Урок литературы в 8 классе по теме Р.р. Сравнительная характеристика. Гринев и Швабрин в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
15. Литература, 8 класс Дата
Тема: Р.р. Сравнительная характеристика. Гринев и Швабрин в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Цели:
Образовательные
Продолжить изучение повести, углубить знания уч-ся о содержании, проблематике, идее произведения;
Актуализовать, углубить знания о правилах сравнительной характеристики литературных героев; помочь уч-ся провести сравнительную характеристику Гринева и Швабрина, опираясь на текст произведения.
Развивающие
Развивать наблюдательность, внимание, культуру речи, творческие способности учащихся; умения работать с учебником, с дополнительной литературой; умения анализировать лирическое произведение; умения выполнять самостоятельные, поисковые, аналитические задания; умения выразительно читать; умения составлять связный ответ на литературную тему, аргументировать свою точку зрения, представлять подготовленное задание.
Воспитательные
воспитывать интерес к изучению литературы, нравственно-этические качества уч-ся, культуру учебного труда.
Оборудование: учебник, учебные пособия, дидактический, иллюстративный материал, мультимедийная презентация.
Ход урока
Оргмомент, самоопределение к деятельности.
Актуализация изученного, проверка домашнего задания.
№
Формы, виды, приемы деятельности
Содержание деятельности
1.
Учебный диалог по теме
Взаимоопрос учащихся: составленные самостоятельно вопросы к теме «Творчество А.С.Пушкина»
2.
Опрос:
Как происходит взросление Петра Гринева в Белогорской крепости?
Какие лит. термины вы запомнили на прошлом уроке?
3.
Индивидуальная работа учащихся – 1 человек
Анализ иллюстрации по повести Пушкина «Капитанская дочка»
Мотивация к изучению новой темы.
Изучение нового материала.
№
Формы, виды, приемы деятельности
Содержание деятельности
Вступительное слово учителя
Антитеза – важный худ. прием, используемый Пушкиным в повести. Он позволяет не только сравнить героев, их внутренний мир, мотивацию поведения, но и выделить детали, определяющие самобытность личности.
Определение темы, целей, планируемых результатов
Уч-ся под руководством учителя определяют тему, цели, планируемые результаты урока
Актуализация, углубление изученного
Повторение памятки «Сравнительная характеристика литературных героев» => раздаточный материал
Определение основания для сравнения
Отбор критериев сравнения
Параллельное сравнение героев по выбранным критериям
Выводы по результатам сравнения
Аналитическая работа + исследовательская работа по проведению сравнения Гринева и Швабрина
Определение основания для сравнительной характеристики Петра Гринева и Алексея Швабрина
Оба офицеры; молодые люди; дворяне; люди одного круга в одинаковых условиях.
Определение критериев сравнительной характеристики
Внешность
Социальное положение
Цель пребывания в Белогорской крепости
Поступки
Характер, внутренний мир
Отношения с другими людьми
Отношение автора к персонажу
Проведение сравнительной характеристики
Установка уч-ся: заполнять таблицу
- выразительное чтение и анализ эпизода «Встреча Гринева и Швабрина»
Что подчеркивает автор в описании внешности Швабрина?
- выдвижение литературной гипотезы:
Предположите, какова внешность Гринева? Обоснуйте свою точку зрения. (записки пишет сам Петра, потому о своей шнешности не говорит, но мы «верим» Маше, а Гринев ей приглянулся=> миловиден)
- пересказ с изменением лица
Задание:
От имени Петруши расскажите о его социальном положении.
От имени Василисы Егоровны расскажите о социальном положении Швабрина
- краткий, сжатый ответ с опорой на текст
Задание: опираясь на текст, расскажите кратко о причинах пребывания Г. и Ш. в Белогорской крепости
- Аналитическое задание
Задания:
Назовите значимые поступки в жизни П.Г. и А.Ш.
Пересказ эпизода «Петруша вознаграждает вожатого»
Посмотрите видеофрагмент к/ф: «Дуэль Гринева и Швабрина». Как актеры раскрывают характеры героев?
Как в отношениях к Маше Мироновой раскрываются молодые герои повести?
Проверка материалов таблицы, добавление, корректировка
Критерии сравнения
Петр Гринев
Алексей Швабрин
Внешность
Миловиден
Некрасив
Вывод: автор противопоставляет героев по внешнему облику, который отражает их внутренний мир: доброта, честность, порядочность П.Г. и желчность, завистливость, эгоизм А.Ш.
Социальное положение
Вывод: оба героя – дворяне, но ГШ. – представитель светского общества (с присущими ему пороками), Г. – представитель поместного дворянства (более скромные)
Цель пребывания в Белогорской крепости
Начало службы
Ссылка за дуэль
Вывод: П.Г. выполнить гражданский долг; закалить характер, укрепить понятие «честь»; А.Ш. – наказание за «смертоубийство» на дуэли.
Поступки
Проигрыш
Извинение перед Савельичем
Вознаграждает вожатого
Защищает честь Маши
Отказывается присягнуть Пугачеву и др
Наговор на Машу
Подлость во время дуэли
Донос родителям П.Г. о дуэли
Присяга Пугачеву
Принуждение Маши к браку
Донос на Петра и др.
Вывод: П.Г. не идеальный юноша, во время взросления совершает ошибки, но руководствуется в своей жизни понятиями чести; А.Ш. подл, злобен, завистлив, мстителен.
Характер, внутренний мир
Добр, отзывчив
Завистлив
Вывод: внутренний мир героев сформирован средой, но во многом зависит от нравственных представлений героев и проявляется во взаимоотношениях с людьми, в поступках героев.
Отношения с другими людьми
Савельич
Швабрин
Маша Миронова
Пугачев
Презрение к коменданту Миронову
Зависть к Петру
Мстителен - Маша
Вывод:
Отношение автора к персонажу
Понимает, сочувствует, гордится
Осуждает, презирает
Вывод: автор не скрывает отношения: приветствует благородство П.Г., осуждает подлость А.Ш.
Выводы по итогам сравнения:
Словарная работа
Авторское отношение; благородство
Осмысление терминологии урока
Сравнение, антитеза, эпизод, идея
Консультация учителя по вопросам учащихся
Обобщение изученного по теме урока, формулирование выводов.
Подведение итогов работы на уроке, выставление оценок.
Домашнее задание:
ответ по теме
перечитать гл. 6-14
Составить сложный план главы 7 «Приступ» (задание 3 рабочей тетради, с. 62-63, ч.1).
Инд.зад.: выразительное чтение по ролям фрагмента главы 8 «Незваный гость» от слов «Необыкновенная картина мне представилась» до конца главы.
Индивидуальное задание: На основании письма Маши Мироновой к Гриневу охарактеризуй внутреннее состояние девушки. Составьте рассказ о судьбе Маши Мироновой в плену у Швабрина, вводя слова и обороты, передающие чувства, надежду(задание 11 рабочей тетради, с.65, ч.1
Рефлексия.
15