Рабочая программа внеклассной деятельности кружка Юный патриот.
Пояснительная записка
Направленность программы
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка “Юный патриот!” составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2008. – 111с. – (Стандарты второго поколения), в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации. С учетом государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Программа развития МБОУ «СОШ № 6» г. Майкопа.
Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не является простым производным от суммы усвоенных знаний.
В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и социальный заказ родителей при выборе направлений кружковой деятельности для своих детей. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры.
Поэтому совместные усилия школы и семьи должны быть направлены на формирование у детей школьного возраста нравственных качеств, навыков, умений, необходимых человеку, чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны. Дети должны гордиться своей страной, её достижениями. Должны брать пример с тех, кто прославляет свою страну. Воспитывать на традициях, которые всегда были присущи нашей стране. Быть верными своей Родине и при необходимости стать на её защиту. Сегодня быть патриотом означает не только гордиться флагом и гербом страны, нашими достижениями в области экономики, политики, спорта и культуры, но и на деле, своими поступками доказывать заинтересовывать в том, чтобы наша страна процветала.
Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от уровня сформированности нравственных качеств подрастающего поколения.
Поэтому разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем. Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям. Преподавание прав человека – это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников. Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением. В программе в достаточной мере реализованы метапредметные результаты, что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире.
Цель и задачи программы
Цель: организация занятий духовно-нравственной направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников
Задачи:
– содействия ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне; в селе в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира; понимание прав и свобод личности развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, основ здорового образа жизни;
– помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей; формирование патриотизма, активной гражданской позиции,
– обогащение знаниями, о малой и большой Родине, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности.
– формирование нравственной основы личности творческих способностей, повышение уровня духовной культуры приобретение основных навыков поведения в социуме.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является намеренное акцентирование внимания не только на правах детей, но и на их обязанностях, показа неразрывности прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.
В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, “увидеть” прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).
Разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем.
Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей. Программа определяет основные направления патриотического воспитания учащихся МБОУ «СОШ № 6». Преподавание курса строится на принципе преемственности как между классами начальной школы, так и между начальной и основной школой
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа разработана для учащихся 11–13 лет
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения и воспитания. Во внеурочной деятельности на изучение данного курса отводится 1 ч. в неделю, всего 35 часов
Формы и режим занятий
Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса – благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм. Занятия после уроков очень привлекательны для ребят. В свободное от уроков время можно заняться творчеством, в котором раскрываются интересы и увлечения каждого ребёнка. Очень важно заинтересовать ребёнка занятиями, чтобы внеурочное время превратилось в пространство для воспитания и образования.
Формы работы: семейные праздники, игры, соревнования, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, анкетирование, часы общения, экскурсии, предметные недели, встречи с ветеранами, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, конкурсы, тематические беседы, коллективные творческие дела, викторины, проекты.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Личностные результаты:
– осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,
Предметные результаты:
– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
– знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
Оценка результативности программы состоит в использовании системы критериев, которые составляют оценочные показатели по двум параметрам: духовно-нравственные и количественные.
Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования. Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения.
Предполагаемый результат деятельности:
сформированы представления о семье, членах семьи; коллективе, членах коллектива, правилах общения в коллективе; о профессиях людей, своих родителей; о Родине, малой Родине;
получат возможность осознать свою значимость в семье, в коллективе, проявить чувство уважения к членам своей семьи, коллектива;
получат возможность участвовать в КТД; участвовать в проектной деятельности;
узнают о профессиях людей, своих родителей; о том, что дети берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
сформированы понятия “родня”, “дружба”, “Отечество”;
получат возможность участвовать в коллективных творческих делах, в проектной деятельности.
сформировано умение беречь природу; интерес к участию в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности;
получат возможность участвовать в создании экологических проектов: “Брешь в зелёном царстве”, “Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух”, “Янтарное светило”, “Знакомство с историческим прошлым, настоящим нашей страны”.
сформировано представление о том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, готов к защите своей Родины.
сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
получат возможность участвовать в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности.
Формы подведения итогов реализации программы
Участие в школьных олимпиадах по краеведению о Республике Адыгея
Участие в муниципальных, окружных, всероссийских конкурсах творческих работ.
Фоторепортажи о посещении социально-значимых мест, музеев. Освещение кружковой деятельности через СМИ
Подготовлены результаты педагогического наблюдения и диагностики
Оформление портфолио у всех учащихся и портфолио классного коллектива.
Участие учащихся в общественных, социальных акциях, в научно-практических конференциях проводимых в школе, в районе.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).
Декларация прав ребенка (1959 г.).
Конвенция ООН по правам ребенка (1990 г.).
Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М. Айрис-Пресс, 2002
Азбука права: разработки занятий в начальной школе/ авт.-сост. Н.Н. Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2004
Антонов, В. В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. - М.: Вита-Пресс, 1998.
Антонов, В. В. Изучаем права человека: рабочая тетрадь для учащихся начальных классов. -М.: Вита-Пресс, 1997.
