Рабочаю программа кружка Юный художник (1 класс)
Рабочая программа
по изобразительному искусству
кружка «Юный художник»
(внеурочная деятельность)
Учитель изобразительного искусства:
Баранов Алексей Александрович
I квалификационная категория2014
Пояснительная записка
Направленность программы. Программа кружка «Юный художник» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по времени реализации - одногодичной.
Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С. Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Основная цель программы:
Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
1
Принцип построения программы:
На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
занятия в свободное время;
обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 7-13 лет. Дети этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.
Срок реализации образовательной программы рассчитан на 1 год обучения. Первый год является вводным и направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством.
В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем. В каждом разделе выделяют образовательную часть: (первоначальные сведения о декоративно-прикладном и изобразительном искусстве), воспитывающую часть: (понимание значения живописи, её эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства), практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей (это могут быть наблюдения, рисунок с натуры, по представлению.)
Формы занятий. Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда.
2
Методы:
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
- Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;
- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
- Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, количество часов в неделю 1 час, 34 часа в год.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.
Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.
В конце первого года обучения:
Ученик будет знать:
- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;
- ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;
- об основах цветоведения, манипулировать различными мазками, усвоить азы рисунка, живописи и композиции.
3
Ученик будет уметь:
- передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;
- понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет;- понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;
- передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;
- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;
Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал;
Ученик способен проявлять следующие отношения:
- проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;
- творчески откликаться на события окружающей жизни;
Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал;
- выполнять рисунки, композиции, панно, аппликации;
- работать по репродукциям, картинам выдающихся художников и рисункам детей;
- делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися, прислушиваться к их мнению;
- понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним.
Ученик способен проявлять следующие отношения:
- проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ.
- эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков.
- слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;
- предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;
- понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учебе.
Способы проверки результатов освоения программы
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:
- конкурсы;
- выставка детских работ;
- в конце года готовится итоговая выставка работ.
На первом, репродуктивном уровне организации деятельности обучающихся, основными формами представления результатов работы являются: открытые занятия, выставки на уровне школы, участие в конкурсах.
4
Механизм оценки результатов по программе:
В процессе деятельности выработалась определенная система контроля успехов и достижений детей, используя классические методы и приемы, разрабатывая авторские методики. При наборе детей первого года обучения проводится входная диагностика сформированности навыков рисования Г.П.Миловановой, О.В.Овчинниковой, в конце
1-го полугодия (декабрь) - промежуточная диагностика, в конце учебного года (май) – итоговая диагностика. По результатам этих диагностик можно судить не только об изобразительных возможностях ребенка, но и о его способностях к творчеству.
Цель входной диагностики – выявить уровень развития:
- Координации и тонкой моторики;
- Умения изображать рисунок в цвете;
- Творческого мышления ребенка;
- Умение представлять объекты в различных пространственных положениях.
Для выявления уровня развития творческих способностей детей применяется упрощенный вариант диагностики креативности Торренса «Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма» - адаптация теста Торренса на образное творческое мышление в обработке И.С.Авериной и Е.И.Щеблановой; методика изучения особенностей воображения детей Е.Г.Речицкой и Е.А.Сошиной. Эти диагностики проводятся в конце первого и второго годов обучения по программе.
В качестве форм подведения итогов применяются зачеты, зачетные итоговые работы, открытые занятия, конкурсы, выставки, защиты творческих работ.
- выполнение итоговых работ по результатам усвоения каждого блока;
- выполнение конкурсных и выставочных работ;
- подведение итогов по результатам каждого полугодия.
Не каждый ребенок станет художником, но практические навыки и теоретические знания приобретенные в процессе освоения данной программы, помогут стать кому-нибудь грамотным, заинтересованным, разбирающимся в искусстве зрителем.
