Рабочая программа по технологии в 3 классе( Рагозина Т.М., , УМК «Перспективная начальная школа»).
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 46»
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САРАТОВА
«Рассмотрено»
Руководитель МО
учителей начальных классов /Емельянова У.В./
_________________________
Протокол №___ от «_____» ___________ 2015 г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УР МОУ «СОШ № 46»
_____________/Майорова Н.А./
«____»____________2015 г.
«Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ № 46»
_____________/Самохина А.И./
Приказ № ___ от «___»____2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Тукалло Анны Евгеньевны,
без квалификационной категории
по технологии в 3 «В» классе.
Предмет, класс и т.п.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»____________2015г.
Саратов
2015 - 2016 учебный год577596012700000
Пояснительная записка
Программа по технологии для 3 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования") и концептуальных положений развивающей личностно - ориентированной системы «Перспективная начальная школа».В соответствии с концептуальным положением системы программа по технологии учитывает опыт ребенка и тот образ мира, который определяется его природно - предметной средой. Деятельностный подход к процессу обучения обеспечивается формированием у школьника представлений о взаимодействии человека с окружающей средой, осознанием роли трудовой деятельности людей в развитии общества, формированием УУД, способствующих усвоению начальных технологических знаний, простейших трудовых навыков и овладению первоначальными умениями проектной деятельности.
Цель обучения и значение предмета выходит за рамки освоения учащимися конкретных технологических операций. Предмет «Технология» является опорным в проектировании универсальных учебных действий. В нем все элементы учебной деятельности - целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, умение предлагать способы решения, оценка изделия и т.д. - предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся.
В процессе обучения технологии реализуются следующие задачи:
•развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
•освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
•овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
•воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Основные виды учебной деятельности обучающихся: простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки; анализ конструкций, их свойств, условий и приемов их создания; моделирование, конструирование из различных материалов; решение доступных конструктивно-технологических задач, простейшее проектирование.
Сроки реализации программы: 01.09.2015 – 31.05.2016гг.
Структура рабочей программы составлена в соответствии с ФГОС НОО и включает в себя: пояснительную записку, общую характеристику учебного курса, описание места учебного предмета в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов (деталей конструктора) и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.
При отборе конкретного содержания обучения значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета технология являются:
-практико-ориентированная направленность содержания обучения;
-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Независимо от технологической направленности обучения, предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов.
Программа предусматривает обязательное сочетание индивидуальной работы над заданием с работой в малых группах и коллективное творчество.
Структура и специфика курса
С учетом специфики данного учебного предмета программный материал представлен тремя содержательными линиями, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: первый раздел «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания»; второй раздел «Технология изготовления изделий из различных материалов» ; третий раздел «Конструирование и моделирование»
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа», курс представлен в предметной области «Технология». На изучение технологии в 3 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания образования включают в себя:
— развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
— развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: развитие готовности к самостоятельным действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; уважения к результам труда других людей;
— развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: фор мирование эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной и отечественной материальной культурой;
— формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим;
— умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Общее развитие служит основой для эффективного формирования планируемых образовательных результатов по усвоению универсальных (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных учебных действий.
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и занятиям предметно-практической деятельностью;
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- понимание причин успеха в учебе;
- ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности;
- умение оценивать работы одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа собственных поступков и поступков одноклассников;
- интерес к различным видам конструкторско-технологической деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной деятельности;
- понимания значения предметно-практической деятельности в жизни;
- ориентации на анализ соответствия результатов труда требованиям конкретной учебной задачи;
- способности к самооценке на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- представления о себе как гражданине России;
- уважения к культурным традициям своей страны, своего народа;
- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- понимания чувств одноклассников и учителей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- под руководством учителя осуществлять пошаговый контроль по результату;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
- умению проговаривать свои действия после завершения работы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в конце действия.
