Урок внеклассного чтения. Мои любимые сказки А.С.Пушкина
Урок внеклассного чтения.
Тема: Мои любимые сказки А.С.Пушкина
Цель: организация работы по обобщению знаний по творчеству А.С.Пушкина.
Задачи:
- обобщить и углубить знание обучающихся по сказкам А.С.Пушкина;
- развивать интерес к жизни и творчеству А.С.Пушкина; монологическую речь обучающихся, выразительное чтение, театральные данные; умения сравнивать, обобщать, анализировать.
- воспитывать любовь к сказкам.
Оборудование: сборники произведений А.Пушкина, эпиграф на доске:
Ветер по морю гуляет, Дует в паруса. Никогда не перестанем Верить в чудеса. Где царевна оживает Злу наперекор, Где красавиц похищает Мрачный Черномор, Где Балда с чертями спорит, Белочка поет, Где разбитые корыта Рыбка раздает, Где шумит волна морская, Нас туда зовет Лукоморье, цепь златая И ученый кот.
Ход урока
1.Орг. момент. Эмоциональный настрой
- Сегодня у нас урок необычный, и начну я его словами французского просветителя Ж.-Ж.Руссо «Вы талантливые дети» Вы сможете много добиться , если будете над собой работать. И уже сегодня на уроке я предлагаю вам убедиться в правдивости этих слов. В добрый путь за знаниями!
2. Самоопределение к деятельности.
Мы будем говорить о творчество великого русского писателя и поэта, прозаика и драматурга, публициста, критика, основоположника новой русской литературы, создателя русского литературного языка. Сегодня мы с вами вспомним его произведения.
Он знал французский и английский, немецкий и итальянский, испанский, латинский, греческий, славянские языки - одни в совершенстве, другие не переставал изучать всю жизнь. В его библиотеке насчитывалось 3560 томов - 1522 названия, из них 529 на русском языке и 993 на четырнадцати иностранных языках.
Его произведения переведены на разные языки мира, их изучают в разных странах.
Он считается классиком русской литературы.
- Кто этот знаменитый человек? (А.С.Пушкин)
6 июня - Пушкинский день России
В этот день в 1799 году родился Александр Сергеевич Пушкин
День рождения поэтаОтмечает целый свет,Ведь известнее, Чем Пушкин,Никого на свете нет!
3. Работа над темой урока
Пушкину в России посвящёны памятники, ряд музеев, в разных городах нашей страны есть улицы и площади, названные в честь поэта. Имя Пушкина носят общественные и культурные организации - драматические театры, институты, станции метро, библиотеки
Ребята, а какое здание у нас в Евпатории носит имя А.С.Пушкина? ( театр им. А.С.Пушкина)
«Прислушайтесь! Слышите? Как легкими шагами, завораживая нас своей красотой, очаровывая нас своей фантазией, к нам плывёт и расплывается сказка. Сплетённая из лунного света, перевязанная солнечным лучом, она зовёт нас вновь в красивый и таинственный мир полный чудес.К нам приходят пушкинские сказки,Яркие и добрые, как сны.Сыплются слова, слова-алмазыНа вечерний бархат тишины.Шелестят волшебные страницы.Всё скорей нам хочется узнать.Вздрагивают детские ресницы,Верят в чудо детские глаза.Даже если мы уже не дети,В 20, в 30 лет и 45Убегаем мы порою в детство,Убегаем к Пушкину опять.Убегаем в буйство свежих красок,В торжество добра над тёмным злом,Убегаем в пушкинские сказки,Чтоб добрей и лучше стать потом.(И. Акулинина)
С 1830 по 1834 г. Пушкиным было написано пять народных сказок в стихах, а одна (“О медведихе”) осталась незаконченной. Вспомните, как назывались эти сказки?
- “Сказка о рыбаке и рыбке”,
- “Сказка о попе и о работнике его Балде”,
- “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”,
- “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”,
- “Сказка о золотом петушке
Что же послужило основой для создания многих сказок
Обращается внимание выставку книг А.С. Пушкина.- Посмотрите на нашу выставку .Как вы думаете, почему издавалось и издается так много книг А.С.Пушкина? Вывод: А.С. Пушкин – хорошо читаемый поэт.
Игра
- Пушкин был очень общительным человеком, любил шутить и играть в разные игры.
В те времена была популярна игра “Центон”. Это стихотворение, составленное из различных отрывков произведений какого-либо поэта.
Ваша задача сейчас – отгадать из каких произведений Александра Сергеевича составлен Центон.
