Прикладные задачи в математике
Математические задачи
Прикладные задачи в математике
Автор: Муллагалиева Лейсан Шаукатовна, учитель математики (молодой специалист) МБОУ «ЛИЦЕЙ №159» СОВЕТСКОГО РАЙОНА г. КАЗАНИ
В работе использовались задачи учащихся 5Г класса «ЛИЦЕЙ №159» СОВЕТСКОГО РАЙОНА г. КАЗАНИ:
Валитова Алина
Нуретдинова Алсу
Сагдеева Аида
Задачи представлены без решения.
При изучении математики, так же как при изучении других предметов, у детей возникает вопрос – «А зачем?». Действительно, никто не задумывался, зачем вообще нужно решать математические задачи? Естественно учитель дает ряд стандартных ответов, математика – это основа многих наук. Без математики изучение химии, физики, и даже некоторых разделов биологии не возможно. Без математики и решения задач не могут обойтись такие профессии, как: экономист, программист, инженер, врач, архитектор, военный. Кроме того задачи по математике еще и развивают логическое мышление. Такое умение пригодится и в обычной жизни. Умение решать задачи – один из основных показателей уровня математического развития. Решение задач – работа несколько необычная, а именно умственная работа.
Я работаю с учениками 5-6 классов, и мне это вопрос приходится слышать часто. Первый год я очень затруднялась ответить на этот вопрос и использовала стандартные ответы. Но уже со временем поняла, ведь действительно – ЗАЧЕМ? И вот для ответа на этот вопрос мне очень помогли задачи прикладного характера, задачи связанные с окружающим миром, с жизнью. Поискав в просторах интернета множество задач, мы с ребятами нашли общий язык и с удовольствием принялись изучать математику. Но со временем этот вопрос вернулся ко мне снова, но уже не дети мне его задавали, а я детям. Мне хотелось узнать, понимают ли дети ту или иную тему, как они её понимают, и могут ли использовать приобретенные знания в жизни. Для этого я решила использовать следующий метод. После изучения какой-либо темы, для закрепления ЗУН я начала давать детям в виде домашнего задания (пока практикую это как задание на каникулы) придумать (составить, решить и оформить) свою задачу по изученной теме применимую в жизни. Работаю учителем только второй год после института, и вот уже у нас с классом появилась своя копилка задач, которую я использую при работе с ними (мы их решаем, разбираем) и с другими классами. Конечно, первый раз это было сложно, дети не совсем удачно составляли их. Не всегда могли собрать свои мысли, но со временем у них получались прекрасные задачи. Но есть все таки одно упущение, они пока не могут использовать реальные числа (возможно, это из-за учебников, ведь в них подбирают удобные числа). Но со временем всё будет.
И исходя, из своего небольшого опыта я считаю, что школьникам нужно больше решать прикладные задачи. Практика показывает, что ученики с большим интересом решают и воспринимают задачи практического содержания, из жизни.
Для улучшения работы в этом направлении я выделила следующие требования к прикладным задачам:
способы и методы решения задачи должны быть приближены к практическим приемам и методам;
задачи должны соответствовать программе курса, вводиться в процесс обучения как необходимый компонент, служить достижению цели обучения;
в содержании прикладных задач должны отражаться математические и нематематические проблемы и их взаимная связь;
вводимые в задачу понятия, термины должны быть доступными для учащихся, содержание и требование задачи должны «сближаться с реальной действительностью»;
прикладная часть задачи не должна покрывать ее математическую сущность.
Прикладные задачи могут быть использованы с разной целью, они могут заинтересовать или мотивировать, развивать умственную деятельность, объяснять соотношение между математикой и другими дисциплинами.
Прикладная задача повышает интерес учащихся к самому предмету, поскольку для подавляющего большинства ценность математического образования состоит в ее практических возможностях.
Я считаю, что нужно работать над реализацией прикладной направленности обучения серьезно, ведь она влечет за собой развитие познавательной активности у учащихся.
Развитие у учащихся правильных представлений о характере отражения математикой явлений и процессов реального мира, роли математического моделирования в научном познании и в практике имеют большое значение для формирования диалектико - материалистического мировоззрения учащихся.
Примеры прикладных задач составленных моими учениками 5 класс.
Валитова Алина
Задача 1. Таня пошла в магазин за подарками для своей сестры. Сначала она зашла в магазин косметики, там она купила помаду за 299,9 рубля и духи за 48012 рубля. Дальше она зашла магазин одежды и купила платье за 498,9 рублей, кожаный пояс 3% от цены которого составляет 4,5 рублей. Потом Таня решила купить к этому наряду сумочку. Она в том же магазине купила клатч за 99 рублей. После этого Таня зашла в магазин бижутерии и купила сережки за 55 рублей 50 копеек. Потом она зашла в книжный магазин и купила открытку за 15,5 рублей и большой бумажный пакет за 16 рублей.
Вопрос: Сколько всего денег потратила Таня? Сколько денег потратила Таня в каждом магазине? Сколько денег останется у Тани, если она брала с собой 5000 рублей?
Задача 2. У Даши было 50 рублей. В кондитерском магазине она увидела мини-пирожное по 20,5 рублей. В том же магазине она увидела маленькие шоколадки по 5 рублей 70 копеек каждая, жевательную резинку по 90 копеек и большой леденец по 18,8 рублей за штуку. Даша решила купить одно пирожное, 3 шоколадки, 5 жевательных резинок и большой леденец. Хватит ли Даше денег на все покупки? Если хватит, то сколько рублей будет составлять её сдача, а если не хватит, то сколько денег ей еще понадобится?
Нуретдинова Алсу
Задача 1. На приготовление обеда у мамы ушло 3 часа. Для приготовления мясных блюд понадобилось 35% времени, десерт занял 20%, а всё остальное время ушло на приготовление салатов. Сколько времени понадобилось маме на приготовление каждого блюда?
Задача 2. Мыловар должен изготовить 24 баночек крема. Сколько всего дней понадобится мыловару для выполнения работы если за 1 день он выполнил 28 ее части. Заметим, что каждый день на работу он выделял одинаковое количество времени.
Задача 3. Длина прыжка тигра может достигать 10,5 метра в длину. Мировой рекорд человека составляет 8,95 метров. На сколько метров дальше прыгает тигр?
Сагдеева Аида
Задача 1. Бригада из трех экскаваторов роет котлован. Второй экскаватор вырыл в 2 раза больше земли, чем третий. А первый в 3,5 раза больше, чем второй. За два дня, в общем, у них у них получилось 6 м3. Сколько кубических метров земли вырыл каждый из экскаваторов за второй день, если в первый день они вырыли 0,6 м3?
Я считаю, что в школьном курсе математики учащиеся должны больше решать прикладных задач. И не только решать, но и составлять свои.
Задачи должны быть подобраны так, чтобы их постановка привела к необходимости приобретения учащимися новых знаний по математике, а приобретенные под влиянием этой необходимости знания позволили решить не только поставленную, но и ряд других задач прикладного характера. Для создания проблемных ситуаций можно использовать и отдельные фрагменты прикладных задач, а задачи в целом рассмотреть впоследствии при закреплении и углублении знаний школьников.
Для постановки проблемы перед изложением нового учебного материала следует использовать задачи с практическим содержанием, отличающиеся ясностью и простотой решения. Их использование обеспечивает более осознанное овладение математической теорией, учит школьников самостоятельному выполнению учебных заданий, приемам поиска, исследования и доказательства, основным мыслительным операциям, выделению существенных свойств математических объектов.