Рабочая программа по обществознанию, 11 класс к УМК Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 11 класс.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Обществознание» 11 класс, разработана в соответствии со следующими нормативными актами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» 1089 (с изменениями приказ от 23 июня 2015 года № 609);
Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования»;
Письмо Минобрнауки России от 07 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
Рабочая программ по предмету «Обществознание» 11 класс составлена на основе Примерной программы среднего общего образования по обществознанию.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа рассчитана на 68 учебных часов.
Используемый учебно-методический комплект:
Учебник: Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 11 класс.
Обществознание. Глобальный мир в 21 веке. 11 класс. под ред. Л.В. Полякова.
Дополнительная литература:
Певцова Е.А. Основы правовой культуры.
Реализация рабочей программы способствует:
- развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и саморазвитию,; интересу к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать и систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений,; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповедании; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Учебно – тематическое планирование
№пп
Наименование разделов и тем
К-во часов
уроки
Практические работы
Контрольные работы
Раздел 1. Социальные отношения
8
7
1
1
Социальная стратификация
1
2
Социальная мобильность
1
3
Социальный конфликт
1
4
Социальный контроль
1
5
Отклоняющееся и противоправное поведение
1
6
Межнациональные отношения
1
7
Семья как социальный институт и малая группа
1
8
Повторение по теме
1
Раздел 2. Культура и духовная жизнь
6
5
1
9
Духовная культура
1
10-11
Этическая основа культуры
2
12
Наука, образование
1
13
Искусство
1
14
Повторение по теме
1
Раздел 3. Правовое регулирование социальных отношений
24
23
1
15
Право. Система права
1
16
Правотворчество и процесс формирования права
1
17-18
Формы права
2
19 -20
Конституционное право. Конституция РФ
2
21-22
Основы конституционного строя РФ
2
2
23
Конституционно – правовой статус человека игражданина
1
24
Избирательные системы и их виды
1
25
Основы административного права
1
26
Административный процесс
1
27-28
Основы гражданского права, обязательственное право
2
2
29
Предпринимательство и предпринимательское право
1
30
Имущественные права. Неимущественное право
1
31
Основы трудового права
1
32
Семейное право
1
33-34
Основы уголовного права в РФ
2
2
35
Международная защита прав человека
1
36
Правосудие в современной России
1
37
Правоохранительные органы РФ
1
38
Повторение по теме
1
Раздел 4 глобальный мир в 21 веке
30
29
1
Тема 1 общество и общественное сознание
2
2
39
Основные функции и подсистемы общества
1
40
Общественное сознание и его формы
1
Тема 2. Образы человечества в культурных традициях и современных социально – политических теориях
3
3
41
Российская государственность и российская цивилизация
1
42
Единство в разнообразии: особые пути к новому мироустройству
1
43
Западные теории мироустройства
1
Тема 3. что нас разделяет
2
44
Культура : понятие, многообразие, формы
1
45
Религия и язык как явления культуры
1
Тема4. мир после крупнейшей геополитической катастрофы 20-го века
2
2
46
Мировое сообщество после «холодной войны»
1
47
«демократия» и «рынок» в глобальной перспективе
1
Тема 5. Учитесь мыслить глобально
4
4
48
Феномен мирового лидерства
1
49
Россия в глобальной конкуренции
1
50
Европейс кий союз и его миссия
1
51
Китай на пути к глобальной державе
1
Тема 6. глобальная экономика
3
3
52
Становление единого мирового хозяйства
1
53
Россия в глобальной экономике
1
54
Повторение по теме 1-6
1
Тема 7. Глобальная безопасность
3
3
55
Сила оружия в современном мире
1
56
Экономика или экология: поиски равновесия
1
57
21 век и новые угрозы для человечества
1
Тема 8. Власть в информационном обществе
3
3
58
Информационное общество: политическое и социальное своеобразие
1
59
СМИ: между властью и гражданским обществом
1
60
Нетократия
1
Тема9. Россия и «русский мир»
4
4
61
Особенности русской политической культуры
1
62
Политическая система современной России
1
63
Развитие гражданского общества в современной России
1
64
Россия _ «ближний круг» и «русский мир»
1
Тема 10 Россия в глобальном мире: вызовы и задачи
4
4
65
Угрозы и вызовы для России в 21 веке
1
66
Экономические, социальные, военные риски для России
1
67
Решение национальных задач на основе эффективной демократии. Геополитическая и цивилизационная миссия России в 21 веке
1
68
Повторение по теме 7-10
1
1
69-70
резерв
2
Содержание тем учебного курса
Происхождение права, его формы и структура
История развития правовых норм. Основные научные подходы к пониманию сущности права. Основополагающие принципы современного российского права. Правовая система. Публичное и частное право. Многообразие форм и видов правовых норм. Институт права. Основные отрасли права. Источники права. Иерархия нормативных актов.Основные понятия темы: правовая система, публичное и частное право, отрасли права, конституционное, уголовное, административное, гражданское, трудовое, процессуальное право, источники права, нормативно-правовой акт, прецедент, конституция.
