Календарно-тематические планы по литературе



Дата № урока Тема урока Тип урока Методические приёмы Основное содержание Теория литературы Д/з
Литература начала XX века (3 ч.)
01.09 1 (1) Россия рубежа XIX – XX веков. Историко-культурная ситуация. Урок - лекция Лекция с элементами беседы Показать взаимосвязь и взаимовлияние литературы и общественной мысли конца XIX — начала XX вв. с историческими процессами в стране и в мире. Прочитать вводные статьи учебника, дополнить конспект лекции.

02.09 2 (2) Русская литература на рубеже веков Комбинированный урок Лекция, сообщения обучающихся, беседа по вопросам Дать представления о тенденциях русской литературы конца XIX — начала XX вв.; дать толкования понятиям «серебряный век», «модернизм», «декаданс». Серебряный век Доработать конспект лекции.
Перечитать рассказ И. А. Бунина «Антоновские яблоки».

05.09 3 (3) Основные направления развития русской литературы Урок - лекция Лекция Знать основные темы и проблемы русской литературы ХХ в.
Уметь соотносить процесс развития русской литературы с литературой других стран, с мировой культурой
Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа
Проза начала XX века (20 ч.)
Творчество Ивана Алексеевича Бунина (4 ч)
08.09 1 (4) И.А. Бунин: очерк жизни и творчества. Поэтический мир И.А. Бунина Комбинированный урок лекция учителя, сообщения учеников, анализ рассказа. Дать краткий обзор жизненного и творческого пути Бунина; показать своеобразие стиля Бунина на примере анализа рассказа «Антоновские яблоки». Выучить наизусть
09.09 2 (5) «Острое чувства кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Урок – анализ произведения Аналитическое чтение Раскрыть философское содержание рассказа Бунина. Развивать умение анализировать текст произведения. Перечитать рассказы Бунина о любви

12.09 3 (6) Цикл «Тёмные аллеи». Любовь в прозе Бунина И.А. Урок – презентация рассказа Аналитическая беседа, представление рассказов, выразительное чтение Показать своеобразие рассказов, новизну в изображении психоло-гического состояния человека; вызвать желание обсудить прочитанное; увидеть неоднозначность трактовок рассказов. Развивать умение анализировать текст произведения; раскрыть значение темы любви в творчестве Бунина. Приготовить пересказ 1 из понравившихся рассказов о любви

15.09 4 (7) Р.Р. Анализ рассказа «Чистый понедельник» Урок развития речи Аналитическая беседа, выразительное чтение Уметь определять стилистическую окрашенность повествования; анали-зировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой произведения; передавать информа-цию адекватно по-ставленной цели Сочинение по творчеству И.А. Бунина
Творчество Александра Ивановича Куприна (3 ч)
16.09 1 (8) А.И. Куприн: жизнь и творчество. Комбинированный урок рассказ учителя, доклад ученика, аналитическая беседа Дать обзор творчес-кого пути Куприна в сопоставлении с творчеством Бунина; раскрыть идею и художественные особенности повести «Олеся». Перечитать повесть Куприна «Олеся».
Ответить на вопросы (в тетради)
19.09 2 (9) Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся» Комбинированный урок Ан6алитическая беседа, комментированное чтение Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории лит-ры Перечитать «Гранатовый браслет»
22.09 3 (10) «Талант любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет» Комбинированный урок Комментированное чтение, аналитическая беседа Поговорить о великой и вечной духовной ценности человека-любви; показать, как писатель изображает влияние любви на чело-века; пробудить жела-ние обучающихся фи-лософствовать на тему любви; учить отстаи-вать своё мнение, при-водя аргументы из текста. Показать роль детали в произведении.
Написать сочинение по творчеству А.И. Куприна.

Творчество Владимира Галактионовича Короленко (2 ч)
23.09
26.09 1 — 2 (11- 12) В.Г. Короленко: реалистическое творчество писателя. Анализ произведений «Река играет», «Без языка» Комбинированный урок Беседа по материалам уроков, выразительное чтение Дать обзор творчес-кого пути Короленко. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории лит-ры Прочитать рассказы В.Г. Короленко «Без языка», «Река играет»
Творчество Аркадия Аверченко (1 ч.)
13.10 1 (13) Традиции русской сатиры в прозе А.Т. Аверченко Комбинированный урок Рецензирование, обсуждение сочинений; рассказ учителя; анализ текста, доклад ученика. Представить творчество А. Т. Аверченко (1881—1925) с точки зрения продолжения традиций русской литературы. Выявить особенности его произведений через их анализ. Перечитать: Л. Андреев «Иуда Искариот»
Творчество Леонида Николаевича Андреева (1 ч)
14.10 1 (14) «Претворение евангельского сюжета в повести Л.Андреева «Иуда Искариот» Комбинированный урок Рассказ учителя, беседа, повторение пройденного, межпредметные связи (с историей), комментированное чтение, анализ текста. Расширить знания учеников о творчестве Л.Н. Андреева, показать актуальность его творчества, совер-шенствовать навыки анализа текста.
