Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России», 5 кл. (ФГОС)

Рабочая программа
«Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Основы религиозных культур народов России», 5 класс (ФГОС)

Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования и авторской программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России», 5 класс, соответствующей федеральному государственному стандарту основного общего образования. – под ред. А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова, Р. М. Мухаметшина. – М.: Русское слово, 2012.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю.

Используемый учебно-методический комплект:
1. А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 4 класс. – М.: Русское слово, 2014.

2. А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров, Р.М. Мухаметшин «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 5 класс. – М.: Русское слово, 2015.



Цели и задачи изучения предмета:
Цель учебного курса:
– духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
– сохранение преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;
– сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России.

Задачи учебного курса:
– знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание иx значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
– понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
– формирование первоначальных представлениий о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
– первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
– воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
– уважение к собственной культуре и традициям, необходимость понять и принять морально-нравственные ценности, веками составлявшие духовную основу российской цивилизации.

Реализация рабочей программы способствует:
Системно – деятельностный подход, лежащий в основе стандарта нового поколения, предполагаег воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.
Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями.
Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, – общность в многообразии, многоединство, поликультурность, – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
Общая историческая судьба народов России;
Единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах посредством:
ориентации содержания учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между учебным курсом и другими учебными предметами;
ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Рабочая программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы обучающихся через самостоятельную, дискуссионную, информационную, исследовательскую, проектную деятельность. Предполагается проведение разных типов уроков: изучение нового материала, лабораторные уроки, уроки-исследования, путешествия, презентации которые способствуют лучшему усвоению обучающимися определенной суммы знаний, развитию личности, познавательных и созидательных способностей.
На занятиях реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме текущего, рубежного и итогового контроля.

Общая характеристика учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России».
Обоснование выбора: А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров, Р.М. Мухаметшин «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». Авторская программа общеобразовательных учреждений 4-5 классы. – М.: Русское слово, 2012.
Доступно излагает историю возникновения и развития традиционных религий России, их обычаи и традиции.
Раскрывает духовно-нравственный идеал каждой из традиционных религий России, основанной на общности представлений о добре и зле.
Комплексно освещает нравственные, культурологические и исторические аспекты религий России.
Показывает особую роль православия в истории России, в становлении и развитии её духовно-нравственной культуры.
Прививает обучающимся уважение к религиозным традициям русского и других коренных народов России.
Способствует воспитанию нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.
В целом изложение материала носит светский, общеобразовательный характер.
Данный курс предлагается изучать комплексно. Без деления класса на группы согласно конфессиональной или иной ориентации, так чтобы все ученики получили основные представления обо всех традиционных религиях России.

Место учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» в учебном плане.
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» в основной школе изучается в 5 классе. Общее количество времени на год обучения составляет 34 часа. Общая недельная нагрузка составляет 1 час.

Результаты освоения программы курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России».
Личностные:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование отношения к иному мнению, истории, религии и культуре других народов;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные:
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные:
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог: готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
овладение начальными сведениями о сущности и oсобенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.




Содержание учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России».
№ п/п
Тема раздела
Количество часов

1.
Введение в предмет.
1

2.
Христианство.
13

3.
Католичество.
1

4.
Протестанты.
1

5.
Ислам.
6

6.
Иудаизм.
6

7.
Буддизм.
6


Итого:
34






Календарно – тематическое планирование курса

п\п

Тема
урока

Кол-во ча-сов

Тип урока

Содержание
урока

Понятия


Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Дом.
зада-ние
Дата прове-дения







Предметные
Мета-предметные
Личностные

план
факт

1.
Введение в предмет
1
Вводный
Возникновение первобытных религий. Представления древних людей о загробном мире. Обожествление сил природы. Язычество
Душа, религия, язычество, пророк
Понимать причины возникновения религиозных верований. Уметь характеризовать понятие «душа»
Учебно-позна- вательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
Становление гуманистических и демо- кратических ценностных ориентаций

С. 3-9,
4 кл.



2.