Учебно-тематический план первого года обучения:
№ Тема Кол-во часов Теория Практика
1 Вводная часть 1 1 0
2 Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка. 4 1 3
3 Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета. 5 1 4
4 Изображение растительного мира. Изображение животного мира. 7 1 6
5 Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении. 2 1 1
6 Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам. 6 1 5
7 Жанры изобразительного искусства: пейзаж
портрет
натюрморт 4 1 3
8 Тематическое рисование. 4 0 4
Итого: 34 5
Содержание курса
Раздел 1. Введение. (1 час)
Тема 1. Вводный инструктаж по техники безопасной работы. Введение в образовательную программу. (1 час)
Теория. Ознакомление с работой кружка «Юный художник», содержание и порядок работы. Знакомство с детьми. Проведение вводного инструктажа по О.Т.
Формы занятия. Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение. Инструкции по технике безопасности
Раздел 2. Основы рисунка.
Изобразительные средства рисунка.(4 часа)
Тема 1. Знакомство с материалами для уроков изобразительного искусства. (1 час)
Обучающий компонент
Всё о графике: правила, законы, приёмы, графические техники, материалы, инструменты, необходимые для работы. Ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке.
Воспитывающий компонент. Углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его.
Практическая часть.
- пользование рисовальными материалами;
- правильно и точно видеть и передавать строение, пропорции предметов и их форму;
- передавать объем средствами светотени с учетом тональных отношений;
- выполнять зарисовки и наброски.
Формы занятия. Беседа. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов. Самостоятельные работы.
Методическое обеспечение. Дидактическая игра «Поможем художнику», альбом, ластик, карандаш, краски, кисть.
Тема 2. «Изображать можно пятном» (1 час)
Обучающий компонент.
Присмотреться к разным пятнам - мху на камне, осыпи и узорам на мраморе в метро - и постараться увидеть какие-либо изображения.
Воспитывающий компонент.
Формирование бережного отношения к окружающему миру, одному из самых удивительных и совершенных творений природы; умение видеть красоту в жизни.
Практическая часть.
Превратить пятно в изображение зверюшки.
Формы занятия.
Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.Карандаш, мелки, черная тушь, черный фломастер.
6
Тема.3. Линия горизонта. Равномерное заполнение листа. Изображаем силуэт дерева. (2 часа)
Обучающий компонент.
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Воспитывающий компонент.
Углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его.
Практическая часть.
Изображение дерева с натуры.
Формы занятия. Беседа. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов. Самостоятельные работы.
Методическое обеспечение. Дидактическая игра «Поможем художнику», альбом, ластик, карандаш, краски, кисть.
Раздел 3. Основы цветоведения.
Живопись – искусство цвета.(5 часов)
Тем 1. Первичные цвета. Цветовая гамма. (1 час)
Обучающий компонент
Все о живописи: цветоведение, материалы, инструменты, техники акварельной живописи и гуашевыми красками.
Уметь различать цвета, их светлоту и насыщенность; получают знания об основных и дополнительных цветах, теплых и холодных цветовых гаммах.
Воспитывающий компонент.
Обогащение восприятия окружающего мира.
Практическая часть.
-Правильное обращение с художественными материалами;
-освоение различных приемов работы акварелью, гуашью;
-получение различных цветов и их оттенков;
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 2. Красоту нужно уметь замечать. (2 часа)
Обучающий компонент
Неброская и "неожиданная" красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т.д. Развитие декоративного чувства фактуры. Опыт зрительных поэтических впечатлений.
Воспитывающий компонент.
Умение ценить то, что создано руками человека и природой.
Практическая часть.
Изображение спинки ящерки или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной и многоцветной монотипии.
7
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы, практическая деятельность.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Материалы: для учителя – валик для накатки, разведенная водой гуашь или типографская краска; для детей – дощечка из пластмассы, линолеума или кафельная плитка, листки бумаги, карандаш.
Тема 3. Рисуем дерево тампованием (1 час)
Обучающий компонент
Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использование художественных материалов (тампон, кисть)
Воспитывающий компонент.
Проведение обзорных экскурсий «Здравствуй, мир!»
Практическая часть.
Изображение дерева с использованием тампона.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, тампоны, карточки, иллюстрации, дополнительная литература.Тема 4. «Узоры на крыльях» (1 час)
Обучающий компонент
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Последовательность выполнения работы. Рассказы о различных видах бабочек, характеристика их особенностей – формы, окраски.