Творчество Максима Горького (6 ч.)
29.09 1 (15) М.Горький: очерк жизни и творчества. Романтизм Горького Урок - лекция лекция с элементами беседы Познакомить учеников с вехами биографии и творчества Горького; показать особенности романтизма Горького. Перечитать пьесу М.Горького «На дне»
30.09 2 (16) Новаторство Горького-драматурга Урок - лекция Лекция с элементами беседы Сопоставление основных принципов драматургии М.Горького и Б.Брехта. Уметь раскрыть конкретно-историческое и общечеловеческое содержание
03.10 3 (17) Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне» Урок-анализ пьесы Аналитическая беседа по вопросам Показать новаторство Горького; определить составляющие жанра и конфликта в пьесе. Пьеса Выявить роль Луки в пьесе. Выписать его высказывания о людях, о жизни, о правде, о вере.
06.10 4 (18) «Во что веришь – то и есть». Роль Луки в драме «На дне» Урок-анализ пьесы дискуссия, аналитическая беседа, чтение отрывков пьесы Создать проблемную ситуацию и побудить учеников к высказы-ванию собственной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию Выяснить, как решается вопрос о правде в пьесе. Найти высказывания разных героев о правде
07.10 5 (19) «Вопрос о правде в драме Горького «На дне» Урок-анализ пьесы Аналитическая беседа, выразительное чтение пьесы, дискуссия Выявить позиции героев пьесы и автор-скую позицию по отношению к вопросу о правде
10.10 6 (20) Публицистика М. Горького Комбинированный урок Аналитическая беседа, работа с книгой дать понятие о «социалистическом реализме» как новом методе, открытом Горьким
Поэзия Серебряного века (22 ч)
17.10 1 (21) Символизм как литературное течение начала 20 века. «Старшие символисты» Урок-лекция Лекция учителя, работа с учебником Дать понятие о символизме; кратко охарактеризовать творчество основоположников русского символизма Символизм Анализ 1 стих-ия (на выбор)
20.10 2 (22) Русская поэзия Серебряного века. Поэзия «младосимволистов» Урок - лекция Лекция учителя, анализ стих-ий (проверка домашнего задания) Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения «младосимволистов» Перечитать статью учебника стр. 20-36; выучить стих-ие В.Я. Брюсова
21.10 3 (23) В.Я. Брюсов как теоретик символизма. Очерк жизни и творчества Комбинированный урок Сообщение ученика, лекция учителя, чтение и анализ стих-ий Показать значение творчества Брюсова для русской поэзии; разобраться в особенностях поэтики Брюсова Выучить на выбор стихотворение К. Бальмонта
Индивидуальное задание: подготовить сообщение о биографии поэта.
24.10 4 (24) «Поэзия как волшебство» в творчестве К.Д. Бальмонта Комбинированный урок Сообщение ученика, лекция учителя, чтение и анализ стих-ий Показать яркую индивидуальность поэта, разобраться в его «творческой лаборатории»: дать представление об особенностях поэзии. Письменный анализ 1 стих-ия К.Бальмонта
27.10 6 (25) Акмеизм как национальная форма неоромантизма Урок - лекция Лекция учителя, комментированное чтение, работа с учебником Дать понятие об акмеизме; выделить основные черты его поэтики; дать краткую характеристику творчества поэтов-акмеистов. Акмеизм Перечитать статью учебника стр. 36 -42, дополнить конспект лекции.
Индивидуальное задание: сделать сооб-щение по биографии Н.С.Гумилёва
28.10 7 (26) Мир образов Николая Гумилёва Урок - анализ стих-ий Сообщение ученика, лекция учителя, чтение и анализ стих-ий Дать представление о личности и поэзии Н. Гумилёва; закрепить понятие об акмеизме. Совершенствовать навыки анализа стих-ий. Выучить наизусть 1 из ранних стих-ий А.Ахматовой.
