Программа кружка «Юный художник»
Пояснительная записка
Направленность программы является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (4 года обучения).
Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Актуальность программы.
Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно оттого, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Занятия являются благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В сфере общения на занятиях изодеятельностью в существенной степени формируется характер ребёнка, в частности, такие качества, как инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность и др. Особая ценность занятий заключается в том, что, имея ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты, они могут помочь детям реализовать то лучшее, что в них есть. Большинство обучающихся приобретают знания, специфические для области различных видов изобразительного искусства. Программа затрагивает проблему гуманного отношения детей к окружающему миру, большое внимание уделяется знакомству с русским народным творчеством. Обучение основано на принципе личностно-ориентированного образования детей, в центре внимания которого - личность ребёнка, реализующего свои возможности. Поэтому программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребёнка. Рисование развивает сенсомоторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремлённость, трудолюбие, аккуратность.
Цель программы
Целью программы является создание условий для стимулирования осознанного обучения детей и развития творческой индивидуальности обучающихся, которая характеризуется готовностью личности к жизненно-профессиональному самоопределению и самореализации на основе усвоения нравственно-творческого отношения к действительности, в том числе к себе и окружающим людям.
Задачи программы
Образовательные:
изучение приёмов рисунка и живописи;
изучение основ композиции;
обучение свободно выражать свои творческие замыслы;
закрепление и расширение знаний и умений в области изобразительного искусства.
Воспитательные:
возведение базиса личностной культуры;
формирование гуманистического стиля взаимоотношений с товарищами;
воспитание трудолюбия, любви к труду и людям труда. Развивающие:
развитие у детей творческого мышления;
знакомство с различными направлениями русского и мирового изобразительного искусства;
учить детей видеть красоту окружающего мира.
В основе программы лежат три взаимосвязанных раздела: рисунок, композиция и живопись. Каждый раздел важен при обучении учащихся.
Рисунок - один из основных предметов в системе обучения изобразительному искусству. Будучи основой реалистического изображения действительности, он является средством художественного образного выражения мыслей, чувств, представлении художника, его отношения к миру. Учебный рисунок раскрывает перед учащимися принципы построения на плоскости, даёт знания, навыки необходимые для самостоятельной работы, а также художественную культуру.
Изучается распределение светотени на предметах разной формы. Перед каждым заданием проводится объяснительная беседа, в которой учащиеся знакомятся с основными принципами учебного рисунка, даётся понятие о построении, с применением в рисунке зрительной перспективы, об источнике света и распространении освещения по предмету, о роли светотени в рисунке как средстве передачи объёма, о характере формы предмета, о тенях собственных и падающих, о рефлексах и бликах.
Важным разделом в формировании художественного образного мышления у детей является работа над композицией. Учащиеся знакомятся с основными закономерностями композиции (ритмом, симметрией, ассиметрией, пропорциями и т.д.) и средствами выражения своих замыслов (графическими, пластическими и т.д.), приучаются самостоятельно выполнять композиционное задание на основе жизненных наблюдений.
Композиция, развивая образное мышление, приучает учащихся изображать действительность не пассивно, а творчески. Объектом изображения в композиции является жизнь. Знание жизни способствует ясному выражению мысли, замысла. У учащихся развивается наблюдательность, умение подмечать в жизненных явлениях самое главное и характерное. Закон композиции, теоретические положения могут быть понятными только тогда,
когда они тут же проверяются практической работой. Необходимо научить выбирать формат и размер листа в зависимости от композиционного замысла, дать понятие об организации изобразительной плоскости, её единстве и цельности на основе соподчинения и гармонии.
Также следует дать понятие ритма: научить детей обращать внимание на выразительность пятна, линии, штриха.
Учащиеся должны делать наброски с натуры и по памяти, собирать материал для композиции. Очень важно в учебных композициях добиваться построения фигур человека и животных с правильными пропорциями, передачи характерного движения, выразительности образа. Необходимо подводить детей к сознательному выбору материала, наиболее отвечающему замыслу. При этом следует внимательно относиться к каждому учащемуся, учитывать его возраст, индивидуальные наклонности, и оказывать практическую помощь в пластическом решении композиции, а также в выборе темы для композиции.
