Конспект урока биологии в 11 классе на тему Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора
centercenterМБОУ Арефинская СОШ
2015
Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора
Визитная карточка урока
Программа среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы. Базовый уровень. Авторы: И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов Учебник: Сивоглазов В. И. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений /В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова; под ред. Акад. РАЕН, проф. В. Б. Захарова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008- 368с. ISBN 978-5-358-04432-6
Учебник: Сивоглазов В. И. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений /В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова; под ред. Акад. РАЕН, проф. В. Б. Захарова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008- 368с. ISBN 978-5-358-04432-6
100000100000МБОУ Арефинская СОШ
2015
Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора
Визитная карточка урока
Программа среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы. Базовый уровень. Авторы: И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов Учебник: Сивоглазов В. И. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений /В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова; под ред. Акад. РАЕН, проф. В. Б. Захарова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008- 368с. ISBN 978-5-358-04432-6
Учебник: Сивоглазов В. И. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений /В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова; под ред. Акад. РАЕН, проф. В. Б. Захарова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008- 368с. ISBN 978-5-358-04432-6
Тема урока: Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора
Цель урока: Систематизация и углубление знания о движущих силах эволюции
Задачи урока:
Образовательные:
Выявить особенности приспособленностей организмов к среде обитания, а также механизмы возникновения приспособленностей как результата эволюции.
Выявить относительность приспособлений и определит ее причину
Развивающие:
Научиться выявлять приспособления к среде обитания у различных организмов на примере гербарных экземпляров растений и коллекций насекомых;
продолжить развитие логического мышления, умений анализировать, сравнивать, формулировать выводы;
продолжить развитие монологической речи учащихся;
Воспитательные:
Формирование научного мировоззрения;
Совершенствование приемов взаимоконтроля во время работы в микрогруппе;
Формирование бережного отношения к природе
Формирование УУД:
Познавательные:
Осознанно и произвольно строить сообщения исследовательского характера в устной и письменной форме
Осуществлять рефлексию способов и условий действий
Записывать информацию о приспособленностях организмов с помощью ИКТ
Продолжить формировать умения анализировать информацию и переводить ее в текстовую форму в таблице совместного редактирования GооgleПродолжить формировать умения выделять причинно-следственные связи
Коммуникативные:
Продолжить формировать умения ставить вопросы, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь
Продолжить формирование умений выражать свои мысли и идеи
Регулятивные:
Продолжить формировать умения формулировать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать соответствие полученного результата с поставленной задачей
Личностные:
Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать формы приспособленности животных и растений;
Механизм возникновения адаптаций
Знать доказательства относительности приспособленностей
Метапредметные:
Регулятивные:
Самостоятельно определять цель учебной деятельности;
Предвидеть возможности конкретного результата;
Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели
Коммуникативные:
Обсуждать в микрогруппе информацию
Выражать свои мысли, идеи
Познавательные:
Работать с различными источниками информации;
Работать с информационными текстами
Уметь использовать схемы для структурирования информации
Личностные:
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Оценивать собственный вклад в работу групп
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая
Методы обучения: частично- поисковые, исследовательские
Информационно-технологические ресурсы: учебник биологии, ноутбуки, интерактивная доска, компьютер, проектор, система опроса Verdict
Технологии обучения: элементы исследовательской деятельности, информационные технологии, элементы дифференцированного обучения
Тип урока: комбинированный
Программные требования: Сформированность знания о приспособленности организмов к среде обитания как результате действия естественного отбора и об относительном характере приспособлений.
Предварительная работа: Накануне урока учащиеся делятся на дифференцированные группы, состоящие из сильных учеников, учеников со средними способностями, а также учеников с низкими учебными способностями. Кроме этого, учащиеся должны быть зарегистрированы в Google – аккаунте и получить от учителя доступ к работе с таблицей совместного редактирования.
Ход урока:
Содержание урока
Этапы урока Деятельность учителя Прогнозируемая деятельность учеников Методический комментарий
I Организационный момент.