Антонова Ю.Е., Левина Л.В.и др.Как научить детей любить Родину. – М. Аркти, 2003
Богданова О.С., Калинина О.Д. Содлержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М. Просвещение 1982
Звездина Г.П., Щербакова Т.Н. Классные часы в начальной школе ( программа факультатива «Я и Мир) – М. Творческий Центр Сфера, 2003
Зверева А.Т. Экологические игры – М. Оникс 21 век. Дом педкниги 2001
Усачев, А. Приключения маленького человека. - М.: РИО «САМОВАР», 1995.
Шабельник, Е. С. Права ребенка. - М.: Вита-Пресс, 2002.
Шабельник, Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб. пособие. - М.: Вита-Пресс, 1995.
Шкробова, М. А. Граждановедение. - Ульяновск, 2000.
Хрестоматия «Твоя Россия»
География Республики Адыгея \Бузаров А. Ш.- Майкоп 2001.
Интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] /www. metodsovet
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Календарно – тематическое планирование
№ занятия
Тематика занятий
Содержание деятельности
Кол-во часов
Дата
Тема «Я – ученик» - 3часа
1
Я - шестиклассник!
Тренинг
1
2
Мои права и обязанности
Час общения
1
3
Я в школе, я – дома, я – среди людей
Ролевая игра
1
Тема «Моя семья» - 6 часов
4
Я один из рода
Беседа
5
Моя родословная
Беседа, знакомство с понятиями «род», «народ», «человечество». Составление родословного древа семьи.
1
6
Я и моё имя
1
7
Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом
Сочинение-рассуждение
1
8
Что значит быть хорошим сыном или дочерью
Беседа
1
9
Семейные праздники, традиции моей семьи
Сюжетно – ролевая игра, беседа
1
Тема «Правила дорожного движения» - 2 часа
10
ПДД знать каждому положено
Викторина, просмотр презентации
1
11
Элементы улиц и дорог
Беседа с просмотром презентации
1
Теме «Моя Родина» - 7 часов
12
Моя страна. Гордость моей страны
Конкурс рисунков
1
13
Москва – столица Родины
Заочное путешествие
1
14
Моя малая родина
Беседа. Экскурсия в краеведческий музей
1
15
Достояние земли - Адыгея
Просмотр презентации
1
16
Символы России и Адыгеи
Просмотр презентации
1
17
Золотое кольцо России
Заочное путешествие
1
18
Чем богат наш край
Презентация
1
Тема «Толерантность» - 4 часа
19
Доброта в стихах
Чтение, инсценирование отрывков
1
20
Давайте жить дружно
Беседа по правилам поведения в школе
1
21
Как мы разрешаем конфликты
Анкетирование
1
22
Культура разных народов мира
Презентация
1
Тема «Выбор профессии»-2 часа
23
Чем пахнут ремёсла
Беседа
24
Кем я хочу быть?
Рисование на тему «Моя будущая профессия»
1
Тема «Моё здоровье» - 2 часа
25
Если хочешь быть здоров!
Беседа
1
26
Здоровые и вредные привычки. Жвачка- польза и вред
Презентация
1
Тема «Защита Отечества» - 3 часа
27
Есть такая профессия – Родину защищать
Беседа
1
28
Герои России (А. В. Суворов, Кутузов, Дмитрий Донской, Александр Невский, Минин, Дмитрий Пожарский)
Сообщения учащихся
1
29
Воины интернационалисты
Презентация
1
Тема «И помнит мир спасённый» - 4 часа
30
Города - герои
Заочное путешествие
1
31
Юные герои Великой Отечественной войны
Беседа, сбор материала, выпуск стенгазеты «Юные герои Великой Отечественной войны»
1
32
Адыгея в годы Великой Отечественной войны
Экскурсия в краеведческий музей
1
33
Моя семья в годы войны
эссе
1
Тема «Я – Гражданин России» - 2 часа
34
За что я люблю Родину
Диспут
1
35
Рисунки о России Итоги.
Выставка рисунков
1
Учебно-тематический план
по внеурочной деятельности «Юный патриот»
Класс: 6
Руководитель: Хапачева Галина Амербиевна
Количество часов: в год - 35 ч., в неделю - 1 ч.
№
Тема
Кол-во часов
Перечень универсальных действий обучающихся (УДО)
Примечания
1
Я – ученик
3
Познавательные:
- умение строить высказывание;
- формулировка проблемы;
-рефлексия деятельности;
- структурирование знаний;
- поиск информации;
- моделирование.
Коммуникативные:
- постановка вопроса;
- умение выражать свои мысли;
- управление поведением партнера;
- планирование учебного сотрудничества.
Регулятивные:
- целеполагание;
- планирование;
- контроль;
- оценка.
Личностные:
- самоопределение;
- смыслообразование;
- нравственно - эстетическое оценивание.
2
Моя семья
6
3
Правила дорожного движения
2
4
Моя Родина
7
5
Толерантность
4
6
Выбор профессии
2
7
Мое здоровье
2
8
Защита Отечества
3
9
И помнит мир спасённый
4
10
Я – Гражданин России
2
Итого
35
ьђЗаголовок 1ьђЗаголовок 315