Курс живописи является одним из важнейших разделов учебного процесса. В его задачу входит развитие у учащихся способности видеть и изображать форму во всём многообразии её цвето-световых отношений. Учащимся прививается любовь к изображению окружающего мира во всём его цветовом богатстве, раскрывая у детей точность живописного восприятия, живописную культуру изображения, основанную на изучении изобразительного и теоретического наследия прошлого. Для решения этих задач необходимо дать понятие о холодных, тёплых, дополнительных и сближенных цветах, объяснить, что такое тон в живописи. Основным принципом обучения является неразделённость процесса работы над цветом и формой. Учащиеся должны усвоить, что решение колористических задач не может проходить в отрыве от изучения формы. Необходимо воспитывать у учащихся умение видеть влияние одного цвета на другой, влияние цвета на цвет. Дать понятие о цветовой гармонии, о декоративности цвета, многообразии цветовых оттенков. Учащиеся должны узнать, что такое свет, тень, полутень, блик, цветовой рефлекс, иметь представление о технических возможностях живописных материалов. Основной материал - акварель, применяется также гуашь, но ограниченно. В процессе обучения учащийся должен научиться видеть и передавать цветовые отношения сначала в их простейшем локальном состоянии (на плоских формах), затем на простых цветовых объёмах (с учётом тёплых и холодных цветов), далее на более сложных формах и с более сложными цветовыми отношениями и рефлексами, и, наконец, в условиях пространственно-воздушной среды, как в закрытом помещении, так и под открытым небом. Писать красками - это значит видеть всю сложность цветовых взаимоотношений. Учащиеся должны научиться вести последовательную работу над натюрмортом: закомпоновать, конструктивно построить, завершить работу в цвете. Формат листа должен соответствовать задачам к композиционному решению постановки. Все сведения даются в процессе практической работы над постановкой, а также
при разборе и обсуждении произведений классической живописи и современных художников.
Организация деятельности кружка.
Основные виды работы в кружке - работа с натуры, по памяти и по наблюдению, композиционная и декоративная работа.
Программа работы кружка рассчитана на один год обучения учащихся младшей группы (6-10 лет).
Основные учебно-воспитательные задачи в этом возрасте: развитие эмоциональности, эстетического восприятия действительности, творческой активности и инициативы;, обучение умению строить сюжет, организуя смысловые и композиционные связи между изображёнными предметами.
Самый распространённый вид работы - композиция на темы. Это живописные работы акварелью и гуашью или в смешанной технике на темы, которые связаны с изображением людей в быту и труде, городского и сельского пейзажа и т.д.
Вторым разделом работы является рисование и живопись отдельных предметов и их групп по памяти, по наблюдению и с натуры. Эта работа также должна иметь творческий характер, в этом смысле она примыкает к композициям на темы.
Третий раздел программы - декоративные и прикладные работы. Прикладные работы безгранично разнообразны. В некоторых случаях они близки к живописным (панно, фризы) или к графическим.
Четвёртый раздел работы - знакомство с искусством. Эти занятия должны воспитывать любовь и уважение к искусству, понимание его эстетической ценности.
Количество детей в кружке - 15 человек. Режим работы кружка - 2 занятия в неделю по 2 часа, всего 72 часа за учебный год.
Содержание программы.
Учебно-тематический план кружка «Юный художник».
Наименование разделов
Всего
Теорет
Практич
Воспитат
часов
занятия
занятия
мероприятия
1. Вводное занятие
2
1
1
-
2. Композиция на темы
34
1
32
1
3. Рисование и живопись
отдельных предметов и групп
18
2
16
-
4. Декоративные и прикладные работы.
12
1
10
1
5. Знакомство с искусством
В часы
практич
занятий
-
6. Оформление выставок,
подведение итогов года
6
1
4
1
Всего
72
№ зан
Тема занятия
Кол
теория
практика
сентябрь
час
1.
Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности.
2
1
1
2.
«Знакомство с королевой Кисточкой».
2
1
1
3.
«Что могут краски?»
2
1
1
4.
«Изображать можно пятном».
2
1
1
5.
«Листья и веточки».
2
-
2
6.
Композиция «Летом в лесу».
2
-
2
7.
«Осенний натюрморт».
2
-
2
8.
Рисование с натуры дерева.
.
2
-
2
октябрь
9.
« Моя бабушка»
2
-
2
10.
«Мой любимый учитель».
2
-
2
11.
«Изображать можно пятном».
.
2
1
1
12.
«Осень. Листопад».
2
-
2
13.
«Грустный дождик
2
-
2
14.
Рыбки в аквариуме.
2
-
2
15.
Аппликация из природных материалов (шишки, крылатки, листья)
2
-
2
16.
Аппликация «Гусь»
2
-
2
ноябрь
17.
Узор в квадрате
2
-
2
18.
Узор в круге
2
-
2
19.
Узор в прямоугольнике
2
-
2
20.
Мозайка «Клоун»
2
-
2
21.
«Моя семья»
2
-
2
22..
«Сказка о царе Салтане»
2
-
2
23.
Иллюстрирование русских народных сказок. (по выбору)
2
-
2
24.
Школьница.
2
-
2
декабрь
25.
Композиция на тему «Снег выпал».
2
-
2
26.
«Узоры снежинок».
2
-
2
27.
«Портрет Снегурочки».
2
-
2
28.
«К нам едет Дед Мороз».
2
-
2
29.
«В лесу родилась ёлочка».
2
-
2
30.
«Новогодний серпантин».
2
-
2
31.
«Зимние забавы».
2
-
2
32.
Рисование диких и домашних животных.
2
-
2
Январь
33.
Народные промыслы. Хохлома.
2
-
2
34.
Городецкая роспись.
2
-
2
35.
Полхов-Майданская роспись.
2
-
2
36.
Семёновские матрёшки.
2
-
2
37.
Дымковские игрушки.
2
-
2
38.
Богородские и филимоновские игрушки.
2
-
2
39.
Иллюстрирование басен И.А.Крылова.
2
-
2
40.
«Как провёл зимние каникулы»
2
-
2
Февраль
41.
Зимние забавы.
2
-
2
42.
Открытки с днём влюблённых.
2
-
2
43.
РИСУЕМ С НАТУРЫ ФРУКТЫ
2
-
2
44.
Рисунок ко дню защитников отечества
2
-
2
45.
Поздравительная открытка к празднику.
2
-
2
46.
« Мой лучший друг»
2
-
2
47.
«Цветы в вазе»
2
-
2
48.
«Моя мечта»
2
-
2
март
49.
Открытка – поздравление к 8 марта
2
-
2
50.
«Портрет мамы» или «Подарок маме».
2
-
2
51.
Рисование с натуры волшебного сундучка.
2
-
2
52.
«Дыхание весны»
2
-
2
53.
«Парусные лодки на реке»
2
-
2
54.
«Парусные лодки на реке»
2
-
2
55.
«Красивые рыбы».
2
-
2
56.
Иллюстрирование басен И. Крылова «Ворона и Лисица», «Журавль и лиса»
2
-
2
апрель
57.
Рисование карикатур на тему «Улыбнись!»
2
-
2
58.
«Закат солнца»
2
-
2
59.
«Загадочный космос»
2
-
2
60.
«Полёт на другу планету»
2
-
2
61.
Рисование птиц на ветке.
2
-
2
62.
«Красота подводного царства»
2
-
2
63.
«Моя улица, мой двор»-
2
-
2
64.
«Цветы и бабочки».
2
-
2
май
65.
«Весна пришла».
2
-
2
66.
«Салют Победы»
2
-
2
67.
«Моя комната»
2
-
2
68.
Аппликация
2
-
2
69.
«Улицы моего города
2
-
2
70.
«Город будущего»
2
-
2
71.