У самого синего моря...Жил-был славный царь Дадон.С петушком стал княжить он.Петушок с высокой спицыСтал стеречь его границыУ ворот блистают латы –То хранят его палатыТридцать три богатыря...Ель растёт перед дворцом, А под ней хрустальный дом;Белка там живёт ручная,Да затейница, какая
У Дадона невеста есть,Что не можно глаз отвесть.Днём свет божий затмевает,Ночью землю освещает –Месяц под косой блестит,А во лбу звезда горит.В руки яблочко взяла,К алым губкам поднесла.Потихоньку прокусилаИ кусочек проглотила...
-Задание « Сказочный предмет».
Задача — назвать сказку, где встречается данный предмет
Яблоко - «Сказка о мертвой царевне...»Зеркало - «Сказка о мертвой царевне...»Кольцо - «Сказка о рыбаке и рыбке»Жемчужное ожерелье - «Сказка о рыбаке и рыбке»Орешки - «Сказка о царе Салтане»Веревка — «Сказка о попе и работнике его балде»Мешок — «Сказка о золотом петушке»
Раздать детям карточки со словами. Читают по очереди, остальные отгадывают.
На корыто посмотри,Быстро сказку назови…
Золотое, наливное,А на вид оно простое.Если скушаешь его,Узнаешь сказку…
Орехи мне не по зубам,Лучше я их вам отдам.Из какой они сказки, дети,Золотые орехи эти…
Это зеркальце, мой свет,А меня прекрасней нет.Не забуду никогдаЭту сказку я, друзья…
Вам верёвка, может быть,Поможет денег раздобыть.Так поступал всегдаИз сказки Пушкина
Физкультминутка. 4. Рефлексия. Оценить работу соперников (карточки с оценкой)
- СКАЗКИ В ИСКУССТВЕ
- Задание « Продолжить фразу
1. Жил старик со своею старухойУ самого синего моряЖили они в ветхой землянке....
(Ровно тридцать лет и три года. «Сказка о рыбаке и рыбке»).2. Жил - был поп,Толоконный лоб, Пошел поп по базару...
(Посмотреть кой-какого товару. «Сказка о попе и работнике его Балде»)3. Сват приехал, царь дал слово, А приданое готово...
(Семь торговых городовДа сто сорок теремов.«Сказка о мертвой царевне...»)4. Улетела лебедь - птица, А царевич и царица,Целый день проведши так.
(Лечь решились натощак. «Сказка о царе Салтане»)5. Родила царица в ночь Не то сына, не то дочь...
(Не мышонка, не лягушку, А неведому зверюшку. «Сказка о царе Салтане»)6. В синем небе звезды блещут,В синем море волны хлещут..(Туча по небу идет,Бочка по морю плывет. «Сказка о царе Салтане»)7. И соседи присмирели, Воевать уже не смели; Таковой им царь Дадон...
(Дал отпор со всех сторон. «Сказка о золотом петушке»).8. И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был...(Мед, пиво пил,Да усы лишь обмочил. «Сказка о мертвой царевне…»)5. Итог урока
Молодцы, ребята. Вы хорошо подготовились к уроку . Я рада, что вы знаете сказки Пушкина. Подражая положительным героям этих сказок, вы станете в жизни порядочными людьми, научитесь побеждать зло и творить добро.. Наверное, вы не только вспомнили сказки Пушкина, но и открыли для себя что-то новое. “Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма”. Мир пушкинских сказок – это мир чудес, тайн. Уже полтора столетия критики трудятся над разгадкой, и работы еще очень много. Чем же так привлекают нас сказки этого писателя? Прежде всего, необычностью сюжетов, яркостью красок, простотой слога, напевностью стиха и большим нравоучительным смыслом. Когда мы перечитываем сказки А.С.Пушкина, мы становимся немного счастливее, благодарим автора за то, что он оставил эти сказки с нами навсегда.
Сказка ложь да в ней намек – продолжите , пожалуйста (добрым молодцам урок)
- Почему сказка ложь? (Вымысел).Сказка вымысел, но нужно всегда помнить, что хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы.- Чему учат эти сказки? (Доброте, любви, верности).- Высмеивается зло, жадность, глупость.- В чём сила и красота этих сказок? (Добро побеждает зло).Наш урок был посвящён Доброй и мудрой пушкинской сказке.Почему «добрая»? (добро побеждает)Почему «мудрая»? (учит многому) - Богатое, удивительное наследство – свои сказки оставил нам А.С.Пушкин. Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро, прославляемое Пушкиным в своём творчестве, надеюсь, надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдётся места.
Домашнее задание . Сочинение « Моя любимая сказка А.С.Пушкина»
И закончить наш урок мне хочется следующими словами
Читайте Пушкина, друзья!Читайте сказки!И будет жизнь тогда полнаТепла и ласки.Читайте Пушкина, друзья! –Вот вам подсказка!И пронесете сквозь годаВы радость сказки.