Вера в единого Бога
1
Урок
первич- ного
изуче-
ния и закреп- ления новых знаний
Возникновение монотеистических религий – выход человека на новый уровень нравственного развития. Отличие
монотеизма от язычества
Монотеизм заповеди, спасение души
Объяснять смысл возникновения монотеистичес-ких религий в связи с выходом человечества на новый уровень нравственного развития.
Учебно-позна- вательный интерес к новому учебному материа лу и способам решения новой задачи
Становление гуманистичес-ких и демокра- тиических ценностных ориентаций
С. 3-9,
4 кл.





3.

Грехопадение первых людей
1
Урок
первич- ного
изуче-
ния и закреп- ления новых знаний
Ветхий Завет – часть Библии. Сотворение Богом мира и человека. Адам и Ева. Грехопадение первых людей и их изгнание из рая. Первородный грех
Ветхий Завет, Библия, древо познания добра и зла, запрет- ный плод, первород- ный грех
Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с возникновением первых людей
Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения
Формирование целостного социально-ориентирован-ного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
Тема
1,
4 кл.




4.

Человек в ожидании мессии
1
Урок
первич- ного
изуче-
ния и закреп- ления новых знаний
Понятие греха. Свобода выбора человека. Всемирный потоп. Вавилонская башня, Пророк Моисей и Десять заповедей
Грех, свобода выбора, ковчег, Десять заповедей, Мессия
Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные со Всемирным потопом,. Вавилонской башней
Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения
Формирование целостного социально-ориентирован-ного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
Тема
1,
4 кл.




5.

Заповеди Иисуса Христа
1
Урок
первич- ного
изуче-
ния и закреп- ления новых знаний
Новый Завет – часть Библии. Евангелие – благая весть. Рождение Иисуса Христа. Проповедь Иисуса. Любовь к Богу и к ближнему – основа христиан- ского учения

Новый Завет, Евангелие
Знать основные события земной жизни Иисуса Христа. Пони-мать и прини-мать нравствен-ную суть христианства, выраженную в заповедях Христа.
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и кон- венциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенциональ-ного к конвенцио-нальному уровню
Развитие этических чувств, добро-желательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Тема
2,
4 кл.




6.

Искупительная жертва Иисуса Христа
1
Урок
первич- ного
изуче-
ния и закреп- ления новых знаний
Апостолы – ученики Иисуса Христа. Предательство Иисуса Иудой. Тайная вечеря. Арест и распятие Иисуса
Христа. Сошествие в ад и воскресение Иисуса. Второе пришествие Христа
Апостол, таинство, искупительная жертва Христа, второе пришествие
Объяснять смысл искупительной жертвы Христа
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и кон- венциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенциональ-ного к конвенцио-нальному уровню
Развитие этических чувств, добро-желательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Тема
2,
4 кл.




7.

Первые христиане
1
Урок
первич- ного
изуче-
ния и закреп- ления новых знаний
Гонения на первых христиан в Римской империи. Катакомбы – место, где укрывались первые христиане. Церковь. Появление священников. Распространение и утверждение христианства в римской империи в качестве государ- ственной религии. Император Константин

Мученик, священник
Знать основные события, связан-ные с жизнью и деятельностью первых христиан и распростране-нием христиан-ства.
Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделе-ние существен-ной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)
Формирование целостного социально-ориентирован-ного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
Тема
3,
4 кл.









8.

Христианская церковь
1
Урок
первич- ного
изуче-
ния и закреп- ления новых знаний
Складывание церковной организации: священник, епископ, митрополит, патриарх. Монастыри и монашество. Римские папы. Разделение единой христианской Церкви на Католическую и Православную

Церковь, патриарх – патриархат, епископ – епархия, митрополит – митрополия, монах – монастырь, римский папа
Иметь представ-ление об устрой-стве Церкви. Характеризовать основные разли-чия между православием и католичеством


Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделе-ние существен-ной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)
Формирование целостного социально-ориентирован-ного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
Тема
3,
4 кл.




9.
Крещение Руси
1
Урок
первич- ного
изуче-
ния и закреп- ления новых знаний
Русь и Византия. Владимир – креститель Руси. Посольство о вере. Крещение Руси и его значение для русской истории и культуры. Возникновение Русской православной церкви. Появление иконописи
Крещение Руси, иконопись
Знать основные этапы появления и развития хрис-тианства на Руси. Осознавать важ-ную роль Русской православной церкви в становле-нии и развитии русской государ-ственности. Понимать важ-ность христиан-ской веры в по-вседневной жизни наших предков на протяжении многих веков
Основы граждан-ской идентич-ности, своей этни ческой принад-лежности в форме осознания «я» как члена семьи, представителя народа, граждани-на России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осозна-ние ответствен-ности человека за общее благополу-чие
Формирование основ россий-ской граждан-ской идентич-ности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и исто-рию России
Тема
4,
4 кл.

