Урок литературы и истории«Взгляд на литературу через призму истории: эпоха Петра Первого в произведениях А.С.Пушкина»

Урок литературы и истории по теме:
«Взгляд на литературу через призму истории: эпоха Петра Первого в произведениях А.С.Пушкина»
Следовать за мыслями великого
человека есть наука самая занимательная.
А.С.Пушкин

Цели урока:
Сформировать представление об эпохе Петра I через интеграцию двух предметов: литературы и истории. Рассмотреть историческую основу произведений А.С.Пушкина о реформаторе России, выявить позиции автора по отношению к Петербургу.
Развивать навыки работы с художественным текстом, историческими источниками, ассоциативное мышление учащихся, уметь анализировать мысли и чувства не только автора произведения, но и свои. Учить работать в группе, отбирать.
Способствовать воспитанию самостоятельности, расширению кругозора. Способствовать патриотическому воспитанию учащихся.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
В уроке используются презентации учителя и обучающихся, фрагменты из фильма «Как царь – Петр арапа женил», звуковые файлы «Чтение поэмы «Полтава».

Ход урока:
1.Оргмомент.
2.Этап актуализации знаний
Учитель : у меня в руках книга, собрание сочинений любимого поэта, поэта, которого можно назвать эпохой в литературе. О ком я говорю?
Наталия Ильинична, а у Вас есть любимый поэт?
И это не случайно, по данным многих социологических опросов именно Пушкин является любимым поэтом 70 % россиян.
Учитель: Кстати, а в какую эпоху жил и творил А.С. Пушкин?

