Рабочая программа по обществознанию 9 класс Л.Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова. Обществознание. 8-9 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Рабочая программа по обществознанию для V- XI классов (включая экономику и право) представляет собой содержание обществоведческого курса, ядром которой является Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004 года.
Программа ориентирована на работу по учебнику «Обществознание 8 – 9 класс».: учебник для общеобразовательных учреждений / Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф., Матвеева А.И – М.: Просвещение, 2012 года.
Изучение курса позволяет заложить у обучающихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета – опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
В ходе реализации данной программы используется учебно-методический комплект:
1. Введение в обществознание: 8-9 классы, под редакцией Л.Н. Боголюбова.- М.: Просвещение, 2008;
2. Е.И. Жильцова, А.Ю. Лазебникова, А. И. Матвеев. Рабочая тетрадь по курсу Введение в обществознание»: 9 класс.- М.: Просвещение , 2010;
3.Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 классы. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановского.- М.: Просвещение. 2009;
4. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 классы, под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина.- М.: Просвещение, 2009.
ЦЕЛИ КУРСА
- Ознакомить учащихся с широкой совокупностью доступных для них знаний об общественной жизни;
- дать представление об основных понятиях, терминах, теориях, связанных с описанием и изучением социальных процессов;
- привлечь внимание учащихся к культурологической, мировоззренческой, духовно-нравственной и философской тематике,
- сформировать интерес к изучению культуры общества в ее различных сферах науке, религии, искусстве и т. д.
Учебно-тематический план курса
№
Модуль
Примерное количество часов
1
Нормы общественной жизни.
2
2
Личность и мораль
7
3
Гражданин. Государство. Право.
9
4
Права человека и гражданина. Антикоррупционная деятельность.
14
5
Итоговое обобщение.
2
Итого
34
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
9 класс
№ урока
Тема урока
Количество часов
Дата
Цели урока
Межпредметные связи
Способы отслеживания знаний
д/з
план
факт
Раздел 1. Нормы общественной жизни (2 часов)
1.
Роль права в жизни человека, общества и государства.
1
§ 29
1.09 – 9д, 7.09 – 9г
1.09 – 9д, 7.09 – 9г
Дать знания о сущности права как меры свободы и справедливости. Знать обществоведческие термины, правильно употреблять их в различных контекстах.
Задание, составленное на основе учебного текста
2.
Роль права в жизни человека, общества и государства.
1
§ 29
8.09 – 9д, 14.09 – 9г
8.09 – 9д, 14.09 – 9г
Дать знания о сущности права как меры свободы и справедливости. Знать обществоведческие термины, правильно употреблять их в различных контекстах.
Задание, составленное на основе учебного текста
Раздел 2. Личность и мораль (7 часов)
3.
Личность и моральная ответственность.
1
§ 48
15.09 – 9д, 21.09 – 9г
15.09 – 9д, 21.09 – 9г
Ввести сквозные для темы идеи о том, что основным и единственным субъектом моральной деятельности является личность. Делать выводы по изученному вопросу и аргументировать их.
Правоведение: моральные нормы
Беседа по вопросам
4.
Что такое мораль?
Добро и зло.
1
§ 49-50
22.09 – 9д, 28.09 – 9г
22.09 – 9д, 28.09 – 9г
Раскрыть различные аспекты понятия мораль. Участвовать в дискуссии, сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обосновании собственной позиции.
Разъяснить уч-ся, что в этике существует традиционное разграничение между злом моральным и злом физическим. Описывать условия жизни людей в разных регионах современного мира и контраргументы по отношению у иным взглядам.
Записать в тетрадях уч-ся характеристики морали
Сравнительная таблица
История Древнего мира: Конфуцианство, Буддизм, Христианство, Исламизм
5.
Роль морали в жизни человека и общества.
1
§ 52
29.09 – 9д, 5.10 – 9г
29.09 – 9д, 5.10 – 9г
Раскрыть положение – у морали три задачи – оценивать, регулировать, воспитывать. Приводить примеры, пояснять изученные теоретические положения, социальные нормы.
Философия: Гусейнов А.А. «Великие моралисты», Шрейдер Ю.А. «Лекции по этике»
Проблемные вопросы
6.
Долг и совесть.
1
§ 51
6.10 – 9д, 12.10 – 9д
6.10 – 9д, 12.10 – 9д
Характеризовать мораль как неотъемлемое свойство человеческого поведения, всей жизнедеятельности.
Устное собеседование
7.
Нравственные основы любви, брака, семьи.
1
§ 53
13.10 – 9д, 19.10 – 9г
13.10 – 9д, 19.10 – 9г
Создание условий для адаптации подрастающего поколения в обществе. Приводить примеры, пояснять изученные теоретические положения, социальные нормы.
Выставление оценок за д\з не будет
8.
Нравственная культура.
1
§ 54
20.10 – 9д, 26.10 – 9г
20.10 – 9д, 26.10 – 9г
Формировать нравственное сознание, привычные действия и поведение, развивать способности нравственного мышления и ответственного выбора, т.е. составляющие нравственной культуры человека.
Обществознание 8 класс: что такое культура?
Эвристическая беседа
9.
Повторительно-обобщающий урок
1
27.10 – 9д
Контроль знаний.
Тест
Раздел 3. Гражданин. Государство. Право (9 часов)
10
Гражданин – человек свободный и ответственный.
1
§ 35
Раскрыть ведущие понятия темы – свобода и ответственность. Давать оценку социальным процессам.
История России: А.Д. Сахаров, жизнь и деятельность
Представить графически суть позиций авторов исторических документов
11
Право выше власти.
1
§ 31
Помочь уч-ся понять одну из ключевых идей правового устройства государства – идею возвышения права над властью. Работа с законодательным источником.
