Методическая разработка урока по курсу Обществознание (7 класс)

МБОУ «СОШ №3 г. Кызыла им.Героя Советского Союза Т.Б.Кечил-оола»














Методическая разработка
урока
по курсу
"Обществознание" (7 класс)










учитель обществознания Симанкина Н.Н.













Тема урока: "Почему важно соблюдать законы".

Цели урока:

подвести школьников к осознанию значимости соблюдения законов;
показать не только значение и роль законов в жизни, но и необходимость их знания и соблюдения;
формировать чувство ответственности за необходимость знать и соблюдать Основной Закон РФ (Конституцию РФ), законы своего государства;
воспитывать чувство ответственности за свои поступки перед законом.


Материалы к уроку:
Обществознание: человек. Право. Экономика. 7 кл. под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2008.
Обществознание. Учебное электронное издание НФПК. ЗАО "Новый диск", 2004 г.
О.А.Котова, Т.Е.Лискова. Обществознание. Рабочая тетрадь. М. Просвещение, 2007 г.
Конституция Российской Федерации.
Раздаточный материал (схемы – см. приложение).


Основные понятия: права граждан, гражданские права, политические права, экономические, социальные и культурные права, неотчуждаемые права, неделимость прав; гарантированность прав, законы, Конституция, справедливость, границы свободы.


Оформление доски: афоризмы по теме урока, схемы (приложение № 1)

Порядок – это абсолютная надежность.
Пифагор

Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы постигать их смысл.
Цицерон

Благо народа – вот высший закон.
Цицерон



План урока:

Организационный момент.
Актуализация изученного материала.
Мотивация. Постановка проблемы.
Основная часть (изучение нового материала):
План:
Закон устанавливает порядок в обществе:
работа над понятиями;
работа с презентацией и групповая работа с документами, заданием, тестом; презентация результатов работы в группах;
Закон стремится установить справедливость в обществе.
беседа по проблеме урока.
Рефлексия: выполнение теста в ходе групповой работы.
Подведение итогов работы.


Ход урока

Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Актуализация изученного материала в ходе беседы.

Вопросы для учащихся:
- Как вы понимаете "права человека"?
- В каких международных и национальных документах закреплены права человека?
- Когда и кем была принята Всеобщая декларация прав человека?
- Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?
- Что означает выражение "права человека закреплены в законе"?
- Что определяет границу прав человека?


Мотивация. Постановка проблемы.

Переход к новой теме:
Слова учителя: Права человека, свобода человека ограничены правами других людей. Свобода становится настоящей лишь тогда, когда она способствует установлению порядка. Русский писатель В.Даль определял порядок как правильное устройство. Внимание на эпиграф к уроку (сл. Пифагора, данные в эпиграфе к уроку): «Порядок – это абсолютная надежность». (Пифагор)

IV. Изучение нового материала. Ответы учащихся строятся на ранее изученном материале (материале курса «Обществознания» 6 класса):
Вопрос учителя: Что такое закон?
Ответы учащихся:
Закон – акт государственной власти, содержащий нормы права.
Закон – высший нормативный акт государственной власти.
Законы – обязательные правила в обществе, которые устанавливает государство.
обязательные нормы поведения в обществе.
Законы – правила, которые устанавливает государство.
Вопросы учителя:
1. Назовите сложные периоды в истории России, когда нарушался государственный порядок.
2. Какие же уроки можно извлечь из этих событий?

Урок 1. Закон устанавливает порядок в обществе. Изучается в ходе комментированного чтения (стр. 34-35, 4 абзаца).
Вывод делает учитель: «Итак, главный закон в Российской Федерации – это Конституция».

Работа с диском «Обществознание»
Презентация "Конституция России".
В ходе работы с презентацией организуется работа в тетради, работа в группах с текстом Конституции РФ и выполнением тестовых заданий из презентации с последующей проверкой(см. приложение № 1,презентацию сл.9-11).

Задания по группам:
1 - Познакомьтесь с содержанием статей Конституции РФ (ст. 19-29)
гр. - О какой группе прав идет речь в этих статьях?
2 - Познакомьтесь с содержанием статей Конституции РФ (ст. 30-33)
гр. – О какой группе прав идет речь в этих статьях?

3 - Познакомьтесь с содержанием статей Конституции РФ (ст. 34-37, 38-44)
гр. - О какой группе прав идет речь в этих статьях?

Выполнение теста из презентации (задания 1-6). Презентация результатов работы по группам.

Урок 2. Закон стремится установить справедливость.
- Подберите слова-синонимы к слову "справедливость" (право, праведный, правильный);
- Как назывались в древности у разных народов своды законов? (Русская правда, Салическая правда).
Вывод делает учитель: «Таким образом, законы призваны утверждать и защищать справедливость. Этого требует Конституция РФ».

Работа в группах с документом с текстом Конституции РФ (ст. 6,19,43,58):
Вопрос группам:- Согласны ли вы, что эти статьи Конституции РФ помогают установить справедливость в обществе? Объясните свою позицию. Ст. 6 (пункт 2), ст. 19 (пункты 2-3), ст. 43 (пункты 1-3), ст. 58.


Вывод: Эти статьи предоставляют всем гражданам РФ равные права на всей территории России независимо от пола, национальности Права человека носят всеобщий, неотчуждаемый, неделимый характер.

V. Работа в группах по заданиям:
I группа: Заполните схему, используя приведенный ниже текст из Конвенции ООН о правах ребенка (см.Рабочую тетрадь, зад.3, стр.12-13).
II группа: Соотнесите характеристики прав человека и их определения (см.Рабочую тетрадь, зад.6, стр.14-15).
III группа: Какие правовые действия может реализовывать ребенок до 14 лет; право на совершение каких действий он приобретает между 14-18 годами (см.Рабочую тетрадь, зад.3, стр.44-45).

VI . Подведение итогов работы по проблеме.
Выводы учащихся, обращение к словам Цицерона (эпиграф).

Домашнее задание: §3, стр. 33-36, в. 1-2, 1-4. Подготовить материалы о нарушении прав человека в СМИ, определения выучить.






















Приложение № 1



Основы конституционного строя РФ:
- верховенство права;
- демократизм;
- федерализм;
- гуманизм

СХЕМА

Президент – глава государства, гарант Конституции



Государственная власть РФ


Федеральное Правительство Судебная
Собрание РФ власть


















15