Подготовка к сочинению Путь чести Петра Гринева по повести А. Пушкина Капитанская дочка часть 3
ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ «ПУТЬ ЧЕСТИ ПЕТРА ГРИНЁВА»
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Глава III. «Крепость»
«…Вошёл молодой человек невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым». «…Вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами…» Назови литературный приём.
Стоит обратить внимание, что портрет у Пушкина часто психологический. «Горящие глаза» вожатого, «живое лицо» Швабрина – лучшая того иллюстрация.
Глава IV. «Поединок»
Объясни причину дуэли Гринёва и Швабрина.
Этот вопрос призван обратить внимание учащихся на черты натуры Швабрина, подготовляющие, во-первых, удар в спину Гринёва и, во-вторых, измену Родине: бесстыдство, насмешливость, злоречие, лживость, переходящая в обдуманную клевету на Машу Миронову, а затем и донос на Гринёва в письме к его отцу и на суде.
Глава V. «Любовь»
1. Кто написал письмо отцу Гринёва с доносом на него?
Известие о дуэли, полученное Андреем Петровичем Гринёвым, - чистая правда, однако поступок Швабрина – именно донос, так как, во-первых, письмо анонимно, во-вторых, Швабрин не обозначает собственной роли в этой истории.
2. «Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение». Приведи 2 аргумента в пользу того, что последующие события дали «благое потрясение».
Ученики могут привести и, как правило, приводят больше двух аргументов, однако нужно убедиться, что ученики осознали парадокс: Швабрин, человек одного с Гринёвым круга, поколения, образования, приятель, - оказывается предателем и врагом, а человек, против которого Гринёву надлежит сражаться, безграмотный беглый казак, - становится духовно близким человеком, вожатым, посажёным отцом, встреча с которым стала для молодого человека прививкой колоссального опыта, человеческой мудрости, терпения, стойкости, простоты, добра, человечности. Глава VI. «Пугачёвщина»
Автор своему герою-рассказчику один раз даёт возможность обратиться к читателю напрямую. Что это за слова? Что побудило автора воспользоваться сильным публицистическим приёмом?
«Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».
Увидев пленного башкирца, изуродованного пытками, без носа, ушей, языка, Петруша содрогнулся от ужаса. Это заставило задуматься о пользе, точнее, бесполезности пытки, а главное, прийти к твёрдому убеждению, что главенствовать в людском сообществе должны «просвещение и распространение правил человеколюбия».