Воспитывающий компонент.
Для того чтобы не оскудела, не меркла и крепла земная краса, необходимы насекомые. Без них не мог бы человек называться человеком, не умел бы чувствовать и любить, радоваться и страдать. И конечно же он не увидел подлинную красоту природы.
Практическая часть.
Изображение с натуры, по памяти и воображению бабочки.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
8
Раздел 4. Изображение растительного мира.
Изображение животного мира.
( 7 часов)
Тема 1. В гостях у осени. (1 час)
Обучающий компонент
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Знакомство с отдельными композициями выдающихся художников: И. И. Левитан «Золотая осень»
Воспитывающий компонент.
Уметь видеть красоту природы осенью. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать.
Практическая часть.
Выполнение осеннего пейзажа акварелью без предварительного карандашного наброска.
Формы занятия.
Рассказ с последующей практической деятельностью.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
Тема 2. Изображение осеннего букета. (2 часа)
Обучающий компонент
Изображение на заданную тему. Взаимосвязь изобразительного искусства с музыкой, литературой. Виды и жанры изобразительных искусств.
Воспитывающий компонент.
Развитие наблюдательности. Умение видеть красоты в природе. Изображение букета цветов с росой и веточками деревьев.
Практическая часть.
Создание композиции рисунка осеннего букета акварелью или гуашью.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
Тема 3. Красивые рыбы. (2 часа)
Обучающий компонент
Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Воспитывающий компонент.
Развитие наблюдательности за подводным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.
Практическая часть.
Выполнение набросков рыб в цвете.
9
Формы занятия.
Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
Тема 4. Мы в цирке. (2 часа)
Обучающий компонент
Обучение простейшими средствами передавать основные события. Развитие зрительной памяти, образного мышления, наблюдательности и внимания.
Воспитывающий компонент.
Воспитание любви к изобразительному искусству, к окружающему миру.
Практическая часть.
Выполнение рисунка в цвете (гуашь, акварель).
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Раздел 5. Основы композиции.
Взаимосвязь элементов в произведении.(2 часа)
Тема 1. Узор из кругов и треугольников. (1 час)
Обучающий компонент
Знание основных законов композиции, выбор главного композиционного центра.
Воспитывающий компонент.
Воспитание любви к изобразительному искусству.
Практическая часть.
Упражнение на заполнение свободного пространства на листе;
Совершенствуются навыки грамотного отображения пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещённости, цвета предметов.
Формы занятия. Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, трафарет.
Тема 2. «Узор в полосе. Орнамент из цветов, листьев и бабочек» (1 час)
Обучающий компонент
Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты.
Воспитывающий компонент.
Развитие наблюдательности за растительным и животным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, и передавать их типичные черты.
10
Практическая часть.
Выполнение рисунка в цвете (акварель, гуашь, цветные мелки).
Формы занятия.
Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
Раздел 6 Основы декоративно-прикладного искусства.
Приобщение к истокам.
(6 часов)
Тема 1. Орнамент из геометрических фигур. (1 час)
Обучающий компонент
Использование различных художественных техник и материалов в аппликации Техника безопасности при работе с ножницами. Знакомство с материалами для выполнения аппликации, инструментами, порядок выполнения аппликации.
Воспитывающий компонент.
Воспитывать и развивать интерес к предмету изобразительного искусства.
Практическая часть
Выполнение орнамента из различных геометрических фигур.
Формы занятия.
Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Ножницы, цветная бумага, клей, альбомный лист.
Тема 2. Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись. (1 час)
Обучающий компонент
Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к произведениям искусства.
Практическая часть.
Самостоятельное выполнение в полосе растительных узоров.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
11
Тема 3. Узоры, которые создали люди. Дымковская игрушка. (1 час)
Обучающий компонент
Ознакомление с произведениями современных художников в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к произведениям искусства. Формировать представление о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении игрушек, одежды.
Практическая часть.
Самостоятельное выполнение растительных и геометрических узоров.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 4. Составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев для украшения тарелочки. «Синее чудо» Гжели. (1 час)
Обучающий компонент
Ознакомление с произведениями современных художников России. Знакомство с промыслом Гжели. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к произведениям искусства. Формировать представление о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении посуды.
