративного искусства и его отличие от традиционных народных промыслов.
Знать
- о разнообразии материалов, форм современного декоративно-прикладного искусства, его особенностях;
- о специфике языка разных художественных материалов.
Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского).
Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов
Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба.
Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.
31--33
Ты сам – мастер
3
вводный
Коллективная реализация в
конкретном материале разнообразных творческих замыслов.
Знать
- о разнообразии материалов, форм современного декоративно-прикладного искусства, его особенностях;
- о специфике языка разных художественных материалов.
.
.
34
Древние образы в современном выставочном искусстве.
1
комбинированный
Обобщить знания по теме «Древние образы в народном искусстве, современное повседневное и выставочное искусство».
Уметь воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры.
. ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 1Викторина
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Тестирование по четвертям
Список литературы
Работа по данному курсу обеспечивается УМК
Б.М. Неменский, В.Г.Горяев, Л.А.Неменская. Сборник программ для 1 -9 классов – М.: Просвещение, 2011. Н.А. Горяева, Л.А.Неменская. Ты и искусство. Учебник для 2 класса - М.: Просвещение, 2011 Учебный методический комплекс.
Дополнительной литературой:
Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009-2010 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822 )
Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2004
Горяева Н.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2004
Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2004
Дополнительные пособия для учителя:
1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.
2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.
3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.
4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;
5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.
6. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988.
7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;
8.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.
9. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.
10. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.
11. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
12. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.
13. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.
14. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.
15. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.
16. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.
17. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.
18. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.
19. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.
20. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.
21. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.
Дополнительные пособия для учащихся:
Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» – М.: Просвещение, 2008,
ъђЗаголовок 115