Познавательные:
Обучающийся научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить небольшие сообщения в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов выполнения задания;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации;
- сравнивать между собой два объекта, выделяя существенные признаки;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать: выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно;
- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;
-устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить небольшие сообщения в устной форме;
- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- проводить сравнение изучаемых объектов по самостоятельно выделенным критериям;
- описывать по определенному алгоритму объект наблюдения;
- под руководством учителя, осуществлять синтез как составление целого из частей;
- осуществлять поиск дополнительного познавательного материала, используя соответствующие возрасту словари, энциклопедии;
- под руководством учителя в сотрудничестве с одноклассниками осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
- договариваться с партнерами, в т. ч. в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания;
- контролировать действия партнеров в совместной деятельности;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения;
- проявлять инициативу в коллективных работах.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать в сотрудничестве позицию других людей, отличную от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
- оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;
- адекватно использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
составлять сообщения о трудовой деятельности человека осенью и весной и описывать ее особенности;
рассказывать о наиболее распространенных в своем регионе традиционных народных промыслах, современных профессиях ( в том числе профессиях своих родителей), связанных с использованием текстильных материалов, с воздушным и водным транспортом;
подбирать материалы и инструменты для работы, рационально размещать их на рабочем месте;
использовать информацию из словаря учебника при выполнении заданий;
работать в малых группах;
выполнять доступные действия по самообслуживанию (несложный ремонт одежды);
рассказывать о практическом применении природных материалов и бумаги в жизни, бережно относиться к природе как источнику сырья;
отбирать природные и пластичные материалы, бумагу и нитки с учетом их свойств и технологии изготовления поделок;
применять приемы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: режущими (ножницы), колющими (швейные иглы);
экономно размещать материалы на глаз, складыванием, сгибанием, по клеткам, по шаблону, по линейке;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (бумаги, природных, пластичных, текстильных материалов) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;
анализировать устройство изделия: выделять детали и их форму;
выполнять практическое задание с опорой на простейший чертеж, схему.
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать культурно - историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, как своего региона, так и страны, и уважать их;
понимать особенности проектнойдеятельности и осуществлять ее под руководством учителя: составлять план, определять последовательность изготовления изделия;
работать в малых группах.
Контрольно-измерительные материалы
Инструментарием для оценивания обучающихся являются работы учащихся.
Система контроля и оценки обучающихсяТребования к оценочной деятельности учащихся учитывают положение Методического письма Департамента общего среднего образования МО РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (от 19.11.1998 г. № 1561 / 14 -15).
Оценка «5»
тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
задание выполнено качественно, без нарушения соответствующей технологии;
правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «4»
допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
задание выполнено с небольшими отклонениями (в пределах нормы) от соответствующей технологии изготовления;
в основном правильно выполняются приемы труда;
работа выполнялась самостоятельно;
норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «3»
имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
задание выполнено с серьезными замечаниями по соответствующей технологии изготовления;
отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
самостоятельность в работе была низкой;
норма времени недовыполнена на 15-20 %;
не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «2»
имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
неправильно выполнялись многие приемы труда;
самостоятельность в работе почти отсутствовала;
норма времени недовыполненная на 20-30 %;
не соблюдались многие правила техники безопасности.
Содержание учебного предмета
Перечень и название тем курса, необходимое количество часов для изучения раздела, темы:
№ Тема Кол-во часов
1. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
24 ч
1.1 Искусственные материалы Бумага и картон 9 ч
1.2. Текстильные материалы 6 ч
1.3. Металлы
2 ч
1.4 Утилизированные материалы
4 ч
1.5. Конструирование и моделирование
3ч
2 Практика работы на компьютере 10
ИТОГО: 34ч
Краткое содержание учебных разделов, тем:
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания.
Разнообразие предметов рукотворного мира из картона, текстильных материалов. Традиции и творчество мастеров в создании изделий из текстильных материалов. Распространенные виды профессий, связанных с транспортом для перевозки грузов и сельскохозяйственной техникой (с учетом региональных особенностей).
Организация рабочего места для работы с глиной, металлами, деталями конструктора. Анализ задания, планирование трудового процесса, поэтапный контроль за ходом работы, навыки сотрудничества.
Групповые проекты. Сбор информации о создаваемом изделии, выбор лучшего варианта. Результаты проектной деятельности — «Парк машин для перевозки грузов», «Модели сельскохозяйственной техники».