Правосудие в современной России
Субъекты, формы и методы осуществления правосудия. Представление о единой системе судопроизводства. Конституционный суд, его развитие и функции. Верховный суд и система арбитражных судов в современной России. Правовой статус судьи. Претензионный порядок регулирования конфликтов. Порядок обращения в суд и подготовка искового заявления. Истец и ответчик. Особенности и принципы осуществления правосудия в России.
Основные понятия темы: правосудие, судебная власть, судопроизводство, суд присяжных, равноправие и состязательность сторон, презумпция невиновности.
Правонарушения и юридическая ответственность
Основные признаки юридической ответственности. Представление о государственном принуждении. Обязательные признаки преступления. Понятие о субъекте преступления и вменяемость. Возраст наступления уголовной ответственности и конкретные виды ответственности подростка.
Классификация видов преступлений. Формы выражения вины. Различие между прямым и косвенным умыслом. Этапы и процедура подготовки и осуществления преступления. Основные виды и назначение наказаний. Виды административного правонарушения и административные взыскания. Виды гражданских правонарушений.
Основные понятия темы: юридическая ответственность, правоотношения, преступление, наказание, вина, невменяемость, уголовная ответственность, УК РФ.
Частное право
Юридическая характеристика физических лиц. Юридические лица. Особенности правового регулирования трудовых отношений. Юридические нормы предпринимательства.
Основные понятия темы: физические лица, юридические лица, ТК РФ, предпринимательство.
Социальная стратификация.
Социальная стратификация и социальное расслоение. Критерии стратификации. Статус как обобщенный показатель стратификации. Предписываемый и достигаемый статусы. Открытое и закрытое общества. Неравенство в доходах, власти, престиже и образовании. Исторические типы стратификации. Характеристика кастового слоя. Сословная иерархия общества. Особенности классовой системы. Роль среднего класса в современном обществе, его отличительные черты в России
Основные понятия темы: социальная стратификация, социальное расслоение, страта, предписываемый и достигаемый статус, открытое и закрытое общество, исторические типы стратификации, рабство, касты.
Социальная мобильность)
Статусный набор и смена статуса. Основные виды социальной мобильности. Причины групповой мобильности. Межклассовая и внутриклассовая мобильность. Динамика общества и изменение социальной мобильности. Образование как фактор мобильности. Каналы вертикальной мобильности.
Основные понятия темы: социальная мобильность, большие социальные группы, вертикальная и горизонтальная мобильность, восходящая и нисходящая мобильность, каналы социальной мобильности.
Семья и брак
Роль семьи в развитии общества. Функции семьи и брака. Семья как социальный институт и малая группа. Влияние семьи на развитие личности. Особенности и роль добрачного поведения. Юридические и правовые основы брака. Брак как социальный институт, взаимные права и обязанности.
Состав и структура семьи. Представление о нуклеарной семье. Однокарьерная и двухкарьерная модели семьи. Распределение производственных и домашних нагрузок между мужем и женой. Расширенная и многопоколенная семьи. Структура и иерархия системы родства. Кровная родня и родственники по закону. Три степени родства.
Основные понятия темы: семья, брак, социальный институт, малая группа, добрачное поведение, нуклеарная семья, многопоколенная семья, система родства.
Социальное взаимодействие
Сущность социального взаимодействия. Основные формы взаимодействия: кооперация, конкуренция, конфликт. Социальное действие и поведение. Деятельность и поведение. Виды массовых действий. Паника как форма нескоординированных действий. Страх и цепная реакция панических действий.
Основные понятия темы: взаимодействие, роли, общение, обмен, символы, действие, деятельность, кооперация, конкуренция, паника, конфликт.
Конфликт и протестное движение
Сущность и предпосылки протестного движения в современном российском обществе. Источники и природа социальной напряженности. Основные понятия и виды конфликта. Конфликт и противоречие. Антагонизм как основа экономического конфликта. Формы группового давления. Массовое недовольство и протест. Формы протеста. Сопротивление и протест как форма защиты своих интересов. Демонстрация как форма открытого активного протеста. Массовые демонстрации в России.
Основные понятия темы: протестное движение, социальная напряженность, конфликт, групповое давление.
Социальный контроль
Взаимосвязь между социализацией и социальным контролем. Основные элементы социального контроля: нормы и санкции. Функции социального контроля. Классификация и функции социальных норм. Классификация социальных санкций. Внешний и внутренний контроль. Самоконтроль. Общественное мнение и его роль в обществе. Неформальный контроль и формальный контроль в разных типах общества. Институты формального контроля. Детальный контроль и надзор.
Основное понятие темы: социальное движение, социализация, социальный контроль, нормы, санкции, самоконтроль.
Отклоняющееся и противоправное движение
Представление об отклоняющемся (девиантном) поведении. Борьба с девиациями, социальные и идеологические запреты. Различные степени и виды девиантного поведения. Деликвентное поведение. Роль общественного мнения в борьбе с отклоняющимися поведением. Криминогенные районы города и группы риска. Особенности отклоняющегося поведения молодежи в России.
