Урок по информатике для 5 класса «Файлы, папки, ярлыки.»
Урок информатики в 5 классе
Файлы, папки и ярлыки. Создание и переименование папок, ярлыков.
Два основных достояния человеческой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] это ум и рассуждения.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цель урока: Дать представление учащимся об основных объектах ОС Windows.
Задачи:
Образовательные:
Дать представление учащимся о папках, файлах, ярлыках как основных объектах ОС Windows;
Научить различать эти объекты по их особенностям;
Научить создавать эти объекты самостоятельно.
Развивающие:
формирование приемов логического мышления, развитие интереса к предмету;
развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся знания на практике.
Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Воспитательные:
формирование самостоятельности при выполнении практической работы и ответственности при работе с ПК;
воспитание аккуратности.
развитие познавательных интересов, навыков работы на компьютере, самоконтроля, работы в группах.
Тип: урок изучения нового материала.
Оборудование: проектор: показ презентации, демонстрационный экран; ПК.
Ход урока:
. Ориентировочно-мотивационный.
1. Организационный момент. (2 мин).
2. Актуализация знаний.
Тест (2 мин).
Тест 1
1. Укажите лишнее среди объектов Рабочего стола:
А) Панель инструментов; Б) Значки объектов; В) Панель Задач ; Г) Кнопка Пуск
2. Для вызова Главного Меню нужно:
А) Открыть Мой компьютер; Б) Нажать кнопку Пуск; В) Открыть Панель Задач; Г) Открыть Корзину;
3. Область экрана, где находятся часы, называется:
А) Рабочий Стол; Б) Панель Задач; В) Главное Меню; Г) Значки объектов;
4. Для выключения компьютера достаточно:
А) Выбрать соответствующую команду в Главном Меню;
Б) Нажать кнопку выключения на системном блоке компьютера;
В) Воспользоваться значком Мой компьютер; Г) Использовать Панель Задач;5. Для чего служит комбинация клавиш Alt+F4?
А) Открывает окно; Б) Закрывает окно; В) Закрывает все открытые окна; Г) Переводит на следующее открытое окно;
6. Где отражается информация обо всех открытых программах?
А) На Рабочем Столе; Б) В строке состояния; В) В Панели Задач; Г) В языковой панели.
(2 мин)
Затем – правильные ответы на экране. Плюсы в лист инд. оценивания в случае отсутствия ошибок.
Учитель читает стихотворение:
Файлы, папки, ярлыки – так близки и далеки, много общего у них и различий тоже... Отличаются они, но чем-то и похожи... Ребята, как вы думаете, как звучит тема нашего урока? Какие задачи предстоит нам решить? (Дети формулируют тему и задачи, записывают тему в тетрадь. (2 мин)
II. Операционально-исполнительский.
Файл – последовательность байтов, имеющая имя. Имя файла имеет 2 части: собственно имя, задаваемое пользователем, и расширение, которое дает файлу программа, в которой он создан. Еще говорят, что расширение указывает на тип файла. В имени файла может содержаться до 255 символов, запрещены символы «,:,?,/ \, < >. Расширения исполняемых файлов - .exe, .com, расширения текстовых файлов - .txt, .doc, .pdf, расширения графических файлов - .bmp, .jpg, .gif, расширения звуковых файлов - .mp3, .waw и др. Рекомендации при работе с файлами:
1) Давать файлу имя, которое отражает его содержание;
2) Сохранять в той папке, в которой его будет проще найти.
В итоге – слайд «Закончи предложение»
1) Файл – это ...
2) Имя файла состоит из ...
3) В имени файла символов может быть до
4) Расширение в имени файла указывает на ...
5) В имени файла не могут содержаться значки ...
6) Имя файлу задает ...
7) Расширение задает ...
8) Графические файлы имеют расширения
9) Текстовые файлы имеют расширения ...
(плюсы в лист ИО за правильные ответы).
2. Папка – хранилище объектов, имеющее имя. Папки нужны для упорядочивания объектов. Чаще всего объекты хранят в папках по некоторому принципу, например: в папке Изображения хранят графические файлы, в папке Музыка – музыкальные и т.д., хотя возможно собрать в одной папке и объекты совершенно разного вида. Папки делятся на системные и рабочие. Системные папки созданы ОС Windows и предназначены для стабильной работы компьютера, например папка Program Files, MS Office и др. Многие системные папки имеют особые значки для своего изображения, например, Мой компьютер или Корзина. Содержимое системных папок менять нельзя! Рабочие папки создаем мы сами, и с ними можно производить любые операции: создание, переименование, копирование, перемещение, удаление и проч.
В итоге – слайд «Закончи предложение»:
1) Папка – это...
2) Папки делятся на ...
3) Нельзя менять содержимое...