Индивидуальное зада-ние: сообщение по био-графии А.Ахматовой
07.11 8 (27) Биография и особенности творческого пути А.А. Ахматовой. Анализ ранней лирики Урок – анализ стих-ий Сообщение обучающегося, лекция учителя, чтение и анализ стих-ий Дать представление о личности поэта, о мотивах и настроениях ранней лирики Синекдоха Выучить отрывок из поэмы «Реквием»
10.11 9 (28) Тема Родины в лирике А.А. Ахматовой. Гражданские мотивы творчества Урок — систематизация ЗУН лекция учителя, чтение и анализ стих-ий Сопоставление гражданской лирики А. Ахматовой с поэзией Н. Некрасова. Формировать умение анализировать стих-ия Выучить и попробовать разобрать стих-ие поэта-футуриста (на выбор)
11.11 10 (29) Футуризм. Эгофутуристы, кубофутуристы. Эстетические и формальные эксперименты футуристов Урок - лекция Лекция учителя с элементами беседы, работа с учебником Дать понятие о футуризме; сделать обзор творчества поэтов-футуристов. Совершенствовать навыки анализа стих-ий. Футуризм Выучить стих-ие И.Северянина
Индивидуальное задание: сообщение «Авангардная живопись начала XX века»
14.11 11 (30) «Эгофутуризм» Игоря Северянина: анализ произведнеий «Увертюра», «Стансы» Комбинированный урок Лекция учителя, сообщение ученика, чтение и анализ стих-ий Познакомить обучающихся с личностью и поэзией И.Северянина, показать истоки и значение его творчества Эгофутуризм Выучить наизусть 1 стих-ие В. Хлебникова (любое)
17.11 12 (31) Биография и особенности творческого пути В. Хлебникова. Анализ лирики Комбинированный урок Лекция учителя, сообщение ученика, чтение и анализ стих-ий Познакомить обучающихся с личностью и поэзией В.Хлебникова, показать истоки и значение его творчества Р.Р. Сочинение «Поиски и находки поэтов Серебряного века»
18.11 13 (32) А.А. Блок: личность и творчество. Поэтический путь Блока и «трилогия вочеловечения» Урок - лекция Лекция учителя, выразительное чтение и анализ стих-ий Познакомить уч-ов с атмосферой, в кото-рой вырос Блок; по-казать, как факты лич-ной биографии отра-жаются в поэзии Бло-ка; показать особен-ности поэтики первой книги – «Стихов о Прекрасной Даме» Выучить наизусть 1 стих-ие из сборника «Стихи о Прекрасной Даме»
21.11 14 (33) Биографическая и философская основа стихов первого тома «Стихи о Прекрасной Даме» Урок – анализ стих-ия Лекция с элементами беседы, анализ стих-ия Показать, как меняется настроение и тональность блоков-ской лирики во второй книге стихов; дать анализ стих-ия А.А. Блока «Незнакомка» Выучить отрывок из стих-ия «Незнакомка» наизусть

24.11 15 (34) «Это всё – о России»: тема Родины в творчестве А.А. Блока Комбинированный урок Лекция с элементами беседы, анализ стих-ий Раскрыть значение образа России в творчестве А.Блока. Совершенствовать навыки анализа стих-ий. Перечитать поэму «Двенадцать»
25.11 16 (35) Поэма А.А. Блока «Двенадцать»: жанр, стиль, композиция, философская проблематика Урок – анализ поэмы Аналитическое чтение поэмы Раскрыть идейно-художественное своеобразие поэмы; показать полемический характер поэмы, её художественные особенности. Поэма Прочитать статью учебника стр. 49-54
28.11 17 (36) Р.Р. Систематизация материалов к сочинению по творчеству А.А. Блока Урок развития речи Подготовка к написанию сочинения по темам: «Лирика Блока как «трилогия вочесловечения»»; «Тема любви...»; «Образ России в поэзии А.А. Блока»; «Художественное своеобразие поэмы «Двенадцать»
01.12 18 (37) Новокрестьянские поэты: поэзия Н. Клюева, С. Клычкова, П. Орешина. Урок - лекция Лекция с элементами беседы Дать понятие о новокрестьянской поэзии, показать её духовные и поэтические истоки; обзорно рассмотреть творчество Н.Клюева, С. Клычкова, П.Орешина – показать общие мотивы и различия в творчестве Неокрестьянские поэты Выучить наизусть 1 из стих-ий (любое)
02.12 19 (38) Сергей Есенин как национальный поэт. Трагические мотивы в творчестве и судьбе поэта Урок - лекция Лекция с элементами беседы, анализ стих-ий Познакомить уч-ов с особенностями твор-ческого метода поэта; показать народность творчества С. Есенина Сопоставить стих-ия (по группам) Ф.Тютчева «Чародейкою зимою», А. Фета «Печальная берёза» и С. Есенина «Пороша» и «Берёза»
05.12 20 (39) Любовная лирика С. Есенина Урок – анализ стих-ий Лекция с элементами беседы, аналитическое чтение стих-ий Показать динамику развития любовной лирики С. Есенина. Совершенствовать навыки анализа стих-ий. Выучить 1 стих-ие о любви наизусть