Тема
1,
5 кл.





10.
Христианство в истории нашей страны
1
Урок
первич- ного
изуче-
ния и закреп- ления новых знаний
Роль Русской православной церкви в истории России. Сергий Радонежский и победа на Куликовом поле. Ликвидация патриаршества при Петре Великом. Гонения на церковь при советской власти. Церковь в современной России

Троице-Сергиева лавра, гонения на Церковь
Знать основные этапы появления и развития хрис-тианства на Руси. Осознавать важ-ную роль Русской православной церкви в становле-нии и развитии русской государ-ственности. Понимать важ-ность христиан-ской веры в по-вседневной жизни наших предков на протяжении многих веков
Основы граждан-ской идентич-ности, своей этни ческой принад-лежности в форме осознания «я» как члена семьи, представителя народа, граждани-на России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осозна-ние ответствен-ности человека за общее благополу-чие
Формирование основ россий-ской граждан-ской идентич-ности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и исто-рию России

Тема
4,
4 кл.

Темы
2,3,4
5 кл.





11.
Христианские святые
1
Урок
первич- ного
изуче-
ния и закреп- ления новых знаний
Почитание святых в христианстве. Мощи – нетленные останки святых. Первые русские святые – Борис и Глеб. Серафим Саровский – один из самых почитаемых святых Русской право-
славной церкви

Святой, мощи
Знать основные факты, связан- ные с жизнью и деятельностью преподобного Серафима Саров- ского, благовер- ных Бориса и Глеба. Иметь понятие о сути святости и святых
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окру- жающих людей
Развитие этических чувств, добро-желательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Тема
5,
4 кл.

Темы
3-4,
5 кл.





12.
Православный храм
1
Урок
первич- ного
изуче-
ния и закреп- ления новых знаний
Храм, его место в жизни христианина. Первые христиан-
ские храмы на Руси. Фреска и мозаика. Название храма. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Устройство храма. Икона Владимирской Божией Матери. Правила поведения в храме

Десятинная церковь, собор, фреска, алтарь, иконостас, царские врата, амвон
Иметь понятие об основных элементах и устройстве право славного храма. Осознавать важ-ную роль храма в жизни христи-анина. Уметь правильно вести себя в православ-ном храме
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственного поведения, так и поведения окру- жающих людей
Развитие этических чувств, добро-желательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Тема
6,
4 кл.




13.
Христианские праздники
1
Урок
первич- ного
изуче-
ния и закреп- ления новых знаний
Церковное богослужение, его распорядок и связь с событиями земной жизни Иисуса Христа. Церковные праздники. Рождество Христово и Рождественский пост. Крещение Господне и Благо-
вещение Пресвятой
Богородицы.
Пасха – главный христианский праздник. Вербное воскресенье. Подвижные и неподвижные праздники

Рождество, Пасха, крестный ход
Понимать суть церковного
богослужения. Знать основные праздники и особенности церковного календаря
Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделе-ние существен-ной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)
Формирование целостного социально-ориентирован-ного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
Тема
7,
4 кл.

Тема
5,
5 кл.






14.
Христианские таинства
1
Урок
первич- ного
изуче-
ния и закреп- ления новых знаний
Христианские таинства. Повторение и обобщение
материала по теме «Христианство»





Крещение, покаяние, венчание, причастие
Понимать смысл основных хрис- тианских таинств и осознавать их важность в жиз- ни христианина
Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделе-ние существен-ной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)
Формирование целостного социально-ориентирован-ного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
Тема
7,
4 кл.

Темы
5-6,
5 кл.