Самообслуживание: подбор материалов, инструментов и приспособлений для работы по перечню в учебнике, выполнение ремонта книг, декоративное оформление культурно-бытовой среды.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Пластические материалы. Глина. Применение глины для изготовления предметов быта и художественных изделий. Сравнение глины и пластилина по основным свойствам: цвет, пластичность, способность впитывать влагу. Подготовка глины к работе.
Приемы работы с глиной: формование деталей, сушка, раскрашивание.
Практические работы: лепка декоративных игрушек, рельефных пластин.
Бумага и картон. Практическое применение картона в жизни. Виды картона, используемые на уроках: цветной, коробочный, гофрированный. Свойства картона: цветной и белый, гибкий, толстый и тонкий, гладкий и шероховатый, однослойный и многослойный, блестящий и матовый. Виды бумаги, используемые на уроках и их свойства: чертежная (белая, толстая, матовая, плотная, гладкая, прочная). Сравнение свойств разных видов картона между собой и с бумагой. Выбор картона для изготовления изделия с учетом свойств по внешним признакам. Экономное расходование картона.
Виды условных графических изображений: эскиз, развертка (их узнавание). Разметка деталей с опорой на эскиз.
Инструменты и приспособления для обработки картона: карандаш простой (твердость ТМ), ножницы, канцелярский макетный нож, шило, линейка, угольник, линейка с бортиком (для работы с ножом), кисточка для клея, дощечка для выполнения работ с макетным ножом и шилом. Приемы безопасного использования канцелярского макетного ножа, шила.
Приемы работы с картоном: разметка циркулем, разрезание и вырезание ножницами, надрезание канцелярским макетным ножом, прокалывание шилом, разметка по линейке и угольнику, сшивание деталей нитками и скобами, сборка скотчем и проволокой, оклеивание кантом, оформление аппликацией, сушка.
Практические работы: изготовление меры для измерения углов, подставок для письменных принадлежностей, коробок со съемной крышкой, упаковок для подарков, новогодних игрушек, открыток, ремонт книг с заменой обложки, декоративных панно, фигурок для театра с подвижными элементами по рисунку, простейшему чертежу, схеме, эскизу.
Текстильные материалы. Общее понятие о текстильных материалах, их практическое применение в жизни. Виды тканей животного происхождения, используемые на уроках, их сопоставление по цвету, толщине, мягкости, прочности. Экономное расходование ткани при раскрое парных деталей. Выбор ткани и ниток для изготовления изделия в зависимости от их свойств.
Приемы работы с текстильными материалами: закрепление конца нитки петелькой, сшивание деталей из ткани петельным швом, вышивание стебельчатым и тамбурным швами.
Практические работы: изготовление кукол для пальчикового театра, коллажей, аппликаций из ниток, декоративное оформление изделий (открыток, обложек записных книг, подвесок для новогодней елки).
Металлы. Виды проволоки, используемой на уроках: цветная в пластиковой изоляции, тонкая медная. Экономное расходование материалов при разметке.
Приемы работы с проволокой: разметка на глаз, разрезание ножницами, плетение.
Практические работы: изготовление брелка, креплений для подвижного соединения деталей картонных фигурок.
Пластмассы. Пластмассы, используемые в виде вторичного сырья: разъемные упаковки-капсулы. Наблюдения и опыты за технологическими свойствами пластмасс.
Инструменты и приспособления для обработки упаковок-капсул: ножницы, шило, фломастер, дощечка для выполнения работ с шилом.
Приемы работы с упаковками-капсулами: прокалывание шилом, надрезание, соединение деталей гвоздиком, оформление самоклеящейся бумаги.
Практические работы: изготовление игрушек-сувениров.
3. Конструирование и моделирование
Виды и способы соединения деталей. Общее представление о конструкции прибора для определения движения теплового воздуха, часов, грузового транспорта и сельскохозяйственной техники (трактора). Конструирование и моделирование из металлических стандартных деталей технических моделей по технико-технологическим условиям.