Основные понятия темы: девиантное и деликвентное поведение, общественное мнение, организованная преступность.
Этическая основа культуры
Ценности как стержень и ядро культуры и духовной жизни общества. Императивный характер нравственных ценностей. Классификация ценностей. Ценности как эталон и идеал поведения. Фундаментальные ценности. Мораль, нравственность и этика. Соотношение между моралью, культурой и духовной сферой. Воспитание моральных норм. Представление о духовном и духовности. Нравственное совершенство и воспитание. Основные признаки морали.
Основные понятия темы: ценности, культура, духовная сфера, этика, мораль, нравственность.
Нравственные чувства и моральное поведение
Подавление моральных пороков. Разумное и рассудочное начала в человеке. Разумное, чувственное и нравственное поведение. Искусство управления людьми. Компромиссы и конфликты в сфере морального поведения. Нацеленность человека на высшее благо. Абстрактность нравственной нормы и вариативность поведения. Моральное суждение и осуждение. Отличие морального познания от научного. Мораль как система взаимных обязанностей.
Основные понятия темы: истина, красота, добро, польза, стыд, господство, справедливость, свобода, долг, моральный идеал, стыд.
Счастье, удовольствие, гедонизм, справедливость и равенство
Возникновение науки о морали. Различные трактовки счастья. Личное и всеобщее счастье. Счастье и удовольствие. Наслаждение и этика гедонизма. Мораль наслаждения и мораль насилия. Справедливость и правосудие. Относительность социальной справедливости. Справедливость как проблема равенства. Возмездное убийство и справедливость. Христианское понимание справедливости и запрещение кровной мести. Справедливость в сфере социальной политики. Понимание справедливости в российском обществе.
Основные понятия темы: счастье, удовольствие, гедонизм, справедливость.
ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР
Основные функции и подсистемы общества
Человек существо общественное. Общество как условие появления человека и результат его деятельности. Функции общества. Подсистемы общества. Направление и характер развития человечества. Традиционные (аграрные), индустриальные и постиндустриальные (информационные) общества. Особенности функционирования общественных подсистем в каждом из типов обществ.
Основные понятия темы: общество, система, подсистема, функция, традиционное общество, индустриальное и постиндустриальное общество, глобализация, культура, экономика, политика, право, наука, искусство, религия, мораль.
Общественное сознание и его формы)
Индивидуальное и общественное сознание. Эмоционально-чувственное отношение к миру искусство. Эмоционально-доверительное отношение к миру религия. Доверительно-практическое отношение к миру мораль. Эмоционально-рассудочное отношение к миру наука. Чувственно-рассудочное отношение к миру право. Практически-преобразовательное отношение к миру идеология. Общественное сознание и типы обществ. Идеологии и ценности общественных групп. Новое отношение к миру в постиндустриальную эпоху. Глобальный и локальный характер постиндустриального общества.
Основные понятия темы: социализация, сознание, общественное сознание, эволюция, идеология.
Российская государственность и российская цивилизация.
Единство человечества. Россия в современном мире. Становление российской государственности. Норманисты и антинорманисты о начале российской государственности. Влияние принятия христианства на развитие российской государственности. Русские земли: от раздробленности к централизации. Становление централизованного государства. Концепция «Москва Третий Рим». Церковный раскол и его значение. Российская империя. Западники и славянофилы. Российский опыт универсального взгляда на развитие общества.
Основные понятия темы: государство, раскол, централизованное государство, западники, славянофилы.
Единство в разнообразии: особые пути к новому мироустройству
Лидерство в глобальном мире. Борьба М. Ганди за права индийцев. Гражданское неповиновение и пассивное сопротивление. Китайская традиция: опыт всемирного влияния через самодостаточность. Латинская Америка: к справедливому мироустройству через «теологию освобождения». Опыт соединения
борьбы за социальную справедливость с фундаментальными ценностями католического христианства. Идея единого человечества в исламской цивилизации.
Основные понятия темы: ненасилие, теология, мировые религии.
. Западные теории мироустройства
Человек и человечество открытия западной цивилизации. Влияние протестантской этики на развитие западной цивилизации. Возрастание влияния науки. Просвещение. Марксистские теории развития. Социал-демократическое движение в XIX начале ХХ века. Победа большевиков в России и строительство социализма в отдельно взятой стране. Пересмотр марксистской концепции И. Валлерштайном. Представление Ф. Фукуямы о «конце истории». С. Хантингтон и теория «столкновения цивилизаций». Признание разнообразия культур.
Основные понятия темы: марксизм, цивилизация, разнообразие культур, прсвещение.
Культура: понятие, многообразие, форма
Социализация как фактор сохранения культуры. Факторы, влияющие на социализацию. Виды культуры. Влияние глобализации на культуру. Нации и национальности. Этнические факторы в государственном
развитии. Национальный фактор во внутригосударственных и межгосударственных конфликтах. Национализм и патриотизм.