Практическая часть.
Рисование узоров и декоративных элементов по образцам..Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 5. Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда. (1 час)
Обучающий компонент
Художественные промыслы: Гжель, Жостово, Хохлома, Дымка и др. Элементы орнамента и его виды. Контрастные цвета.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к произведениям искусства. Формировать представление о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшениях народных мастеров.
Практическая часть.
Выполнение узора в полосе и эскиз декоративной росписи сосуда.
Формы занятия.
12
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белый лист.
Тема 6. «Русская матрешка в осеннем уборе» (1 час)
Обучающий компонент
Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к произведениям искусства. Развитие наблюдательности и внимания, логического мышления.
Практическая часть.
Самостоятельное выполнение росписи наряда матрёшки по образцам.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, дополнительная литература.
Раздел 8 Жанры изобразительного искусства:
пейзаж, портрет, натюрморт.
(4 часа)
Тема 1. Родные просторы в произведениях русских художников и поэтов. (1 час)
Обучающий компонент
Красота окружающего мира. Взаимосвязь литературы и изобразительного искусства. Произведения живописи русских художников.
Воспитывающий компонент.
Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса. Воспитание любви и интереса к произведениям художественной литературы.
Практическая часть.
Рисование на основе наблюдений или по представлению простейшего пейзажа
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
13
Тема 2. Фигуры человека. (1 час)
Обучающий компонент
Первичные навыки рисования с натуры человека.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к изобразительному искусству.
Практическая часть.
Рисование с натуры.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Белая бумага, карандаш, репродукции.
Тема 3. Основы натюрморта. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование фруктов и овощей. (2 часа)
Обучающий компонент
Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Использование красок (смачивание, разведение, смешение). Изменение цвета в зависимости от освещения.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к изобразительному искусству.
Практическая часть.
Рисование с натуры.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Белая бумага, карандаш, краски, репродукции.
Раздел 9. Тематическое рисование (4 часа)
Тема 1. Составление мозаичного панно «Любимые герои сказок» (2 часа)
Обучающий компонент
Обучение умению простейшими средствами передавать сказочные персонажи сказок. Работа над выразительными средствами в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.
Воспитывающий компонент.
Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам.
Практическая часть.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма. Выполнение аппликации-мозаики.
14
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Цветная бумага, белая бумага, клей ПВА.
Тема 2. Рисование на тему «Пейзаж с радугой» (1 час)
Обучающий компонент
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Освоение основ рисунка, декоративно-прикладного искусства.
Воспитывающий компонент.
Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса.
Практическая часть.
Рисование на основе наблюдений или по представлению.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 3. «В сказочном подводном царстве» (1 час)
Обучающий компонент
Обучение умению простейшими средствами передавать основные события сказки. Работа над выразительными средствами в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.
Воспитывающий компонент.
Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам, к сказочному подводному миру.
Практическая часть.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 4. Итоговое занятие(1 час)
Обучающий компонент
Обобщение изученного.
Воспитывающий компонент.
Воспитание любви к изобразительному искусству.
Практическая часть.
15
Дизайнерское оформление работ.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
К концу 1-го года обучения долженЗнать и уметь:
- названия цветов;
- элементарное правило смешения цветов.
- правильно сидеть за мольбертом, свободно и правильно держать карандаш;
- без напряжения в нижних направлениях проводить линии;
- передать простейшую форму, основной цвет предметов;
- рисовать учебные рисунки от 2 до 4 простых предметов;
- создавать смысловую композицию, отражать основное содержание литературного произведения;
- штриховать, разбирать по тону;
- лепить простейшие объекты животных, фигурки игрушек с натуры, по памяти и по представлению;
- зарисовки человека, портрет.
Методическое обеспечение программыСистема дополнительного образования обладает большими возможностями для развития эстетического и художественного вкуса, самореализации личности ребёнка.