08.12 21 (40) Поэма С.А. Есенина «Анна Снегина»: проблематика и поэтика Урок- анализ поэмы Аналитическое чтение поэмы Показать, что поэма С.А. Есенина «Анна Снегина» - одно из выдающихся произведений русской литературы. Лейтмотив Перечитать поэму С.Есенина «Чёрный человек»
09.12 22 (41) Трагизм поэмы С. Есенина «Чёрный человек» Урок – анализ поэмы Аналитическое чтение поэмы с комментариями учителя Показать, как создаётся трагический пафос поэмы Читать раннюю лирику В. Маяковского
Индивидуальное задание: сообщение о биографии В.Маяковского
Литературный процесс 20-х гг XX века (9 ч )
12.12 1 (42) Общая характеристика литературного процесса 20-х гг. Урок - лекция Лекция учителя Дать представления о тенденциях русской литературы 20-х гг XX века. Охарактеризовать литературный процесс 20-х гг XX века. Прочитать статью учебника стр. 225-260, дополнить конспект лекции
15.12 2 (43) В.В. Маяковский: новаторский характер и лирический пафос творчества Комбинированный урок Лекция с элементами беседы, сообщение ученика, чтение и анализ стих-ий, комментированное чтение Дать представление о раннем творчестве В.В. Маяковского, его новаторском характере; показать творчество В. Маяковского советского периода как отражение революции. Выучить 1 стих-ие наизусть (любое)
16.12 3 (44) Поэма В.В. Маяковского «Облако в штанах»: развитие идеи произведения. Урок – анализ поэмы Аналитическое чтение поэмы Показать логику развития идеи произведения; раскрыть новаторские особенности пьесы Тетраптих Прочитать пьесу «Клоп»
19.12 4 (45) Настоящее и будущее в пьесе В.В. Маяковского «Клоп» Урок – анализ поэмы Аналитическое чтение поэмы Разобраться, что является объектом сатиры в пьесе; раскрыть новаторские особенности пьесы Написать сочинение по творчеству А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского (на выбор)
22.12 5 (46) Роман А.А. Фадеева «Разгром»: особенности жанра и композиции Комбинированный урок Лекция с элементами беседы, выразительное чтение отрывков романа Дать представление о личности писателя; дать краткий обзор литературной ситуации 1920 – 30-х годов; определить особенности жанра и композиции романа. Сопоставить образы Морозки и Мечика: подобрать эпизоды, характеризующие героев
23.12 6 (47) «Морозко и Мечик: народ и интеллигенция в романе А.А. Фадеева «Разгром» Комбинированный урок Аналитическая беседа Выявить авторское отношение к проблеме интелли-генция и революция, сопоставив образы Морозки и Мечика.
Рассмотреть проблему гуманизма в романе. Тест по творчеству поэтов и писателей 20-х гг XX века
26.12 7 (48) «Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина «Мы» Комбинированный урок Разъяснение понятий, рассказ учителя, лекция с элементами беседы по тексту романа Углубить представ-ление обучающихся о жанре антиутопии, разобраться в пробле-матике романа, позна-комить с биографией писателя. Показать гуманистическую направленность про-изведения, утвержде-ние писателем чело-веческих ценностей. Утопия
Антиутопия Перечитать повесть А. Платонова «Котлован».
Ответить на вопросы (письменно) по роману Е.Замятина «Мы»
12.01 8 (49) «Характерные черты времени в повести А.П. Платонова «Котлован» Комбинированный урок Рассказ учителя, аналитическая беседа по тексту произведения Дать представление о личности писателя; показать актуальность и вневременную цен-ность произведения А.Платонова. показать философский, обоб-щающий смысл кате-горий пространства и времени в повести «Котлован» Повесть Найти метафоры, ключевые слова и фразы в повести «Котлован»
13.01 9 (50) Метафоричность художественного мышления А. Платонова в повести «Котлован» Комбинированный урок Беседа по содержанию повести, выявление ключевых слов, образов, фраз Объяснить значение метафоричности, образов-символов для понимания художес-твенного замысла А. Платонова Метафора Письменная работа по творчеству Е.Замятина и А.Платонова
Литературный процесс 30-х – начала 40-х гг. XX века (20 ч.)
16.01 1 (51) Общая характеристика литературного процесса 30-х – начала 40-х гг. Урок - лекция Лекция учителя Дать представления о тенденциях русской литературы 30-х – начала 40-х гг XX века. Охарактеризовать литературный процесс 30-х – начала 40-х гг XX века. Перечитать сатирические произведения М. Булгакова.