Основные понятия темы: социализация, традиции, культура, нации, национальность, национализм.
Религия и язык как явления культуры.
Распространение религиозных конфессий на Земле. Мировые религии. Влияние религии на государственное устройство и политику. Многообразие культур многообразие языков. Распространение языков в мире и языковая политика. Причины современных конфликтов и пути их преодоления. Последствия распространения миграции в современном мире. Практика «плавильного котла» и мультикультурализм.
Основные понятия темы: религия, светское общество, миграция, конфликты.
Мировое сообщество после «холодной войны»)
Ялтинская система мироустройства. Глобальный конфликт двух систем социализма и капитализма. Двухполюсная система мира СССР и США. Гонка вооружений. Усиление влияния исламского мира.
Нефть и мировое лидерство. Распад социалистического лагеря. Появление новых центров силы.
Основные понятия темы: холодная война, сверхдержавы, «третий мир», гонка вооружений.
Демократия и рынок в глобальной перспективе
Демократическая система в современном политическом развитии. Испытания демократии в современном мире. Столкновения различных демократических ценностей друг с другом. Единое бизнес-пространство в глобальном мире. Монополии в экономике. Влияние глобализации на социальную ситуацию в разных странах. Борьба с бедностью и голодом.
Основные понятия темы: демократия, монополия, глобализация, коррупция.
Феномен мирового лидерства
США после «холодной войны». Стратегия национальной безопасности США и понимание ими своей роли в мире. Борьба с международным терроризмом. Геополитические интересы США. Стандарты демократии и их понимание. Геополитические конкуренты. Отношения с политическими союзниками. Зоны особого внимания во внешней политике США.
Основные понятия темы: двойные стандарты, сепаратизм, международный терроризм.
Россия в глобальной конкуренции
Понимание национальной безопасности в России. Модернизация государственного механизма как приоритетное направление. Интересы России по Концепции национальной безопасности. Основные задачи внутреннего развития. Отношение к современным военным угрозам. Угрозы национальной безопасности России и предполагаемые ответы. Ориентация на многополярность современного мира. Политика на постсоветском пространстве успехи и трудности взаимодействия. Россия на мировом энергетическом рынке.
Основные понятия темы: модернизация, многополярность, концепция национальной безопасности.
. Европейский союз и его миссия
«Старая» и «новая» Европа. Европейская комиссия и Европейский парламент. Поиск энергетической безопасности. Отношения России и Евросоюза возможности стратегического партнерства. Последствия расширения миграционных процессов. Сложности европейской интеграции. Перспективы развития Евросоюза.
Основные понятия темы: ЕС, ВТО, миграция, энергетическая безопасность.
Китай на пути к глобальной державе
От регионального лидера к глобальному игроку. Внутренние ограничения экономического развития. Континентальный и островной Китай. Воплощение в практику принципа «одна страна две системы». Стратегия национального развития Китая. Идея «четырех модернизаций». Экологическая ситуация и здоровье населения. Позиция Китая в Азиатском регионе.
Основные понятия темы: модернизация.
Становление единого мирового хозяйства (
Эпоха «зональной глобализации». Экономические эксперименты в ХХ веке от коммунистической идеи к обществу массового потребления. Появление идеи «государства всеобщего благоденствия». Неолиберализм. Общество массового потребления. Глобализация экономики. Теория «пределов роста». Новые формы капитала: кадровый, интеллектуальный, символический, социальный, культурный. «Штабная экономика». Возникновение геоэкономических регионов. Модель современной экономики геокон (геоэкономическая конструкция). Взаимоотношения разных слоев (регионов) геокона.
Основные понятия темы: зональная глобализация, капитал, геокон, геоэкономические регионы.
Россия в глобальной экономике
Противоречивость результатов глобализации экономического развития. Альтернативы экономического развития России. Факторы, влияющие на модель экономического развития. Перспективы экономического развития России. Среда «инновационной культуры». Особенности общественного и экономического развития России. Краткосрочные цели национальной инновационной инициативы. Система научно-исследовательской деятельности. Задача охраны российской интеллектуальной собственности. Риски в современном экономическом развитии. Национальные интересы и принцип справедливой глобализации.
Основные понятия темы: средний класс, информационная экономика, инновационная культура.
Сила оружия в современном мире
Угрозы существованию человечества. Глобальные противоречия в современном мире. Борьба за лидерство в современном мире. Влияние и контроль в современном мире. Ядерное оружие реальная опасность.
Договоры о нераспространении ядерного оружия. Проблемы, связанные с ограничением распространения ядерного оружия. Современные конфликты. Причины конфликтов в глобальном мире.
Основные понятия темы: конфликт.
Экономика и экология, поиски равновесия
Экологическая ситуация в современном глобальном мире. Глобальный характер экологических проблем. Экологическая ответственность и экологическая культура. «Экспорт» экологических проблем в современном мире. Промышленное развитие и угроза экологической катастрофы. Экологические программы. Экология и здоровье человека. Необходимость баланса между экономическими интересами и экологической необходимостью.