Основными принципами образовательного процесса в рамках данной образовательной программы являются:
Принцип преемственности (содержание более сложного курса основывается на знаниях, умениях и навыков, полученных на более ранних этапах)
Принцип практической направленности (умение применять полученные ЗУН в другие сферы, осознание ребёнком того, что это ему всё пригодится)
Принцип доступности (процесс усвоения знаний, умений и навыков учитывает возрастные особенности обучающихся)
Принцип сотрудничества (ребёнок всегда может обратиться за помощью к педагогу, педагог -его друг и старший помощник)
Принцип гуманно- личностного подхода к каждому ребёнку (поддержка личности, уважения и любви к ребёнку, веру в его творческие силы)
Принцип опоры на личный опыт педагога.
16
Принцип комплексности обучающих, развивающих и воспитательных воздействий (это даёт гарантию на развитие творческого потенциала личности ребёнка.Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры, рисование на тему и иллюстрирование, декоративная работа с элементами дизайна, аппликация, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга. При этом учитываются особенности времени года и интересы учащихся.
В зависимости от решения учебных задач занятия делятся на следующие виды:
приобретение новых знаний (руководитель сообщает учащимся теоретические сведения); с занятий такого типа воспитанники начинают изучение новых тем;
занятия по формированию умений и навыков (самостоятельная деятельность ребенка под руководством руководителя);
повторение (определяют качество усвоения материала и овладение умениями и навыками); подобные занятия является заключительными;
комбинированные занятия (решение нескольких учебных задач).
В зависимости от особенностей темы и содержания работы можно заниматься как со всей группой, так и по подгруппам или индивидуально с каждым ребенком.
Деятельность педагога направлена на достижение успеха своего воспитанника. А для этого нужно:
Мотивация ребёнка на освоение нового и интересного для него вида деятельности (экскурсии, выставки работ педагога и ребят)
Целеполагание и прогнозирование воспитательного процесса (показ готовых изделий и возможность их использования в повседневной жизни, в быту))Определение содержания учебно-воспитательного процесса
Постановка воспитательных задач
Запланированная конкретная деятельность в учебно- воспитательном процессе
Использование форм и методов воспитания (похвала, поощрение, одобрение)
Организация и проведение учебно-воспитательных занятий. Усложнение и повышение требовательности к обучающемуся в ходе совместной деятельности, изготовления подарка родным и друзьям.
Организация и проведение итогового дела (выставки, открытого занятия, конкурсных работ)
Анализ и оценка результатов деятельности (подведение итогов, анкетирование, выдача благодарственных писем, фотографирование лучших работ и их авторов)
Коррекция учебно-воспитательного процесса (анализ педагогом своей собственной деятельности, корректировка учебной программы)
В процессе обучения огромное внимание уделяется практическим занятиям, на которых выполняется творческие работы.
17
Как и в любом коллективе, в объединении присутствуют элементы самоуправления. Дети сами выступают в роли «педагога» (это им очень нравится):
- выбирают тему занятия
- раздают рабочий материал, инструменты, приспособления
- организуют уборку рабочего кабинета
- оказывают помощь в оформлении работ для выставок и конкурсов.
Материальное обеспечение объединения:
Оборудование для занятий в кабинете: стол учительский, столы ученические, стулья, шкафы, тумбочки для хранения инструментов, стенды для выставки рисунков, полки для выставки поделок, мольберты, школьная доска, пособия и таблицы, объяснительно-иллюстративный материал, изделия народных промыслов и современного декора, репродукции картин, натюрмортный фонд.Художественные материалы: краски разнообразных составов (акварель, гуашь, акриловые, витражные, темперные, масляные), средства для декупажа, гипс для коллажа, восковые и масляные карандаши, клей для аппликаций, макаронные изделия и крупы для декорирования, картон, цветная бумага, ножницы, канцелярские ножи, кисти, ткани, пряжа, гербарий, бросовый материал и др.Учебно- методическое обеспечение:
Для проведения занятий, объяснения нового материала имеется большое количество литературы по изобразительному искусству: методические книги, подписные журналы, наглядно-дидактические пособия по народным промыслам, рабочие тетради по основам народного искусства, дидактические таблицы последовательности рисования животных, птиц, рыб, деревьев, человека, плакаты и таблицы по цветоведению. Большой резерв наглядного материала составляют работы педагога и лучшие работы обучающихся прошлых лет. Работы прежних выпускников всегда нравятся детям, так как они верят в свои силы и пытаются выполнить работу лучше.
