Технологическая карта урока Диаграммы (5 класс)


Автор:
Учитель информатики МБОУ «Тотемская СОШ №2» Баева Анна Ивановна
Предмет Информатика
Класс 5 класс
Тип урока Урок освоения и применения новых знаний
Технология урока Технология развития информационно-коммуникационно-технологической компетенции (ИКТ)
Тема Диаграммы.
Цель Научиться строить диаграммы.
Планируемые результаты Предметные – умение строить столбиковые и круговые диаграммы;
Личностные– самоопределение; умение слушать и выделять главное, запоминать; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; понимание значения диаграмм в жизни человека; формирование интереса к изучению информатики через творческие задания, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
Метапредметные :умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче;
Регулятивные: умение определять цели урока, уметь самостоятельно контролировать своё время, планировать пути достижения цели; находить рациональные способы работы
Познавательные: сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям; поиск и выделение необходимой информации; преобразование информации; структурирование знаний; поиск лишнего.
Коммуникативные: задавать вопросы; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками; работа в группе; развитие ИКТ-компетентности;
Решаемые учебные задачи:
1) расширить представления учащихся о разнообразии наглядных форм представления информации;
2) сформировать умения создания столбиковых и круговых диаграмм.
Оборудование Компьютеры учащихся, компьютер учителя, интерактивная доска, проектор.
Использованные ресурсы:
- литература;
- дидактические материалы
- ЭОР Литература:
Босова Л. Л., Босова А.Ю. «Информатика-5», М: Бином. Лаборатория знаний, 2014.
Босова Л.Л. Босова А.Л. «Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие», М: Бином. Лаборатория знаний, 2008. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/mp-5kl-fgos.pdf)
Дидактические материалы:
Презентация «Диаграммы».Этапы урока Задания для учащихся выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД на этапах урока
1 Организационный момент Улыбнемся друг другу и пусть ваши улыбки будут залогом вашего успеха на уроке. Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Создает эмоциональный настрой на работу. Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. Личностные УУД:
- формирование навыков самоорганизации
- формирование навыков письма
3 Актуализация знаний Вспомни:
- что поможет сделать информацию наглядной?
-какая форма представления дает более подробную информацию, а какая более наглядную? Проводит параллель с ранее изученным материалом.
- схема;
- текстовая более подробная, а фотография или рисунок – более наглядная; Личностные УУД:
- развитие грамотной речи, памяти
4 Формулирование темы и целей урока Перед нами сегодня стоит следующая задача: Представьте следующую информацию в наиболее наглядной с вашей точки зрения форме: длина Нила – 6671 км., Дуная – 2850 км., Волги – 3530 км., Дона – 1870 км.
- Какая форма удобна для представления данной информации с точки зрения сравнения ее?
- Значит тема урока:
-Цель урока:
-Какие задачи мы перед собой поставим на этом уроке?
- Выдвиньте гипотезу: в какой программе будем строить диаграмму? Выдвигает проблему -Преобразуют проблемную ситуацию и формулируют тему и цель урока.
-Диаграммы;
-«Диаграммы»;
-научиться строить диаграммы
- узнать, что такое диаграмма,
- узнать виды диаграмм, когда их можно использовать
- научиться их создавать;
-выдвигают гипотезы Регулятивные УУД:
- развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка
Личностные УУД:
- развитие логического мышления
Познавательные УУД:
Умение выдвигать гипотезы
5 Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
+самостоятельный поиск информации
+ работа в группах + самопроверка
-Где мы найдем информацию о том, что такое диаграмма?
-Где применяют диаграммы?
-На каких уроках вы встречались с диаграммами?
-В процессе просмотра видеоролика выписать виды диаграмм.
(взаимопроверка в парах, занесение результатов в оценочный лист)
- Работа в группах
- самопроверка;
(работа с оценочным листом)
-Вспомним какие задачи перед нами были поставлены в начале урока?
-Какие задачи удалось решить?
-Какие еще остались не решенными? Направляет деятельность учащихся.
-
-Предлагает задание, для решения которого необходима коллективно-распределительная деятельность
-высказывает предложения по оптимизации работы группы(распределение ролей, структурирование времени)
-контролирует соблюдение групповых норм;
-включается по запросу группы;
-периодически проясняет ситуацию решения;
- Работают со словарем в интернете и бумажным словарем, выписывают в тетрадь.
