Тема урока. Употребление мягкого знака в глаголах второго лица единственного числа.
Конспект урока по русскому языку. Учитель первой категории Храмова Татьяна Александровна. Волгоград, Советский район, МОУ СОШ № 58 sch58@yandex.ru
Тема урока. Употребление мягкого знака в глаголах второго лица единственного числа.
Цель урока: научить спрягать глаголы, определять их лицо, число; упражнять в правописании личных окончаний глаголов во втором лице единственного числа; формировать навыки грамотного письма, умение работать со словом;
развивать орфографическую зоркость, умение объяснять свои действия, аргументировать, сравнивать, анализировать.
Воспитывать аккуратность, чувство ответственности, внимание к слову, культуру речи.
Тип урока. Обучающий.
Оборудование. Таблицы по теме «Глагол», опорные схемы для развития орфографической зоркости; словари, карточки для индивидуальной работы, учебники, компьютер, проектор
Методы ведения урока. Индивидуально – групповые, словесные
Ход урока.
Организационный момент.
Вводное слово учителя. Ребята, мы продолжаем работу по теме «Глагол». Конкретно: изучаем спряжение глаголов. Как считаете, зачем это надо делать? ( Чтобы правильно писать окончание глаголов)
Слова надо писать аккуратно, понятно. Это позволяет формировать навыки грамотного письма.
Чистописание.
Правила посадки, положение тетради.
Смотри соединения, читаем слова.
Пишем: сья сье сьн сьм щавель ателье стебель вещь семья (ударение, произношение, орфограммы; проверить умение видеть орфограммы, объяснять)
Прочитайте слова. Приведите свои примеры: алфавит магазин музей столяр свитер яичница (ударение, произношение)
Работа с предложением (на доске). На син…м неб… по…вились белые …бл…ка.
-Прочитать, объяснить написание слов. Синтаксический разбор предложения: указать основу предложения и второстепенные члены предложения, какими частями речи выражены, показать связь слов в предложении ; этимологический анализ слова облака
4. Актуализация опорных знаний.
Словарная работа: (На экране вразбивку слова. Учащиеся читают, объясняют написание пропущенных букв, записывают в столбики по частям речи). В результате получится запись:
сущ прил глагол , 2 лицо, ед ч
в…сел…е в…сёлый в…с…лишь
боль б…льной б…леешь
пл…ток (этимология) пр…красный желаешь
ночь н….чной н…чуешь
Прочитай слова в третьем столбике (глаголы). Что интересного заметили? (Все глаголы 2 лица ,единственного числа, настоящего времени, мягкий знак на конце слов).
Скажите, когда, в каких случаях в словах пишется мягкий знак? Посмотрите на слова в столбиках. Ученики делают вывод, приводят примеры:
Обозначение мягкости согласных: коньки, тетрадь.
Разделительный мягкий знак: семья, обезьяна.
Имена существительные 3 склонения женского рода: рожь, вещь, мышь.
9772651250951116965125095Буквы ш и ж обозначают твёрдые звуки. Почему написали мягкий знак?
Вывод: Роль мягкого знака – грамматическая: показывает второе лицо глагола единственного числа или 3 склонение имён существительных женского рода.
На доске: схема – опора 2 –ешь
2 –ишь
2 –ёшьФизминутка: 1) Серый зайка умывался,
Видно, в гости собирался.
Вымыл хвостик, вымыл ухо, вытирался сухо- сухо.
2) Мяч бросали мы друг дружке,
Мячик прыгал ,как игрушка,
А потом исчез куда – то,
Не найти его, ребята. Какие действия выполнил заяц? Как называются эти слова?
5. Сообщение темы и цели урока (формулируют учащиеся).
Учитель. Работая с глаголами, мы должны уметь спрягать глаголы, определять лицо, число; научиться писать окончания глаголов во 2 лице ед. ч.
Наблюдение, упражнения в написании окончаний глаголо 2 лица ед. ч.
Мастерим - … шагает - … караулят - … В 1 столбике определить лицо, число, спряжение глаголов, выделить окончание. Во второй столбик записать глаголы-синонимы во 2 лице ед.ч. Слова для справок: идти, охранять, работать, сторожить
Проспрягать по вариантам: желать, морозить. Как узнать лицо глагола (подставить местоимение, смотри окончание), спряжение?
Проверка: поменяться тетрадями.
Замени глаголом 2 лица ед. ч, определи спряжение, окончание Я несу службу – ( ты служишь).
Повесил голову – ( ты грустишь).
Бьёшь баклуши – ( ты бездельничаешь)
Зарубил на носу – (ты запомнишь). Проверка
Обобщение. Какая часть слова меняется при спряжении глаголов? Назовите окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Роль мягкого знака в окончаниях глаголов.
Работа с текстом, предложением.
Запишите только глаголы, объясните правописание, смысл (переносное значение). Весенние ручьи бегут по дорожке. Утром ты бежишь в школу.
На экране. Прочитайте стихотворение. Смысл? Укажите глаголы, объясните правописание.
Вот они – мать – мачеха, подснежник… Словно звёзды, светятся в траве.
Ты придёшь, сорвёшь и не заметишь,
Как погаснет радость на земле. Н. Цветкова
На экране. Работа с пословицами. Без пословицы речь не молвится. Прочитать, объяснить смысл, назвать глаголы, назвать окончания, объяснить написание. Самую интересную записать.
Куришь – здоровье губишь.
Книги читаешь - мир открываешь.
Поспешишь – людей насмешишь.
В чужом глазу соломинку видишь, а у себя бревно не замечаешь.
Хорошо выучишь – хорошо ответишь.
На час отстанешь – за день не догонишь.
Физминутка.
Игра. Найди лишнее слово.
Лечишь, глядишь, строишь ,терпишь, обидишь, накормишь, летишь.
Вывод.
Обобщение. Какие части речи знаете? Какие слова мы брали для работы? На какие вопросы они отвечают? Назовите окончания глаголов. Какую роль выполняет мягкий знак? Сравните наш вывод с выводом учебника.
Домашнее задание. 5 пословиц с глаголами 2 лица ед ч