Индивидуальное задание: приготовить сообщение по биогра-фии М. Булгакова
19.01 2 (52) Михаил Афанасьевич Булгаков: жизнь, творчество, личность. Сатира Булгакова Комбинированный урок Лекция с элементами беседы, сообщение ученика, анализ сатирических произведений Знакомство с биографией писателя, сложной судьбой его произведений; зак-репить понятие о са-тире, прояснить цели булгаковской сатиры, показать мастерство и гражданское мужес-тво писателя. Показать актуаль-ность произведений М. Булгакова Сатира
Ирония
Юмор
Сарказм
Прочитать и законспектировать статью учебника стр. 463 – 470
20.01 3 (53) Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: история романа, жанр и композиция. Комбинированный урок Лекция с элементами беседы, работа с учебником Рассказать о значении романа, его судьбе; показать особенности жанра и композиции романа Найти внутренние соответствия евангельских и московских глав романа
23.01 4 (54) Три мира в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Комбинированный урок Работа с текстом, анализ стилевых особенностей романа Понять замысел писателя; заметить и осмыслить переклички линий романа Прочитать статью учебника стр. 470 – 479, ответить на вопросы стр. 479 - 480
26.01 5 (55) Любовь и творчество в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Комбинированный урок Работа с текстом, беседа, тест Уяснить нравствен-ные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель; проверить знания обучающихся по содержанию романа Написать сочинение по творчеству М.А. Булгакова
27.01 6 (56) Обзор творчества В.В. Набокова. Опыт медленного чтения рассказа «Круг» Комбинированный урок Лекция, комментированное чтение, аналитическая беседа Дать краткую характеристику лит-ры русского зару-бежья «первой волны» и творчества В.В. Набокова; попытаться раскрыть особенности творческого метода Набокова. Написать сочинение по роману В. Набокова «Приглашение на казнь»
30.01 7 (57) Тема русской истории в творчестве А.Н. Толстого Урок- лекция Лекция учителя, беседа (межпредметная связь с историей) Познакомить обучающихся с биографией писателя, раскрыть причины, побудившие А.Н. Толстого написать роман о Петре 1. Перечитать роман, сделать обзор содержания
02.02 8 (58) «Панорама русской жизни в романе А.Н. Толстого «Пётр Первый» Урок – анализ произведения Беседа по вопросам, работа с текстом Соотнести реальное время и пространство России первой четвер-ти XVIII века с худо-жественным временем и пространством ро-
мана Толстого; прив-лечь внимание к глав-ной проблеме – изоб-ражению творческого труда народа, созида-ющего новую куль-туру; ощутить патри-отический пафос ро-мана, глубину изоб-ражения социальных противоречий эпохи мемуары Написать мини-сочинение «Пётр и его сподвижники в романе»
03.02 12 (59) Поэтический мир Марины Цветаевой Комбинированный урок Рассказ учителя, выразительное чтение стих-ий, анализ стих-ий, комментарии учителя Рассказать об основных темах и мотивах цветаевской лирики, особенностях лирической героини стих-ий, дать ключ к поэзии М. Цветаевой. Совершенствовать навыки анализа стих-ий. Внимательно прочитать стих-ие М.Цветаевой «Молодость» и сделать его разбор
06.02 13 (60) Анализ стихотворений М. Цветаевой «Молодость», «Тоска по Родине» Урок – анализ стих-ий Анализ стих-ий, постановка вопросов по теме, повторение теории лит-ры Помочь ученикам разобраться в особен-ностях поэтического текста Цветаевой. Показать своеобразие поэзии Цветаевой; формировать навыки анализа поэтического текста; показать тра-гичность мироощу-щения поэта; приви-вать ученикам глубо-кое уважение к исто-рии и культуре своей страны Выучить наизусть стих-ие М.И. Цветаевой (любое)
09.02 14 (61) Человек и природа в поэзии Н.А. Заболоцкого Комбинированный урок Лекция с элементами беседы, анализ стих-ий Познакомить учеников с основными вехами биографии Н.А. Заболоцкого; дать обзор его поэзии, остановившись на главных темах творчества. Совершенствовать навыки анализа стих-ий. Выучить стих-ие Н.А.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»
Индивидуальное задание: подготовить сообщение о биографии М.А. Шолохова
10.02 15 (62) М.А. Шолохов: жизнь, творчество, личность. История создания романа «Тихий Дон» Урок - лекция Лекция учителя, сообщение ученика, использование межпредметных связей Дать представление о личности М.А. Шолохова и значении его произведений. Раскрыть особенности жанра романа «Тихий Дон», рассказать историю создания романа Роман-эпопея Перечитать 1-2 части 1 тома романа
Ответить на вопросы: - какие семьи находятся в центре повествования?