15.
Католичество
1
Урок
первич- ного
изуче-
ния и закреп- ления новых знаний
Католичество – самое распространенное христианское учение на Земле. Рим – главный город для католиков всего мира. Ватикан. Римский папа – глава Католи-ческой церкви. Кардиналы. Понятие чистилища. Франциск Ассизский. Мать Тереза. Уния и униатская церковь

Католики, чистилище, крестовые походы, уния, униатская церковь
Иметь представ- ление об устрой-стве Католичес- кой церкви и ее распространении в мире, унии и униатской церкви. Знать обрядовые и другие отличия католичества от православия
Сравнение, сериация и классификация по заданным критериям
Формирование целостного социально-ориентирован-ного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
Тема
8,
4 кл.





16.
Протестанты
1
Урок
первич- ного
изуче-
ния и закреп- ления новых знаний
Понятие протестан-тизма и реформации. Мартин Лютер. Основные положе-ния протестантского вероучения. Борьба между протестанта-
ми и католиками. Распространение протестантизма в Европе и Америке. Община протестан-тов. Течения протес-
Тантизма

Протестанты, реформация, пастор, кальвинисты, пресвитер
Характеризовать суть понятия «чистилище». Понимать причины начала Реформации и осознавать суть недовольства протестантов Католической церковью. Харак-теризовать основ- ные особенности протестантского вероучения. Знать имена крупней- ших протестант- ских лидеров.
Сравнение, сериация и классификация по заданным критериям
Формирование целостного социально-ориентирован-ного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
Тема
9,
4 кл.





17.
Пророк Мухаммад
1
Вводный.Урок
первич- ного
изуче-
ния и закреп- ления новых знаний

Детство и юность Мухаммада. Первое откровение Аллаха, ниспосланное Мухаммаду. Начало проповеди ислама. Хиджра – уход Мухаммада из Мекки в Медину
Кааба, мусульмане, Коран, Хиджра
Знать основные события жизни и деятельности пророка Мухам- мада. Осознавать значение Хидж- ры и важную роль этого события в истории ислама
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окру- жающих людей
Формирование основ россий-ской граждан-ской идентич-ности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и исто-рию России, осознание своей этнической и национальной принадлежнос-ти; формирова-ние ценностей многонационального российско го общества
Тема
10,
4 кл.





18.
Распростране-ние ислама
1
Урок
первич- ного
изуче-
ния и закреп- ления новых знаний
Распространение ислама среди арабских племен. Возникновение мусульманского государства. Понятие шариата. Смерть Мухаммада
Шариат
Понимать смысл понятия «шариат» Знать содержание основных норм шариата
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственного поведения, так и поведения окру- жающих людей
Формирование основ россий-ской граждан-ской идентич-ности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и исто-рию России, осознание своей этнической и национальной принадлежнос-ти; формирова-ние ценностей многонационального российско го общества
Тема
14,
4 кл.

Тема 7,
5 кл.








19.

Во что верят мусульмане
1
Урок
первич- ного
изуче-
ния и закреп- ления новых знаний
Аллах – творец и повелитель мира. Ангелы и демоны.
Пророки – посланни- ки Аллаха. Коран – священная книга мусульман. Сунна – книга преданий о жизни и деятельнос- ти пророка Мухам- мада. Судный день

Божественное откровение, Сунна
Иметь представле ние о воззрениях мусульман на устройство мира, на суть борьбы добра и зла в мире. Понимать значение свободы выбора в исламе, которая дается Аллахом человеку Понимать значе- ние Корана и Сунны в жизни мусульман
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и кон- венциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенциональ-ного к конвенцио-нальному уровню
Развитие этических чувств, добро-желательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Тема
11,
4 кл.

Тема
9,
5 кл.






20.

Пять столпов ислама
1
Урок
первич- ного
изуче-
ния и закреп- ления новых знаний

Пять столпов ислама. Намаз – ежедневная пятикратная молитва
Закят – пожертвова- ние в пользу бедных.
Хадж – паломничест- во в Мекку. Пост в месяц Рамадан
Намаз, закят, хадж, Рамадан
Иметь представле ние о воззрениях мусульман на устройство мира, на суть борьбы добра и зла в мире. Понимать значение свободы выбора в исламе, которая дается Аллахом человеку Понимать значе- ние Корана и Сунны в жизни мусульман
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и кон- венциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенциональ-ного к конвенцио-нальному уровню
Развитие этических чувств, добро-желательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Тема
11,
4 кл.

Тема
9,
5 кл.






21.