Основные понятия темы: экологическая ответственность, пандемия.
21 век и новые угрозы для человечества)
Зависимость человека от машин и технологий. Экстенсивное развитие и экономические ресурсы. Основные типы современных ресурсов. Пути решения проблемы недостаточности ресурсов. Угроза международного терроризма и ее последствия. Глобальный характер угрозы терроризма. Меры по борьбе с терроризмом. Технические возможности для установления глобального контроля человека в XXI веке.
Основные понятия темы: экстенсивное развитие, экономические ресурсы, терроризм.
Своеобразие информационного общества
Западное общество и информатизация. Успешность в информационную эпоху. Средний класс и его роль.
Власть в информационную эпоху. Источник социальных различий в информационном обществе. Новые очаги социальных конфликтов. Когнитариат. Рост ценности образования. Информация и демократия. Сила общественного мнения. Технологии «жесткой» и «мягкой» силы. Манипулирование общественным сознанием. Переход к информационному обществу и политическое развитие.
Основные понятия темы: информатизация, средний класс, когнитариат, манипулирование.
СМИ: между властью и гражданским обществом
Роль средств массовой информации в современном мире. СМИ и формирование мировоззрения современного человека. Создание общественной повестки дня. «Четвертая власть». Функции СМИ. Государство и свобода СМИ. Конструктивная и деструктивная позиции СМИ. Политическое влияние СМИ.
Основные понятия темы: СМИ, коммуникация, Интерент.
Нетократия
Информация в современном мире. Общество открытой коммуникации. Сетевые средства массовой информации. Новое структурирование общества. Многостороннее общение и обмен информацией. Секторная структура информационного общества. Иерархия в информационном мире. Политические институты индустриального общества и нетократы.
Основные понятия темы: нетократия, иерархия.
Особенности русской политической культуры
Формы самоуправления в древнерусских городах. Вечевые органы власти. Собирание русских земель и изменение политической культуры. Авторитарная и патриархальная политические культуры. Политическая свобода в авторитарной политической культуре. Отношения подданных и главы государства в патриархальной политической культуре. Разные типы политической культуры в истории России. Роль революционной политической культуры. Советский Союз и традиции политической культуры. Мессианская политическая культура. Политическая преемственность в российской истории. Политическая культура современной России.
Основные понятия темы: вече, мессианство, политическая культура.
Политическая система современной России
Структурные элементы политической системы. Конституционные основы государственного устройства России. Федеративное устройство и федерализм. Республиканское правление. Парламентская, президентская и смешанная республики. Пост Президента РФ. Функции Президента РФ. Разделение властей в современной России. Российский парламент и парламентаризм. Исполнительная власть в РФ. Правительство РФ. Суды трех видов юрисдикции в России. Прокуратура в системе государственной власти. Система местного самоуправления, его политическая ценность.
Основные понятия темы: федерализм, парламентаризм, республика, правовое государство.
Развитие гражданского общества в современной России)
Государство и гражданское общество. Составные элементы гражданского общества. Общественная палата и ее роль в жизни страны. Связь демократии и гражданского общества. Политическая система современной России. Суверенитет и территориальная целостность России в 1990_е годы.
Основные понятия темы: гражданское общество, суверенитет.
Россия – «ближний круг» и «русский мир»(
Интересы и стратегия поведения России в ближнем зарубежье. Содружество Независимых Государств (СНГ). Интеграционные и дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве. Программа возвращения соотечественников в Россию. Мигранты и социальная напряженность. Принцип разноскоростной интеграции. Приоритеты внешней политики России. Глобальная миссия России.
Основные понятия темы: миграция, интеграция, внешняя политика.
Угрозы и вызовы для России в 21 веке
Факторы, влияющие на будущее России. Условия существования цивилизаций. Ответ на имеющийся вызов. Демографический вызов. Массовая миграция и ее последствия. Дефицит рабочей силы. Экологический
вызов. Возможности создания экологически безопасной модели хозяйствования. Экологические стандарты. Уникальные экономические ресурсы России. Ответственная экологическая политика.
Основные понятия темы: демографический взрыв, миграция, экологическая политика.
Экономические, социальные и военные риски)
Экономический вызов. Рыночная трансформация российской экономики. Потенциальные препятствия экономическому развитию России. Сырьевые секторы экономики. Техническая модернизация и создание новых технологий. Государственные механизмы стимулирования экономического роста. Социальный вызов. Проблема несправедливости распределения общественного богатства. Проблема бедности. Социальная структура России в начале XXI века. Имущественное расслоение. Правила восхождения по социальной лестнице. Военный и террористический вызовы. Военные конфликты в начале XXI века. Вооруженный сепаратизм. Стратегический ядерный паритет. Стратегии создания боеготовных Вооруженных сил. Массовая мобилизационная армия. Силы постоянной готовности. Мобильные Вооруженные силы.