Взаимное приветствие учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку. Создание психологической установки на работу:
- Я хочу призвать вас в ходе общения не бояться высказывать свое мнение, не комплексовать, не подавлять инициативу товарища, стараться быть активными и получить удовольствие от работы. Учащиеся демонстрируют готовность к работе. Создание атмосферы взаимного понимания и сотрудничества, настрой учащихся на продуктивную деятельность.
II Проблематизация и постановка исследовательских задач.
На основе собственных наблюдений приведите примеры приспособленности организмов к условиям среды существования.
В природе существует несоответствие между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью ресурсов. К чему это приводит?
497205348615202120581915Борьба за существование Естественный отбор Приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов.
Давайте определим цели урока:
систематизировать ранее полученные знания о приспособленности живых организмов и об относительном ее характере;
отработать навыки исследования;
повысить уровень своей культуры;
развивать экологическую грамотность. Просмотрев фрагмент видеофильма о зарастании пресного водоема, учащиеся приходят к выводу, что на уроке пойдет речь о сменах оного сообщества другим.
Записывают тему урока.
Формулируют цели урока
Ученики осуществляют личное принятие цели урока.
Ученики осознают образовательную ситуацию урока, отвечают на вопросы: «Согласно чему я должен действовать? Знаю ли я как мне действовать? Есть ли у меня способы и правила действия?»
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
III Актуализация знаний учащихся.
Интеллектуальная разминка.
Как вы считаете, какое значение имеет приспособленность для организмов?
Как образуются адаптации? Попробуйте объяснить как возник хобот у слона с точки зрения Ламарка, Линнея, Ч. Дарвина
Учащиеся работают в группах
Ответ учащихся: Повышает шансы на выживание и оставление большого числа потомства.
По Линнею: приспособленность организмов – проявление изначальной целесообразности. Движущей силой является Бог. Пример: слонов, как и всех животных создал Бог. Поэтому все слоны с момента возникновения обладают длинным хоботом.
По Ламарку: идея о врожденной способности организмов изменяться под воздействием внешней среды. Движущей силой эволюции является стремление организмов к совершенству. Пример: слоны при добывании пищи вынуждены были постоянно вытягивать свою верхнюю губу, чтобы достать пищу (упражнение). Этот признак передается по наследству. Так возник длинный хобот слонов.
По Дарвину: среди множества слонов были животные с хоботами разной длины. Те из них, у кого хобот был немного длиннее, более успешно добывали себе пищу и выживали. Этот признак передавался по наследству. Так, постепенно, возник длинный хобот слонов.
Создание проблемной ситуации, лежащей в зоне ближайшего развития учащихся.
Формирование интереса к проблеме.
Обозначение образовательного объекта урока, создание необходимой образовательной среды.
IV Творческое обобщение материала по теме.
Адаптации повышают шансы на выживание живых организмов. Приспособления затрагивают внешние и внутренние признаки и свойства организмов, особенности размножения и поведения, те есть существует множество различных форм приспособленности организмов к окружающей среде.
Используя материал учебника, ресурсы интернета каждая группа должна изучить отдельные формы адаптаций, материал оформить в виде таблицы совместного редактирования с последующей защитой выступлений.
Приспособления организмов к среде обитания носят не абсолютный, а относительный характер, т. к. условия среды часто изменяются быстрее, чем формируются приспособления. Рассмотрите рис. зайца в учебнике на с. 123, приведите другие примеры относительности приспособлений.
3. Выполнение лабораторной работы «Изучение приспособлений организмов к среде обитания».
Цель работы: экспериментально изучить особенности приспособленностей организмов к среде обитения.
Оборудование: гербарные материалы растений.
Ход работы:
Определите по внешнему облику среду обитания предложенного вам для исследования растения.
Выявите у рассматриваемого вами растения как можно больше черт приспособленности к среде обитания.
Из выявленных вами приспособленностей обоснуйте относительный характер одного приспособления.
На основе знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособленности, которую вы рассматривали в предыдущем пункте
Сформулируйте вывод о значении приспособлений в жизни организмов разных видов.
Личное решение исследовательской задачи каждым учеником, демонстрация своих образовательных продуктов. Учащиеся воспринимают новую информацию, сравнивают и сопоставляют её с субъективным опытом.