А знают ли об этом наши современники? Ведь столько лет разделяют нас.
3. Видеофильм – соцопрос.
Учитель : Скажите, а вы сможете назвать произведения А.С. Пушкина на исторические темы?
4.Вот сегодня мы и перелистаем страницы дорогих нам произведений, и посмотрим на них через призму истории.
А рассмотрим не все его произведения, а только те, в которых отразилась эпоха 18 века.
В связи с этим – вопрос: почему Пушкин так много страниц своего творчества посвятил веку 18, хотя жил и творил он в 19 веке. Это вопрос и к историкам, и к пушкинистам.( 1 – 1,5 мин – работа в группах).
4.Открываем томик Пушкина и .( видеофрагмент)
Конечно, вы догадались, с какого произведения мы начнем разговор об историчности произведений поэта.
- Кто является главным героем этого недописанного романа?
- Что легло в основу этого произведения?
В произведении несколько моментов, которые ( по некоторым данным) полностью созданы на основе исторических источников ( перепутанные цепочки): Обучение Ганнибала в парижском военном училище и участие его в Испанской войне; встреча Петром Первым своего крестника на подъездах к Москве; царская ассмблея; обед у Гаврила Романовича Ржевского. Разложите их в нужном порядке, так, как они изложены у Пушкина.
А)Ганнибал обучался в парижском военном училище, выпущен был капитаном артиллерии, отличился в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Б)За двадцать восемь верст до Петербурга Петр Первый встретил своего крестника по возвращении из Франции.
В)ассамблея .
Г) Обед у Ржевского. Все заняли свои прежние места, кроме карлицы и барской барыни, которые не смели оставаться за столом, удостоенным царским присутствием. Петр сел подле хозяина и спросил себе щей. Государев денщик подал ему деревянную ложку, оправленную слоновой костью, ножик и вилку с зелеными костяными черенками, ибо Петр никогда не употреблял другого прибора, кроме своего. Обед, за минуту пред сим шумно оживленный веселием и говорливостию, продолжался в тишине и принужденности. Хозяин, из почтения и радости, ничего не ел, гости также чинились и с благоговением слушали, как государь по-немецки [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Мы остановимся только на одной странице:Звуки мазурки.(Фрагмент фильма).Выход г-на Корсакова: исторический анализ двух эпизодов – встреча с Петром I и ассамблея.
- Так значит неоконченный роман претендует на звание исторической хроники? ( комментарий историков – в нем допущены отступления от исторических фактов).
- А почему роман не был дописан?
По одной из версий, А.С.Пушкин увлекся другим произведением.
5. И это уже другая страница нашего урока.
Чтение текста на фоне Полтавской битвы) «И грянул бой» Чтение прерывается – и продолжает подготовленный ученик.
- Что это за произведение?
Оно тоже создано на основе исторических фактов.
Историки подготовили пушкинистам вопрос: какие подлинные исторические деятели встречаются в произведении Пушкина? ( слайд)
-- Почему сюжетная линия героической поэмы начинается с истории любви Марии и Мазепы?
- Чем же привлек образ Мазепы Пушкина?( ОН БЫЛ ПОЭТОМ)
- Если бы Мазепа на 100% выполнил свой предательский замысел( привел 25 тыс казаков, могли ли русские войска проиграть битву под Полтавой7
Нет, достаточно вспомнить облик Петра и Карла в поэме. ( Ученик читает отрывки из поэмы). -Блестяще расставляет все исторические акценты эпилог поэмы.
Прошло сто лет и что ж осталось От сильных, гордых сих мужей, Столь полных волею страстей? Их поколенье миновалось И с ним исчез кровавый след Усилий, бедствий и побед. В гражданстве северной державы, В ее воинственной судьбе, Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, Огромный памятник себе.
Облик русского царя перед решающим сражением прекрасен, он весь в движении, в ощущении предстоящего события, он – само действие: Своим личным примером Петр воодушевляет русских солдат, он чувствует свою причастность к общему делу. Полную противоположность Петру представляет шведский король – Карл XII, изображающий лишь подобие полководца: Все поведение шведского короля говорит о его недоумении, смущении перед боем, Карл не верит в победу, не верит в силу примера. 6. Учитель: - Роль личности в истории не имеет однозначной оценки. И в этом ПУШКИН ТОЖЕ ИСТОРИЧЕН.
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел
- Почему он, не царь, не Петр, не муж, почему Он, да еще курсивом.?
Ответы детей
Пушкинисты поработали с текстом поэмы и подготовили 2 ряда ассоциаций к фразе «Град Петров» из текста петербургской повести, как называл ее Пушкин.
Позитивная информация:
“город пышный”, “ юный град”, “полнощных стран краса и диво”, “град Петров”, “в гранит оделася Нева”, “мосты повисли над водами”, “тёмно-зелёными садами покрылись острова”, “Невы державное теченье”, “светла [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ”, оград узор чугунный”, “живость потешных Марсовых полей”, “военная столица”, “перед младшею столицей померкла старая Москва
Негативная информация:
“над омрачённым Петроградом”, “ Нева металась”, “Нева всю ночь рвалася к морю против бури”, “перегражденная Невазатопляла острова”, “всплыл Петрополь”, “гроба с размытого кладбища плывут по улицам”, “над возмущенною Невою стоиткумир на бронзовом коне”, “скривились домики, другие совсем обрушились”

7. Скажите, вот вы не так давно были в Петербурге, какое впечатление он на вас произвел?
И много ли вы знаете городов России, которым посвящаются гимны? Илья Ермаков по своим впечатлениям от поездки в Петербург составил презентацию. Напомним вам те впечатления, которые остались у нас о Петербурге.
8. А теперь вернемся к эпинрафу нашаго сегодняшнего урока. Мне нужен ваш комментарий. Во -первых, кому принадлежат эти слова? Во – вторых, к кому они применимы?

9. Цель нашего урока сегодня была обогатить друг друга знаниями по истории и литературе, так что оценки мы получим только тогда, когда решим тесты в кабинете информатике: пушкинисты – тест по истории, а историки – по литературе.

Д/З У многих поэтов и писателей мы встречаем творческие работы по теме «Мой Пушкин», а вас я сегодня попрошу написать эссе «Мой Петербург».
15