-воспроизводят понятие своими словами;
-вводимые понятия соотносят со своим опытом;
- просмотр видеоролика, выписывают виды диаграмм;
(взаимопроверка в парах, занесение результатов в оценочный лист)
-термины, непонятные слова объясняют;
- работают с распечаткой заданий;
- проверяют результаты с экрана, выставляют баллы;
Познавательные УУД:
- формирование представлений о наглядных формах представления информации, их использовании на практике.
-поиск и выделение необходимой информации с использованием инструментов ИКТ и источников информации.
Личностные:
-развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления.
-осознание ответственности за общее дело;
Коммуникативные:
- умение работать в группах, (учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, достижение договоренностей и согласование общего решения)
- развитие диалогической речи
6 ФизминуткаВы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали.Ножками потопали, ручками похлопали.Рисуй глазами треугольник.Теперь его переверни вершиной вниз.И вновь глазами ты по периметру веди.Рисуй восьмерку вертикально.Ты головою не крути,А лишь глазами осторожноТы вдоль по линиям води.И на бочок ее клади.Теперь следи горизонтально,И в центре ты остановись.Глазки крепко закрываем,Дружно до пяти считаем.Глаза открываем мы, наконец.Зарядка окончилась. Ты молодец! Проводит физминутку -Следуют действиям, указанным в стихотворении Компьютерный практикум
( до3 баллов за каждое задание) -Вернемся к проблеме, которая возникла перед нами в начале урока.
-В какой программе мы работаем с текстом?
-Можем ли в ней построить диаграмму?
-Давайте построим план действий. «Как создавать диаграммы?»
-Дайте прогностическую оценку выполнения практической работы.
- Выполни задание на компьютере.
-Помогает составить алгоритм построения диаграмм;
Предлагает дополнительное задание по уровням сложности.
Оценивает работу учащихся. -Решают поставленную задачу на интерактивной доске
-Составляют
Алгоритм построения диаграммы:
Данные представить в виде таблицы.
Выделить данные.
Вызвать Мастер Диаграмм: Вставка – объект- Диаграмма.
Выбрать тип диаграммы
Написать заголовок.
Готово.
-отмечают в оценочном листе прогностическую оценку
- выполняют практическую работу №10 (задания 1 и 3, более сильные ученики выполняют задания 4 и 5)
Личностные:
- формирование умения строить схемы инструментами текстового процессора.
- развитие информационной культуры
Познавательные УУД:
-анализ, сравнение, аналогия при решении заданий.
Коммуникативные УУД:
-Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
- формулирование и аргументация своего мнения
7 Запись домашнего задания. Выполнить задание 2 на компьютере, результат принести на флешке. Работа с дневниками 9 Рефлексивно-оценочный этап Можете ли вы назвать тему урока?
- Вам было легко или были трудности?
- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
- Какое задание было самым интересным и почему?
- Как бы вы оценили свою работу?
Критерии:
< 2 баллов – оценка «2»
3 - 6 балла – оценка «3»
7 - 10 баллов за урок – оценка «4»
11 и более баллов – оценка «5» .
-Подводят итоги урока, оценивают свою работу.
-Работают с оценочным листом Личностные УУД:
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
-самооценка на основе критерия успешности.
-адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
Комуникативные УУД:
-Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений
Оценочный лист тема «Диаграммы»
Критерий Количество баллов
Умение найти нужную информацию в источнике
1балл-информация найдена самостоятельно,
0- не найденаУмение вычленить информацию
3 балла- выписаны все виды диаграмм,
2 балла-выписаны 5 видов,
1балл- выписаны 3-4 вида диаграмм,
0 баллов- выписано меньше 3 видов Работа в группе
3 балла – если нет ошибок,
2 балла – если 1 ошибка,
1 балл – если 2 ошибки,
0 баллов – если 3 и более ошибки Выполнение практического задания.
до 3 баллов за каждое выполненное задание
3 балла-задание выполнено верно самостоятельно,
2 балла-задние выполнено с 1-2 недочетами самостоятельно,
1 балл- задание выполнено не самостоятельно,
0 баллов – задание не выполнено. Прогностическая оценка
-381005905500 Итог:
< 2 баллов – оценка «2»
3 - 6 баллов – оценка «3»
7 - 10 баллов– оценка «4»
11 и более баллов – оценка «5» . Рефлексия
Я могу похвалить себя за:
•активность
•старание
•творчество
•внимание
•уважение
•доброжелательность
•объективность
•открытие
•дополнения
•самостоятельность в выборе решения
•правильность выполнения работы
•полноту ответа
Обращаясь к своим товарищам:
•Мне нравится, что ты
•Я одобряю тебя за то
•Я желаю тебе ...
•Меня радует, что ты…
•Я желаю моим товарищам ...
•Я советую друзьям …