Практические работы: создание устройства из полос бумаги, устройства, демонстрирующего циркуляцию воздуха, змейки для определения движения теплого воздуха, палетки, моделей часов для уроков математики, тележки-платформы.
4. Практика работы на компьютере
Компьютер и дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру. Компьютер как техническое устройство для работы с информацией. Основные устройства компьютера. Назначение основных устройств компьютера. Дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру, их назначение. Носители информации. Электронный диск. Дисковод как техническое устройство для работы с электронными дисками. Приемы работы с электронным диском, обеспечивающие его сохранность.
Организация работы на компьютере
Подготовка компьютера к работе (включение компьютера). Правильное завершение работы на компьютере. Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм.
Мышь. Устройство мыши. Приемы работы с мышью. Компьютерные программы. Понятие о тренажере как программном средстве учебного назначения. Первоначальное понятие об управлении работой компьютерной программы. Управление работой компьютерной программы с помощью мыши.
Клавиатура как устройство для ввода информации в компьютер. Работа на клавиатуре с соблюдением санитарно-гигиенических норм.
Технология работы с инструментальными программами
Графические редакторы, их назначение и возможности использования. Работа с простыми информационными объектами (графическое изображение): создание, редактирование. Вывод изображения на принтер. Использование графического редактора для реализации творческого замысла
Тематическое планирование
№ урока Тема урока, дата Предметные результаты Метапредметные результаты Примечание
1 Инструктаж по ТБ на уроках.
Лепка птиц из глины03.09 Сравнить свойства пластилина и глины; освоить приемы лепки из целого куска ; слепить птицу. Регулятивные
Планирование последовательнос ти практических действий для реализации замысла, поставлен ной задачи, самоконтроль и корректи ровка хода практичес кой работы путем сравнения с эталоном. Оценка результата.
Познавательные
Осуществление поиска необходи мой информации .Чтение графических изображе ний. Моделирование и конструирование объектов, подбор материалов и инструмен тов. Анализ конструк торско – технологических и декоративно – художественных особеннотей, предлагаемых заданий .Коммуникативные
Учет позиции собеседника, умения договариваться, задавать вопросы, осуществление взаимоконтроля и необходимой взаимопомощи 2 Лепка декоративных пластин10.09 Освоить приемы лепки из отдельных частей; слепить декоративную пластину Регулятивные
Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи, Самоконтроль и корректировка хода практической работы путем сравнения с эталоном. Оценка результата.
Познавательные
Осуществление поиска необходимой информации .Чтение графических изображений Моделирование и конструирование объектов, подбор материалов и инструментов 3 Устройство из полос бумаги17.09 Обсудить конструкцию и назначение угольника; познакомить с разметкой заготовки прямоугольной формы с помощью линейки и угольника; сделать и испытать модель шара из бумаги Регулятивные
Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи, Отбор эффективных способов решения конструкторско- технологических и декоративно – художественных задач
Самоконтроль и корректировка хода практической работы путем сравнения с эталоном. Оценка результата.
Познавательные
Чтение графических изображений Моделирование и конструирование объектов, подбор материалов и инструментов Анализ конструкторско – технологических и декоративно – художественных особенностей, предлагаемых заданиях.
4 Мера для измерения углов24.09 Познакомить с назначением картона, приемами разметки заготовки с помощью угольника; сделать пособие для уроков математики
Регулятивные
Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи, Отбор эффективных способов решения конструкторско- технологических и декоративно – художественных задач
Самоконтроль и корректировка хода практической работы путем сравнения с эталоном. Оценка результата. Познавательные
Чтение графических изображений Моделирование и конструирование объектов, подбор материалов и инструментов Анализ конструкторско – технологических и декоративно – художественных особенностей, предлагаемых заданий
5
Подставка для письменных принадлежностей01.10 Познакомить со свойствами картона, определить, что такое развертка и рицовка; освоить разметку коробки с помощью линейки и угольника; сделать подставку для ручек и карандашей. Регулятивные
Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи, Отбор эффективных способов решения конструкторско- технологических и декоративно – художественных задач
Самоконтроль и корректировка хода практической работы путем сравнения с эталоном. Оценка результата.
