Рабочая программа по учебному курсу «Обществознание 10-11 класс»
Рабочая программа по учебному курсу «Обществознание 10 – 11 классы» по программе Л.Н.Боголюбова (базовый уровень)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию и программы «Человек и общество. 10 – 11 классы» авторов: Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, Е.И.Жильцовой, Л.Ф.Ивановой, А.Т.Кинкулькина, А.Ю.Лазебниковой, А.И.Матвеева. – М.: Просвещение, 2008.
Количество часов – 136 (из расчета 2 часа в неделю), в соответствии с базисным учебным планом: 10 класс – 70 часов, 11 класс – 70 часов.
Курс «Человек и общество» для старших классов полной средней школы направлен на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс является интегративным, т.е. включает знания из различных отраслей науки.
Назначение курса – содействовать воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию и самореализации.
Цели обществоведческой подготовки - способствовать формированию:
гуманистического мировоззрения;
необходимых моральных ориентиров;
гражданственности, любви к Родине, политической и правовой культуры;
экономической, социальной, экологической культуры;
умения получать социальную информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней;
умения применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен
знать / понимать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизму правового регулирования;
уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные
признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, устанавливать
соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных
явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных
объектов;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных
знаковых системах;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
Учебно-методический комплект:
Обществознание: 10 класс: базовый уровень./ Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова. – М: Просвещение, 2011.
Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень: 10 кл. – М.: ВАКО, 2008.
Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию: 10 класс. / С.В.Краюшкина. – М.: Экзамен, 2008.
Обществознание: 11 класс: базовый уровень./ Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова. – М: Просвещение, 2011.
Обществознание. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Человек и общество»/ Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Л.Ф.Иванова и др. – Волгоград: Учитель,2007.
Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию: 11 класс. / С.В.Краюшкина. – М.: Экзамен, 2008.
Кишенкова О.В.Тестовый контроль на уроках обществознания в 10-11 классах. – М.: ООО
«ТИД «Русское слово - РС», 2007.
Баранов П.А. Обществознание в таблицах: 10-11 кл.: справочные материалы./ П.А.Баранов. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008.
Тематическое планирование
по курсу «Обществознание. Базовый уровень» (10 класс)
Авторы: Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая
2011 г. Рекомендовано МО РФ
Всего - 68 часов, в неделю – 2 часа
№
п/пРаздел, тема Элементы содержания Дом
зад. I. Общество и человек - 15 ч. 1-2 Что такое общество. Общество, общественные отношения, культура труда, материальная культура, духовная культура. §1 С
Е
Н
Т
Я
Б
РЬ
3-4 Общество как сложная динамическая система. Черты общества как системы.
Социальные институты. §2 5-6 Природа человека. Антропогенез, субъективная сторона, объективная. Науки о человеке. §3 7-8 Человек как духовное существо. Ценностные ориентации, категорический императив, мораль, идеалы, совесть, гражданственность, патриотизм. Мировоззрение. §4 9-10 Деятельность-способ существования людей. Деятельность, потребности человека, объект, субъект деятельности. Структура деятельности: цель, мотив, средства достижения цели.