Мусульманские праздники
1
Урок
первич- ного
изуче-
ния и закреп- ления новых знаний
Мусульманский календарь и мусуль- манское летосчисле- ние. Месяц Рамадан
в жизни мусульман. Мусульманские праздники: Рождение пророка Мухаммада, Ночь прощения, Ночь могущества, Праздник разговения, Праздник жертвоприношения
(Курбан-байрам), Пятница – самый почитаемый день у мусульман

Ночь прощения, Ночь могущест- ва, Курбан-байрам
Характеризовать основные особен ности мусульман ского календаря. Знать основные мусульманские праздники
Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделе-ние существен-ной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)
Формирование целостного социально-ориентирован-ного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
Тема
12,
4 кл.





22.
Мусульманская мечеть
1
Урок
первич- ного
изуче-
ния и закреп- ления новых знаний

Устройство мечети, михраб и минбар. Минарет. Повторе -ние и обобщение материала по теме «Ислам»
Мечеть, михраб, минбар, минарет, муэдзин
Иметь представ- ление об устрой стве мечети
Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделе-ние существен-ной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)
Формирование целостного социально-ориентирован-ного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
Тема
12,
4 кл.

Тема
8,
5 кл.






23-24.
Иудаизм –древняя религия евреев
2
Вводные.
Уроки
первич- ного
изуче-
ния и закреп- ления новых знаний

Иудаизм – вера одного народа (евреев).Легендарное происхождение еврейского народа. Завет, заключенный Авраамом с Богом. Земля Ханаанская. Рождение Исаака. Иосиф и переселение еврейского народа в Египет. Порабоще- ние евреев египетски ми фараонами. Про- рок Моисей. Десять казней египетских и исход евреев из Египта. Дарование Богом Моисею десяти заповедей на горе Синай. Возвра- щение еврейского народа в Ханаан. Первый храм в Иеру- салиме. Вавилонское пленение евреев. Возвращение евреев в Иерусалим и построение второго храма. Иудейское царство. Покорение еврейского народа римлянами. Расселе-ние евреев по разным странам.

Святая земля (Земля обетован ная), казни египетские, Песах, манна небесная, скрижали, Ковчег Завета
Знать основные сюжеты ветхоза- ветных преданий иудаизма. Пони- мать значение дарования десяти заповедей проро- ку Моисею и их роль в истории иудаизма. Осозна вать значение десяти заповедей как нравственной основы иудей- ской религии. Характеризовать особенности поло жжения еврейско го народа в мире. Знать основную причину появле ния еврейского населения в России
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и кон- венциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенциональ-ного к конвенцио-нальному уровню
Формирование основ россий-ской граждан-ской идентич-ности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и исто-рию России, осознание своей этнической и национальной принадлежнос-ти; формирова-ние ценностей многонационального российско го общества
Тема
13,
4 кл.




25.
Во что верят иудеи
1
Урок
первич- ного
изуче-
ния и закреп- ления новых знаний

Иегова (Яхве) – единый Бог для иудеев. Десять запо- ведей в жизни иудея. Заповеди Ноя. Галаха – свод иудейских религиозных норм и заповедей. Вера иудеев в избранниче- ство еврейского наро- да. Вера в мессию

Галаха, бого- избранность
Иметь представ- ление об основ- ных взглядах иудеев на мир. Понимать суть и нравственное значение основ- ных норм иудей- ского вероучения. Объяснять смысл представлений о богоизбранности еврейского народа
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окру- жающих людей
Развитие этических чувств, добро-желательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Тема
14,
4 кл.




26.
Священные книги иудеев
1
Урок
первич- ного
изуче-
ния и закреп- ления новых знаний

Священные книги иудеев: Танах и Талмуд
Танах, Талмуд
Понимать значе- ние Танаха и Талмуда в жизни иудеев
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственного поведения, так и поведения окру- жающих людей
Развитие этических чувств, добро-желательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Тема
14,
4 кл.





27.
Иудейские праздники
1
Урок
первич- ного
изуче-
ния и закреп- ления новых знаний

Иудейский кален- дарь. Почитание субботы иудеями. Иудейские праздники: Рош-ашана, Песах, Шавуот, Иудейская община
Шабат, Рош-ашана, шофар, Йомкинур, Шавуот
Знать основные иудейские празд ники. Характери- зовать особенно-сти иудейского календаря
Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделе-ние существен-ной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)
Формирование целостного социально-ориентирован-ного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
Тема
15,
4 кл.