- как описывает Шолохов донскую природу, казачий хутор?
13.02 16 (63) Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон» Комбинированный урок Беседа, выразительное чтение отрывков романа, элементы сопоставительного анализа Показать, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, на примере изображения Шолоховым казачьих семей Батальные сцены 3 части романа – анализ.

16.02 17 (64) «Чудовищная нелепица войны» в изображении М. Шолохова Комбинированный урок Беседа, анализ эпизода, использование межпредметных связей с историей Показать развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и влияния её на человека. Подобрать эпизоды (по книге второй):
гражданская война как трагедия народа
17.02 18 (65) «В мире, расколотом надвое»: гражданская война в изображении М. Шолохова Комбинированный урок Рассказ учителя, анализ эпизодов, повторение изученного, просмотр видеофильма (отрывки) Показать гражданское и писательское мужество Шолохова, одним из первых сказавшим правду о гражданской войне как о трагедии народа Составить план «Судьба Григория Мелехова»
20.02 19 (66) Судьба Григория Мелехова. Григорий и Аксинья (роман «Тихий Дон» М.А. Шолохова) Комбинированный урок Беседа по плану, корректировка составленного плана Показать неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества. Показать, как утверждаются Шолоховым вечные ценности жизни: дом, труд, любовь Перечитать роман М.А. Шолохова «Поднятая целина»
24.02 20 (67) Обзор романа М.А. Шолохова «Поднятая целина» Комбинированный урок Лекция учителя, анализ эпизодов Дать общую характеристику романа М.А. Шолохова «Поднятая целина»: тема, идея, главные герои; проанализировать несколько эпизодов Написать сочинение по творчеству М.А. Шолохова
Литература периода Великой Отечественной войны (3 ч)
27.02 1 (68) Поэзия и проза Великой Отечественной войны (обзор) Урок - лекция Лекция учителя Показать истоки изображения войны в лит-ре военных лет, дать обзор произведений разных жанров Выучить стих-иевоенных лет, сделать его анализ
02.03 2 (69) Военная поэзия (обзор). Урок — анализ стих-ий Лекция с элементами беседы, чтение и анализ стих-ий, прослушивание записи песен военных лет Дать обзор поэзии времён ВОВ; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя Прочитать статью учебника о прозе военных лет стр.
Индивидуальные сообщения
03.03 3 (70) «Лейтенантская проза» (обзор) Урок - лекция Лекция учителя, сообщения уч-ов Дать обзор произве-дений о войне; познакомить с отрыв-ками из мемуаров военачальников, пробудить интерес к истории войны, истории своей семьи Мини-сочинение «Война в истории моей семьи»
Литературный процесс 50 – 80-х гг. XX века (11 ч )
06.03 1 (71) Общая характеристика литературного процесса 50 – 80-х гг. Урок - лекция Лекция учителя Дать обзор литера-турной ситуации периода «оттепели», представления о тенденциях русской литературы 50-х – начала 80-х гг XX века. Охарактеризовать литературный процесс 50-х – начала 80-х гг XX века. Перечитать произведения А.Т. Твардовского
09.03 2 (72) А.Т. Твардовский: творчество и судьба. Поэма «Страна Муравия» Комбинированный урок Обсуждение мини-сочинений, лекция, повторение вопросов теории лит-ры, беседа по вопросам, анализ текста поэмы Дать обзор жизнен-ного и торческого пути А.Т. Твардовс-кого; показать значе-ние его творчества и общественной дея-тельности; определить жанровые особен-ности и идейное содержание поэмы «Страна Муравия» Народность Выразительное чтение отрывка поэмы
10.03 3 (73) А.Т. Твардовский поэма «По праву памяти»: жанровые особенности и идейное содержание Комбинированный урок Беседа по вопросам, анализ текста поэмы, выразительное чтение отрывков Определить жанровые особенности и идейное содержание поэмы «По праву памяти». Определить место поэмы в русской лит-ре, показать народность и новаторство поэмы Познакомиться с лирикой А.Т. Твардовского, ответить на вопрос: Какие традиции русской лирики нашли отражение в творчестве поэта?