Виды деятельности. Сознание и деятельность. §5 О
К
Т
Я
Б
РЬ
11-12 Познание и знание. Знание, чувственное и рациональное познание. Истина и ее критерии. Научное познание. Эмпирическое знание, теоретическое познание. Социальные и гуманитарные знания, многообразие человеческого знания. §6 13-14 Человек в системе социальных связей. Биологическое и социальное в человеке, личность. Нравы, обычаи. Самосознание, самореализация. Свобода и ответственность. §7 15. Урок обобщения
«Общество и человек». Контрольное тестирование. II. Основные сферы общественной жизни - 38 ч. 16-17 Культура и духовная жизнь общества. Духовная жизнь, культура. Функции культуры. Народная культура. Массовая и элитарная культура §8 Н
О
Я
Б
РЬ
18-19 Наука. Образование. Наука. Фундаментальные, прикладные науки. НТП, НТР, РАН. Этика науки. Образование. Самообразование. §9 20-21 Мораль. Религия. Мораль, этика, нравственные категории, нормы морали. Религия, религиоведение, политеизм, монотеизм, церковь. §10 22-23 Искусство и духовная жизнь. Искусство, эстетика. Особенности искусства, виды искусства. Эстетическая культура. §11 Д
Е
К
А
Б
РЬ
24. Урок обобщения «Духовная культура» Контрольный тест. 25-26 Роль экономики в жизни общества. Экономика, уровень жизни, ВВП, уровень бедности, приватизация, конкуренция. Экономика и социальная структура, экономика и политика. §12 27-28 Экономическая культура. Экономические знания, экономическое мышление, экономический интерес, деловая этика, свобода, предпринимательство, ответственность.§13 29. Урок обобщения «Экономика» Контрольный диктант «Экономический словарь» 30-31 Социальная структура общества. Социальные группы, маргинальные группы, социальная дифференциация, социальное равенство, стратификация, мобильность, социальный статус, социальные интересы.§14 Я
Н
В
А
РЬ
32-33 Социальные взаимодействия. Социальное взаимодействие, контакт, интеракция, социальные отношения, конфликт, социальные аспекты труда, культура труда. §15 34-35 Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальные нормы, социальный контроль, отклоняющееся (девиантное) поведение, преступность. §16 36-37 Нации и национальные отношения. Этнос, народность, нация, национальное самосознание. Межнациональная интеграция. Дискриминация, национализм, геноцид, межнациональные конфликты. Толерантность. §17 38-39 Семья и быт. Семья, функции семьи. Патриархальная семья, многопоколенная семья, нуклеарная семья. Быт. §18 Ф
Е
В
РА
Л
Ь
40-41 Социальное развитие и молодежь. Социальная дифференциация, имущественное расслоение, маргинализация, криминализация, группы социального риска. Молодежь, социальные роли молодежи, молодежная субкультура. §19 42. Урок обобщения «Социальная сфера» Понятийный диктант. 43-44 Политика и власть.
Политика, политические партии, политическая элита, субъекты политики, политическая сфера, политические институты, политическая власть. §20
45-46 Политическая система. Политическая система, государство, политический режим (тоталитарный, авторитарный, демократический). Парламентаризм, плюрализм, гласность, демократия, правовое государство. §21 47-48 Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства, формы правления. Гражданское общество. Местное самоуправление, муниципальные образования. §22 М
А
РТ
49-50 Демократические выборы и политические партии. Избирательная система, избирательное право, избирательный процесс, мажоритарная система, пропорциональная система, многопартийность. §23 51-52 Участие гражданина в политической жизни. Политический процесс, политическое участие (опосредованное, непосредственное), политическая культура. §24 53. Урок обобщения «Политическая сфера» Контрольный тест. III. Право - 13 ч. 54-55 Право в системе социальных норм Право, позитивное, естественное право, признаки права, право и мораль, нормы права, отрасль права, институт права.§25 А
ПРЕ
Л
Ь
56-57 Источники права. Источник права, нормативно – правовой акт, законы и подзаконные акты, Конституция. §26 58-59 Правоотношения и правонарушения. Правоотношение, правонарушение, преступление, проступок, юридическая ответственность, судебная защита. §27 60-61 Современное российское законодательство Коституционное право, административное, гражданское, трудовое, семейное, уголовное, экологическое право. §28 62-63 Предпосылки правомерного поведения Правосознание, правовая идеология, правовая психология, правовая культура, правомерное поведение. §29 М
А
Й
64. Урок обобщения по теме «Право» Контрольная работа по теме. 65-66 Общество в развитии Многовариативность общественного развития, целостность и противоречивость мира, глобализация, ТНК, ВТО, общественный прогресс, регресс, глобальные проблемы.§30 67-68 Итоговое повторение - 2 ч.
Тематическое планирование
по курсу «Обществознание» (11 класс)
Авторы: Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.
2011 г. Рекомендовано МО РФ
Всего - 68 часов, в неделю – 2 часа
№ п/пРаздел, тема Элементы содержания Дом
зад. Глава I. Человек и экономика - 24 ч. 1-2 Экономика: наука и хозяйство. Что изучает экономическая наука. Экономика и экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. §1 С
Е
Н
Т
Я
Б
РЬ
3-4 Экономический рост и развитие. Понятие экономического роста. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое развитие. Экономический цикл. §2 5-6 Рыночные отношения в экономике. Рынок и его роль в экономической жизни. Рыночная структура и инфраструктура. Конкуренция и монополия. Современный рынок. Становление рыночной экономики в России. §3 7-8 Фирма в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки производства. Налоги предприятий. §4 9-10 Правовые основы предпринимательской деятельности. Правовые основы предпринимательства. Организационно-правовые формы предпринимательства. §5
О
К
Т
Я
Б
РЬ
11-12 Слагаемые успеха в бизнесе. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. §6
13-14 Экономика и государство.