Рисунки на асфальте. Поход в природу.
2
-
2
72.
Заключительное занятие: выставка работ, награждение активных кружковцев
2
1
1
Актуальность программы.
Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно оттого, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Занятия являются благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В сфере общения на занятиях изодеятельностью в существенной степени формируется характер ребёнка, в частности, такие качества, как инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность и др. Особая ценность занятий заключается в том, что, имея ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты, они могут помочь детям реализовать то лучшее, что в них есть. Большинство обучающихся приобретают знания, специфические для области различных видов изобразительного искусства. Программа затрагивает проблему гуманного отношения детей к окружающему миру, большое внимание уделяется знакомству с русским народным творчеством. Обучение основано на принципе личностно-ориентированного образования детей, в центре внимания которого - личность ребёнка, реализующего свои возможности. Поэтому программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребёнка. Рисование развивает сенсомоторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремлённость, трудолюбие, аккуратность.
Цель программы
Целью программы является создание условий для стимулирования осознанного обучения детей и развития творческой индивидуальности обучающихся, которая характеризуется готовностью личности к жизненно-профессиональному самоопределению и самореализации на основе усвоения нравственно-творческого отношения к действительности, в том числе к себе и окружающим людям.
Задачи программы
Образовательные:
изучение приёмов рисунка и живописи;
изучение основ композиции;
обучение свободно выражать свои творческие замыслы;
закрепление и расширение знаний и умений в области изобразительного искусства.
Воспитательные:
возведение базиса личностной культуры;
формирование гуманистического стиля взаимоотношений с товарищами;
воспитание трудолюбия, любви к труду и людям труда. Развивающие:
развитие у детей творческого мышления;
знакомство с различными направлениями русского и мирового изобразительного искусства;
учить детей видеть красоту окружающего мира.
В основе программы лежат три взаимосвязанных раздела: рисунок, композиция и живопись. Каждый раздел важен при обучении учащихся.
Рисунок - один из основных предметов в системе обучения изобразительному искусству. Будучи основой реалистического изображения действительности, он является средством художественного образного выражения мыслей, чувств, представлении художника, его отношения к миру. Учебный рисунок раскрывает перед учащимися принципы построения на плоскости, даёт знания, навыки необходимые для самостоятельной работы, а также художественную культуру.
Изучается распределение светотени на предметах разной формы. Перед каждым заданием проводится объяснительная беседа, в которой учащиеся знакомятся с основными принципами учебного рисунка, даётся понятие о построении, с применением в рисунке зрительной перспективы, об источнике света и распространении освещения по предмету, о роли светотени в рисунке как средстве передачи объёма, о характере формы предмета, о тенях собственных и падающих, о рефлексах и бликах.
Важным разделом в формировании художественного образного мышления у детей является работа над композицией. Учащиеся знакомятся с основными закономерностями композиции (ритмом, симметрией, ассиметрией, пропорциями и т.д.) и средствами выражения своих замыслов (графическими, пластическими и т.д.), приучаются самостоятельно выполнять композиционное задание на основе жизненных наблюдений.
Композиция, развивая образное мышление, приучает учащихся изображать действительность не пассивно, а творчески. Объектом изображения в композиции является жизнь. Знание жизни способствует ясному выражению мысли, замысла. У учащихся развивается наблюдательность, умение подмечать в жизненных явлениях самое главное и характерное. Закон композиции, теоретические положения могут быть понятными только тогда,
когда они тут же проверяются практической работой. Необходимо научить выбирать формат и размер листа в зависимости от композиционного замысла, дать понятие об организации изобразительной плоскости, её единстве и цельности на основе соподчинения и гармонии.
Также следует дать понятие ритма: научить детей обращать внимание на выразительность пятна, линии, штриха.
Учащиеся должны делать наброски с натуры и по памяти, собирать материал для композиции. Очень важно в учебных композициях добиваться построения фигур человека и животных с правильными пропорциями, передачи характерного движения, выразительности образа. Необходимо подводить детей к сознательному выбору материала, наиболее отвечающему замыслу. При этом следует внимательно относиться к каждому учащемуся, учитывать его возраст, индивидуальные наклонности, и оказывать практическую помощь в пластическом решении композиции, а также в выборе темы для композиции.