Тема
10,
5 кл.





28.
Община иудеев
1
Урок
первич- ного
изуче-
ния и закреп- ления новых знаний

Раввин – наиболее авторитетный иудей, хорошо знающий священные тексты книг. Синагога – место собрания членов иудейской общины. Повторение и обобщение мате- риала по теме «Иудаизм»

Раввин, синагога
Иметь представ- ление об иудей- ской общине и роли в ней равви- на, о синагоге
Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделе-ние существен-ной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)
Формирование целостного социально-ориентирован-ного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
Тема
15,
4 кл.





29.
Индийский царевич
1
Вводный.
Урок
первич- ного
изуче-
ния и закреп- ления новых знаний

Древняя Индия – родина буддизма. Сиддхартха Гаутама – основатель буддиз- ма. Четыре встречи царевича Сиддхарт- хи и его уход из дома. Странствия Сиддхартхи
Аскет
Знать историю жизни Сиддхартха Гаутамы. Иметь представление об аскетическом образе жизни
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окру- жающих людей
Формирование основ россий-ской граждан-ской идентич-ности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и исто-рию России, осознание своей этнической и национальной принадлежнос-ти; формирова-ние ценностей многонационального российско го общества
Тема 16,
4 кл.




30.
Будда
1
Урок
первич- ного
изуче-
ния и закреп- ления новых знаний

Понятие медитации. Просветление Сид- дхартхи. Нирвана. Будда. Распростран ние буддизма
Медитация, нирвана, Будда
Знать основные этапы деятель- ности Будды. Иметь представ- ление о медита- ции. Понимать значение просвет ления Будды в ис тории буддизма
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственного поведения, так и поведения окру- жающих людей
Формирование основ россий-ской граждан-ской идентич-ности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и исто-рию России, осознание своей этнической и национальной принадлежнос-ти; формирова-ние ценностей многонационального российско го общества
Тема 16,
4 кл.

Тема
13,14,
5 кл.



31.
Четыре благородные истины
1
Урок
первич- ного
изуче-
ния и закреп- ления новых знаний

Четыре благородные истины буддизма. Понятие сансары и кармы. Счастливые и несчастливые пере-рождения
Четыре благородные истины, карма, сансара, счаст-ливые и несча-стливые пере-рождения
Объяснять суть четырех благо- родных истин буддизма. Харак-теризовать счаст-ливые и несчаст-ливые перерож- дения. Понимать суть и нравствен ное значение основных норм буддийского вероучения
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и кон- венциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенциональ-ного к конвенцио-нальному уровню
Развитие этических чувств, добро-желательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Тема 17,
4 кл.




32.
Путь буддиста
1
Урок
первич- ного
изуче-
ния и закреп- ления новых знаний
Правильная речь, правильное поведе- ние и правильное сосредоточение в буддизме. Йога. Три драгоценности буд- дизма: Будда, Дхарма, сангха. Сутры – запи- си бесед и проповедей Будды

Три драгоцен- ности буддиз- ма, сангха, Дхарма, сутры
Иметь представле-ние о способах достижения нирваны, трех драгоценностях буддизма
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и кон- венциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенциональ-ного к конвенцио-нальному уровню
Развитие этических чувств, добро-желательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Тема 17,
4 кл.





33.
Направления буддизма
1
Урок
первич- ного
изуче-
ния и закреп- ления новых знаний
Основные направле- ния буддизма – махаяна, хинаяна и ваджраяна. Бодхиса-тва и шесть качеств в махаяне. Тантры – священные тексты ваджраяны. Мантры – магические заклина ния ваджраяны

Махаяна, Бодхисатва, хинаяна, ваджраяна
Характеризовать основные направ- ления буддизма и их особенности. Понимать роль ботхисатв и обла- дание буддистами шестью качества- ми в махаяне.
Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделе-ние существен-ной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)
Формирование целостного социально-ориентирован-ного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
Тема
18,
4 кл.