Познавательные
Чтение графических изображений Моделирование и конструирование объектов, подбор материалов и инструментов Анализ конструкторско – технологических и декоративно – художественных особенностей, предлагаемых заданий
6
Коробка со съемной крышкой08.10 Сравнить свойства бумаги и картона; освоить разметку коробки с помощью линейки и угольника; сделать коробку со съемной крышкой.
Регулятивные
Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи, Отбор эффективных способов решения конструкторско- технологических и декоративно – художественных задач
Самоконтроль и корректировка хода практической работы путем сравнения с эталоном. Оценка результата. Познавательные
Чтение графических изображений Моделирование и конструирование объектов, подбор материалов и инструментов Анализ конструкторско – технологических и декоративно – художественных особенностей, предлагаемых заданий Коммуникативные
Учет позиции собеседника, умения договариваться, задавать вопросы, осуществление взаимоконтроля и необходимой взаимопомощи
7 Устройство для определения направления движения теплового воздуха
15.10 Свойства разных материалов; выполнить разметку полос, используя линейку в качестве шаблона; сделать прибор. Регулятивные
Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи, Отбор эффективных способов решения конструкторско- технологических и декоративно – художественных задач
Самоконтроль и корректировка хода практической работы путем сравнения с эталоном. Оценка результата
Познавательные
Чтение графических изображений. Моделирование и конструирование объектов, подбор материалов и инструментов Анализ конструкторско – технологических и декоративно – художественных особенностей, предлагаемых заданий 8 Куклы для пальчикового театра22.10 Познакомить с тканями растительного происхождения, их видами и назначением; научить размечать паврные детали, соединять детали петельным швом; сделать кукол для пальчикового театра. Регулятивные
Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи, Самоконтроль и корректировка хода практической работы путем сравнения с эталоном. Оценка результата.
Познавательные
Чтение графических изображений Моделирование и конструирование объектов, подбор материалов и инструментов Анализ конструкторско – технологических и декоративно – художественных особенностей, предлагаемых заданий 9 Коллаж
29.10 Раскрыть понятие «коллаж», познакомить со свойствами шерстяной и шелковых тканей: цвет, толщина, фактура поверхности. Выбрать материал для изготовления изделия по его свойствам. Освоить прием наклеивания ткани на картонную основу. Сделать коллаж. Регулятивные
Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи, Самоконтроль и корректировка хода практической работы путем сравнения с эталоном. Оценка результата.
Познавательные
Чтение графических изображений Моделирование и конструирование объектов, подбор материалов и инструментов Анализ конструкторско – технологических и декоративно – художественных особенностей, предлагаемых заданий
10 Змейка для определения движения теплого воздуха
12.11 Повторить назначение и конструкцию циркуля; освоить приемы разметки циркулем и вырезание ножницами деталей круглой формы; сделать при бор для определения теплого воздуха Регулятивные
Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи, Отбор эффективных способов решения конструкторско- технологических и декоративно – художественных задач
Самоконтроль и корректировка хода практической работы путем сравнения с эталоном. Оценка результата. 11 Упаковка для подарков19.11 Освоить приемы скручивания бумаги, соединения деталей с помощью степлера. Регулятивные
Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи, Отбор эффективных способов решения конструкторско- технологических и декоративно – художественных задач
Самоконтроль и корректировка хода практической работы путем сравнения с эталоном. Оценка результата.
Познавательные
Чтение графических изображений Моделирование и конструирование объектов, подбор материалов и инструментов Анализ конструкторско – технологических и декоративно – художественных особенностей, предлагаемых заданий 12 Аппликации из ниток26.11 Освоить прием изготовления пучка из ниток, засыпать мелко нарезанные нитки на картонную основу, делать аппликацию из ниток Регулятивные
Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи, Самоконтроль и корректировка хода практической работы путем сравнения с эталоном. Оценка результата. Познавательные
Чтение графических изображений Анализ конструкторско – технологических и декоративно – художественных особенностей, предлагаемых заданий 13 Декоративное оформление изделий вышивкой03.12 Закрепить приемы разметки деталей по линейке и угольнику, вырезании с помощью резака, освоить приемы закрепления конца нитки при помощи петли, выполнения тамбурного и стебельчатого шва, а также приемы вырезания отверстий овальной формы ножницами; Регулятивные
Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи, Самоконтроль и корректировка хода практической работы путем сравнения с эталоном. Оценка результата.