Курс живописи является одним из важнейших разделов учебного процесса. В его задачу входит развитие у учащихся способности видеть и изображать форму во всём многообразии её цвето-световых отношений. Учащимся прививается любовь к изображению окружающего мира во всём его цветовом богатстве, раскрывая у детей точность живописного восприятия, живописную культуру изображения, основанную на изучении изобразительного и теоретического наследия прошлого. Для решения этих задач необходимо дать понятие о холодных, тёплых, дополнительных и сближенных цветах, объяснить, что такое тон в живописи. Основным принципом обучения является неразделённость процесса работы над цветом и формой. Учащиеся должны усвоить, что решение колористических задач не может проходить в отрыве от изучения формы. Необходимо воспитывать у учащихся умение видеть влияние одного цвета на другой, влияние цвета на цвет. Дать понятие о цветовой гармонии, о декоративности цвета, многообразии цветовых оттенков. Учащиеся должны узнать, что такое свет, тень, полутень, блик, цветовой рефлекс, иметь представление о технических возможностях живописных материалов. Основной материал - акварель, применяется также гуашь, но ограниченно. В процессе обучения учащийся должен научиться видеть и передавать цветовые отношения сначала в их простейшем локальном состоянии (на плоских формах), затем на простых цветовых объёмах (с учётом тёплых и холодных цветов), далее на более сложных формах и с более сложными цветовыми отношениями и рефлексами, и, наконец, в условиях пространственно-воздушной среды, как в закрытом помещении, так и под открытым небом. Писать красками - это значит видеть всю сложность цветовых взаимоотношений. Учащиеся должны научиться вести последовательную работу над натюрмортом: закомпоновать, конструктивно построить, завершить работу в цвете. Формат листа должен соответствовать задачам к композиционному решению постановки. Все сведения даются в процессе практической работы над постановкой, а также
при разборе и обсуждении произведений классической живописи и современных художников.
Организация деятельности кружка.
Основные виды работы в кружке - работа с натуры, по памяти и по наблюдению, композиционная и декоративная работа.
Программа работы кружка рассчитана на один год обучения учащихся младшей группы (6-10 лет).
Основные учебно-воспитательные задачи в этом возрасте: развитие эмоциональности, эстетического восприятия действительности, творческой активности и инициативы;, обучение умению строить сюжет, организуя смысловые и композиционные связи между изображёнными предметами.
Самый распространённый вид работы - композиция на темы. Это живописные работы акварелью и гуашью или в смешанной технике на темы, которые связаны с изображением людей в быту и труде, городского и сельского пейзажа и т.д.
Вторым разделом работы является рисование и живопись отдельных предметов и их групп по памяти, по наблюдению и с натуры. Эта работа также должна иметь творческий характер, в этом смысле она примыкает к композициям на темы.
Третий раздел программы - декоративные и прикладные работы. Прикладные работы безгранично разнообразны. В некоторых случаях они близки к живописным (панно, фризы) или к графическим.
Четвёртый раздел работы - знакомство с искусством. Эти занятия должны воспитывать любовь и уважение к искусству, понимание его эстетической ценности.
Количество детей в кружке - 15 человек. Режим работы кружка - 2 занятия в неделю по 2 часа, всего 72 часа за учебный год.
Содержание программы.
Учебно-тематический план кружка «Юный художник».
Наименование тем
Всего
Теорет
Практич
Воспитат
часов
занятия
занятия
мероприятия
1. Вводное занятие
2
1
1
-
2. Композиция на темы
34
1
32
1
3. Рисование и живопись
отдельных предметов и групп
18
2
16
-
4. Декоративные и прикладные работы.
12
1
10
1
5. Знакомство с искусством
В часы
практич
занятий
-
6. Оформление выставок,
подведение итогов года
6
1
4
1
Всего
72
Содержание.