4) Вложенными называют папки ...
5) Папки нужны для ...
6) В папках можно хранить...
7) Рабочие папки можно ...
(плюсы в лист ИО за правильные ответы).
3. Ярлык - ссылка на объект, который может находиться достаточно далеко, в одной из папок. Например, для того, чтобы запустить Интернет через браузер Internet Explorer, мы должны были бы пройти путь Мой Компьютер\ С:\ Program Files \ Internet Explorer \ iexplore.exe. Вместо этого нам достаточно нажать на ярлык , расположенный на Рабочем столе, и мы попадаем в Интернет. Отличительная особенность ярлыка –
стрелочка в нижнем левом углу значка. При копировании ярлыка на флешку копируется ТОЛЬКО ярлык, а НЕ ПРОГРАММА, на которую он ссылается! ПРИ УДАЛЕНИИ ЯРЛЫКА программа, на которую он ссылается, НЕ УДАЛЯЕТСЯ!
В итоге – слайд «Закончи предложение».
Ярлык – это
Если удалить ярлык, то программа, на которую он ссылается,
Отличить ярлык от других значков можно (плюсы).
Полный путь к файлу – это путь с указанием всех папок, которые нужно пройти, чтобы добраться до файла. (15 мин)
Физкультминутка (2 мин).
III. Рефлексивно – оценочный.
Папка на Рабочем столе 21.11. Расположить в 3 столбика папки, файлы, ярлыки ( 7мин) (плюсы).
Слайд – пройди путь к файлу Мой компьютер\ С:\ Литература\Рассказ\1. Быть гимназистом.doc. Открываем файл и читаем его вслух.
Что значит быть гимназистом.
Гимназист – ученик гимназии. Гимназия – особенная школа, школа, в которой учатся лучшие дети и работают лучшие учителя. Учиться в школе-гимназии – великая честь! И каждый гимназист должен быть таким, чтобы с него брали пример товарищи и младшие ребята. Он воспитан, вежлив, всегда готов прийти на помощь. Бранные слова, дурные привычки, грязные одежда и обувь – не для него! Он должен постоянно работать над собой и стремиться к тому, чтобы люди с уважением говорили: «Да, этот ребенок – настоящий гимназист!»
Вопросы к рассказу. ( Ребята, вы прослушала рассказ. О чем он? Я немного схитрила и специально удалила несколько строк о том, каким должен быть настоящий гимназист. Поэтому сейчас предлагаю вам самим рассказать, каким он должен быть. – Дети поднимают руки и отвечают. – Хорошо, а теперь поднимите руки те, кто считает себя настоящим гимназистом. – Дети поднимают руки . – А почему не все? Ребята, может кто-нибудь честно сказать, чего ему не хватает, чтобы гордо носить звание ученика гимназии? (Ответы детей) Ну, хорошо. Я не буду заставлять всех вас высказываться, однако надеюсь, что сегодня вы задумаетесь над тем, как именно вам поработать над собой, чтобы ваш уровень соответствовал вашему званию ученика гимназии. (7 мин)
Создание файла, папки, ярлыка – правило. Далее – дети создают папку и называют своим именем. Копирование и перемещение в папку под своим именем (3 мин)
Тест 2 ( 3 мин)
1.Папка – это:
А) путь к файлу; Б) хранилище объектов, имеющее имя; В) некоторая последовательность байтов, имеющая имя;
Г) ссылка на объект, облегчающая доступ к нему;
2. Файл – это:
А) путь к файлу; Б) хранилище объектов, имеющее имя; В) некоторая последовательность байтов, имеющая имя;
Г) ссылка на объект, облегчающая доступ к нему;
3. Ярлык – это:
А) путь к файлу; Б) хранилище объектов, имеющее имя; В) некоторая последовательность байтов, имеющая имя;
Г) ссылка на объект, облегчающая доступ к нему;
4. Папки делятся на:
А) сетевые и рабочие; Б) системные и рабочие; В) системные и несистемные; Г) сетевые, рабочие и простые;
5. Содержимое системных папок менять:
А) нельзя; Б) можно; В) иногда разрешается;
6. Содержимое рабочих папок менять:
А) нельзя; Б) можно; В) иногда разрешается;
7. Вложенные папки - это папки:
А) с файлами внутри; Б) внутри которых есть другие папки; В) которые находятся внутри другой папки;
Г) пустые;
8. Отличительная особенность ярлыка:
А) имя; Б) стрелочка в верхнем углу; В) стрелочка в нижнем углу; Г) расширение;
9. Отличительная особенность файла:
А) имя; Б) стрелочка в верхнем углу; В) стрелочка в нижнем углу; Г) расширение;
10. Диски обозначаются:
А) номерами; Б) буквами английского алфавита; В) буквами русского алфавита; Г) именами;
11. При удалении ярлыка программа, на которую он ссылается:
А) удаляется; Б) не удаляется; В) как получится;
12. Количество символов в имени файла:
А) 100; Б) 50; В) 200; Г) 255;
13. Какой значок из перечисленных МОЖНО использовать в имени файла?