Познавательные
Чтение графических изображений Моделирование и конструирование объектов, подбор материалов и инструментов 14 Палетка10.12 Размечать детали с помощью линейки и угольника, работать резаком, сделать пособи е ; для уроков математики Регулятивные
Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи, Отбор эффективных способов решения конструкторско- технологических и декоративно – художественных задач
Познавательные
Чтение графических изображений Моделирование и конструирование объектов, подбор материалов и инструментов Анализ конструкторско – технологических и декоративно – художественных особенностей, предлагаемых заданий 15 Новогодние игрушки17.12 Повторить назначение условных обозначений на чертеже; освоить развертки куба; Регулятивные
Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи, Самоконтроль и корректировка хода практической работы путем сравнения с эталоном. Оценка результата.
Познавательные
Чтение графических изображений Моделирование и конструирование объектов, подбор материалов и инструментов
Коммуникативные
Учет позиции собеседника, умения договариваться, задавать вопросы, осуществление взаимоконтроля и необходимой взаимопомощи 16 Брелок из проволоки24.12 Изучить свойства соломы, пластика, проволоки, освоить приемы соединения трубочек проволокой Регулятивные
Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи, Самоконтроль и корректировка хода практической работы путем сравнения с эталоном. Оценка результата.
Познавательные
Чтение графических изображений Моделирование и конструирование объектов, подбор материалов и инструментов 17 Открытка-ландшафт14.01 Учить делать объемную открытку; закрепить навыки разметки деталей симметричной формы из заготовки, сложенной вдвое, разметки деталей на глаз. Регулятивные
Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи, Самоконтроль и корректировка хода практической работы путем сравнения с эталоном. Оценка результата.
Познавательные
Чтение графических изображений. Моделирование и конструирование объектов, подбор материалов и инструментов Анализ конструкторско – технологических и декоративно – художественных особенностей, предлагаемых заданий 18 Ремонт книг с заменой обложки
21.01 Познакомить с основными элементами книги, правилами обращения с книгами; освоить приемы соединения листов сшиванием; учить выполнять несложный ремонт книг Регулятивные
Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи, Самоконтроль и корректировка хода практической работы путем сравнения с эталоном. Оценка результата.
Познавательные
Чтение графических изображений Моделирование и конструирование объектов, подбор материалов и инструментов Анализ конструкторско – технологических и декоративно – художественных особенностей, предлагаемых заданий 19 Подарочные открытки из гофрированного картона
28.01 Знать свойства гофрированного картона, учить соединять гофрированные детали с помощью клея, размечать детали открытки по эскизу, вырезать детали, складывать открытки пополам, выполнять декора тивное оформлени этикетки, делать отверстие и соеди нять бумажной лентой этикетку с основой открытки Регулятивные
Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи, Самоконтроль и корректировка хода практической работы путем сравнения с эталоном. Оценка результата. 20
Декоративное панно04.02 Выявить ,что происходит с бумагой при намазывании ее клеем, в каком направлении размечают полоски на листе бумаги Регулятивные
Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи, Отбор эффективных способов решения конструкторско- технологических и декоративно – художественных задач
Самоконтроль и корректировка хода практической работы путем сравнения с эталоном. Оценка результата. 21
Картонные фигурки с элементами движения для театра
11.02 Сделать шаблоны на просвет, Освоить подвижное соединение деталей; сделать картонную фигурку с элементами движения Регулятивные
Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи, Отбор эффективных способов решения конструкторско- технологических и декоративно – художественных задач
Самоконтроль и корректировка хода практической работы путем сравнения с эталоном. Оценка результата.