Основные понятия темы: вызовы, риски, бедность, стратегии.
Решение национальных задач на основе эффективной демократии
Общенациональные приоритеты России. Выход из системного кризиса. Задачи перспективного развития страны. Бедность это несправедливость. Задача победы над бедностью. Улучшение материального положения работников бюджетной сферы. Обеспечение справедливости общественного устройства. Роль государства в решении национальных задач. Ответственность национальной элиты. Социальная ответственность бизнеса. Ориентиры достижения жизненного успеха. Эффективная государственность. Политическая активность и социальная ответственность. Создание эффективного государственного аппарата. Административная реформа. Обеспечение независимости и авторитета судебной власти. Гражданский контроль деятельности органов правопорядка. Построение эффективного федерализма. Взаимодействие регионов и Центра. Укрупнение регионов и создание федеральных округов. Укрепление институтов гражданского общества. Гражданские объединения и союзы. Программа «сбережения народа». Приоритетные национальные проекты в России.
Основные понятия темы: бюджетная сфера, реформы, приоритетные национальные проекты.
Геополитическая и цивилизационная миссия России в 21 веке
Сохранение суверенитета и национальной независимости. Суверенитет и геополитика справедливости. Построение демократического государства в России. Политическая архитектура мира. Равноправное сотрудничество в современном мире. Природные ресурсы и экономическая мощь России. Завоевание комфортного места в международном разделении труда. Фундамент экономического прорыва. Структурная перестройка. Условия гостеприимства. Сохранение, распространение и развитие русской культуры. Поддержка «русскофонии». Опасность межнациональной и межконфессиональной напряженности. Культура толерантности. Сохранение уникального природного многообразия России. Экологическая миссия России.
Основные понятия темы: «русскофония», ксенофобия, толерантность, многообразие.
Требования к уровню подготовки.
В результате изучения обществознания ученик должен:
Знать/ уметь:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
Уметь
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;
-раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально- экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
-критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной действительности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Тематическое планирование
№
Тема урока
Элементы содержания
Виды учебной деятельности
Вид контроля
Дата проведения
план
факт
1
Раздел 4. социальные отношения.
Социальная стратификация.
Социальная стратификация и ее сущность. Рабство, кастовое общество, сословное и классовое общество как система социальной стратификации.
Лекция, анализ текста учебника
Фронтальный опрос, карточки
2
Социальная мобильность
Социальный статус. Социальная мобильность, ее виды.
Лекция, анализ текста учебника
Индивидуальный опрс
3
Социальный конфликт
Конфликт и основные способы его решения. Протест как активная форма конфликтного поведения. Социальные движения и их характеристика.
Лекция, анализ текста учебника
Фронтальный опрос (тестирование
4
Социальный контроль
Социальный контроль и его элементы. Виды санкций. Формы социального контроля: самоконтроль, внешний контроль.
Лекция, анализ текста учебника
тесты
5
Отклоняющееся и противоправное поведение
Девиантное поведение. Деликвентное поведение и его характеристика.
Лекция, анализ текста учебника
Проверка письменных работ
6
Межнациональные отношения
Лекция составление конспекта
Фронтальная беседа
7
Семья как социальный институт и малая группа
Добрачное поведение. Брак и создание семьи. Современная семья.
Лекция, анализ текста учебника
Понятийный диктант
8
Повторение по теме
Контроль и проверка знаний, умений и навыков.
Тесты
9
Раздел 5. Культура и духовная жизнь.
Духовная культура
Понятие культуры. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры.
Лекция, анализ текста учебника
Индивидуальный опрос
10-11
Этическая основа культуры
Мораль. Категории морали.
Лекция, анализ текста учебника, выполнение заданий параграфа
Понятийный диктант
12
Наука, образование.
Наука. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества. Образование и самообразование.
Лекция составление конспекта
Фронтальный опрос
13
Искусство.
Виды и жанры искусства, формы , основные направления
Лекция составление конспекта
Тесты
14
Повторение по теме.
Контроль и проверка знаний и умений.
тестирвание
15
Раздел 6. Правовое регулирование социальных отношений.
Право. Система права.
Право, правовая норма. Структура и виды правовой нормы. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.
Лекция оставление конспекта, дискуссия
Фронтальный опрос, понятийный диктант
16
Правотворчество и процесс формирования права.
Понятие, виды, принципы правотворчества. Стадии законодательного процесса.
Лекция, составление конспекта
Проверка письменных работ
17-18
Форма права
Понятие и система источников права. Обычай, судебный прецедент и судебная практика. Нормативно- правовые акты (основные виды). Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц.
Лекция, сотавление конспекта, дискуссия
Тесты
19-20
Конституционное право. Конституция РФ.
Понятие конституционного права: структура, элементы. Конституция: сущность, особая юридическая сила, верховенство, принципы, действие на территории всего государства. структура Конституции РФ.
