Разработка урока по УМК А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» 5 класс
Разработка урока по УМК А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России», 5 класс
Тема урока : «От Советской России до современности»
Тема урока:
От Советской России до современности
Тип урока:
первичного предъявления новых знаний
План урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Игра «Верно-неверно»
3. Постановка цели и мотивация
Работа по таблице.
4. Актуализация знаний.
5. Первичное усвоение новых знаний.
- Работа над вопросом: «Как относилась советской власти к религии?»
- Работа над вопросом: «Какую политику проводила советское государство по отношению к Православной Церкви?»
6. Первичное закрепление.
1. Виртуальная экскурсия.
2. Работа в группах.
7. Итоги урока. Рефлексия.
8. Домашнее задание.
Цели урока:
Образовательные: сформировать у учащихся представление о том, какую роль сыграло православие в отечественной истории XIX – начала XXI в.
Развивающие: развивать мышление детей через анализ, обобщение, рассуждение, сравнение;
Воспитательные: воспитывать нравственные качества личности ребенка; учить выстраивать отношения друг с другом в формате общечеловеческих нравственных ценностей.
Формы и методы обучения:
Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа в группах с источниками информации, игра, работа с текстом, проблемное задание.
Основные понятия, термины
Атеизм, мощи, репрессии, отделение Церкви от государства, Местоблюститель Патриаршего Престола
Планируемые образовательные результаты:
Учащиеся должны знать основные события истории православия XX начала XXI в.; объяснять смысл понятия «гонения»; иметь представление о духовной стойкости православных во времена гонений (на примере епископа Луки) и патриотической позиции Церкви в годы Великой Отечественной воины.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
I. Организационный момент
Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.
Включаются в учебную деятельность.
Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания;
Регулятивные: самоопределение
II. Проверка домашнего задания
Учитель проводит игру «Верно-неверно»:
Работа в парах: (самопроверка)
1. Старцы- все монахи, достигшие глубокой старости.
2. Старцы учили людей жить по заповедям Божиим.
3. Особая мудрость старцев являлась действием в них Святого Духа.
4. Одним из центров старчества являлась Оптина пустынь.
5. Старец Серафим Саровский был монахом Оптиной пустыни
6. Главным в своем служении старцы считали предсказывать будущее.
7. Преподобный старец Амвросий Оптинский учил людей «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать».
8. «Не тужить – значит больше веселиться и развлекаться».
Учащиеся отвечают на данные утверждения, работая в парах, словами «верно» или «неверно». Самопроверка по слайду.
Коммуникативные: построение речевых высказываний.
Личностные: формирование ценностно – смысловых установок.
Познавательные: Анализ, исключение одного и выбор другого по существенному признаку.
III. Актуализация знаний
Беседа:
- Ребята, как вы думаете, русский народ в те времена как относились к вере? Не только цари, но и весь русский народ очень серьезно относился к религии. На протяжении многих веков Россия считала себя хранительницей православной веры. (посещение храмов, соблюдение постов, празднование православных праздников были обязательными для всех от царя до простого крестьянина. Самое главное люди старались жить по заповедям Божиим.)
Демонстрация слайдов
- А теперь посмотрите на следующие слайды и сравните их с предыдущими.
- Можно ли сказать, что отношение к вере, к Православной Церкви в нашей стране изменилось? Почему это произошло?
- В начале прошлого века в стране произошла революция. Царская власть была свергнута, сменился государственный строй, к власти пришли Советы народных депутатов во главе с Лениным, была установлена советская власть. Отношение к православной вере и положение Церкви в государстве кардинально изменилось.
Учащиеся активно участвуют в беседе:
Отвечают на вопросы учителя, рассматривают изображения на слайдах, анализируют, обобщают.
Анализ, сравнений изображений на слайдах.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; регулятивные:
контролировать процесс результаты своей деятельности; познавательные:
строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи;
личностные: формирование бережного отношению к духовным ценностям
IV. Целеполагание и мотивация
Работа по таблице:
Что я знаю?
Что я хотел бы узнать?
Что я узнал?
- Ребята, ответьте на первый вопрос таблицы: «Что вы знаете об этом?»
- Запас ваших знаний об этом недостаточен, поэтому, чтобы пополнить его, этому вопросу мы и посвятим наш урок.
-Итак, сформулируйте тему нашего урока.
- Отвечаем на второй вопрос из таблицы: «Что вы хотели бы узнать по этой теме?» В помощь вам даны опорные слова: советская власть и религия; Русская Православная Церковь и новая политика государства.
- Итак, мы составили два основных вопроса, которые помогут нам раскрыть тему урока:
1. Отношение советской власти к религии.