История Древнего мира: философия Платона, Аристотеля, Цицирона
Дискретный конспект
12
Правовое государство: основные признаки.
1
§ 32
Обобщить характеристику ряда ключевых признаков правового государства. Начать работу с текстом Конституции РФ.
Правоведение: Конституция РФ
Работа по вопросам
13
Правовое государство: основные признаки.
1
§ 32
Обобщить характеристику ряда ключевых признаков правового государства. Начать работу с текстом Конституции РФ.
Правоведение: Конституция РФ
Работа по вопросам
14
Конституция России.
1
§ 33
Способствовать правовой культуры учащихся. Приводить примеры, пояснять изученные теоретические положения, социальные нормы.
План «Признаки правового государства»
15
Конституция России.
1
§ 34
Способствовать правовой культуры учащихся. Приводить примеры, пояснять изученные теоретические положения, социальные нормы.
Устный опрос
16
Всеобщая декларация прав человека.
1
§ 36
На основе общего знакомства с содержанием Декларации, первоначального усвоения ряда ее положений пробудить у уч-ся отношение к этому правовому документу как к особой социальной и личной ценности.
Новая история: Декларация прав человека и гражданина, Декларация независимости США
Схема «Классификация прав человека»
17
Международное гуманитарное право.
1
§ 37
Раскрыть сущность международного гуманитарного права. Работа с законодательным источником.
Литература: А. Дюнан «Воспоминание о битве при Сольферино»
Эвристическая беседа
18
Повторительно – обобщающий урок.
1
Контроль знаний.
Тест
Раздел 4. Права человека и гражданина. Антикоррупционная деятельность. (14 часов)
19
Частная и публичная жизнь гражданина.
1
§ 38
Показать, что человек выступает не как абстрактный субъект некоего общества, а приобретает вполне конкретные формы своего бытия – частную и публичную жизнь.
Правоведение: ГК РФ
Таблица «Частная жизнь гражданина»
20
Частная и публичная жизнь гражданина.
1
§ 38
Показать, что человек выступает не как абстрактный субъект некоего общества, а приобретает вполне конкретные формы своего бытия – частную и публичную жизнь.
Правоведение: ГК РФ
Таблица «Частная жизнь гражданина»
21
Труд и собственность.
1
§ 39
Изложить уч-ся экономическую основу общества. Раскрыть одно из главных понятий темы – предпринимательство. Высказывать верные суждения о наиболее общих существенных признаках социальных объектов или классов этих объектов. Характеризовать социальные процессы, указывать свойственные им признаки.
Новая история: экономика капитализма стран Западной Европы
Схема «Права предпринимателя»
22
Труд и собственность.
1
§ 40
Изложить уч-ся экономическую основу общества. Раскрыть одно из главных понятий темы – предпринимательство. Высказывать верные суждения о наиболее общих существенных признаках социальных объектов или классов этих объектов. Характеризовать социальные процессы, указывать свойственные им признаки.
Новая история: экономика капитализма стран Западной Европы
Схема «Права предпринимателя»
23
Духовная жизнь.
1
§ 41
Показать, что право на духовную свободу личности как возможность не приносит вреда другим людям и соблюдает их права, позволяет беспрепятственно развиваться духовно, проявлять творчество в различных сферах.
Карточки индивидуального опроса
24
Свобода совести.
1
§ 42
Показать, что право на свободу совести тесно связано с правами на свободу мысли, слова, убеждений, закрепляющими свободу внутренней жизни человека в качестве важнейшего аспекта частной жизни.
Учебно-познавательные задания
25
Правовые основы брака и семьи.
1
§ 43
Раскрыть правовые основы семейно-брачных отношений: поря док и условия заключения и расторжения брака; права и обязанности супругов, имущественные правоотношения супругов и пр.
Правоведение: Семейный кодекс РФ
Обсуждение вопросов
26
Правовые основы брака и семьи.
1
§ 43
Раскрыть правовые основы семейно-брачных отношений: поря док и условия заключения и расторжения брака; права и обязанности супругов, имущественные правоотношения супругов и пр.
Обсуждение вопросов
27
Домашнее строительство.
1
§ 44
Рассмотреть отдельные аспекты домашнего строительства, важнейшим из которых является личное (семейное) потребление. Приводить примеры, пояснять изученные теоретические положения, социальные нормы.
Фронтальный опрос
28
Социальные права человека. Антикоррупционная политика для каждого человека.
1
§ 45
Рассмотреть содержание и основные направления социальной политики государства. Высказывать верные суждения о наиболее общих существенных признаках социальных объектов или классов этих объектов.
Обществознание 8 класс: социальная структура государства
Рабочие листы групп
29
Антикоррупционная деятельность.
1
§ 46
Дать представление, что политические права и свободы относятся к участию гражданина в политической жизни.
Анализ ситуаций
30
Политические свободы.
1
§ 46
Дать представление, что политические права и свободы относятся к участию гражданина в политической жизни.
Анализ ситуаций
31
Право на образование.
1
§ 47
Рассмотреть вопросы образования в тесной связи с другим, также повседневно реализуемым уч-ся правом – на участие в культурной жизни, на доступ к ценностям культуры. Дать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или значении.
История России: развитие образования в России на разных этапах исторического развития
Сочинение-размышление
32
Повторительно-обобщающий урок
1
Контроль знаний.
Тест
Раздел 5. Итоговое повторение. (2 часа)
33
Повторительно-обобщающий урок по разделам: «Гражданин. Государство. Право»
1
Контроль знаний.
34
Повторительно-обобщающий урок по разделам: «Права человека и гражданина»
1
Контроль знаний.
Заголовок 115