Тема 1. Вводное занятие. Организационное собрание. Знакомство с планом работы на год. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. Композиция на темы. Беседы о композиции.
Практическая работа: Композиция на темы: «Листопад», «Снег выпал», «Дождик», «Летом в лесу» и т.д.
Тема 3. Рисование и живопись отдельных предметов и групп.
Практическая работа: Живописные работы творческого характера акварелью и гуашью. Рисование человека по представлению: школьник, учительница, родители. Рисование растений по наблюдению: дерево, ветка, букет. Рисование по памяти и наблюдению разных предметов.
Тема 4. Декоративные и прикладные работы. Узор в квадрате, круге и прямоугольнике из растительных и геометрических элементов. Практическая работа: Изготовление узоров для украшения помещений к празднику.
Тема 5. Знакомство с искусством. Создание условий для воспитания любви и уважения к искусству, понимания его эстетической ценности.
Тема 6. Оформление выставок, подведение итогов года.
Заключение.
Большой мир гармонии, мир прекрасный, трудно постигаемый. Дети хотят творить. Это творчество должно подкрепляться умением и интеллектом. Возможно, некоторые дети пойдут в мир профессионалов, другие выберут близкую профессию или даже далёкую от мира искусства, но везде они проявят себя в жизни людьми одарёнными и творческими. И, что очень важно, воспитаются как Настоящие Зрители.
Список литературы
Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.
Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.
Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.
Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.
Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.
Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
Методическое обеспечение программы.
Натюрморт. Рисунок с натуры. В начале обучения необходима беседа о натюрморте. Пример: Голландский натюрморт. Разбор совместно с учащимися конструктивных основ отдельно взятой картины. Важно обсудить с учащимися впечатление от полотна и средства, которыми пользовался мастер. Беседа о технологии и о технике исполнения работы. «Осенний натюрморт» (скрипка, листья клёна, вода, две контрастные по тону и по цвету драпировки). Цель: передать настроение от данного натюрморта. Материалы на выбор: акварель - бумага, холст - масло. Работа выполняется без этюдов за несколько сеансов.
Рисунок и живописное исполнение связаны между собой. Ритмы и ощущение тональной среды. Поэтому целесообразно включать музыкальный фон, который соответствует творческой работе (музыкальное произведение русских классиков).
В конце работы обязателен общий просмотр рисунков с последующим обсуждением.
Живописный портрет. Учащиеся подготовлены для такой работы. Они знакомы с законами пластической анатомии, классических пропорций головы. У них есть и небольшой творческий опыт в рисовании портретов. Материалы: карандаш, акварель.
Перед исполнением задания необходим поиск выразительного композиционного ракурса натуры, определение движения света и тональная насыщенность его в отдельных точках. Кроме того, проверяется в работе знание анатомических и пропорциональных особенностей головы.
В течение всей работы с натуры полезно показывать аналогичные примеры исполнения портретов мастерами западноевропейской и русской живописи.
Тематическая живописная композиция. С самого начала обучения повторяется установка на выполнение своей темы, свободной темы. Цель - развить самостоятельную творческую реакцию на всё происходящее. Важно добиться осознания учащимися необходимости находить задание самому, т.е. живо откликаться на всё происходящее внутри себя и вокруг. Необходимо помогать учащимся найти свои идеалы, свои ориентиры, опираясь на литературное мышление, переводя его в пластический язык.
Материалы для исполнения композиции: бумага, акварельные краски, гуашь. Перечисленный материал выбирается самостоятельно учащимися.
Иллюстрация.
Каждый год происходит встреча с произведениями А.С.Пушкина. При рисовании иллюстраций важно выявить следующее:
рисование по описанию характерных черт героев произведений, рисование портретов, использование исторических костюмов, фасонов причёсок, бытовых принадлежностей и т.д.
поведение литературных героев в описываемых условиях: в парках, садах, в деревенской избе.
рисование иллюстрации только на интуитивном видении.
