Аналитическая справка по итогам проверки формирования УУД в 5 классе
Аналитическая справка по итогам проверки формирования УУД в 5 классе
Цель проверки: сбор материала по формированию универсальных учебных действий у обучающихся 5-го класса
Основание: план ВШК, приказ «О проверке формирования УУД в
5-ом классе» № ______ от __________2015г.
Сроки проведения: _____________2015 года.
Объект контроля: работа учителей - предметников по формированию УУД в урочное время
Методы контроля: посещение уроков. Проверка рабочих программ и технологических карт урока, проверка Листов оценивания обучающихся за 1 четверть.
Результат контроля: справка, педсовет
Модернизация образования предполагает новые цели начального образования: научить младших школьников учиться, формировать у них учебную деятельность, развить у них способность самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения., т.е формировать УДД –обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие ученикам ориентироваться в различных предметных областях
При посещении уроков в 5-ом классе наблюдается, что большое внимание учителя уделяют использованию в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения.
Эту проблему учителя: Богатова Н.П., Кичесова М.Ф., Баранова В.В., Ильина О.В., Дубова В.А., Генералова Н.Ю., Володин Е.В., Малянова А.В., решают по следующим направлениям.
Регулятивные УУД
На уроках ученики 5 класса учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД
В игровой и урочной деятельности ученики получают навыки анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, про
·изводить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД
Учителя - предметники Богатова Н.П., Ильина О.В. прививают ученикам навыки самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Генералова Н.Ю. на уроках истории средством формирования коммуникативных УУД использует технологию проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Личностными результатами изучения предметов программы 5 класса являются следующие умения:
По результатам работы 1 четверти в режиме внедрения стандартов второго поколения можно сделать следующие выводы:
Учителям Богатова Н.П., Кичесова М.Ф., Баранова В.В., Ильина О.В., Дубова В.А., Генералова Н.Ю., Володин Е.В., Малянова А.В. удалось осуществить плавный переход от видов сотрудничества, сформированных в начальной школе, к формированию у пятиклассников осознанию единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Происходит процесс постепенного выстраивания у детей собственного целостного мировоззрения. Пятиклассники начинают осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы, оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья,
формировать аналитическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения гуманизма.
К концу данного переходного периода можно уверенно констатировать, что у учителей сложились доверительные отношения как с детьми, так и с родителями учеников.
У детей в классе сложились отношения учебного сотрудничества, все возникающие проблемы дети решают в доброжелательной обстановке, не проявляя враждебности и агрессии. Большинство учащихся проявляли инициативность, элементы организаторских способностей, стремление к успеху, самокритичность.
В области контроля и оценки своих действий многие учащиеся могут оценивать свои работы объективно, по заданным учителем критериям, обнаруживать совпадение, сходство и различие результата своих действий с образцом.
Таким образом, на переходе от младшего школьного возраста к среднему школьному возрасту основной акцент учителя делают на осмыслении и освоении норм и способов сотрудничества, форм оценивания, способов общения, без чего невозможно в дальнейшем активное овладение предметным содержанием. В 5 классе ученики накапливают средства для того, чтобы в дальнейшем успешно овладевать знаниями.
Заместитель директора по УВР Генералова Н.Ю.
15