Учащиеся закрепляют материал в ходе самостоятельной работы.
Члены рабочих групп анализируют сущность проблемной ситуации, определяют причинно-следственные отношения, используют логические суждения для определения необходимых и достаточных условий решения исследовательской задачи.
Активные действия учащихся с объектом изучения.
Ученики исследуют адаптации у растений.
Самостоятельная формулировка выводов.
Сопровождающее отношение учителя к процессу решения учащимися исследовательских задач: создание условий для качественной презентации проектов рабочих групп.
Консультирование учащихся, работающих по индивидуальным заданиям.
Обеспечение восприятия осмысления.
Подготовительная беседа необходима для целенаправленного, осознанного выполнения лабораторной работы
Формирование умения обобщать полученную информацию, выделять главное
V Закрепление полученных знаний.
Индивидуальная работа учащихся с тестом по системе опроса Verdikt.
В качестве закрепления полученных знаний я предлагаю вам выполнить небольшой тест. (Приложение 3).
Поправляем допущенные ошибки, обсуждаем их, и даем объяснения.
Выполнение заданий, требующих применения знаний. Получение достоверной информации о достижении планируемого результата. Закрепление полученных знаний на репродуктивном уровне.
VI Подведение итогов занятия.
VII Рефлексия.
Давайте подведем итог нашего урока. Сегодня мы с вами обобщили и систематизировали знания о причинах адаптации, их многообразии и значении.
Обратимся к целям урока. Я хочу, чтобы каждый определил – достиг ли он тех целей, которые поставил перед собой вначале урока. Сделайте для себя соответствующие выводы.
А теперь выполните небольшой рефлексионный тест:
Каждому из вас я раздала тест, если вы согласны с утверждением, то напротив него ставите знак +.
Тесты ученики сдают учителю.
Я узнал (а) много нового на уроке
Мне это пригодится в жизни
На уроке было над чем подумать
На все возникшие вопросы я получил (а) ответы
На уроке я поработал (а) добросовестно
Учащиеся самостоятельно определяют параметры личных образовательных результатов и их место и роль в общем результате урока; самоопределяются по отношению к образовательной продукции друг друга.
Происходит индивидуальная рефлексия каждого по осознанию происходящего на уроке, формируется эмоционально-ценностное отношение к прежнему опыту.
Систематизация полученных типов образовательной продукции, их фиксация. Внесение в образовательное пространство урока личных представлений самого учителя.
Индивидуальная и коллективная рефлексия .VIII Домашнее задание
Изучить § 4.10, ответить на вопросы №1-7 устно.
Ученики осмысляют информацию о домашнем задании и задают уточняющие вопросы. Сообщение домашнего задания и способа его выполнения.
Приложение 1
1. Явление, которое служит примером маскировочной окраски:
а) окраска пятнистого оленя и тигра;б) пятна на крыльях некоторых бабочек, похожие на глаза позвоночных животных;в) сходство окраски крыльев бабочки пиериды с окраской крыльев несъедобной бабочки геликониды;г) окраска божьих коровок и колорадского жука.
2. Как современная наука объясняет формирование органической целесообразности:
а) является результатом активного стремления организмов приспособиться к конкретным условиям среды;б) является результатом естественного отбора особей, оказавшихся более приспособленными, чем другие, к условиям среды благодаря наличию у них случайно возникших наследственных изменений;в) является результатом непосредственного влияния внешних условий на развитие у организмов соответствующих признаков;г) она была изначально предопределена в момент создания творцом основных видов живых существ.3. Явление. Примером которого служит сходство мухи-львинки и ос по окраске брюшка и форме усиков:
а) предостерегающая окраска;б) мимикрия;в) приспособительная окраска;г) маскировка.
4. Пример покровительственной окраски:
а) зеленая окраска у певчего кузнечика;б) зеленая окраска листьев у большинства растений;в) ярко-красная окраска у божьей коровки;г) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы.
5. Пример предостерегающей окраски:
а) ярко-красная окраска цветка у розы;б) ярко-красная окраска у божьей коровки;в) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы;г) сходство в окраске и форме тела.