13.03 4 (74) Лирика А.Т. Твардовского Урок — анализ стих-ий Лекция с элементами беседы, анализ стих-ий Показать эволюцию лирики Твардовского, особенности лирического героя, гражданское мужество поэта. Совершенствовать навыки анализа стих-ий. Выучить 1 стих-ие А.Т. Твардовского наизусть (любое)
16.03 5 (75) Б.Л. Пастернак: начало творческого пути. Лирика Комбинированный урок Лекция, анализ стих-ий, беседа Познакомить уч-ов с биографией поэта, разнообразием его дарований; дать представление о раннем творчестве Пастернака; совершенствовать навыки анализа текста Выучить наизусть стих-ие (на выбор)
17.03 6 (76) Человек, история и природа в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» Комбинированный урок Лекция с элементами беседы, анализ эпизодов Рассказать осудьбе романа; дать представление о взглядах Пастернака на соотношение человека и истории; показать гуманизм и ценность этих взглядов Найти в романе «Доктор Живаго» христианские образы, символы, лексику; подумать, какую роль они играют
20.03 7 (77) Христианские мотивы в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Стихотворения Юрия Живаго Комбинированный урок Комментированное чтение эпизодов, лекция с элементами беседы, чтение и анализ стих-ий Постараться понять значение христианских мотивов в творческом замысле Пастернака; определить место и значение «Стихотворений Юрия Живаго» в композиции и замысле романа Написать сочинение по творчеству А.Т. Твардовского или Б.Л. Пастернака
23.03 8 (78) Литература «оттепели» Урок - лекция Лекция учителя Дать общую характеристику литературного процесса конца 50-х гг; показать роль литературы в духовном обновлении общества Выбрать для чтения в классе отрывки из «Архипелага ГУЛАГ»
24.03 9 (79) А.И. Солженицын: судьба и творчество писателя Урок - лекция Лекция учителя, комментированное чтение Показать значение фигуры А.И. Солженицына в лит-ре и развитии общес-твенной мысли стра-ны; дать краткий обзор его произ-ий Перечитать рассказ «Один день Ивана Денисовича»
03.04 10 (80) Анализ рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Комбинированный урок Аналитическая беседа, комментированное чтение Показать публицистичность рассказа, его значение, вызвать эмоциональный отклик при анализе рассказа Перечитать рассказ «Матрёнин двор».
-Каков символический смысл «Матрёнина двора»
06.04 11 (81) Философский смысл рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор» Комбинированный урок Аналитическая беседа, сопоставление текстов Попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека», разобраться в философском смысле рассказа Написать сочинение по творчеству А.И. Солженицына
Особенности развития поэзии и прозы в 60-90-е годы XX века (9 ч )
07.04 1 (82) «Деревенская проза»: истоки, проблемы, герои. Герои В.М. Шукшина Комбинированный урок Лекция, аналитическая беседа Дать представление о «деревенской» прозе: истоки, проблемы, герои. Познакомить с творчеством В.М. Шукшина (обзор) Перечитать повесть В.Астафьева «Царь-рыба»
Индивидуальное задание: сообщение по биографии Астафьева
10.04 2 (83) Взаимоотношения человека и природы в рассказах В.П. Астафьева «Царь-рыба» Комбинированный урок Аналитическая беседа, сообщение ученика, комментарий учителя Познакомить уч-ов с биографией писателя. Показать нравствен-ные идеалы писателя; раскрыть философ-ский смысл цикла «Царь-рыба». Показать истоки и текущее состояние напряжённых проблем взаимоотношения человека и природы, а также их отражение в книге Астафьева. Перечитать повесть В.Г.Распутина «Последний срок»
Индивидуальное задание: сообщение по биографии Распутина
13.04 3 (84) Нравственное величие русской женщины в повести В.Г. Распутина «Последний срок» Урок - коллоквиум Самостоятельная работа уч-ся, сообщение ученика, коллоквиум Дать краткий обзор творчества В.Г. Распутина, обратить внимание на проб-лемы, которые ставит писатель; совершен-ствовать навыки анализа текста, активизировать самостоятельную работу уч-ся Коллоквиум Перечитать повесть Распутина «Прощание с Матёрой»
14.04 4 (85) Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» Комбинированный урок Лекция учителя, аналитическая беседа, сообщения учеников (по парам) Дать краткий обзор творчества В.Г. Распутина, обратить внимание на разнообразие проб-лем, которые ставит писатель; форм-ть неравнодушное отношение к проблемам своей страны, чувство ответственности за её судьбу Перечитать поывесть Трифонова «Обмен»
17.04 5 (86) Нравственная проблематика и художественные особенности повести Ю.В. Трифонова «Обмен» Комбинированный урок Лекция учителя, аналитическая беседа Дать понятие о «городской» прозе, краткий обзор центральных её тем; совершенстввовать навыки анализа текста. Дать краткий обзор торческого и жизненного пути Ю.В. Трифонова Задания по группам: представить творчество молодых поэтов 60-х: А.Вознесенского, Р.Рождественского, Е.Евтушенко, Б.Ахмадулиной
20.04 6 (87) Новые темы, проблемы, образы поэзии периода «оттепели» Комбинированный урок Лекция, сообщения учеников, выразительное чтение стих-ий Показать роль поэзии периода «оттепели» в общественной жизни страны; дать краткий обзор — характерис-тику поэзии «шестидесятников» Выучить стих-ие одного из поэтов - «шестидесятников» (любое)
21.04 7 (88) «Тихая лирика» и поэзия Николая Рубцова Урок — анализ стих-ий Лекция, аналитическая беседа, выразительное чтение стих-ий с элементами анализа Показать связь «тихой лирики» с литератур-ной традицией; дать представление о поэтическом мире Н. Рубцова, познакомить с этапами его творчес-кого пути, осветить роль его лирики в истории русской поэзии XX века. Выучить стих-ие Н. Рубцова наизусть (любое)
24.04 8 (89) Драматургия А. Вампилова. Стечение обстоятельств в пьесе «Старший сын» Комбинированный урок Лекция, просмотр эпизодов фильма и анализ этих эпизодов, аналитическая беседа Показать значение драматургии Вампилова для русской лит-ры; разобраться в художественных особенностях и идейном своеобразии пьесы «Старший сын» Задание по группам: подготовить сообщения-представления о поэтах, писавших в жанре «авторской песни»
27.04 9 (90) Авторская песня Урок - концерт Рассказ учителя, сообщения учеников, прослушивание песен и комментарии к ним Показать роль авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культцры страны Написать сочинение по литературе 60-80-х гг.