Познавательные
Чтение графических изображений Моделирование и конструирование объектов, подбор материалов и инструментов Анализ конструкторско – технологических и декоративно – художественных особенностей, предлагаемых заданий 22
Работа с конструктором18.02 Познакомить с набором констру ктора, названием и назначением отдельных деталей, с приемами сборки и разборки дета лей , подвижным и жестким соедине нием; освоить приемы работы отверткой и ключо приемы соедине ния деталей; познакомить с назначением машин Регулятивные
Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи, Отбор эффективных способов решения конструкторско- технологических и декоративно – художественных задач
Самоконтроль и корректировка хода практической работы путем сравнения с эталоном. Оценка результата.
Познавательные
Чтение графических изображений Моделирование и конструирование объектов, подбор материалов и инструментов Анализ конструкторско – технологических и декоративно – художественных особенностей, предлагаемых заданий Коммуникативные
Учет позиции собеседника, умения договариваться, задавать вопросы, осуществление взаимоконтроля и необходимой взаимопомощи 23
Проект коллективного создания парка машин для перевозки грузов
25.02 Познакомить с краткой историей автомобильного транспорта и сельскохозяйственной техники . Освоить разработку; и сборку моделей машин и орудий из деталей конструктора; выполнить коллективный проект создания парка машин для перевозки грузов и моделей сельскохозяйственной техники.
Регулятивные
Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи, Отбор эффективных способов решения конструкторско- технологических и декоративно – художественных задач
Самоконтроль и корректировка хода практической работы путем сравнения с эталоном. Оценка результата. Коммуникативные
Учет позиции собеседника, умения договариваться, задавать вопросы, осуществление взаимоконтроля и необходимой взаимопомощи 24 Проект коллективного создания сельскохозяйственной техники.
03.03 Познакомить с краткой историей автомобильного транспорта и сельскохозяйственной техники . Освоить разработку; и сборку моделей машин и орудий из деталей конструктора; выполнить коллективный проект создания парка машин для перевозки грузов и моделей сельскохозяйственной техники. Регулятивные
Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи, Отбор эффективных способов решения конструкторско- технологических и декоративно – художественных задач
Самоконтроль и корректировка хода практической работы путем сравнения с эталоном. Оценка результата. Коммуникативные
Учет позиции собеседника, умения договариваться, задавать вопросы, осуществление взаимоконтроля и необходимой взаимопомощи 25 Компьютер как техническое устройство для работы с информацией.
10.03 Формирование первичного представления о компьютере как техническом устройстве для работы с информацией; формирование первичных представлений о соблюдении безопасных приемов труда при работе на компьютере; начало работы, направленной на формирование практических умений работы за компьютером Регулятивные
Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи Самоконтроль и корректировка хода практической работы путем сравнения с эталоном. Оценка результата.,Познавательные Сохранение информации на бумажных и электронных носителях Познавательные
Чтение графических изображений
26 Устройства, подключаемые к компьютеру.
17.03 Знакомство с дополнительными устройствами, подключаемыми к компьютеру; формирование первичных представлений о носителях информации; формирование первичных умений работы с одним из технических устройств системного блока – дисководом и носителями информации; знакомство с главным окном компьютерной программы Регулятивные
Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи Самоконтроль и корректировка хода практической работы путем сравнения с эталоном. Оценка результата.,Познавательные Сохранение информации на бумажных и электронных носителях Познавательные
Чтение графических изображений
27 Приёмы работы с мышью.
24.03 Формирование представлений о многообразии компьютерных программ и назначении компьютерных тренажеров; знакомство с приемами работы мышью; формирование умений работы с мышью; формирование первичных представлений о навигации по программе с помощью управляющих кнопок
Регулятивные
Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи Самоконтроль и корректировка хода практической работы путем сравнения с эталоном. Оценка результата.,Познавательные Сохранение информации на бумажных и электронных носителях Познавательные
Чтение графических изображений
28 Управление работой компьютерной программы
07.04 Формирование представлений о многообразии компьютерных программ и назначении компьютерных тренажеров; знакомство с приемами работы мышью; формирование умений работы с мышью; формирование первичных представлений о навигации по программе с помощью управляющих кнопок
Регулятивные
Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи Самоконтроль и корректировка хода практической работы путем сравнения с эталоном. Оценка результата.,Познавательные Сохранение информации на бумажных и электронных носителях Познавательные
Чтение графических изображений
29 Знакомство с клавиатурой компьютера.