А) « Б) ! В) < Г) ?
14. Папки имеют:
А) расширение; Б) тип; В) имя.
Оценки за тест я сообщу вам на следующем уроке.
IV. Итоги. Оценки. Те, кто получил 7 плюсов и больше– «5», 4-6 плюсов – «4», 2-3 плюса – «3».Домашнее задание - §11 и вопросы письменно. Возвращение к целям урока. Рефлексия. Файл «Настроение» – открыть и удалить то, что не нужно. (5 мин)
Приложение1.
Лист индивидуального оценивания учащегося 5 «А» класса __________________________
Плюсы
Минусы
Итоговая оценка
Самоанализ урока информатики
Класс: 5 «А»
Тема урока: «Файлы, папки и ярлыки. Создание и переименование папок, ярлыков».
Данный урок проводился по плану в соответствии с тематическим планированием. Я построила урок, опираясь на возможности компьютерных технологий, имеющихся в кабинете информатики.
На уроке мною была поставлена цель: дать учащимся представление о видах объектов OC Windows и научить распознавать эти объекты, опираясь на их свойства и отличительные особенности. Для достижения данной темы я определила следующие задачи:
Образовательные:
дать представление учащимся о папках, файлах, ярлыках как основных объектах ОС Windows;
научить различать эти объекты по их особенностям;
научить создавать эти объекты самостоятельно и видоизменять их в связи с необходимостью.
Развивающие:
формировать приемы логического мышления, развитие интереса к предмету;
развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся знания на практике.
воспитывать информационную культуру учащихся, внимательность, дисциплинированность, усидчивость.
Воспитательные:
формирование самостоятельности при выполнении практической работы и ответственности при работе с ПК;
воспитание аккуратности.
развитие познавательных интересов, навыков работы на компьютере, самоконтроля, работы в группах.
Предполагалось, что после проведенного урока учащиеся смогут вполне самостоятельно находить и распознавать такие компьютерные объекты, как папки, файлы, ярлыки и научатся выполнять с этими объектами все необходимые операции.
Проведенный урок помог: выявить степень усвоения учебного материала и пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся; активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать познавательные процессы через элементы исследовательской и самостоятельной работы и использование творческих заданий. Могу с уверенностью сказать, что поставленной цели урок достиг, так как проверочное задание в конце урока в виде итогового теста дало положительные результаты.
Урок я начала с цитат выдающихся мыслителей древности. Далее последовал небольшой тест на знание темы предыдущего урока, причем дети сразу же смогли сравнить свои ответы с правильными. Это задание позволило сразу выставить учащимся первый промежуточный балл в индивидуальный лист оценивания. Затем учащимся была предложена небольшая проблемная ситуация в виде стихотворения, которое предлагалось связать с темой нашего урока и его задачами, что позволило мне сразу заинтересовать детей и добиться повышения их интереса к предстоящему уроку.
В дальнейшем при помощи компьютерной презентации дети знакомились с новыми для них понятиями, выполняли различные задания, которые не только раскрывали перед ними особенности изучаемых объектов, но и готовили к выполнению самостоятельных заданий.
Одним из самых интересных заданий я считаю знакомство с рассказом «Быть гимназистом», который ребята отыскали, следуя указанному пути файла, записанному на доске. Рассказ ребята прочитали вслух, после чего им было предложено дополнить его, исходя из собственных представлений. Учащиеся не только подробно дополнили текст, но и сумели объяснить свою точку зрения, даже поговорили о том, кто из одноклассников, на их взгляд, соответствует званию ученика гимназии, а кто – нет, и почему. Порадовала активность учащихся, их вовлеченность в обсуждение.
Компьютерная физкультминутка позволила ребятам снять возможное зрительное напряжение.
Концовка урока была посвящена самостоятельной работе. На этом этапе была проведена практическая работа по классификации предложенных объектов. Заключительный тест помог мне понять, насколько хорошо учащиеся усвоили новую тему. Результат теста порадовал и в лишний раз дал понять, что цель урока была мною достигнута.
В качестве рефлексии я предложила ребятам в текстовом документе оставить смайлик, соответствующий их настроению к концу урока. Голосование учащихся было единодушным: смайлик Улыбка был однозначно выбран всеми.
Время, отведенное мною на каждый этап урока, было рационально использовано. Темп был достаточно высоким, дети активны, осталось внутреннее удовлетворение от проведенного урока.
ђЗаголовок 115