Лекция, работа с документами
Фронтальный опрос
21-22
Основы конституционного строя РФ.
Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации. Институт президентства.
Лекция, составление конспекта
Проверка письменных работ
23
Конституционно-правовой статус человека и гражданина.
Понятие конституционно- правовой статус . гражданство в РФ. различие правового статуса человека и гражданина. Конституционные права и свободы граждан РФ. Конституционные обязанности граждан.
Лекция, работа с документами
Индивидуальный опрос
24
Избирательные системы и их виды
Избирательная система. Виды избирательной системы. Содержание, принципы избирательной системы.
Лекция анализ материала учебника
Фронтальный опрос
25
26
Основы административного права.
Административный процесс.
Особенности административной юрисдикции. Основные понятия и нормы административного права.
Лекция составление конспекта
Тесты
27-28
Основы гражданского права обязательственное право.
Субъекты гражданского права. Основные понятия и нормы гражданского права.
Лекция работа с документом
Понятийный диктант
29
Предпринимательство и предпринимательское право
Организационно- правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Лекция работа с документом
Письменная работа по карточкам, фронтальный опрос
30
Имущественные права. Неимущественное право.
Право собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Лекция работа с документом
Понятийный диктант
31
Основы трудового права.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Международные документы по правам человека. Международное гуманитарное право.
Лекция работа с документом
Фронтальный опрос
32
Семейное право
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Международные документы по правам человека. Международное гуманитарное право.
Лекция работа с документом
Тесты
33-34
Основы уголовного права в РФ.
Основные понятия и нормы уголовного права. Особенности уголовного процесса.
Лекция работа с документом
Фронтальный опос
35
Международная защита прав человека.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Международные документы по правам человека. Международное гуманитарное право.
Лекция составление конспект
Понятийный правовой диктант, фронтальный опрос
36
Правосудие в современной России.
Правосудие и эволюция судебной системы в России. Судебная система РФ. Основные принципы российского судопроизводства.
Лекция составление конспекта
Тестирование (задание ЕГЭ часть А
37
Правоохранительные органы РФ.
Система органов внутренних дел. Прокуратура и ее деятельность
Лекция составление конспекта
Письменные задания
38
Повторение по теме.
Контроль и проверка знаний умений и навыков.
тестирование
39
Раздел 7. глобальный мир в 21 веке.
Тема1. Общество и общественное сознание.
Основные функции и подсистемы общества.
Человек как существо общественное. Функции и подсистемы общества. Три основных типа обществ
Лекция работа в группах
Индивидуальный опрос, беседа
40
Общественное сознание и его формы.
Индивидуальное сознание. Формы общественного сознания.общественное сознаниеи его типы.
Самостоятельная работа
Индивидуальный опрос
41
Тема 2. Образы человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях.
Российская государственность и российская цивилизация.
Становление государственности в России. Русские земли:от раздробленности к центролизации.. российская империя.российский опыт универсального взгляда на развиобществатие
Лекция работа в группах
Проверка письменных заданий
42
Единство в разнообразии: особые пути к новому мироустройству.
Индийский путь к объединению человечества.китайский опыт всемирного влияния через самодостаточность.латоноамериканская «теология освобождения». Идея единого человечества в исламской цивилизации.
Самостоятельная работа
Индивидуальный опрос
43
Западные теории мироустройства..
Марксизм. Новый марксизм И. Валлерстайн. Теория «конца истории». Теория «столкновения цивилизаций»
доклады
Фронтальная беседа
44
Тема 3. Что нас разделяет.
Культура: понятие, многообразие, формы.
Социализация как фактор сохранения культуры. Государство инация.
Лекция анализ материала учебника
Проверка письменных заданий
45
Религия и язык как явления культуры.
Религия в культурах мира. Религия и современный мир.многообразие культур – многообразие языков. «Культурные войны». Миграция населения и ее последствия. Культурные различия и современные конфликты.
Доклады
Индивидуальный опрос, беседа
46
Тема 4. Мир после крупнейшей геополитической катастрофы 20-го века.
Мировое сообщество после «холодной войны»
Итоги Победы. Противостояние блоков. Борьба за черное зоолог к новому миропорядку.лото. СССР и нефть. Распад восточного блока. пр
Лекция анализ материала учебника
Проверка письменного задания, фронтальный письменный опрос
47
«Демократия» и «рынок» в глобальной перспективе.
Новые «центры силы». Испытания демократии. «провалы рынка.
Лекция анализ текста учебника
Фронтальная беседа
48
Тема 5. Учитесь мыслить глобально.
Феномен мирового лидерства.
Демократия как экспортный товар. Самопровозглашенный арбитр..зоны особого внимания.
Лекция анализ текста учебника
Письменная практическая работа зад.№ 6-7 стр.99
49
Россия в глобальной конкуренции.
Укрепление государственности. Суверенная демократия.роль энергетики.
Лекция анализ текста учебника
Индивидуальный опрос
50
Европейский союз и его миссия.