Литература последних десятилетий (6 ч )
28.04 1 (91) Литература на современном этапе Урок - лекция Лекция учителя, беседа по прочитанным произведениям Дать обзор произведений последних лет; показать тенденции современной лит-ры; дать понятие о постмодернизме Постмодернизм Прочитать статью учебника стр. , доработать конспект лекции
04.05 2 (92) Проза Татьяны Толстой Комбинированный урок Лекция, аналитическая беседа Дать краткий анализ творчества Т. Толстой как яркого представителя постмодернизма; обратить внимание на проблемы, которые затрагивает автор Перечитать рассказ в.Пелевина «Омон Ра»
05.05 3 (93) Фантомность реальности в повести В. Пелевина «Омон Ра» Комбинированный урок Лекция, аналитическая беседа Дать краткий анализ творчества В. Пелевина как яркого представителя постмодернизма; обратить внимание на проблемы, которые затрагивает автор Проанализировать рассказ С. Довлатова (по выбору)
08.05 4 (94) «Новый автобиографизм» Сергея Довлатова Комбинированный урок Лекция, аналитическая беседа, сообщения уч-ся Дать краткий обзор прозы С. Довлатова, остановившись на его художественном методе; совершенс-твовать навыки анализа текста Выучить 1 стих-ие И. Бродского наизусть (по выбору)
11.05 5 (95) Поэзия Иосифа Бродского Комбинированный урок Лекция, выразительное чтение стих-ий и их анализ Дать краткий обзор поэзии И. Бродского; познакомить с основами его поэтики. Совершенствовать навыки анализа стих-ия Подготовка к семинару по новейшей русской литературе
12.05 6 (96) Семинар по новейшей русской поэзии и прозе Урок - семинар Лекция учителя, чтение и анализ стих-ий, беседа, сообщения уч-ся Познакомить обучающихся с направлениями, школами, группами в новейшей русской поэзии и прозе. Проверить уровень усвоения знаний Иронизм
Концептуальная поэзия
Поэзия имиджа Написать сочинение «Литература на современном этапе»
Зарубежная литература (5 ч )
15.05 1 (97) Бернард Шоу «Пигмалион»: особенности пьесы. Урок внеклассного чтения Беседа по вопросам, творческая работа Раскрыть духовно-нравственные проблемы пьесы; познакомить обучающихся с творчеством Б.Шоу, проблемами, которые затрагивал автор в своих произведениях Парадокс как художественный приём Прочитать пьесу Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца»
18.05
19.05 2 - 3 (98-99) Эрих Мария Ремарк «Три товарища»: трагическая концепция жизни в романе. Урок внеклассного чтения Беседа по вопросам, выразительное чтение отрывков романа Познакомить уч-ся с биографией автора, как наиболее яркого представителя «поте-рянного поколения»; раскрыть трагическую концепцию жизни в романе; проследить стремление героев романа найти своё место в жизни, опи-раясь на гуманисти-ческие ценности Внутренний монолог Подготовка к зачёту
22.05
25.05 4 - 5 (100-101) Повторение изученного по теме «Литература XX века»

Контрольная работа за курс 11 класса Урок — семинар




Урок — итоговый контроль Зачёт, тест, семинар, беседа, творческие работы Обобщающее повторение курса русской литературы 20 века. Проверить уровень усвоения знаний по предмету