Дети младшего школьного возраста самостоятельны. Они живут в вообразимом мире - мире условном, игровом. Поэтому роль педагога деликатна.У детей с «прагматическим мышлением» постоянно звучат вопросы: Как это выглядит? Как это увидеть? Покажите! Очень важно показывать. Для этого используются репродукции с картин К.П.Брюллова и его современников.
Ключ к решению иллюстрации лежит в ребёнке, в его индивидуальности, со стороны педагога необходимо внимание, деликатность, мастерство.
Этюды с натуры. Пейзажи.
Учитывая определённую подготовку учащихся в работе над пейзажем, где ставились определённые задачи: передача планов, пространства, световоздушной среды, выбор центра и самоподчинение ему отдельно взятых деталей, - необходимо продолжить работу над этюдом-пейзажем, закрепляя перечисленные задачи.
Возможна работа в разное время года, и при любой погоде, даже под дождём.
Материал: бумага, акварель, картон.
Выбранные самостоятельно мотивы природы выполняются как короткие или длительные задания. Во время такой работы всё подвижно. Многое зависит от часто меняющейся природы и, как следствие, изменение света, цвета. Необходимо максимально мобилизовать своё внимание, зрительную память для попытки закончить этюд.
Совместные выходы на этюды сплачивают детей, крепче становится дружба, которая основывается на одном увлечении, на сопереживании и радости общих открытий.
Рисунок-Рисунок натюрморта с натуры. Необходимо научить воспитанников предельно точно срисовывать натюрморт. Точно передать тональность, рисунок предметов, пропорции, планы, фактуру предметов.
Предметы: старинные книги, настольная лампа, чёрный фон. Материал: бумага, карандаш. Последовательность работы:
Найти оптимальное композиционное решение.
Найти масштаб предметов.
Найти пропорции предметов учебного натюрморта, сравнивая их между собой.
Основные пропорции каждого предмета.
Конструктивный рисунок.
Решение тональности предметов, решение общей тональности.
Передать движение света на предметах, контрастных по тону.
Добиться передачи фактуры предметов.
Выявить композиционные аспекты.
Этюды. Наброски с натуры. Задания на передачу характера выполняются за короткий срок (15-20 мин). Материал: карандаш, фломастер, кисть, бумага. Цель: научить быстро передать характер с натуры, движение, выразительность. Работа учит беглости в рисунке и способности обобщать. Работа с наброском обязательна как ежедневная тренировка глаза.
Анатомические рисунки. Цель: научить выражать в рисунках знание основных анатомических особенностей головы и фигуры человека.
Задание на передачу мимических состояний лица (грустное, весёлое, плач, скорбь, смех).
Материал: бумага, карандаш.
Проведение выставок, походов. Проведение общих выставок должно быть праздником для ребят. Это результат труда, который должен поощряться. Необходимы наряды, цветы, красивые платья, стихи, чай и угощенья за общим столом.
Очень объединяют ребят походы, экскурсии на природу. Открытие, которое даёт им природа - это богатый материал для последующей работы, воспитывает патриотизм и чувство любви к родному краю.
Беседы об изобразительном искусстве.
Цель: - расширить знания об изобразительном искусстве, научить любить искусство и уметь давать свою оценку произведению. Необходимы записи имён художников и их произведений. Должно поощряться коллекционирование учащимися репродукций, открыток, альбомов с картинами художников.
Заключение.
Большой мир гармонии, мир прекрасный, трудно постигаемый. Дети хотят творить. Это творчество должно подкрепляться умением и интеллектом. Возможно, некоторые дети пойдут в мир профессионалов, другие выберут близкую профессию или даже далёкую от мира искусства, но везде они проявят себя в жизни людьми одарёнными и творческими. И, что очень важно, воспитаются как Настоящие Зрители.
Список литературы.
Будущее без общества или общество без будущего? (Новый Акрополь, №1, 2001).
Волков И.П. Учим творчеству. (М.: Педагогика, 1998).
Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество (М.: Педагогика, 1990).
Программа детских художественных школ и художественных отделений школ искусств «Рисунок, живопись, композиция» (Алматы, 1982).
Заголовок 315