34.
Праздники и обряды буддизма
1
Урок
первич- ного
изуче-
ния и закреп- ления новых знаний
Монастыри и мона- шество в буддизме. Буддийский кален- дарь. Буддийские праздники: Новый год, Рождение Будды Уход Будды на небеса и др.
Повторение и обоб- щение материала по теме «Буддизм»

Ступа, лама, сор, гора, Меру
Знать основные праздники и обряды буддизма Иметь представле ние о роли мона- шества и монасты рей в буддизме
Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделе-ние существен-ной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)
Формирование целостного социально-ориентирован-ного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
Тема
18,
4 кл.

Тема
15,
5 кл.







Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Литература для учителя

Справочные издания
1. Андросов В.П. Словарь индо - тибетского и российского буддизма: главные имена, основные термины, доктринальные понятии. М., 2000. 2. Гаврилова Ю.Б., Емельянов В.В. Ислам: карманный словарь. СПб., 2002.
3. Еврейская энциклопедия: в 16 т. М., 1991.
4. Ислам классический: энциклопедия / под ред. К. Королева. М., 2005.
5. Ислам на территорин бывшей Российской империи: энциклопедический словарь. Вып. 1- 4. М., 1998-2003. (Вып. 1- 3 переизданы: М., 2006.)
6. Энциклопедический словарь. М., 1991.
7. Католическая энциклопедия. Т. 1-3. М., 2001-2006.
8. Краткая еврейская энциклопедия: в 11 т. Иерусалим. 1982- 2001. (Т. 1-7. М., 1996.)
9. Мифологический словарь / под ред. Е.М. Мелетинского. М., 2003.
10. Мифы народов мира: энциклопедия/ под ред. С.А.Токарева: в 2т.М.,2003. 11. Народы и религии мира: энциклопедия/ под ред. В.А. Тишкова. М., 1999. 12.Православная энциклопедия. Т. 1-23. М., 2000 - 2010. 13.Религии народов современной России. А – Я: словарь. М., 2002. 14.Религиоведение: энциклопедический словарь. М., 2005. 15.Христианство: энциклопедический словарь: в 3 т. М., 1993-1995. 16.Энциклопедия для детей. Т. 6: Религии мира. Ч. 1-2. М., 2002.

Научная и научно-популярная литература
Ко всему курсу
1. Мюллер М. От слова к вере: миф и религия. М., 2002.
2. Леви-Врюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., l999.
3. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. СПб., 2006.
4. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.
5. Токареве С.А. Религии в истории народов мира. М., 2005.
6. Всеобщая история религий мира. М., 2006.
7. Мень А., прот. История религий: в 7 т. М., 1993.
8. Васильев Л.С. История религии Востока М., 2006.
9. Религиозные традиции мира: в 2 т. М., 1996.
Христианство
1. Аввакум (Петров), прот. Житие протопопа Аввакума. М., 2001.
2. Бегунов Ю.К. Александр Невский. М., 2003.
3. Библия, изложенная лля семейного чтения. М., 2006.
4. Библия: книги Священного Писания. Ветхого и Нового Завета. М., 2007.
5. Богданов А. П. Русские патриархи 1589 - 1700 гг.: в 2 т. М., 1999.
6. Борисов Н.С. Сергий Радонежский. М., 2006.
7. Булгаков С.Н. Православие: очерки учения Православной церкви. М., 1991.
8. Великий князь Александр Невский / сост. А.Ю. Карпов. М., 2002.
9. Вениамин (Федченков), митр. Божьи люди: мои духовные встречи. М., 1998.
10. Вострышев М.И. Патриарх Тихон. М., 2004.
11. Глубоковский Н.Н. Библейский словарь. Сергиев Посад. 2007.
12. Годри И. Лютер. М., 2000.
13. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви: в 4 т. М., 1997-1998.

Информационная поддержка на сайте «Русская Православная Церковь».

Требования к уровню подготовки
Результаты изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»
Знать и понимать:
- основные понятия религиозных культур;
- историю возникновения религиозных культур;
- историю развития различных религиозных культур в истории России;
- особенности и традиции религий;
- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.
Уметь:
- описывать paзличные явлении религиозных традиций и культур;

- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

- излагать свое мнение но новоду значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культурыы;

- строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах; слушать собеседника и излагать свое мнение;

- готовить сообщения по выбранным темам.












15