14.04 Продолжение работы, направленной на формирование умения осуществлять навигацию по программе с помощью управляющих кнопок; формирование умений выполнять действие «двойной щелчок клавишей мыши»; Познавательные Сохранение информации на бумажных и электронных носителях.
Чтение графических изображений 30 Клавиатура компьютера.
21.04 Повторение и закрепление учебного материала; продолжение работы , направленной на формирование умений работать с мышью и правильно держать руку при нажатии на клавиши клавиатуры. Проверка приобретенных практических умений работы за компьютером Познавательные Сохранение информации на бумажных и электронных носителях.
Чтение графических изображений 31 Работа с простыми графическими объектами.
28.04 Знакомство с интерфейсом простейшего графического редактора «Раскрасок»; формирование умений создавать и редактировать графические изображения в среде графического редактора Регулятивные
Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи Самоконтроль и корректировка хода практической работы путем сравнения с эталоном. Оценка результата.,Познавательные Сохранение информации на бумажных и электронных носителях Познавательные
Чтение графических изображений
32 Работа с простыми графическими объектами.
05.05 33 Работа с простыми графическими объектами.
12.05 Повторение и обобщение учебного материала; демонстрация умений работать в среде простейшего редактора, использовать инструментальную программу для реализации творческого замысла Регулятивные
Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи Самоконтроль и корректировка хода практической работы путем сравнения с эталоном. Оценка результата.,Познавательные Сохранение информации на бумажных и электронных носителях Познавательные
Чтение графических изображений
34 Завершение работы на компьютере.
19.05 Формирование первич ных умений правильно выключать компьютер, обобщение и повторение учебного материала Регулятивные
Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи Самоконтроль и корректировка хода практической работы путем сравнения с эталоном. Оценка результата.,Познавательные Сохранение информации на бумажных и электронных носителях Познавательные
Чтение графических изображений 35 Резерв
26.05 Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Концептуальные и теоретические основы
УМК «Перспективная начальная школа»
Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в учебно-методическом комплекте «Перспективная начальная школа» (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения). — М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. — М.: Академкнига/Учебник.
Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения / Под ред. Р.Г. Чураковой — М.: А кадемкнига/Учебник.
Учебно-методическая литература
Рагозина Т.М., Гринева А.А. Технология. 3 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник.
Рагозина Т.М. Технология. 3 класс: методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник.
Учебное оборудование
Простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скругленными концами, нож канцелярский макетный с металлической направляющей лезвия, линейка пластмассовая или металлическая 25 — 30 см, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник пластмассовый с углами 90 градусов, простые карандаши марки ТМ и 2М, циркуль (не козья ножка), шило, игла швейная и для вышивания с удлиненным ушком и для вышивания по канве, булавки с колечком, нитевдеватель, пустой стержень шариковой ручки, кисти для работы с клеем и красками, стека, подставка для инструментов, дощечка для выполнения работ с ножом и шилом, дощечка для лепки.
Материалы для изготовления изделий: бумага (цветная мелованная двухсторонняя, офисная для аппликаций, калька, копирка, писчая, альбомная, газетная, ватманская, гофрированная, самоклеящаяся, крепированная), картон (цветной, гофрированный), лоскутки хлопчатобумажной и льняной ткани, шерстяной (сукна, драпа), вельвета, нитки швейные, мулине, пряжа для вязания, узкая и широкая тесьма, тонкий шнур, фурнитура (пуговицы, бусинки, бисеринки), пластилин, масса для моделирования, глина, пластическая масса из соленого теста, фольга, цветная проволока в изоляции, природные материалы (засушенные листья, цветущие растения, стебли, веточки, семена и плоды растений, шишки, желуди, скорлупа грецких орехов, яичная скорлупа), утилизированные материалы (пластмассовые разъемные упаковки-капсулы, емкости, банки из жести, упаковочная тара из пенопласта), наборы «Конструктор»; Материальные условия: специально отведенные места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки обучающихся к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр. (Все необходимые приспособления можно купить или изготовить из различных коробок и другого утилизированного материала.)