Европа «старая» и «новая». Энергетическая безопасность. Экономические «гири».
Лекция анализ текста учебника
Фронтальная беседа
51
Китай на пути к глобальной державе.
Гионального лидера к глобальному игроку. Континентальный и островной Китай. «четыри модернизации». Ресурсы Китая.
Лекция анализ текста учебника, доклады
Индивидуальный опрос
52
Тема 6. Глобальная экономика.
Становление единого мирового хозяйства.
Экономические эксперементы в 20 веке. Пределы экономического роста. Экономический штаб. Модель глобальнойэкономики.
Лекция анализ текста учебника
Фронтальная письменная работа
53
Россия в глобальной экономике.
Особенности российского развития. Ресурсы экономического роста. Интеллектуальная экономика. Постиндустриальная модернизация.
Лекция анализ текста учебника
Фронтальная беседа
54
Повторение по теме 1-6
55
Тема 7. Глобальная безопасность.
Сила оружия в современном мире.
Гонка вооружения. Глобальное доменирование. Угроза ядерного оружия.
Лекция анализ текста учебника
Фронтальный опрос
56
Экономика и экология: поиски равновесия.
Промышленность как угроза окружающей среде, последствия экологических ошибок. Болезни нового века. Экология и бизнес
Лекция анализ текста учебника, дискуссия
Письменная работа, инд.опрос
57
21 век и новые угрозы для человечества.
Зависимость огт техники. Угроза глобального экономического коллапса. Угроза мирового терроризма.
Лекция анализ текста учебника, дискуссия
Понятийный диктант
Индивидуальный опрос
58
Тема 8. Власть в информационном обществе.
Информационное общество: политическое и социальное своеобразие.
Успешность в информационную эпоху. Сила знания. Колитическая приемственность. гнитариат. Информация и демократия. Информация и власть
Работа в группах
Фронтальная беседа
59
СМИ: между властью и гражданским обществом.
Правители – невидимки. Как управляет №четвертая власть». Государство и свобода СМИ. Свобода СМИ и международный терроризм.
Работа в группах, дискуссия
Индивидуальный опрос, проверка письменного задания
60
Нетократия.
Интернет. Общество – сеть. Нетократия.
Лекция, дискуссия
Индивидуальный опрос
61
Тема 9. Россия и «русский мир».
Особенности русской политической культуры.
Корни демократии в России. Собирание русских земель. Революция и политическаякультура. Советское государство и его миссия. п
Лекция, дискуссия
Индивидуальный опрос, проверка письменного задания
62
Политическая система современной России.
Резидентско – парламентская республика. Основные полномочия президента РФ. Устройство российского парламента. Устройство исполнительной власти. Устройство судебной власти. Роль местного самоуправления.
Лекция, анализ материала учебника, дискуссия
Проверка письменной работы
63
Развитие гражданского общества в современной России.
Государство и гражданское общество. Роль гражданского общества в России. Политическаясистема в Режимии олигархии. Курс на суверенную демократию.
Лекция, анализ материала учебника, дискуссия
Фронтальная беседа
64
Россия- «ближний круг» и «русский мир»
От СССР к СНГ. «Русский фактор» в постсоветских государствах. Мигранты из ближнего зарубежья. Интеграционные процессы в СНГ.
Лекция, анализ материала учебника, дискуссия
Фронтальный опрос
65
Тема 10. Россия в глобальном мире: вызовы и задачи.
Угрозы и вызовы для России в 21 веке.
Факторы влияющие на будущее России. Угрозы и вызовы. Демографический вызов. Экологический вызов.
Лекция, анализ материала учебника, дискуссия
Индивидуальнай опрос
66
Экономические, социальные, военные риски для России.
Экономический вызов .социальный вызов. Военный и террористический вызовы.
Лекция, анализ материала учебника, дискуссия
Фронтальный опрос
67
Решение национальных задач на основе эффективной демократии. Геополитическая и цивилизационная миссия России в 21-м веке
Общенациональные приоритеты России. Ответственность национальных элит. Эффективная государственность. Суверенитет и геополитика справедливости.природные ресурсы и эконоическая мощь
Лекция, анализ материала учебника, дискуссия
Индивидуальный опрос
68
Повторение по теме7-10
.
тестирование
Перечень учебно – методического обеспечения
Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 11 класса. Рекомендовано Министерством образования РФ – М.: Русское слово, 2010
Поляков Л.В., Федоров В.В., Симонов К.В. Обществознание: глобальный мир в ХХI веке: учебник для учащихся 11 кл.общеобразовательных учреждений. М.:Просвещение, 2008.
Двигалева А.А. Тесты по обществознанию для старшеклассников и абитуриентов
Кравченко А.И Задачник по обществознанию 10-11 классы
Агафонов С.В. Схемы по обществознанию 10-11 класс (к учебникам А.И.Кравченко)
Книга для учителя «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке» под ред. Л.В.Полякова
Методическое пособие по курсу «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке» авторы: Л.В.Поляков, А.Н.Иоффе