Урок по биологии на тему Приспособленность организмов к жизни в природе (5 класс ФГОС ООО)
Урок по теме «Приспособленность организмов к жизни в природе»
Автор урока: Гречушникова Тамара Юрьевна
Предмет: биология
Класс: 5
УМК по биологии для 5-9 классов: концентрический вариант (авторы И.Н. Пономарёва, В.М. Константинов и др.)
Учебник Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с. : ил.,
Тип урока: урок открытия нового знания
Форма урока: урок-путешествие
Деятельностная цель:
Оказать помощь учащимся в формировании умения выявлять взаимосвязи между влиянием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов; выбора примеров сезонных изменений у организмов; умения характеризовать по рисункам учебника, фотографиям приспособленность животных и растений к среде обитания.
Обучающая цель:
Способствовать актуализации знаний учащихся о влиянии среды на организмы; формированию знаний о приспособленности организмов к условиям своего обитания.
Задачи:
Образовательные (формирование познавательных УУД): Создание условий для усвоения учащимися знаний о влиянии среды на живые организмы, о приспособленности организмов к различным абиотическим факторам: освещённости, влажности, почве, перепадам температур. Способствовать приобретению учащимися знаний о взаимосвязи живых организмов разных видов друг с другом, о сезонных явлениях, типах окраски, маскировке как проявлению приспособленности к среде обитания.
Развивающие (формирование регулятивных УУД): Способствовать развитию навыков целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; умению самостоятельно контролировать время и управлять им в процессе работы с источниками биологической информации; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): Формирование умения аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Результаты:
Личностные: развитие интеллектуальных умений сравнивать и оценивать действие факторов среды на организмы; формирование эстетического отношения к организмам; принятие ценности природы во всех её проявлениях.
Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, оценивать, преобразовывать из одной формы в другую (сообщения, презентации, в/фильмы); умение аргументировано излагать свою точку зрения; умение работать в парах при осуществлении взаимоконтроля; формирование ИКТ-компетентности.
Предметные: выявление приспособленности растений и животных к абиотическим и биотическим факторам среды; выявление изменчивости организмов как приспособленности к среде обитания; умение оценивать биологические объекты с эстетической точки зрения.
Дидактическое обеспечение урока:
мультимедиа/телевизор, компьютер;
в/фильм, к/презентация;
Текст учебника с.81-83. (Учебник: Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И .Н. Пономарёва, И. В. Николаев, О. А .Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с. : ил.,)
таблицы, рисунки, иллюстрации;
натуральные объекты.
ЭР:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] камуфляж у животных;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] эффективная защита;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] маскировка для выживания;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] раффлезия
Методы:
по источнику знаний: словесные, наглядные;
по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа, фронтальный опрос /работа с терминами/, просмотр видеофильма, компьютерной презентации, работа с учебником;
относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации деятельности учащихся:
самостоятельно определяют проблему исходя из темы урока, формулируют цель урока;
отвечают на вопросы;
применяют знания при решении биологических задач;
работают с алгоритмом при выполнении задания;
работают с ЭОР и дополнительной литературой;
делают выводы и умозаключения;
осуществляют самооценку и взаимооценку знаний;
осуществляют рефлексию.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный
этап
2 мин
Приветствие учащихся.
Проверка учителем готовности класса к уроку;
Организация внимания. Мотивация на учебную деятельность: говорит о том, что сегодня на уроке им предстоит совершить виртуальное путешествие во времени и пространстве. Перед началом путешествия проверим багаж – знания, необходимые для изучения приспособленности к среде.
Приветствуют учителя. Настраиваются на учебную деятельность, отвечают на вопросы учителя.
Актуализация знаний
4 мин
Организует проверку домашнего задания /багажа знаний/. Предлагает учащимся тест с использованием компьютерной презентации. В целях экономии времени отвечают учащиеся устно.
Вопросы теста:
в какой среде обитают эти животные (крот, дождевой червь, медведка)?
в какой среде обитания наблюдаются резкие перепады температур?
как называются факторы среды, оказывающие влияние на живые организмы?
к какой группе относятся эти факторы среды (снег, дождь, солнце)?
какой фактор считают фактором угрозы для природы?
Даёт задание составить схему (даются 5 терминов: экологические факторы, факторы природы, биотические, абиотические, антропогенные). Термины напечатаны на бумаге. Нужно составить схему, используя эти термины.
Учащиеся отвечают на вопросы теста. Для ответа на 1 и 3 вопросы необходимо предварительно осуществить идентификацию животных и факторов среды. Ответ на 5-й вопрос предполагает комментарий учащегося, аргументирование своей точки зрения.
Для составления схемы вызывается ученик. Если он затрудняется с ответом, ему помогает сосед по парте или другие учащиеся.
Экологические факторы
Факторы природы Антропогенные
Биотические Абиотические
Постановка цели, задач урока, мотивационная деятельность учащихся
4 мин
Напоминает, что сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие, в экспедицию. Багаж уложен, проверен, можно бы отправляться, ноКакова цель нашей экспедиции? Предлагает посмотреть на тему урока и сформулировать его цель.
Цель: выяснить, как животные и растения приспособились к жизни в природе.
Учащиеся формулируют цель урока-экспедиции.
Работа по усвоению новых знаний
15 мин
Мы вспомнили, что на живые организмы оказывают влияние различные факторы среды. В ходе эволюции живые организмы приспособились к их действию.
Откройте тетради = полевые дневники, запишите тему нашего путешествия-экспедиции и по ходу урока записывайте свои наблюдения, вносите записи.