2. Политика советского государства по отношению к Православной Церкви.
Отвечают на вопрос: «Что я знаю о том, как изменилось положение Православной Церкви в Российском государстве после смены власти в начале XX века?»
Ученики формулируют тему урока: «Православие в Советской России»
С помощью опорных слов учащиеся отвечают на второй вопрос таблицы – составляют вопросы, над которыми будут работать на уроке.
Регулятивные:
осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач;
познавательные:
строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
V. Первичное усвоение новых знаний
1. Работа над вопросом: «Как относилась советская власть к религии?»
- Первое, что мы должны с вами определить, это то, как относилась советская власть к религии. Я предлагаю вам прочитать слова руководителя советского государства В.И.Ленина о религии.
«Бог есть (исторически и житейски) прежде всего комплекс идей, порожденных тупой придавленностью человека и внешней природой, и классовым гнетом, идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу».
- Скажите, этой цитаты достаточно, чтобы определить отношение руководителей советского государства к религии?
- Какой вывод мы можем сделать по первому вопросу? Чтобы сформулировать вывод, обратимся к тексту учебника на с.25
Работа в парах
Формулирование вывода: «Советская власть объявила Церковь и религию... . Руководители страны насаждали в русском народе атеизм - ».
- Обратимся к толковому словарю В.Даля и узнаем, что такое атеизм.
Запись в тетрадь: «Атеизм - неверие, безверие, безбожие; неверование в бытие Бога».
2. Работа над вопросом: «Какую политику проводила советское государство по отношению к Православной Церкви?»
- Начнем сразу с вывода:
«Советская власть проводила в отношении Русской Православной Церкви политику гонений на христиан».
- Проверьте, верный этот вывод или не верный.
В Толковом словаре В.Даля мы читаем: Гонение - притеснение, преследование, враждебное отношение к кому-чему.
- Прочитайте в тексте учебника на с. 25-26, как проявлялось враждебное отношение новой власти к Церкви, и расскажите, используя опорные слова:
грабили, закрывали, превращали, взрывали; выбрасывали; ссылали, расстреливали.
- За 4 года было закрыто или уничтожено почти 20000 храмов. В 1932 году большевики приступили к осуществлению так называемой "безбожной" пятилетки, к концу которой т.е., к 1937 году, в стране должен был быть закрыт последний храм и слово "Бог" исключено из словаря русского языка.
- Можно ли сказать, что вывод нами сделанный верный?
Чтение текста и обсуждение прочитанного.
Учащиеся формулируют вывод, используя текст учебника.
Объясняют по словарю значение понятия «атеизм»
Объясняют по словарю значение понятия «гонение»
Чтение текста учебника и составление рассказа о гонениях государства на РПЦ, с использованием опорных слов.
Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
Регулятивные:
осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач;
познавательные:
строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; работать с информацией, текстом; делать самостоятельные выводы;
личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям
VI. Первичное закрепление знаний
1. Виртуальная экскурсия
- Давайте представим себе, что мы находимся в Москве того времени – 20-е годы XX в. Совершим экскурсию по Москве. Что мы можем увидеть?
Демонстрация слайдов
Храм Христа Спасителя - взорван в 1931 году. Храм Спаса-на-Бору был снесён 1 мая 1933 года.Церковь святых Константина и Елены - в 1928 году снесли.Чудов монастырь - был разрушен в 1930 году.
Вознесенский монастырь – в 1929 году взорвали.
Казанский собор - уничтожен в 1936 году.Церковь Николая Чудотворца "Большой Крест" - в 1934 году разрушен.Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке - зимой 1936 года снесли до основания. Долгое время там была пивная, а потом летнее кафе.
- Скажите, понравилось вам в такой Москве? Почему?
2. Работа в группах.
- Ребята, сейчас мне хотелось бы, чтобы в группах обсудили ответ на вопрос:
- Могли ли все эти события не произойти, и при каком условии?
Просматривают слайды.
Отвечают на вопрос учителя. Рассуждают.
Обсуждение вопроса в группах и дальнейшая дискуссия.
Регулятивные:
осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками;
Познавательные:
строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи;
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям
VII. Итоги урока. Рефлексия
- Ребята, пришло время ответить на вопрос из таблицы: «Что я узнал сегодня на уроке?»
- Хотели бы вы жить в такой стране? Если нет - почему?
Рассуждают, отвечая на вопрос.
Познавательные:
строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи;
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям
VIII. Домашнее задание
Подготовить сообщение о святом Патриархе Тихоне и святителе Луке Крымском.
Запись домашнего задания в дневник.
15