Успех реализации программы зависит от определённых условий:
Высокий профессионализм педагога
Оснащённый кабинет
Методическое обеспечение и адаптация образовательной программы к особенностям обучающихсяСоздание доброжелательной, радостной, дружеской атмосферы занятий
Учебный процесс:
- ¾ всего времени отводится на практическую деятельность
- объекты творчества должны быть значимы для самих обучающихся
- система усложняющихся заданий
- на занятиях предусматривается творческий и исполнительский компонент
- создание увлекательной атмосферы занятий
- знакомство с историческим наследием, народными традициями
- использование различных методов диагностики для определения уровня развития творческого потенциала личности детей.
18
Литература, используемая педагогом:
Бирч Линда : Как рисовать масляными красками. Пошаговое руководство для начинающих. Москва. Астрель- АСТ. 2002.
Величко Н.: Русская роспись: Техника. Приёмы. Изделия: Энциклопедия.-М.: АСТ- ПРЕСС книга, 2009.
Коргузалова Р.И. Рисование. «Просвещение»
Костерин Н.П. Учебное рисование. М. «Просвещение». 1980
Кудряшова Т. Украшения для интерьера в технике «Терра». Москва. ЭКСМО. 2008.
Кузин В. С. Наброски и зарисовки. Пособие для учителей. М. «Просвещение». 1970.
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1, 2,3,4 классы. Дрофа. 2004.
Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. М. «Просвещение».1972.
Михейшина М. : Уроки рисования для младших школьников 6-9 лет. Серия РУЧЕЁК. Минск «Литература». 1997
Наглядно- дидактическое пособие «Мир в картинка» Городецкая роспись по дереву. Мозаика- Синтез. 2003.
Неменский Б. Искусство вокруг нас. М. «Просвещение» 2004.
Никодеми Г.Б. Рисунок. Школа рисунка. М. ЭКСМО. 2004.
Никодеми Г.Б. Рисунок. Школа живописи. М. ЭКСМО. 2004
Никологорская О. Основы художественного ремесла. Волшебные краски. Книга для детей и родителей. Москва. АСТ –Пресс. 1997.
Орлова Л.В. Искусство детям. Рабочие тетради по основам народного искусства. Москва. Мозаика- Синтез. 2003.
Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве. М. «Просвещение».2004.
Шалаева Г. Учимся рисовать. М. ЭКСМО. 2007.
Шедевры русской живописи. Энциклопедия мирового искусства. Белый город.2005.
19
Литература, рекомендуемая для детей и родителей:
Бирч Линда : Как рисовать масляными красками. Пошаговое руководство для начинающих. Москва. Астрель- АСТ. 2002.
Величко Н.: Русская роспись: Техника. Приёмы. Изделия: Энциклопедия.-М.: АСТ- ПРЕСС книга, 2009.
Коргузалова Р.И. Рисование. «Просвещение»
Кудряшова Т. Украшения для интерьера в технике «Терра». Москва. ЭКСМО. 2008.
Михейшина М. : Уроки рисования для младших школьников 6-9 лет. Серия РУЧЕЁК. Минск «Литература». 1997
Наглядно- дидактическое пособие «Мир в картинка» Городецкая роспись по дереву. Мозаика- Синтез. 2003.
Неменский Б. Искусство вокруг нас. М. «Просвещение» 2004.
Никодеми Г.Б. Рисунок. Школа рисунка. М. ЭКСМО. 2004.
Никодеми Г.Б. Рисунок. Школа живописи. М. ЭКСМО. 2004
Никологорская О. Основы художественного ремесла. Волшебные краски. Книга для детей и родителей. Москва. АСТ –Пресс. 1997.
Орлова Л.В. Искусство детям. Рабочие тетради по основам народного искусства. Москва. Мозаика- Синтез. 2003.
Шалаева Г. Учимся рисовать. М. ЭКСМО. 2007.
Шедевры русской живописи. Энциклопедия мирового искусства. Белый город.2005.