Экономические функции государства. Инструмент регулирования экономики. Денежно-кредитная (монетарная) и бюджетно-налоговая политика. Нужна ли рынку помощь государства? §7
15-16 Финансы в экономике. Банковская система. Другие финансовые институты. Инфляция: виды, причины и последствия. §8
17-18 Занятость и безработица. Рынок труда. Причины и виды безработицы. Государственная политика в области занятости. §9
Н
О
Я
Б
РЬ
19-20 Мировая экономика. Мировая экономика. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики. §10 21-22 Человек в системе экономических отношений. Рациональное поведение потребителя. Рациональное поведение производителя.
§11
23-24 Человек и экономика. Повторение и обобщение.
Глава II. Проблемы социально-политической и духовной жизни - 16 ч.
Д
Е
К
А
Б
РЬ
25-26 Свобода в деятельности человека. «Свобода есть осознанная необходимость». Свобода и ответственность. Свободное общество. §12
27-28 Общественное сознание. Сущность и особенности общественного сознания. Структура общественного сознания. Общественная психология и идеология. Индивидуальное и общественное сознание. §13
29-30 Политическое сознание. Обыденное и теоретическое сознание. Что такое идеология. Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология. Средства массовой информации и политическое сознание §14
31-32 Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Политический терроризм. Регулирование политического поведения. §15
33-34 Политическая элита и политическое лидерство. Политическая элита. Политическое лидерство. Роль политического лидера. Типы лидерства. §16
Я
Н
В
А
РЬ
35-36 Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи. Тенденция развития семьи в современной России. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в РФ. §17
37-38 Религиозные объединения и организации в РФ Религиозные объединения. Права религиозных организаций. Проблема поддержания межрелигиозного мира. §18
39-40 Проблемы социально-политической и духовной жизни. Повторение и обобщение. Глава III. Человек и закон – 24 ч. фЕ
В
РА
Л
Ь
41-42 Современные подходы к пониманию права. Нормативный подход к праву. Естественное право: от идеи к юридической реальности. Взаимосвязь естественного и позитивного права. Законотворческий процесс в РФ. §19
43-44 Гражданин Российской Федерации. Гражданство РФ. Права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. §20
45-46 Экологическое право. Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения. §21
47-48 Гражданское право. Гражданские правоотношения. Имущественные права, личные неимущественные права. Право на интеллектуальную собственность Наследование. Защита гражданских прав. §22
М
А
РТ
М
А
РТ
49-50 Семейное право. Правовая связь членов семьи. Фактический брак, церковный брак, гражданский брак. Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. §23
51-52 Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Трудовые правоотношения. Субъекты трудового права. Работник и работодатель. Порядок приема на работу. Трудовая книжка, трудовой стаж, трудовой договор, испытательный срок. Занятость населения. Социальная защита и социальное обеспечение. Профессиональное образование. §24
53-54 Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс. Процессуальное право. Основные принципы гражданского процесса. Судопроизводство. Участники гражданского процесса. Прохождение дела в суде. Арбитражный процесс. Исполнение судебных решений. §25
55-56 Процессуальное право: уголовный процесс. Основные принципы и участники процесса. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство. Судебное производство. Суд присяжных заседателей. §26
А
ПРЕ
Л
Ь
57-58 Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство. Административная юрисдикция. Субъекты административной ответственности. Административные наказания. Конституционное судопроизводство. Основные принципы, стадии конституционного производства. §27
59-60 Международная защита прав человека. Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда. §28
61-62 Человек и закон. Повторение и обобщение 63-64 Взгляд в будущее.
Общество: человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Экологические проблемы. Угрозы термоядерной войны. Международный терроризм. Преодоление экономической отсталости, бедности и нищеты стран «третьего» мира. Социально-демографические проблемы. Наркомания и наркобизнес. Отставание с разработкой методов лечения и профилактики наиболее опасных болезней. Проблема предотвращения опасных последствий НТП. Опасность масштабных аварий в промышленности, энергетике и на транспорте. Угрозы культуре, духовному развитию человека. Постиндустриальное (информационное) общество. §29
М
А
Й
Итоговое повторение - 4 ч.
65-66 Итоговое повторение. Повторение и обобщение 67-68 Итоговое повторение. Контрольное тестирование.