Методическая разработка по обществознанию Как написать эссе
План эссе
Введение
1) Четкое указание проблемы высказывания: «Избранное мною высказывание касается проблемы….», «Проблема данного высказывания заключается в….»
2) Объяснение выбора темы ( в чем значимость или актуальность этой темы)
«Всех волнует вопрос…»,
«Актуальность данной темы заключается в …»
3) Раскрыть смысл высказывания с точки зрения обществознания (1-2 предложения).
4) Представление автора и его точки зрения «Автор утверждал (говорил, размышлял) с такой точки зрения…»
5) Своя интерпретация данной фразы, своя точка зрения (согласен ты или нет): «Я считаю…», «я согласен с автором высказывания…»
6) Высказывание своей позиции, переход к основной части эссе (будет плюсом, если во введении дать информацию об авторе высказывания и вставить определение выбранной сферы эссе (философии, политики, экономики, правоведения и т.д.).
Аргументация:
1) Теоретическая аргументация проблемы. Должно быть представлено не менее 3-х аспектов теоретического раскрытия темы. Например: раскрыть само понятие, привести примеры, разобрать признаки, функции, классификации, свойства.
2) Практическая аргументация или пример из общественной жизни .Заключение:
Вернуться к формулировке самого высказывания или к проблеме высказывания.
Сделать на основе этого вывод.
Вывод должен состоять из 2 частей: свои мысли в качестве итога + возврат к теме.
Пример эссе на тему "Революция – варварский способ прогресса"
(Ж.Жорес).
Философия
Я полностью согласен(согласна) с высказыванием известного французского социалиста, историка и политического деятеля первой половины ХХ века Жана Жореса, в котором он говорит об особенностях революционного пути общественного прогресса, об отличительных чертах революции. Действительно, революция – это один из путей прогресса, движение вперед, к более лучшим и сложным формам организации общественного устройства. Но, так как революция есть коренная ломка всего существующего строя, преобразование всех или большинства сторон общественной жизни, происходящее за короткий промежуток времени, то эта форма прогресса всегда сопровождается большим количеством жертв и насилия. Если мы вспомним революционный 1917 год в России, то увидим, что обе революции повлекли за собой жесточайшую конфронтацию в обществе и стране, вылившуюся в страшную гражданскую войну, сопровождавшуюся небывалым ожесточением, миллионами погибших и пострадавших, невиданной до тех пор разрухой в народном хозяйстве. Если мы вспомним Великую Французскую революцию, то тоже увидим разгул якобинского террора, гильотину, «работающую» без выходных и череду непрекращающихся революционных войн. Если мы вспомним Английскую буржуазную революцию, то также увидим гражданскую войну, репрессии против инакомыслящих. А когда посмотрим на историю США, то увидим, что обе буржуазные революции, прошедшие в этой стране, имели форму войны: сначала – войны за независимость, а затем – гражданской войны. Перечень примеров из истории можно продолжать и продолжать, но везде, где бы не происходила революция – в Китае, в Иране, в Нидерландах и т.д. – везде она сопровождалась насилием, т.е. варварством с позиции цивилизованного человека. И пусть иные мыслители возвеличивали революцию (как, например, Карл Маркс, утверждавший, что революции – это локомотивы истории), пусть реакционеры и консерваторы отрицали роль революций в общественном прогрессе, мне ближе точка зрения Ж.Жореса: да, революция – способ прогресса, движение к лучшему, но совершаемое варварскими методами, то есть с применением жестокости, крови и насилия. Насилием нельзя создать счастья!