Посмотрите на схему/факторы среды/. Вначале мы попробуем выяснить, как приспособились организмы к действию абиотических факторов.
Демонстрирует слайды презентации.
Наше виртуальное путешествие начинается на суше, на подступах к еловому лесу. Посмотрите, как сумрачно в ельнике, тихо, прохладно. Ветви елей простираются до самой земли, никаких других деревьев не видно. Посмотрите, вот растут кустарники: крушина, жимолость, а под ногами расположились травянистые растения. Есть здесь брусника, черника, кислица, грушанка, майник. Но больше всего под ногами мха.
А теперь мы идём по смешанному лесу. Узнаёте эти растения? Вот берёза, сосна, дуб, клён, лещина, бересклет, малина. Слышите, как поют птицы? Смотрите, сколько вокруг красивых цветущих травянистых растений. Синеют цветочки вероники дубравной, встречается вороний глаз, герань лесная, фиалка.
А вот и лесная опушка. Здесь совсем иные растения, многие цветут! Летают пчёлы, бабочки, стрекочут кузнечики.
Почему же так отличаются растения елового, смешанного леса и лесной опушки?
Рассказывает о том, что есть светолюбивые, теневыносливые и теневые растения.
В качестве закрепления знаний предлагает составить схему «Растения по отношению к солнечному свету/освещённости/»
Рассказывает о требовательности организмов к влажности, демонстрирует слайды и натуральные объекты/растения/. Говорит, что подробнее о приспособленности к разной влажности среды будем говорить при дальнейшем изучении биологии.
Спрашивает, какой ещё абиотический фактор очень значим для живых организмов?
Мотивирует учащихся на работу с учебником. Работа в парах необходимо прочесть текст на с. 81. Задание:
Прочитайте текст на с. 81 и выясните, как животные и растения приспособились к перенесению суровых условий в зимний период;
Сформулируйте вопросы к данному фрагменту текста.
Время на работу 3 минуты.
Открывают тетради, записывают тему урока.
Слушают, смотрят презентацию.
Высказывают предположение, что это связано с разными условиями среды, в том числе, с количеством солнечного света.
Предлагают варианты заполнения схемы, обсуждают, записывают в тетрадь.
Учащиеся называют факторы, в том числе, температуру.
Читают текст, совместно формулируют вопросы к нему.
По очереди задают вопросы, слушают ответы.
Затем все записывают в тетради примеры приспособленности:
Зимний покой у растений;
Спячка у животных;
Миграции;
Запасы на зиму;
Линька.
Физкультминутка
2 мин
Говорит, что необходима высадка на берег для пополнения запасов – запасов сил и внимания – для дальнейшего путешествия.
Делают разминку
Работа по усвоению новых знаний
10 мин
Ребята, мы обсудили приспособленность организмов к некоторым абиотическим факторам. Но ведь в природе все живые организмы связаны друг с другом. Кто может привести примеры?
Мы ещё раз вспомнили, что есть биотические факторы среды, и они тоже очень важны, и к ним организмы приспособились в ходе эволюции.
Предлагаю вернуться на корабль. Отправляемся в тропический лес, чтобы посмотреть, как и к чему приспособились обитающие в нём животные.
Организует беседу по фильму.
Даёт задание дома дописать определения к терминам.
Спрашивает, нужно ли растениям приспосабливаться к совместному существованию с другими организмами? Выслушивает ответы. Предлагает посмотреть ещё один фрагмент фильма. Организует работу по вопросам:
Для чего цветки ландыша, яблони, медуницы издают аромат?
Чем и почему пахнет цветок раффлезии?
Чем интересны листья страстоцвета? Почему на низ появляются желтоватые наросты?
Чем интересна мимоза?
Говорят, об опылителях, о том, что животные питаются растениями и проч.
Смотрят фрагмент видеофильма, в котором показаны примеры защитной окраски и маскировки у хамелеона, геккона, лягушки, гусениц бабочки.
Записывают термины: защитная окраска, маскировка.
Высказывают своё мнение, смотрят фильм, отвечают на вопросы.
Подведение итогов урока
4 мин
Заканчивается наше виртуальное путешествие. Что же нам удалось выяснить? Какой вывод сделаем из него?
Вывод: все живые организмы приспособлены к жизни в определённой среде обитания, к её абиотическим и биотическим факторам.
Настало время проверки груза знаний, которые вы привезли из экспедиции. Выполним небольшое задание. На листочках напишем необходимые слова-термины.
зелёный цвет кузнечика – это окраска;
цветки теневых растений имеют окраску;
сосна, ромашка, земляника относятся к группе растений;
сходство палочника по форме тела и окраске с листом – это пример;
листопад у растений, смена меха у зайца, ласки – это приспособленность к
Теперь обменяйтесь листочками с соседом по парте. Проверьте, правильно ли он выполнил задание.
Предлагаю каждому оценить себя. Поставьте себе оценку: «молодец», «почти молодец», «нужно подтянуться» (нет ошибок, одна ошибка, две и более ошибки).
Путешествие наше было виртуальным, а вот (называет фамилии учащихся) получают оценки реальные. Комментирует выставленные оценки.
Формулируют вывод
Записывают на листочках ответы.
С помощью слайда презентации проводят взаимопроверку.
Оценивают себя.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
2 мин
Домашнее задание: параграф 19, знать термины.
Дополнительно по желанию
найти сведения о том, как ещё растения могут защищаться от поедания животными;
почему листья монстеры имеют крупные отверстия?
Записывают домашнее задание.
Рефлексия.
2 мин
Что вас больше всего удивило во время путешествия?
Делятся впечатлениями.
13PAGE 15
13PAGE 14715
·15